Примерные психологические характеристики на детей методическая разработка по коррекционной педагогике


Для начала определим, что такое психологический портрет человека. Психологический портрет личности – это описание внутреннего мира индивида. Рассматривается тип личности, темперамент, характер, интересы, способности и многое другое. Описание психологических особенностей человека – это сложный процесс, который предполагает несколько этапов. Каждый из них имеет свои нюансы и значение, ни один из них нельзя пропускать. Давайте разберемся, как и для чего можно составить психологический (социально-психологический) портрет личности.

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой.

Пример описания известной личности

Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.

Особый интерес представляют их психологические портреты.

Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.

При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.

Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:

  1. Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
  2. Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
  3. С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
  4. Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
  5. Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.

Составляющие психологического портрета личности

Рассмотрим, как составить психологический портрет человека. Встречаются разные модификации портрета, но чаще всего в его структуру входят следующие элементы:

  • темперамент человека (тип нервной системы);
  • IQ и предрасположенность к интеллектуальному труду;
  • ведущие черты характера;
  • направленность личности;
  • уровень самооценки;
  • способности;
  • ценности;
  • коммуникативные навыки;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • мотивационная сфера;
  • индивидуализм-коллективизм;
  • другие.

Во время диагностики важно сохранять объективность, четко разделять факты и домыслы, исключить личное отношение к обследуемому. Поэтому лучше доверить это профессиональному психологу. Однако и он в ходе диагностики использует разные методы: наблюдение, тесты и опросники, беседы со знакомыми испытуемого и прочее.

Как составить психологический портрет личности

Для составления портрета нужно попросить человека пройти несколько тестов. Однако это не единственный способ. Рассмотрим популярные методы и алгоритм составления психологического портрета.

Тест Айзенка на определение темперамента

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. По итогам опроса составляется график, который показывает долю каждого типа темперамента (в чистом виде не встречается ни один вид).

Тест выявляет не только тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), но и направленность личности: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия. А также тест показывает эмоциональную стабильность или нестабильность клиента.

Тест Айзенка на IQ

Определяет не только интеллектуальное развитие, но и креативность, умение мыслить логически. Испытуемому предлагают решить несколько задач. Потом подводят итоги. Средний показатель IQ – 100-120 балов. Балл выше 150 указывает на гениальность, меньше 80 – на отсталость.

16 факторный опросник Кеттелла

Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик:

  • замкнутость – общительность;
  • конкретное – абстрактное мышление;
  • эмоциональная стабильность – нестабильность;
  • привычка подчиняться – привычка доминировать;
  • сдержанность – экспрессивность;
  • следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения;
  • робость – смелость;
  • реализм – чувственность;
  • подозрительность – доверчивость;
  • практичность – мечтательность;
  • наивность – проницательность;
  • спокойствие – тревожность;
  • консерватизм – радикализм;
  • конформизм – нонконформизм;
  • слабый самоконтроль – высокий самоконтроль;
  • расслабленность – эмоциональная напряженность.

Уже только на основе этого можно составить развернутый портрет личности. А если еще и оценить парные сочетания показателей, то можно узнать следующее:

  • лидерский потенциал;
  • коммуникативные навыки и потребность в общении;
  • отношение к другим людям;
  • интеллект;
  • гибкость и скорость ума;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к риску;
  • уровень самодисциплины и следования морали.

Если провести этот тест полностью, рассмотреть все трактовки, то можно только при помощи одной этой методики составить полноценный портрет человека. Например, для отбора кадров этого будет вполне достаточно.

Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика позволяет выявить и оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Примечательно, что результаты опроса описывают субъективное ощущение клиента. Этот тест часто используют психологи и психиатры.

Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека: Обследуемый: Василий Васечкин.

Ключевые элементы

Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:

  1. Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
  2. Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания.
    И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.

    Так, дети от одних родителей, попавшие в разные приемные семьи, могут вырасти совершенно непохожими друг на друга из-за различий в воспитании и условиях проживания. Характер человека может описываться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, индивид может быть добрым, открытым, общительным, отзывчивым и одновременно ленивым, трусливым, обидчивым.

  3. Способности. Обычно способности разделяют на духовные, физические и социальные. Первичными являются физические способности — уровень здоровья, выносливость, умения и достижения. Духовное развитие происходит по мере получения образования, усвоения нравственных и культурных норм. Социальные навыки развиваются в процессе воспитания. Это умение вступать в коммуникацию, открытость, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность и т.д.
  4. Интеллект. Определенный уровень интеллекта заложен в человеке с рождения. История знает немало случаев, когда великие гении появлялись в абсолютно обычных семьях у ничем не выдающихся родителей. У каждой личности есть возможность развивать свои интеллектуальные способности при помощи получения новых знаний и практического опыта, но начальные природные данные все же играют важную роль.
    Одаренные, талантливые или гениальные люди уже в раннем возрасте обнаруживают свои способности в определенной сфере.
  5. Эмоции. Эмоциональность личности выражается в способности отображать свои переживания, настроения. В зависимости от степени эмоциональности индивид определенным образом воспринимает окружающую действительность и формирует ответную реакцию. Эмоции помогают людям лучше понимать другу друга. Правильная оценка состояния собеседника дает возможность подстроиться под его настроение. Даже при наличии языковых, культурных или интеллектуальных барьеров люди всегда одинаково распознают эмоции радости, грусти, страха, гнева и т.д.
  6. Воля. Именно развитые волевые качества образуют стержень характера и позволяют человеку добиться успеха в жизни. Целеустремленность, самоконтроль, решительность и самостоятельность — все это свойства сильной и самодостаточной личности. Даже при благоприятных условиях жизни и наличии выдающихся интеллектуальных способностей слабовольный индивид не сможет добиться существенных результатов. Из-за лени, безынициативности и отсутствия самодисциплины он будет постоянно упускать благоприятные возможности.
  7. Коммуникабельность. Любой человек независимо от его возраста, социального положения и уровня развития должен уметь находить общий язык с окружающими. Коммуникативные способности развиты у людей в разной мере. Большое значение имеют не только природные данные, но и приобретенные навыки. Например, психологический портрет менеджера гарантированно будет содержать информацию о высоком уровне развития коммуникативных способностей у испытуемого.
    Профессиональная деятельность сотрудника основана на общении с людьми, и без коммуникативных способностей добиться результатов в данной области невозможно.
  8. Самоконтроль. Это качество напрямую зависит от степени развития волевых способностей. При приеме на работу специалистов, которым предстоит выполнять свои обязанности в стрессовых условиях, уровень самоконтроля является одной из ключевых характеристик.
  9. Самооценка. Это степень уверенности в себе и своих способностях. Обычно принято говорить о нормальной, заниженной и завышенной самооценке. В первом случае человек наиболее объективно оценивает себя. При заниженной самооценке присутствует неуверенность в своих силах и излишняя самокритичность, а при завышенной — переоценка собственных возможностей и достижений.
  10. Мотивация. Внутренне эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию.
    Мотивом может быть получение желаемой должности, материальной выгоды, положения в обществе, расположения значимых людей и т.д.

Вопросы для определения своего психологического портрета

Определенных вопросов нет. Чтобы узнать и написать свой психологический портрет личности, лучше использовать простые методики, например, геометрические и проективные тесты.

Одна из популярных техник – тест С. Деллингера. Чтобы сделать описание самого себя, задайте всего один вопрос: «Какая фигура меня привлекает больше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник или зигзаг?».

Трактовка ответа помогает определить тип личности:

ФигураОписание психологического портрета
ТреугольникВы — прирожденный лидер, привыкли концентрироваться на главном. Вам легко удается перерабатывать большие объемы информации, находить общий язык с разными людьми. Однако чрезмерная рациональность иногда мешает межличностному взаимодействию.
ПрямоугольникВы постоянно находитесь в состоянии поиска, жаждете изменений. Поэтому время от времени вы превращаетесь в один из других типов. Прямоугольник – самый нестабильный тип личности.
КвадратВы не боитесь труда и привыкли всегда добиваться своего, доводить начатое до конца. Вы можете добиться успеха в любой сфере, но лучше отдать предпочтение интеллектуальному труду. Вам больше подойдет размеренная жизнь и однотипная работа, вы любите правила и порядок.
ЗигзагСамый креативный тип. Из-за нестандартного мышления вы бываете импульсивным и непоследовательным, что порой отталкивает окружающих. Однако в то же время вы умеете расположить к себе.
КругСамый гармоничный тип. Главная ценность для вас – межличностные отношения. Вы — прирожденный психолог и дипломат.

Эталон

Золотое правило портретистов — это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.

Он вобрал в себя следующие составляющие:

  1. Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
  2. Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
  3. Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
  4. Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта — линия бровей. Третья черта — линия носа.

После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:

  • скулы;
  • подбородок.

Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.

Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: