Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.
Стресс, что происходит с организмом?
Следует помнить, что стресс — это нормальная реакция нормального человека на ненормальную ситуацию.
Наиболее травматичными являются ситуации антропогенного или социального характера, выходящие за пределы обычного, нормального человеческого опыта, когда источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты).
Краткосрочное, неожиданное травматическое событие, как единичное воздействие, несущее угрозу и требующее механизмов совладания, превосходящее возможности человека (сексуальное насилие, естественные катастрофы, ДТП, снайперская стрельба), оставляет неизгладимый след в человеческой психике.
Уже с первых часов и в течение 3–5 суток у пострадавшего ЗДОРОВОГО человека отмечаются:
- нарушения сна (затруднение засыпания, частые ночные пробуждения, ранние пробуждения в тревоге),
- изменение пищевого поведения (чаще увеличение объема поглощаемой пищи, при уменьшении избирательности),
- изменение массы тела (чаще ее потеря),
- повышение артериального давления (до 140–160/90–100 мм рт. ст.),
- учащение пульса и дыхания (не связанное с увеличением физической нагрузки).
Причем, повышение артериального давления зачастую не сопровождается субъективным ухудшением состояния. В дальнейшем человек часто видит сны, в которых присутствуют те или иные аспекты события, а следы в памяти носят яркий и конкретный характер. С достаточно большой степенью вероятности такое травматическое событие приводит к возникновению уже болезненных признаков посттравматического расстройства: навязчивой мыслительной деятельности, связанной с этим событием, симптомов избегания и высокой физиологической реактивности.
Александр ФЕДОРÓВИЧ
Стресс, без преувеличений – одно из самых часто повторяемых нами слов и часто слышимых в быту. Что же это такое? Сейчас я расскажу вам.
Стресс – это неспецифическая реакция организма на внешние раздражители. Принято делить стресс на физический и психоэмоциональный. Физический – это явления природы, это то, что окружает нас: влажность, температура воздуха, атмосферное давление, далее радиация и прочее. А вот психоэмоциональный – это все то, что происходит вокруг нас, но нами оценивается определенным образом, то есть, иными словами, это те события, которые имеют для нас значение.
Еще в 1937 году Ганс Селье, работая над изучением адаптационных механизмов организма, пришел к выводу о том, что на самом деле на старте все организмы реагируют на любые события одинаково. А вот потом, буквально через несколько секунд или минут, реакция начинает меняться.
В первую очередь. специфика определяется индивидуальными особенностями человека: нервной системой, степенью зрелости, наличием навыков, способностью сердечно-сосудистой системы и пищеварительной быстро откликаться на те или иные перемещения – то есть все очень индивидуально. И именно этим стресс и интересен.
В наследство от природы нам досталось ровно три варианта реагирования на внешние агрессивные воздействия. Вариант номер один – это ответ агрессией на агрессию. Вариант номер два: в ответ на агрессию – бегство. И, наконец, вариант номер три – это так называемое замирание, мнимая смерть, вы наверняка это видели, если смотрите программы о животных. Хищник напал на антилопу, вдруг она падает ничком, и хищник в растерянности – что же делать? Но в этот самый момент антилопа вскакивает и убегает. Природа о нас позаботилась.
Что же происходит в организме? Главная железа – надпочечники – вырабатывает два гормона: адреналин и норадреналин. Именно они обеспечивают нам возможность реагировать адекватно, то есть встретить опасность, быть готовым. За счет повышения артериального давления, учащения пульса, снижения порога чувствительности мы готовы к любой опасности.
В живой природе все логично и лаконично, но мы люди и у нас не все так просто. Что же происходит с нами? Основная засада – социальная – заключается в том, что мы не имеем права отреагировать так, как нам предписано природой.
Итак, варианты нашего поведения. Мы идем на экзамен: страшно, тревожно, адреналин шкалит – хочется убежать, но социум нам говорит: «Нет, ты должен пройти это! Это твое испытание, ты должен заявить о себе!».
Вариант второй. Конфликт на улице. И надо бы принять агрессию достойно – выступить самому смело и по всему фронту. Но социум нам говорит: «Нет! Ты не должен так поступать! Попробуй поговорить, попробуй уйти от конфронтации, ты же цивилизованный человек!».
Что происходит с той самой антилопой, которая выскользнула из лап разъяренного хищника? Она в движении, она утилизирует те самые адреналин и норадреналин, которые обеспечили ей такую возможность – сорваться. Что происходит с человеком, который находится в стрессе? Он не может никаким образом выработку этих гормонов – гормонов стресса – утилизировать.
Есть еще одно отличие человека от животного: человек пытается разным событиям давать разную оценку, предлагает им разную окраску. И тут стресс играет с нами злую шутку. Как уже было сказано, это – неспецифическая реакция, то есть организм всегда реагирует одинаково. Но есть стресс со знаком «плюс»: повышение зарплаты, квартальная премия, смена места жительства с улучшением условий, повышение по службе – представляете, сколько удивительного в этом слове – стресс – скрывается для человека.
Все эти события перечислены, и не просто, а с указанием количества баллов некой нагрузки на организм, в таблице Холмса. Чем же интересна таблица Холмса? Тем, что там не только перечислены все события, которые наполняют нашу жизнь смыслом и красками, но и каждому из этих событий присвоено количество баллов. Вы берете карандаш и перечисляете на бумаге все те события за последний год, которые с вами произошли. Против каждого события выставляете количество баллов и, просуммировав их, вы можете сделать интересный вывод. Если количество баллов до ста, то, в принципе, ваша жизнь насыщена событиями и стрессом, но ничего страшного вам не грозит. Если количество от ста до двухсот, то вы перенесли довольно большой объем стрессовой нагрузки, и вам было бы неплохо позаботиться о себе. Если же количество баллов превышает триста, то вам однозначно необходимо обратиться к специалисту за помощью.
Теперь вы имеете начальное представление о том, что такое стресс. В дальнейшем я расскажу вам о том, кто ему подвержен, чем он опасен, и как с ним бороться. Смотрите, слушайте и думайте.
Что происходит когда стрессы постоянно повторяются?
Если же имеет место постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора (повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия), оно сначала переживается по уже описанному типу (нарушения сна, пищевого поведения, витальных функций), но, по мере того, как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы с появлением чувства беспомощности в предотвращении травмы.
При этом люди стремятся к выявлению достоверных признаков, указывающих на возможность повторения травматической ситуации (усиление внимания к официальным сообщениям властей, обращение к гадалкам и прорицателям, пребывание вблизи лиц, которые могут помочь при повторении ситуации).
Достаточно часто на первый план выдвигается озабоченность собственным здоровьем. В таком случае фиксация на болевых или других неприятных ощущениях в теле способствует восприятию вероятности повторения травматической ситуации как менее значительной угрозы.
Часть пострадавших начинает запасаться продуктами и другими предметами первой необходимости (мука, соль, спички, горюче-смазочные материалы).
Высокий уровень тревожного ожидания повторения травматической ситуации обычно длится не более 5–7 суток, после чего, как правило, отмечается снижение уровня тревоги. Как о.
В дальнейшем для воспоминаний о такого рода событии характерна их неясность и неоднородность в силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией. Результатом воздействия пролонгированной травмы 2-го типа может стать даже изменение самосознания и образа мира пострадавшего человека, что может сопровождаться чувством вины, стыда и снижением самооценки.
Диссоциация, отрицание, намбинг (психическое оцепенение), отстраненность, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами может присутствовать в качестве попытки защиты от непереносимых переживаний. В таких случаях быстрое восстановление нормального функционирования редко и маловероятно.
Переходный период для ЗДОРОВОГО человека наступает после разрешения (завершения) травматической ситуации и возвращения в микросоциальную среду с привычными иерархическими ценностями (в том числе и ценностью человеческой жизни).
В зависимости от тяжести и продолжительности континуального стресса продолжительность переходного периода составляет 15–30 суток. При этом происходит сопоставление модуса своего поведения во время ситуации со своими представлениями об одобряемом поведении и установками микросоциальной среды (иными словами, имеет место внутренняя ревизия периода континуального стресса).
В этот период люди не высказывают жалоб на свое здоровье (как физическое, так и психическое); несмотря на присутствие чувства разбитости и недомогания, на первый план выступает тяжелая астения. Вопреки наличию даже серьезных соматических расстройств, практически все пострадавшие отказываются не только от госпитализации, но и регулярной амбулаторной помощи и всеми силами стремятся «попасть домой» (в привычную обстановку).
В последующем, в части случаев происходит формирование посттравматического стрессового расстройства, то есть — формирование уже БОЛЕЗНЕННОГО состояния.
Основные типы реагирования на стресс
Рис. 15. Модель психологического стресса[81]
Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.
Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться
(
первый этап — жизненная ситуация).
Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы
(
второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).
Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:
1. Ура! Новое место, новые люди.
2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.
3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.
Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее
. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.
Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д.
(третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни(пятый этап – последствия).
Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.
Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.
В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.
Установка – неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]
Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.
В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.
Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:
· регрессия (обида, жалость к себе)
· зацикливание на негативных чувствах
В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.
Например:
Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы «раздуваете из мухи слона», а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: «Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания.» Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым». Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.
Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость— совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:
- Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
- Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
- Делайте все во время.
«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах. - Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
- Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
- Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
- Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
- Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
- Высыпайтесь.
- Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
- Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
- Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
- Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
- Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
- Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
- «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.
Помощь
Существует три подхода к оказанию помощи людям, пережившим психотравму и страдающим от постстрессовых расстройств:
- Медицинский. Медицинский подход предполагает лечебную помощь.
- Социальный. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь человеку «удержаться на плаву в жизни», т.е. иметь некий прожиточный минимум (на жилье и работу, прежде всего).
- Психологический. Психологическая поддержка оказывается с целью помощи в проработке опыта, порождаемого самой стрессовой травмой и трудностями приспособления к жизни после нее, позволяющей ощущать себя в гармонии с самим собой и другими людьми, реализовать свои возможности и развиваться как личность.