Нравственные ценности — что это? Как формируются нравственные ценности?

Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Верность себе как основа нравственности

Верность себе — неотъемлемое качество зрелой Личности. Нравственность, даже в теории, без нее тоже немыслима. В разговоре о супружеской верности мы пришли к тому, что и ее без верности себе не может быть. Но что же это такое «верность себе»? Что стоит за этими словами и почему это такая редкость?

Само выражение верность себе парадоксально — как может человек изменить себе самому, если он один? Чтобы это было возможно, придется допустить не-цельность человека, наличие в нем неких противоположных сил или направлений. И действительно, чтобы выполнить, например, обещание, данное даже самому себе, приходится побороть свою же лень или другую склонность. Тут вопрос: какую же сторону признать собой — ту, которая дала обещание, или ту, которой лень его исполнять? Эта внутренняя противоречивость человека была замечена давно — и тысячелетиями эту проблему обозначали и пытались решить религия, философия, писатели и художники…

Так или иначе, все они признавали, что человек может называться Человеком, только когда он преодолеет эту раздвоенность в пользу верности себе, а именно, когда он сможет поставить нравственные ценности, убеждения и прочие «высокие» вещи выше своих же меркантильных (и материально, и душевно) интересов. Под «собой» при этом понимался его нравственный или жизненный выбор, за который он отвечает. Средоточие его ответственности и есть . Да, он обречен на эту борьбу со своими «низшими» интересами на всю жизнь — но в этой борьбе он становится Личностью, он растет и утверждается — каждый раз, когда он делает выбор в пользу верности себе, то есть своим высшим ценностям.

Эту проблему можно решить иначе — отказаться высших ценностей. И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону — в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье — достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов. Когда их удовлетворение видится за счет других — приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

Все-таки, от животных мы отличаемся и без высших ценностей, и часто — к сожалению. Например, в отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением. И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны — и для других, и для него самого. Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию… — список можно продолжать долго.

Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне — они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности. Вот нам и наше «счастье»! Это логичная цена философии «не дай себе засохнуть» и «бери от жизни все». Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность — не так уж эфемерны, и мы поспешили, объявив их архаизмом?

Свобода или распущенность?

Теперь осталось решить один неудобный вопрос: а как же свобода? Ну так не хочется себя ограничивать, насиловать..! Но тут-то как раз все просто. Часто под «свободой» понимается «вседозволенность», возможность беспрепятственного удовлетворения всех прихотей. На деле такая свобода оборачивается распущенностью и как самым настоящим рабством: желания и потребности диктуют человеку свою волю, а он только лихорадочно мечется, ее исполняя — и выбора у него нет.

Если же понимать свободу, как возможность выбора, то она осуществима только при условии власти человека над собой, точнее, над своими желаниями. Такой человек сам может поставить цель — и достичь ее, и никакие «потребности» его не собьют с пути, который он сознательно выбрал. Он — сам себе хозяин и потому по-настоящему свободен. Еще в древнем Риме отличием свободного гражданина от раба была самодисциплина.

С «насилием над собой» все так же. Или твои желания и потребности постоянно насилуют твою волю — или ты держишь их в узде, осуществляя свою волю и ощущая себя Человеком, а не бессмысленным животным — и это не насилие, а радость самостоятельности. Вопрос лишь в одном: кого мы считаем собой — ту нашу часть, которая способна иметь высокие цели и нравственные ценности, выходящие за рамки «шкурных» интересов или ту, которая блюдет эти самые потребительские интересы? И это вопрос нашего нравственного выбора — вопрос к нам.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Виды и уровни ценностей

Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:

  • Социально-конструктивное.
  • Социально-деструктивное.

К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.

Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.

Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.

От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.

Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.

Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:

  • Объект: материальный, духовный.
  • Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
  • Субъект: общественный, классовый, групповой.
  • Цель: эгоистичная, альтруистичная.
  • Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
  • Способ проявления: стойкий, ситуативный.
  • Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
  • Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
  • Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
  • Отношение к социуму: позитивное, негативное.

Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:

  • Материальные.
  • Моральные.

Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное – черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Единение народов

В масштабах народов и человечества, в общем смысле, тоже придается значимость тем или иным предметам. Все общество решает, что для него играет первостепенное значение. Составляется ценностно-нормативная система. Общество развивается, отдельные его члены взаимодействуют друг с другом. Если идеалы и интересы схожи, то взаимодействие плодотворное, благоприятное и результативное. У народа должна быть одна цель, приоритеты в социальной и политической жизни. Коллективно вырабатываются механизмы достижения общих задач.

Как правило, большое значение отдают социальной справедливости, гражданскому долгу, богатству духовной жизни, человеческому достоинству, материальному благополучию. В идеале людей волнует то, что происходит с миром вокруг: правильно ли используются ресурсы, разумно ли проводится политика, ведутся ли войны, в каком состоянии экономика.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: