Что такое ментальность?
Это форма мышления и образ восприятия мира, характерный как для индивида, так и конкретной социальной группы людей. Ментальный человек – это характеристика личности, которая включает сознательное и бессознательное. Понятие определяется составом ума, уровнем интеллекта либо набором психологических и социальных установок, вариантами анализа и восприятия информации, полученной в ходе мышления и процессе ощущений. Теперь дадим определение следующему термину.
Особенности восприятия
Восприятие может быть определено представлением о партнере, сложившимся в ходе общения. Психологические исследования показывают, что основой восприятия незнакомых ранее лиц и лиц, с которыми уже есть некоторый опыт общения, являются различные психологические механизмы. В одном случае восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, в другом — с помощью механизмов межличностного общения.
Психологические механизмы восприятия в рамках межгруппового общения включают социальную стереотипизацию, суть которой состоит в выстраивании образа другого человека на основе тех или иных типовых схем.
Определение 2
Социальный стереотип представляет собой устойчивое представление об определенных явлениях или лицах. Он характерен для представителей соответствующей социальной группы.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Ошибки восприятия в психологии 400 руб.
- Реферат Ошибки восприятия в психологии 220 руб.
- Контрольная работа Ошибки восприятия в психологии 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Различные социальные группы при взаимодействии между собой вырабатывают социальные стереотипы, которые могут быть, например, этническими (национальными).
Ментальные модели
Сначала разберемся в системном мышлении. Это взгляд на проблему, при решении которой учитываются оказывающие влияние обстоятельства: круг общения, цели далекие и близкие, прошлое и будущее. В линейном мышлении рассматривается только одна причинная линия. Здесь же наблюдается навык смотреть на ситуацию масштабнее, шире и дальше. То есть, если задача не решается «в лоб», найти выход можно при помощи грамотной подготовки, может понадобиться «зайти со всех сторон».
Теперь понимая, что такое системное мышление, его можно использовать для анализа основных стимулов, которые будут направлять наш мыслительный образ и методику к решению задач. Качество результата будет определяться процессом, используемым для их принятия. Попробуем исследовать наше мышление на предмет имеющихся в нем предрассудков и заблуждений.
Мы будем использовать системное мышление:
- Непосредственно для решения проблем. И первоочередно для одоления мыслительного процесса, который порождает их.
- Для обнаружения и преодоление ярлыков шаблонного мышления.
- Чтобы показать, насколько наше мышление неотделимо от появляющихся проблем. Которые непросто возникают ниоткуда. Они являются порождением событий и того, что мы о них думаем. Мы – это главное звено своих неудач. Оставаясь на том же уровне мышления, который их порождает, мы их не решим.
- Понять и лучше разобраться в убеждениях и способах действия можно, используя системное мышление, применяя его принципы к непосредственному процессу мышления, так как наши убеждения также складываются в систему.
Любую работу направляют глубоко засевшие в подсознании идеи, стратегии, иными словами, ментальные модели. «Ментальные» – потому что кроются в нашем уме, направляя действия. А «модели» – так как мы выстраиваем и создаем их на основе полученного опыта. Их можно обозвать общими идеями, формирующими наши мысли и действия, и представления об ожидаемых итогах.
Метод развития чистоты восприятия
Наш ум — это сложный инструмент, который практически ни на минуту не прекращает свою работу. Постоянный поток мыслей: различные образы, воспоминания о прошедших событиях, прогнозирование будущего, описание встречающихся нам в жизни предметов и ситуаций. Если остановиться и проанализировать большую часть своих мыслей, возникающих в течении дня, мы легко поймём, что нужные и по-настоящему ценные из них — это лишь десятая часть. Мышление современного человека автоматично и работая в подобном режиме, редко может создать что-то действительно интересное.
Что произойдёт например с ножом, если использовать его непрерывно, никогда не затачивая? Он станет тупым и результат его использования будем весьма посредственным. Чтобы заострить наш ум и развить творческие способности нужно в первую очередь позволить мышлению отдохнуть. Но даже когда мы понимаем необходимость ослабить или остановить бурное течение мыслей, то осознаем что это сложнейшая задача.
Одним из способов решить эту задачу может служить способность глубоко погружаться в настоящий момент и внимательно наблюдать за тем, что происходит снаружи и внутри нас. Наше внимание работает таким образом, что в большинстве случаев оно стремится к концентрации на каком-либо объекте внешнем или внутреннем (например наших мыслях или эмоциях). Что происходит когда внимание направлено на какой-либо предмет? Все окружающее теряет свою резкость и становиться размытым, в такие моменты мы почти не осознаем себя.
Для развития возможностей нашего ума крайне необходимо тренировать своё внимание. Особенно важна способность к расширенному восприятию и распределению внимания между несколькими объектами. Всю нашу жизнь: в школе, в институте и на работе развивалось в основном умение к концентрации, навык же расширенного внимания остался в зачаточном состоянии.
Наилучшим методом развития такого типа внимания является наблюдение за ощущениями своего тела. Как часто мы осознаем в каком положении мы сидим или стоим, какой походкой мы ходим, какие движения делаем?
Ощущения нашего тела существуют постоянно в текущем моменте, поэтому, наблюдая за ними, мы можем привязать себя к нахождению в «Сейчас». Это позволит нам воспринимать мир более полно и незамутненно, все реже мы будем пропадать в различных нескончаемых мыслях и воспоминаниях.
Начинать нужно с осознания позы, которую принимает ваше тело в различных ситуациях. Наиболее быстрые результаты появятся у тех, кто создаст сильное намерение постоянно наблюдать за своим телом. На первых порах лучше начинать в спокойной обстановке, сидя на стуле или лёжа на диване в тишине. Начните со сканирования своего тела от макушки до кончиков пальцев ног (как правило это действие сопровождается ощущениями тепла или покалывания в наблюдаемых областях). Осознайте положение частей тела, почувствуйте давление ступней на пол (здесь и далее описывается работа в положении сидя на стуле). Почувствуйте руки лежащие на ногах, обратите внимание на ладони (ступни и ладони вызывают наиболее сильные ощущения от перемещения на них фокуса своего внимания). Пробуйте держать во внимании все больше областей тела, начиная с ощущения ступней и ладоней. Понемногу добавляйте всю область ног, затем руки, весь корпус и голову (особенно лицо). При выполнении, вы обязательно заметите многочисленные зажимы и напряжения в своём теле. Как правило, они уходят после непродолжительной фокусировки на них внимания. Одной из важнейших областей для наблюдения является лицо. Удерживая внимания на расслаблении лицевых мышц можно избавиться от многочисленных психологических проблем, подавленных эмоций и просто улучшить настроение.
Главным в этой практике является условие: не описывать мысленно то, что вы наблюдаете. Весь процесс должен сопровождаться остановкой внутреннего монолога, для этого направьте большую часть своего внимания на различные ощущения: чувство комфорта или дискомфорта от занимаемой позы, тепло или холод в различных частях тела, давление, покалывание и т.д.
В дальнейшем, по мере развития силы внимания, вы сможете наблюдать за ощущениями тела практически весь день: сидя в машине или в общественном транспорте, на работе, гуляя на улице (в этих случаях обязательно направляйте большую часть внимания на свою текущую деятельность и только 15–20% оставляйте для наблюдения за телом). После нескольких недель непрерывных занятий вы сможете перейти к удержанию внимания на всем теле (при этом часто будет возникать иллюзия «пустого» тела).
В результате этих упражнений уже через несколько дней вы заметите значительное улучшение настроения и самочувствия, начнут появляться интересные идеи, видение мира станет более чётким и ярким, повысится уверенность в себе и своих силах. Если вы сможете проделывать описанные выше методики по меньшей мере несколько месяцев, ваше мышление перейдёт на совершенно новый качественный уровень. А постоянное спокойствие и чёткость восприятия станут вашими неизменными спутниками.
Рассмотрим одну из них
Приведем пример ментальной модели. Итак:
- Все подобные гипотезы упрощают действительность.
- Нам неизвестно точное число избирателей, но знаем, что оно огромное.
- Неведомо, какие характеристики кандидата послужат положительными аспектами для голосования в его пользу для одних, и отрицательными для других.
- Но будем основываться на том, что персоны малопопулярных кандидатов не выдвинуться на голосование.
Суть познавательной функции человека и заключается в создании ментальных моделей мира. Это значит, когда индивид что-то познает, он автоматически строит модель изучаемого объекта. К примеру:
- Исследуя территорию, составляет карту местности, то есть формирует географическую модель.
- Изучая законы физики, строит математические модели этих законов и так далее.
При формировании моделей человек собирает всю возможную информацию, основываясь на своих органах чувств, а потом старается представить ее в понятной сжатой форме. Модели помогают в принятии решения, к примеру, географическая карта создается для того, чтобы проложить нужный маршрут, экономические законы позволяют управлять производственным процессом или продажей продукции.
Ментальные модели дают общую картину мира. А мы, в свою очередь, должны улучшать ее качество. Самосовершенствоваться, а именно читать книги, изучать новые дисциплины, перенимать опыт успешных людей.
Путь к успеху
Осознанность — улавливается прямая связь с сознанием человека: сознательное отношение к происходящему, адекватное поведение, разумность.
Давайте углубим свои познания и посмотрим, что говорит Википедия:
Осознанность – понятие современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности.
Что из этого определения мы можем извлечь? То, что осознанное восприятие – это, прежде всего, восприятие событий здесь и сейчас. Посмотрим, что такое «интроспекция»?
Интроспекция (лат. introspecto, смотрю внутрь) — метод, позволяющий иметь представление о своей сущности: структуре, организации и т.д.
То есть, чтобы научиться осознанно, относиться к себе и своей жизни, нужно понять, кто мы есть, из чего состоим, каков наш мир. Когда начинаешь обо всем этом задумываться, то понимаешь, что человек не только физическое тело, а индивидуум, который имеет собственные мысли, чувства и эмоции.
Из этого следует, что осознанность – это, прежде всего, понимание себя, сознательное, осмысленное отношение к себе и к своей жизни в настоящий момент времени.
Они есть у каждого человека
Только индивид может их не осознавать. Мы воспринимаем все окружающее через них, живем в них. То есть это видно по тому, как мы говорим о собственных убеждениях, которых придерживаемся, отбрасываем или защищаем, принимаем, что они есть у нас. Утратив веру во что-то, как правило, навсегда, необходимо заполнить образовавшуюся пустоту внутри. И тут наши ментальные модели способны меняться и развиваться с новым опытом, а попадая в неизвестную социальную сферу, к примеру, вынуждены совершенствоваться. Это немного усложняет процесс мышления. Поэтому значение ментальная модель имеет огромное. Важно серьезно относиться к процессам, которые отвечают за их формирование.
LiveInternetLiveInternet
Что касается способов восприятия мира, то их можно различать как по взаимодействию с телами: физическим, эфирным, астральным, ментальным, каузальным, будхическим и атмическим, так и объединенными в «тройственный союз» — телесным (взаимодействия восприятия физического, эфирного и астрального тел), душевным (взаимодействие астрального, ментального и каузального тел) и духовным (взаимодействие каузального, будхического и атмического тел). Но, есть один универсальный способ, объединяющий в себе оба указанных выше подхода — целостный. Именно о нем идет речь о сказанном Иисусом Христом «…Блажен же тот, кто увидел себя четвёртым в Небесах!» (Апокриф Иакова, библиотека Наг-Хаммади)».
Итак, начнем с того, что человек — это существо, а существо — это совокупность сущностей. Сущности — это наши Я, которые и являют собой семь тел. Взаимодействие их и дает возможность человеку воспринимать мир и происходящие в нем события с разных позиций восприятия: физического, эфирного, астрального, менатального, каузального, будхического и атмического. Каждое по отдельности тело (или соответствующее ему Я) способно взаимодействовать в разных ситуациях с другим или другими Я. Более подробно мы эти способы рассмотрим чуть ниже.
Наиболее важным способом восприятия является ЦЕЛОСТНОЕ восприятие, объединяющее в себе все семь уровней восприятия одномоментно. Можно рассматривать этот универсальный способ восприятия как сочетание семь уровней, а можно как трех — тела, души и духа. Для того, что бы понять, что собой являют способы восприятие тела, души и духа, рассмотрим взаимодействие всех наших тел в определенной последовательности…
Начнем с того, что всю люди делятся на четыре категории. Даже в Ведах упоминание об этом есть. Так рассмотрим эти категории поочередно каждую, дабы у вас сложилось осознанное понимание происходящих событий. Первый тип восприятия — материальный. Такой человек все воспринимает с позиции рациональности и материальности. Он знает, что существует эмоциональный мир, но для него эмоции — это проявления не душевности, а скорее ощущений в своем теле. Он так и реагирует на события, происходящие в его жизни, как если бы они были важны для него, как возможность реализации своих материальных и социальных желаний: т.е. материальный рост благосостояния, социальное положение и даже близкие отношения для него не занятие физической любовью, а скорее сексом. Такие себе звериные инстинкты выживания, которые использует физическое тело, эфирное тело и низший астрал для своего существования. Такой человек воспринимает событие, происходящее в его жизни исключительно, как плохо/хорошо и выгодно/невыгодно, т.е. пребывая в дуальности своих желаний. Дуальность и есть тот самый диавол, о котором пишут святые отцы православной церкви. Приставка диа- (ди-) от греч. δι- (di-) обозначает: отделение, разделение, «двойной» соревновательность. Дуальность — это кардинальная двойственность восприятия мира человеком и ведет к тому, что он воспринимает событие лишь с одной позиции восприятия не рассматривая возможности изменить свое видение. Это такая «закостенелость» сознания, при которой его тело (ум) не слышит того, что ему подсказывает душа. Представим себе тело в качестве ребенка, не имеющего опыта в жизни. Душа же у нас будет мамой, а дух — отцом. Если в семье (а потому и семья названа, что человек — это семь Я) нет согласия во взглядах и в воспитании не будет успеха, т.к. матрицу воспитания закладывает отнюдь не понимание техники воспитания, а гармоничное взаимодействие мамы и отца между собой. Именно это взаимодействие и передается ребенку (телу) от души и духа. Когда же оно их не слышит, возникают разного рода сложности в отношении понимания происходящего и, как следствие этому, допускаются ошибки в действиях, эмоциях и мыслях. Именно это и формирует карму человека, т.к. совершенное действие меняет его эмоциональное восприятие и образ мыслей. Но, прежде всего, дух посылает телу через его душу мысли, которые и порождают эмоции, а эмоции порождают действия. И если нет гармонии между духом, душой и телом, действия становятся ошибочными (о чем собственно уже писалось выше). Так событие, проявленное в материальном восприятии подвергается оценке и формирует отношение человека к нему с позиции плохо/хорошо. Именно это и стало разделением человека, как Единого, как целостной системы восприятия миров видимых и не видимых. Это и стало его отпадением от Бога! Второй тип восприятия — душевный. Принято считать, что душевный человек — это человек, способный все воспринимать с позиции душевности. Но, чаще всего, при этом забывается, что душевность и эмоциональность являют собой лишь разные определения одного восприятия. Хорошо, если душевность человека гармонична и он способен не торопиться с выводами, а «взять отсрочку» и проанализировать событие в своей жизни чуть погодя. Тогда он поймет, что это событие не такое уж и негативное, каким могло показаться ему при первичном восприятии. Вообще, дуальность восприятия мира присутствует во всех трех. Ведь принято считать, что человек религиозный — значит человек духовный. Но, то не всегда так. И в религии существует тройственность восприятия, делимая на того, кто каноничен (законопослушен церкви) и не позволит себе и близким пресечь границу закона; того кто готов выйти за рамки канонов и познавать мир осторожно и пытливо, но все же с оглядкой; и того кто готов идти в мир с широко раскрытыми глазами, веря в то, что Бог на его стороне и если он допустит ошибку, то Всевышний его простит за веру и готовность следовать Его воле. Третий тип восприятия — духовный. Душевность человеку, как посчитает человек материальный — вредит. Душевный же человек посчитает, что материальность восприятия мира ему навредит. А как отреагирует духовно восприимчивый человек? А вот духовный человек согласится с тем, что и эмоциональное (душевное) и материальное (физическое) благосостояние имеют место быть, но при этом для него будет важнее всего его Путь познания существующего порядка вещей и он не будет проявлять внимания как к материальности, так и к эмоциональности. Так, скорее в силу необходимости, нежели в силу своих устремлений. Что такое вообще духовное восприятие? Мы так часто путаем понятия душевности и духовности, что вообще не знаем ни о первом ни о втором ни-че-го. Так вот, духовность восприятия заключается в рациональности мышления человека, а не в том, что он духовен и познает мир с позиции своего духа. Его дух — это его, человеческий, дух. А дух Вышний или Святой — это Бог. И именно в воссоединении с ним человек обожествляется весь — и тело и душа и дух становятся Единым. При всем этом, между этими тремя способами восприятия может выстраиваться взаимодействие. К примеру, материальный способ восприятия может быть сочетаем с душевным, как и душевный с духовным и духовный с материальным. Но, наивысшим и самым значимым в мироздании способом восприятия является четвертый тип восприятия. Итак, немного о нем. ЦЕЛОСТНЫЙ ТИП ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — это когда тело осознает факт служения душе и духу, душа — духу и телу, а дух пребывает в служении душе и телу. Именно так они все вместе осуществляют служение Единому, ибо Его собой и являют и Он проявляется в каждом из них индивидуально и во всех едино. А вот теперь рассмотрим с иной точки понимания способы восприятия. Представим себе, что человек и все его СЕМЬ Я или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, будхическое и атмическое) — это шкала некоего приемо-передающего прибора или устройства, способного принимать и передавать частоты разного диапазона. Они как исходят из человека, так и входят в него. Человек, как шкала радиоприемника, чаще всего настроен на волну определенной частоты, на которой и принимает постоянно сигнал и передает его (изредка перенастраиваясь на другую частоту волны). Такой человек, как приемник определенных частот, не в состоянии сонастроиться одномоментно на две и более частоты. А как же быть с тем, что каждая частота должна быть индивидуальна сама по себе в нем и все должны гармонично звучать в унисон, как симфония, в которой сочетаются различные звуки. Но, человек не просто приемник-излучатель. Он трансформатор разноволновых частот, которые способен преобразовывать в силу восприятия одного события не просто с разных сторон, а и осознавая его значение в разности восприятия. К примеру, любое событие можно разложить на степени восприятия. Пусть это будет действие, произведенное по отношению к вам любым человеком. Что в первую очередь воспринимает человек в происходящем событии? Физическое восприятие — плохо/хорошо, как оценка действий другого человека по отношению к вам. Эфирное восприятие — в силу происходящего события, вы получаете в своем теле едва уловимые ощущения, которые наука называет био-химическим процессом. В действительности, это так реагирует (воспринимает) событие эфирное тело или энергетическое Я человека. Астральное восприятие — это ваши эмоции при оценке события или действию, произведенному в отношении вас (плохо/хорошо), переживаемые вами как одномоментно, так и на протяжении всей последующей жизни. Ментальное восприятие — формирование мыслеобраза, который останется с вами на всю последующую жизнь и в зависимости от того, какое вы дадите ему определение — таким он и будет «прописан» в каждой вашей клетке и в памяти тела. Каузальное восприятие — уже само по себе сложно будет описать, т.к. на самом деле именно с него все и начинается. В действительности, событие, которое сформировалось в вашей жизни и в котором вы прямо или косвенно приняли участие — не что иное, как карма или родовая программа (задача), необходимая к разрешению вами не только для себя и изменения своей судьбы, но и для всего вашего рода, для семи поколений по двум линиям — материнской и отцовской. В формировании этой задачи принимало участие не больше и не меньше нежели 128 душ предков, приходивших прежде вас в обоих родах. И их жизни также состояли из опыта (положительного или отрицательного), накопленного 128 душами, предшествовавшими им.
Так вот, все начинается (как ни странно)) именно с каузального (кармического) плана, на котором ваше каузальное Я и «считывает» поставленную перед ним задачу. Эту задачу оно должно разрешить, а следовательно, должны быть сформированы события, которые повлияют на участие в разрешении задачи не только вас, но и других «персонажей пьесы». Ваше каузальное Я — режиссер, а ваше физическое Я — актер этого театра. И если они не способны договориться между собой и стать одним целым, то разность восприятия всех ваших Я, участвующих в этом кармическом процессе будет обеспечена. Когда физическое Я не воспринимает каузальное Я, как режиссера этой постановки, оно, физическое Я (к примеру: Иван Иванов) проявляет свое ЭГО и отказывается от взаимодействия. Но, только лишь через взаимодействие с физическим Я, каузальное Я может передать правильную информацию ментальному Я, астральному Я и эфирному Я. Не понимая значения происходящего, каждое из них воспринимает событие/действие исключительно на своем уровне и не принимает во внимание опыт и восприятие других Я. В общем, они пребывают в активном споре между собой и стремятся во что бы то ни стало воспользоваться возможностью руководить существующим процессом. Образ, через который выстраивает свое восприятие ментальное Я в силу неприятия физическим Я первичности каузального плана (это сродни тому, как отказывается подчиняться не получивший должного воспитания сын своему отцу) искажается. Учитывая тот факт, что ментальный план — это план мыслей, ваше Я считывает информацию как мыслеобраз, из которого и делает вывод как ему поступить. У него есть возможность выйти на взаимосвязь с каузальным Я, но в силу того, что физическое Я не воспринимает каузальный план, оно также может быть не способно и к восприятию ментального плана. «Мало ли какие картинки я там вижу у себя в голове и какие мысли мне приходят. Важен мой физический опыт жизни.» — подумает человек мысленно и «задвинет» на задний план и возможность понимать и каузальное и ментальное Я.
В доминанте остается лишь физическое тело и вот тут-то может проявиться доминанта как ментального, так и астрального и эфирного Я. Каждое из них постарается воспринимать событие так, как ему одному известно. И искаженный ментальный образ программы «опустится» на уровень ниже, в эмоциональную сферу человека, в его астральное Я. Астральное Я, будучи совокупностью эмоций, стремится проявить себя как те эмоции, которые наиболее ярко проявлены в вас. В следствие этого, проявляется как факт страх, возникающий из-за эго и это влечет к возникновению гордыни. Если ваше эмоциональное восприятие настолько сильно, что может заглушить все остальные, то искаженный образ программы, полученный им искажает и эмоциональную действительность. В ОБЩЕМ, ЭТО КАК ИГРА В «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН», КОГДА ПОСЛЕДНЕМУ ПЕРЕДАЕТСЯ НАСТОЛЬКО ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО ПЕРВЫЙ И УЗНАТЬ ЕЕ НЕ СМОЖЕТ! А далее еще сложнее, т.к. искажение мысленного и эмоционального образа влечет за собой изменения на эфирном плане. Эфирное Я, будучи телом энергий нашего физического тела, искаженный образ программы также воспринимает по своему и стремится откорректировать происходящие изменения. Но, мысли и эмоции — это более тонкие (но не всегда высокие)) энергии и потому они уже искаженные и меняют движение энергии в эфирном теле, в следствие чего возникают, заторы, блоки и трансформация движения энергии. Происходит сбой во всей энергосистеме человека что естественно, отражается на его физическом состоянии и био-химических процессах, протекающих в теле. Так возникают заболевания различного рода, не всегда заметные и чаще всего внутренне проявленные, т.к. искаженный образ «опущенной» с кармического плана задачи внес свои изменения во взаимодействие всех перечисленных выше четырех тел и, к сожалению, вернулся новой задачей на кармический план.
prostor.at.ua
Направляют все наши действия
Ментальные модели являются стабильным якорем, на который можно рассчитывать. Нам необходима обратная сила, которая бы их подтверждала и подпитывала. И порой ее хочется найти так сильно, что люди рады и несчастью, дабы утвердиться, что были правы в своем предупреждении.
Таким образом, ментальные модели наполняют смыслом события, посредством которых мы разъясняем наш опыт. Глубоко обосновавшиеся в подсознании модели в каком-то смысле организуют мировоззрение. Мы пользуемся ими для проведения различий и выбора, чтобы определиться, что для нас важно, а что не имеет значения. Можем принимать представления за реальность.
Как это происходит? Наши глаза видят мир и фиксируют картинки не так объективно, как фотоаппарат. Они работают в тандеме с мозгом, который истолковывает видимый мир при помощи иного метода. Поэтому то, что мы лицезреем, является частичной реальностью и порождением нашего способа видеть. То же наблюдается и на примере ментальных моделей, они идентичным образом формируют то, что мы видим, слышим и ощущаем. Они присущи всем и не являются неизменными.
Таким образом, ментальные модели – это идеи, основанные на полученном в прошлом, опыте, стратегии, приемы восприятия, существующие в сознании человека и направляющие его на совершение действий.
Глава I. Восприятие и его свойства
Познание — усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.
Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
§1. Понятие восприятия
восприятие мышление индивидуальный психологический
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету …
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.
При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».
6 стр., 2662 слов
Управление восприятием человека в мерчендайзинге
… органов чувств, активный процесс получения информации для проверки гипотез об окружающем мире и его познания. Вместе с ощущениями восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку … объектом и означает наличие фокуса, в котором собрана сознательная деятельность человека. В практике мерчендайзинга она (концентрация) характеризует интенсивность внимания относительно конкретных …
Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии).
Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.
Рассмотрим способы формирования
Они развиваются и сохраняются при помощи следующих базовых средств:
- Вычеркивание. Представляет собой фильтр информации на основании интересов, эмоционального состояния, озадаченности и чуткости.
- Конструирование. Умение видеть, чего нет, способность в обстоятельстве неопределенности обнаруживать похожие на правду истолкования, принимая их за действительность.
- Искажение. Преобразование прожитого в реальности с преуменьшением одних элементов и преувеличением иных.
- Обобщение. Формирование ментальных моделей, основанных на единичном опыте, который мы воспринимаем, как характерный феномен.
Вся поступающая в головной мозг информация сначала проходит фильтр. То есть, она сравнивается с устоявшимся мировоззрением и, если противоречит сложившимся стереотипам, отсеивается, и принимается в случае подтверждения. Далее, происходит искажение полученных данных. Мы привязываем их к уже собранным ранее фактам. Чтобы сложилась общая картинка, часть недостающей информации додумывается и запоминается, как достоверная. Потом вся информация обобщается и формируется новая ментальная модель. Она остается в нашем сознании навсегда, но может корректироваться.
Как это работает на практике?
Приведем пример формирования негативной ментальной модели. Допустим, Наталья Андреевна пообещала сделать презентацию к уроку. Но не выполнила обещание.
Этапы формирования новой модели:
- Просеивание: мы оцениваем событие и сравниваем с ожиданиями: «Так и знала, что на нее нельзя положиться».
- Искажение: истолковываем ситуацию в свою пользу: «Моей вины здесь нет, это Наталья Андреевна виновата».
- Фантазирование: придумываем, то, чего в действительности не было. К примеру: «Если бы я попросила ее подготовиться к открытому уроку, она бы также не выполнила поручение».
- Обобщение: единичный случай мы истолковываем как характерный: «На нее ни в чем нельзя положиться».
Виды ментальных моделей
Существует два вида моделей:
- Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
- Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.
Все ментальные модели создают сложную систему – наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.
О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:
- Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
- Винить в проблемах себя и других.
- Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
- Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
- Постоянное использование фраз: «не должен», «должен», «недопустимо» и прочие.
- Систематическое употребление обобщающих понятий: «все», «никто», «никогда» и другие.
- Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
- Отсутствие любопытности.
- Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.
А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют «поддерживающими». Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.
Ментальные связи – что это?
Учёные давно интересуются ментальной (телепатической) связью между людьми. По данной тематике проводились разные исследования. Согласно опытов, в которых использовалась ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), выявили наличие ментальных связей у людей.
С научной позиции это, правда, звучит несколько иначе, чем с точки зрения эзотериков. Так учёные говорят о синхронизации обоих полушарий головного мозга, если взаимодействующим людям нравится общение. Тогда активность мозга слушателя в точности копирует те области активности мозга, которые задействованы у рассказчика.
Как же образуются ментальные связи у людей? Рассмотрим с позиции эзотерики. Самой сильной телепатической связью считается та, что возникала у близких людей (обычно – у возлюбленных или у тех, кто состоит в сексуальных отношениях). Ещё бывают связи между близкими друзьями и между матерью и ребёнком.
Чтобы образовалась ментальная связь необходимо достаточно времени и чтобы люди проводили время друг с другом. Тогда, по мнению мистиков, происходит взаимопроникновение энергетических тонких тел друг в друга. В этом процессе задействуются особые соединяющие нити, проходящие по чарам – энергетическим центрам тела.
Что же случается, если люди расстались? Допустим, у них произошла сильная ссора, они разъехались в пространстве далеко друг от друга, но продолжают оставаться вместе ментально: думают один о другом, в голове прокручиваются воспоминания, на телефоне постоянно попадаются на глаза совместные фотографии и сообщения…
Что происходит тогда? В четырёхмерном измерении между ними создаётся незримая нить (канал), который оказывает влияние на жизнь обоих. А расстояние в данном случае не играет почти никакой роли. Правда, верной остаётся поговорка «время лечит» — действительно со временем происходит ослабление энергетических каналов, они становятся тонкими и в результате постепенно полностью разрушаются.
А если вы желаете сделать это ещё раньше – потребуется выйти из той ментальной плоскости, в которой чувствуется дискомфорт. Не всегда это происходит само по себе – порой требуются дополнительные усилия.
Поговорим о психологических отклонениях
Аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и другие заболевания говорят о ментальных нарушениях. И здесь очень важно не заметить предпосылки недуга, а признать, что они есть и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Необходимо наблюдать за развитием малыша с самого рождения. Должен насторожить беспричинный плач и чрезмерный гипертонус или гипотонус мышц, плохой сон и др. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.
Ментальные нарушения являются причиной плохой адаптации в социуме. Такие дети страдают низким уровнем интеллекта, пассивностью во всех сферах деятельности. Они имеют особенности, которые выражаются в плохом развитии моторных и речевых функций, снижении познавательного процесса и так далее. Степень их проявления будет варьироваться от легких до глубоких форм. Основные нарушения у детей с ментальными нарушениями:
- Коммуникативные. Нет полноценного взаимодействия с окружающими, в частности, родителями.
- Двигательные.
- Сенсорные. Неразвито восприятие.
Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Этому способствуют многие факторы: экология, наследственность, стрессы и др. А шизофрении отводится ведущая роль среди психических заболеваний.
Ментальное тело: как выглядит, его суть и предназначение
Ментальное тело еще называют интеллектуальным. Это своеобразный каркас мыслеформ, включая воспоминания, знания, набор информации о поведенческой модели. Этому телу отведено четвертое место. Ему предшествует троица тонких тел – физическое, эфирное и астральное. Кроме этого ментальному телу соответствует чакра Анахата. Его материя тоньше, чем у астрального и эфирного слоя. Это уровень, где находится наше понимание окружающего мира с последующим отображением через речь и мышление. Банки памяти хранят не только весь огромный багаж знаний, информации, который люди слышали, воспринимали, усвоили, но и полный ряд событий, воспоминаний.
Именно ментальное тело ответственно за представления человека об окружающей среде, умный мыслительный процесс, включая и уровень интуиции. Аура этих тел имеет более высокую частоту в сравнении с двумя предшествующими. Структура не такая плотная. Форма овальная. Люди с низким уровнем духовного и интеллектуального развития обладают небольшими ментальными телами.
Чем больше злобы, вспыльчивости, агрессивности, равнодушия к окружению и росту интеллекта, тем цвет тел более тусклый, однообразный, а структура может содержать белое вещество. Так влияют негативные эмоции. А уверенные, добрые, творческие, любознательные люди обладают яркими разноцветными ментальными телами, которые способны сиять, притягивать. Можно сказать, что окраска зависит от эмоционального наполнения.
Призвание такого типа тонких тел – творение образа человека, способного задаваться вопросами вечных истин, включая смысл, предназначение, необходимость любить и т.п. Так ментальному телу становиться важным нахождение контакта с духовным миром для впитывания энергии возвышенной информации. Так достигают состояния гармонии с энергией Вселенной. От нашей эволюции зависит уровень использования интеллекта в своем земном существовании. Невозможно конкретно разделить то, какую жизнь человек ведет в физическом и ментальном плане. Это так же, как из ничего нельзя сотворить что-то.
Факторы, влияющие на их образование
Итак, выделяют:
- Биологический. Это расовые внешние особенности человека – цвет кожи и волос, разрез глаз, рост и так далее. Также имеет значение генетический фон.
- Социальный фактор. Менталитет, уровень культуры социума.
- Индивидуальный. Не совпадает с ментальной моделью общества. Складывается исключительно на уровне одного человека.
Итак, мы разобрались с ментальными моделями человека, узнали, как они формируются и что собой представляют, какое значение имеют в жизни. Они являются неотъемлемой ее частью, помогают упростить ее. Есть еще одно понятие «ментальный возраст». Означает определяемый специальными тестами уровень интеллектуального развития индивида.
И напоследок, узнаем, как принимать решения при помощи моделей
Когда встает проблема, мы делаем выводы исходя из своего опыта и убеждений. А чтобы добиться цели, ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон, а для этого потребуется совокупность ментальных моделей. Итак, к советам:
- Упрощайте сложное.
- Искореняйте предубеждения.
- Смотрите на мир шире, сквозь призму разнообразных дисциплин.
Необходимо самосовершенствоваться, создавать множество ментальных моделей. И они должны быть из разных дисциплин, потому что невозможно весь мир сосредоточить в одной какой-то области.