ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА» Цель


Дадим терминологическое определение с краткими характеристиками

Я перечислю самые ходовые слова, которые часто смешиваются обывателями. Возьмем широкий спектр объяснения – от бытового и разговорного до научного.

Человек

В первую очередь такое название используется в биологии, истории, археологии для разграничения биологического вида, имеющего определенные особенности строения тела и головного мозга. Это прямоходящее существо, наделенное когнитивными способностями. Слово уместно использовать и в сочетании с более социальным «человечество», и при противопоставлении с животным миром. Так можно назвать абсолютно каждого нашего «сородича» – от ребенка до взрослого.

Характерные черты, чем отличается человек от личности:

  • Результат эволюционного процесса.
  • Наличие сознания и самосознания.
  • Потребность нахождения в социуме, необходимость общения с себе подобными.
  • Единый способ коммуникации посредством языка, то есть работа речераспознования и речевоспроизвеения, за исключением тех, кто потерял возможность или с рождения не имел ее в связи с анатомическим строением.
  • Особенности анатомии – прямохождение, наличие пальцев на руках и ногах.
  • Возможность пользоваться приспособлениями для достижения цели – любые предметы, используемые по назначению.

Субъективное значение (то есть человек как субъект взаимоотношений, исторического процесса и культурного) превращает биологический вид в социальное существо.

Индивид

С латинского языка слово individuum переводится как «неделимый». Мы его фактически полностью калькировали (но значение «индивидуум» все же отличается).

Таким понятием можно назвать каждого человека, проживающего в группе, социуме и обладающего качествами, делающими его таким же, как и ближайшие сородичи. Однако это самостоятельная единица, имеющая самоценность. Это происходит из-за уникальности каждого отдельного организма на двух уровнях – физиологическом и психологическом. Это не качества, полученные с годами, а черты, которые являются врожденными – узко или широко посаженные глаза, наличие ямочки на подбородке, тембр голоса или звонкость смеха.

Характеристики, в чем отличие индивида от личности и индивидуальности:

  • Объект человеческой популяции, не может быть один, неотделим от себе подобных.
  • Социальная активность – наличие ролей, статусов, например, муж или жена, дочь, сын, мать, отец или сосед, учитель, друг.
  • Возможность адаптироваться на психоэмоциональном уровне под окружающих – способность находить компромисс и подстраиваться под требования социума.

Это любые качества, которые определяются в сравнении с другими людьми, на контрасте или в соответствии.

Чем личность отличается от индивидуальности и индивида, примеры

Термин происходит от слова «Лицо», а в английском языке устоялась калька с латыни – persona.

Определениенеразрывно связано с персональными качествами, то есть продолжает понятие individuum, делая его еще более персонифицированным. Если ранее мы говорили об индивидуальных характеристиках, которые были у человека врожденно, то теперь правильнее сказать о приобретенном характере, который открывается в общении, отношениях с другими людьми. Нельзя говорить о личностных чертах без сравнения или противопоставления с обществом.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Термин используется во множествах наук и отображает индивидуальные характеристики. Пройдемся по научным областям:

  • Лингвистика. «Языковая, речевая и коммуникативная личность». Все можно связать в единый узел, часто эти три персоны развиваются синхронно. Все они находятся в одном человеке. Качество можно назвать приобретенным, потому что ребенок при рождении не обладает речью. Первое понятие отражает глубину конструированных мыслей, предложений, структурированность текстов. Второе объясняет степень навыка словесного выражения. Третий – возможность входить в различные вербальные взаимодействия.
  • Философия. В этой науке больше всего появлялись разночтения термина, он становился камнем преткновения. Впервые понятие «лицо» стало отображать человека и его внутренний мир. Со временем философских препирательств специалисты пришли к единому мнению, что личность в отличие от индивида обладает тремя чертами: свобода воли, разум и чувства.
  • Социология. Идей множество, но основополагающая заключается в том, как воздействует общество, в котором проживает человек, на его личные качества, способности, черты характера. Это еще раз подчеркивает социальную ориентированность термина.
  • Психология. Пожалуй, психологический подход является самым верным. Именно на уровне сознания и бессознательного появляется совокупность выработанных привычек, предпочтений, опыта, знаний, устоявшихся мнений и стереотипов мышления. Все эти особенности определяют отношение персоны к природе, культуре, истории, другим людям.

Приведем пример. Иметь собственное мнение о политической обстановке – это значит обладать чертами личностного развития. Юный молодой человек, а особенно ребенок, может только повторять сказанное, услышанное по телевизору, но не генерировать собственную оценку.

Личность и человек, в чем разница, характерные черты:

  • наличие темперамента;
  • выраженный характер – о его задатках говорят еще в младенчестве;
  • индивидуальные способности – их требуется развивать;
  • все поступки имеют мотивацию.

В целом можно сказать, что личностные качества воспитываются в себе и контролируются, корректируются самостоятельно.

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Индивидуальность

Последний термин, который часто путают в рамках перечисленных определений. Обычно под ним понимают персональные яркие особенности. Слово имеет корень все в том же латинском individuum, то есть «неделимый». Различия между индивидом личностью и индивидуальностью в том, что последние отличительные черты могут отображаться не только в поведении и психологии, но и в чисто внешних проявлениях. Пример – индивидуальный, авторский, уникальный стиль в одежде.

Если вы чувствуете себя обычной, одной из миллиона, не находите в себе особенных характеристик, это может значить:

  • либо вам нечего выражать;
  • либо вы не знаете как.

На моих личных консультациях женщины раскрываются и учатся лучше понимать самих себя.

Личность и индивидуальность

Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.

Индивидуальность человека состоит в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид — это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность — это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Индивидуальность — это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.

Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую — либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других — маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.

Что характеризует человека как личность

Изначально слово было чуть ли не ругательным. Этот термин является производным от «Лицо», а это слово, в свою очередь, обладало негативной коннотацией в повседневной жизни. Оно обозначало то, что сейчас мы назвали бы маску, сыгранную роль – обман. Долгое время к людям понятие не применяли напрямую, о части тела, которую мы сейчас так называем, говорили – «лик», «обличье».

Отсюда можно вывести следующее. Как актер надевает маску во время спектакля, так и индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми – своего рода роль, которую сам себе выстроил персонаж.

Свойства

Перечислю те стороны жизни, которые, так или иначе, повлияли на становление:

  • наследственная предрасположенность;
  • родительское воспитание (эти два фактора легко спутать, часто говорят, что характер ребенка похож на материнский, но в основном это бывает перенимание повадок);
  • люди, с которыми происходит частое взаимодействие – друзья, близкие, одноклассники, сотрудники.

Особенные личностные свойства могут в один момент выражаться, а в другой – умышленно или непреднамеренно сдерживаться. Это значительная разница между личностью и индивидом, ведь второй обладает постоянным набором черт, которые он не в состоянии скорректировать по одному желанию и благодаря силе воли, например, цвет глаз.

Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами

Ирина Патлина

Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами

Слайд 1.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности.

Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное.

Слайд 2.

Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

Слайд 5

Соотношение индивидуализации обучения и личностно-ориентированного образования.

Личностно ориентированное образование

Индивидуализация обучения.

Слайд 6

Цели образовательного процесса:

Личностно ориентированное образование — развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности.

Индивидуальная модель обучения — формирование знаний умений и навыков.

Слайд 7

Ведущие принципы :

Личностно ориентированное модель образования – обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее»

Индивидуальная модель обучения — обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»

Слайд 8

Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.

При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.

Слайд 5

Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Слайд 7

Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие,сравним их составляющие:

Индивидуальный подход — учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно-ориентированный подход- (направленность на развитие яркой ин-дивидуальности ребенка)

.

Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т. д.

Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я–концепции педагогическая поддержка. Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

Слайд 8

Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

Параметры

сравнения

Индивидуальный

подход Личностно-ориентированный подход

1. Теоретико – методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

2. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств

На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

3. Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты

использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

5. Критерии анализа и оценки эффективности применения. Основные критерии — обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Слайд 9

Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.

Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:

познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление)

;

различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии)

;

различия детей по темпераменту;

слайд 10

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены,принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез)

;психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.

По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 11

Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.

Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.

Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Росинка»

Патлина И. А. декабрь 2020г.

А что же такое individuum

Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.

Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:

  • неумение принимать решения;
  • отсутствие ответственности за события;
  • низкая социальная адаптированность;
  • следование за мнением большинства;
  • отсутствие точки зрения;
  • способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.

В чем проявляется индивидуальность

Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:

  • Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
  • Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
  • Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.

Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.

Задайте вопрос

«Индивид» и «индивидуум» – в чем особенность

Отличие прокладывается не в зависимости от свойств человека, а в связи с ситуацией. Так представим 2 обстоятельства. В первом гражданин А, как и один из 100 предыдущих, приходит в кредитную организацию, предоставляет пакет документов, и заключает сделку. Здесь сложно оценить его индивидуальные качества, потому что они фактически не могли проявиться в максимально формализованной обстановке. Если смотреть на него, как на одного из 100, то он – индивид.

Второй пример. Гражданка В общается в компании с двумя людьми. Она отличается от них полом, возрастом, характером, социальным статусом (жена, мать, сестра) – и эти различия в данном конкретном случае, в этом обществе, являются значимыми. Здесь имеет место быть индивидуум.

Чем личность отличается от индивидуальности или индивида

Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Задание 1.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.

 Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

 Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

 Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания

Индивид: хорошая мотор­ная координация, мечтательность, лень, адаптационные возможности, тем­перамент, возбудимость, бли­зорукость, сила нервной системы.

Индивидуальность: медлительность, сообразительность, яркость проявления черт, решительность, математические способности, литературная одаренность.

Личность: Аккуратность, общительная, сила воли, самолюбие, упрямство, выразитель­ная мимика, реактивность, направленность.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

Нет, сложности возникали, ведь Личность вырастает из индивидуальности и индивида, в связи с этим сложно разграничить некоторые понятия.

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

Я считаю, что черты индивида, могут становиться чертами индивидуальности и личности. Это три ступени, которые идут друг над другом и полностью взаимосвязаны. Например, мы рождаемся с темпераментом и приобретаем характер. Характер и темперамент неотъемлемые составляющие Личности, Индивида и Индивидуальность. В ходе социализации человек может сознательно развивать какие-либо черты своего характера, в связи со своим темпераментом он может становиться учёным или циркачом. И учёный и циркач определенно будут считаться личностью, которые будут иметь своё мировоззрение и понятие о жизни и т.д. Но когда-то в прошлом и учёный и циркач был индивидом, и в труде и процессе социализации они доросли до Индивида а затем до личности.

Задание 2.

Упражнения. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1. В личности выделяется, прежде всего, ее сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать ЛИЧНОСТЬЮ.

2. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его МИРОВОЗЗРЕНИЮ окончательно оформиться и эффективно проявляться.

3. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, определяющихся особенностями орга­низма человека.

4. Внутренними предпосылками развития личности выступают АКТИВНОСТЬ и желание, а также МОТИВЫ и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Чем отличается индивид от индивидуальности

Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.

Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.

Характер

Характер – естественное положение человека. Это, не обремененное обществом, суть человека. Именно характер проявляется в стрессовых ситуациях, когда уже терять нечего. Продуктом характера является естественная склонность человека к тому или иному образу жизни. Характер более врожденным показателем, чем личность. От природы человек может быть более мягкосердечен или менее, более стремится к амбициям или будет удовлетворён нынешним положением.

Если есть ребенок, который от рождения проявлял задатки человека, который стремится к знаниям, но родители воспитывали его зарабатывать деньги – что выйдет? Природная склонность к знаниям – характер, личностью будет стремление заработать деньги, чтобы не расстроить родителей. Итог – человек который потерял себя. Он будет работать и это будет приносить ему чувство что это что-то не то и вся жизнь для него будет казаться чем-то неестественным. Личность может подвергаться каким-то изменениям извне, но характер человек должен взращивать сам. Характер взращивается родителями, но где-то до 14 лет. К этому возрасту человек будет уже со сформированным характером. Конечно он будет меняться, но не под влияниям извне, а по собственному выбору.

Рекомендуем также эту статью: Гармония — суть и принцип развития внутренней жизни и пути человека

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:

  1. Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
  2. Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
  3. Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
  4. Самостоятельная корректировка поведения.
  5. Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
  6. Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.

5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.

«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:

  • сила воли;
  • целеустремленность;
  • незаурядные способности, в том числе умственные и физические.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: