Четыре типа темперамента по Гиппократу: общая характеристика


СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА ПО ФРОММУ

Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно один и тот же: если инстинктивное обеспечение перестает отвечать требованиям успешной адаптации к окружающему миру, то соответствующий биологический вид вымирает [Фромм, 1993]. Отмечая регресс инстинктивной составляющей в поведении человека, Фромм выдвинул следующее положение: чем больше в животном представлена инстинктивная детерминация, тем меньше у него характера, и наоборот. Таким образом, раз поведение животных инстинктивно детерминировано, то это означает, что у них нет характера. Это не значит, что у животных нет индивидуальности. Индивидуальность у животных есть, это знает каждый [Фромм, 1994]. Таким образом, характер может рассматриваться как заместитель инстинктивного аппарата животных. Раз энергия канализируется определенным образом, то это значит, что поступки совершаются индивидуумом «в точном соответствии с характером».

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

1. Рецептивные типыубеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми, чем любить. «Они крайне чувствительны к уходу от них, или резкому разрыву отношений с ними со стороны любимых ими. Еслитакие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные самим себе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, чего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности. Если же они не религиозны, то ихотношение к людям или к общественным институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго волшебника». К руке дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания. Поскольку они не могут сказать «нет», они любят говорить «да» всем и каждому; но постигающий их вследствие этого паралич критической способности делает их в высшей степени зависимыми от других.

Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается особенно в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоятельности, а именно в деле принятия решений и несения ответственности за них. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают совета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.

Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и выпить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И даже в их снах сытость часто символизирует для них любовь, а голод — депрессию и разочарование.

В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если «источник ихподдержки» находится под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие типыберут все, что им нужно или о чем они мечтают: силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности.

В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому.

То же самое проявляется и в интеллектуальной деятельности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это может быть сделано либо грубо — в виде плагиата, либо более тонко — путем словесного варьирования чужой идеи, а затем преподнесения ее как своей собственной. Недостаток собственных оригинальных идей или независимых результатов у одаренных в других отношениях людей, по мнению Фромма, объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным недостатком оригинальности. То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее и лучше, чем свои собственные. Их девиз — «краденое всегда слаще». Поскольку они стремятся использовать людей, постольку они «любят» только тех, кто явно и неявно может быть объектом эксплуатации. Ярким примером этого типа ориентации могут быть клептоманы, которым нравятся только краденые вещи, хотя бы у них и были деньги, чтобы купить их.

Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности. Вместо доверительности и оптимизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем обладают другие.

Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающие типыпытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.

В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель — привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них — это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопительской ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.

Этих людей, считал Фромм, также можно опознать по мимике и жестам. Они молчаливы, их жесты свидетельствуют об их замкнутости. Если у людей с рецептивным типом ориентации жесты округлы и манящи, а у лиц с эксплуататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая характерная черта этих людей — приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он не терпит, когда вещи находятся не на их привычном месте и автоматически раскладывает и расставляет все по своим местам. Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвигнутую им границу, поэтому аккуратность означает способ избавления от этой угрозы путем отталкивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру. Фанатичная чистоплотность — еще одно проявление потребности человека с этим типом ориентации «очиститься» от контактов с внешним миром. Все, что не принадлежит его миру, кажется ему опасным и «нечистым», и он постоянно моет руки, моется, совершая что-то вроде ритуала религиозного омовения, предписанного после каждого прикосновения к «нечистым» людям или вещам. Что касается вещей, то они не только должны находиться на своем месте, но также и в свое время. Навязчивая пунктуальность, которая тоже есть один из способов избежать угрозы со стороны внешнего мира, — характерная черта людей с этим типом ориентации. Если внешний мир воспринимается ими как угроза, то логической реакцией на нее оказывается упрямство. Постоянное «нет» — это почти автоматическая защитная реакция. Эти люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии, умственных способностей и что этот запас постепенно уменьшается и истощается и никогда уже не восстановится. Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовосполнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация и застой — к полной их парализации. Для них смерть и разрушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты творчества — это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие ценности — это порядок и безопасность; их девиз — «нет ничего нового под луной». В отношениях с другими людьми близость тоже воспринимается ими как угроза; поэтому безопасность гарантируется либо отдалением от человека, либо его овладением. Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: «мое — это мое, а ваше — это ваше» [Фромм, 1993]. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный типисходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Рыночная ориентация преимущественно развилась и выкристаллизовалась в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, следует принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе не только с точки зрения аналогии с данным типом характера, но и как основу и главное условие развития этого типа характера у современного человека.

Товарообмен — один из наиболее древних экономически: механизмов. Однако традиционный локальный рынок существенным образом отличался от современного капиталистического рынка. Торговля на местном рынке давала людям возможность встречаться с целью обмена предметами потребления. Товаропроизводители и покупатели знакомились; они составляли до вольно небольшие группы; спрос был более или менее известен так что товаропроизводители могли производить товара ровно столько, чтобы удовлетворить этот спрос.

Современный рынок, напротив, не только не представляет собой места встречи товаропроизводителей и покупателей, но характеризуется абстрактным и обезличенным спросом. Товар производится для этого рынка, а не для известного круга покупателей; решения принимаются на основе законов спроса и предложения, которые определяют, будет ли товар продан и по какой цене. Регулирующая функция рынка была и остается господствующей в деле влияния на формирование социального характера среднего городского класса, а через него и на все общество в целом. Рыночная концепция стоимости вызывает тенденцию с этих же позиций относиться и к людям, особенно к самому себе. Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, Фромм и называл «рыночной ориентацией».

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость.

5.В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характерпредставляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие современному обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

Типологическая структура, выстроенная Фроммом, предполагает определенное родство отдельных типов, реализующее себя в процессе ассимиляции и социализации. В приведенной Фроммом таблице это выглядит так:

АССИМИЛЯЦИЯСОЦИАЛИЗАЦИЯ
I.НЕПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
a)Рецептивный (получательский)Мазохистский (зависимость)СИМБИОЗ
b)Эксплуататорский (берущий)Садистический (авторитарность)
c)Накопительский (сохраняющий)Деструктивный (нахрапистость)ОТЧУЖДЕННОСТЬ
d)Рыночный (обменивающий)Равнодушный (благовидность)
II.ПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
ПроизводящийЛюбящий, разумный

Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Противостоит биофилии некрофилия – тяга ко всему мертвому и безжизненному. Фромм описывает не только некрофильские личности, но и целые некрофильские цивилизации (такой цивилизацией можно считать, например, нацистскую Германию). Биофилия же является необходимым условием формирования продуктивного характера. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

Книги Фромма не утрачивают своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Гуманистический психоанализ. Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании и развитии характера индивидуума.

Накапливающий тип характера – скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

Потребность в идентичности – уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.

Потребность в корнях – экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему.

Потребность в преодолении – базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни.

Потребность в системе взглядов и преданности – потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.

Потребность в установлении связей – базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.

Продуктивный тип характера – целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

Рыночный тип характера – человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.

Эксплуатирующий тип характера – человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.

Потребительский тип

Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и настроен на то, чтобы пассивно воспринимать эти блага. Это «вечный сосунок» во всех видах его активности. Например, в любви он желает «быть любимым», но не «любить». Будучи предоставленным самому себе, хотя бы и временно, он теряется, становится как бы парализованным. Это тип «приживалы», который преданно относится к «руке дающей» и боится ее потерять. Типические его черты — пассивность, покорность и боязливость. Этот тип формируется в результате того, что ребенок осознавал себя в детстве пассивным придатком к взаимоотношениям родителей.

Понятие характера

Что мы понимаем под этим термином? Слово «характер» в переводе с греческого языка означает «печать». В психологии это понятие означает совокупность особенностей личности, которые формируются в период взросления и ярко проявляются в дальнейшем в личной и общественной жизни человека. Результатом данного процесса является стабильное и однотипное поведение индивида в определенных ситуациях.

Однако постоянные черты характера человека в психологии не тождественны имеющимся у личности особенностям. Подтверждением тому может служить простой пример. Человек, попав в стрессовую ситуацию, проявил грубость и несдержанность. Но мы прекрасно понимаем, что такое поведение вовсе не означает того, что у него именно такой характер. Говорить о присущих личности чертах можно лишь при регулярном проявлении подобной несдержанности.

Для определения понятия «характеры людей» в психологии применяют множество расшифровок и глубоких определений. Но чаще всего данный термин означает следующее:

  • систему устойчивого поведения, способствующую формированию типа личности;
  • грань, находящуюся на стыке между внутренним миром индивида и окружающей действительностью, в которой он находится, или способ адаптации личности к внешнему миру;
  • выраженную систему поведенческих реакций на конкретные раздражители.

Психологическая теория

В своей первой семантической работе «Побег из свободы», впервые опубликованной в 1941 г., Фромм анализирует экзестенциальное состояние человека. В качестве источника агрессивности, деструктивного инстинкта, невроза, садизма и мазохизма он не рассматривает сексуальную подоплеку, а представляет их попытками преодолеть отчуждение и бессилие. Представление Фромма о свободе, в отличие от Фрейда и критических теоретиков Франкфуртской школы, имело более положительную коннотацию. В его интерпретации она не является освобождением от репрессивного характера технологического общества, как, например, полагал Герберт Маркузе, а представляет собой возможность развивать творческие силы человека.

Книги Эриха Фромма получили известность как за его социальные и политические комментарии, так и за их философские и психологические основы. Его второй семантический труд «Человек для самого себя: исследование психологии этики», впервые опубликованный в 1947 г., был продолжением «Бегства от свободы». В нем он сосредоточился на проблеме невроза, характеризуя его как моральную проблему репрессивного общества, невозможность достичь зрелости и целостности личности. По мнению Фромма, способность человека к свободе и любви зависит от социально-экономических условий, но редко встречается в обществах, где преобладает стремление к разрушению. В совокупности эти работы излагали теорию о человеческом характере, которая была естественным продолжением его теории человеческой природы.

Самая популярная книга Эриха Фромма «Искусство любить» была впервые напечатана в 1956 году и стала международным бестселлером. В ней повторены и дополнены теоретические принципы человеческой природы, опубликованные в произведениях «Побег от свободы» и «Человек для самого себя», которые также повторялись во многих других крупных работах автора.

Центральной частью мировоззрения Фромма была его концепция «я» как социального характера. По его мнению, основной человеческий характер проистекает из экзистенциального разочарования тем, что он, являясь частью природы, испытывает необходимость подняться над ней благодаря способности рассуждать и любить. Свобода быть уникальной личностью пугает, поэтому люди склонны сдаваться авторитарным системам. Например, в книге «Психоанализ и религия» Эрих Фромм пишет, что для некоторых религия является ответом, не актом веры, а способом избежать невыносимых сомнений. Они принимают такое решение не по причине преданного служения, а в поисках безопасности. Фромм превозносит достоинства людей, предпринимающих самостоятельные действия, и использующих разум, чтобы установить свои собственные моральные ценности, а не следующих авторитарным нормам.

Люди эволюционировали в существа, осознающие себя, свою собственную смертность и бессилие перед силами природы и общества, и больше не являющиеся единым целым со Вселенной, как это было в их инстинктивном, дочеловеческом, животном существовании. Согласно Фромму, осознание отделенного человеческого существования представляет собой источник вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии обнаруживается в развитии уникальных человеческих способностей любить и размышлять.

Одной из популярных цитат Эриха Фромма является его высказывание о том, что главная задача человека в жизни – родить самого себя, стать тем, кем он есть на самом деле. Его личность – важнейший продуктом его усилий.

Можно ли изменить свой характер?

Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.

Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.

Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.

Темперамент – особенности и классификация

Определение характера – совокупность стойких, относительно постоянных психологических качеств, определяющих отношение человека к окружающему миру и его поведение. Специалисты выделяют несколько критериев, по которым происходит классификация темпераментов.

Необходимо отметить, что психологи рассматривают темперамент и характер как два взаимодополняющих понятия. Становление личности происходит под влиянием индивидуальных особенностей поведения. Следует понимать, что особенности и типы характера формируются и проявляются под влиянием темперамента.

Разбираемся в терминологии

Прежде чем перейти к теме – воспитание личности – необходимо разобраться в основных понятиях, а именно – темперамент и характер – в чем различия.

  • Личностные качества – поведение человека в различных ситуациях. Это сочетание индивидуальных качеств, которые человек приобретает на протяжении жизни. Особенности личности определяются социальной средой, в которой развивается личность.
  • Темперамент – эмоциональное реагирование на внешние раздражители. Это врожденные свойства человека, обусловленные биологическими и психическими особенностями личности.

Это важно! Определенные черты характера раскрываются в зависимости от социальной среды и окружения, где оказывается человек. Темперамент не меняется и остается постоянным независимо от условий и сопутствующих обстоятельств.

В психологии принято оценивать только черты и типы индивидуальных качеств человека. Можно сказать, что у человека хороший, плохой или сильный характер, но к темпераменту подобные оценки не применимы. На основании оценочных суждений специалист выявляет личностные недостатки и подбирает стратегию по их устранению.

Производительный тип

Это человек, который вобрал в себя все положительное. Он не стремится к господству над другими людьми, обладает мощным интеллектом, глубоко проникающим в сущность явлений, событий и предметов, видит и предвидит то, что другие не замечают и о чем не подозревают. Для него типичны скромность, адаптированность к среде, доверчивое отношение к другим людям, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпеливость, преданность, открытость и т. д. В общем, это идеал человека, к которому следует стремиться всем людям. Этот тип рождается в здоровой, теплой, благоприятной семейной атмосфере, где ребенок научается ценить себя и других за то, что он и они есть, ощущает безопасность и внутренний мир с самим собой и с окружающими.

Эксплуататорский тип

Тоже считает, что источник его благ находится вовне, но склонен не столько ждать, когда эти блага ему предоставят, сколько взять их силой. В сфере любви его больше привлекают люди «несвободные», потому что ему приятнее «отнять» их у кого-то. «Чужое» для него всегда привлекательнее, чем «ничье». Любит язвить в отношении других. Для него характерны агрессивность, эгоцентризм, высокомерие, завышенная самооценка и стремление совращать людей. Человек этого типа формируется в результате доминантного положения в семье, когда он оказывается «пупом земли».

Рыночный тип

Воспринимает себя как товар, который имеет рыночную стоимость и должен подчиняться закону спроса и предложения. Поэтому даже свою внешность он формирует в соответствии со «спросом», подражая кинозвездам или знаменитым спортсменам. Приятелей подбирает тоже по их «рыночной» стоимости. Для него типичны оппортунизм, бесцельность, непостоянство, в том числе и в принципах, релятивизм и осознание собственной ненужности. Этот тип возникает в результате отчуждения родителей от ребенка, когда в семье царит холодная психологическая атмосфера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: