СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстройства, наличие которых предоставляет основание для установления диагноза СДВГ, выделяют такие симптомы, как сложность концентрирования внимания, повышенная активность и импульсивность, неподдающаяся управлению. Вследствие того, что малышам трудно сосредотачивать внимание, они нередко не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Также они могут не слушать объяснения учителей или просто на их разъяснения не обращают внимание. Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, для которого способа излечения по сей день не найдено. Медики полагают, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уходит бесследно по мере взросления малышей или взрослые лица приспосабливаются жить с ним.
Основные симптомы
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.
СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:
- Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
- Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
- Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.
Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.
Говорите с ребенком
Многие дети и подростки с СДВГ не принимают лекарства правильно – перестают принимать, не разговаривая с родителями, врачом. Если ребенок находится на СРСД, убедитесь, что он понимает, как правильно принимать лекарство и почему рекомендации важны.
Поощряйте обращаться к вам с любыми проблемами, связанными с медикаментами, чтобы вы могли работать вместе, решить проблему или найти другой вариант лечения. Также важно помнить, что средство никогда не должно оказывать ошеломляющего влияния на энергию, любопытство или энтузиазм ребенка. Он должен вести себя как ребенок.
Мониторинг
Вот список вопросов, которые должны задать, когда ребенок начинает медикаментозную терапию, меняет дозировку или начинает принимать разные лекарства.
- Имеет ли препарат положительное воздействие на настроение, поведение ребенка?
- Считаете ли, что дозировка, препарат работают? Как думает об этом ребенок?
- Нужно ли увеличивать, уменьшать дозу?
- Испытывает какие-либо побочные эффекты, такие как головные боли, боли в животе, усталость, бессонница (мысли о самоубийстве при приеме Strattera)? Какова вероятность того, что эти побочные эффекты будут продолжаться? (Спросите своего врача). Проявляют ли какие-либо длительные побочные эффекты?
- Думаете, что лекарство или уровень дозировки перестали работать?
Источник: от хаоса до спокойствия, Джанет Э. Хейнингер и Шарон К. Вайс.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания
На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:
- наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
- употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
- сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
- предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.
В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:
- Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
- Сбой в работе щитовидной железы.
- Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
- Депрессия и расстройства сна.
Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.
Способы релаксации при СДВГ
Периодическое расслабление всего организма помогает сократить выраженность симптоматики дефицита внимания. Регулярная практика релаксации усиливает концентрацию внимания, помогает сосредоточиться, избавиться от чувства тревоги и депрессии. При СДВГ наиболее эффективно работают такие техники:
- Медитация – абсолютно противоположное состояние синдрому гиперактивности и расстройства внимания. Ее главная цель – сосредоточение на достижении цели. Во время медитации человек расслабляется физически и эмоционально, что позволяет сфокусироваться на определенной мысли. Научно доказано, что во время медитации активизируется деятельность той части головного мозга, которая контролирует внимание, память, ответные реакции;
- Йога – это сочетание медитации и физических нагрузок. Удерживание поз в йоге развивает равновесие, учит контролю над своим телом. Также йога учит правильно дышать, что способствует расслаблению и фокусировке на поставленных целях. Йога помогает восстановить душевное равновесие и улучшить настроение.
Также для сглаживания симптоматики СДВГ взрослые люди посещают разнообразные тренинги по тайм-менеджменту, самоорганизации, участвуют в тематических ролевых играх и арт-терапии, прибегают к помощи профильных коучей. Однако самым верным и эффективным решением станет запись к опытному психологу.
Нужна консультация психолога? Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно. Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
- классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
- невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
- синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
- при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
- лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Психологическое консультирование
Помочь справиться с симптомами гиперактивности и расстройства внимания может психотерапевт. Разные психотерапевтические методики направлены на развитие новых навыков, борьбу с негативными установками, управление раздражительностью и гневом. Терапевтические сеансы позволяют добиться повышения стрессоустойчивости, контроля импульсивности, улучшения организационных способностей.
Выделяют такие типы психотерапии дефицита внимания у взрослых:
- Личностная форма — предполагает борьбу с жизненными неудачами, учебными трудностями, проблемами с профессиональной самореализацией, конфликтами с окружающими. Индивидуальная проработка помогает справиться с чувством тревоги, стыда, раздражительности, низкой самооценкой, обидами и ощущением несправедливости;
- Семейная форма – в первую очередь предполагает проработку проблем, которые возникают между супругами из-за симптомов СДВГ. Психотерапия поможет сконцентрироваться на конструктивном решении проблем в общении супругов, сгладить конфликты материального характера, избавиться от импульсивного поведения, принять семейные обязанности друг перед другом. Также семейная форма эффективна для нормализации отношений между взрослыми детьми и родителями.
- Когнитивная форма — направлена на поиск и выявление негативных установок, убеждений, позиций, которые сопровождаются проблемами в социальной жизни.
Главная цель психологического консультирования поведенческим методом – формирование реалистичного взгляда на жизнь и обнадеживающего восприятия мира. Также когнитивная терапия помогает справиться с дезорганизованностью, повысить производительность труда, более эффективно планировать свое время.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Лечение
При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.
Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.
Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.
У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?
Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
- Составить режим дня и строго ему следовать. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
- Следить за питанием ребенка. Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
- Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
- Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
- Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим — в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
- Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
- Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
- Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.
Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители — без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!
Правильное питание
Правильное питание важно не только для стройности фигуры, но и для стабильности эмоционального состояния. При борьбе с симптомами СДВГ важно не только, что ест человек, но и как он это делает. Многие люди с синдромом гиперактивности питаются беспорядочно, могут обходиться без еды весь день, а потом съесть суточную норму. Такое пищевое поведение – это результата отсутствия навыков планирования и импульсивности решений. Рекомендации по нормализации пищевого поведения:
- Планируйте свое питание – основные приемы пищи и перекусы должны быть заготовлены заранее (обычно на 2-3 дня). Хаотичное питание усиливает симптомы гиперактивности, поэтому пища должна быть готовой, до появления чувства голода;
- Контролируйте объем потребляемых микроэлементов, а именно цинка, магния, железа. Если потребление недостаточное – начинайте принимать поливитамины;
- Белок и сложные углеводы необходимы для хорошего настроения, наполнения энергией, борьбы с раздражительностью;
- Употребляйте продукты с повышенным содержанием омега-3. Эти жирные кислоты способствуют концентрации внимания и снижению гиперактивности.