О взаимосвязи игры и обучения сказано много. От родителей и педагогов можно часто услышать фразу: «Ты уже большой, хватит играть, займись серьезным делом!». И фактически это привело к тому, что дети, как и взрослые (ведь никто не станет отрицать, что они когда-то были детьми), разучились играть. Но благодаря игре мы запоминаем многое быстрее, легче и с удовольствием. Порой правило проще запомнить в форме стишка, или, скажем, с известной долей юмора. Итак, в сегодняшней публикации мы расскажем, что такое правило трех «П».
Что такое закаливание?
Лето – это не только пора фруктов, сезон морей и отличного настроения. Лето – это возможность обзавестись еще одной полезной привычкой – начать закаливание. Ведь летом люди меньше болеют, а условий для проведения закаливающих процедур намного больше. По сути дела закаливание – это тренировка организма, которая позволяем ему научиться быстро и своевременно реагировать на изменения комфортных для него условий. При этом повышается выносливость и работоспособность, а психическое и эмоциональное состояние приходит в норму. Но для начала следует знать, что такое правило трех «П».
1.Систематическое развитие и совершенствование приобретенных навыков
Как в трудовой деятельности, так и в хобби нужно постоянно систематически заниматься, а точнее беспрестанно. Даже если Вы отработали определенные схемы и научились какому-либо навыку, не останавливайтесь и развивайте это дальше. Не думайте, что я уже совершенно владею этим, что уже мне не нужно развиваться. Совершенству нет предела. Если у Вас уже нет равных, не переставайте развиваться в любом случае.
Также читайте: Отзывы Турботекст 2020 – биржа копирайтинга для новичков
Три «П»
С точки зрения закаливания разделим людей на три основные группы. Первая группа – абсолютно здоровых людей, которые болеют не более одного раза в год, посещают бассейн, ходят в сауну. Вторая группа – это люди без опыта закаливания, те, которые болеют не более двух или трех раз в год, и, наконец, третья группа людей, обладающих хрупким здоровьем.
Несмотря на весомые различия между группами, отметим, что для всех без исключения, кто решил заняться закаливанием, следует соблюдать правило трех «П»: действовать постоянно, постепенно и последовательно. Соблюдение таких простых только на первый взгляд правил даст вам возможность получать удовольствие от закаливания и не навредить здоровью.
Правило трех «П» в закаливании важно. Следует знать, что постоянное воздействие производит выработку условного рефлекса, который необходимо закрепить, поэтому медики и рекомендуют начинать процедуру летом. Постепенное закаливание – важный этап, на котором люди часто совершают роковые ошибки, после чего долго восстанавливают здоровье. Под последовательностью подразумевают выработку программы. Не должно быть резких смен методов воздействия.
Речевая защита. Учимся управлять агрессиейЮ. В. Щербинина, 2020
Самоанализ (рефлексия)
Рефлексия (позднелат. reflexio — «обращение назад», «загибание, поворачивание») — обращение человека на самого себя, на свое знание или на собственное состояние; размышление о себе, склонность анализировать собственные переживания[3].
Рефлексия предполагает самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию; пристальное внимание к своей речи, размышление над собственным поведением и систематическую работу по преодолению недостатков. Применительно к словесной агрессии это отражено в русских пословицах: «Без рассуждения не твори осуждения»; «Господин гневу своему — господин всему»; «Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе»; «Язык держи, а сердце в кулаке сожми».
Вспомним известную загадку: стоит «нечто». Идет мимо старуха, смотрит и говорит: «Баба Яга». Проходит солдат — говорит: «Наполеон!» Подходит девушка — восклицает: «Василиса Прекрасная!» Что это? Зеркало. Рефлексия — это разглядывание себя в зеркале души.
Глубина самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости его моральных качеств, наличия жизненного и профессионального опыта, уровня самоконтроля.
Рефлексия позволяет находить ответы на многие вопросы, связанные с речевой агрессией. Что именно меня так разозлило в этой ситуации и почему я вдруг стал ругаться? Можно ли было избежать грубости и вести себя как-то иначе? Как можно было отреагировать на такое-то обидное высказывание? Есть ли среди моих знакомых люди, которым мне хотелось бы подражать в подобных ситуациях? Почему я часто становлюсь мишенью для оскорблений, насмешек, объектом сплетен? Что мешает мне достойно защищаться от словесных нападок?
Процесс рефлексии можно представить в виде алгоритма, раскрывающего последовательность умственных действий. Человек задает самому себе вопросы и сам же пытается на них ответить.
Рефлексия позволяет выявить типы людей, чаще других становящихся жертвами словесного нападения:
1) «красная тряпка» (вызывающий, провокативный);
2) «боксерская груша» (уязвимый, безропотный);
3) «белая ворона» (непохожий на других, отличающийся от большинства).
Стоит задуматься, относитесь ли вы к какому-то из этих типов, ведь агрессия редко возникает на пустом месте. Словесному нападению обычно предшествует считывание информации о потенциальной жертве. Источниками этой информации являются внешность, манеры, общий стиль поведения и конкретные действия человека.
Причем даже не обязательно что-то говорить — достаточно «не так» выглядеть, чтобы немедленно сделаться объектом обвинений, насмешек, колкостей или злобных сплетен. Например, прийти в гости в малообеспеченную семью в дорогой шубе; явиться загорелым и отдохнувшим в офис с замученными жарой и работой сотрудниками; оказаться скромно одетым на пафосной вечеринке либо слишком ярко — на собеседовании для трудоустройства или защите диссертации… Примеров — масса, вывод — один: кандидата на роль жертвы речевой агрессии часто встречают именно «по одежке».
Рефлексивный подход к решению проблем общения помогает также «отделять мух от котлет»:
• не отождествлять личность и поступок («Сейчас он нагрубил мне, но в целом он добрый и отзывчивый человек!»);
• находить положительные моменты в негативной ситуации («Да, он отказывается мыть посуду, но зато разогрел ужин»);
• не путать частное с общим (он «вообще», «всегда», «постоянно» так себя ведет или «только сейчас»?).
Рефлексивный контроль речевой агрессии предполагает элемент творчества в анализе и оценке своего и чужого поведения. Так, размышляя над проблемной ситуацией (поссорился, нахамили, обидели, оклеветали и т. п.), мы оказываемся сначала в роли писателя
и
художника
(мысленно пишем рассказ и рисуем картину), а затем — в роли
архитектора
(создаем проект поведения на будущее).
Как это происходит на практике?
Вначале описываем все случившееся самим себе. Причем очень полезно представить ситуацию в образной форме, например — в виде какого-то символа или яркой метафоры. Чаще всего словесная брань, оскорбительные нападки ассоциируются с природной стихией (град, гром, огонь, наводнение). Вспыльчивого человека сравнивают с тигром, коварного — со змеей, неприятного в общении — с жабой и т. д.
При этом как можно подробнее обрисовываем саму ситуацию: восстанавливаем максимальное количество деталей, элементов обстановки; вспоминаем сопровождавшие речь жесты, позы, мимику; воспроизводим конкретные высказывания (кто что сказал, спросил, ответил, возразил и т. д.).
Затем на основе проведенного анализа создаем альтернативную модель речеповедения. Для этого продумываем коммуникативные стратегии, подбираем слова и выражения, которые позволят избежать речевой агрессии или достойно отразить словесный удар в аналогичных случаях.
Очень часто уже само размышление над ситуацией позволяет изменить отношение к ней. Ведь размышление — это своеобразный «круговой обход» проблемы: взгляд на нее «сверху» и «со стороны». Негодуя или обижаясь, мы находимся в гуще страстей и оказываемся во власти отрицательных эмоций. Размышляя и анализируя, мы «поднимаемся над схваткой» — отстраняемся и дистанцируемся от негативных переживаний.
«Никто не призывает бессловесно сносить обиды, но сразу из-за этого переоценивать все ценности человеческие, ставить на попа самый смысл жизни — это тоже, знаете… роскошь. Себе дороже, как говорят. Благоразумие — вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно. Да-с. Можете не соглашаться, можете снисходительно улыбнуться, можете даже улыбнуться презрительно… Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами, когда вас отовсюду с треском выставят, когда вас охватит отчаяние, приходите к нам, благоразумным, чай пить».
Эти рассуждения героя рассказа Василия Шукшина «Обида» хорошо иллюстрируют позицию рефлексирующего человека. Благоразумие — точно названное писателем качество, позволяющее правильно оценивать жизненные ситуации и действовать на основе осознанных решений.
Есть и еще один важный момент. Рефлексируя свое поведение, мы нередко приходим к выводу о том, что причиной агрессивного состояния, враждебной реакции может быть низкая самооценка, превращающая нас либо в агрессора («Лучшая защита — это нападение»), либо в жертву («Я слабый — меня легко обидеть»).
Основанием для низкой самооценки может быть негативная внутренняя установка
[4] — изначальная неуверенность в собственных способностях и возможностях. С одной стороны, такая установка определяет самопрограммирование на неудачу, отсутствие надежды на успех, предчувствие провала. С другой стороны, человек ожидает агрессии со стороны, прогнозирует угрозы в свой адрес, настраивает себя на переживание обиды.
Почему возникают негативные установки? Известный психолог Ю. М. Орлов объясняет их наличие либо отсутствие типом мышления — патогенным
или
саногенным.
Основные черты патогенного мышления [29]:
• отрыв от реальности, деструктивные фантазии (например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непроизвольно разрабатывает планы мести);
• накопление отрицательного опыта (обиженный становится обидчивым, агрессивный — еще более агрессивным);
• отсутствие рефлексии, полная включенность в ситуацию (неумение быть «выше ссоры», «подняться над схваткой»);
• отсутствие стремления отделаться от негативных переживаний — обиды, ревности, страха, стыда, недовольства («взращивание» в себе этих чувств);
• неосознанность умственных операций, порождающих эмоцию, и, как следствие, неумение контролировать свои состояния.
Как видим, патогенное мышление формирует отрицательные поведенческие установки и соответствующие формы речи. Патогенное мышление можно определить как антирефлексивное: саморазмышление подменяется «самоедством» — коллекционированием отрицательных воспоминаний, культивированием сомнений, страхов, обид.
Подобное мышление неконструктивно и разрушительно. По верному утверждению Аристотеля, «тетиву лука нельзя держать постоянно натянутой — она испортится». Если человек, привыкший мыслить подобным образом, еще и внутренне склонен к грубости или язвительности — он вероятнее всего будет и вести себя агрессивно. Если же такой человек, напротив, ощущает себя зависимым от обстоятельств и неспособным к улаживанию конфликтов — он часто будет становиться жертвой словесного нападения.
Патогенный тип мышления легко узнаваем по следующим характерным суждениям.
Все люди жестокие и толстокожие — их ничем не проймешь.
Я очень хочу решить эту проблему, но точно знаю, что у меня ничего не получится.
Меня мучают прошлые обиды, я частенько вспоминаю своих обидчиков и мечтаю отомстить им.
Мне нередко приходится прибегать к грубостям, но я никогда не считаю себя виноватым — люди сами нарываются на неприятность.
Я люблю помечтать о том, как здорово быть сильным и влиятельным, чтобы другие боялись меня и подчинялись беспрекословно.
Когда меня обижают, я долго не могу успокоиться, много раз перебираю в памяти все сказанное в мой адрес.
Я редко задумываюсь о том, как себя вести в той или иной ситуации: если на меня нападают — отвечаю тем же (либо: обычно теряюсь и не знаю, что ответить).
В ссоре я не выбираю выражений и выдаю первое, что приходит на ум — пусть человек сам думает, прежде чем нападать на меня.
У меня в душе накопилась целая куча негативных переживаний — хоть музей устраивай!
Не знаю, почему я такой раздражительный (вспыльчивый, ревнивый, обидчивый), но мне лень размышлять об этом.
Саногенное мышление, напротив, способствует свертыванию внутриличностного конфликта, снижает напряженность в общении, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания. Очень важно, замечает Ю. М. Орлов, что саногенное мышление «угашает отрицательный заряд, заключенный в воспоминаниях о ситуациях, в которых человек переживал страдание».
Основные черты саногенного мышления [29]:
• рефлексия, позволяющая отделить наше «Я» от ситуаций и образов с отрицательным эмоциональным содержанием;
• конкретное представление переживаемых психических состояний и, следовательно, их контроль;
• расширение кругозора, внутренней культуры;
• понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения;
• высокий уровень сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления.
Таким образом, саногенное мышление — это мышление позитивное, созидательное, ориентированное на жизнь в мире, согласии, гармонии с самим собой и окружающими людьми.
Идентифицировать этот тип мышления можно по следующим суждениям.
Я часто размышляю о своем отношении к другим людям и об их отношении ко мне.
Для меня всегда важно разобраться в причинах конфликтов, ссор, обид и понять свои и чужие ошибки.
Мне не нравится, когда что-то навязывают, я привык самостоятельно думать и принимать решения.
Я стараюсь не концентрироваться на отрицательных переживаниях и ищу возможности избавиться от них.
Я могу подолгу думать над собственным поведением и отношениями с людьми, искать оптимальные решения проблем.
В острых ситуациях я стараюсь особо тщательно подбирать слова и прогнозировать ответные реакции собеседников.
Мне интересно узнавать что-то новое о человеческих характерах и особенностях поведения людей в разных обстоятельствах.
Мне нравится анализировать свои высказывания и поступки, сопоставлять их с действиями других людей.
Я внимательно слежу за происходящим в мире, стараюсь быть в курсе основных событий.
Я люблю наблюдать за другими людьми, отмечать ошибки в их поведении, а удачные моменты — брать себе на вооружение.
Отказ от патогенного и развитие саногенного мышления — прямая предпосылка для преодоления склонности к речевой агрессии и минимизации ее ожидания со стороны.
Пять видов процедур
В закаливании используется правило трех «П». Что это значит, мы рассмотрели выше, теперь следует перейти к практическим занятиям.
- Во-первых, это самый простой способ – утренние воздушные ванны, которые следует принимать на открытом воздухе в легкой одежде на протяжении 15 минут.
- Во-вторых, это обтирания по утрам влажным полотенцем.
- В третьих, это обливание, которое лучше начать летом. Вода должна быть 34–36 градусов, и через каждые пять дней температуру воды следует снижать на один или два градуса.
- В-четвертых, это контрастный душ. Человеку несколько минут следует постоять под горячей водой, а потом – под прохладной. Число таких чередований не должно превышать 5–7 раз.
- И, наконец, пятый вид закаливающих процедур – это прохладный душ. В этом случае следует помнить, что температура контрастного душа должна быть чуть ниже комнатной, стоя под таким душем, не забывайте разминать тело ладонями.
Но каким бы видом процедур вы не занимались, помните правило трех «П», которые следует соблюдать вне зависимости от вашей степени подготовки.
Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя
Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!
Английская пословица о примере родителей
Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.
Дети копируют родителей во всем
Совет родителям: никогда не выясняйте отношения на глазах у своих детей. Пребывая в атмосфере ссор и скандалов, ребенок также растет конфликтной личностью, считая, что это вполне нормально.
Чего не стоит делать
И все же каждая женщина порой сомневается в своих действиях. Когда ее охватывают романтические мысли, ощущения и эмоции, она способна погрузиться в омут с головой, не оглядываясь на чужие мнения и чьи-то глупые предрассудки. Если имеют место сильные чувства, разум имеет свойство притупляться, отключаться на какое-то мгновение, давая волю эмоциональной составляющей. В порыве страстей зачастую и происходит то, что называется любовью – то, что имеет к ней непосредственное отношение, а именно страстное притяжение, половое влечение и сам сексуальный акт. Но бывает и так, что девушка сомневается в своем выборе, в своих намерениях, в своем поступке. Доверять мужчине или нет? Позвонит ли он после бурной ночи на третьем свидании или исчезнет из ее жизни? Будет ли иметь продолжение их трехдневная история или девушка снова останется одна у разбитого корыта?
Очень часто женщин пугают именно эти вопросы, эта неопределенность и эта неизвестность. Здесь можно лишь посоветовать довериться своим инстинктам и своим убеждениям: если вы ощущаете появляющуюся привязанность к мужчине, чувствуете от него взаимное расположение и тепло, смотрите в его глаза и, что называется, утопаете в них – почему бы не предаться своим желаниям? Действуйте. Кто не рискует, тот может остаться ни с чем. Однако если вы на подсознательном уровне ощущаете какой-то барьер между вами и молодым человеком, если в ваших ощущениях проскакивает тень недоверия к нему, – есть смысл воздержаться от полового контакта и подождать некоторое время, обращая внимание на то, как будет себя вести мужчина дальше. Поверьте, ваше от вас не уйдет. И если парень вам не позвонил после вашего «игнора» его сексуальных посягательств на третьем свидании, значит этот мужчина – не ваш человек.