Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям

Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?

Переходный возраст подростка

Психология развития детей и подростков и их особенности
Переходный возраст – самое неоднозначное явление, с которыми, так или иначе, приходится сталкиваться всем людям. Специалистам в области педагогики и психологии (см. Кто такие психологи) важно изучить специфику поведенческих паттернов детей, которые только вступили на пубертатный этап формирования. С другой стороны, он вполне может обозначать саму суть понятия, которое только рассматривается, а именно, возрастную специфику поведения, в частности, психические процессы.
Стоит осознавать, что подростковая психология (см. Подростковая психология) – это достаточно противоречивый феномен, который отличается появлением ноток бунтарства (см. Непослушный ребенок), непостоянством. Именно подростковый период охарактеризован выходом ребенка из детства. Дети начинают активно интересоваться собственным внутренним миром, способны постичь что-то совершенно новое о собственной личности (см. Эмоциональные контакты ребенка). На данном этапе происходит формирование критического мышления на фоне бунтарских выходов, полного или частичного отрицания поведенческих паттернов, которые были привычны ранее.

  • Общая информация
  • 13 – летний возраст
  • 14-летний возраст
  • 15 –летний возраст
  • 16 – летний возраст
  • 17 –летний возраст
  • Особенности психологии мальчиков подросткового возраста
  • Особенности психологии девочек в подростковом возрасте
  • Проблемы в подростковом возрасте?
  • Консультация детского и подросткового психолога

Советы мальчикам подросткам

Будь уверенным в себе

Для мальчика важно уже с юношеских лет развивать уверенность в себе. Ведь она лежит в основе всех достижениях человека. Если ты будешь замкнутым в себе и трусливым, то поверь мне, получишь сладкий пинок под зад, когда вступишь во взрослую жизнь.

Читать также:

Что нужно изменить, чтобы повысить уверенность себе?

Умей давать сдачи

Умение постоять за себя не менее важное качество, которым должен обладать каждый мальчик. Если не хочешь решать дело дракой, что я не советую, то словом ты обязан ответить обидчику. Просто да понять, что с тобой шутки плохи.

Читать также:

Почему подросткам следует научиться давать сдачи, чтобы не быть лузерами

Проявляй инициативу

Будьте настоящим лидером. Предлагайте решения проблем первым, пока этого не сделал никто. Участвуйте во всем, где нужна твоя помощь.

Откладывание или затягивание являются точной противоположностью инициативе. Если ты выполняешь свои обязанности без посторонних напоминаний, то достиг самого высокого уровня инициативы.

Читать также:

Как стать лидером в коллективе или команде | 5 основ и 2 практики

Общая информация

Наиболее трудным из всех возможных этапов детского развития считается именно пубертатный период. Его называют еще и переходным, так как ребенок превращается воз взрослую личность. Происходит плавный переход от детства к настоящей зрелости. Данная трансформация способна затронуть абсолютно все стороны бытия подростка, включая его физиолого-анатомическую трансформацию, морально –нравственное созревание, интеллектуальные особенности, изменения в трудовой, учебной и игровой (см. Игромания) деятельности. Ведущей деятельностью при этом становится именно общение со сверстниками.

Можно отметить внесение изменений в обстоятельства, связанные с жизнью ребенка, что приводит к необходимости добиться преобразований психических процессов, сокрушительной смене старых, тех форм взаимодействия, которые считают устоявшимися в сфере межличностных отношений с остальными подростками и более взрослыми лицами. Можно отметить наличие серьезных осложнений в учебной деятельности в связи с существенным увеличением нагрузки, расширением учебного материала, который приходится усваивать в сжатые сроки. Это в свою очередь требует более глубокого уровня психических процессов, которые касаются аргументированных доказательств, основательных обобщений, осознания, как возникают абстрактные связи между различными объектами с последующей выработкой отвлеченных понятий.

Важно упомянуть про трансформацию его действующих принципов, особенности мировоззрения, утвержденной социальной позиции, желания получить авторитет среди одноклассников всеми возможными способами. Ребенок будет хотеть воспользоваться всеми возможностями, чтобы занять значимую роль в семье, школьной среде (см. Самооценка ребенка). В данной связи ему может предъявляться действительно огромное количество требований, которые предъявляются, как со стороны социума, так и родителей, которые впоследствии будут намного более основательными и серьезными.

В процессе учебной деятельности, которая сопряжена с определенными трудности, можно отметить заметное совершенствование всей когнитивной деятельности (см. Когнитивная терапия) подростков. Им приходится осознавать, насколько серьезным становится содержание процесса обучения, вследствие чего приходится осознавать наличие выработки способности к самостоятельному мышлению, критическому восприятию, обобщению, последующему анализу, сопоставлению и резюмированию всех фактов.

Кроме того, данный этап в созревании детской личности будет ознаменовываться и половым созреванием. Это может привести к серьезным осложнениям относительно прохождения рассмотренного этапа всего развития личности ребенка.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

14-летний возраст

Значение каждого этапа, который будет рассматриваться, поясняется установкой в этот возрастной период различных этических, моральных принципов, установок социального характера.

Можно отметить наличие многочисленных сдвигов, которые будут носить характер полного слома всех, которые будут ранее привиты. Это касается вопроса, связанного с межличностными отношениями, интересами и особенностями. Нужно понимать, что все перестройки, которые характеризуют данный этап, сопряжены с субъективными проблемами лиц подросткового возраста. Это связано с переживаниями, которые существуют в душе, наличие внутренней сумятицы, трудностей, связанных с физиологией.

Можно отметить и трудности, которые касаются понимания, как педагогических работников, так и родителей. Они могут страдать от проявлений грубости, агрессивности, раздражительности, негативизма.

Специалисты в сфере психологии считают, что этот возраст получил название пяти «нет», так как подростки проявляют следующие особенности поведения:

  • Полное нежелание учиться, несмотря на наличие способностей (см. Прокрастинация);
  • Отсутствие желания выслушивать советы;
  • Нежелание слушать какие-либо советы, рекомендации;
  • Отсутствие стремления выполнять дела по домашнему хозяйству;
  • Отсутствие желания убирать за собой;
  • Нежелание быть пунктуальным.

На данном этапе можно отметить наличие следующих сдвигов, которые касаются биологического характера: существенное увеличение роста, изменения в эндокринной системе, различные преобразования в моторном аппарате, отсутствие соответствие роста капилляров и миокарда. Можно столкнуться с различными дисфункциями, которые касаются сердечно- сосудистого аппарата.

Можно выделить следующие биологические трансформации:

  • Развитие сексуального влечения;
  • Наличие резких перемен, связанных с эмоциональными состояниями, реакциями и настроением (слабость, регулярная апатия, наличие возбужденности, неуравновешенность);
  • Наличие угловатости, суетливости, непринужденного и яркого проявления эмоциональной составляющей.

Главная потребность, которую испытывают в этом возрастном этапе, это желание добиться коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Общение будет представлять своеобразное средство познания своей личности через остальных людей. Им хочется самоутверждаться, демонстрировать разные поступки, чтобы отыскать себя, свое предназначение.

Подростки хотят больше времени проводить с друзьями, что приводит к существенному снижению мотивации, сопряженной с учебной деятельностью. Юноши гораздо менее общительны, чем девочки. Представительницы прекрасного пола хотят больше общаться именно с молодыми людьми более старшего возраста.

Стоит упомянуть, что психологические особенности подростка в данном возрасте связаны с осложнениями, которые касаются возрастающего воздействия эмоциональной сфера на совершенно разные виды деятельности. Эмоции будут влиять на отношение к педагогическим работникам, взрослым людям, сверстникам, непосредственно учебной деятельности. Можно забыть про работу разума (см. Как работает подсознание) в данной ситуации.

Поможем выстроить отношения со сверстниками

Общение в коллективе сверстников приобретает первостепенное значение. Подросток реализует способы взаимодействия, проходят этапы социальных взаимоотношений. Цель общения – реализация потребности в принятии, признании, завоевании авторитета. Особую ценность приобретает совместное постижение мира.

Как воспитывать 14-летнюю дочь, чтобы сохранить хорошие отношения? Взрослые должны терпимо относиться к его друзьям. Любая попытка плохо отозваться о товарище превратится в бунт. Желательно давать нейтральную оценку другу подростка. Свобода выбирать людей по духу воспринимается как право на взрослость. Отношения со сверстниками носят товарищеский характер. К концу переходного возраста появляются дружеские связи.

В подростковом коллективе существует иерархия, присутствует лидер. Группы живут по созданному ими «кодексу чести». Родители должны внимательно отнестись к тому, какое окружение предпочитает подросток. Плохая компания – сигнал к тому, что между взрослыми и ребенком наступил разлад. Ругань и запреты не принесут результат. Оптимальный выход – изменить отношение к подростку, разрешить ему быть взрослым.

Особенности психологии мальчиков подросткового возраста

Специалисты утверждают, что мальчики сталкиваются с биологическим созреванием, которое сопряжено с появлением совершенно новых интересов, разочарованием, которое касаются прежних увлечений.

Происходит расставание с детством, осознание, что будет происходить дальше, полностью отсутствует, вследствие чего будет наблюдаться ощущение психологического дискомфорта.

Можно упомянуть про активный рост мальчиков со сменой гормонального фона, ростом скелета, ломкой голоса.

Юноши в этот период отличаются предельной степенью нетерпимости, отсутствием лояльности, отсутствием стремления помогать ближним. Им необходимо уделить больше внимания своей внешности, завоевать авторитет в среде сверстников. Не хочется оказаться объектом насмешек.

Гормональная перестройка приводит к появлению прыщей, увеличению лишнего веса. У мальчика отмечается эрекций, появление поллюций, которые не поддаются никакому контролю, что первое время пугает.

Можно отметить и наличие других изменений, которые связаны с изменениями во взглядах на жизнь, поисков ответов на вопросы, о которых подросток даже не задумывался. Важно понимать, что зачастую он слишком преувеличивает свои способности.

Специфика данного возраста касается появления противоречий между эмоциональной составляющей и здравым смыслом. Можно отметить отсутствие полноценного развития префронтальной зоны, вследствие появления главных проблем, касающихся поведения. Не всегда подростки понимают, как провести грамотный анализ ситуации. Это связано именно с незрелостью нервных процессов.

Хроника взросления: девочка, девушка, женщина

На вопросы: «Со скольких лет начинается переходный возраст у девочек и когда заканчивается?» нет однозначного ответа. Каждый ребенок уникален как в физическом, так и ментальном плане. У одних опасная жизненная пора идет гладко и незаметно, у других сопровождается эмоционально окрашенными симптомами.

В физиологии многое зависит от наследственности, национальных особенностей, социально-бытовых условий. Поэтому мамам нужно постараться вспомнить собственный переходный опыт. Нелишним будет поговорить со старшими родственницами, чтобы попытаться провести возможные параллели.

Приводимые возрастные значения имеют усредненный характер, но, тем не менее, служат признанным ориентиром. Специалисты выделяют у девочек несколько переходных стадий: 1 год, 7, 12, 14 и 16 лет. Суть их в том, что старая физиологическая форма и система жизненных ценностей изживает себя. Ребенок меняется не только внешне. Кардинальные изменения происходят в его внутреннем пространстве, мотивации поведения, отношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее опасны трансформации, напрямую вызванные половым созреванием. У большинства девочек оно длится с 11 до 16 лет. Рассмотрим подробнее, какие процессы протекают в растущем организме.

Особенности психологии девочек в подростковом возрасте

Можно упомянуть про интенсивный рост организма с гормональной перестройкой. Тело девушек становится более округлым, можно заметить прибавку в весе, вследствие женственных очертаний.

Организму приходится оперативно адаптироваться к тем изменениям, которые происходят. Может наблюдаться физическое и моральное истощение. Девочки страдают от повышенной усталости, апатии и сонливости. Стоит упомянуть про обострение недугов, связанных с хроническими заболеваниями, появлением совершенно новых болезней.

Ухудшение кожи связано с ростом гормонов, что оказывает негативное действие на эмоциональную составляющую ребенка. Можно отметить и появление первых менструаций, которые включают в себя не только выделения, но и набухание в груди, повышенную плаксивость, раздражительность, увеличение аппетита.

Все процессы, которые проистекают в организмы, будут в любом случае отражаться и в детской нервной системе. Девочки будут страдать от лишнего веса (см. Лишний вес), проблем с кожей, появления запаха пота, что неизменно отразится на их самооценке, последующих комплексах.

Можно отметить и частую подверженность грусти и унынию. Подростки считают, что у них все плохо, а родители и значимые взрослые не понимают их потребностей. Можно отметить и существенное ухудшение памяти, снижение концентрации внимания с нарушение способности грамотно излагать свои мысли.

Психологи говорят, что девочки в этом возрасте могут напомнить трехлеток. Они часто говорят фразы, которые призваны оттолкнуть от них окружающих и близких людей.

Общие советы

Совершенствуй себя

Если бы нужно было выделить один единственный совет из этого списка, то я без сомнений оставил бы этот.

Мой сайт посвящен теме саморазвития. Поэтому, если ты не знаешь, с чего начать самосовершенствование, переходи по ссылке и читай. Жми сюда!

Читать также:

С чего начать саморазвитие | План, упражнения, книги и многое другое

Ставь цели

В нескольких словах, поставить цель – значит определить причину, для чего ты живешь.

Подумай, каким ты хочешь видеть себя, когда станешь взрослым. Во что будешь одет, где будешь жить, а главное, чем заниматься. Скорее всего, это и будет твоей целью.

Не медли и прямо сейчас запиши свою цель на бумагу.

Читать дальше:

Как подростку начать управлять жизнью | 3 метода

Мысли масштабно

Не бойся мечтать о великом. Именно так достигают великих целей.

Попробуй сейчас. Возьми блокнот и запиши то, чего хочешь достичь, приобрести или испытать. Это может быть что угодно: оранжевый Ferrari, собственная авиакомпания, езда на верблюде. Главное не ограничивать себя и не бояться мыслить еще масштабней.

Читать также:

Тест на нестандартное мышление онлайн

Читай книги

За 1,5 года я прочитал более 30 книг. Одна из любимых – это «Магия утра» от Хэла Элрода.

Важное примечание! Книги, которые я прочитал – это не просто классические романы, а книги по саморазвитию. Только они способны расширить твой кругозор, перевернуть ход мыслей и преподнести блестящую идею.

Читать также:

ТОП-28: Список книг для саморазвития | Лучшее за последние время

Планируй свой день

Если сможешь четко и правильно распределить свое время, то удивишься, насколько быстрей станешь справляться с обязанностями. Благодаря планированию, у тебя станет больше свободного времени. Можешь лишний час поиграть в компьютер, ну или потратить его на изучение английского. У каждого свой выбор

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: