ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЛЬ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В МЫШЛЕНИИ (продолжение)

Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определёнными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями. Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки. Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Значение слова термина ассоциация – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов. Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению. Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Вопросы:

1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.

2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.

3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?

4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?


Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства. В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.

Информационно-поисковые тезаурусы

Основные принципы разработки, создания и использования традиционных информационно-поисковых тезаурусов. Примеры тезаурусов

Начало разработки информационно-поисковых тезаурусов для различных предметных областей относится к середине 60-х годов. В то время большинство информационных систем не являлись полнотекстовыми, а хранили достаточно ограниченный набор информации о документе: библиографические данные, реферат. Добавление списка ключевых слов, характеризующих основное содержание документа, существенно расширяло возможности поиска документов. С начала 70-х годов создаются национальные и международные стандарты разработки информационно-поисковых тезаурусов.

Значимость разработки и использования информационно-поисковых тезаурусов значительно снизилась с появлением полнотекстовых информационно-поисковых систем, а также возможностей поиска по всем словам текста с помощью методов ранжированного информационного поиска, поскольку такие системы обеспечивают возможность поиска информации неподготовленному пользователю в любых предметных областях, без предварительных затрат на разработку тезаурусов.

Потенциально использование тезаурусов в качестве средств для описания основного содержания текста позволяет преодолевать многие проблемы пословного поиска, упомянутые в лекции 3, а также проблему, связанную с избытком приписанных тексту слов, которых оказывается так много, что возникает отдельная задача по определению их значимости для данного текста.

Однако многочисленные исследования по определению эффективности различных методов представления документов при информационном поиске показали, что эффективность пословного индексирования сравнима с эффективностью поиска, использующего ручное индексирование по тезаурусу.

Действительно, применение хорошо разработанного тезауруса при ручном индексировании должно снимать проблемы синонимии, близких понятий, многозначности. Однако при этом могут возникнуть существенные различия между понятиями, используемыми в тезаурусе, и информационной потребностью пользователя, когда пользователю трудно сформулировать описание нужных ему текстов посредством понятий тезауруса или тезаурус действительно не содержит адекватных понятий. В этих случаях пословное индексирование имеет преимущество из-за больших выразительных возможностей.

Кроме того, при ручном индексировании серьезную проблему составляет фактор субъективности, когда приписывание тексту терминов тезауруса зависит от умения и опыта индексаторов, от количества текстов, которые необходимо проиндексировать, и т.п.

Тем не менее и в настоящее время существуют информационные службы, имеющие и разрабатывающие информационно-поисковые тезаурусы, а также имеющие штат профессиональных индексаторов, индексирующих документы на основе тезаурусов. Примерами таких организаций являются Исследовательская служба Конгресса США, индексирующая по тезаурусу LIV (Legislative Indexing Vocabulary); Организация по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН (FAO — Food and Agriculture Organization), разрабатывающая тезаурус AGROVOC; службы Европейского сообщества, использующие для индексирования Европейского законодательства тезаурус EUROVOC и др. Происходит и процесс обновления стандартов разработки тезаурусов.

За прошедшие годы были разработаны и использовались информационными и терминологическими службами сотни тезаурусов, каждый из которых содержит ценную информацию о своей предметной области. Поэтому многие разработчики автоматических информационных систем исследовали вопросы о применении существующих информационно-поисковых тезаурусов при обработке документов в автоматическом режиме. Однако подавляющее большинство экспериментов окончились неудачей: применение информационно-поисковых тезаурусов в процессе автоматического индексирования увеличивало полноту поиска, но резко снижало его точность.

Более того, международный стандарт по разработке одноязычных тезаурусов (ISO 2788) четко указывает, что стандарт должен применяться в организациях, имеющих людей-индексаторов, которые анализируют содержание документов и описывают основные темы документов с помощью терминов тезауруса. «Применение стандарта не предполагает его применение в тех организациях, которые используют полностью автоматические методы индексирования».

Возникает вопрос: почему существующая парадигма разработки информационно-поисковых тезаурусов не дает возможности использовать созданные ресурсы в автоматических режимах индексирования текста? Можно ли и как именно создавать тезаурусы для автоматического индексирования? Для этого необходимо разобраться, какие особенности существующей парадигмы разработки информационно-поисковых тезаурусов не позволяют их использовать в автоматических режимах.

В дальнейшем тексте информационно-поисковые тезаурусы, создаваемые в соответствии с существующими международными и национальными стандартами, будем называть традиционными информационно-поисковыми тезаурусами.

Назначение информационно-поисковых тезаурусов

В различных стандартах и пособиях приводятся разные определения информационно-поисковых тезаурусов. Объемлющее определение информационно-поискового тезауруса можно сформулировать следующим образом:

Информационно-поисковый тезаурус (ИПТ) — это контролируемый словарь терминов на естественном языке, явно указывающий отношения между терминами и предназначенный для информационного поиска.

Основными целями разработки традиционных ИПТ являются следующие:

  • обеспечение перевода естественного языка документов и пользователей на контролируемый словарь, применяемый для индексирования и поиска;
  • обеспечение последовательного использования единиц индексирования;
  • описание отношений между терминами;
  • использование как поискового средства при поиске документов.

Ассоциации в качестве профессионального инструмента

Силой ассоциативных связей пользуются умельцы многих профессий. Маркетологи находят дорожку к коллективному бессознательному с помощью тестов, предлагающих выявить аналогии между словами, звуками, цветами. Так появляется скрытая реклама, находят нужные слова политики или персонажи из рекламных роликов, придумываются слоганы, составляются логотипы и проходит все, что должно принуждать человека к определенному действию.

ассоциативная память

По пути маркетологов идут писатели, используя ассоциативные связи по многим направлением. Для сцепления одного эпизода с другим, для отражения интимных переживаний через характеристики объективных явлений или прорисовку характера на примере восприятия. Именно ассоциации делают мышление глубже, быстрее, искрометнее. Они представляют собой ловкий монтаж мыслей, при котором из цепочки вырезается все лишнее, поясняющее, а остается самый сок, концентрат идей.

Виды ассоциаций

подавленные желания

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Применение ассоцианизма в психологии

Внезапно появляющиеся нейронные соединения в мозговой коре используются врачами при выявлении психических отклонений с начала XX века.

Первым психоаналитиком, который обратил внимание на связь с бессознательными процессами и возникающими образами, стал Фрейд.

Его доктрина утверждает, что этот очень глубокий уровень психики хранит скрытые желания и инстинкты, которые не соответствуют общественным моральным нормам. Фрейд утверждал, что подавление желаний становится причиной появления фобий, психических и физических недугов.

В современной психологической диагностике ассоциации используются для определения душевного состояния личности.

Представители ассоцианизма, в отличие от фрейдистов работают не со свободными образами, а с организованными явлениями, которые контролируются врачом.

Возможности применения ассоцианизма в диагностике делятся на 3 группы:

  1. Вербальные связи и образы. Примером служит тест о парных ассоциациях, в котором человеку нужно объединить в пары слова по смыслу (связка понятие-смысл), по фонетической схожести (начинаются на одинаковую букву). Вербальные тесты предлагают пациенту набор слов или выражений, на которые ему нужно сказать первое, пришедшее на ум, слово.
  2. Зрительные ассоциации. Человек изучает предложенные изображения, в большинстве случаев, абстрактные, затем сообщает, что ему напоминает выбранная картинка. Пример — тест Роршаха (Чернильные пятна).
  3. Творческие импульсы. Для выявления неосознанных образов, испытуемого просят нарисовать что угодно или написать рассказ на конкретную тему. Творчество высвобождает мышление и позволяет подсознанию подключиться к работе. Поэтому ассоциации возникают быстрее, процесс изучения уже сформированных становится проще.

Ассоцианизм рассматривает образы как основной ресурс информации о личности и обязательным условием развития интеллекта и творческого мышления человека.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: