Профессиональный и личностный рост
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.
О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет.
Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту.
Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:
1. Гармония в соответствии с текущим днем
Изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры;
2. Формирование осознанности
Не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту;
3. Всестороннее развитие
Для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных.
Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.
Мы предлагаем следующие пункты для составления программы самообразовательной деятельности:
- Мои ценности;
- Мои цели;
- Моя Я-концепция;
- Моя перспектива (стратегия);
- Мои тактика работы и задачи развития и: когнитивные, личностные и т. п.;
- Мои действия.
Принципы саморазвития.
Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.
- Основная цель работы над собой – счастье и гармония;
- Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
- Следует выработать позитивный тип мышления;
- Каждый сам в ответе за свою жизнь;
- Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
- Обучение – важный атрибут развития;
- Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
- Причины проблем или неудач – в самих людях;
- Человек способен измениться, если этого захочет;
- Эмоции подвластны контролю, ими можно управлять;
- Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
- Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.
Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать стереотипы и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.
Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее призванию или предназначению. Все шаги на этом пути должны приносить позитивные эмоции, дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем достигнет поставленных целей. Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.
Топ-3 секрета успешных людей
Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.
Например, в книге психологаНиколая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:
Секрет №1
Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.
Секрет №2
Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.
Секрет №3.
Делиться своими знаниями с другими. Например, при помощи тренингов личностного роста. Передача информации и её обсуждение — это лучшие способы развития. К тому же, и ученики могут поделиться чем-то новым и взглянуть на любую проблему с другой стороны.
Направления и виды саморазвития
Саморазвитие охватывает очень многие сферы и отрасли жизни индивида. Но не стоит пытаться охватить их все и разом. Помните поговорку о двух зайцах? Тут действует тот же метод – не стоит стремиться одновременно стать виртуозом игры на пианино, доктором технических наук и мастером спорта. Затрачивая много усилий в целом, распыляясь на много дел, невозможно достичь абсолютного успеха хотя бы в одном из них. Многозадачность – скорее враг работы над собой, чем помощник. Есть различные виды саморазвития, необходимо лишь выбрать верное для себя направление и сделать упор на достижение поставленной цели в выбранной вами сфере. Так какое бывает саморазвитие?
Рассмотрим более подробно эти варианты саморазвития:
Интеллектуальное
Развитие интеллекта не ограничивается только чтением книг
В нашем современном мире есть еще много способов получить новую для себя, интересную и – самое важное! – полезную информацию. Например, просмотр документальных фильмов, посещение семинаров и лекций и просто общение с умными людьми
Физическое
Если вы не планируете завоевывать медали и кубки на Олимпиаде, то саморазвитие в этой сфере предполагает отказ от вредных привычек, переход на правильное питание, соблюдение режима сна и выполнение физических нагрузок. Во-первых, укрепление физического здоровья способствует хорошему самочувствию, что в свою очередь является залогом продвижения в других сферах саморазвития. Во-вторых, благодаря физическому саморазвитию измениться ваш внешний вид, что станет отличным поводом для повышения самооценки.
Духовное
Духовное саморазвитие – очень важный и необходимый процесс в жизни человека. Негативные эмоции и чувства не несут личности ничего, кроме разрушения. Апатия и депрессия являются следствием внутреннего негатива. Нужно учиться любить себя и окружающий мир, прощать мелкие недостатки и недоработки
Очень важно научиться мыслить в позитивном ключе, ведь позитив, наоборот, имеет силу созидать, заряжает человека энергией и вдохновляет на новые победы
Культурное
Музеи, театры, картинные галереи, концерты – это все методы, через которые и реализуется культурное саморазвитие. Посещение подобного рода мероприятий не только принесут вам пользу в плане развития и освоения культурного наследия поколений, а также могут просто доставить удовольствие, стать способом приятного проведения досуга.
Материальное
Виды саморазвития включают в себя не только улучшение духовных качеств. Ведь чтобы повысить уровень и качество своей жизни тоже необходимо развиваться. Конечно, не в материальных благах заключается счастье, но это не означает, что не нужно стремиться к лучшим жилищным условиям или же к повышению своего финансового статуса. Как любят говорить ироничные шотландцы: «Счастье не купишь. Но плакать в «Мерседесе» гораздо удобнее, чем на велосипеде».
Профессиональное
Не стоит засиживаться в должности, которую вы давно переросли. Смело шагайте вверх по карьерной лестнице, повышайте квалификацию. Если же вас категорически не устраивает ваша работа, то стоит задуматься об освоении новых сфер деятельности или же открытии собственного дела. Не бойтесь что-то менять в привычном укладе жизни. Помните, что от проявленной решительности может зависеть ваш успех.
Личностный рост
Перед тем, как начать работу над собой, необходимо определиться, какие качества хотелось бы в себе развить. Личностный рост как вид саморазвития – это тренировка силы воли, воспитание в себе желаемых качеств и черт характера, закалка силы духа, а также искоренение негативных особенностей натуры.
Социальное
Крайне важно создать вокруг себя комфортную и благоприятную атмосферу. Необходимо учиться взаимодействовать с коллегами, уважать мнение друзей, прислушиваться к своим близким
Развитие терпимости к мелким недостаткам социума, коммуникабельности, умения контролировать свои эмоции – это все пойдет только на пользу и поможет достичь гармонии с окружающим миром.
Можно выбрать один из видов саморазвития и работать лишь в этом выбранном направлении. Если же вы чувствуете в себе силы охватить несколько отраслей – дерзайте! Только не переоцените свои возможности, не пытайтесь постичь в идеале все виды саморазвития – это просто невозможно сделать одновременно. Работа в нескольких направлениях порой может вообще не принести результата, что может негативно сказаться на эмоциональном состоянии индивида, привести к внутреннему «выгоранию». Также безрезультативность может крайне снизить мотивацию или же абсолютно отбить охоту к дальнейшим действиям.
Ориентация на личность в работах К. Роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы
Стадии и фазы социализации личности
Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.
Этапы социализации
- Первичная социализация
Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.
Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.
В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.
- Вторичная социализация.
Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.
Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.
- Групповая социализация.
То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.
У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.
- Гендерная социализация.
Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.
Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.
В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.
Существуют два глобальных института социализации.
- Первичные институты.
Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.
- Вторичные институты.
Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.
Из чего состоит саморазвитие
Как мы выяснили, саморазвитие — это деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей человека. Но чтобы лучше разобраться в том, что же это такое, нужно понять, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования. Разделить его можно на несколько направлений:
- Физическое развитие — развитие тела, силы, мускулатуры, выносливости.
- Физиологическое развитие — улучшение здоровья, выражающееся в благотворном воздействии на разные системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную, репродуктивную и т.д.).
- Психическое развитие — развитие способностей, компетенций, навыков, умений посредством получения нового опыта и ощущений, работы с восприятием, мышлением, памятью, чувствами и воображением.
- Социальное развитие — развитие способностей и умений, навыков и качеств, позволяющих подниматься по карьерной лестнице, осуществлять переход между социальными слоями, улучшать межличностные взаимоотношения, повышать социальный статус, авторитет.
- Духовное развитие — познание и осознание себя, поиск смысла жизни и своего предназначения, принятие ответственности за все, что происходит, перед самим собой и другими людьми, попытки понять природу мироздания и раскрыть свой скрытый потенциал, постоянное стремление к нравственному и моральному самосовершенствованию.
- Интеллектуальное развитие — развитие мышления через получение новой информации, развитие новых навыков и качеств, повышение грамотности, изучение новых направлений и областей знания.
- Профессиональное развитие — повышение и развитие профессиональных навыков, качеств и умений, изучение новых технологий и направлений работы, получение дополнительного образования.
Потребность в саморазвитии можно отнести к области духовного (или идеального), однако проявляться она может абсолютно на любых уровнях. Зависит же это от выбранного человеком направления. Не менее интересно и то, что в известной степени саморазвитием занимается каждый из нас, причем часто даже не задумываясь об этом и не вдаваясь в подробности того, что именно он делает.
На подсознательном уровне человек выбирает то направление, которые вызывает отклик в его внутреннем мире. А в некоторых случаях направление диктует необходимость в приобретении каких-либо навыков, позволяющих удовлетворить те или иные потребности. Но наиболее эффективным (а также трудоемким) является именно сознательный выбор пути. И движение по нему всегда будет (если вы, конечно, не хотите действовать хаотично и абы как) происходить по определенным этапам и подчиняться плану действий.
Саморазвитие — где начало?
Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности. Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.
Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.
А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.
В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.
Личностное развитие
- Выучите иностранный язык.
- Читайте 1 книгу в месяц или в неделю.
- Посещайте семинары, курсы и тренинги по саморазвитию.
- Найдите наставника. У всех успешных людей был наставник. Уоррен Баффет обучался искусству инвестирования у Бенджамина Грэма. Билл Гейтс узнавал о законах богатства у Уоррена Баффета. Марка Цукерберг учился управлять компанией у Стива Джобса.
- Каждый день изучайте что-нибудь новое. Читайте новую статью, обучайтесь новому навыку, слушайте новое выступление.
- Найдите пример для подражания. Какой человек олицетворяет то, кем вы хотите стать? Я восхищаюсь Илоном Маском, Нилом Пателем, Брайаном Дином и Джеффом Безосом. Читаю их книги, смотрю выступления, изучаю биографию, пытаюсь копировать привычки и поведение.
Избавьтесь от вредных привычек
Перестаньте:
Представьте, сколько книг можно прочитать за это время.
40 страниц в час * 4 часа = 160 страниц в день. 160 * 30 = 4800 страниц за тридцать дней. 24 книги в месяц!
Сколько хороших изменений произойдёт с вами, если вы будете столько читать? Много!
Замените их полезными привычками
- Чтением;
- Спортом;
- Изучение иностранных языков;
- Прохождением курсов;
- Интеллектуальными играми;
- Ежедневным планированием;
- Йогой;
- Медитацией;
- Постановкой целей.
Саморазвитие и Колесо жизненного баланса
Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:
- Семья;
- Работа;
- Дети;
- Творчество;
- Отдых;
- Друзья;
- Здоровье;
- Любовь.
Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.
Семья как жизненная ценность
Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.
Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался
Позаботьтесь о себе физически
Физические возможности бесспорно играют очень важную роль для того, чтобы почувствовать себя счастливым, для ощущения лучшего качества жизни.
Когда нам плохо или больно, мы не можем не расстраиваться из-за этого, не жалеть себя и не оправдывать этим своё безделье.
Чтобы избавиться от этой проблемы, ваше физическое состояние должно быть на таком уровне, чтобы вы даже не думали о нём. Вы делаете это, занимаясь спортом, придерживаясь здорового питания и полноценного сна.
Без годного масла, воды, топлива и систематического техобслуживания машина не может ездить нормально. Её детали начинают выходить из строя по одной до тех пор пока авто не развалиться целиком.
Также происходит и с нашим телом. Позаботьтесь о своем организме. Дайте ему возможность действовать в ваших интересах, а не наоборот.
❻
Проблемы самореализации
Вопросам личностной реализации посвящали свои труды известные психологи и философы, специалисты в обществознании. Аристотель писал о том, что достичь наивысшего счастья можно только через реализацию врожденных и развитых талантов.
Маслоу посвятил много времени изучению аспектов самореализации. Ученый утверждал, что потребность в самореализации и выражении внутреннего мира расположена на вершине пирамиды личностных потребностей. Это сложная задача, ведь изначально необходимо преодолеть физиологические потребности, ощутить себя в безопасности, разобраться в социальных факторах – найти друзей, любовь.
По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.
Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.
Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире. Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:
- проживание в неблагоприятной географической зоне;
- физические ограничения – плохое зрение или слух.
Это важно! Несовпадение стремлений в самореализации с истинными возможностями личности может привести к патологическим отклонениям в психике.
Психологи выделяют главный стрессовый фактор – прекращение перспективы реализовать собственные таланты и умения. Например, перспективный спортсмен, попавший в ДТП, передвигается в инвалидной коляске. Такое положение дел не позволяет человеку проявить способности в полной мере. Это в будущем неизбежно приведет к депрессии.
Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.
Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.
Психология Рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самопознание
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости. Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Роль активности самой личности в собственном развитии
Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Личность
— это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества, подвергающийся воздействию среды, и сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю.
В содержательном аспекте воспитание означает организацию педагогом воспитывающей среды, выступающей фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры. Субъект воспитание – это всегда педагог-профессионал, либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению ребенка в контекст культуры.
Критерии оценки воспитательного процесса:Профессиональная
организация воспитательного процесса включает в себя непременно компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитания, в его той или иной степени успешности, могут совершенствовать организованный процесс либо корректировать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам.
Чтобы оценить воспитательный процесс, необходимы две группы критериев. Первая
— для оценивания профессиональной работы педагогов: что служит меркой, прикладывая которую к работе педагога, можно судить о том, хорошо или плохо он исполняет свою профессиональную работу?
Вторая
— для оценивания воспитательного результата данной профессиональной работы.
Первая группа критериев
проистекает из понимания воспитания как введения ребенка в контекст культуры. Признаки культуры служат параметрами профессиональной работы педагогов: цивилизованность как соответствие организованного процесса материально-техническим достижениям человечества; духовность как сопричастность организованной жизнедеятельности детей проблемам человечества; нравственность как ориентированность на Человека в качестве наивысшей ценности современной культуры.
Показатели, которые станут свидетельствовать о соответствии профессиональной работы объявленным критериям, многочисленны. Основные из них: материально-техническое оснащение школы, характер ведения документов, распределение профессиональных функций педагогов в школе, содержание организованной деятельности детей, социально-психологический климат в школе, а также отношение педагога к ребенку как человеку.
Вторая группа критериев
выводится из представления о достойном Человеке современной культуры. Его социально-психологический стержень — принятие ценностей в качестве оснований жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик ребенка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку
. Продуктом профессиональной педагогической деятельности
(как это ни грубо звучит, но всякая профессиональная работа имеет свой продукт) или ее результатом является воспитанность детей. Чем более воспитаны дети, тем выше оценка профессионализма педагога. Для оценивания воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики.
Воспитанность школьника — это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели.
Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.
Мера воспитанности
– это мера соответствия данным критериям
6.Содержание воспитания. Базовая культура личности.
Под содержанием воспитания понимают
систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные направления воспитания — умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, — слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Воспитание базовой культуры личности тесным образом связано с понятием о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение
представляет собой целостную систему научных, философских, соц.-полит., нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е.на природу, общество и мышление).В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и система образования переживает трудный период постижения объективной истины.
Взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания.
Цель воспитания сегодня
— разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования
. Средство достижения этой цели
— освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда
центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура личности».
Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений; культура поведения.
7) Многофакторность развития человека. Роль активности человека в процессе его развития.
Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат. При этом следует иметь в виду, что образовательный процесс является многофакторной комплексной системой с нестрогой упорядоченностью компонентов, требующей постоянного совершенствования управления.
В реальной ситуации для принятия решений требуется оперативный анализ не всех, а лишь некоторых факторов
Развитие человека
– также представляет собой процесс многофакторный, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, к субъективным — личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.
Роль активности самой личности в собственном развитии
Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника. Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы – внеш-ние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам раз-вития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование лич-ности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что во-спитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в ра-боте над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
8.Методы воспитания и их классификация.
Методы воспитания
— это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Средства воспитания
— это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания
(Ю.К.Бабанский).
1 гр.
Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).
2 гр.
Методы организации деятельности, опыта поведения.
3 гр.
Методы стимулирования деятельности и поведения.
Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Ниже охарактеризованы методы воспитания по данной и другим классификациям.
Выбор методов воспитания зависит от степени неадекватности поведения ребенка, его возраста, темперамента и стиля воспитания.
9. Методы формирования сознания личности:
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения.
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. К ним относятся: Рассказ
— это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме;
Беседа —
это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и уч-ся. Более сложный метод организации познавательной деятельности –
лекция —
это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы.
Основа лекции
– теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом;
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Диспут
– столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.
Пример как метод педагогического воздействия
основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя ( подражание).
10.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл» (А.Н.Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование
понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Общественное мнение
— это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение
— многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.
Воспитывающие ситуации
— это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.
11.Методы стимулирования поведения и деятельности:
Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание. Соревнование
. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение
– это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание
– один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
*нельзя наказывать за неумышленные поступки; *нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: *лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного; *сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания; *строго соблюдать педагогический такт; *опираться на понимание и поддержку общественного мнения; *учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
12)Воспитание личности в коллективе. Разработка теории коллектива в трудах Макаренко, Крупской, Сухомлинского.
Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива»[4]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции
коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, — и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.
13) Признаки коллектива. Динамика и этапы развития детского коллектива.
под коллективом понимают : 1).
группу , сплоченную общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими вглядами, дружбой
(Н,Н. Крупская);
2)
«социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть толпа или сборище»
(А,с. Макаренко;
3)
организованная группа, в которой ее члены объеденины общиими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности
(В.А.. Сластенин, И.Ф Исаев)
***признаки детсткого коллектива(исходя из определений этого понятия) :
1.
наличие общественно значимых целей , их последовательное совершенствование;
2.
наличие органов самоуправления и обеспечение их действенной работы;
3.
наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
4.
атмосфера взаимопомощи, доверия;
5.
развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина;
6.
выработка правильного общественного мнения;
7.
мажорный стиль жизни коллектива;
8.
обеспечение единства общественного и индивидуального
Признаки коллектива (по Т.Е. Конниковой):
1.
усточивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу
2.
отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, общее стремление к взаимодействию с другими коллективами
3.
наличие у членов коллектива чувства защищенности
.
Признаки (по А,Н. Лутошкину и Л.И. Уманскому) 1.
интегрированность
2.
микроклимат
3
. референтность(степень принятия членами коллектива группового эталона )
4. лидерство 5. интрагрупповая активность 61 интергрупповая активность также признаком является его социально-психологическая зрелость.
***Этапы развития детского коллектива:
Этапы развития коллектива впервые были охарактеризованы А.С. Макаренко. необходимым условием в развитии детского коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива.
на 1 этапе
в качестве средства, сплачивающего детей, должны выступать единоличные требования педагога к учащимся, высказанные в форме, не допускающей возражений; показателями перехода диффузной группы на второй, более качественный, этап развития явл. мажорный стиль и тон, стабильность и явное выделение реально действующего актива;
на втором этапе:
педагог переходит к применению
метода параллельного действия. на втором этапе
— оформляется и стабилизируется структура коллектива. коллектив выступает уже как инструмент целенаправленного воспитания, целостная система. Задачей педагога явл. стимулирование, использование возможностей коллектива в целях индивидуального развития каждого отдельного воспитуемого.
третий этап
органично вырастает из 2, сливается с ним и характер-ся тем, что требования предъявляются самим коллективом. на данном этапе коллектив становится инструментом индивидуального развития, саморазвития каждого из членов. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов.
20)Движение педагогов-новаторов 80-х гг.
(другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 1980-х годов одним из первых, как и рок-движение, в волне 1985-2010 гг. Оно зародилось на стыках очень многих движений. Перечислим: коммунарское движение, движение РВО, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение ОДИ, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей (например, А. Тубельского, А. Караковского, Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина,С. Лысенкова
и многих других).
Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Мультипликатором выступила инициатива В. Матвеева (на тот момент редактора «Учительской газеты») по созданию Творческого Союза Учителей СССР, объединившая многих педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили (учитель младших классов, депутат Съезда Советов), В. Апраушева (директор Загорского интерната слепо-глухих детей), Э. Днепрова (в будущем министр образования) и других. Ещё большую роль в мультипликации движения сыграла государственная политика в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах — Виктора Шаталова (методика опорных конспектов), Михаила Щетинина (методика погружений), Олега Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других. ***Потребностной стороной появления движения стал Ответ на кризис образовательной системы при переходе от индустриальной фазы развития общества к постиндустриальной.Фазовый переход (отметим, что преодолеть его наше общество не смогло до сих пор) требовал изменений в основном психотипе, формируемом образовательной системой. Общество уходило от «конвейерных» методов в образовании, формирующих исполнителей, и требовало изменений в системе образования для заполнения предпринимательской ниши, просторы которой были открыты во времена перестройки. Доказательством этого тезиса является тот сленг, который стал наиболее популярным в то время в среде педагогов-новаторов: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика, гуманистическое образование, индивидуальная образовательная траектория, формирование толерантной личности и т.д. ***По сути, ставились новые воспитательные задачи, что и отразилось в названии движения — ПЕДАГОГИ-новаторы, а не новаторское преподавание, к примеру. Интересно отметить, что основные прорывы, тем не менее, движение сделало именно в области создания новых образовательных (не воспитательных) методик, так как основной задачей ставило создание Новой Школы. Выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и орг.деятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.***Сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологий… Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие.
***Своего пика движение достигло в начале 1990-х, после чего разбилось на отдельные ветви субдвижений: движение частных школ, куда ушли многие из учителей-пассионариев, объединение учителей новаторской педагогики «Эврика», возглавляемое А. Адамским (объединяет, в основном, государственные образовательные площадки), движение школ Монтессори (в России распространилось благодаря подвижнической деятельности Елены Хилтунен, выходца из коммунарской среды), дистантное образование и пр.
***Численность движения оценивается в несколько тысяч активных членов и несколько десятков тысяч пассивных, составляющих ауру и аудиториюдвижения.
***К концу 1990-х — началу 2000-х движение начало переходить в мемориальную фазу развития. Частично распалось, частично деградировало от движения к течению. На сегодняшний день остатки движения вполне способны принять участие в новом Синтезе.
Эффективные методики саморазвития
Иногда действительно необходимо посмотреть на себя со стороны. В этом нет ничего сложного, достаточно поставить камеру и запечатлеть свои обыденные действия на видео. В профессиональной сфере это также поможет отточить навыки, увидеть собственные недостатки.
Довольно часто многие психоаналитики призывают “отпустить своё прошлое”. Но это не совсем верный метод. Да, где-то он действительно нужен, но не для тех, кто решил развиваться, становится лучше. Невозможно заметить личностных изменений, если их не с чем сравнить. Поэтому иногда пригодиться посмотреть на прошлого себя, чтобы увидеть изменения в лучшую сторону и личностный рост.
Двадцать первый век перенасыщен информацией, порой наш мозг попросту с ней не справляется, испытывая эмоциональные и умственные перегрузки. Заметив за собой такое тревожное состояние, срочно устройте себе отдых! Главное во время релакса не зависать в гаджетах, Интернете, а полностью отвлечься от ненужного потока информации. Да и к тому же на “свежую голову” приходят куда более интересные, выгодные для реализации идеи!
Если риск оправдан, значит – вполне уместен. Что же касается бессмысленного риска, то тут стоит быть осторожнее, чтобы избежать лишних потерь и неудач в дальнейшем времени. Для профессионального саморазвития порой необходим азарт, рискованные поступки, главное этим не сильно увлекаться.
Социум и саморазвитие
Для саморазвития так важно вкладываться в собственную персону, нежели во что-то другое. Обучение, путешествия, правильное питание, спорт – всё это залог крепкого здоровья + самостоятельного развития
Когда перед тобой стоит множество различных задач, трудно все не забыть. Ведение планера или обычного ежедневника облегчит для вас часть работы. Что касается профессионального саморазвития, то здесь без записной книжки никуда! Ведь кто знает, когда к вам в голову придёт очередная гениальная идея.
Используя вышеперечисленные методики саморазвития, вы обязательно достигните эффективных результатов во всех трудовых начинаниях!
Цели и идеи
Ставьте правильные цели, для достижения которых вы пошли на путь саморазвития. Если это необходимо, не бойтесь задавать вопросы собственному “Я”. Только так вы определите, действительно ли вы движетесь в нужном направлении, или вы столкнулись с жестким самообманом.
Любая правильно поставленная цель имеет ориентиры, которые помогают в её достижении. Позаботьтесь о них, и вы обязательно достигнете желаемого результата!
Без хорошей мотивации процесс самосовершенствования вполне может затянуться на долгие годы. Найдите для себя достойный пример, который послужит для вас реальным стимулом. Например, отличным примером может послужить ваш начальник или вышестоящее руководство.
Если вы будете двигаться только в одном направлении, то вам буде весьма трудно достичь полной самореализации. В меру занимайтесь как физическим развитием своего тела, так и совершенствованием интеллекта, постепенно повышая уровень IQ.
Практические рекомендации
- Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
- Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
- Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.
- Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
- Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.
Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.
Методики развития личности: биография великих людей
Изучение биографий исторических личностей и современников помогает не только выявить закономерности, которые привели их к успеху. Во многих случаях этот способ дает заряд мотивации, пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Внутри каждого человека на генетическом уровне заложен страх.
Нужен он для того, чтобы каждый раз уберегать человека от неминуемой смерти. Люди больше не живут в пещерах, а их жизнь не висит на волоске в зависимости от решения общины. Но страхи самого разного рода – начиная от фобий и заканчивая социальными страхами – сидят глубоко в каждом человеке. Все методики развития личности, так или иначе, имеют своей целью преодоление в человеке неуместного страха.
Современному поколению бывает сложно понять, что привычка к героизму может быть натренирована. Самураи, сжигаемые за истину ученые – все они предстают перед нами, словно тени прошлого. Но история имеет тысячи примеров проявления героизма у человека. Изучение биографий как успешных людей, так и героев истории – это мощный метод, который позволит посмотреть на жизнь немного с другой стороны. Ведь для большинства героизм – это дар, который дан немногим. Не каждый художник становится Рафаэлем, и не каждый ученый – Эйнштейном. Единицы из спортсменов становятся чемпионами.
Но стоит более детально изучить биографии великих людей, как окажется, что и лидерство, и интеллектуальное развитие личности, и героизм – это дело таких же обычных людей из плоти и крови. «Не боги горшки обжигали» — говорили древние греки. Рассмотрим, к примеру, вдохновляющую историю подольских курсантов – пример величайшего подвига, результатом которого стало спасение российской столицы от фашистских захватчиков.