[править] Общая характеристика
Телесный интеллект есть интегральная характеристика, свидетельствующая о формах связи субьекта с самим собой и с внешним миром.
Понятие телесного интеллекта ещё не очень распространено в науке. Но оно находиться в тесной взаимосвязи с такими понятиями как «тело» человека, «телесность», «образ тела», «телесное Я», «телесная осознанность», описывающие различные соматические и психосоматические аспекты личности, уровень их осознанности и развитости у человека.
Философское осмысление телесности человека и её роли в формировании Я-концепции было предметом исследования на протяжении веков, начиная с работ философов дохристианского периода, представителей модернистской и постмодернистской философии(А. Бергсона, Р. Барта, М. Полани), экзистенциальной философии (М. Мерло-Понти[1], Ж.-П.Сартр) и продолжаются психологами в наше время.
Первое толкование «телесного Я» в структуре психического связано с именем американского философа и психолога У. Джеймса.
Начало системного анализа было заложено в работах представителей психоаналитической школы 3. Фрейда, в частности ученика Фрейда В.Райха[2], а также в телесно-ориентированных подходах современной школы психотерапии: А. Лоуэна[3], Ф. Александера, М. Фельденкрайза[4].
Телесность и телесная компетентность стали предметом исследования в трудах Г.Гарднера[5], Ю.Джендлина[6], С.Фишера[7], Т.Ханны, В. Никитина, В.Баскакова, Т.С.Леви[8], А.Тхостова, М.Сандомирского, Н.Медведевой[9], Т.Хомуленко[10], О.Гомилко[11].
Свойства, которые относятся к телесному интеллекту, опосредовано интегрированы в понятиях «сенсомоторного» интеллекта Ж. Пиаже[12], «биологического» интеллекта Г. Айзенка[13], «телесно-кинестетического» интеллекта Г. Гарднера[14], «теории триумвирата интеллекта» Р. Стернберга, «кристаллизированного» интеллекта Р. Б. Кэттела, «теории навыков» К.Фишера[15], в результатах когнитивных исследований А. Стаатса и функционально-уровневом подходе в теории интеллекта Б. Ананьева[16], в подходе к интеллекту как форме организации ментального опыта М. Холодной[17].
[править] Сенсомоторный интеллект в концепции интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы, названной им генетической эпистемологией. По мнению Ж. Пиаже, «интеллект невозможно оторвать от других когнитивных процессов. Он, строго говоря, не является одной из структур, стоящей наряду с другими структурами. Интеллект — это определённая форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов.» Пиаже вводит понятие «сенсомоторный интеллект», подчеркивая, что анализ образования навыков, как и анализ структуры восприятия, прежде всего связан с проблемой интеллекта. «… В перцептивной деятельности и генезисе навыков с самого начала принимает реальное участие организующая ассимиляция, которая в конечном итоге завершается операциями, свойственными интеллекту.»
Согласно теории Ж. Пиаже, интеллект человека проходит три основные стадии своего развития — стадию сенсомоторного интеллекта, стадию дооперационального мышления и стадию операционального мышления. Развитие интеллекта завершается на последней, третьей стадии появлением абстрактного формально-логического мышления.
Межличностный социальный
Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.
Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.
Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.
Подходящие профессии:
- учитель или воспитатель;
- психолог;
- артист;
- HR-специалист;
- социальный работник.
[править] Телесно-кинестетический интеллект в структуре множественного интеллекта Г. Гарднера
Говард Гарднер — американский психолог, автор теории множественного интеллекта, (1983 г.) выдвинул идею о существовании восьми различных видов интеллекта, которые есть у каждого человека и находятся на разных уровнях развития. По мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логикоматематический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. Анализируя, в частности, телесно-кинестетический интеллект, Г. Гарднер, о.
Природный
Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.
Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.
Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:
- животноводство;
- ботаника;
- садоводство;
- астрономия;
- химия;
- поварское дело;
- агрономия;
- археолог.
Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.
[править] Другие модели интеллекта
Наибольшая известность среди моделей когнитивного направления принадлежит концепции интеллекта Роберта Стернберга. Её обычно называют «теорией триумвирата в интеллекте». По мнению Р. Стернберга, проблема интеллекта должна решаться в контексте более широкой проблемы, а именно: как субъект управляет собой. Соответственно следует искать ответ одновременно на три вопроса: 1) каково отношение интеллекта к внутреннему миру; 2) каково отношение интеллекта к внешнему миру; 3) каково отношение интеллекта к опыту человека. В рамках этой теории интеллект определялся как форма ментального самоуправления, а теория включала три (в соответствии с тремя выше сформулированными вопросами) взаимосвязанные субтеории: компонентов, контекста и опыта .
Модель ментального опыта. Сюда можно отнести концепцию интеллекта как общей способности М. В. Холодной[18], разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода. В представлении М. В. Холодной интеллект — это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. Понятие «ментального опыта» по своему содержанию близко содержанию понятия «кристаллизованного интеллекта» по Кэттеллу. Интеллект тела, как научное понятие, предлагается многочисленными исследователями и исследованиями.
В 2009 году Алехандо Йерас, доктор философии в области психологии в университете штата Иллинойс, и Лора Томас, доктор философии в психологии в университете Вандербильта доказывают, что движение тела влияет на глубокие мысли и способность решать сложные проблемы.
Исследования Ллерас и Томас демонстрируют в исследовании, что тело главным образом является частью нашего разума.
По мнению профессора Флорина Ванча[19] (Румыния), телесный интеллект –это способность организма приспосабливаться к новым вызовам внутренней и внешней среды путем восприятия и осознания сигналов тела и с помощью конкретных способов реагирования. Автор разрабатывает и апробирует методику тестирования телесного интеллекта.
Розмари Андерсон также предлагает собственную шкалу для тестирования телесного интеллекта.
Многообразие существующих в науке определений сущности интеллекта, когнитивно ориентированных психологических теорий, направленных на исследование интеллекта, позволяет в этой связи, по мнению психолога Е. Силютиной[20], выделить как вид
интеллект телесный,
который соответствует задаче обьяснения индивидуальных возможностей человека относительно своей телесности посредством обращения к особенностям организации ментального опыта субьекта. Это понятие шире, чем предлагаемое на сегодняшний день понятие соматический интеллект.
Пространственный (образный)
Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.
Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.
Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.
Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.
Самые подходящие профессии для образного типа личности:
- архитекторы;
- летчики;
- скульпторы;
- военные;
- художники;
- моряки;
- водители;
- инженеры;
- строители.
[править] Структурные составляющие телесного интеллекта
К структурным составляющим телесного интеллекта относятся: восприятие тела; знание и осознавание тела; понимание тела; отношение к телу; управление телом.
Телесный интеллект дает возможность определить, насколько человек может задействовать когнитивные механизмы, чтобы обеспечить себе более гармоничное и эффективное проживание в теле, чтобы развивать свои телесные навыки в интересах своей личности.
Телесный интеллект во взаимосвязи с социальным и эмоциональным интеллектами характеризуют уровень развития личности, телесное, психическое и духовное здоровье человека, его ресурсные возможности и определяют его поведение в социуме.
Логико-математический
Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.
Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:
- Аналитик;
- Логист;
- Математик;
- Программист;
- Бухгалтер;
- Детектив;
- Врач.
Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.
[править] Источники
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; [Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина]. — СПб. : Ювента; Наука, 1999. — 603 c.
- Райх В. Анализ личности / В. Райх. — М.: КСП; СПб. : Ювента, 1999. −333 с.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн [Пер, с англ. С. Коледа]. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 256 с.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста / М. Фельденкрайз. -Москва: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. −223 с.
- Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта /Г. Гарднер. — М.: ООО «И.Д. Вильямс », 2007. — 512 с.
- Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Ю. Джендлин; [Пер. с англ. А. С. Ригина]. — М.: Независимая , 2000. -448 с.
- Fisher, S. Development and structure of the body image. Vol. 1 / S. Fisher.-Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.
- Леви Т. С. Отношение к телу в структуре самоотношения / Т. С. Леви// Материалы международной заочной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования». – Пенза : ПГПУ им.В. Г. Белинского, 2008.
- Медведева Н. С. Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе: дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук по спец. 09.00.03 — «социальная философия и философия истории »/ Н. С. Медведева. — М., 2005.
- Хомуленко Т.Б., Крамченкова В.А. Методика проективной диагностики телесного Я. / Научный вестник Херсонского госуниверситета. -2016.- том 5.- с.39-45.
- Гомилко О. Е. Феномен телесности: дис … д-ра филос. наук: 09.00.04 / О. Е. Гомилко; НАН Украины; институт философии им. Г. Сковороды. — М., 2007.- 420 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта/Перевод: А. М. Пятигорский СПб.,2003.// Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий.-20.10.2010.URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3252
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111—131.
- Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта /Г. Гарднер. — М.: ООО «И. Д. Вильямс «, 2007. — 512 с.
- Fischer К.W. (1980). A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills. // Psychological Review. V. 87 (6). P. 477—531.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — CTO.: Питер, 2001.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002.
- VANCEA F. THE BODY INTELLIGENCE — DESCRIPTION AND MEASUREMENT/ https://www.afahc.ro/ro/afases/2017/33-M&H-VanceaFlorin.pdf
- Силютина Е. К проблеме определения сущности телесного интеллекта личности / ISSN 2410‐3527 (online). Психология и личность. 2020. № 1 (15)
[править] Литература
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — CTO.: Питер, 2001.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111—131.
- Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта /Г. Гарднер. — М.: ООО «И. Д. Вильямс «, 2007. — 512 с.
- Гомилко О. Е. Феномен телесности: дис … д-ра филос. наук: 09.00.04 / О. Е. Гомилко; НАН Украины; институт философии им. Г. Сковороды. — М., 2007.- 420 с.
- Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Ю. Джендлин; [Пер. с англ. А. С. Ригина]. — М.: Независимая , 2000. −448 с.
- Леви Т. С. Отношение к телу в структуре самоотношения / Т. С. Леви// Материалы международной заочной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования». — Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн [Пер, с англ. С. Коледа]. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 256 с.
- Медведева Н. С. Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе: дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук по спец. 09.00.03 — «социальная философия и философия истории «/ Н. С. Медведева. — М., 2005.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; [Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина]. — СПб. : Ювента; Наука, 1999. — 603 c.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта/Перевод: А. М. Пятигорский СПб.,2003.// Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий.-20.10.2010.URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3252
- Райх В. Анализ личности / В. Райх. — М.: КСП; СПб. : Ювента, 1999. −333 с.
- Силютина Е. К проблеме определения сущности телесного интеллекта личности / ISSN 2410‐3527 (online). Психология и личность. 2020. № 1 (15)
- Татаурова С. Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания./ г. Екатеринбург, Вестник ЮУрГУ, № 31, 2012
- Фадеева К. Измерение специфических конструктов телесности в психологии / К. Фадеева // Актуальные проблемы социологии, психологии, педагогики. — 2013. — № 3 (20). — С.167-174.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста / М. Фельденкрайз. -Москва: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. −223 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002.
- Хомуленко Т. Б. Психосоматика: культурно-исторический подход: Учебно-методическое пособие / Т. Б. Хомуленко, И. А. Филенко, К. И. Фоменко, А. С. Шукалова, М. В. Коваленко. — Харьков: Издатель «Диса Плюс», 2020. −264 с.
- Хомуленко Т. Б., Крамченкова В. А. Методика проективной диагностики телесного Я./ Научный вестник Херсонского госуниверситета. −2016.- том 5.- с.39-45.
- Cash, T.F. Body Image: a handbook of theory, research, and clinical practice /T.F. Cash, T. Pruzinsky. — The Guilford Press, 2002.
- Cash, T.F. Development of the Appearance Schemas Inventory: a new cognitive bodyimage assessment / T.F. Cash, A.S. Lafarge // Cognitive Therapy and Research. — 1996. — 20. -P. 37-50.
- Cash, T.F. The development and validation of the Body Image Ideals Questionnaire / T.F. Cash, M.L. Szymanski // Journal of Personality Assessment. — 1995. — 64. — P. 466—477.
- Fischer К.W. (1980). A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills. // Psychological Review. V. 87 (6). P. 477—531.
- Fisher, S. Development and structure of the body image. Vol. 1 / S. Fisher.-Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.
- Mehling W. E., Gopisetty V., Daubenmier J, Price CJ, Hecht FM, & Stewart A (2009). Body awareness: construct and self-report measures. PloS one 4(5)e5614.
- VANCEA F. THE BODY INTELLIGENCE — DESCRIPTION AND MEASUREMENT/ https://www.afahc.ro/ro/afases/2017/33-M&H-VanceaFlorin.pdf