30 марта, день рождения художника Винсента Ван Гога, объявлен Всемирным днем биполярного расстройства (World Bipolar Day). Это довольно распространенное (по данным ВОЗ, болеют 60 миллионов человек по всему миру) и непростое в лечении психическое расстройство, которое способно довести образованного и вполне успешного в жизни человека до потери работоспособности и суицида.
Что такое биполярное аффективное расстройство (БАР) и как помогать близким с таким диагнозом, рассказала ТД Мария Пушкина — координатор пациентского сообщества Ассоциации «Биполярники».
Фото: pxhere.com
Границы понятия
Под состоянием аффекта, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. С точки физических действий – это сильное душевное волнение. Человек в данном состоянии не контролирует свои действия, а наоборот, аффект выступает в качестве самозащиты на оскорбления.
Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность,а также скорость, выносливость и сила – в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно затрагивающими поддержание физического существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами.
Предлагаем ознакомиться Красные еле заметные точки на теле
Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию[1], мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё.
Специалисты проводят различие между понятием «аффект» и понятиями «чувство», «эмоция», «настроение» и «переживание».
От чувств, настроений и эмоций аффекты отличаются прежде всего интенсивностью и кратковременностью, а также тем, что всегда возникают в ответ на уже возникшую ситуацию[1].
Под переживаниями понимают только субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включающую физиологические составляющие.
Можно ли заметить, как предотвратить
Аффект развивается в три этапа, но они сменяются очень быстро. На начальной стадии аффекта человек может контролировать свое волнение, на второй нет. Если вы заметили, что впадаете в состояние аффекта, сделайте следующее:
- Всеми силами переключите внимание на что-то другое, не концентрируйтесь на раздражающем факторе.
- Смените деятельность или обстановку. Например, если чувствуете, что ссора с мужем вот-вот закончится вашим взрывом, выйдите за дверь или на улицу, пробегитесь около дома.
- Постарайтесь замедлить реакции и снизить возбуждение. Используйте дыхательную гимнастику. Делайте глубокие продолжительные вдохи и такие же выдохи на несколько секунд, концентрируйтесь на счете.
Если эти меры не помогают, значит, вы нуждаетесь в помощи психолога. Ваше состояние нельзя назвать легкой стадией, поэтому показана психотерапия. В некоторых случаях психически здоровым людям, склонным к аффективным вспышкам, назначают лекарства.
Если вы чувствуете свою уязвимость, боитесь, что неожиданно сорветесь, то займитесь профилактикой, следите за общим состоянием нервной системы, укрепляйте ее. В этом помогут следующие практики:
- терапия травами и ароматерапия;
- регулярные занятия спортом;
- йога, медитация и растяжка;
- массаж и теплые ванны;
- рефлексотерапия;
- аутотренинг;
- цветотерапия;
- полноценный отдых.
Эти методы не только укрепляют нервную систему, но и помогают в развитии самоконтроля, саморегуляции. Они учат понимать тело, его связь с психикой, ощущать проявления эмоций, их динамику.
Какие реакции вызывают у аналитика дискретные аффекты, настроения и аффективные состояния?
Как правило, аффективные переживания, расположенные над нейтральной линией (симпатия, удовлетворенность, гордость, храбрость, оптимизм, доброта, энергичность, уверенность, эффективность), позволяют пациенту ощущать себя в безопасности, когда он рассказывает аналитику о своих мыслях. И наоборот, недоверие, зависть, чувство стыда, страх, печаль, чувство вины, пассивность, ощущение небезопасности и своей неумелости обычно становятся причиной защитных мер и не позволяют пациенту раскрыться.
Прямой подтверждающий ответ, как правило, подкрепляет позитивный аффект или позитивное настроение пациента. Негативные аффекты и настроения могут усиливаться (или ослабевать) в качестве соответствующего ответа на расспросы и проявление интереса со стороны аналитика (схема 4). В таком случае характер ожидания, которое может стать причиной дискретного позитивного или негативного аффекта или настроения, можно сравнительно легко довести до сознания пациента, раскрывая разные по своей интенсивности и длительности трансферентные конфигурации.
=========================================================== Схема 4. ———————————————————- Позитивный аффект Безопасность Возможность проверки и настроение на соответствие условиям Негативный аффект Защищенность и настроение ===========================================================
Интенсивные аффективные состояния также могут сопровождаться чувством безопасности или защищенности. Восторг, спокойная удовлетворенность собой, представление о своем совершенстве, опрометчивый отказ, воодушевление, высокомерие, ярость, грандиозность и всемогущество подкрепляют у пациента мысли и способы поведения, которые он не стремится ни обсуждать, ни ставить под сомнение.
Ощущение безопасности воспринимается пациентом как зависящее от сохранения его состояния. Интервенции, нацеленные на ослабление самовозвеличения пациента или устранение опасных аспектов состояния, приводят к тому, что как опасность расценивается аналитик, а не эмоциональное состояние как таковое. Постоянная и/или интенсивная подозрительность, ненависть, неудовлетворенность, невыносимое чувство стыда, ужас, депрессия, жалость к себе, униженность, апатия, ощущение себя жертвой и чувство неадекватности, как правило, в качестве общего ориентира нацелены на достижение чувства защищенности. Оспаривание их обоснованности или даже выяснение их источников часто чревато тем, что по отношению к аналитику возникают аверсивные чувства.
Аффективные состояния, выражающие ощущения безопасности и защищенности, как это ни парадоксально, сходны в том, что они являются источниками сопротивления исследованию и изменению. Пациент, который испытывает состояние восторга, гиперидеализации и самовозвеличения в разных формах, будет чрезвычайно сопротивляться его осмыслению и исследованию или утрате временного ощущения защищенности.
Многие поступки, продиктованные этими состояниями, часто объединяемыми термином “грандиозность”, является защитными или следствием дефицитов. Мы считаем необходимым подчеркнуть крайне важные в клиническом отношении факты: 1) их источниками обычно является сочетание предшествующих тяжелых или травматических переживаний, 2) в их развитии неизменно играют определенную роль конфликты и 3) каждый случай требует исследования его значения.
Нежелание изменяться является обязательным атрибутом; поэтому неспособность аналитика распознать настойчивое стремление пациента сохранить ощущение безопасности может быть расценено как недостаток эмпатии. В свою очередь ощущение пациентом недостатка эмпатии ведет к усилению его защит – теперь иатрогенному по своему происхождению – и часто к возникновению аверсивного состояния.
Аверсивное состояние гнева, унижения, страха, бессилия, беспомощной зависимости, жалости к себе и неприспособленности можно связать с отчаянием человека, всеми силами цепляющегося за свое прошлое ощущение безопасности. Эти состояния действительно являются дистонными и аверсивными, но пациент может расценивать их как знакомые, как аспект идентичности и как надежную защиту от нового переживания надежды, разочарования и фрустрации.
Аналитик способен помочь, если он понял мотив пациента цепляться за свое состояние и внушает ему уверенность, оставаясь с пациентом, находящимся в таком состоянии (сдерживание аффекта). Расспросы, касающиеся “реальности” аверсивных аффектов и обесценивание серьезности нынешней ситуации путем интерпретации “реальной” причины в прошлом часто воспринимается как недостаток эмпатии и усиливает потребность пациента защищаться.
Плюсы и минусы
Наличие аффектации можно отметить практически везде – на театральной сцене, в кино или других видах искусства (литература, живопись). Однако присутствие таких реакций часто отмечается критиками негативно.
Однако надо отметить, что такие приемы все-таки очень действенны и выполняют свою функцию. Внезапная реплика, эмоциональный выброс, резкое движение – все это делает выступление ярким, запоминающимся. Иногда излишний пафос создает нужную атмосферу, повышенное восприятие. Особенно часто можно наблюдать работу аффектации на сцене – во время стенд-апов, комедийных шоу, в театре.
К аффектации прибегают дети, когда хотят привлечь внимание взрослых к своим потребностям – преувеличенно выражают недовольство, плачут напоказ, капризничают и «дуются». Взрослым, которые демонстрируют аффектацию, также иногда говорят, что они «ведут себя как дети».
Аффектация часто раздражает окружающих людей, так как выглядит очень наигранно, неискренне – если ситуация не разворачивается в комедийном или юмористическом контексте. Кроме того, «изображение» преувеличенного чувствования – это всегда попытка манипулирования (пусть и неосознанная в некоторых случаях). Люди чувствуют эти попытки и негативно воспринимают на подсознательном уровне.
Фазы аффекта и их характеристики
- Первая фаза — доаффективная.
- Вторая фаза — аффективного взрыва.
- Третья фаза — постаффективная.
До сих пор мы использовали феноменологический подход к описанию дискретных аффектов, настроений и аффективных состояний, а также того, как мы работаем с ними в процессе лечения. В качестве примеров мы использовали девять пар противоположных аффектов. Очевидно, что список может быть значительно более длинным.
Основным аффективным переживанием, относящимся к системе привязанности, является чувство близости. Это чувство возникает и в диадических отношениях с матерью и отцом (а также любым другим человеком или домашним животным) и – в более сложных формах – в триадических отношениях, при которых смещение желаний и соперничество обостряют стремление к близости.
Таким образом, симпатия, доверие, любовь, удовлетворенность, великодушие, гордость, уважение, смелость, оптимизм и ценные моральные качества являются аффективными переживаниями, которые возникают в процессе позитивного переживания привязанности. Аналогичным образом дополняющие эти чувства переживания гнева, сомнения, зависти, ревности, опасения, стыда и вины усиливают переживание привязанности.
Предлагаем ознакомиться Почему нет эрекции Причины отсутствия эрекции у мужчин
Чувства эффективности и компетентности являются самыми важными в мотивационной системе исследования и самоутверждения. Целая группа негативных аффектов, настроений и состояний являются переживаниями, которые отражают преобладание аверсивной мотивационной системы в дискретных или комбинированных формах враждебности и ухода в себя. Когда человек энергичен и уверен в себе, то это скорее отражает состояние самости, чем какую-либо другую систему.
Аффективные переживания, связанные с системами, в основе которых лежит регуляция физиологических потребностей и потребность в чувственном удовольствии и сексуальном возбуждении, несколько отличаются от представленных нами схем (схемы 1, 2 и 3). Аффективные переживания, относящиеся к двум этим системам, включают в себя гораздо больше телесных ощущений, возникающих вследствие ритмического усиления физиологических потребностей и напряжения, обусловленного выработкой гормонов.
Мы описали (Lichtenberg, 1989) физиологические потребности, которые подвергаются психической регуляции на протяжении всей жизни: принятие пищи, выделение, дыхание, тактильная и проприоцептивная стимуляция, температурная регуляция, равновесие, сон и общее физическое здоровье. Мы отделяем эти физиологические потребности и психическую регуляцию, в которой они нуждаются, от незаметных телесных процессов, таких, как функция селезенки, печени и т. д.
, которые не доступны для осознания. Мы предположили, что базисная врожденная схема питания такова: потребность в принятии пищи > ощущение голода, формирующее аффект дистресса (плач) > переживания сосания и поглощения пищи (происходящее с разной быстротой устранение дистресса = облегчение) >
ощущение удовольствия и чувство насыщенности (сопровождающееся состоянием перехода к другой мотивационной потребности). Успешность психической регуляции этого паттерна измеряется достижением младенцем осознания чувств голода и насыщения в качестве самостоятельно идентифицируемых аффектов и ощущений.
Осознание чувств голода и насыщения достигается лишь в результате сенситивной диадической коммуникации между матерью и младенцем, когда мать улавливает сигналы младенца. В клинической работе со многими взрослыми мы и не можем, и не должны улавливать тонкости этих формирующих диадических взаимодействий.
Паттерн “голод-принятие пищи-облегчение и насыщение”, если он является сформированным и устойчивым, едва ли нуждается в исследовании. Однако при нарушениях, относящихся к функции принятия пищи (отсутствие аппетита, переедание и рвота), возникает спектр аффективных расстройств, которые могут заставить нас вновь обратиться к базисной схеме, приведшей к развитию заболевания (см. Lichtenberg et al., 1992, pp. 138-145).
Другим примером аффективных паттернов, связанных с регуляцией физиологических потребностей, является дыхание. Как правило, в процессе клинического взаимодействия ощущение дыхания остается вне поля сознания обоих партнеров, то есть в нейтральной зоне. Возможным исключением являются свойства дыхания, влияющие на речь пациента, который испытывает тот или иной аффект.
В некоторых специфических ситуациях, возникающих в процессе лечения, дыхание прямо или косвенно становится предметом осознания. В состояниях волнения, радостного возбуждения, страха или гнева дыхание заметно учащается. В состояниях сниженного возбуждения, избегания и подавления аффекта или сонливости дыхание замедляется.
В ситуациях, в которых дыхание затрудняется простудой, инфекциями пазухи и астматическими приступами, угроза блокады поступления воздуха вызывает дискомфорт с потенциальной возможностью возникновения паники, вызываемой чувством удушья. Если в жизни пациента происходили травматические события, связанные с ощущением удушья, например, когда пациент однажды едва не утонул, или, как в случае Нэнси, когда Мэтт зажимал ей своей рукой нос и рот, воспоминания о них могут оживлять это ощущение, и тогда оно сопровождается приступом паники.
Наша гипотеза заключается в том, что в процессе анализа, даже тогда, когда пациент дышит незаметно, частота и глубина дыхания наряду с постуральными изменениями и урчанием живота включаются в незаметную и нерефлексивную диадическую коммуникацию. Воспринимаемые над подпороговом уровне, эти менее непосредственные индикаторы аффекта обеспечивают фоновый источник информации, которая способствует оживлению преобладающего вербально-аффективного потока или указывает на уплощенное, лишенное жизненности состояние пациента – “слова без музыки”.
По нашему мнению, аффективные цели “сексуальности” гораздо более разнообразны, чем это постулируется теорией либидо. В данной теории модель оргазмической разрядки такова: постепенное возрастание (прелюдия), затем более быстрое усиление состояния возбуждения (коитус), выливающегося в оргазмическую разрядку (удовольствие), и резкое убывание ощущений, сопровождающееся расслаблением (удовлетворением).
Наблюдение за “сексуальной” жизнью маленьких детей и взрослых показывает, что примерно с девятимесячного возраста открыты два пути: (1) потребность в чувственном удовольствии, проявляющаяся в виде общего дистресса и беспокойства или специфического ощущения в чувственной целевой зоне > успокоение, поглаживание, ритмичные фрикции >
или ослабление дистресса и беспокойства и специфических ощущений удовольствия, сопровождающееся снижением общего напряжения или (2) ослабление дистресса и беспокойства и специфических ощущений удовольствия, сопровождающееся возрастанием фокальных и генерализованных ощущений сексуального возбуждения.
Один путь включает в себя чувственные ощущения, интенсивность которых может усиливаться либо ослабевать при достижении удовольствия. Другой путь включает в себя сексуальное возбуждение, интенсивность которого усиливается до достижения высшей точки. Путь, связанный с чувственным удовольствием, может включать в себя ощущения, распределенные по всему телу (рот, кожа, анус и гениталии) и по сенсорным модальностям (зрение, слух, вкус и осязание).
Путь, связанный с сексуальным возбуждением, может включать в себя все остальные источники стимуляции, но главной зоной является пенис или вульво-клиторально-перинеальная область. Чувственное удовольствие нередко сопровождается чувствами нежности к себе или к другим людям, тогда как сексуальное возбуждение – ощущениями власти и агрессивного нападения как у мужчины, так и у женщины, причем они часто усиливаются из-за ощущения боли.
Ощущения и аффекты, включающие в себя полное переживание как чувственности, так и сексуальности, могут быть “аутоэротическими” в качестве паттерна, но не по своему происхождению или психическому содержанию. Яркое переживание чувственности и сексуальности возникает в результате интерсубъективного взаимодействия родителей и ребенка.
Предлагаем ознакомиться Мезим для чего применяют
Поэтому пред- и постсимволические репрезентации этих переживаний носят печать их диадических и триадических источников в образных формах, в которых пассивные и активные роли легко могут меняться. Чувственные и сексуальные переживания часто содержат неуловимое качество расплывчатости и мечтательности, которое способствует взаимозаменяемости субъектно-объектных репрезентаций.
Изменчивость качеств “активный-пассивный”, “мужской-женский” предоставляет этим переживаниям большие возможности для проникновения в разнообразные сферы диадических и триадических отношений. Однако у пациентов, связность самости которых уязвима, изменчивость репрезентаций часто является причиной страха, а также защитных мер, направленных против потери границ, и, следовательно, избегания, ограничивающего близкие отношения (Mitchell, 1993).
Значение для клинического взаимодействия такого преобладания языка “ощущений” в метафорах каждой мотивационной системы заключается в двух моментах. Во-первых, метафоры ориентируют нас на богатый в аффективном отношении потенциал того, о чем говорится. Во вторых, метафоры часто позволяют пациенту делать отклоняющиеся от темы замечания, которые могут понадобиться для того, чтобы подойти ближе к реальному переживанию.
Что такое депривация простыми словами
Депривацией
называют лишение человека привычных качеств жизни. Речь может идти о жизненно важных обстоятельствах, а также состоянии человека при невозможности удовлетворения некоторых значимых потребностей.
В английском языке известен глагол to deprive, имеющий значение – лишить, отобрать, отнять. Подразумевается негативный окрас и отнятие чего-то необходимого или ценного.
Слово «депривация» часто встречается в психологической литературе. В его основе находится латинский корень privare – «отделение». Префикс de в английском слове усиливает значение корня. Если говорить об англоязычной литературе, то там понятие «депривация» (deprivation) подразумевает какую-либо потерю или недостаточное удовлетворение какой-либо нужды. Не всегда имеются в виду физические аспекты – зачастую речь идет о психических потребностях.
В своих трудах «Психическая депривация в детском возрасте» Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят такое определение:
«Психическое состояние, появившееся в результате ситуаций, при которых субъект не имеет возможности удовлетворить некоторые основные психические потребности в достаточной мере на протяжении длительного периода».
Потребности, включенные авторами в число «основных»:
- потребность определенных условиях для продуктивной учебы (работы);
- потребность в первичных общественных связях (мать, отец), помогающих формироваться личности;
- потребность в самореализации в обществе, дающей возможность овладеть разными навыками, обрести ценные цели.
При рассуждениях о депривации периодически проводится аналогия между биологической и психической недостаточностью. Как возникают нарушения при дефиците витаминов, полноценного питания, кислорода и так далее, так они могут появиться и при психическом дефиците стимуляции, любви, общения.
Физиология аффекта
Начало течения аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, выступание пота и другие), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений). На этом эффекте основан принцип работы детектора лжи, регистрирующего множество физиологических показателей организма.
Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение[источник не указан 196 дней].
Техники, содействующие обретению чувства безопасности
Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний?
Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, “любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры” (Friedman, 1995, p. 446).
Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к “объекту”, а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991).
Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние.
“Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите”. Или: “Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю”. Или: “Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую”. Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе “примерить” атрибуцию.
Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.
Аффектация
Аффектация как качество личности – склонность проявлять
неестественную, обычно показную, преувеличенную чувствительность, возбуждённость в поведении, в речи, выраженную неестественностью жестов, чрезмерной приподнятостью, патетичностью речи.
Лектор с аффектацией и патетичностью вопрошает: — Скажите, кто был храбрее Александра Невского, мудрее Сократа, справедливее Соломона, честнее Вашингтона, остроумнее Чехова и прекраснее Аполлона и гениальнее Эйнштейна? В тишине с последнего ряда раздается голос: — Первый муж моей жены!
Так как гимназист-приготовишка Володенька всю неделю приносил лишь отличные баллы, в порядке исключения ему разрешили субботний вечер провести за столом со взрослыми. Взрослые пили кофий с ликёрчиками и рассказывали весёленькие истории. Вдруг Володенька запищал: — А я тоже знаю весёленькую историю! — Ну, — произнёс кто-то из гостей, — если она не очень длинная, то расскажи. Володенька стал в позу и произнёс с аффектацией патетическим тоном: — Вот уже месяц, а ничего нет. — Ну, разве это веселенькая история? — произнесла маменька. — А как же! Сегодня утром моя гувернантка сказала это папеньке, а папенька взялся за голову и простонал: «Ну и веселенькая история!»
Аффектация (франц. affectaion, от affecter — делать что-нибудь искусственно, притворяться). Неестественность, натянутость в обращении и речи, кривлянье.
В психологии аффектация трактуется как неестественность речи, чувства напоказ, принужденность, притворство, заученность речи. Это обычно обнаруживается по еле заметным признакам (в тоне, жестикуляции, выборе слов), и лицедейство субъекта речи оказывается напрасным – неубедительным. Если это отрицание обвинений, слушатели остаются при своем мнении; если политическая или религиозная аффектация – возникает подозрение в ангажированности или ханжестве.
Аффектация – соединение в человеке преувеличенной чувствительности, неестественности, театральной возбуждённости, наигранной эмоциональности и притворства.
Чувствительность как качество личности – способность чувствовать, выражать свои эмоции, слышать собственный голос души, тонко улавливать оттенки настроения окружающих, понимать и сопереживать их чувства, с пронзительной остротой воспринимать красоту мира, природы, произведений искусства.
Аффектация – неспособность понять, что переборщил. Как всякая чрезмерность, чувствительность, став преувеличенной, искусственной, позёрской, то есть, вобрав в себя отрицательность аффектации, превращается в уродливое кривляние, глупое паясничанье и рисовку.
Сейчас вы прочтёте фразу, которая будет вам сначала непонятной: «Если будете проявлять аффектацию, собачка не выйдет». У Федора Ивановича Шаляпина была такая присказка: «Играть на сцене надо так, чтобы собачка выходила». А когда актеры спрашивали, что это значит, Федор Иванович рассказывал такую историю:
— В провинциальном театре одного уездного городка один из артистов всегда приходил на работу с собачкой. Она сворачивалась клубком и спала в течение всей репетиции. Но как только заканчивались последние слова пьесы, собачка тут же вскакивала и собиралась домой. Артисты удивлялись, как она узнает об окончании, ведь все разговаривают и на репетиции и после нее. Но однажды в этот театр приехал знаменитый артист из столицы. И как только он начал свой первый монолог, собачка тут же вскочила и засобиралась домой. Как собачка узнавала об окончании репетиции, и почему приезд столичного артиста сбил ее?
Собаки от природы внимательны и наблюдательны. Они за десять вёрст нюхом чувствуют аффектацию, то есть, малейшую фальшь, наигранность и театральность. Их не проведёшь аффектацией — дешевым актёрством, рисовкой, позёрством и красованием. Пока актёры жонглировали пафосными фразами, проявляли аффектацию, искусственность, неискренность и неестественность, собака мирно дремала. Когда репетиция заканчивалась, люди расставались с аффектацией, театральностью и начинали говорить по-простому, естественно и искренне. Собака связывала эту метаморфозу в поведении людей с необходимостью уходить.
Когда приехал настоящий мастер и показал во всей силе свой артистический талант, собака не почувствовала никакой аффектации, наоборот почувствовала правдивость, естественность и искренность. Поэтому засобиралась на выход. Великий Шаляпин потому и велик, что при звучании его восхитительного, волшебного голоса любая собака побежала бы к выходу. Словом, жить нужно без аффектации, так, чтобы собачка выходила.
Анекдот в тему.
На похоронах мужа прекрасная молодая вдова безутешна. Она в аффектации ломает себе руки, рыдает, бьётся в истерике, кидается в могилу с криками: — Милый! Возьми меня с собой. Ее постоянно поддерживает под руку молодой человек – дальний родственник мужа. Ближе к ночи, когда люди разошлись по домам после поминок, он начинает утешать молодую вдову. Она робко сопротивляется: — Ну как же, ведь траур? – Вы что, его душа еще здесь находится. Молодой человек, не обращая внимания на слова, медленно подталкивает вдову к кровати. Наконец, она говорит с пафосом: — Ну, ладно. Только делайте всё медленно и печально…
Петр Ковалев 2020 год Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Разновидности аффекта
- Физиологический аффект — аффект, вызванный единичным (разовым) психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего.
- Кумулятивный аффект — аффект, вызванный длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего.
- Патологический аффект — аффект, вызванный болезнью.
- Прерванный аффект — прерванное внешним воздействием эмоциональное состояние, развертывающееся по определенным психологическим механизмам и достигающее аффективной глубины. В таких ситуациях можно говорить о прерывании не доаффективной фазы и непосредственно момента аффективного взрыва, а о постаффективном периоде.
Признаки аффекта
- Субъективная неожиданность психотравмирующего воздействия.
- Субъективная внезапность возникновения аффективного взрыва.
- Взрывной характер эмоциональной реакции.
- Частичное сужение сознания — фрагментарность и неполнота восприятия: симультатная (неполное восприятие ситуации в отдельный момент времени) и сукцессивная (неполное восприятие окружающей действительности и своих действий во времени).
- Нарушения произвольной регуляции деятельности — расстройство опосредованности действий, расстройство контроля действий, снижение способности к прогнозу результатов действий, отсутствие прогноза отдаленных последствий действий.
- Физическая астения (истощение).
- Психическая астения (истощение).
- Ощущение субъективной безвыходности из сложившейся ситуации.
- Неблагоприятное психофизиологическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.).
- Относящиеся к частичному сужению сознания — заполненность сознания переживаниями, связанными с психотравмирующим воздействием, элементы искаженного (иллюзорного) восприятия, элементы утраты чувства реальности окружающего, элементы ощущения отчуждения своих действий.
- Относящийся к нарушениям произвольной регуляции деятельности — двигательные автоматизмы (стереотипии), нарушения речевой деятельности, несоответствие агрессивных действий обвиняемого его ценностно-смысловой сфере, направленности личности или типичным для него способам реагирования.
- Резкое изменение вазомоторных и иных вегетативных проявлений.
- Дезорганизация психической деятельности.
- Неполное осознание (недопонимание) случившегося.
- Совершение нетипичных для личностного психотипа действий (агрессия, намерение причинить себе вред, вплоть до суицида, ступор)
Литература
- Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия / Авторы-составители Ф. С. Сафуанов, Е. В. Макушкин. — М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2013. — 312 с.
- Аффект // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Балабанова Л. М..Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-596-104-7.
- Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — Москва: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1 (из 2х). — 592 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
- Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, 1983. — С. 29-20. — 448 с. — 75 000 экз.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 109. — 1424 с. — 100 000 экз.
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду) | ||
Эмоции и чувства | ||
Аффекты | ||
Настроения |
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 августа 2019 в 15:52.