Сознательное и бессознательное: З. Фрейд. Структура психики. Коллективное бессознательное и архетипы К. Г. Юнга

Имя австрийского ученого Зигмунда Фрейда, пожалуй, одно из самых известных в современном мире. Его знают даже те, кто ни разу не открывал его труды, не говоря уже о небольших статьях. Больше всего на слуху знаменитые оговорки по Фрейду, его имя любят припоминать при виде многозначительных продолговатых предметов, таких, как сигара или банан. Также часто вспоминают понятие бессознательного. Однако далеко не все с точностью могут объяснить его суть. В этой статье мы обсудим психологию бессознательного, его проявления, а также теорию его последователя Юнга.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Индивидуальное бессознательное З. Фрейда.

З. Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, философ, создатель психоанализа. Главное его открытие: психика человека включает в себя не только сознание, но и бессознательное, которое вовсе не есть забытое сознательное (как, например, автоматическое письмо, забытая колыбельная песня и пр.). Для Фрейда бессознательное — принципиально иная сторона психики, то, что никогда не было в нашем Сознании (инстинкты):

— инстинкт удовольствия – Эрос, либидо (от лат. Libido — страсть), т.е. сексуальная энергия, влечение.

— инстинкт смерти – Танатос, влечение к разрушению и смерти. Эти инстинкты носят демонический характер, победить их силой разума невозможно.

По Фрейду, психика любого человека имеет структуру:

1) Оно (Id) – бессознательное, инстинкты.

2) Я (Ego) – сознательное начало, посредник между Оно и Сверх-Я

3) Сверх-Я (Super-Ego) – воспитание, система усвоенных норм, ценностей, совесть, запреты, – культура в целом как общественный надзиратель, цензура. По Фрейду, Сверх-Я во многом тоже бессознательно (например, табу на инцест). Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Бессознательное руководствуется принципом удовольствия, оно стремится к наиболее полному удовлетворению влечений и абсолютно ничего не знает о требованиях, предъявляемых человеку социальной реальностью.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Часто психику человека сравнивают с конем: «Оно» это конь, который скачет навстречу удовольствию. «Я» — это человек, который при помощи «Супер-я» (вожжи) пытается направить «Оно» в правильное русло (нормы и правила, принятые в обществе). Трагедия человека в том, что в нем борется Оно (инстинкты) и Сверх-Я (культура), которая не дает инстинктам прорваться к нам в сознание и разрушить личность. В результате бессознательные желания вытесняются, и появляются комплексы, неврозы. Например, подавленное детское сексуальное влечение к родителю противоположного пола может проявить себя в виде каких-то неосознаваемых действий (боязней, нервного тика и пр.) Психоанализ направлен на перевод вытесненного из сознания материала (комплекса) в сознание при помощи выговаривания. Зная врага в лицо, с ним можно уже бороться – таков принцип фрейдизма. Психоанализ не возможен без психоаналитика, поскольку самостоятельный анализ затрудняется сопротивлением со стороны Я. Роль же психоаналитика в том, что он прислушивается к человеку, когда Я пациента дремлет, в покое, а это чаще всего происходит во время сновидения, отсюда, кстати, методики психоанализа: анализ снов, бессознательных оговорок, описок, метод свободных ассоциаций. В качестве влечения Фрейд берет паталогическое сексуальное влечение – Эдипов комплекс – влечение мальчика к своей матери и комплекс Электры – влечение девочки к своему отцу. Вывод: Фрейд сделал величайшее открытие: он нашел те сферы человека, которые нам неподвластны.

Его психоанализ призван освободить человека от вытесненных комплексов. Однако, устранив один комплекс, появляются новые: этот процесс вечен, а потому человек несчастен всегда. Фрейд говорит о приемлемом пути внедрения демонической, бессознательной энергии либидо: это сублимация, т.е. выплеск энергии либидо в социально и культурно приемлемые формы, например, в творчество.

Бессознательное Фрейда индивидуально и носит биологический характер сексуального влечения. Оценки вклада Фрейда в науку колеблются от восхвалений его гениальности до прямых обвинений в шарлатанстве. В частности, представитель логического позитивизма Карл Поппер заявляет, что психоанализ не может претендовать на научность, так как он принципиально не фальсифицируем, то есть не поддается опровержению с помощью эмпирических фактов. В этом он сходен с такими псевдонауками, как астрология, хиромантия и т.д. Но самыми распространенными обвинениями (конкретно в адрес Фрейда) являются биологизм и пансексуализм его теории.

25. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Э.ФРОМА

Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры. Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике “природных”, биологических и социальных влияний в человеке.

В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности:

она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека. Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений.

Представления о природе человека.Основные положения теоретических работ Фромма можно изложитьследующим образом:

1. Личность – принципиально “открытая система”. Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.

2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий.

3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек

– это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть.

Иметь–значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям,вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь “отрывает” человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного “Я”. А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны. Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

Развитие личности.Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций,которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека.

В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти.

Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от “слепой” любви к самому себе.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек. Она представляет собой осознание:

1. того, что хорошо, а что – плохо; 2. того, какое средство ведет к достижению цели; 3. того, что стоит за осознанными желаниями; 4. того, какие реальные возможности выбора существуют; 5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение; 6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать.

26. ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА

Концепция «христианского эволюционизма» французского философа и католического теолога Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) сложилась, как стремление синтезировать христианское учение с современными ему научными представлениями. Она получила широкое распространение не только на родине философа, но и во многих других странах. По убеждению мыслителя, при построении картины мира в качестве основополагающего методологического принципа непременно следует принять научное понятие «эволюции». Применяя теорию эволюции в своем творчестве, философ по существу создал новую модель христианства — для того, чтобы раскрыть содержание эволюции Вселенной, он предложил особую «сверхнауку», способную скоординировать между собой и научные данные, и религиозный опыт.

Концепция космогенеза Тейяра де Шардена была основана на утверждении, что в основе всего существующего универсума лежит единая космическая субстанция (позиция «монизма»), состоящая из первоэлементов, каждый из которых имеет «внешнюю» — материальную и «внутреннюю» — духовную стороны. Именно поэтому, с точки зрения философа, категории «материи» и «духа» следует рассматривать, как связанные между собой переменные единого. Дуальность первоэлементов Тейяр де Шарден объяснял при помощи понятия «энергии» как некой организующей силы, свойственной самой первоматерии. В его представлении первоэлементы пронизаны единой космической энергией, которая в них разлагается на две составляющих. Первая из них — тангенциальная составляющая — это физическая энергия, действие которой направлено на образование «горизонтальных» связей между элементами. Вторая составляющая — радиальная, представляет собой духовную энергию, которая осуществляет целенаправленность «вертикального» развития системы элементов (ее движение направлено всегда вперед и вверх, и ведет к усложнению связей и целостности мира). Сущностью радиальной составляющей, как полагал философ, является любовь, а самым малым ее проявлением — сила притяжения. Действие этой духовной внутренней силы и является подлинной «пружиной» эволюции. В результате космогенез предстает в виде необратимого движения изначальной материи ко все более высоким формам жизни. Он развивается в определенном направлении и имеет своим источником внутренний духовный импульс. Именно с первоэлементов космической субстанции, пронизанных комической энергией, и начинается весь грандиозный эволюционный процесс, последовательно проходящий четыре этапа.

На первом этапе — «преджизни» — развитие происходит в неживой природе. В результате эволюции химических элементов и галактик, формируется оболочка Земли (литосфера), и на ее поверхности возникает физико-химическая среда (геосфера), благоприятная для образования первых форм жизни. Как писал философ, жизнь возникла в виде первоклеток, взаимодействие которых привело к возникновению новых, более сложных и организованных форм. Этот процесс был зафиксирован Тейяром де Шарденом как второй этап эволюции — этап «жизни», — во время которого образуется живой покров Земли — «биосфера», развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших и кончая человеком. Философ отвергал библейский миф о сотворении человека и относил его происхождение к результату длительной эволюции позвоночных. Появление у «материи» особого психического «эффекта» — сознания, как считал Тейяр де Шарден, было связано с «органическим» усложнением космической субстанции.

Нарастающую степень совершенства организации материальных систем, находящей свое высшее выражение в человеке, обладающим самосознанием, Тейяр де Шарден объяснял «законом сложности сознания», то есть увеличивающейся концентрацией радиальной энергии в процессе космогенеза. По идее философа, при возникновении

у человека способности сознания к рефлексии и прибавлении к своему сознанию посредством речи содержания других сознаний, открывается возможность объединения индивидуальных «мыслящих центров» в единый коллективный разум. Этот процесс составляет третий этап эволюции — этап «мысли», охватывающий все историческое развитие человечества, которое завершается формированием его единства и появлением новой «мыслящей» оболочки Земли — «ноосферы». Формирование единого организма человечества образуется через появление новых форм социальной жизни: государства, нации, цивилизации. Через духовную сферу «мысли» возможен подъем человеческих душ к духовному — «точке Омега», в которой, как утверждал Тейяр де Шарден, должно завершиться объединение человечества и собственно история. Этот четвертый этап эволюции был обозначен философом как «сверхжизнь».

Важное место в концепции Тейяра занимали этические вопросы, в которых в качестве центральной выступала категория «деятельности»—творческого преобразования материи,через которое человек включается всотворчество с эволюцией. Всю свою мыслительную активность человечество воплощает в различных системах мысли и действия: в науке, искусстве и технике. С этих позиций Тейяр де Шарден реформировал этику христианства, превратив ее в религию прогресса. Он предложил считать христианским идеалом уже не пассивную покорность и смирение, а напротив, активное отношение к миру и созидание. Философ считал, что путь к совершенству индивидуальной человеческой личности лежит исключительно через коллективное сознание.

Бог отождествлялся с точкой Альфа как абстрактным и мистическим началом эволюции мира, и с точкой Омега, выступающей источником силы и регулятором эволюции, а также ее финальной целью. Такая установка, когда Богом по существу оказывается вся Вселенная, взятая в целом, называется пантеистической. Не случайно теологические идеи мыслителя были подвергнуты жесточайшей критике со стороны ортодоксальных теологов. «Омега» была представлена в учении Тейяра де Шардена как некая духовная сознательная сверхличность (персонифицированная Вселенная). Она символизирует собой «космического», «эволюционного Христа», причастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. С этих позиций космогенез приобрел облик «христогенеза». Следовательно, по Тейяру де Шардену, человек вовсе не является венцом эволюции, однако он выступает важным ключом к совершенствованию мира, — об этом говорит факт вочеловечивания Сына Божьего

27.ЛИЧНОСТЬ И ФИЛ А.ШВЕЙЦЕРА

А.Швейцер – уникальное явление в культуре ХХ века. Теолог, философ, музыковед, врач, он состоялся как личность прежде всего благодаря своей врачебной деятельности, которая позволила ему воплотить в жизнь его моральные установки. А.Швейцер посвятил свою жизнь борьбе за гуманистические идеалы. В самом начале своего пути он принял решение, которое определило его дальнейшую судьбу: отстаивать идеалы добра и красоты путем непосредственного личного служения людям. Философские воззрения А.Швейцера не представляют собой цельной системы, потому что значение его деятельности нельзя рассматривать в контексте какой-либо теории. В основу своих философских взглядов, которые были названы им «новый рационализм«, он положил не знание о мире, а сам факт жизни. А.Швейцер считал, что преклонение перед жизнью должно стать принципом всей философии. Исходный принцип своей концепции – принцип «благоговения перед жизнью» – А.Швейцер выразил формулой: «Я – жизнь, желающая жить среди жизни, которая хочет жить».

Необычен его жизненный путь: достигнув к тридцати годам европейской известности своими исследованиями по истории раннего христианства, фундаментальной монографией о Бахе, концертной деятельностью, Швейцер поступает на 1-й курс медицинского факультета, заканчивает его и уезжает врачом в джунгли Экваториальной Африки, где и работает с небольшими перерывами до конца жизни. В его философии тоже немало странного — как в исходных установках, так и в выводах. Сам он говорит о себе как о человеке, «всецело верящем в рациональное мышление». И тут же утверждает, что всякое глубокое миросозерцание — это мистика. А следуя своему принципу благоговения перед жизнью, сформулированному в результате многолетних размышлений, он не может радоваться излечению пациента, не сожалея при этом о загубленной жизни микробов! Удивительна и его религиозная позиция: считая себя христианином и определяя христианство как мистику единения с Христом, Швейцер в своих теологических исследованиях доказывает, что исторический Иисус разделял мессианские представления своего времени и своего народа, и тем самым фактически лишает Бога божественного ранга.

Столь необычные с виду мысли и поступки Швейцера органически связаны со складом его личности и прежде всего

— с присущим ей исключительно сильным этическим началом. Швейцер ощущает этику как первичное, действующее с непреодолимой силой побуждение, как этическую волю, направляющую жизнь человека и не нуждающуюся для своего утверждения в какой-то внешней цели. Недаром он называет свое миросозерцание «этической мистикой». Этикадля него—не просто одна из частей философской системы или один из аспектов духовной жизни,она—средоточие всего.Этическая связь с Богом выводит человека за пределы ограниченного земного существования,делает исполнителем божественной воли и тем самым оправдывает и наполняет смыслом его жизнь. Этика — движущая сила культуры, главный критерий прогресса человечества. Поэтому и философия Швейцера, и его религиозная позиция могут быть поняты, только исходя из этой особенности его мироощущения.

Главный философский труд Швейцера носит название «Философия культуры». Тема философских размышлений Швейцера — не общая теория культуры, а ее кризис, состоящий в том, что прогресс продолжается лишь в одной сфере — материальной, а в двух других — духовной и этической — наблюдается явный откат назад.

Вопрос о кризисе культуры становится для Швейцера вопросом о том, почему в людях ослабла этическая воля. Его центральная мысль, по сути дела основной постулат, состоит в том, что причина этого — в неспособности философской и религиозной мысли нового времени прийти к мировоззрению, в котором этическая деятельность и этическое самосовершенствование человека имели бы смысл и цель. В результате — и в этом Швейцер видит суть кризиса — стремление к прогрессу утратило этический характер и лишилось своей духовной составляющей.

Почему же философия нового времени (о религии речь пойдет ниже) не справилась со своей задачей? Швейцер видит главную причину в том, что она пыталась прийти к этике путем познания мира. Когда мы пытаемся приписать ходу мировых событий некий смысл и направленность к этической цели, чтобы, исходя из такого истолкования мира, придать смысл этической деятельности человека, мы занимаемся самообманом. В мире не существует всеобщей целесообразности.

Основным принципом является принцип уважения к жизни, разработанный А Швейцером, характеризующееся тремя моментами:

Во-первых, это всеобъемлющий и единственный принцип, лежащий в основе нравственности, а также любовь и сострадание, хотя и чрезвычайно важные понятия, — лишь составные части благоговения перед жизнью. Этика благоговения перед жизнью рассматривает также и чувства живых существ, условия их существования, радости живых существ, их стремление жить и стремление к самосовершенствованию; Во-вторых, принцип является универсальным, так как относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к

насекомым, к растениям. Человек не должен спрашивать, в какой мере то или иное существо заслуживает сочувствия и насколько оно ценно. Жизнь как таковая священна для него; В-третьих, это бесконечность, ведь «Этика — это безграничная ответственность перед всем, что живет.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Свойства системы бессознательного.

Свойства бессознательного интересно рассматривать в сопоставлении с аналогичными свойствами сознательного. Из работы Фрейда можно выделить следующие свойства бессознательного:

— Противоречивость

СЗ: Наличие логики и системы противоречий

БСЗ: Отсутствие противоречий

— Активность психологического процесса

СЗ: Вторичный процесс (первичный, т.е. активный процесс здесь выглядит нелепым)

БСЗ: Первичный процесс (подвижность активной силы, т.е. представление передает все количество своей активной силы другому)

— Отношение ко времени

СЗ: Понимание временной последовательности событий

БСЗ: Течение событий вне времени

— Реальность

СЗ: Преобладание внешней реальности

БСЗ: Преобладание психической реальности

Психоанализ и гипнотические эксперименты подтверждают наличие вышеупомянутых свойств бессознательного, выделенных Фрейдом.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Другие его известные теории

Благодаря Фрейду, человечество вооружилось разноплановыми теориями, основанными на практическом опыте и научных знаниях. Он обнародовал роль сексуальных переживаний и положил начало современной сексологии. Проявил и объяснил роль феноменов, которым раньше не придавали значения – детских душевных травм, чувства вины, защитных механизмов, с помощью которых сознание пытается компенсировать существующие противоречия. Это была настоящая революция в психологии, которая дала толчок развитию новых перспективных направлений в лечении человеческой психики.

[Всего: 1 Средний: 5/5]

Приоритет бессознательного

Согласно Фрейду, человеческая личность подобна айсбергу. На поверхности находится видимая, осознанная часть, состояние Эго, а под водой скрывается глыба бессознательных влечений и желаний. И всегда есть риск того, что этот айсберг может полностью поглотить индивида.

Это идея была сильным ударом по признанной концепции человека. Ведь фактически это означало, что он не имеет власти над собственной личностью, которая подвержена влиянию чего-то неосознанного и неотрефлексированного.

«Психология бессознательного»

Книга Фрейда не является целостным произведением. Это сборник, включающий в себя несколько научных работ прославленного врача. Каждая из составляющих его частей вполне может рассматриваться и обдумываться отдельно от другой, как полностью самостоятельная. Однако все представленные в данном сборнике работы взаимосвязаны и дополняют одна другую. Поэтому целесообразно ознакомиться с ними не по отдельности, а прочитав книгу полностью.

Составляющие научно-исследовательского сборника Фрейда «Психология бессознательного» следующие:

  • «Психоанализ детских неврозов»;
  • «Анализ фобии пятилетнего мальчика»;
  • «Три очерка по теории сексуальности»;
  • «Психопатология обыденной жизни»;
  • «О сновидении»;
  • «Проблемы метапсихологии»;
  • «О психоанализе»;
  • «По ту сторону принципа удовольствия»;
  • «Я и Оно».

Разумеется, в печатные издания включены и такие части, как предисловие и словарь, растолковывающий значение использованных в книге специфических терминов и понятий.

Связь между психикой и соматикой

Изначально бессознательное по Фрейду изучалось в рамках естественнонаучных теорий. Психоаналитик считал, что сможет найти прямую связь между нейрофизиологическими реакциями человека и движениями его психики. Основными этапами работы в начале становления его теории были следующие: поиск причины, вызвавшей болезнь (чаще всего ею становится некая травма, нередко она происходит в детстве), исследования последствий (то есть сбоев в работе психики) и лечение (необходимо обеспечить пациенту возможность психической разрядки). Постепенно Фрейд начал использовать терапию словом, и это уже выходило далеко за рамки естественнонаучной концепции.

Определение

История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.

Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.

В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.

Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.

Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.

В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.

Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.

Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.

Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.

В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.

Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.

Сущность бессознательного

Важно отметить, что бессознательное по Фрейду является продуктом вытеснения. Что подвергается такому воздействию и каким образом, здесь мнения различных исследователей могут расходиться. Но сам психоаналитик считал, что вытеснение может происходить исключительно в направлении Супер-Эго. Оно является своеобразным репрезентом общества в человеке.

В ходе детского развития различные нежелательные влечения постепенно переходят в область Сверх-Я, и извлечь их оттуда невозможно, кроме как методом свободных ассоциаций или гипноза. Нежелательными могут быть мысли и влечения, которые противоречат нормам, принятым в обществе, его морали, а также те влечения, которые чрезмерно нас тревожат.

В данном случае Супер-Эго является более сильным субъектом, который вытесняет некие слабые психологические силы, например детские впечатления, которые являются неприемлемыми для социума.

Многозначность бессознательного

Описывания значения бессознательного Фрейд возвращается к тому вопросу, что бессознательное является не только вытесненным. Оно имеет более широкое понимание, вмещающее в себя как:

  1. латентные, временно бессознательные акты, не отличающиеся от сознательных, так и
  2. вытесненные акты, которые отличались бы существенно от остальных сознательных, если бы проникли в сознание. Его описание можно трактовать следующим образом: помимо вытесненного, бессознательное вмещает в себя еще и те акты, которые не вместились в рамки сознания.

Фундамент концепции

Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.

Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.

Формы проявлений

Бессознательное в психологии – это явление, проявляющееся в разных формах, которые определяют следующие феномены:

Название феноменаОписание
Неосознаваемые побуждения деятельностиВключает в себя установки, мотивы и потребности человека, которые детерминированы лично определяемым образом желаемого результата. При этом человек не видит и не осознает связи между собственными побуждениями и событиями, которые они вызывают в будущем.
Надсознательные явленияДанные явления не поддаются сознательно-волевому контролю; они определяют психический уровень активности, проявляющийся в творческой деятельности. Данный уровень включает 2 формы: бессознательная (зависит от личного опыта человека, основывается на уже имеющейся информации) и надсознательная (зависит от личных стремлений человека к созданию чего-то нового).
Субсенсорное восприятиеЯвляется формой непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых человек не может дать себе отчета Это смутно осознаваемые, не доходящие до уровня сознания чувственные данные, когда анализаторы сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем осознается нами. К ним могут быть отнесены слабые световые, звуковые и другие сигналы, влияющие на психическое состояние человека, но не являющиеся предметом сознательного внимания. Эти раздражители свидетельствуют о резервных возможностях органов чувств человека.
Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельностиВключают в себя автоматизированные стереотипы поведения и деятельности. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, заранее настраивая человека на соответствующие действия и мысли.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям. Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Соотношение бессознательного и вытесненного.

В своей работе «Бессознательное» Фрейд представляет читателю вытесненное как часть бессознательного, поскольку последнее гораздо шире, чем только вытесненные из сознания акты. Автор зачастую при формулировании какого-либо термина или вопроса прибегает к инструментам сравнения. Так и при определении вытесненного и бессознательного он предлагает нам прочувствовать два этих понятия в комплексе, в сравнении друг с другом, делая акцент не на их четком и хрестоматийном определении, а именно на их восприятии с помощью воображений и наших внутренних представлений.
Однако следует добавить, что Фрейд говорит не только о соотношении бессознательного и вытесненного, но и дает нам понимание того, каким образом часть первого превращается во второе при помощи работы сопротивлений. Таким образом, в данном контексте у читателя формируется достаточно краткая, но отчетливая картина того, что будет пониматься под бессознательным и вытесненным в последующих частях данной работы.

Эрос

Эрос – это сексуальный инстинкт, это проявление либидо. Человек, будучи не в стаде, не может полноценно осуществить все свои половые стремления. Ему невольно приходится подавлять их, ограничивая себя. В благоприятной ситуации сексуальная энергия будет направлена на созидание, на творчество, в науку или политическую деятельность.

Другими словами, в любое русло, которое требует мощного вложения сил и проявления себя. Это вытеснение полового инстинкта в другую сферу Зигмунд Фрейд называл термином «сублимация».

Методы проявления бессознательного

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  1. Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  2. Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  3. Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  4. Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям. Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида.

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Обоснования допущения понятия «бессознательное».

Доказывая существование бессознательного, Фрейд приводит ряд весомых аргументов, направленных как на выявление так называемых пробелов сознательного, так и апеллирует к психологическим практикам и житейскому опыту читателя. При этом он приводит следующие допущения (которые представляют собой больше доказательства):

  1. Наличие множества пробелов в системе сознания;
  2. Неспособность сознания удержать в определенный момент весь объем знаний/поступающей информации, поэтому бОльшая часть знания находится в психической бессознательности;
  3. Такие практики как гипноз и психоанализ доказали существование бессознательного;
  4. Житейский опыт показывает, что психические акты легко замечаются у других людей, но не замечаются у себя самого;
  5. Часть скрытых психических процессов (латентных процессов) обладает несколько невероятными признаками, прямо противоречащими свойствам сознания.

С помощь сформулированных выше постулатов автор доказывает читателю существование психических актов, лишенных сознательности, т.е. бессознательных актов. Позволим себе отметить, что эти аргументы не оставляют читателю ничего иного, кроме как согласиться с позицией автора. При этом в других его произведениях также можно почерпнуть дополнительные аргументы в пользу существования бессознательного, как то картины сновидений, выбор, осуществляемый человеком и способы принятия решений и т.п.

Итоги

Итак, бессознательное по Фрейду – это универсальный для каждого человека психический феномен, который во многом обуславливает его поведение. Оно же является источником психических расстройств.

Австрийский психиатр определил понятия и виды бессознательного – Ид и Супер-Эго. Второе оказывает значительно более сильное воздействие на конкретную личность, поскольку это его индивидуальное бессознательное.

В дальнейшем ученики Фрейда развили концепцию структуры личности. Стало ясно, что видов бессознательного значительно больше, чем предполагал первооткрыватель этого понятия. Постфрейдизм и неофрейдизм приобрели большое количество последователей – Юнг, Адлер, Фромм и т. д.

Теорию Фрейда обсуждают и критикуют до сих пор. Но невозможно отрицать, что она оказала масштабное влияние на развитие науки и философии XX и XXI века, и в частности на исследование психологии бессознательного.

Автор: Ирина Лаптева

Различия сознательных и бессознательных психических представлений.

По мнению Фрейда сознательное представление включает как предметное представление, так и соответствующее ему словесное представление. В отличие от сознательного, бессознательное состоит только из одного предметного представления. На самом деле, здесь сложно не согласиться с выделением данного отличия, поскольку сознание оперирует как образами, так и словами. Полагаю, что слово является инструментом именно сознания, и в процессе перехода от образа (предмета) к его словесному описанию и пониманию, возможно, и происходит переход от бессознательного акта в сознательный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: