Философия нового времени
Философия нового времени имеет временные рамки с XVII по XX век. Ее часто связывают с периодом революционных движений в странах Западной Европы. Именно в этот период зародилось и развивалось философское направление эмпиризма.
Основными чертами философии нового времени выделяют:
- зарождение проблемы во взаимосвязи субъекта и объекта;
- вопрос познания природы выдвигается на первый план, опираясь при этом на опыт и эксперимент;
- познание в основе своем опирается на изучение системы в целом, а не отдельных ее частей;
- зарождается новая форма материализма, нашедшая свое отражение в таких науках, как механика и математика.
Именно этот период стал своеобразным собранием необходимых условий для развития нового философского направления. И, благодаря ему, мы можем знать, что такое эмпиризм.
Научные методы в экспериментальной психологии. Упорядоченность, эмпиризм
Психологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайна или хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому отдельные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана. Например, мы можем отметить, что дети начинают ползать до того, как научатся ходить, что ощущение от воздействия объекта предшествует его узнаванию и что голодные животные ищут пищевое вознаграждение более агрессивно, чем пресыщенные пищей, также представляют интерес загадки для детей. В случае изучения зависимости предпочтения игрушек от пола ребенка проявляются упорядоченные отношения между присутствием в крови ребенка некоторых гормонов (андрогенов) и определенным поведением (выбором игрушек).
Эмпиризм
Эмпиризм определяется как практика полагаться на наблюдение и экспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входит и экспериментальная психология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (часто выраженных в числовой форме), таких как оценка успехов в обучении, силы убеждения или числа минут, потраченных на игры с игрушками для мальчиков.
Эти измерения затем преобразуются в данные, которые дают фактическую информацию в числовой форме. Например, мы измеряем научение через баллы тестов, убеждения – по итогам опроса избирателей, а предпочтения игрушек – наблюдая, с какими игрушками ребенок играет.
Не все данные, собранные эмпирическим путем, валидны. Данные могут не обладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки заранее составленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы. Как и в первом примере, можно подтвердить почти любую точку зрения посредством отбора подходящих данных для любимой теории и утаивания противоположных.
К несчастью, чрезмерно рьяные политики часто практикуют эту форму обмана, используя результаты тех опросов, которые поддерживают их рейтинг, в то время как противоположные сведения замалчиваются. Такая практика часто называется «Как солгать при помощи статистики», и пока такие ходы могут помочь кандидатам на выборах, будут они встречаться и в научной психологии.
Во втором случае, когда из виду упускается релевантная информация, главный виновник этого – незнание: ученый не осознает многих возможных причин поведения и описывает только часть полезных данных. Таким образом, вывод может быть некорректно сформулирован вследствие неумышленно упущенных важных аспектов. Лекарством от этой проблемы может оказаться усиление внимания к сложности научных источников и расширение границ исследования.
Понятие эмпиризма
Для того чтобы разобраться, что такое эмпиризм, первостепенно стоит выяснить суть термина эмпирика, являющегося его основой. Эмпирика подразумевает под собой обобщенное понятие всего, что основывается на достижении результатов в процессе практической деятельности. Именно это понятие стало фундаментом для образования и дальнейшего развития такого философского течения, как эмпиризм.
Эмпиризм в философии – это направление, утверждающее, что все достоверные знания могут иметь своей основой только чувственный опыт, который включает в себя наблюдения и опыты.
Что такое эмпиризм
Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта. Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания. Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.
Эмпиризм базируется на положениях:
- Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
- Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
- Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
- Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
- Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.
Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.
Методы эмпирического познания
Поскольку суть эмпиризма заключается в познании мира путем чувственного восприятия, то изучаемый объект отображается преимущественно со стороны своего внешнего состояния, которое имеет возможность быть оцененным человеком тем или иным органом чувств. Опытное исследование в эмпиризме основывается на познании объекта с помощью таких методов:
- описание;
- сравнение;
- измерение;
- наблюдение;
- эксперимент.
Вышеизложенные методы эмпиризма дают возможность человеку создать выводы по проведению того или иного опыта. Все полученные результаты должны быть обобщены с помощью индуктивного метода, а точнее частных умозаключений к общим. При этом необходимо избегать дедуктивный способ. Используя индуктивный метод, эмпиристы могли обобщать полученную в ходе опыта информацию с большой постепенностью, переходя при этом от конкретных фактов к небольшим научным положениям, а уже далее ко все более высоким.
Обучение через опыт
Эмпирический метод – это метод обучения, при котором информация поступает исключительно через самостоятельное непосредственное изучение предмета интереса. Проще говоря, суть этого метода заключается в попытках что-либо делать самостоятельно, часто используется выражение «методом проб и ошибок». Чаще всего такой метод не подразумевает участия в процессе какого-либо учителя или наставника, то есть человек должен сам изучать интересную ему тему, интересующий его объект и так далее.
Однако в некоторых случаях бывает полезно, когда в процесс оказывается вовлечен другой человек, который может помочь вам проанализировать опыт, полученный эмпирическим путем. Если обучение в соответствии с данным методом грамотно выстроить и распланировать, то оно может давать невероятные результаты. Однако при этом имеется и вторая сторона медали – при неправильной организации обучения через опыт вы можете совершать частые ошибки, которые отобьют у вас желание дальнейшего изучения. Соответственно, данный метод не является таким простым, каким его многие воображают.
Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм новой философии противостоит такому направлению, как рационализм, чьим основным источником знаний был и остается разум. Рационализм приветствует такие методы, как теоретические домыслы и абстрактные принципы знания. Его основоположниками стали Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц.
Пока рационалисты выводят формулы и теоретические домыслы о космосе, эмпиристы утверждают, что все это не факт, ведь надо еще и проверить.
Формы эмпиризма
Стоит понимать, что разные философские направления, примером которых могут служить рассматриваемые выше эмпиризм и рационализм, не всегда исключительно отрицают постулаты другу друга. Логически это и не представляется возможным. Таким образом, суть эмпиризма и противостоящих ему взглядов заключается в доказательстве того, что именно является основным, а не абсолютным источником знания. Другими словами, они допускают отражение в реальной жизни идей друг друга, но в гораздо меньшей степени в сравнении со своими.
Многие направления познания имеют различные формы. Эмпиризм – не исключение, он подразделяется на две основные формы:
- имманентный;
- трансцендетный.
Имманентная форма
Имманентная форма подразумевает под собой способы доказать, что все существующее знание состоит из комбинации отдельных ощущений. Как показывает история, такие способы в конечном своем итоге доводили до скептицизма или до предположения трансцендентного.
Один из представителей данной формы эмпиризма Юм придерживался идеи отсутствия реальности вне сознания. В его взглядах впечатления являются сильным продуктами психической деятельности человека, тогда как идеи слабыми и бледными. Соответственно, именно впечатления могут быть источником знания, а идеи нет. Но, развивая данную точку зрения, Юм сам пришел к осознанию того, что даже впечатления могут существовать помимо сознания.
Другой представитель имманентного направления эмпиризма Милль также, как и его единомышленник, развивал идею о существовании сознания исключительно в рамках таких психических проявлений, как представления и эмоции. Но и он в конечном итоге допустил возможность существования бытия вне сознания.
Слово «эмпирический» простыми словами
Чтобы понять, что означает это самое понятие «эмпирический», стоит разобраться в этимологии (происхождении) этого понятия. Это слово восходит к термину «эмпиризм», произошедшему от древнегреческого слова «έμπειρία», означающее опыт
.
Под эмпиризмом, как правило, подразумевается философское течение, представители которого считают, что главным источником научного, как и любого другого познания является опыт
. То есть любое наше знание мы получаем через опыт, наблюдения и эксперименты.
По сути, когда мы говорим фразу «эмпирическим путём», мы подразумеваем именно путём опыта. Причём опыт в данном контексте – это не только какой-то научный опыт, но и жизненный опыт в целом.
Некоторые сравнивают это понятие с более простым понятием «школа жизни». Отчасти, это сравнение относительно верно, но всё равно несколько другое.
Фрэнсис Бэкон
Среди представителей эмпиризма нового времени можно услышать много знакомых имен, часто пестрящих на страницах изданий, посвященных философии. Среди них можно выделить Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Дьюи, но именно Бэкона считают родоначальником данного направления. Таким образом, сегодня знать, что такое эмпиризм, мы можем благодаря учению этого философа. Он являлся не только мыслителем, но и политическим деятелем, среди письменных трудов которого выделялись «Новый Органон» и «Новая Атлантида». А известный во всем мире афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему.
Бэкон не придерживался радикальных форм эмпиризма. Напротив, он вполне поддерживал идею его взаимодействия с другими философскими взглядами, считая, что теоретическое мышление и практический опыт могут существовать в единстве. Так, в качестве доказательства своих слов в одном из трудов он в качестве образца приводит в пример такое насекомое, как пчела. Ведь она не ограничивается сбором нектара с растений, но и создает из нее в дальнейшем новый продукт – мед.
Но все-таки, как представитель эмпиризма, основным источником познания в идеях Бэкона признается опыт, который насыщает разум, утверждает или опровергает достоверность конкретного знания. Для того чтобы узнать истину, по мнению Бэкона, необходимо получить достаточный объем опыта, а если речь заходит о гипотезах, то опыт является лучшим методом их доказательства.
Одна из основных целей человечества – познание Вселенной. И для этого Бог наделил человека умом. Но, согласно теории Ф. Бэкона, на пути достижения человеком истины и понимания Вселенной, имеют место преграды или другими словами ошибки. Их он прозвал идолами или призраками, а также распределил в четыре группы.
Использование в психологии
Естественно, не стоит забывать, что также описывается эмпирический опыт в психологии. В рамках этой науки эмпиризм как таковой характеризируется постановкой вопроса о том, что ценность познания человека находится в тесной зависимости от того, из какого опыта произошло конкретное знание. Считается, что данные, полученные посредством эмпирического метода, являются достоверными, ведь источником является непосредственный опыт. Однако при этом не стоит думать, что необходимо ограничиваться исключительно эмпирическим методом при познании – другие подходы также очень важны и играют свою роль в формировании полноценного человеческого познания.
Собственно говоря, именно в психологии эмпирическое знание противопоставляется теоретическому, суть которого заключается в получении информации не посредством опыта, а через литературу, рассказы, аудио- и видеозаписи, а также всевозможные другие источники, из которых можно получить уже готовую информацию, которая не требует изучения опытным путем, ведь это уже проделал кто-то ранее.
Виды идолов (призраков)
Преграды понимания мира в восприятии Бэконы имеют следующие категории:
- Идолы рода – это заблуждения, которые присущи практически всему человечеству. Они выражаются в том, что разум навязывает определенные ярлыки, определения вещам, которые он сам же выработал, даже если они не верны. Примером может служить то, что часто случается в жизни каждого человека, когда разум находит легкий способ решения какой-либо проблемы, он готов закрыть глаза на противоречащие этому решению обстоятельства. Стереотипы – это то, что можно отнести к данной категории.
- Идолы пещеры выражаются в искаженном понимании человека в связи с его индивидуальным жизненным опытом. Каждый человек рождается и проживает свою жизнь в определенных условиях. Семья, школа, книги, друзья – все это составляет определенный индивидуальный набор ценностей человека, который можно представить в виде пещеры. В связи этим, имея уже некие заложенные устои, людям порой сложно понять друг друга или правильно воспринять саму природу, жизнь, вселенную. Встретить человека, который смотрит на жизнь исключительно беспристрастным взглядом, не обращаясь к своим интересам и знаниям, заложенным у него буквально с пеленок, практически невозможно.
- Идолы площади (идолы рынка) – наиболее сложные препятствия на пути познания, по мнению Бэкона. Они подвергают людей заблуждениям, появившимся в связи с неправильным пониманием смысла тех или иных слов и фраз. Так часто бывает, что люди одну и ту же фразу или словосочетание воспринимают по-разному. Слова, как правило, многозначны, это и делает их источником возникновения искаженного понимания вещей. Порой они и вовсе могут не объяснить, а напротив, сбить с толку.
- Идолы театра (идолы теорий) – выражаются в слепой вере в уже имеющиеся научные теории, учения, авторитеты, которые мешают разуму увидеть истину новым взглядом.
Томас Гоббс
Гоббс являлся не только продолжателем взглядов Бэкона, но и его непосредственным учеником. Самым известным его трудом стал «Левиафан».
Он развивал мысль, что каждый человек изначально рождается с очищенным сознанием, в котором отсутствуют какие-либо знания, и приобретает он их в процессе жизни именно при помощи опыта и чувственного восприятия. Поскольку органы чувств воспринимают различные сигналы от окружающей среды и передают их человеку, Гоббс обращает особое внимание на них. Он назвал их знаками, упорядочил в следующую классификацию:
- сигналы – речевые звуки, издаваемые животными, например, рычание, мяуканье и иное;
- метки – своего рода знаки, которые человек придумывает для обобщения чего-либо;
- естественные знаки – звуки природы, такие как звук дождя, свист ветра, гроза;
- произвольные коммуникативные обозначения – существующие языки общения;
- знаки – речь, имеющая узкую сферу применения по причине своей специфичности. Например, религиозные термины, научные фразы.
Джон Локк
Еще один приверженец эмпиризма Джон Локк известен своей работой «Опыт о человеческом разуме». Основные идеи Локка сводятся к следующим постулатам:
- у человека не существует абсолютно никаких врожденных идей и принципов;
- при рождении человек имеет абсолютно нетронутый разум, подобно чистой доске;
- в человеческом разуме нет того, что не существовало бы ранее в ощущениях и чувствах.
Таким образом, все вышесказанное сводится к мысли, что человек обогащает свой изначально чистый разум посредством получения опыта. Согласно взглядам Локка, все ощущения, которые человек получает от окружающей его среды, являются основным источником познания.
Опыт подразделялся Локком на два вида:
- опыт внешний – он выражался в ощущениях, которые можно испытать при контакте с материальными формами мира;
- внутренний – этот вид опыта получил название рефлексия, которое выражается в своих собственных наблюдениях.
Джон Локк считается одним из первых, кто выдвинул чувственные восприятия, вызываемые окружающим внешним миром, в качестве основного момента всей психической жизни человека.