Понятие девиантного поведения
Определение 1
Девиантное поведение — это своеобразное поведение личности, которое отклоняется от установленных и привычных норм.
Понятие отклоняющегося поведения появилось очень давно. Над ним работали многие ученые. Но основоположником девиации стал Эмиль Дюркгейм. Понятие такого поведения сначала связывалось с расхождениями в понятиях о том, как нужно и можно себя вести. Потом данное понятие приблизилось к правонарушениям, причиняющим вред и приносящим проблемы окружающим людям. Эту идею продолжал исследовать уже другой ученый. Им был Роберт Кинг Мертон. Он считал, что отклоняющееся поведение говорит о том, что индивид не хочет развиваться, исправлять свои ошибки, работать над собой. Считалось, что люди с таким отклоняющимся поведением не стремятся помогать другим людям и делать что-то полезное. Понятие отклоняющегося поведения всегда было и будет связано со сферой взаимоотношений между людьми.
Причины девиантного поведения
Все причины, из-за которых у индивида появляется такое поведение, довольно разнообразны. Эти причины просто подчиняют разум и волю человека, а потом ив всю личность в целом. Такие люди теряют самоконтроль, самообладание, умение трезво мыслить, самостоятельно принимать какие-то важные решения. Стоит отметить, что девиантное поведение очень часто развивает в человеке такие качества как обидчивость, агрессивность, сильная ранимость. Люди с отклоняющимся поведением хотят, чтобы всех их желания и просьбы моментально выполнялись. Для них не имеет значения, каким образом эти желания будут удовлетворены. Каждый тип отклоняющегося поведения плохо действует на человека. Такое поведение делает личность слишком восприимчивой и несчастной. К тому же, человек начинает быстро деградировать. Все навыки, ценности, принципы и ориентиры у человека исчезают.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологические особенности девиантного поведения 450 руб.
- Реферат Психологические особенности девиантного поведения 220 руб.
- Контрольная работа Психологические особенности девиантного поведения 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
К главным причинам девиантного поведения можно отнести:
- неблагополучная среда
- вредные привычки
Неблагополучная среда влияет на поведение человека. Вообще, личность подвержена влиянию той среды, в которой она живет и функционирует. Когда человек находится в такой среде, где его постоянно обижают, задевают, унижают, то он начинает деградировать. Большая часть людей в таком случае закрывается и больше не хочет ни с кем общаться и дружить. У таких людей просто пропадает доверие к окружающим людям. Плохая среда заставляет человека испытывать негативные эмоции и чувства. Отклоняющееся поведение появляется после очень жестокого и несправедливого обращения к человеку. Счастливый человек, которого не задевают и не обижают, не станет настраиваться против всего окружающего мира. Успешным людям это просто не нужно.
Девиантное поведение не может развиваться само по себе. Для его появления нужны какие-то причины. Вредные привычки способствуют развитию отклоняющегося поведения. Алкоголь и наркотические вещества очень сильно воздействуют на сознание людей. Такое воздействие всегда негативное. Человек, который принимает наркотики, начинает деградировать, причем очень быстро. Такие люди не могут контролировать себя, свои эмоции, желания и чувства. Они не могут видеть в окружающих людях положительные черты, теряют уважение к себе. Эти люди очень часто агрессивно общаются с друзьями, знакомыми, родственниками и другими личностями. Человек, который уже деградирует, отталкивает от себя людей. У него становится все меньше друзей и новых знакомств. Окружающие люди просто не хотят встречаться с такими личностями. Отклоняющееся поведение просто не возможно скрыть. Девиантное поведение, которое возникает после длительного употребления алкоголя, также заставляет человека деградировать. Родственники или друзья таких людей страдают и очень стесняются.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Характер и его влияние на поведение человека.
Характер − индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения. Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует. Характеры в целом различают по их определенности и цельности. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые характеры. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характерусвойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. В структуре характера выделяют обычно две группы черт.
К первой группе черт характера относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности. В них можно выделить следующие основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам характера, выражающим отношение к другим людям, относятся, например, такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.
Ко второй группе черт характера относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицательные черты – упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые характеры. Слабохарактерность – отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.
В характере человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей человека: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интересы; имеют ли общественно-полезную направленность его убеждения, мировоззрение или в их основе лежат стяжательство, стремление к обогащению любыми средствами вплоть до нарушения нравственно-этических или уголовно-правовых норм.
Направленность личности.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
Влечение, Желание , Стремление (Стремление неотделимо от чувств), Интерес , Склонность , Идеал (доминирующий мотив деятельности и отношение Личности), Мировоззрение (наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности), Убеждения .
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.
Способности личности.
Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.
Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
Различаются общие и специальные способности.
Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, общий уровень интеллектуального развития и др.
В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.
Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность .
Одаренность, и тем более гениальность, проявляется в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий, для того чтобы появился соответствующий гений.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности индивида.
Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.
Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека есть особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним. Не существуют хорошие или плохие способности, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.
От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях.
Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.
Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.
Психофизиологические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности — основной смысл человеческого бытия.
Предыдущая7Следующая