Цель и смысл жизни
Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.
Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих на это: воспитание, образование, окружение, семья, эпоха, в которую живет человек, даже возраст и многое другое.
Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.
Концепции смысла жизни
Концепция | Суть концепции |
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) | Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти». |
Гедонизм (от греч. наслаждение) | Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие. |
Прагматизм (от греч. действие, дело) | Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами. |
Утилитаризм ( от греч. польза) | Жить — это из всего извлекать для себя пользу. |
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) | Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья. |
Альтруизм (от лат. другой, другие) | Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу. |
Смысл жизни
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель
Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.
Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.
Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.
С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.
Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.
Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.
Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.
И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.
Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.
Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
Свобода
Человеку свойственно желание быть свободным. Что такое свобода? Когда человек осознаёт себя истинно свободным? И есть ли ограничители свободы?
Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.
Но может ли человек быть абсолютно свободным в обществе, и не станет ли свобода – вседозволенностью?
В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Ограничители свободы человека в обществе
- Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами ( обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
- Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности , отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Идеалы и цели
Философия успеха как составляющая американской мечты становится генеральным содержанием человеческого бытия. Приобретение богатства понимается как искусство количественного создания. Деньги обретают статус эквивалента социальной энергии и пробуждают в современном Homo ощущение возможного наслаждения. Именно деньги не дают свободе сужаться до рамок жесткого детерминизма (быть «осознанной необходимостью»).
Предтечей «философии успеха» можно считать линию гедонизма и бонвиванства, переходящую к французским философам-материалистам 18 века.
Практически во всех катехизисах по «философии успеха» и «учебниках быстрого счастья» отмечается, что если невозможно изменить реальность, то надо изменить отношение к ней. Не совсем спелый В.Зеланд глубокомысленно замечает: «Если вы настроены враждебно по отношению к миру, он будет отвечать вам тем же. Если в вашем отношении к действительности преобладает негатив, тогда мир будет поворачиваться к вам своей худшей стороной. И, напротив, позитивное отношение будет самым натуральным образом изменять вашу жизнь к лучшему. Человек получает то, что выбирает»[1].
Как настойчиво утверждают многочисленные адепты и неофиты «философии успеха», на первом этапе на пути к «успеху» совершенно необходимо иметь ясную и твердую цель-«мыслеформу» (чаще всего — «иметь много денег»). Процесс реализации цели рекомендуется начинать прямо здесь и сейчас.
Следует, очевидно, особо оттенить то обстоятельство, что мысль предшествует не только материальному успеху, но и любым изменениям обстоятельств самой жизни.Стремление к познанию мира — необходимо-начальный этап переделывания объективной реальности. В иных словах: любая человеческая деятельность предполагает наличие мысли и знания. Потому-что. Как отмечали основоположники и классики, «все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову».
Образно говоря, через исторические эпохи пробивали себе путь два больших потока-реки. Один поток — это «Мы»: заботы и дела, посвященные обществу. Другая река представляет собой «Я»: стремление индивидуума, чутко следуя колебаниям действительности, успеть рвануть на себя (добиться «успеха»).
Давно было замечено: где есть реальность, там есть и идеал. Мятежно-преобразующий разум существовал еще в античности, имея утопическую направленность. Одним из первых был «утопический дискурс» Платона. Он представляет собой идеальные формы человеческого общежития.
Многоталантливый Аристотель в «Политике» подвергает критике теоретическую позицию Платона за его стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью. В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось мучительное противоречие между идеалом и действительностью, должным и сущим.
Слово «утопический» (место, которого нет) появилось в ХVI столетии вскоре после публикации книги Т.Мора «Утопия». Формирование данного жанра побуждает перечитать с утопической точки зрения сочинения, предшествующие книге Т.Мора. Кроме «Республики» Платона имеются в виду многочисленные фрагменты Библии, «Град божий» А.Блаженного. И т.д.
Вечные и неизменные идеалы по достоинству оценили христиане. Бессмертие идеалу обеспечивает его принципиальная недостижимость. Уже очень давно создавались утопические мечты о награде праведникам и предоставлении им рая. Эдем — самая древняя утопия во всей мировой культуре, ад — самая древняя антиутопия.
Идеалистическое утопическое сознание порождается критическим отношением к действительности и непреодолимым желанием ее реформирования. Утопист озабочен воплощением идеала совершенного общества и устремлен на спасение всего человечества. Утопия есть отрицание настоящего и бунт против действительности. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет реальная жизнь.
Как бы ни казалось парадоксальным, но в основе всех социальных преобразований находятся именно утопии. Именно утопическо-творческое мировоззрение, воля начать историю заново — становится тем палладиумом, на котором вырастают политические идеологии и стратегии. Каждая утопия в какой-то степени религиозна.
Выступая против идеологических противников платоновской республики как «несбыточного совершенства, возможного только в уме досужего мыслителя, И.Кант предлагал оценивать идеал не по возможности его практической реализации, а по роли, выполняемой им в жизни человека и общества. Каждый конкретный шаг в контексте следования идеалу есть одновременно реализация частицы абсолютного. Идеал есть не гарантия абсолютного совершенства, а стимул и условие бесконечного развития.
Идеал можно трактовать как абсолютную цель, которая всегда впереди. Абсолютная цель никогда не может превратиться в средство для достижения другой цели. Идеи и идеалы в конечном итоге сильнее самих людей.
Всеобъемлющей идеалист Г.В.Ф. Гегель не стал активным членом Прусской академии и полагал, что цель отдельного человека есть то дело, которое «он способен осуществить с пользой для общества и интересом для себя». Абсолютная цель великим философом понималась как противоречие между единичным и общим, разрешающегося в конечном итоге в пользу общего.
Тотальная зависимость человека от тягот жизни формирует рабское сознание, а полная независимость от нечеловеческих условий существования превращает его в сознание стоика. Рабское сознание есть цепь, сковывающая личность. Стоическое сознание делает человека свободным, однако эта свобода во многом иллюзорна. Ибо, абстрагируясь от реальных проблем, личность становится бессильной перед жестокой действительностью. Не преобразовывая действительность, человек впадает в некое подобие сомнамбулизма.
Гегель говорил: «противоречие разрешается, на противоречии нельзя остановиться, противоречие само по себе невыносимо». Но великий идеалист ничего не говорит о том, что собственно означает «разрешение» противоречия.
Основоположник К.Маркс интеллектуальные средства для обоснования возможности преобразовательного начала в жизненной борьбе первоначально увидел в анализе воззрений передовых античных мыслителей. В докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура» Маркс показал, что Эпикур по существу выдвинул идею диалектического самодвижения, трактуя ее как принцип деятельности и активности. Для Гегеля античность — это воплощение идеала, а для Маркса — детство человечества.
По мнению доктора Маркса, человек на протяжении многих веков создал такую культуру, освоить которую он сможет лишь после освобождения от гнета экономической бедности и преодоления духовного обнищания в мире отчужденного труда. Всеобъемлющая система Маркса имела отчетливую этическую компоненту, предназначенную для обращения не только к разуму человека, но и к чувству сострадания.
Христианство и русская идея возникли домарксизма и морального кодекса строителя коммунизма. Факт заимствования части идей очевиден.
Можно отметить, что выпускное гимназическое сочинение, написанное в 1835 году юным К. Марксом, имело странное с точки зрения атеизированных марксистов название: «Единение верующих с Христом по Евангелию от Иоанна, гл.15, ст.1-14, его причина и суть, безусловная необходимость и оказанное им влияние». Центральный вопрос данного сочинения формулируется автором следующим образом: в состоянии ли человек самостоятельно, без единения с Христом, «достигнуть той цели, для которой Бог создал его из ничего?»[2].
Ответ на «5+»: «Без единения с Христом мы не можем достигнуть своей цели».
«В единении с Христом,- пишет К.Маркс в своем сочинении,- мы прежде всего обращаем любящие взоры к богу, чувствуем к нему самую горячую благодарность, с радостью падаем перед ним на колени. А затем, когда, благодаря нашему единению с Христом, для нас взойдет более яркое солнце (коммунизм- С.Е.), когда мы почувствуем всю нашу отверженность и в то же время будем ликовать по поводу нашего спасения, только тогда сможем мы полюбить того бога, который прежде казался нам оскорбленным властителем, теперь же является всепрощающим отцом, добрым наставником»[3].
Автор всепобеждающего учения ясно понимал смысл жизни как практическую деятельность по изменению окружающего мира. Данная жизненная позиция приводила Маркса к достаточно сложным и неоднозначным взаимоотношениям с родителями. Широко известен иронический афоризм Генгриетты Маркс, что ее сын поступил бы гораздо умнее, если бы приобрел себе капитал, вместо того, чтобы написать о нем книгу.
Примечательно, что и американская мечта имеет точки соприкосновения с отдельными положениями марксистской теории. Элементы тождества не раз отмечали некоторые обществоведы в США. «Наше исследование,- писал, например, Р.Гудвин,- начинается с утверждения сходства между утопией Маркса и американской мечтой. Обе исходят из веры, что все люди имеют равные права в области материального благосостояния, и что равенство составляет необходимую основу, которая открывает людям «царство свободы», развитие «человеческих потенций» или «поиски счастья»[4].
Чтобы дать верную оценку любой философской концепции, следует поставить следующий вопрос: «А применяет ли сам автор новой философской системы свои выводы в собственной жизни и работе?». «Обычные» люди предпочитают только в мыслях быть с меньшинством, а в речах — с большинством.
Действительный универсальный смысл феномена недуховного богатства был впервые признан Сократом. Метод Сократа, развивавшийся в условиях коммерческой деятельности софистов, основывался на практической идее универсального блага. Но выдержать тяжелый вес рациональности не смогло и сознание великого мыслителя. В конечном итоге Сократ вынужден был прийти к глубочайшему разладу с родственным ему греческим сообществом и узаконенному суициду.
Эталонный мудрец Сократ говорил: «Лучше достойно умереть, чем недостойно жить, и с хорошим человеком ничего плохого не будет ни здесь, ни после смерти. И после смерти боги будут его поддерживать». Это интересная позиция — человек, не выходя (полностью) из общества, имеет самостоятельное бытие. Причем и в этой жизни, и после смерти. Сократ проповедывал, в сущности, изрядную банальность: постижение Истины важнее борьбы за власть. Публика вежливо покивала и собралась расходиться. И только после смерти Сократа с ним стали считаться как с любопытным казусом.
«Трагедия Сократа» — практически первая попытка рационального диалога богатства («успеха») и мысли. Она стала ведущей темой диалогов Платона и последующим объектом критического рассмотрения Аристотеля.
Знаменитому гамлетовскому вопросу «Быть или не быть?» можно придать «политическое звучание» и сформулировать величайшую дилемму следующим образом:
Быть — это «судьбе оказав сопротивление», признавать мир не (совсем) разумным. А также — создавать «вещества идеала» и преобразовывать объективную реальность. Любимое зрелище Богов — смертный, вступивший в сражение с роком.
Не быть — значит признавать социальную действительность разумной и, «пав под ударами судьбы» не только физически, но и духовно, успеть достигнуть определенного материального «успеха» и приобрести капитал.
Возникает нериторический вопрос: как отделить «быть» от «не быть» и определить (сдвинуть) границу между возможным и невозможным в социальной сфере? Как сделать невозможное возможным?
Все новое есть хорошо забытое старое. Вероятно, водораздел можно поискать в древней сентенции: дай мне Бог силы изменить то, что я могу изменить (реализовать идеалы), смириться с тем, что я не могу изменить (и материализовать прагматичные цели) и мудрости, чтобы отличить одно от другого. Мудрость — это система знаний и интуиции. Прибегать к помощи мудрых — свойство великих.
[1] Зеланд В. Трансерфинг реальности.- СПб., 2005.- С. 25.
[2] Маркс К.. Сочинения. Т.40/ К. Маркс, Ф. Энгельс,- 2-е изд.- М., 1975. — С.590.
[3] Там же.- С.592.
[4] Goodwin R. The American Codition.- New York, 1974.- P. 18.
Внутренний мир человека
Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.
Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.
Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.
Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.
Виды мировоззрения
- Научное — признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
- Паранаучное (от греч «вне») –предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного мира, инопланетного разума).
- Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
- Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
- Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Подробнее о МИРОВОЗЗРЕНИИ читайте ЗДЕСЬ.
Ответ:
У человека существует душа и энергоинформационная сущность (ЭИС) – наше сознание, включающее нашу память. Разница между душой и ЭИС в следующем. Душа – это вечно живая разумная субстанция, состоящая из лептонов — сверхмалых частиц, неизвестных науке. Поэтому она имеет свойство сверхтекучести, т.е. проникновения через любые структуры материального мира. После смерти физического тела душа, в зависимости от уровня сознания умершего, проникает в разные уровни невидимого, потустороннего или загробного мира через информационно-энергетический барьер.
Душа находится в этих Тонких мирах до следующего воплощения в новое тело при его рождении. При этом, покидая тело умершего, душа забирает с собой 3 тонких энергетических оболочки (ЭИС) из ауры человека, на которых записана вся жизнь данного индивидуума. Связь мозга с душой напрямую заблокирована Создателем. Во время сна наша душа отправляется в Тонкий мир и откуда приносит информацию, в виде сновидений, касающуюся ближайших событий в жизни данного человека. В память человека эта информация записывается в зашифрованном виде, иносказательно в виде аллегорий (для этого и существуют сонники для расшифровки значения снов).
Поэтому ответом на вопрос о том, какова цель жизни человека на Земле, является самосовершенствование сознания (ЭИС), которое в конце жизни перейдёт к душе. В геноме человека Создателем заложены все возможные положительные и отрицательные эмоции и действия, связанные с этими эмоциями, как эксперимент.
Для совершенствования сознания человеку необходимо:
- 1) максимально уменьшить в своей жизнедеятельности использование отрицательных эмоции и отрицательные реакции на них: это гнев, ненависть, зависть, обман, ложь, хамство, подлость, жадность, подлог, подкуп, предательство и жестокость, которые человек использует для достижения своих корыстных целей;
- 2) учитывать важность повышения уровня духовности – искренняя вера в Бога, обращение к нему через молитвы, соблюдая по возможности заповеди и обряды, почитая главные божественные праздники;
- 3) самообразование и обучение для повышения уровня знаний в тех областях, к которым стремится его сознание.
Придерживаясь выполнения этих 3-х пунктов человек повышает частоту вибраций генных структур своего организма, что в итоге записывается в его душу. Кроме вышесказанного надо знать, что Создатель Вселенной – Высший разум имеет своё собственное Божественное сознание – это Абсолют или Красный огонь, которое распространяется по всей Вселенной. Эта субстанция проникает всюду и в каждом человеке присутствует проникший в него кусочек Божественного сознания Высшего разума, с помощью которого он знает о каждом из нас, проживая каждую нашу жизнь вместе с нами.
О смысле жизни людей в циклах перерождений на Земле
При попадании нашей души после смерти в высший – седьмой уровень Тонкого мира, она выходит на Абсолюта – сознание Высшего разума. Цель жизни человека на Земле – развёрнутость внутрь, что возможно при наличии вышесказанного, ведь сознание Высшего разума внутри нас и мы должны стремиться к единению с ним. Нужно понять это настолько, чтобы это вошло в сердце, разум и, в конце жизни, в нашу душу. Человеку надо понять и принять, что будущее цивилизации предопределено и выполняется по плану и воле Высшего разума и не будет пущено на самотёк. Он с любовью и огромным интересом проживает жизнь каждого, его интересует всё, что касается эволюционного развития его детища – человека, как частицы его самого. Его целью является познание себя через опыт развития человека. Эволюционное развитие человека – это грандиозный космический эксперимент Высшего разума и Творца. В настоящее время идёт подготовительный период перехода нашей цивилизации на новый, следующий уровень сознания и развития.
Материал предоставил — Хитров Анатолий Леонидович
Просмотры 3 872
Некоторые термины
- Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
- Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
- Оптимизм— вера в лучшее, в силы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
- Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность познания, в то, что произойдут позитивные изменения в обществе в жизни человека и т.д.)
- Альтруизм – нравственная позиция, в основе которой лежит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
- Компромисс – способность и умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
- Консенсус –полное согласие, единый подход к решению проблемы или по какому-то вопросу.
- Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках, основанное на собственных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.Эгоцентризм – это характеристика индивида, которой определяется его неспособность подвергать рассмотрению точку зрения других людей, недопустимость мысли, что чужое представление может быть верным. Эгоцентричный человек воспринимает исключительно личную точку зрения в качестве единственной правильной.
Эгоцентрист уверен, что его мысли авторитетны, он находит себя всезнающим, а остальных недалекими и не считается с их взглядами.
Обретение смысла жизни: пример
В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.
Отношение к жизни
- Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
- Пассивная жизненная позиция — это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
- Конформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
- Нонконформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.
О жизненной позиции подробнее читайте ЗДЕСЬ.
Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна