Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда


Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа и психоаналитического направления в целом. В своих исследованиях он мало пользовался обычным экспериментальным подходом, хотя и был убежден в том, что его работа носит строго научный характер. Фрейд также считал, что анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ дают достаточно оснований для выводов.

В боль­шей степени З. Фрейда интересовали те сюжеты, которые, как правило, прежде оставались без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии. Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Уровни строения психики в теории З.Фрейда В. 20

З.Фрейд ввел представление об уровнях строения психики:

бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и оставляющее энергетическое ядро личности. Это интересы и потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях.

1. Это могут быть ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. «Они возникают благодаря противодействию двух различных намерений»: столкновения бессознательного мотива и сознательно поставленной целью поведения.

2. Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и других факторов, которые прямо или косвенно связаны с неприятными переживаниями. Такое забывание происходит против воли человека и может быть связано с негативными чувствами по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем.

3. Представления, связанные с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Содержание сновидений связано с б/с желаниями, чувствами, намерениями человека, неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями человека.

Не соответствуют скрытым, б/с намерениям и составляют исключения:

1. Детские сновидения дошкольников;

2. Инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня;

подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа (желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры);

досознательное – содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами);

сознание – рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

1. Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

2. Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление;

3. Когда необходимо найти выход из какой-либо конфликтной ситуации;

4. Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий и т.д.

В. 20

Уровни строения психики в теории З.Фрейда

В. 21

Измененные состояния сознания

Сон

Сон – одно из функциональных состояний человека. Долгое время считали, что сон – просто отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Недостаток сна существенно сказывается на поведении: некоторые люди галлюцинируют или начинают бредить после двух-трех дней лишения сна; другие теряют способность нормально воспринимать осязательные, зрительные или звуковые стимулы.

Сейчас известно, что сон – это не просто восстановительный период для организма, а главное то, что это вовсе не однородное состояние.

Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует парадоксальный.

Медленноволновой сон составляет около 80% общего сна и имеет четыре стадии, в которых мозговая активность проявляется в форме все более медленных волн.

Парадоксальный сон был открыт Азеринским и Клейтманомв 1953 году.

Для этого вида сна характерны быстрые движения глаз (БДГ), активность мозга и резкое падение мышечного тонуса.

Кома

Кома представляет собой род патологического глубокого сна, от которого человек, хотя и остается живым, самопроизвольно не просыпается.

Кома возникает в результате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или после приема некоторых наркотиков или ядов.

Мозг продолжает получать сигналы, но без активирующего воздействия ретикулярной формации он не в состоянии их расшифровать. Больной находится в бессознательном состоянии, он нечувствителен к внешним раздражителям и не способен к двигательным реакциям.

В. 21

Медитация

Под медитацией понимается особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект.

Переход к измененному состоянию сознания может осуществляться разными способами. Он может происходить во время ритмичного танца, сопровождающегося повторением одного и того же слова, или в полном уходе во внутренний мир (как у йогов). В обоих случаях принцип остается один и тот же: нужно сузить поле сознания настолько, чтобы отрезать себя от внешнего мира.

Некоторые люди могут достигать во время медитации такого уровня контроля, что могут замедлить сокращения сердца или уменьшить потребление кислорода примерно на 20%.

Медитация доставляет удовлетворение из-за связанного с нею расслабления. Это способ, которым многим может помочь побороть стресс.

Гипноз

Гипноз – это особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения.

Гипноз не сопровождается физиологическими отклонениями от состояния бодрствования: мозговые волны чаще всего остаются волнами бодрствующего человека, содержание кислорода и двуокиси углерода в крови не изменено, как это бывает во время сна или медитации.

В гипотезе, выдвинутой Фишером, автор рассматривает психическую жизнь как ряд слоев, соответствующим различным уровням бодрствования. Это позволяет им жить одновременно на разных уровнях, когда они оказываются под контролем внешней действующей силы.

В. 21

Психотропные вещества

Употребление наркотических средств вызывает патологические состояния сознания. О каком бы веществе не шла речь – все они воздействуют на головной мозг либо, ускоряя передачу сенсорных сигналов либо, блокируя или видоизменяя ее, либо мешая некоторым нервным центрам нормально выполнять свою функцию.

Известно, что эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы – вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах.

При постоянном применении формируется физическая зависимость и если прекратить употребление сразу – может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом.

При резком прекращении употребления наркотических препаратов в случае психологической зависимости может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения.

Предыдущая10Следующая


Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно о обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.

классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • сны;
  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме. К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.

психоаналитическая теория Фрейда
Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия
Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Защитные механизмы личности

Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.

Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.

4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.

Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противополож­ный первому. Человек скрывает тревожащие его импуль­сы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».

6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызы­вающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.

8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели.

Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.

Какова структура психики по Фрейду?

Фрейд считал, что в одном и том же человеке существует несколько независимых душевных группировок. Некоторыми группировками руководит сознание, а другими бессознательное. Психический элемент, например, какое-либо представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. То, что в данный момент сознательное, в следующее мгновение переходит в бессознательную сферу, но лёгким усилием воли вновь может быть возвращено обратно. Что значит сделать нечто сознательным? Это суметь некий образ, чувство или представление воплотить в словесную оболочку. Сознанию Фрейд дал имя «Я», бессознательному «Оно». Но существует ещё и «Сверх Я».

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Какова основная проблема человеческой души и два основных способа её снятия, по мнению Фрейда?

Основная проблема человеческой души – справиться с тревожностью.

2 способа её решения:

1) решать проблему

2) не признавать наличие проблемы (отрицание)

18. Как можно узнать содержание бессознательного, по мнению Фрейда?

По Фрейду процесс «узнавания» бессознательного происходит тогда, когда содержание сознания выражается в словах. Пациент свободно излагает свои мысли без вмешательства со стороны врача. Кажется, что между его мыслями нет никакой связи, но связь есть, она скрыта в бессознательном. Врач должен расшифровать эти связи(ассоциации) пациента, раскрыть пациенту их скрытый смысл. Фрейд назвал это методом свободных ассоциаций.

Что такое либидо? Как трактует либидо Юнг, в отличие от Фрейда?

Либидо (лат. libido) — желание, страсть, влечение, которое имеет целью достижение удовольствия. В бытовом понимании либидо ассоциируется с сексуальным влечением. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. К.Г. Юнг рассматривает либидо как творческую жизненную силу, как психологическую энергию вообще, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии.

Почему Фрейд придавал большое значение детству?

Одним из великих открытий Фрейда было осознание значения раннего детства. Это открытие имеет несколько аспектов. У младенца уже имеются сексуальные (либидные) стремления, хотя это еще не генитальная сексуальность, а, по определению Фрейда, «прегенитальная сексуальность», которая кон рта, ануса и кожи. Фрейд признавал ложность буржуазного представления о «невинном» ребенке и показал, что с самого рождения маленький ребенок наделен многими либидными стремлениями прегенитальной природы.

Что является причиной неврозов, по Фрейду?

Вытесненные из сознания и заблокированные влечения могут вырваться наружу как в форме неврозов, так и в форме соматических заболеваний.

Что такое сублимация?

Истерическая конверсия — изменение направления аффекта, при котором он проявляется в необычные телесные иннервации и задержки, которые представляли собой телесные симптомы данного случая.

Что такое истерическая конверсия?

Истерической конверсией — называются расстройства, в которых физические симптомы возникают на психологической основе (не затрагивая автономной нервной системы). Слово «конверсия» подразумевает, что переживаемые человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В результате конверсии достигается состояние эмоционального безразличия.

Что называет Фрейд рационализацией?

Рационализация — это нахождение приемлемых оснований для неприемлемых мыслей и поступков.

Что в теории Фрейда вызывало возражение и у Юнга, и у Адлера?

Юнг и Адлер заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам».

Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг и на каком основании?

Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к созданию своего аналитического психоанализа.

В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное – это хранилище памяти человечества, это общечеловеческий эмоциональный опыт, всех рас и народов, в нем скрыты даже следы опыта наших человекообразных предков. Коллективное бессознательное не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – оно состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен унаследованный от предков опыт, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком. Для него бессознательное не было группой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством и природой.

Что такое архетипы, по мнению Юнга?

Архетип – прообраз, первоначальный образ, идея. Архетипы передаются не только с помощью обучения и традиций, но и с помощью наследственности. Юнг особое внимание уделял след. архетипам: персона, тень, анима, анимус, самость.

Что такое индивидуация по Юнгу?

Индивидуация — обретение личностью целостности, таким образом, стремление к большей свободе, посредством совмещения содержания бессознательного, восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

Что такое экзистенциализм? Назовите представителей.

Экзистенциализм (exsistenstia-существование) — философское направление 20 века, сутью которого является воззрение на мир через призму бытия человеческой личности.

Истоки экзистенциализма — в учениях С.Кьеркегора, Ф.Ницше, Ф.Достоевского.

Представителили экзистенциализма немецкие философы — М.Хайдеггер, М.Бубер, К.Ясперс.

Франц.философы — Ж.П.Сартр, Г.Марсель, М.Мерло-Понти, А.Камю.

Выделяют религиозный экзистенциализм Н.Бердяев, К.Ясперс, Г.Марсель и атеистический М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю

Основные темы экзистенциализма — человеческое существование, судьба личности, утрата и обретение смысла жизни.

Согласно этой концепции, для человека определяющим является не внешний объективный мир, а внутренний субъективный. Мир таков, каков сам человек, его субъективные переживания.

Что означает «сущность предшествует существованию»?

Способ применения или назначение инструмента, то есть сущность инструмента, определены его создателем еще до изготовления. В этом случае сущность предшествует существованию. Точно так же, если Бог существует, и Он создал человека, основываясь на своей идее, то можно сказать, что и в случае человека сущность также предшествует существованию.


Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет). Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: