Трудный подросток — особенности поведения, способы работы и советы родителям

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу. Первую консультацию можно получить на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека адаптироваться к социальным правилам и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Скороспелки

Большинство тинейджеров попадают в первую категорию — хорошо приспособленных к жизни от рождения и до 11 лет — категорию «скороспелок». Если родители хорошо ладили с ними до 11 лет, то не имеет значения, насколько трудно придется им всем в подростковый период. В конечном счете все сложится хорошо.

Разумеется, трагические последствия такого поведения, как неумеренное потребление наркотиков или беспорядочные половые связи могут угрожать развитию подростка и его взаимоотношениям с родителями. Но, за исключением этих экстремальных случаев, если родители поддерживали хорошие отношения со своими детьми до 11 лет, они могут спать спокойно.

Безусловно, в этой категории есть подростки, которые о многом не желают разговаривать с родителями, потому что им стыдно, или они чересчур не уверены в себе, или выбиты из колеи. Другим же очень повезло. У них сложилось отличное представление о себе, и они продолжают прекрасно общаться со своими родителями. Они тоже пройдут через периоды отстраненности и сомнений, поскольку тело, разум и эмоции в отрочестве меняются гораздо быстрее, чем в любой другой период жизни; но это — естественные проблемы, и с этими подростками все будет в порядке.

Например, даже нормальные, хорошо приспособленные дети часто огрызаются на родителей. Вполне обычное дело — когда 11-летние мальчишки сердятся, а 13-летние девчонки раздражаются и отпускают неприятные комментарии. Это часть естественного процесса взросления. Отчасти дело в гормонах и физическом развитии. Отчасти в этом повинны волнение и страх, ведь подростки осознают, что всего через несколько лет у них будет ответственная работа или даже другая фамилия. Это очень глубокие изменения, и нередко единственной реакцией подростка на такую тревогу являются вербальные нападки на родителей. Кстати, взрослые, попадая в такие же стрессовые условия, поступают точно так же.

В ответ на подобное поведение родители могут сказать подростку: «Я понимаю, что ты сердишься, — это случается и с детьми, и с взрослыми. Но в данный момент ты — не очень приятная компания, так почему бы тебе не поужинать в своей комнате?».

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Причины отклонения подростков от поведенческих норм

Факторов, влияющих на развитие девиантного поведения подростков, много. Педагогика разделяет причины отклоняющегося поведения на 3 группы – социальные, медико-биологические и психические.

Социальные причины

К ним относят влияние семьи, школы, окружающего общества. Общеизвестно, что дети из неблагополучных семей гораздо больше склонны к антисоциальным проявлениям. Это плохая учеба, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, правонарушения, неадекватная реакция на замечания, агрессивность.

В опасности может быть подросток и из внешне благополучной семьи. Формальные отношения между родителями, постоянное выяснение отношений, равнодушное отношение к ребенку, чрезмерная строгость в воспитании или, напротив, избалованность – все это является факторами риска развития девиантного поведения.

К социальным причинам относятся ошибки педагогических работников. Подростковый возраст – это период обучения в школе или профессиональных учебных заведениях. Повышенная ранимость подростков делает их особенно уязвимыми к бестактности и жестокости педагогов. К сожалению, такие ситуации редко, но встречаются.

Кроме того, в подростковом возрасте могут возникнуть болезненные конфликты с коллективом одноклассников.

Медико-биологические причины

К этой группе относят наследственные причины. У детей пьющих родителей часто наблюдается задержка развития и другие патологии, включая особенности характера. Наследственной может быть умственная недостаточность, приводящая к социальной дезадаптации. Отклонения в развитии могут быть вызваны тяжелыми болезнями или травмами.

Фактором риска является и возросшие темпы акселерации. Физическое и половое развитие современных подростков опережает социальную адаптацию. Эта диспропорция также является дестабилизирующим фактором.

Психические причины

Психика подростка – это тема для отдельного разговора. В этот период происходит болезненный процесс формирования характера.

Неумение разобраться в себе, наплыв новых ощущений, физическое взросление, формирование сексуальности могут вызвать девиантные реакции психики:

  • агрессивное поведение;
  • отказ от общения, уход из дома;
  • чувство отчаяния и страха, депрессия;
  • слепое подражание авторитету;
  • стремление к самостоятельности, отрицание жизненного опыта старших и переоценка своего собственного;
  • повышенное половое влечение.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. Подросток становится агрессивным, жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Типы подростков с отклоняющимся поведением статья по праву на тему

Цыкоза Л.Г., заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ № 8, г. Красный Сулин

ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Материалы к педагогическому совету

Характеристики подростков с отклоняющимся поведением отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. Прослеживаются характерные черты подростков с отклоняющимся поведением, а также различные их классификации.

В основу каждой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.

Первую группу составляют учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов, как в отрицательном, так и в положительном отношении.

Ко второй группе можно отнести эгоистов, упрямых учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

К третьей группе относятся лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.

Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.

Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.

Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.

Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.

Таблица преобладающих причин поведения в соответствии с ведущими недостатками личности:

Ведущие недостатки личности Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления
1. Грубость а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога
б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться
в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей
2. Лень а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов
б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность
в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки
б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин
в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания
4. Склонность к правонарушениям а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях
б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению
в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность

Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:

• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;

• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;

• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;

• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;

• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;

• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;

• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.

Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.

• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.

• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.

• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.

• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.

• «Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.

• «Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.

• «Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.

• «Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.

• «Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.

• «Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.

Многообразие аспектов поведения подростков с отклоняющимся поведением дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления и вовремя принять меры по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.

Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.

Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек — устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.

Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Семейные конфликты.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы — это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Ещё один немаловажный фактор — это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема

Осуществляя исследования по данной проблеме, мы столкнулись с тем, что множество социально-психологических работ по девиантному поведению подростков и взрослых описыва­ет явления, так или иначе связанные с девиантностью, но в то же время не объясняет почти ниче­го. Внутренние механизмы девиации не очевидны. Так какова же природа такого «внутреннего», которое разнообразные социально-психологические факторы преобразует в девиантное поведение человека? Предварительное знакомство с детьми, находящимися в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Волгоградской области, использование при работе с ними различных игровых, арт-терапевтических техник, приемов социально-психологического тренинга позволили нам предположить, что наиболее адекватным методом оценки детей будут проективные методы, максимально «сплавленные» с психокоррекционными процедурами.

Кроме того, нами было отмечено, что для подростков-девиантов характерны слабое осозна­ние собственных качеств личности, отсутствие адекватной оценки своего поведения, несформиро­ванность самооценки либо заблокированность ее механизма, т.е. показатели развитого самосозна­ния не проявляются. По сути дела, в исследовании мы были вынуждены опираться на тезис О.А. Бе­лобрыкиной о том, что методы личностной, когнитивной и коммуникативно-поведенческой диагно­стики детей до 4 лет

(курсив мой. –
Д.З.
) не должны включать задания и вопросы, ориентированные на самосознание и взвешенную оценку собственных качеств и возможностей [1, с. 62].

Проективные методы позволили нацелиться на формирование совокупной картины личности ребенка в противоположность узкой направленности на отдельные черты объективных оценочных техник личностной диагностики. Отсутствие структуры при проективном тестировании обеспечи­ло условия, когда ребенок мог проецировать собственные потребности, эмоции, мыслительные про­цессы, конфликты и характеристики на тестовую ситуацию [2, с. 275].

Обобщенная социальная карта девиантов.

Количество детей в коррекционной группе – 13 человек. Возраст – 11–15 лет. Пол – 10 мальчиков, 3 девочки. Правонарушения – кражи сладостей, сигарет, алкоголя, телефонов, велосипедов, металла, порча имущества и т.п. Семейная ситуация охватывает различные варианты: неблагополучная полная семья, родители лишены родительских прав, развод родителей, алкоголизм родителей, безработность родителей, проблемы с жильем, ни­щета, заключенные родители, смерть родителей, воспитывает мать, бабушка, отсутствует отец, пью­щий и/или судимый отчим. Реконструкция ситуации позволила полагать, что родители сами рос­ли без надлежащей заботы, руководства и надежной привязанности и все еще ищут их с детским усердием. Такие родители не способны удовлетворить потребности своих детей, перегружают их собственными проблемами. Академическая успеваемость подростков низкая. Материальное поло­жение преимущественно тяжелое. Место нахождения в период оценки – Центр временного содер­жания несовершеннолетних правонарушителей при УВД Волгоградской области. Время нахожде­ния – от 10 до 30 дней.

Описание развития девиантов

строится с опорой на следующие модели:

  • модель когнитивного детского развития (ж. Пиаже);
  • модель эмоционального развития в течение жизни (Р. Лейн и Г. Шварц);
  • модель психологического развития человека в течение жизни (Э. Эриксон);
  • стадии психосексуального развития (З. Фрейд);
  • основные стадии моторного развития в раннем детстве;
  • рецептивное, экспрессивное и прагматичное речевое развитие в детстве;
  • расстройства в виде дефицита внимания и нарушения поведения (Р. Барклей).

Также описываются биологические, социальные, психологические факторы и проблемы раз­вития детей.

1. Биологические факторы развития детей.

Обусловлены социальными причинами, хрони­ческим недоеданием: плохое питание из-за низкого социально-экономического статуса. Отмечают­ся травмы головы. Подростки соматически выглядят существенно младше своего хронологическо­го возраста на 2–3 года относительно своих 11–15 лет.

2. Социальные факторы.

Отсутствие поддерживающей группы, пренебрежительное отно­шение, высокий уровень ежедневного стресса, низкий социально-экономический статус, развод родителей, алкоголизм родителей, безработность родителей, проблемы с жильем, нищета, заклю­ченные родители, смерть родителей. Косвенным признаком неблагополучия социальной ситуации развития также является весьма часто вербализируемая потребность детей вернуться для прожи­вания в Центр, даже ценою новых правонарушений. Дети искренне говорят о том, что там хоро­шо, «можно есть, мыться, чистая постель, некоторые воспитатели добрые, есть цветные каранда­ши и т.п.». хотя, с точки зрения обычного человека, условия содержания в психологическом смыс­ле не самые благоприятные.

3. Когнитивное развитие.

Символическое и формальное мышление не развито, абстрактное понимание не доступно (при нормальном развитии у детей в 12–13 лет символическое мышление развито), нарушение навыков чтения и письма, математических способностей, академическая не­успеваемость. Подростки отказывались от упражнений, связанных с формальными операциями, избегали когнитивных стимуляций, словарных игр, хотя это соответствовало бы возрастной нор­ме. Таким образом, тип фазы развития мышления: дооперациональный, что соответствует детям 4–7 лет. Понимание добра и зла не интериоризировано.

4. Эмоциональное развитие. Ограниченный спектр переживаний, переживание по типу или­или (нет смешанных чувств) могут идентифицировать только один аффект одновременно, привя­зывать только один аффект к отдельной ситуации. Одномерные эмоциональные переживания обу­словливали быстрые смены настроения. живут «здесь и сейчас»). Испытуемые проявляли исклю­чительную эгоцентричность, т.е. способность принимать во внимание только собственную физиче­скую перспективу, не могли видеть мир децентрированно, т.е. с позиции другого человека, демон­стрировали упрямство и вспышки раздражения, агрессивность, импульсивность. Эмоциональный фон: страхи, подавленное настроение, депрессии, эмоциональная неустойчивость, агрессивность и т.д. Такие состояния характерны для нарциссических нарушений личности и поведения (х. Когут).

5. Психологическое развитие, по Э. Эриксону

– конфликты разрешены в пользу недоверия, вины, сомнения, неполноценности, что соответствует описанию неразрешенных противоречий в 1 год – 6 лет.

6. Психосексуальное развитие, по З. Фрейду.

Отмечаются как наиболее ярко выраженные по­требности оральной стадии: немедленное получение еды и сладостей, постоянное чувство голода, стремление к удовольствию от курения, принятия алкоголя или энергетиков, удовольствие, основан­ное на немедленном удовлетворении. Концентрация преимущественно на теме еды при играх, про­смотре мультфильмов, свободных беседах. Низкая толерантность к фрустрации, не проявляется спо­собность откладывать удовлетворение потребностей, что характерно для развития ребенка в ранние периоды его жизни. По нашему мнению, в данной ситуации проявляется фиксация, а не регрессия. Выражены были расстройства кормления и питания в младенчестве и раннем детстве, одно из про­явлений – извращенный аппетит: реально проявлялся в поедании чрезвычайно соленого теста для лепки, сырой фасоли, приносимой для игр, символически проявлялся в рисунке «Несуществующее животное» (поедание предметов, не пригодных для еды, таких как огонь, иглы, земля, краска, окур­ки, химические вещества). В целом пищевое и социальное поведение девиантов нами было оцене­но как «алчуще-ненасытное» – оральная фиксация. Ключевой глагол – «дай!», т.е. преобладает по­зиция взятия («taking»), а тема отдачи («giving») материальной или эмоциональной вызывала про­тест, что характерно для шизоидной позиции (Р. Фэйрберн).

7. Рецептивное, экспрессивное и прагматическое речевое развитие в детстве.

Коммуника­тивные расстройства – ограничения словарного запаса, ошибки и трудности в построении предло­жений, что также мешает ребенку в учебной и социальной жизни. Отсутствуют навыки слушания, учета особенностей слушателя, примитивный грамматический синтаксис, телеграфическая речь, нет навыков ведения диалога (передача сообщения, вступление в диалог, поддержание темы и т.п.), что соответствует развитию детей в 36–60 месяцев.

8. Моторное развитие.

Любят играть в игры, требующие крупных моторных навыков (фут­бол), что характерно для детей младшего школьного возраста. Любят осваивать новые задачи, ко­торые требуют от них использования моторных навыков. Нравится рисовать, резать и клеить, осва­ивать простые умения и занятия. Получают удовольствие от неструктурированной деятельности, которая является кинестетической стимуляцией. Любят возиться с клейкими материалами и соз­давать неопределенные формы из игрового теста. Эта деятельность удовлетворяет и как процесс создания конечного продукта, и как кинестетическая стимуляция, что привлекательно для детей 7–10 лет. Как значимое качество детьми отмечается умение бегать, возможно, это бессознательная тенденция «убежать прочь, «от…» и «к…».

9. Социально-психологические проблемы развития.

Задержки в развитии самосознания. Инт­рапсихические проблемы: низкие самооценка и самоуважение, отсутствие интересов или увлече­ний, избегание неудачи. В семье нередко присутствует фигура агрессора, эпизодического или по­стоянного. Ребенок интроецирует фигуру агрессора в процессе защитной проективной идентифи­кации, а затем переносит эту модель отношений на сверстников. Межличностная адаптация свя­зана с проблемами, которые проявляются в контексте взаимоотношений с другими, например, с семьей и друзьями, включая сложности во взаимоотношениях со сверстниками, ссоры с родителя­ми, отсутствие доверия и школьную тревожность. Дети, настроенные агрессивно, часто отвергают­ся референтной группой. хотя именно в этом возрасте группа сверстников приобретает все боль­шее значение. Родительский стиль воспитания – «попустительски-отсутствующий». В условиях ма­лой структурированности в семье дети зачастую только догадываются об адекватности своего по­ведения и приемлемости эмоций. Поскольку ребенок не имеет исходного чувства добра и зла, та­кой стиль дезориентирует и провоцирует рост тревожности. Инфантильные родители часто стро­ят с детьми не родительские отношения, а отношения, характерные для сверстников. Поскольку ребенок нуждается во взрослом в своем окружении, чтобы иметь критерии определения того, что правильно, а что нет, такой родительский стиль провоцирует его дезинтегрированность, дезадап­тированность и неуверенность в себе. Дети при ответе на вопрос о желаемом возрасте называли дошкольный период детства. Социологические факторы – в нашем случае отсутствуют (реальные) позитивные ролевые модели и идеальные герои, что оставляет детей с нереализованной потребно­стью в самоуважении и смысле, что обусловливает депрессии и переживание безнадежности с со­знательной или бессознательной тенденцией к суициду.

Реактивное нарушение привязанности характеризуется расстройством социальных отноше­ний ребенка, что проявляется либо в неспособности начать социальное взаимодействие, либо в не­уместной общительности. Ему способствует патогенный характер родительского ухода за ребен­ком в виде полного невнимания к базовым физическим или эмоциональным потребностям ребен­ка или повторяющейся смены людей, заботящихся о ребенке, что нарушает формирование стабиль­ной привязанности.

Дополнительные сведения – при наличии опыта общения с положительной родительской фи­гурой (мать, бабушка) дети имеют более благополучный психологический статус, что проявляется в результатах проективных заданий. Очень немногие дети имеют позитивный опыт общения, ког­да взрослый (в психокоррекционной группе) уделял им внимание и уважал его поведение в тече­ние продолжительного периода времени. Соответственно они часто не хотят завершать приятный и неожиданный опыт работы, ожидают его продолжения.

10. Особенности Я-концепции

. По двум важным составляющим Я-концепции – самоуваже­ние и уверенность – у подростков-девиантов проявляются низкие самоуважение и уверенность, они ведут себя сверхкомпенсаторно, развивая деструктивную исследовательскую активность и речевую активность, не придерживаясь ограничений и безопасных границ. Самопонимание и самооценка неадекватны реальности. Самоидентичность не развита, подростки не имеют приоритетов в заня­тиях, не готовы к новым задачам из-за страха потерпеть неудачу. Я-концепция включает постанов­ку ценностей, целей, идеалов, направленность (данный компонент нами не был выявлен, что мож­но объяснить отсутствием у детей опыта общения со средой, которая способствовала бы формиро­ванию внутренних ценностей, их согласованности и ограничений). Отсутствует или заблокирова­на временная ретроспектива и перспектива, предположительно в целях сохранения минимальной целостности, недопущения в сознание невыносимых переживаний.

11. Расстройства в виде дефицита внимания.

Дефицит внимания/гиперактивность. Присут­ствуют симптомы невнимательности – подростки легко отвлекаемы, не выполняют инструкции, ис­пытывают трудности при сохранении внимания, забывчивы, выражены трудности в организации деятельности. Присутствуют симптомы гиперактивности-импульсивности – суетливые движения рук или ног, чрезмерная разговорчивость, активность как у «заведенного», нечеткие ответы, пре­рывание других.

12. Расстройства в виде нарушения поведения.

Расстройства поведения подростков-девиантов характеризовались по меньшей мере тремя явными симптомами, которые отражают отсутствие ува­жения к правам окружающих и социальным нормам или правилам в различных обстоятельствах. Эти симптомы также включают воровство, поджоги, ложь, жесткость к животным или людям, дра­ки с оружием или без него, порча имущества и другие более тяжелые формы поведения. Подобное поведение проявлялось впервые до 10-летнего возраста. Также можно говорить о расстройстве в виде оппозиционно-вызывающего поведения, которое характеризуется по крайней мере явными симптомами негативизма, враждебности и отклонениями, выходящими за пределы того, что мож­но ожидать от ребенка в этом возрасте, например, любовь к спорам, экстернализация упреков, от­сутствие сдержанности, раздражающее и своевольное поведение и т.д.

13. Расстройства настроения.

Депрессивное или субдепрессивное состояния. Тревожные расстройства – в данном случае расстройство в виде генерализованной тревожности – раздражи­тельность, мышечное напряжение, трудности в сосредоточении, быстрая утомляемость и беспо­койства. Расстройства адаптации – в данном случае можно говорить о хроническом расстройстве адаптации со смешанным тревожным и депрессивным настроением и смешанным эмоциональным и поведенческим расстройством.

Резюмируя, можно сказать, что диагностические процедуры позволили сконструировать внутреннюю картину депрессивной орально-агрессивной личности подростка со слабо социализи­рованным поведением.

С нашей точки зрения, такая психологическая модель личности удачнее все­го теоретически концептуализируется в психоаналитической парадигме развития и функциониро­вания личности. Проанализировав еще раз концептуальные подходы к психокоррекции и психоте­рапии и собственную систему взглядов, мы пришли к выводу, что наиболее подходящей в данном случае будет попытка выделить причины данных расстройств в контексте психодинамического под­хода. Именно в психоанализе придается максимальное значение депрессивной позиции личности, депрессивным состояниям и агрессивной энергии. Нами была изучена природа депрессивности и агрессивности с точки зрения психосексуальных стадий развития З. Фрейда, объектных отноше­ний М. Кляйн, концепций Д. Винникотта, х. Когута, О. Кернберга и др.

Первой исходной предпосылкой при нашем анализе психоаналитического подхода к при­роде девиантности стала позиция х. Когута о том, что в подавляющем большинстве случаев не­правильное развитие, фиксации и неразрешимые внутренние конфликты, характеризующие лич­ность взрослого человека, объясняются специфической патогенной личностью родителя (родите­лей) и специфическими особенностями патогенной атмосферы, в которой растет ребенок. Очевид­ные события в ранней жизни ребенка (например, рождение, болезни и смерть родных братьев или сестер, болезни и смерть родителей, распад семьи, длительная разлука ребенка со значимыми для него взрослыми, его тяжелые и продолжительные болезни и т. д.) играют важную роль в перепле­тении генетических факторов, которые ведут к последующему психологическому расстройству, но при этом часто оказываются не более чем точкой кристаллизации для промежуточных систем па­мяти, которые, если проследить далее, ведут к действительному пониманию причин возникнове­ния расстройства [5].

На основе опросной диагностики было отмечено преобладание шизоидных черт у девиан­тов по сравнению с недевиантами. Предварительное понимание этих данных мы строим на идее М. Кляйн о естественной параноидно-шизоидной позиции младенца, которая при постоянной фру­страции так и остается непреодоленной, не происходит внутренней интеграции «хорошего и пло­хого» [4]. Таким образом, уровень развития личности девианта скорее психотический либо погра­ничный, но не невротический.

Также мы предполагаем, что девиантность относится к нарциссическим (защищающим от травм) нарушениям личности с депрессивным компонентом (ослабление или серьезное искажение самости, депрессия, ипохондрия, повышенная чувствительность к пренебрежению) и нарциссиче­ским нарушениям поведения (делинквентность, пагубные привычки, аддикции, перверсия), что об­условлено ранними депривациями и травмами.

Четвертой исходной посылкой стала позиция Д. Винникотта о природе девиантности и де­линквентности как проявлении стремления ребенка к получению ощущения безопасности и роста символически, например, путем воровства. Другими словами, ребенок бессознательно стремится восполнить, компенсировать то, что ему «недодали» [3].

С точки зрения Д. Винникотта, в деструктивности, антиобщественных наклонностях могут проявляться поиски ребенком чего-то недостающего, в том числе поиски контейнирования его не­нависти. Самое важное в этих различных формах делинквентного и предделинквентного (чревато­го правонарушениями) поведения – чтобы нашелся кто-то, кто мог бы распознать в них бессозна­тельный поиск, кто бы мог соответствовать тому, что Д. Винникотт называет «моментом надеж­ды». Если момент надежды находит отклик, будет уделено внимание потребности, выражаемой в плохом и даже злобном поведении, и оно постепенно может стать ненужным.

Когда психоррекционный процесс действительно центрирован на ребенке, Я-концепция ре­бенка и его восприятие других людей начинает меньше зависеть от установок окружающих, что позволяет ребенку обрести веру в свои силы и способность управлять собой. Научившись владеть собственными чувствами и поступками, ребенок ощущает себя более сильным и гибким.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: