Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание

Наказание себя достаточно частая вещь в жизни полного человека, и не только полного, в принципе любого человека.

Слово «наказание» очень легко сходит с наших уст, как будто это само собой разумеющаяся вещь, а если наказывает себя, человек имеющий лишний вес, с помощью диеты – то тут просто все в ладоши хлопают «Какая ты молодец! Так держать! Давай и дальше занимайся и заботься о себе (издевайся)»

Написала в скобочках (издевайся), потому что по-другому и назвать не могу, если человек начинает себя наказывать сам за что-то, что он сразу и обвинитель, и судья, и палач, и жертва. Как-то вот так получается, сразу 4 персонажа в одном единственном действии.

Самое неприятное, то, что это поддерживается обществом и эти привычки идут из детства, так воспитывают, так приучают к самодисциплине.

Ведь наказанным никому быть не хочется?

Верно?

И для того, чтобы тебя не наказывали, делай как надо, делай все хорошо и будь хорошим.

Тут на мой взгляд, есть одна проблема – отсутствует простое желание чего-то достигать и при этом не чувствовать себя плохим и из-за этого быть наказанным.

Меню самонаказаний: онкология, партнер-психопат, начальник-тиран… Чего желаете?

Экология жизни.Психология: Классика жанра – разные виды психосоматики: головные боли и мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом и сердечно-сосудистой системой, гипергидроз, вплоть до серьезнейших онкологических заболеваний. Кроме того, это может быть и реальное, физическое повреждение себя: обкусывание ногтей, вырывание волос, порезы, ожоги, причинение себе боли, поломанные руки и ноги. Подобные виды самонаказаний часто выбирают дети.

Некоторые люди, чувствуя себя в чем-то провинившимися, страстно желают быть наказанными и настойчиво ищут способ как можно строже покарать себя. В своем намерении они, как правило, преуспевают – подрывают свое здоровье, «влипают» в ущербные отношения, регулярно занимаются самоедством.

Самонаказания на любой вкус – от примитивных до изощренных

Классика жанра – разные виды психосоматики: головные боли и мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом и сердечно-сосудистой системой, гипергидроз, вплоть до серьезнейших онкологических заболеваний.

Кроме того, это может быть и реальное, физическое повреждение себя: обкусывание ногтей, вырывание волос, порезы, ожоги, причинение себе боли, поломанные руки и ноги. Подобные виды самонаказаний часто выбирают дети.

Бывает, что люди, наказывая себя, остаются в отношениях или ситуациях, которые им явно вредят, угрожают их здоровью и даже жизни. Например, с партнерами, которые практикуют физическое и эмоциональное насилие. На работе, где жесткий график и невозможно отдохнуть, выспаться, где постоянно царит напряженная атмосфера и все общаются друг с другом на повышенных тонах. В квартире, где на три комнаты двенадцать жильцов, которые тихо ненавидят друг друга.

«Неправильные» чувства – веский повод строго наказать себя

Желание наказать себя пробуждают все социально неприемлемые эмоции, которые мы запрещаем себе испытывать по отношению к другим людям: страх, злость, боль, отвращение, вина, стыд, печаль. Человек, который склонен к самонаказаниям, живет с мыслью о том, что ему нельзя выражать окружающим, в том числе близким, свои негативные эмоции – ни при каких обстоятельствах нельзя злиться, нельзя гневаться, нельзя грустить и плакать, нельзя требовать своего.

Например, я злюсь на Васю, но он мой начальник, поэтому я сдерживаю свою злость. Если мне трудно держать ее в узде, я буду случайно наступать Васе на ногу или прижимать его дверью. А если я хорошо умею сдерживаться, злость вылезет в виде психосоматики.

Проблема родом из детства

Бессознательное желание наказать себя возникает тогда, когда человек не может разместить вовне испытываемые им чувства и переживания. Вместо того чтобы направить их на другого человека или ситуацию, по отношению к которой они родились, он начинает обращать их на самого себя.

Все чувства, эмоции, ощущения рождаются в нас в ответ на какой-то стимул извне. Увидели друга – обрадовались. Укололись иглой – расстроились. С нашими чувствами мы поступаем по-разному. Можем выразить их прямо: например, улыбнуться или нахмуриться. Можем – косвенно: едко пошутить или многозначительно промолчать. Можем вообще сдержать и не делиться ими с окружающими.

Все эти способы реагирования нормальны и естественны, пока они сменяют друг друга, то есть пока человек в состоянии выбирать, как он реагирует. Но иногда этот естественный процесс нарушается. Например, родители запрещают ребенку выражать злость: ругают и наказывают его, если он злится, и поощряют, если он не проявляет это «некрасивое» и «неудобное» чувство, прячет его внутри себя. Ребенок усваивает, что злость надо сдерживать, и отныне стремится маскировать ее. Так он попадает в группу риска.

Быть себе другом, а не строгим судьей

Если вы обнаружили у себя тяготение к самонаказаниям и хотели бы избавиться от него, попробуйте предпринимать следующие шаги.

1. Возвращать себе контроль над своими действиями. Так, людям, которые грызут ногти, мажут их чем-нибудь горьким. Благодаря этой уловке человек замечает, что грызет ногти – обычно он делает это бессознательно, – и прекращает.

2. Устанавливать истинный объект своих негативных эмоций. Почувствовав непреодолимое желание нанести себе вред, спросите себя: «Какое чувство мной движет? На кого в действительности оно направлено?»

На этом этапе полезно прибегнуть к классическому упражнению, придуманному психотерапевтом, основоположником гештальт-терапии Фрицем Перлзом, – «Пустой стул». Вы представляете своего «внутреннего вредителя» в виде какого-то образа (животного, знакомого или незнакомого человека, героя из мультипликационного или художественного фильма и др.) и «усаживаете» его на пустой стул. Сами устраиваетесь напротив. Постаравшись детально визуализировать своего визави, вы задаете ему вопросы, какие только пожелаете. Например: «Почему ты это делаешь? Чего ты хочешь? Для чего ты мне нужен?» Затем перемещаетесь на стул своего воображаемого «собеседника» и отвечаете от его имени. Цель упражнения – услышать «правду», точку зрения «внутреннего вредителя», договориться с ним, из врага превратить в союзника.

3. Выбирать конструктивный способ выразить чувство, которое вы запрещаете себе. Например, вы поняли, что злитесь и раздражаетесь на начальника. Прежде всего важно осознать: злость – очень полезное чувство, оно появляется тогда, когда мы жаждем что-то поменять в своей жизни, когда чувствуем, что сложившаяся ситуация вредит нам, когда возникает ощущение: дальше так продолжаться не может. Разобравшись, какие перемены для вас желательны и необходимы, честно обсудите с начальником, что вас не устраивает. Может быть, он ставит перед вами нереальные задачи, или преуменьшает ваши заслуги и не поощряет вас в должной мере, или обращается с вами по-хамски. Если общий язык с руководителем найти не удастся, можно собирать вокруг себя единомышленников, пригласить комиссию по оценке условий труда, принять решение о переходе в другой отдел или уволиться и др. Вариантов множество.

Часто людям кажется, что злость буквально переполняет их и способна уничтожить все вокруг. А когда они наконец решаются выразить ее в кабинете специалиста, оказывается, что на самом деле «градус» этой злости гораздо ниже, чем они себе воображали.

Иногда истинная причина самонаказания глубоко запрятана и завуалирована. В этом случае «клубок» лучше распутывать вместе с психологом.опубликовано

Автор: Елизавета Зубова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание

Практически на всех этапах выбора поведенческих альтернатив и осуществления поведенческих намерений человек контролирует выполнение собственных действий, и оценивает их результаты по степени соответствия намерениям. Далее, сомнения и нерешительность могут привести к тому, что человек сознательно откажется от совершения тех или иных поведенческих актов, воздержится от осуществления намерений или же вообще выберет альтернативное поведение.

Сложный и многоступенчатый процесс принятия решения и самоконтроля его исполнения создает возможности как для многочисленных поведенческих нарушений, так и для их терапии. Поведение человека, по Бандуре, далеко не полностью контролируется окружающей средой, человеку доступны и средства самоконтроля.

Пример. Владимир, менеджер крупного торгового предприятия, обращается к психотерапевту с жалобой на постоянные трудности, которые у него возникают при выборе из нескольких возможных и одинаково привлекательных альтернатив. Часто в результате он упускает очень выгодные предложения из-за того, что не может вовремя на них среагировать. Также Владимир теряет очень много личного времени, поскольку чувствует тревогу, если сам не проконтролирует все этапы выполнения работ подчиненными. В ходе консультирования вырабатываются принципы, в соответствии с которыми Владимира учат больше доверять своей интуиции и передавать функцию текущего контроля своим подчиненным (подробнее о терапии нерешительности см. Доусон , 1996).

Самоподкрепление и самонаказание

В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как к цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам. Читая лекцию, я, например, контролирую время, внимание студентов, громкость голоса и прочее. Вы же, читая эту книгу, вполне возможно, следите за тем, чтобы не потерять нить рассуждений, или стараетесь не пропустить момент, когда закипит чайник на кухне.

Если вам удастся прочитать намеченный раздел и правильно ответить на контрольные вопросы, то вы останетесь довольны и произнесете про себя несколько слов самоподкрепления. Если вода в чайнике выкипит и его дно прогорит, вы скорее всего произнесете про себя несколько нелестных слов.

Все люди способны к самооценке процесса и результатов своих действий. Баланс ситуативного самоподкрепления и самонаказания очень индивидуален, но от него не в последнюю очередь зависит тот энтузиазм, с которым человек берется за новые, более сложные поведенческие задачи или же продолжает заниматься уже освоенной деятельностью.

Именно негативный баланс самооценок с преобладанием самонаказания отвечает часто за довольно тяжелые нарушения поведения, например, депрессивные состояния.

Привычные самооценки и привычный способ оценки результатов собственных действий создают у человека определенные ожидания в отношении эффективности своего поведения в некоторых социальных ситуациях и его последствий. Эти ожидания Бандура называл самоэффективностью.

Если по окончанию лекции я услышу только умные вопросы и получу позитивную обратную связь, то моя эффективность в сфере чтения лекций окажется высокой и сама начнет влиять на особенности чтения мною лекций.

Вторичные выгоды психосоматика

Кроме того, у любого психосоматического расстройства есть вторичные выгоды.

Ни один человек никогда не будет делать ничего в своей жизни, если в этом нет осознанной или неосознанной выгоды

В психосоматических заболеваниях эта выгода, как правило, вторична, то есть неосознаваема. У меня была пациентка, врач, одно время она лечила молодую женщину, у которой был цирроз печени. Женщина была второй раз замужем, однажды ее муж пришел вместе с ней на прием и стал плакать. «Боже мой, она смертельно больна, может ее нужно оперировать, делать пересадку печени?!» В этот момент моя коллега-врач подумала: «Надо же, как он ее любит!» = наверное, мне тоже необходим цирроз печени. И увлеклась алкоголем. Просто с удивительной целеустремленностью.

Ко мне она попала тогда, когда ее печень была уже увеличена на три пальца над реберной дугой. Именно в тот момент она поняла, что уже пора всерьез что-то предпринимать. Что такими темпами себя действительно можно довести до цирроза печени. А все ради какой-то иллюзорной мечты о том, чтобы ее любили так же сильно.

Хотя, на самом деле, это была не любовь – это был страх мужа за здоровье своей супруги. Но ей показалось, что это любовь. Такая прочная связь образовалась в голове, что мы не могли ничего сделать, пока не нашли причину. Слава богу, что все хорошо закончилось. Настолько мощным является эффект идентификации.

Самонаказание

«Назло папе с мамой отморожу себе уши» – из этой оперы. Человек серьезно заболевает, дабы отомстить кому-то из близких людей или наказать самого себя за некие ошибки. С малых лет нас учат тому, что другим мстить плохо, поэтому мы предпочитаем мучить себя. Кроме того, нам постоянно рассказывают про ад и рай, формируя в голове следующую установку: «Лучше уж я на этом свете помучаюсь, может быть на том будет какая-то скидка».

Тяжелый травматический опыт

Многие мои коллеги-онкологи рассказывают, что примерно через три года после тяжелой потери у человека появляются какие-то заболевания. Например, мать теряет сына или после тяжелых невротических разводов, болезненных бракоразводных процессов появляется либо онкология, либо доброкачественные опухоли, либо выявляются еще какие-то хронические болезни. Вроде как на ровном месте, совершенно случайно. Но в процессе терапии выясняется, что катализатором негативных процессов в организме стали именно те эмоциональные переживания.

Мотивация к болезни

Мы все хотим чувствовать себя нужными, любимыми, важными, значимыми. И кто-то достигает этих целей конструктивными путями, а кто-то не очень. Один мой знакомый в детстве болел скарлатиной. Так получилось, что время болезни пришлось как раз на 1 сентября (1 или 2 класс), и он был вынужден остаться дома, пропустив это знаменательное событие. Но зато к нему домой приходила удивительно красивая медсестра, с длинной косой, в белом халате.

Он, как настоящий мужчина, наслаждался этим эстетически привлекательным зрелищем: она его лечила, делала ему уколы… И у него в голове возникла установка: для того, чтобы тебя любила, заботилась красивая женщина, надо болеть. Спустя годы, женившись, он обнаружил странную закономерность. Как только его жена уезжала в командировку, у него поднималась температура, он начинал болеть ровно до тех пор, пока жена не возвращалась домой. И вот пока мы с ним не проработали эту тему, пока он не увидел, насколько сильно это связано, приступы продолжались.

Еще раз повторюсь: психосоматические расстройства всегда сопровождает вторичная выгода. Всегда есть необходимость получить какую-то компенсацию. Любовь, заботу, внимание. Такой не совсем конструктивный способ почувствовать себя любимым.

Речевые элементы

Моя Коллега года два назад рассказала мне историю про себя (но я такое уже встречала): «Был период, когда я в разговоре хотела кому-то что-то доказать, и постоянно произносила фразу «Зуб даю!» Не успела глазом моргнуть, как потеряла три зуба подряд. Они начали просто высыпаться» То есть существуют некие программки, которые мы создаем себе сами. Русский язык очень могуч, богат, и надо обращаться с ним аккуратно. Произнося на протяжении пары месяцев фразу «руку на отсечение», человек потом долго не может понять, почему после безобидного падения у него диагностировали перелом руки.

Сегодня очень важно, чтобы врачи соматического профиля хотели сотрудничать с психологами и психотерапевтами, и не полагались на одни таблетки. Душу никто не отменял. Да и нет таблеток от мыслей. Не менее важно, чтобы сами пациенты этого хотели, чтобы был запрос. Они должны понять, что дело не только в физических травмах или вредных факторах внешней среды. Очень многое зависит от наших мыслей и наших эмоций, чувств. Как правило, пациентов, которые обращаются с психосоматическими заболеваниями, приводит кто-то из близких родственников или друзей, и чувствуется сильное сопротивление с их стороны.

Все потому, что они не видят связи между эмоциями и телом. Они ориентированы на органические, соматические симптомы. В большинстве случаев они рассчитывают на медикаментозное лечение: «Вот вы мне дайте волшебную таблетку, и я пойду» Хотя когда читаешь противопоказания – страшно становится! Такие пациенты, как правило, озлоблены: потому что болит, а причину никто не находит. Обычно пациенты с психосоматическими заболеваниями попадают к психотерапевту в самую последнюю очередь. Они обойдут всех: кардиологов, урологов… Только потом приходят и говорят: «Да…, ну…, может быть…, это действительно от головы…» И мы приступаем к сотрудничеству.

Само понятие «психосоматика» ввел немецкий врач Иоганн-Христиан Хайнрот в 1818 году. В переводе с древнегреческого языка психо – душа, сомо – тело. Это наука о взаимодействии нашей эмоциональной сферы и нашего тела. На протяжении двух веков ученые занимались этой проблемой, но до сих пор так и не пришли к единому мнению о том, что первично. Как курица с яйцом.

Первичны ли наши эмоции, ощущения, а уже после них идут телесные симптомы заболеваний? Или же соматические недуги оказывают влияние на наше эмоциональное состояние? Существуют более-менее жизнеспособные теории, но в каждой из них присутствует множество оговорок. Поэтому, если мы будем говорить о психосоматике, то, наверное, стоит говорить о каких-то фундаментальных вещах, дабы не погрязнуть в деталях и тонкостях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: