Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников

Самоопределение в психологии

Человек при выборе профессии переоценивает прошедшие события, соотносит выбор деятельности с жизненными целями. Важность самоориентации в том, что работа относится к ведущим сферам жизни.

работа за ноутбуком

Над формированием структуры самоопределения работал психолог А. Климов, соотнесший профессиональную ориентацию с критериями качества психического развития личности. Психология связывает самоосознание с выбором образа жизни согласно личностному отношению к конкретной работе.

Структура профессионального самоопределения состоит из:

  • осознания принадлежности к конкретной профессиональной группе;
  • оценки места работы и личного становления по общественным и персональным стандартам;
  • признания группой принадлежности к сообществу;
  • понимания слабых и сильных черт, индивидуальных и продуктивных способов достижения мастерства;
  • мнения человека о себе, о своей работе.

В психологии определены два уровня профессионального самоопределения: практический и гносеологический. К первой группе относятся события или действия, которые влияют на внешние факторы вокруг личности (соцстатус, изменение семейного положения). Ко второй группе относятся перемены внутренних факторов, чья перестройка вызвана событиями или непосредственно работой.

Для науки не существует единой задачи профориентации. Возрастные особенности профессионального самоопределения влияют на технологию выбора на каждом промежутке времени. Движущей силой является принятие ответственности человеком за развитие.

Профессиональное самоопределение и самореализация тесно связаны. Читайте подробнее о самореализации личности →

Личностное самоопределение

Личностное самоопределение предшествует жизненному и профессиональному, оно тесно связано с вопросом: «Кто я есть на самом деле?»

В обществе часто приходится надевать маски и порой жить с ними всю жизнь, соответствуя. Даже когда человек считает, что ведет себя дома и на публике одинаково, он лукавит. Если на нас никто не смотрит, проявляется наше истинное Я.

Кризис 13 лет именно и связан с тем, что то Я, которое открывается, ребенок часто не может принять, поэтому пытается его изменить, замаскировать, порой даже убить. Именно в этом возрасте подростки подвержены анорексии и суицидам. Это накладывает отпечаток на последующую жизнь человека.

Перед ребенком возникает трудная задача: начать воспринимать себя таким, каков он есть, или изменить себя до состояния, в котором он начнет воспринимать себя.

самоопределение нации

Основы профессионального самоопределения

Профориентация является многогранным понятием, включающим педагогические, психологические факторы.

Самоопределение делится на три подтипа:

  1. Профессиональное (выбор профессии).
  2. Личностное (расстановка приоритетов: развитие в карьере или личное совершенствование).
  3. Жизненное (определение цели существования).

Описанные подтипы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Человек, для которого работа является смыслом жизни, реализует свои личностные цели через карьеру или достигает в своем хобби (музыка, живопись, спорт) высот, что превышают достижения профессионалов в конкретной сфере.

Для самоопределения характерны следующие признаки:

  • относительно большая формальность (дипломы, сертификаты о получении образования, записи в трудовой книжке, реальные достижения);
  • существование благоприятных для развития условий (оборудование, коллектив/руководство, социальная потребность в деятельности).

прием на работу

Рабочая самореализация сталкивается с множеством препятствий. Общество не готово к справедливой оценке труда конкретного человека, возможно отсутствие способов реализации в выбранной сфере из-за нескольких причин (здоровья, неразвитости отрасли).

Специфические признаки жизненного самоопределения:

  • всеохватность образа жизни, который характерен для привычной социокультурной среды;
  • степень зависимости личности от стереотипов, мнения общества;
  • уровень влияния социальных, экономических и объективных факторов, которые определяют жизнь социальной и рабочей группы.

Цель или смысл жизни складываются постепенно из собственных суждений, мнения общества и воспитания.

Характерные черты личностной самоориентации:

  • невозможность формального измерения;
  • потребность в более сложных условиях, проблемах, которые позволяют раскрыть внутренние качества человека.

Такая потребность в «сложностях» объясняет появление героических личностей в периоды войн и других катаклизмов. В относительно благополучное время личный выбор выражается в жизненных целях и принципах поведения.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

ноутбук со стикерами

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

Зрелая личность проявляет социальную и профессиональную активность, задумывается о карьерном росте и предпринимает шаги для развития.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Советский космонавт Ю.А. Гагарин отзывался о своей профессии и о карьере в целом: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею».

Факторы профессионального самоопределения

Для личностного выбора характерно избирательное отношение к каждой профессии и стадии карьерного роста. Основой самоопределения становятся осознанность в понимании и решении в пользу конкретной стези с учетом собственных способностей, предпочтений и особенностей.

Факторы самоопределения делятся внутренние и внешние.

Личностные критерии выбора профессии

Основной фактор внутреннего выбора — индивидуальная оценка рабочих процессов. Человек рассматривает возможности карьерного роста или иных перспектив в конкретной профессии.

рабочие различных специальностей

К внутренним факторам относят:

  • условия работы, их приемлемость для человека (длительность трудового дня, степень контроля со стороны руководства, социальные льготы и проч.);
  • личная оценка процесса и самой профессии;
  • изучение возможностей участия в общественно полезной деятельности, достижения материального благополучия.

Выбор профессии сопряжен с имеющимся жизненным опытом, целью существования человека. Исходя из некоторых черт характера, личность может стремиться к сложной деятельности, требующей преодоления препятствий, а может двигаться по пути наименьшего сопротивления. Подобные различия обусловлены темпераментом конкретного человека.

С отрицательными чертами характера человек всегда пытается бороться, потому что они, как правило, мешают в достижении целей. Читайте подробнее, что такое негативные черты характера и как их побороть →

Внешние факторы

К этой группе критериев относится информация, которую человек получает извне, и формирует на ее основе стереотипы, моральные установки и проч.

К внешним факторам относятся:

  • советы, рекомендации родственников, друзей;
  • примеры окружающих;
  • установки о статусе конкретной профессии.

карьерная лестница

Разница в значимости социальных ролей и труда формируется десятилетиями и влияет на самоопределение.

Типы позиций профессионального самоопределения

В ходе развития психологического анализа самоориентации были выведены несколько типов личности с точки зрения выбора специальности.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Наибольшее признание получила модель отечественного исследователя Н. Смирнова, который предложил следующее разделение типов профессионального самоопределения:

  1. «Рабская» позиция (существование человека нацелено на выживание).
  2. «Потребительская» (личность рассматривает профессию исключительно из соображений персональной выгоды).
  3. «Наемный служащий» (задается вопрос «чем здесь можно быть», то есть, выполнение роли инструмента, исключая самостоятельное принятие решений).
  4. «Последователь идеи» (человек следует желанию приносить обществу, идее пользу).
  5. «Самобытная личность» (создается основная и единственная задача — ответ на вопрос «как стать самим собой»).

В психологии выделяют дополнительно рыночный тип человека, концепция которого была сформулирована немецким философом Эрихом Фроммом.

«Рабская позиция»

Этот тип выбора профессии характерен тем, что основной задачей человека становится выживание. Позиция становится естественной при наличии угрозы человеческой жизни (травмы, войны, болезнь и проч.).

Но рассматриваемая психологией позиция «раба» влияет на профессиональное самоопределение в нормальных для жизни условиях. Личности перестает доставать энергии для выполнения будничных обязанностей.

Подобная ситуация возникает из-за нескольких факторов:

  • объективные нарушения работы организма (стресс, выгорание);
  • у человека возникает ощущение недостаточности энергии. Личность переходит в режим экономии ресурсов, ограничивая общение, риски и стремление к новизне. В подобной ситуации зарождается вопрос «как выжить».

Для человека с подобной жизненной установкой мир является угрозой. Поэтому основным критерием при выборе должности становится ее безопасность и/или легкость выполнения. Важно заметить, что «раб» ищет не простоты в целом, а именно социально-психологической, которая избавляет от принятия решений, необходимости вступать в конфликты и проч. Физическая нагрузка может рассматриваться как допустимая.

Опасность «рабской» позиции заключается в том, что из нее крайне сложно выбраться самостоятельно.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

При длительном использовании подобного типа мышления близким и необходимо направить человека к психологу, который способствует преодолению барьеров, связанных с угрозой существованию.

Потребительская позиция

Для этого типа самоопределения характерен подбор профессии согласно благам, которые можно из деятельности извлечь. Основной вопрос при выборе: «Какую выгоду можно получить».

Основная цель «потребителя» — получение максимального и стабильного материального персонального благополучия. Подобная позиция является следующим этапом после «рабской», то есть последняя интегрирована в потребительский подход к выбору профессии. Отличает описанные типы готовность пользователя к риску, трудностям, если их избегание невозможно.

«Потребители» зачастую застревают на подобной позиции до конца жизни, так как окружающие не считают такой подход к работе неверным.

Переход к следующей ступени выбора профессии возможен только при психологической помощи.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Тип «Наемный работник»

Для психологии данная позиция является начальной ступенью профессиональной карьеры, так как «служащий», помимо выгоды и выживания, заинтересован самой деятельностью и рабочими процессами.

При работе на позиции «наемного работника» возникают некоторые возможности для творческого самовыражения. Человек стремится сделать рабочий инвентарь удобнее или производительнее, но задачи, требующие принципиальных изменений, требуют энергии и идей, которых недостает на данном этапе.

топор

Поэтому «наемные работники» становятся профессионалами конкретной области в роли исполнителя. Человек задает вопрос «чем стать», то есть видит себя в качестве инструмента. Завершение этапа должно наступить при понимании ограниченности собственных ресурсов. После достижения определенного уровня мастерства, знаний человек готов к переходу на следующую ступень профессионального выбора. Для этого необходима готовность к принятию самостоятельных решений, к несению ответственности за них.

Тип «Служитель идеи»

Человек на данной позиции самоопределения внутренне готов к изучению, принятию глобальной идеи, которой личность готова служить и становиться преданным исполнителем. Примечательно, что для этого типа самоопределения подходит любая концепция, которая удовлетворяет личные потребности и критерии о масштабной цели, дающей смысл существованию. Идеей становится религия, научная доктрина, для других — следование миссии компании, достижение ее.

Человек, который задает вопрос «кем быть» (в отличие от вопроса наемного работника «чем стать»), понимает наличие взаимосвязи между профессиями, рассматривает более глобальные (чем предыдущие позиции) человеческие потребности: тягу к познанию, свободе и проч. Энтузиазм в работе таких людей строго ограничен рамками идеи, миссии, которой он служит. К предметам, которые находятся вне профессии, интереса не возникает. Яркий пример — ученые, которые безразлично относятся к житейским вопросам.

Предел успеха и профессионального роста совпадает с рамками возможностей выбранной основной идеи. Когда человек сталкивается с рабочей проблемой, требующей отказа от поставленной установки, личность переходит на последний этап профессионального самоопределения.

Тип «Самобытный человек»

Психологи утверждают, что позиция является нормальным и естественным состоянием человека. Личность тревожит вопрос «как стать самим собой». В отличие от «служителя идей» в этом состоянии необходимо опираться на личные принципы, заниматься поиском собственной миссии и идеала.

Стать самим собой означает полное использование потенциала человека, анализировать и находить новые пути личностного развития.

Этот тип самоопределения означает готовность к исследованию внутреннего и внешнего мира, желание и способность рисковать. Для самобытных людей характерно желание самовыражения через творчество, поэтому профессии выбираются из сферы искусства сообразно способностям личности.

Рыночный тип самоопределения Эриха Фромма

Интересной и отличной от классической модели позиций профессиональной самоориентации является типология немецкого мыслителя Э. Фромма, в которой он вводит дополнительный тип самоопределения, «отчужденный характер».

рабочий в мастерской

Индивид в трактовке становится товаром, лишаясь статуса полноценной личности. Фромм желает показать, что существует тип людей, которые не обладают минимальными навыками работы, но умеют «преподнести» себя на собеседовании, деловых встречах, обесценивая смысл умений, профессионального самоопределения личности.

«Человек превратил себя в товар; он воспринимает свою энергию как инвестицию, с которой он желал бы получить как можно большую прибыль, учитывая свое положение и ситуацию на личном рынке». (Э. Фромм)

Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников

Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 1 ART15150УДК 37.048.45

Деянова Анастасия Валентиновна, студентка Vкурса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. СлавянскенаКубани,г. СлавянскнаКубани[email protected]

Юрьева Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. СлавянскенаКубани, г. СлавянскнаКубани[email protected]

Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников

Аннотация.В статье раскрывается процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Авторыуказывают на необходимость создания специфических педагогических условий в процессе профориентирования учеников старших классов с целью формирования эффективного профессионального самоопределения. Также в статье раскрывается влияние типа мышления старшеклассников как внутриличностного фактора выбора профессиональной направленности. Ключевые слова:профориентация, педагогические условия, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, тип мышления.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Рассматривая профессиональное самоопределение современного старшеклассника, следует учитывать, что на его выбор влияет множество различных факторов, которые берут свое начало в личностной, образовательной, социальной, экономической и даже политической сферахобщества. Для того чтобы помочь подростку в решении столь непростого вопроса –кем быть для лучшей эффективности своей будущей трудовой деятельности и личностного удовлетворения своими каждодневными действиями и достижениями, необходимо оказывать ему постоянную педагогическую поддержку. Она должна реализоваться в рамках образовательных учреждений (в частности, школ)и,конечно, предполагает получение положительного результата–создание условий для эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, поскольку школа оказывает огромное влияние на мировоззрение и дальнейшее становление подростка как полноценного члена общества, а также на то, какую пользу он принесетв социальноэкономическом плане государству.Развитие личности старшеклассника с точки зрения совершенствования именно профессиональных качеств можно рассматривать как взаимодействие двух систем, первая из которых –это совокупность особенностей личности, участвующих в её саморегуляции, а вторая –то, что непосредственно влияет на подростка из внешней среды –система педагогических условий, которые направлены на помощь в профессиональном самоопределении [1].Как показывают исследования в этой области, большинство старшеклассников испытывают трудности, сопоставляя свой уровень знаний умений и навыков с необходимымдля профессии уровнем, также возникает фрустрация при продумывании Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 2

влияния своего выбора на будущую жизненную перспективу. Трудности вызывают следующие факторы: собственное представление о неперспективности профессии при условии личностной симпатии и предрасположенности к ней, несоответствие своих способностей интересам, невозможность выполнения требований,предъявляемых профессией,в связи с особенностями характера, здоровья, привычек [2].Для решения этих проблем создание особых педагогических условий имеет большую актуальность. Эти условия образуютфундамент для работы с профессиональным самоопределением старшеклассников, которая должна нести целенаправленный характер на протяжении всего процесса профессиональной самореализации личности.В своем исследовании мы задались целью узнать, какие педагогические условия необходимо создавать для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и на какие особенности личности ученика необходимо при этом опираться.Мы предполагаем, чтона данном этапе развития профориентации в школах не учитываются внутриличностные факторы, которые могли бы помочь подросткам в определении с будущей профессией, а такжечто создание специфических педагогических условий оказывает непосредственную помощь в данном процессе.Объектом нашего исследования стал процесс профессионального выбораученикамистарших10хи 11хклассов лицея№ 1 Краснодарского края г.СлавянсканаКубани.Предметом исследования стали профессиональные предпочтения учеников и их соотношение с типами мышления.На первом этапе среди учеников 10хи 11хклассов лицея № 1 Краснодарского края г. СлавянсканаКубани (всего в работеприняли участие 46 человек, из которых 20 человек –ученики 10гокласса, 26 человек –ученики 11гокласса) была проведеноисследование, целью которой было выявить интересы к профессиии профнаправленности (методика «Профиль»–методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной [3]).В результате проведения данного исследования были получены следующие результаты. Среди учеников 10хклассов (20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков) оказалось, что профессиональные интересы слабо выражены у 30% (6 чел.) учеников, т.е.они не набрали должного количества баллов нипо одному виду профнаправленности, хотя они являются учениками старших классов и должны хотя бы приблизительно знать вид деятельности, который им наиболее ближе;примечательно также,чтосреди них большее количество девочек (66,7%, 4 чел.), чем мальчиков. Возможно, это связано с недостаточностью проведения профориентационной работы в школе, их собственной незаинтересованностьювыбором профессииили же с возрастными особенностями (подростки в основном живут сегодняшним днем, и будущее на этотмомент их мало интересует). У 30% учеников (6 чел.) наблюдается выбор нескольких направленностей (от 2 до 4 видов), что тоже может говорить об их неопределенности в выборе профессии или о широком спектре интересующих видов деятельности, и в этом виде особенности прохождения методики лидируют мальчики (66,7%). Наиболее выбираемая профнаправленность–«Спорт и военное дело»–57,1%, (8 чел. из 14, выбравших направленность), причем выбирали эту направленность как мальчики(75%, 6 чел.), так и девочки(25%, 2 чел.). В результате проведения той же методики среди учеников11гокласса (26 человек, из них 17 мальчиков и 9 девочек) были получены следующие данные:а)профессиональные интересыслабо выражены всего лишь у 7,8% учеников 11гокласса (2 чел.,1 мальчик и 1 девочка);б)несколько профнаправленностей выбрали 54,6% учеников (14 человек, из них 10 мальчикови 4 девочки). Особенностью явилось то, что эти выбранные виды Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 3

были приблизительно похожи по роду деятельности (например, вместе с «Механикой и конструированием» выбирали «Радиотехнику и электронику»), что показывало на слабый разброс интересов, т.е.взгляд на будущую профессию у подростков был уже сформирован более конкретно, нежели у учеников 10гокласса;в)наиболее популярной профнаправленностью,как и среди учеников 10гокласса,явилась «Спорт и военное дело» (35,1%, 9 чел.), также она сталасамой выбираемой среди мальчиков (88,9%, 8 чел.);г)самая популярная профнаправленность средидевочек –«Литература и искусство», ее выбрали 55,5% девочек (5 чел.).По поводувышеуказанного можно сказать, что у учеников 11гокласса более выраженинтерес в выборе будущей профессии по сравнению с учениками 10гокласса; среди подростков старших классов наиболее привлекательными являются профессии,связанные со спортом и военным делом, в частности среди мальчиков, удевочек же преобладает интерес к профессиям, связанным с литературой и искусством. Следует обратить внимание на то, что есть ребята, у которых профессиональный интерес слабо выражен, это явный показатель того, что в школе необходимо проводить профориентационную работу, способствовать развитию интереса старшеклассников к выбору будущей профессии, а также учебного учреждения, в которое они будут поступать после школы.Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. После проведения методики на определениетипа мышления –«Тип мышления» Г.В. Резапкиной [4]) (второй этап исследования)–были получены данные, которые в принципе подтвердили общепринятое утверждение о том, что выбор профессии определяется собственными задатками человека, но все же были и случаи, когда ученики с определенным типом мышления выбирали профессию, не соответствующую таковому. На основе проведения данной методикибыли получены следующие данные:а)часть всех учеников (52,2%, 24 человека) обладаютабстрактносимволическим мышлением, то есть мышлением, которым обладают многие ученые –физикитеоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Только у 6 человек (28%) мыслительные абстрактносимволические задаткисоответствуют выбору профессиональной направленности (например, химия и биология, электроника и радиотехника), что говорит о том, что большинство учеников выбрали направленность вразрез собственным задаткам, которые могли бы помочь в успешной реализации профессиональных качеств в будущем. Такие результаты свидетельствуют о том, что в школе слабо ведется профориентационная работа, поскольку дети не совсем ориентированы на свои способности, а также у многих слабо выражены профессиональные интересы;б)у остальных 48,7% учеников (22 человека) практически у всех (85%, 20 человек) вид мышления соотносится с выбранной профессией, но все же у большинства только по одной направленности, то есть это ученики, выбравшие несколько направленностей, из которых есть совпадения с типом мышления. Видимо,эти подростки находятся в ситуации выбора между тем, что у них получается,и тем, что необходимо сделать, какую направленность от них запрашивают внешние факторы. Конечно же, очевидно, что эти ученики нуждаются в профориентационной помощи.В итоге проведения методик и в результате интерпретации полученных данныхмы можем говорить, что действительно достаточно большой процент учеников нуждается в профориентационной помощи, ведь виды мышления во многих случаях не совсем совпадают с выбранной направленностью. Подростки стоят перед проблемой выбораи,конечно, нуждаются в помощи со сторонылюдей, которые могут обеспечить Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 4

им эту помощь, будь то классный руководитель, педагогпсихолог школыили же муниципальные учреждения (например, центр занятости). Решением этой проблемы может являться создание специфических педагогических условий, отвечающих запросу профориентационной деятельности.В профориентационной деятельности для более быстрой работыпедагогам необходимо учитывать, что существуют несколько критериев, которые помогают более точно определить готовность к профессиональному самоопределению у старшеклассников. К таким критериям относятся:а)информационный критерий (информированность омире профессий; знание оптантов условий и содержания профессий, знание своихличностных способностей, значимых для выбираемой профессии;знаниесостояниясвоего физического здоровья, особенностей психических процессов, а также требований различных профессий к личностным и физиологическим особенностям человека; реалистичность личных профессиональных планов); б)мотивационный критерий (мотивы, ценности и цели труда как неотъемлемой части процесса жизнедеятельности личности, наличие у личности интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, самореализации); в)деятельностнопрактический критерий (какими умениями и навыками работы обладает личность,наличие у нее уменияработатьвкоманде,достаточныйуровеньу старшеклассниковорганизаторскихи коммуникативных способностей,наличие вариантов профессионального обучения) [5]. Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам,и старшеклассникам. Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности формируют у учеников старших классов личностные качества, которые способствуют формированию готовности к выбору профессии. Старшеклассникам осознание этих критериев помогает формировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальныхограничениях и их причинах.При реализации профориентационной деятельности педагогический составдолженучитывать, что она может осуществляться только при рассмотрении всей совокупности имеющихся к ней подходов:а)деятельностный подход (его основа –деятельность как необходимое условие профессионального самоопределения старшеклассников);б)активизирующий подход (старшеклассник –это субъект собственного развития и профессионального самоопределения);в)развивающий подход (акцент делается на развитие качеств и умений, помогающих в дальнейшем человеку самому делать осознанный профессиональный выбор);г)психологический подход (профориентационная работа строится на основе знаний личности о закономерностях процесса профессионального самоопределения, о методах исследования личности в этом направлении, а также методах коррекции личностных особенностей в пользу запрашиваемых результатов);д)возрастной подход (учет особенностей различных возрастных этапов человека);е)личностный подход (ориентация на особенности личности старшеклассника при индивидуальной и групповой формах работы);ж)опережающий подход (учет прогнозируемых изменений в мире профессий и на рынке труда) [6].Для создания педагогических условий дляэффективного формирования профессионального самоопределения старшеклассников стоит учитывать, что данные условия могут реализоваться посредством следующих видов педагогической деятельности:а)профконсультация;Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 5

б)организация внеурочных занятий по профориентации;в)составление профессиограмм;г)организация экскурсий на промышленные предприятия [7].Хотелось бы подробнее остановиться на внеурочных занятиях. К условиям, которые может создать педагог для помощи в профессиональном самоопределении школьников, относится дополнительное образование, базирующеесяна добровольном сотрудничестве старшеклассников, их родителей и педагогов.В основной образовательной программе образовательного учреждения обязательно указывается информация о внеурочной деятельности. Время, которое отводится на реализацию внеурочной деятельности,не входит вдопустимую нагрузку обучающихся, то есть эти занятия являются дополнением к общей программе и осуществляются по желанию обучающихся. Одним из важных результатов внеурочной деятельности прежде всегоявляется то, что информация, получаемая учащимися в рамках изучения дополнительных учебных предметов или посещениякурсов по выбору,способствует профессиональной ориентации обучающихся. Такой способ дополнительного обучения и воспитания помогает развить способности ребенкаи определитьсяв мире профессий [8].Дополнительное образование открывает широкий спектр возможностей для учащихся, в частности, такие как:а)всестороннее развитие учащихся по программам, которые ориентированы именно на личностные особенности учеников, что способствует развитию индивидуальности каждого;б)большой выборкурсов, который основывается на многообразии интересов и пожеланий субъектов образовательного процесса;в)свободный выбор занятий по собственным интересам учащихся, открывающий возможность для реализации индивидуальных способностей каждого из них;г)концентрация внимания педагога на личныхособенностяхи профессиональныхпотребностяхкаждого учащегося;д)включение в образовательный процесс родителей старшеклассников, что позволяет создать в семье обстановку для саморазвития их как личности [9].Существуют уже разработанные специальные дополнительные курсы по выбору («Человек–труд –профессия», «Профессиональные пробы», «Профессиональная карьера»), которые могут использоваться педагогами для реализации профориентационной деятельности со старшеклассниками. Такие курсы являются условиемдля стимулирования профессионального самоопределения у учащихся за счет того, что помогают включить психологические ресурсы личности и обеспечивают подростков информацией о современном мире профессий: развиваюту них способности адаптации к устройству своей будущей профессиональной деятельности в современных социальноэкономических условиях страны и мира в целом [10].Изучая проблематику нашего исследования, мы достигли предполагаемых результатов. Нами было доказано, что создание специфических педагогических условий с опорой на личностные особенности старшеклассников действительнооказывает влияние на эффективность их профессионального самоопределения. На основании теоретических и практических знанийпедагогами могут создаваться условия для эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут реализоваться через различные виды педагогической деятельности, напримерчерез организацию диагностирования внутриличностных особенностей школьников, их предпочтений и проработку полученных результатовили же через поДеянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 6

строение плана внеурочных занятий –курсов по интересующим видам профессиональной деятельности, а также занятий, расширяющих мировоззрение учащихся.Но все же остается широкий диапазон вопросов по дальнейшемуисследованиювлияния личностных особенностей старшеклассников и внешних факторов на их профессиональный выбор, которые требуют тщательного рассмотрения и изучения.

Ссылки на источники 1.ШидловскаяТ. Г. Проблемы профориентационной работына современном этапе развития СПО // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. –2008. –URL:https://krirpo.ruetc.htm?id=843.2.Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. –2001. –№ 1. –С. 57–66.3.Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. –М.: Генезис, 2006. –С. 113.4.Там же. –С. 115.5.Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. –2013. –№ 04 (апрель).–URL: https://ekoncept.ru/2013/13081.htm. –ISSN 2304120X.6.ПряжниковН. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. –2003. –№ 4. –С. 12–13.7.КлюеваГ.А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет.–2002. –URL: https://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/section=13_4_4.htm.8.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Государственный образовательный портал. –2012.–URL: https://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

9.ГоловахаЕ. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. –Киев: Наук. думка, 1998.–С. 24–25.

10.ГапоненкоА. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. –2006. –№2. –С.7–13.

Anastasia Deyanova,Student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, [email protected] St George’s,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and ProfessionalPedagogic, Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban,gogical conditions of efficiency of senior pupils’professional selfdetermination Abstract.The paper deals with the process of professional selfdetermination of senior pupils. The authors pointto the need for specific teaching conditions in career guidance ofhigh school students with the aim of building an effective professional selfdeterminationand revealthe influence of thinking type of senior pupils as an intra factor for professional orientation.Keywords:career guidance, pedagogical conditions, professional orientation, professional selfdetermination, thinking type.References1.Shidlovskaja,T. G. (2008) “ProblemyproforientacionnojrabotynasovremennomjetaperazvitijaSPO”,ResursyGOUKuzbasskogoregional’nogoinstitutaprofessional’nogoobrazovanija.Available at: https://krirpo.ru etc.htm?id=843(in Russian).2.Leont’ev,D. A. (2001) “Professional’noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushhego”,Voprosy psihologii,№ 1,pp. 57–66(in Russian).3.Rezapkina,G. V. (2006) Otbor v profil’nye klassy,Genezis, Moscow,p. 113(in Russian).4.Ibid., p115.5.Voronina,E. V. (2013) “Pedagogicheskaja podderzhka formirovanija gotovnosti k professional’nomu samoopredeleniju shkol’nikov”,Koncept,№ 04 (aprel’).Available at: https://ekoncept.ru/2013/13081.htm,ISSN 2304120X(in Russian).Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 7

6.Prjazhnikov,N. S. (2003) “Shkol’naja proforientacija: mechty ireal’nost”,Shkol’nyj psiholog,№ 4,pp. 12–13(in Russian).7.Kljueva,G. A. (2002) “Modernizacija soderzhanija proforientacionnoj rabotyv novyh social’nyh uslovijah”,Permskij virtual’nyj pedagogicheskij sovet.Available at: https://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/section=13_4_4.htm(in Russian).8.“Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273 –FZ ‘Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii’”,Gosudarstvennyj obrazovatel’nyj portal,2012,Available at: https://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408(in Russian)

9.Golovaha,E. I. (1998) Zhiznennaja perspektiva i professional’noe samoopredelenie molodezhi,Nauk. dumka, Kiev,pp. 24–25(in Russian). 10.Gaponenko,A. V. (2006) “Kak organizovat’ pedagogicheskuju podderzhku samoopredelenija shkol’nikov”,Shkola i proizvodstvo,№ 2,pp. 7–13(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived03.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.04.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Деянова А. В., Юрьева Г. П., 2015www.ekoncept.ru

Теории самоориентации

Разнообразие подходов изучения вопроса профессионального самоопределения появилось из-за социальных, культурно-исторических различий между странами. Поэтому невозможно выявить единственную правильную теорию выбора будущего поприща.

Теория Марковой

Автор психологической методики рабочего самоопределения Аэлита Маркова представляет самориентацию как процесс определения и достижения качеств, необходимых для становления на профессиональном поприще.

Сущность трудового образования доктор наук делит на три критерия:

  • получение знаний, навыков, которые формируют мировоззрение работника;
  • взаимодействие между учеником и педагогом;
  • желание и действия работника по освоению профессии.

Маркова выделяет 5 уровней совершенствования в конкретной деятельности:

  • допрофессионализм (не владеет навыками);
  • профессионализм (стабильная работа, соблюдение требований и стандартов исполнения);
  • суперпрофессионализм (предел развития достижений, творческое развитие личности);
  • постпрофессионализм (не работает в настоящем, но достиг успеха ранее, становится наставником для менее опытных работников).

Психолог выделяет отдельную категорию, непрофессионализм, которой свойственна активная деятельность, что ведет к некорректной работе или деградации личности работника.

Теория Сьюпера

Согласно концепции американского психолога, личностное профессиональное самоопределение и типы мышления при выборе поприща необходимо рассматривать как выражения Я-концепции (или теория Эго, по трехчастной структуре сознания Фрейда).

Теория представлена каждым утверждением, которое личность стремится рассказать. Высказывания субъекта определяют персональную рабочую Я-концепцию.

электрик за работой

Профессиональное самоопределение по Сьюперу может быть достигнуто с помощью анализа нескольких мест работы (видов деятельности) по степени привлекательности для конкретного человека.

Личность выбирает ту профессию, которая соответствует его представлению о собственном «Я», позволяет развиваться без ущерба для Эго.

Теория Холланда

Теория Холланда указывает, что способности каждого индивида допускают наличие только одного призвания. Профессиональный выбор есть сознательный и рациональный процесс, когда человек, старшеклассник, самостоятельно определяет сильные стороны и соотносит их с требованиями различных профессий.

Холланд предложил классификацию типов личности по шести группам, типология популярна среди выпускников школ для определения подходящей профессии.

Виды мышления:

  1. Реалист. Предпочитают упорядоченную работу, любит деятельность, связанную с техникой, инструментами. Испытывают затруднения с общением, поэтому избегают социальной работы, требующей коммуникации с окружающими. Характерные черты: настойчивость, практичность.
  2. Исследователь. Человек, который предпочитает изучать мир с помощью творчества. Ценят научный подход к деятельности, избегают профессий, связанных с коммерцией, светскими раутами. Обладают высоким интеллектом, но недостает лидерских качеств. Особенности: сдержанность, склонность к аналитическому мышлению, любопытство.
  3. Артист. Предпочитают неупорядоченную работу, используют различные атрибуты для создания произведений искусства. Считаются одаренными, ценят эстетическую сторону вещей. Характерные черты: непрактичность, неструктурированность работы, идеализм.
  4. Социальная личности. Такие люди ценят саморазвитие, работу над собой. Считают себя полезными субъектами, способными научить и помочь остальным. Предпочитают социальную деятельность, избегая работу, требующую рационализацию и реалистичный взгляд на мир. Характерные черты: эмпатия, щедрость, желание коммуникации.
  5. Предприимчивая личность. Стремится к организаторской деятельности, ведущей к выгоде. Считает себя популярным, энергичным оратором, лидером. Недостает знаний, научности, поэтому избегают работы, требующей исследования и анализа. Ценят политические и экономические мотивы действий. Характерные черты: амбициозность, экстраверсия, оптимизм, коммуникабельность.
  6. Традиционалист. Стремится к систематизации и анализу, убежден в собственных аналитических и математических способностях, поэтому избегает творческой деятельности. Ценит экономические, бизнес-достижения. Характерные черты: негибкость, систематичность, сознательность.

Холланд представил описанные типы как шестиугольник, расположение углов которого меняется из-за предпочтений и способностей человека.

Теория Гинзбурга

Согласно данной концепции понятие профессионального самоопределения является совокупностью персональных ценностей, которые являются определяющими при выборе сферы деятельности. Особое место ученый выделяет для ценностей, выступающих в роли идей, целей человека.

Структура профессионального самоопределения по Гинзбургу состоит из трех аспектов:

  • мотивация (формирование представлений о будущем для получения навыков);
  • смыслообразование (поиск смысла существования, составление плана рабочей деятельности);
  • реализация (планирование, осуществление конкретных идей).

Психолог характеризует профессиональное самоопределение как персональное приобретение, которое связано с формированием внутренних ценностей и некоторыми психологическими аспектами (самооценка, идеал, самоутверждение).

Теория Климова

Отечественный исследователь рассматривает вопрос выбора профессии как один из основных проявлений психического развития личности. Наиболее значимой частью самоопределения Климов считает формирование профессиональной самоориентации, состоящей из:

  • принятие собственной принадлежности к социальной группе;
  • осознание собственного соответствия профессиональным требованиям (или несоответствия);
  • понимание человека степени его связанности с профессиональной группой;
  • формирование представления слабых и сильных сторон, рассмотрение путей развития рабочих навыков;
  • собственное видение профессии, личностного роста в выбранном поприще.

Итогом мотивационного анализа является достижение социально значимого статуса, выполнение деятельности, направленной на создание ценного для общества продукта.

Роль темперамента и характера в самоопределении

Каждая деятельность предъявляет особые требования к психике человека, к динамическим особенностям мозга.

Не существует темперамента, который подходит исключительно для одной профессии.

Психологи дают общие рекомендации о деятельности для каждого типа темперамента:

  • для холериков предпочтительна активная работа с возможностями для риска;
  • для сангвиника — организаторская упорядоченная деятельность;
  • флегматикам комфортно работать планомерно, с четким расписанием дня и недели;
  • меланхолики найдут себя в творчестве, научной деятельности из-за их неструктурированности.

Роль темперамента заключена во влиянии на деятельность при различных душевных состояниях, которые вызываются атмосферой в коллективе, обстановкой, эмоциональными факторами.

Темперамент является набором врожденных особенностей поведения личности, влияющим на профессиональное самоопределение наряду с приобретенными чертами характера.

Следующие черты влияют на выбор профессии:

  • готовность к ответственности;
  • самоотверженность;
  • способность к концентрации;
  • сила воли;
  • дисциплина;
  • исполнительность.

Психологи утверждают, что темперамент и черты характера должны учитываться при выборе профессии, так как они влияют на наклонности личности, положительные и негативные черты. Человек с низкой концентрацией внимания не сможет проводить многочасовые операции, а человек с невысоким уровнем ответственности не станет лидером коллектива. Персональные качества влияют на рабочие процессы и результат.

Евтушенко, русский поэт, высмеивающий в шутливой форме предприимчивых личностей, написал такие строки:

«Я верю в их святую веру.

Их вера — мужество мое.

Я делаю себе карьеру

тем, что не делаю ее!»

Человек как субъект профессионального самоопределения

Психология профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение невозможно без самоопределения личностного. Два эти процесса неразрывно связаны между собой. Личностное определение прежде всего характеризуется формированием субъективных ценностей и особенностей индивида, которые в свою очередь влияют на самоопределение профессиональное.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Значимыми факторами в формировании рабочего мировоззрения и компонентами профессионального самоопределения являются темперамент и характер. Первый оказывает влияние на скорость мыслительных процессов, дисциплинированность и предпочтение в типах работы. Интроверты предпочитают работать в одиночку, так как большое количество людей требует от них траты значительных ресурсов, а экстраверты – наоборот, предпочитают работу в команде. Характер неотрывен от темперамента и тоже воздействует на дальнейший род деятельности человека. Хитрый или прямолинейный? Общительный или застенчивый? Самоуверенный или самокритичный? Но стоит учитывать, что характер и темперамент все же не играют определяющую роль в профессиональном самоопределении личности, хотя понимание этих составляющих поможет облегчить дальнейший путь в профессии. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение гораздо более сложные понятия и требуют комплексного подхода.

Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес к профессии

Интерес к профессии напрямую зависит от эмоциональных характеристик человека. Консервативный человек вряд ли будет хорошим рекламщиком, да и навряд ли он в принципе заинтересуется данной профессией, так же, как и замкнутый е заинтересуется перспективой работы на публику. Жизненное и профессиональное самоопределение способствует формированию и развитию интереса к определенной профессии.

Профессиональное самоопределение и саморазвитие

Важно обратить внимание на процесс самопознания. В течение жизни предпочтения в работе могут меняться, так же, как и понимание собственных сил даже у самых здравомыслящих людей не всегда отражает реальную картину. Профессиональное саморазвитие и последующее самоопределение включает процесс совершенствования себя как в квалификационном или интеллектуальном плане, так и в плане духовным.

Саморазвития включает работу над эмоциональным интеллектом, грамотное развитие которого помогает сформировать адекватную самооценку.

Профессиональное самоопределение и самооценка

Обладая здоровым пониманием собственных способностей и возможностей, человек стремится заниматься тем делом, которому соответствует. Но не все люди могут адекватно проанализировать свои возможности (особенно это касается молодых ребят), поэтому на пути профессионального самоопределения возникают некоторые трудности. Саморазвитие – это трудный, но важный процесс как для жизни, так и для профессионального самоопределения.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Наряду с вербальными характеристиками, тесно связанными с процессом профессионального самоопределения, существуют и характеристики невербальные. К ним относятся психические процессы. Обычно, выделяют три основных процесса:

1. Ощущение и созерцание, куда входит деятельность анализаторов (органов чувств, нервов и отделов мозга). Данный процесс отвечает за адаптивные способности человека. Далее следует восприятие, непосредственное отражение чувств в сознании.

2. Абстрактное мышление отвечает за переработку полученного опыта. Сюда же входит и анализаторская способность.

3. Деятельность на практике – непосредственное воплощение идей абстрактного мышления в жизнь.

Роль психических процессов в профессиональном самоопределении очень важна, тем не менее, даже врожденные психические особенности можно скорректировать.

Теории профессионального развития субъекта самоопределения

Известный многим из нас психоаналитик Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию самоопределения, которая говорит, что первоопределяющим в профессиональной ориентированности человека является его детский опыт. Индивид будет стремиться воплотить в жизнь бессознательное из его малых лет.

Несколько отличный взгляд, не имеющий привязки к развитию личности во времени, выдвинул американец Дж. Холланд. Ученый отталкивается от типирования людей, выделяя шесть разновидностей личности, которые влияют не только на профессиональное самоопределение, но и на самоопределение личностное:

  • Реалист: старается действовать согласно своим приобретенным навыкам, а не импульсивным порывам. Не является любителем творческих профессий, им предпочитает монотонную и последовательную деятельность. Склонен к материализму.
  • Социальный тип: дружелюбен и активен. В отличие от реалистов предпочел бы учить других людей чему-то новому и брать ответственность, добивается успехов в педагогике. Умеет мыслить ситуативно, а в мышлении обычно исходит из своих морально-этических ценностей.
  • Исследователь: хороший аналитик. Рационален и любопытен. Нет склонности к материализму и лучшим результатом своей деятельности скорее посчитает не наличие денег, а какое-то новое научное открытие.
  • Артист: можно назвать противоположным реалисту типом. Обычно, абсолютно непрактичен и непоследователен, склонен к импульсивным решениям, обладает богатым воображением и оригинальностью. От монотонной деятельности впадает в уныние.
  • Предприниматель: материалист, но, в отличие от реалистичного типа, энергичен и склонен к творческому мышлению. Ситуативен и целеустремлен.
  • Конвенционный тип: обладает слабой лидерской чертой, но большой ответственностью. Надежный командный работник, отлично проявит себя в больших, комплексных проектах.

Не все обладают «чистым» типом, что как дает и некоторые преимущества в выборе сферы профессионального приложения, так и может принести дополнительные трудности для индивида. Взаимосвязь между психотипом и желаемой работой все же прослеживается.

Проблема профессионального самоопределения

Существует несколько проблем, которые возникают при самоопределении:

  • человек недостаточно ясно понимает, из чего состоит выбранная профессия;
  • подросток не может противостоять решению старших, которые могут настаивать на работе, не соответствующей внутренним желаниям ребенка;
  • при выборе возникают сомнения в собственных способностях, для преодоления страха стоит заручиться поддержкой близких и убедиться в полученных навыках.

Не существует единственного призвания жизни для человека.

Страх ложного выбора заставляет индивида двигаться в неправильном направлении. С течением времени меняются предпочтения, навыки, мировоззрение, которые заставляют личность пересмотреть отношение к своей деятельности. Изменчивость наиболее подходящей профессии является основной проблемой самоопределения.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение личности

Трудовое воспитание – это важнейшая составляющая, основа профессионального самоопределения. Сначала может показаться, что целью трудового воспитания может являться обучение человека определенным навыкам для дальнейшей профессиональной деятельности, но это не единственная его задача. К основным целям трудового воспитания можно отнести и формирование концепций труда. Почему он важен? Почему нужно его уважать? Как помочь найти мотивацию к труду? Именно данный процесс воспитания отвечает на все эти вопросы, помогая раскрыть все подходящие сферы профессионального самоопределения.

В настоящее время трудовым воспитанием занимается школа, хотя в последнее время данный процесс перестал быть обязательным в нашей стране. В этих условиях школьники теряют непосредственную связь с трудовой практической деятельностью в современной России. Грамотная психолого — педагогическая помощь сможет провести профессиональное самоопределение плавно, без вреда для учащихся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: