Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. И вдобавок к этому понятию относится умение управлять своими и чужими эмоциями. Такое определение эмоционального интеллекта дано в обширной интернет-энциклопедии “Википедия”.

Само понятие появилось в 80-х годах XX века, когда психологи пытались объяснить, почему некоторые очень умные и образованные люди совершают глупые поступки. Ученые выяснили, что традиционные тесты на определение интеллекта не помогают определить уровень успешности человека в жизни и карьере. Ведь они не оценивают, насколько эффективно человек взаимодействует с другими людьми, как хорошо он умеет управлять своими эмоциями.

IQ – это коэффициент, который показывает уровень интеллекта человека и позволяет определить его умственные способности к точным наукам, а EQ – это коэффициент, определяющий уровень эмоционального интеллекта, который показывает способность человека к распознаванию своих и чужих эмоций и управлению ими. Одни люди могут обладать чрезвычайно высоким IQ, но при этом уровень EQ у них может быть крайне низким, и наоборот.

Прежде чем мы двинемся дальше, перейдите на Wikium.ru и пройдите короткий тест на уровень эмоционального интеллекта. Ссылка направит вас сразу на тест.

Например, лауреат нобелевской премии по физике не может построить крепкие отношения и создать семью. Или другой пример – абсолютно безграмотная продавщица на рынке способна легко убедить вас купить варежки, хотя на улице лето и они вам совершенно не нужны.

При этом эмоциональная и интеллектуальная сферы взаимосвязаны между собой и не существуют отдельно друг от друга. Гармоничная личность обладает высокими показателями и IQ, и EQ.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает следующими качествами:

  • высокая стрессоустойчивость;
  • обаяние и харизма;
  • коммуникабельность;
  • общительность;
  • ответственность;
  • решительность;
  • продуктивность;
  • работоспособность.

Такой человек легко находит общий язык с другими людьми, способен построить крепкие отношения в семье и продуктивно управлять коллективом. Чем выше уровень EQ, тем лучше качество жизни как в личных отношениях, так и в профессиональных.

Современному руководителю, чтобы стать успешным и результативным, уже недостаточно иметь блестящий диплом, безупречное резюме и профессиональные навыки. Он должен обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом.

На собеседовании будущих руководителей нередко тестируют для выявления уровня EQ. Ведь начальник с низким уровнем эмоционального интеллекта будет чересчур жестким или мягким, начнет истерить и паниковать при невыполнении плана или нарушении установленных сроков, не сможет спокойно провести важное производственное совещание для решения возникших проблем.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Существует ряд признаков, по которым можно предположить у человека низкий EQ:

  • неуверенность в собственных силах;
  • нерешительность;
  • закомплексованность;
  • замкнутость;
  • трудности в общении с другими людьми;
  • зависть;
  • склонность к осуждению и критике;
  • негативное мышление.

Чтобы более точно определить свой EQ, лучше всего пройти тесты. Их много представлено в сети. Выбирать следует качественные тесты, с достаточно большим количеством заданий и развернутой трактовкой результата. А пока предлагаю пройти небольшой тест, предложенный в следующем видео.

Если вдруг вы получили не очень высокий результат, не торопитесь расстраиваться, эмоциональный интеллект можно развить. А как это сделать, я расскажу дальше.

Основные принципы развития эмоционального интеллекта

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, которые помогут накачать эмоциональный интеллект, словно бицепс, cледует запомнить следующие важные принципы, без которых тренировка не будет результативной.

  1. Ориентируйтесь на правильные ценности. Высокий эмоциональный интеллект теряет свой смысл, если он не ориентирован на правильные ценности. Многие мошенники, гадалки, экстрасенсы обладают очень высоким EQ, но при этом они бессовестно обманывают людей, которые пришли к ним за помощью, и вытягивают из них последние деньги. Ориентируйтесь на честность, сострадание, уважение к окружающим. Правильный выбор приоритетов – это одно из главных качеств эмоционально развитого человека.
  2. Осознайте собственные эмоции. Нельзя игнорировать испытываемые чувства и возникающие эмоции. Они влияют на ваше поведение и образ мыслей. Надо почаще задавать вопросы: что я чувствую, какие эмоции я испытываю утром или перед сном, почему у меня возникла та или иная эмоция в конкретной ситуации.
  3. Обращайте внимание на сигналы тела. Наше тело очень тесно связано с разумом. Оно реагирует на разные эмоции. Например, когда мы испытываем радость, то сердцебиение учащается, повышается энергичность, а в состоянии стресса мы начинаем чаще дышать, как будто сдавило грудь.
  4. Проследите связь между эмоциями и поведением. Когда мы испытываем сильные эмоции, мы ведем себя практически всегда одинаково. Например, голос человека, испытывающего гнев, становится более громким и раздраженным, руки непроизвольно сжимаются в кулаки. А чувство сильной усталости и разбитости заставляет плакать или терять контроль над собственными действиями. Когда вы изучите свою реакцию на различные эмоции, то сможете изменить модель поведения. Способность контролировать свое поведение – это важный навык, который помогает осознать самого себя и окружающий мир.
  5. Не делите эмоции на “хорошие” и “плохие”. Каждая эмоция имеет право на существование. Не надо себя осуждать за то, что вы испытываете негативную эмоцию. Лучше научитесь правильно на нее реагировать. Например, испытывая чувство гнева, вы можете направить его мощь на то, чтобы причинить вред и боль другим людям. Тогда эта эмоция однозначно будет разрушительной. Либо под влиянием гнева вы начнете защищать невиновных и несправедливо обиженных. Даже такая чудесная эмоция, как радость, может быть отрицательной, если причиной ее возникновения стала причиненная другому человеку боль.
  6. Развивайте способность понимать чувства других людей. Умение распознавать эмоции и переживания другого человека, разделять их, называется эмпатией. Прислушивайтесь к окружающим, наблюдайте за ними, чтобы лучше понять их настроение, мотивы. Почаще ставьте себя на место другого человека и представляйте, как бы вы отреагировали и что бы чувствовали в его ситуации.

Посмотрите прямо сейчас курс по развитию эмоционального интеллекта от Wikium.ru. Может быть, и статью не захочется читать дальше. На мой взгляд, великолепный материал и подается профессионально.

Игры на развитие эмоций. Методы психогимнастики для детей

Наталья Быстрикова

Игры на развитие эмоций. Методы психогимнастики для детей

.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают»

окружающим о внутреннем мире ребенка.

В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А. И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений».

К сожалению, сегодня игровые приставки, телевидение, компьютеры, мобильные телефоны играют ведущую роль в жизни ребёнка, следовательно, это пагубно сказывается на развитии эмоциональной сферы дошкольников. В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника»

,
«скульптора»
,
«мастера»
, в связи,с чем мотивирует выбор деятельности и материала:
«Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски»
.

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности.В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Следовательно, проблема развитие эмоциональной сферы дошкольников — актуальна для рассмотрения и изучения. Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Можно сказать, что устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Ребенок шестого года жизни — пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными.

. В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детейстаршего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная)

; поведенческая терапия
(различного вида тренинги, психогимнастика)
; игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. Изобразительная деятельность
развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.
Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики: опора на естественные механизмы в развитии ребенка; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи по развитию эмоциональной сферы: произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.)

; произвольно и подражательно
«воспроизводить»
или демонстрировать
эмоции по заданному образцу; улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
. Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению — управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Когда использовать психогимнастику? Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Структура занятий по психогимнастике. Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое.Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы. Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое.Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач. Этап организации эмоционального общения.Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Этап организации контролируемого поведения.Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; Заключительный этап.Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие: движений; эмоций; общения; поведения. Игровое (психогимнастическое)

содержание упражнений. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и
эмоциональной сфер, т. е. должно быть продумано так,чтобы выполнить следующие задания: дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого); тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений,сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных; дробных и цельных гармоничных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения.На этом этапе решаются следующие задачи: показ — проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык.

Необходимо использовать зеркало для тренировки. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детейдошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.При планировании занятий необходимо учитывать:недельную динамику работоспособности: понедельник — адаптация; вторник, среда — наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга — спад работоспособности;дневную динамику работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11)

; снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов
(при правильном отдыхе)
и вновь её значительное падение; фазы работоспособности
детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности; продолжительность активного внимания детей,которое зависит от возраста: 3–4 года — 10 минут, 4–5 лет — 15 минут, 6–7 лет — 25 минут. Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детейна занятиях необходимо: создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные–дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна; использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение; включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации; проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров)
; упражнения для
развития параметров внимания, памяти, воображения.
У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1. Игра «Пиктограммы»

.

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало»

.

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например,так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

.Ребенок ловит мячик и говорит:
«Я радуюсь, когда….»
, затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени,в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции»

.

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения»

.

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек»

.

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений»

. Для проведения этой
игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например,один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.:следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее»

.

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение»

.

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.

10. Игра «Испорченный телефон»

. Все участники
игры, кроме двоих, «спят»
. Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо
эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив»
второго игрока, передает увиденную
эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит»
третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника
игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон»

был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы.»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев)

которой отсутствует
(ют)
лицо
(а)
. Детям предлагается назвать, какую
эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?
Психогимнастические упражнения (этюды, основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1. Новая кукла (этюд на выражение радости)

.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

.

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. Фокус (этюд на выражение удивления)

.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4. Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5. Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

.

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6. Новая девочка (этюд на выражение презрения)

.

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

7. Про Таню (горе — радость)

.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (горе)

.

«Тише, Танечка, не плачь —

Не утонет в речке мяч!»

8. Золушка (этюд на выражение печали)

.

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9. Один дома (этюд на выражение страха)

.

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки»

.

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики»

.

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке»

.

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4. Упражнение «Чудесный сон котенка»

.

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка,на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек.Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Заключение

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья человека, насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни. Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое и психическое здоровье ребёнка — это основа формирования личности.

Компоненты эмоционального интеллекта

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Я хочу рассказать вам об одной из самых популярных, предложенной ученым-журналистом Даниэлом Гоулманом.

Она называется смешанной и состоит из 4 элементов.

  1. Самосознание. Оно отвечает за способность четко определять собственные эмоции, ценности, жизненные цели, познавать свои сильные и слабые стороны, мотивацию. Это непрекращающийся процесс, ведь человек меняется в течение жизни, пересматривает свои ценности и цели.
  2. Самоконтроль. Он учит нас сдерживать эмоции, управлять ими, не поддаваться импульсам. Важность саморегуляции состоит в том, что человек знает, как правильно реагировать в той или иной ситуации, чтобы ни у него, ни у других людей не возникло негатива. Контроль над собственными эмоциями помогает сохранять эмоциональное равновесие. Сюда же относится и мотивация. Она наделяет человека энергией для достижения поставленной цели. Благодаря мотивации человек стремится достичь желаемого.
  3. Социальная чуткость. В основе этого элемента лежит эмпатия. Это способность понимать эмоции других людей, уметь сострадать, сочувствовать, сопереживать другим людям, принимать во внимание их чувства во время принятия решений.
  4. Управление отношениями. Этот элемент подразумевает навык выстраивания отношений с людьми, разрешения конфликтных ситуаций, умение вдохновлять людей, вести их за собой, влиять на них. Но не стоит путать это с манипуляцией ради достижения корыстных целей. Чтобы выстроить успешные и продуктивные отношения с людьми, важно учитывать их интересы и потребности, прислушиваться к окружающим.

Внимательно посмотрите на каждый элемент из списка и постарайтесь определить, что конкретно вам надо исправить в себе в первую очередь. Начинайте усиленно развивать себя в этом направлении, не забывая и про остальные составляющие эмоционального интеллекта. А я приготовила для вас упражнения, которые помогут усилить каждый компонент.

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.


Азбука эмоций – отличная книга для детей
Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.


Самодельные игрушки приносят много радости
Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.


Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками. Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.


Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком

Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок – существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно:

  • осознанность;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • социальные навыки.

Тренировка осознанности

Самопознание требует ответственного и осознанного отношения к себе, к своим чувствам, к тому, что мы делаем. Большинство людей очень мало внимания уделяет самому себе, предпочитая проводить время за просмотром телевизора или роликов на ютубе, переписываясь в мессенджерах, листая ленту в инстаграме, играя в компьютерные игры. Это все – отвлекающие факторы. От них нужно избавиться, чтобы повысить свое самопознание. Итак, сделайте следующее:

  • ограничьте время, которое вы проводите в интернете;
  • ежедневно выделяйте хотя бы 10 минут в день, чтобы прислушаться к себе и осознавать, что именно вы чувствуете в этот момент;
  • для тех, кто готов на радикальные меры, я советую удалить соцсети хотя бы на неделю.

Возможно, вы поймете, что зависимость от гаджетов – лишь способ избежать неприятных эмоций и подавить тревожные чувства. Когда вы оградите себя от всех отвлекающих факторов, реальные эмоции могут вас напугать. Среди них вполне могут быть депрессия, злоба, тоска, печаль, уныние, подавленность. Захочется снова спрятать их поглубже и придавить смартфоном.

Не надо бояться и осуждать себя за негативные эмоции. Осознайте их, постарайтесь найти причину, по которой они появились. Как только вы примите отрицательные эмоции, вы увидите свои слабые стороны. Я, например, очень сильно обижаюсь, когда надо мной подшучивают, и начинаю в ответ дерзить. Я осознала эту мою слабость и теперь могу правильно реагировать в подобных ситуациях.

Вот еще несколько упражнений для развития осознанности.

  1. Плотно закройте уши, чтобы ничего не слышать. Внимательно разглядывайте все вокруг, постарайтесь заметить каждую деталь. Вы заметите то, на что раньше даже внимания не обращали.
  2. Теперь закройте глаза, сосредоточьтесь на звуках. В обычных условиях мы концентрируемся на звуках в радиусе 1,5 метров вокруг. С закрытыми глазами вы начнете отмечать звуки природы, города, будете прислушиваться к тому, что происходит вдалеке.
  3. Начните вести дневник эмоций. У всех людей свой жизненный опыт, отсюда и реагируют люди на одно и то же событие по-разному. В дневнике описывайте возникшую ситуацию, какие эмоции вы испытали и как отреагировали. Проанализируйте запись и подумайте, какая реакция в данном случае была бы оптимальной. Запишите ее. При возникновении повторной ситуации вы уже будете знать, как лучше всего реагировать.

Тренировка самоконтроля

Контролировать эмоции вовсе не означает их подавлять. Чем сильнее человек заглушает и сдерживает свои эмоции, тем более непредсказуемым будет результат. Накопившиеся чувства способны вырваться наружу и спровоцировать неврозы, другие болезни, а также синдром эмоционального выгорания.

Теперь, когда вы уже научились осознавать свои эмоции, пора научиться ими управлять. Для этого пригодятся следующие техники.

  1. Размеренное дыхание. Когда почувствуете, что внутри вас начинается эмоциональная буря, сделайте 10 глубоких вдохов и еще более медленных выдохов. Это помогает успокоиться и привести мысли в порядок.
  2. Физическая активность. Как говорится, в любой непонятной ситуации – иди на прогулку. Или в спортзал, или на пробежку в парк, или займись йогой, или сделай дома уборку. Главное – не сидеть на месте. Спорт помогает справиться с негативными эмоциями.
  3. Вербализация. Опишите вслух свое состояние. Например, “мне страшно, тяжело дышать, сердце сильно стучит”. Чем подробнее вы сможете описать то, что чувствуете, тем быстрее это состояние уйдет.
  4. Медитация. Это отличная практика, которая помогает погрузиться в свой внутренний мир, изучить свое состояние, достичь гармонии с собой и окружающим миром. Она очень эффективна при регулярных занятиях.

Развитие эмпатии

Чтобы стать социально чутким, надо просто наблюдать за людьми и стремиться понять, что они чувствуют, какие эмоции переживают, почему они поступают именно так, что ими движет.

Специальных упражнений для выработки у себя эмпатии нет. Здесь все зависит от вашей наблюдательности и желания понять другого человека. В сложных ситуациях всегда интересуйтесь у собеседника, что он чувствует. Люди любят рассказывать о себе. Ваша наблюдательность и внимательность к людям – это то, что помогает развитию и проявлению чуткости и эмпатии.

Могу посоветовать потренироваться на карточках эмоций. Найдите в интернете фотографии людей, изображающих различные эмоции, и попробуйте их определить.

Развитие социальных навыков

Управление отношениями вовсе не подразумевает под собой манипуляцию людьми из своих корыстных побуждений. Это умение грамотно разрешать конфликты, успокаивать человека, если ему грустно или он очень зол, вдохновлять людей, заряжать их своей энергией и вести за собой. Все это в совокупности называется эмоциональным лидерством, то есть способностью управлять людьми на основе эмоционального интеллекта.

Чтобы управлять хотя бы одним человеком, надо понимать его мотивы. Для этого можно сделать следующее:

  • постараться мысленно поставить себя на место другого человека;
  • выслушать его;
  • объяснить ему, почему вы поступаете именно так;
  • адекватно реагировать на резкие высказывания.

Без внутренней уверенности стать лидером едва ли получится. Чтобы ее выработать, предлагаю регулярно принимать так называемую позу силы. Выпрямите спину, поднимите руки вверх, голову держите высоко. В таком положении усиливается выработка гормона дофамина, который помогает лучше усваивать материал, запоминать информацию и чувствовать себя увереннее.

Чтобы закрепить прочитанный материал, я советую вам посмотреть видео.

Роль окружения в формировании эмоций

Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий. Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником. Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.

Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.


Занятие в садике – игра об эмоциях
Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.

Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и голосовыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.


Физическая активность – источник положительных эмоций

Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети – оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.

События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей. Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства – показатель наивысшего развития человечества. Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: