Чем чувства человека отличаются от его эмоций

Вопрос о том, чем отличаются чувства от эмоций, в психологии раскрыт. Мы все прожили и одно, и другое в первый раз еще в раннем детстве. Однако их глубина и многогранность поражают. Всегда есть немного боли в словах «У меня все отлично», сочувствия во фразе «Мне все равно», сарказма в каждом «Я пошутил». Наше сердце обеспечивает движение крови и танцует от радости, разрывается от боли, замирает от страха. Мы прячем переживания и выставляем их напоказ, страдаем и наслаждаемся, находимся у них в плену и управляем ими.

Понятие и примеры эмоций

Начну с определения. Это спонтанные состояния, эффекты, вызванные внешними и внутренними сиюминутными раздражителями. У них есть важные черты:

  • возникают во время значимых событий и ситуаций;
  • являются ответом на конкретное явление в четкий временной промежуток «здесь и сейчас»;
  • проявляются неосознанно;
  • связаны с выбросом гормонов и активностью нейромедиаторов;
  • выражаются быстро и импульсивно, поэтому более заметны.

Это может быть восторг, обида, злость, радость.

Они дают возможность адаптироваться к ситуации и принять адекватное решение. Например, остановиться перед несущимся на высокой скорости автомобилем –поможет страх, а раздражение от того, что «ты – не ты, когда голоден» пройдет, если съесть что-нибудь вкусненькое. Эмоции и чувства – не одно и тоже, хотя на житейском уровне эти понятия иногда взаимозаменяются. Внешняя реакция последует незамедлительно, когда вас напугала собака или вы получили повышение. Скрыть ее практически невозможно. Она проявляется:

  • на физиологическом уровне, изменяя гормональный фон;
  • в поведении, горькими слезами или неконтролируемым восторженным верещанием;
  • в познании, оставляя историю пережитого в памяти.

Чувства и эмоции. В чём различие?

  • В чём различие между чувствами и эмоциями?
  • Можно ли управлять своим состоянием?

Для того чтобы научиться контролировать и управлять своей эмоционально-чувственной областью жизни, нам необходимо разобраться в разнице между эмоциями и чувствами. С точки зрения психологии, эмоции — это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.
А чувства — это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворённость или неудовлетворённость от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции — мгновенные и краткосрочные, а чувства — постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

Например, эмоция радости возникает при виде определённого человека, как вспышка. Этот человек стал запускающим механизмом данного эмоционального процесса, но эта вспышка кратковременна, так как мы не можем долго удержать состояние радости, не подпитывая его мыслительным процессом. Но если копнуть глубже, то можно прийти к выводу, что эмоции могут перейти в определённые чувства, что говорит о тесной их взаимосвязи. Давайте посмотрим на ту же эмоцию радости, о которой мы только что говорили. Мы определили раздражитель — человек, при виде которого возникает данная эмоция. Если при этом мы испытали радость, то это говорит о том, что по отношению к данному субъекту мы испытываем положительные чувства. Это может быть любовь, благодарность, интерес, уважение, добродушие и т.д. Все сугубо индивидуально. То есть, эти чувства берут начало с наших эмоций — мгновенных реакций, а уже с течением времени закрепляются в процессе мышления. Но иногда можно проследить и обратный процесс, когда из чувств возникают определённые эмоции. Например, при контакте с человеком, по отношению к которому мы испытываем чувство обиды, реакция на его поведение может проявиться в таких эмоциях, как злость, раздражение, агрессия, отвращение. Или же, при контакте с человеком, которого мы любим, мы будем испытывать эмоции интереса и радости. Это все говорит о том, что нельзя полностью отделить эмоции от чувств и поставить между ними рамки. Они проявляются в тесной взаимосвязи: эмоции переходят в чувства или выражают их. Это и есть второе различие.

Третьим различием между чувствами и эмоциями есть то, что первые — проявляются внутри, а вторые — снаружи. Например, эмоция страха, при виде предмета раздражения, проявляется на физиологическом уровне в застывшем от ужаса выражении лица, крике, нервных физических движениях тела и т.д., в то время, как чувство страха может присутствовать в подсознании человека все время (страх высоты, пауков), не имея внешне никаких проявлений до тех пор, пока раздражитель не появляется в физическом пространстве. Но это чувство есть — оно никуда не исчезает, хотя и может определённый период времени не давать о себе знать.

Таким образом, мы плавно подошли к четвёртому различию чувств и эмоций — бессознательное и сознательное проявление. Бессознательно или неосознанно имеют свойство проявляться эмоции, а чувства являют собой более осознанное (сознательное) проявление. Если, при виде паука, мы мгновенно и неосознанно испытываем эмоцию страха, то чувство страха у нас к данному раздражителю есть осознанное и закреплённое в сознании на протяжении длительного периода времени.

Все это говорит о том, что проявление наших эмоций и чувств, связано, непосредственно, с убеждениями, представлениями, верованиями и личностными оценками реальности — отражением нашего отношения к другим, к миру, к себе. Получается, если реальность соответствует нашим представлениям, то мы испытываем положительные эмоции, если не соответствует, то — отрицательные.

Пятое различие между эмоциями и чувствами заключается в том, что вызванные эмоции ведут к изменению настроения, а чувства — к изменению ощущения. Возьмём эмоцию задумчивости. Человек, на предмет раздражения проявил такую реакцию — застыл с задумчивым выражением лица. Раздражитель, неся в себе определённого рода информацию, привёл человека, к процессу размышления. Когда эта эмоциональная вспышка прошла, мы можем увидеть реакцию человека в его настроении — оно или стало хорошим, что проявилось в радостном эмоциональном состоянии, или пропало — в поникшем состоянии. Это, в свою очередь, вызвало чувства либо разочарования, либо понимания. Получается такая эмоционально-чувственная цепочка:

Эмоция задумчивости — процесс мышления — чувство разочарования (непринятия) или понимания (принятия).

Изменение настроения и ощущения очень субъективные и зависят от личностных оценок ситуативной реальности. Это все индивидуально, так как реакции на раздражитель у каждого разные.

Далее, шестым различием, можно выделить поведенческие реакции человека, которые вызывают эмоции и чувства. При испываннии эмоций, человек проявляет телесную (внешнюю) активность — задействованы мимика, жесты, черты. А при испытании чувств — доминирует внутренняя активность, которая проявляется в мозговой деятельности и душевном состоянии.

Из этого можно выделить и седьмое различие — эмоции являют собой реакцию, а чувства — состояние.

Эмоции берут начало в наших физиологических потребностях — поиск удовольствия, голод, жажда, сексуальное влечение и удовлетворение, избежание боли. Так как человек, кроме своих инстинктов имеет сознание, то реакция его будет иметь, как физиологический аспект, в удовлетворении своих потребностей, так и психологический — в зависимости от представлений о себе. Это ведёт к восьмому различию — эмоции проявление физиологическое, а чувства — психологическое.

Например, когда вам кто-то говорит, что вы некрасивы, то вы эмоционально реагируете на данные слова. Это происходит потому, что идёт личностная оценка вас. Ваша реакция будет вызвана, как реакция на физическое нападение, реальную угрозу вашему физическому существованию. А если вам скажут то же самое о постороннем человеке, то ваша реакция не будет эмоциональной, потому что это не задевает ваших чувств и личностных представлений, так как вы не проводите отождествление себя с данным человеком, о котором пойдёт речь.

Исходя из всего изложенного, можно прийти к выводу, что точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать не так просто. Очень часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот — одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Но, тем не менее можно проследить интенсивность, продолжительность, модальность, силу, глубину, пространственно-временное смещение, то есть отличительные характеристики эмоционально-чувственной сферы жизнедеятельности человека.

Функции

Представьте, что секретарь сообщила вам, что сегодня состоится совещание у руководителя. Тема планерки неизвестна, но она точно знает, что это очень важно. Как вы будете реагировать? Расстроитесь или испугаетесь, разволнуетесь или разозлитесь, проявите равнодушие – все имеет значение для получения результата. Вы можете положиться на свои эмоции или выбрать тактику контроля над ними.

Когда ставки высоки, избавиться от темпераментного поведения бывает очень сложно, наши реакции направляют нас и указывают правильные действия и решения. Но иногда мы упираемся и не хотим говорить и вести себя под их влиянием.

Проблема в том, что если бы нам удалось найти кнопку и на время выключить эмоциональный фон, наши дела пошли бы еще хуже. Нас сразу же обвинят в бессердечии, равнодушии и замкнутости.

Ярко чувствовать оттенки жизни, сопереживать тому, что происходит вокруг и одновременно вести себя сдержанно и адекватно бывает очень трудно. Я сталкивалась и с такими людьми, которые выражают свое внутреннее состояние неожиданно для окружающих или держат его при себе. В результате их начинают сторониться, считают странными или излишне холодными.

В наших силах научиться держать эмоции в узде, сдерживать и смягчать их проявление, чтобы не жалеть о своем поведении и не стыдиться своих поступков и слов. Главное, не переусердствовать и не стать чересчур чопорными и сухими.

Эмоциональность выполняет следующие функции:

  • облегчают выбор, подготавливают людей к действию;
  • сообщают о том, что мы чувствуем в данный момент;
  • стимулируют наши поступки, делают их обоснованными.

Основные характеристики

Одним из способов передачи и восприятия информации является эмоциональная окраска. Мы научили свои смартфоны передавать выражение лица, отправляя в письменном сообщении нужный смайлик. Он помогает выразить то, что мы испытывали или переживали.

  1. Неожиданность, которая провоцирует любопытство, подталкивает к исследованию и изучению нового.
  2. Неприязнь способствует защите от вредного и опасного, сохраняет здоровье. Она связана с инстинктом самосохранения.
  3. Позитивность приносит радость и добро, на уровне сознания улучшает память и развивает эрудицию.
  4. Страх и трусость, которые защищают от опасности, делают реакцию молниеносной.
  5. Ярость и раздражение – это наша самозащита, они сметают препятствия как ураган и ведут к достижению поставленных целей.
  6. Тоска и уныние несут не только серость и апатию. Когда мы грустим, мы становимся ближе с другими людьми, останавливаем бег событий и обращаем внимание на те стороны жизни, которые до этого оставались за пределами.

Если кратко сказать, чем отличаются эмоции от чувств – они не являются приватными. К примеру – семейная ссора, жена обвинила мужа, что он не успевает забрать ребенка из школы. Они говорят на повышенных тонах, в голосе звучит раздражение и досада. Но даже если бы они оба молчали, их лица, тело и глаза выдали бы их. Большинство наших реакций имеют сигналы, которые доступно и легко сообщают окружающим о том, что мы чувствуем. В то время как наши мысли остаются недоступными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Определение чувств в психологии и примеры

Для них характерны глубина и устойчивость. Это не вспышка, а процесс, который проявляется в отношении к людям, ценностям, поведению. Я выделяю высокий и низкий чувственный уровни. Первый связан с социальной жизнью и разделяется на:

  • Нравственность. Формирование системы ценностей, которая подразумевает отношение к дружбе, верности, любви, порядочности, состраданию. Она воспитывается с годами, складывается под воздействием семьи и окружения, личного жизненного опыта и принципов.
  • Интеллектуальность. Проявляется в результате обучения, познавательной деятельности.
  • Восприятие прекрасного. Осуществляется через искусство, кинематограф и литературу.

Необходимость осознания понятия, его осмысления – это то, чем чувства человека отличаются от его эмоций. Их нельзя представить без глубокого анализа и оценки. Например, чтобы полюбить Родину, нужно знать, что означает это слово, кто такие патриоты, что они переживают и как себя ведут. Объяснить то, что мы чувствуем, нам бывает непросто. Любящая мама закипает от беспорядка в комнате, а влюбленный парень испытывает злость, читая СМС о том, что встреча не состоится.

Чем эмоция отличается от чувства?

Отличие эмоции от чувства:

  1. Эмоции возникают значительно раньше, чем чувства.
  2. Эмоции могут быть как у человека, так и у животного. Чувства присущи только человеку.
  3. Эмоции переменчивы и непродолжительны, а чувства, как правило, устойчивы и стабильны.
  4. Эмоции связаны с различными ситуациями и обстоятельствами, а чувства люди испытывают к объектам.
  5. Эмоции – это биологические процессы, чувства же связаны с социальной сферой.
  6. Эмоции проявляются неосознанно в отличие от чувств.
  7. Эмоции проявляются внешне. Чувства спрятаны в душе.

Люди не способны одновременно ощущать такие разные эмоции, как восторг и тоску, но могут испытывать чувства любви и ненависти к одному объекту одновременно

Чувства в детстве

Беззаботное время, на самом деле наполненное напряженной работой по формированию личности, ее эмоционального иммунитета, стабильности, устойчивости в сложных жизненных ситуациях. В этот период закладываются основы эмпатии, недостаток которой во взрослой жизни очень сложно воспитать и компенсировать.

Факторы чувственного развития ребенка:

  • формирование высшей нервной активности;
  • отношение родителей и других взрослых;
  • общение с ровесниками;
  • особенности воспитательного процесса;
  • постепенное расширение круга ситуаций, которые вызывают отклик.

Очень важно научить малыша не только выражать, но и различать переживания других людей. Особое значение в этом имеют отношения с родителями. Будучи любимым и любящим, живя в безопасности и ласке, дети раскрываются, приобретают уверенность и спокойствие на всю жизнь.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

В чем разница между чувствами и эмоциями

Нам не очень приятно, что наши переживания открыты для других, даже простые и коммуникабельные люди не всегда готовы впустить наблюдателей в свою душу. Но эмоциональная система сигналов постоянно находится в положении «вкл.». Она передает нашу реакцию, независимо от желания. Перед вами захлопнулась дверь автобуса, вы испачкали блузку каплей соуса в обеденный перерыв, ваш ребенок поступил в престижный вуз – вы реагируете бурно и мгновенно. Трудно представить, как бы выглядела жизнь, если бы мы умели усилием воли переводить переключатель в состояние «выкл.».

Импульс возникает синхронно с настроением. Так, если мы расстроены или подавлены, то говорим тише, когда успокаиваемся, то обычный тембр голоса возвращается сам собой.

Чувства ориентированы на предмет, не связаны с конкретными происшествиями и событиями, но выражаются через эмоции, хотя и не всегда полностью совпадают с ними. Вы беситесь, когда подруга опоздала на встречу, но это не помешает любить ее и безгранично ей доверять.

Их отличает стабильность и долговременность, эмоциональные всплески кратковременны. Они имеют особенность привязываться к предмету и усиливаться или ослабевать в зависимости от его местонахождения. Короткий психоз, вызванный севшей в неподходящий момент батареей телефона, не сравнить с ненавистью к человеку, который когда-то предал или подставил вас и встретился вам в супермаркете.

Как определить эмоции или чувства?

Очень часто у людей возникают трудности в разделении этих психических явлений, это затрудняет четкое установление переживаемого ощущения. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо провести анализ собственных ощущений по последующим аспектам:

  • Устойчивость;
  • Осознанность;
  • Наличие причины.

К примеру, переживания злости, радости и огорчения это эмоции, возможно их неосознанное проявление, не связанное с конкретной причиной, но связанной с определенным событиям.

Человек в течение одного дня поддавшись эмоциям, может испытывать весь их спектр: беспричинно огорчится утром, почувствовать радостное настроение от знакомства с интересным человеком, обозлиться на соседа из – за давнего спора.

Эмоциональные состояния приходят на смену друг друга, при этом, не отражаясь на характеристике личности.

Рассмотрим такое явление психики, как гордость, являющиеся чувством. Данное проявление осознано, по причине того, что основывается на анализе информации из окружающей среды.

Это чувство устойчиво, так как временная ситуация не оказывает влияние, нельзя перестать его испытывать из — за определенной кратковременной ситуации. Причиной для гордости наиболее часто выступают достижения и успехи.

Человеку дана уникальная возможность проявления чувств и эмоций. Данные явления психики, хоть и обладают конкретными различиями, но и имеют тесную связь. Особенно важно разобраться в собственных эмоциях и чувствах и найти способ их выражения.

Таблица: в чем отличия эмоций от чувств в психологии

КритерийЭмоцииЧувства
ДлительностьКороткие, быстро возникают и также проходят.Развиваются в течение времени, устойчивые, сопровождают человека по жизни.
ОсознанностьСпонтанные.Требуют понимания, анализа и оценки.
Влияние на настроениеОказывают, могут спровоцировать спад или подъем.С настроем не связаны.
ПроявлениеСнаружи, видны окружающим.Внутри, могут долгое время быть скрыты от посторонних глаз.
ГлубинаПоверхностные.Глубокие.
УстойчивостьПеременчивы.Стабильны.
СамоконтрольБесконтрольны.Контролю поддается публичная трансляция.
Возможность объяснитьЛегко найти объяснение.Бывает сложно подобрать слова.
К чему привязаныК конкретной ситуации, событию, случаю.К предмету или объекту.
Сложность понять и увидетьВидны и понятны.Бывает сложно подобрать слова.
Возможность скрытьОчень маленькая, причем попытка завуалировать может привести к их неверной передаче.Есть.
ВзаимосвязьПервичны, доступны с рождения.Передаются с помощью эмоций, но не всегда с ними совпадают.

Особенности эмоций и чувств. Формы протекания чувств

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций: чувство голода, жажды, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство; чувство решительности, уверенности в своих силах и пр.

Пластичность. Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживатся человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.

Отличительными особенностями чувств являются:

  1. Отчетливо выраженная интенсивность. Чувства — более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. 2. Ограниченная продолжительность. Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. 3. Осознанный характер. Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. 4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д.

Формы протекания чувств. Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание человека, который возникает внезапно и сопровождается резкими двигательными изменениями и изменениями состояния внутренних органов. Примерами аффекта могут быть неожиданная сильная радость, взрыв гнева, приступ страха и т.д. Для аффекта характерно неудержимый проявление их, на который указывает бытовое употребление выражений вроде «вспыхнул от гнева», «замер от испуга» и т.д. Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности как в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях. В случае большой нагрузки человек проходит три стадии: сначала ей очень тяжело, потом он привыкает и появляется «второе дыхание» и, наконец, теряет силы и должен завершить деятельность. Такая трехфазная реакция является общим законом. Это адаптационный синдром, или биологический стресс. Настроение — это общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Он является производным от тех эмоций, которые испытывает человек. Настроение часто возникает как отголосок сильной эмоции, пережитые человеком. Страсть — это устойчивые и длительные чувства, связанные с устойчивым стремлением человека к определенного объекта. В форме страсти часто проявляется любовь человека к другим людям, к науке, искусству, спорту, другой деятельности.

Соотношение понятий

Их различия и сходства сплетаются в кружево удивительной сложности. Они взаимосвязаны, но не совпадают и не перетекают одно в другое. В жизни не встретишь ни одного, ни иного отдельно, в «чистом» виде. Через них человек выражает себя и свое мироощущение.

Задайте вопрос

Обе категории имеют похожие свойства:

  • касаются переживаний по поводу и без него;
  • связаны с определенным расположением духа;
  • имеют направление, силу, длительность и этапы развития и проявления;
  • выражаются в психосоматической форме;

Среди отличий выделю существенные для эмоциональных сигналов:

  • имеют простую структуру, говорят о чем-то одном: страхе, восторге, гневе, раздражении;
  • их характеризует динамика;
  • они идентичны у разных людей.

В психологии эмоций и чувств есть и различия, и сходства. А вот то, что мы переживаем, испытывая их, существенно отличается. Вы наверняка замечали, что когда вас накрыла «волна», вы перестаете чувствовать даже самых близких людей, а человек, способный переживать глубокие ощущения, редко впадает в состояние аффекта.

Как их понять

Чтобы никогда не ошибиться, классифицируя два понятия, представьте пульт управления со множеством кнопок. Каждая запускает процесс, который предсказуем, неминуем и обратим. Механизм прост: включили раздражитель, получили эмоциональную реакцию. Понять ее получается даже у малыша, который едва научился держать голову. Мама улыбается ему, значит он – молодец, на лице появится ответная улыбка; сдвинула брови и повысила голос – будет плакать, ему страшно и обидно.

Осознать свое настроение часто достаточно просто. Мы способны объяснить, по какой причине переживаем. Чувства поддаются объяснению сложнее. Они как фон, на который проецируется эмоциональность. Он способен сочетать любовь и гнев, радость и боль, тоску и умиление.

В любой момент мы можем остановиться и понять, что чувствуем, откуда это переживание, и с чем оно связано. Для этого важно правильно выражать мысли словами, уметь максимально точно описывать процесс мозговой деятельности, причины вашего состояния. Если не прислушиваться к себе, можно получить букет психических расстройств начиная от психозов, заканчивая тяжелой депрессией.

Закономерности

При зарождении и затухании эмоции и чувства имеют общее и отличия. Они подчинены неслучайной последовательности. Для чувственных переживаний характерны:

  • Перенос и обобщенность. Ощущениям свойственно переходить на похожие по признакам предметы, расширять круг объектов, на которые они распространяются. Привязанность к домашнему питомцу может плавно перетекать в любовь к собакам или кошкам.
  • Затухание и притупляемость. С течением времени накал страстей ослабевает, пропадает острота. Причем трансформация происходит и с положительными, и с отрицательными переживаниями, спокойнее становятся и ярость, и пылкая любовь. Привычка вырабатывается ко всему
  • Контрастность. Ситуации, переживаемые последовательно или совместно, влияют друг на друга. Когда после черной полосы в жизни наступает светлая, на контрасте она кажется безупречно белой.
  • Обобщаемость. Свойство, связанное с накоплением жизненного опыта. С возрастом растет уважение к родителям, крепнет привязанность к близким людям. Негативный опыт также суммируется и при малейшем раздражении приводит к сильной реакции.

Для эмоциональных состояний свойственно:

  • Замена. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наверное, когда говорят, от любви до ненависти один шаг, имеют в виду именно это.
  • Перемещение внимания. Им пользуются по-разному, например, переключаются на приятное занятие.

Виды эмоций и их общая характеристика

Выделяют различные виды эмоций. Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества

(положительные и отрицательные),
глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие

и
неглубокие
эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на
стенические
(от гр. sthenos – сила) и
астенические
. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

По содержательному своеобразию

эмоциивыделяют следующие виды эмоций (рис. 2).

Эмоциональный тон ощущения

– наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.п.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными.

Настроение
Длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода
Предельно выраженная, но кратковременная эмоция
Достаточно длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость
Эмоциональная реакция на опасность
Психическое состояние общего возбуждения, напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных условиях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды
Особенности переживаний и поведения в результате возникновения трудностей на пути к достижению цели
Эмоциональный отклик
Это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде
Эмоциональный тон
Отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта
Аффект
Страх
Страсть
Фрустрация
Стресс
Виды эмоций

Рис. 2. Виды эмоций

Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате дня, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Эмоциональный отклик

– это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом, одним из видов эмоционального отклика является
синтония
– сопереживание эмоциональному состоянию других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывающиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

Настроение

– это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Аффект
(
от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. Состояние аффекта связано с нарушениями ясности сознания, что может привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Аффекты, связанные с отрицательными эмоциями (гнев, ненависть, ревность), часто приобретают разрушительный, агрессивный характер, так как человек действует рефлекторно, латентный период от восприятия раздражителя до ответной реакции свернут до минимума (несколько миллисекунд), таким образом субъект не успевает осознать значение и последствия своих действий.

Страсть

– это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Страх

– безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Страх возник как биологически защитный механизм. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.п. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона.

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»).

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения, его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью. Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия. Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Стресс

(от англ. stress – напряжение) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышенное содержание сахара в крови и т.п.), организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Физиологический стресс

является тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. В ответ на экстремальную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. При физиологическомстрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Психологический стресс

подразделяется настресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Социогенный стресс.

Социальная действительность (политическая, экономическая, семейно-бытовая и т.п.) может явиться для человека мощным стрессогенным фактором. Социальными стрессорами могут служить конфликты социального и межличностного характера, утрата работы, препятствия на пути к достижению цели и т.п.

Природообусловленный стресс

связан с климатическими и географическими условиями жизнедеятельности человека (землетрясения, извержения вулканов, ураганы и т.п.).

Техногенный стресс

обусловлен опасностью, идущей от техники для жизни и деятельности людей.

Аутогенный стресс.

Причиной стресса, стрессорами являются те или иные черты личности (обидчивость, мнительность, чувство неполноценности и т.д.).

Травматический стресс

– это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. При травматическом стрессе возможны проявления интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то напоминающим травматическое событие.

Рабочий стресс

возникает из-за причин, связанных с работой условиями труда, местом работы.

Профессиональный стресс

связан с условиями, средствами, технологией, режимом осуществления той или иной профессиональной деятельности (летчики, моряки, врачи, журналисты и т.д.).

Организационный стресс

возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние (дистресс).

Фрустрация

– специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр. Фрустрационные переживания оказывают «давящее» влияние на психику, снижая способность к рефлексии (самоанализу), логическому анализу событий. Фрустрацию переживает человек, ощущающий враждебность группы (семейной, профессиональной, учебной и др.); подросток, не встречающий в своей семье понимания, любви и поддержки своих планов. Состояние фрустрации может привести к существенным изменениям в поведении субъекта: либо отказу от активности, замене реальной деятельности воображаемой (уход в себя, в грезы), либо к проявлению грубости, агрессивности как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих. Последнее бывает характерно для подростков, которых фрустрационные состояния побуждают к противоправным поступкам. Иногда фрустрация приводит к самоуничтожению, ощущению полной бесцельности и бесперспективности своего существования, к нервной депрессии и суициду. Поэтому необходима определенная сила воли и активность интеллекта, чтобы человек мог преодолеть фрустрационные состояния и найти для себя компенсационные содержательные виды деятельности, которые удовлетворяли бы его условия жизни и общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: