Все о стереотипном мышлении: ТОП-7 советов по избавлению


Стереотипное мышление – это личностная склонность строить свои рассуждения в замкнутом пространстве рамок, довольно жёстких и ограниченных понятий. Люди со стереотипным мышлением в своих суждениях о мире и его устройстве руководствуются данными извне понятиями и категориями, они не проверяют их собственным эмпирическим опытом. Это не отдельная категория, т.к. стереотипность мышления в разной мере свойственна всем, ещё в первые годы жизни мы получаем огромный массив знаний об окружающем и руководствуемся им (в воде нужно плавать, а горячее может обжечь). Чем больше личность действует стереотипно, тем больше освобождается её психика от ежеминутного анализа, всё происходит по упрощённой схеме. Именно поэтому данная категория имеет как негативные стороны (отсутствие собственного мнения), так и позитивные (анализ простых задач происходит в свернутом поле подсознания, экономя психические ресурсы).

Любой стереотип представлен устоявшейся системой, складывающейся в миропонимание, и разрушение одного из них часто влечёт за собой разрушение устойчивости всей картинки мира. Когда человек живёт по накатанным рельсам, имеет негибкое представление об окружающем мире ему значительно проще, чем тому, кто не так подвержен стереотипности, но в момент падения хоть одного понимания внутренней концепции приводит к огромному личностному кризису. В целом стереотипная картина далека от объективности, поскольку обобщение в ней не даёт проявиться деталям, но она по-прежнему удобна для психики. Такое уютное неведение объясняет рвение, с которым люди отстаивают свои ограниченные суждения – это часто даже не глупость, связанная с интеллектуальным снижением, а возможность угрозы личностного существования, когда рушатся все ценностно-смысловые основы и даже восприятие себя.

Психология стереотипного мышления

Стереотипное шаблонное мышление представляет собой заранее запрограммированную часть человеческой жизни, не только с когнитивными установками, но и с эмоциональными реакциями. Оно даёт возможность предсказывать не только своё поведение, но и реакции других, причём до малейших точностей. Эта часть делает весь хаос окружающего мира хоть немного контролируемым и предсказуемым, пусть и не объективно.

Что такое стереотипное мышление становится понятно, если изучить, откуда оно берётся и что способствует его развитию и укреплению. Чем больше информации получает психика, тем больше времени и энергии тратится на обработку, поэтому много раз повторяющиеся действия автоматизируются, точно также происходит и с убеждениями – когда человек несколько раз попадёт на кричащего длинноволосого парня, то в голове отложится, что с мужчинами с длинными волосами общаться неприятно, т.к. они кричат. Все последующие встреченные могут не соответствовать данному конструкту, но психике легче упростить реальность до подобной дихотомии, чем каждый раз реально анализировать происходящее. Ресурсы, высвобождающиеся стереотипами, в итоге могут быть направлены на реализацию более важных моментов.

Подкрепляется стереотипность психологии ещё и тем, что любое отклоняющееся, т.е. не стереотипное мышление в отдалённом контакте может завораживать, привлекать внимание и вызывать желание взаимодействия, но в приближении и встреченное в обыденной жизни вызывает тревогу. Всё, что требует дополнительных усилий для понимания, всё, что выходит за рамки несёт потенциальную угрозу, а значит, внутри поселяется чувство страха и потребность как-то ситуацию обозначить. Склонность к стереотипизации настолько высока, что человек даже столкнувшись с неординарной ситуацией, потратит время на то, чтобы объяснить её стереотипами, а не принять и расширить свою внутреннюю картину.

Негативные проявления стереотипного мышления более существенны, чем вся сэкономленная им энергия, поскольку давление внутренних ограничений мешает личностному росту, открытию новых возможностей и реализации. Вместо того чтобы сконцентрироваться на собственных уникальных талантах и возможностях, их развитии, человек постоянно тратит много сил на то, чтобы соответствовать рамкам общества, подгоняя себя под те же стереотипные требования. Большая часть таких установок даже не является осознанной, а внедряется в психику в раннем детстве или общей культурой. В итоге мы получаем личность, не желающую работать на высокой должности, но тянущей эту лямку, потому что престижно или молодого человека, встречающегося с блондинкой, т.к. они считаются более лёгкими по характеру и при этом он игнорирует собственную физиологию.

В психопатологии крайняя степень развития стереотипности мышления является один из признаков уплощения и распада личности, свидетельствующем о наличии серьёзных психических нарушений (шизофренический спектр, аутизм и пр.), но вместе с тем, личность, критично выделяющаяся среди остальных, не адаптируется в социуме. Нельзя отнести этот вид мышления к однозначному полюсу, скорее речь пойдёт о возможности переключаться между творчеством и стереотипностью, возможностью включить критическое мышление, действовать по программе.

LiveInternetLiveInternet

Виктор Владимирович Кузнецов, кандидат исторических наук, проректор по социальной и воспитательной работе Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Наиболее распространенными стереотипами мышления являются полярное мышление, чрезмерное обобщение, избирательное восприятие, безосновательные выводы, категоризация и необоснованные ожидания.

Стереотипы мышления приводят нас к принятию не эффективных, а то и ошибочных решений именно потому, что искажают истинную информацию, на основе которой должны приниматься решения. Наиболее распространенными стереотипами мышления являются: полярное мышление; чрезмерное обобщение; избирательное восприятие; безосновательные выводы; категоризация; необоснованные ожидания.

1. При полярном мышлении люди склонны к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий на свою жизнь. Они видят весь мир в белых или черных тонах. Ни то ни другое в жизни не имеет места. Как говорил шекспировский Гамлет, «нет ничего ни хорошего, ни плохого: это размышление делает все таковым». Видеть все в черных тонах — удел пессимиста, в радужных — оптимиста. Пессимист во всем усматривает опасность и всегда ожидает худшего, рисуя картину возможного события в черных тонах, преувеличивая возможность негативных последствий.

Мысли пессимиста переносятся на его чувства. Можно сказать, что пессимист — это человек, который чувствует себя плохо, когда дела идут хорошо, из страха, что они пойдут хуже. И все становится таковым настолько, насколько это кажется таковым. Пессимисты не воспринимают никаких рациональных доводов по поводу своих ошибочных оценок, а принимают только такие, которые подтверждают их выводы о прошлом или прогнозы на будущее без какого-либо анализа.

Одна фраза, выражающая сомнение и начинающаяся «да, но », может поставить крест на всех рассуждениях и заставляет пессимиста видеть весь мир во всей глубине его безнадежности. Уменьшить степень пессимистической оценки событий поможет метод сравнения. Этот метод, осуществляемый как неосознанно, так и с участием сознания, заключается в сравнении неблагоприятной ситуации, в которой оказалась личность, с другой, более неблагоприятной, в которой могла бы она оказаться. «Могло быть хуже», — говорят в таких случаях. И сознание подбрасывает ситуацию, которая могла бы травмировать сильнее, чем существующая. Хотя проблема и не снимается, но ее оценка на фоне подобных сравнений становится менее острой.

Выражение «все познается в сравнении» наполнено большим житейским смыслом. Полярное мышление очень вредно. Ведь крайности — это необъективность, которая приводит к ошибочным решениям, неадекватности в поведении и отрицательным эмоциям. Полярное мышление может проявляться также в оценках своих возможностей. Максималист предъявляет к себе чрезмерно высокие требования и сурово критикует себя же в случае их неудовлетворения. Данные требования могут образоваться как на основе стандартов и идеалов общества, так и на оценках или требованиях лиц, чьим именем дорожит максималист.

Неосуществление планов, основанных на таких завышенных требованиях, приводит к разочарованию и депрессии. Оценка своих возможностей должна быть адекватной реальным возможностям личности. Если она выше — это приведет к излишней самоуверенности, если ниже — к неуверенности в своих силах и сомнениям. Самый реальный и оптимальный способ проверить свои возможности — попытаться осуществить задуманное: не попробуешь — не узнаешь, на что способен.

2. Чрезмерное обобщение проявляется также в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Не сдал экзамен в институт или не справился с работой — «я неудачник». Такая установка искажает действительность и парализует активность. Одной из форм чрезмерного обобщения является навешивание ярлыков. Оно выражается в создании неизменяемого представления о себе или других, что с неизбежностью ведет к ошибкам. Реальный человек не застывшая догма, а постоянно изменяющийся объект, и не учитывать это — значит отрицать закон жизни. Если человек навесил на себя ярлык неудачника на основании одного, а может быть и нескольких неудавшихся сделок, то это ведет к убеждению, что и все дальнейшие попытки в этой сфере будут такими же.

3. Избирательное (однобокое) восприятие выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, факта, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными. Объясняется это склонностью человека отвергать любые утверждения, которые противоречат его убеждениям. «Неправ тот, кто имеет другое мнение», — думают в таких случаях. Результатом такого стиля мышления является догматизм, выражающийся у человека в необычайном упорстве в своих взглядах и мнениях, возведении их в абсолют, не подлежащий сомнению. Такое мышление догматика объясняется трудностями восприятия и усвоения новой информации, оценки себя и окружающих без учета конкретных условий, в которых находится человек.

Психологически догматизм покоится на слепой, некритической приверженности к однажды выработанным и усвоенным приемам и способам познания и деятельности, основанным на собственной правоте. Характерными чертами догматика являются: твердое убеждение, без его критического анализа, в правильности только своих взглядов и убеждений, их постоянство и неизменность; отсутствие интереса к тому, что не соответствует его взглядам, убеждениям и мнениям; оценка информации не по ее объективности, достоверности и логичности, а по авторитету источника; проявление упрямства в отстаивании своих взглядов и стремлений. Особенно догматизм мышления проявляется в фанатизме, в непоколебимой, отвергающей всякую критику и компромиссы преданности определенной идее или деятельности, вплоть до жертв ради них.

Эта абсолютная концентрация человека на одной идее или цели делает сознание человека недоступным ни для каких-либо других целей, что, в свою очередь, снижает вероятность их достижения, да они просто и не возникают в таком состоянии сознания.

4. Безосновательные выводы строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов, ошибочных стереотипах мышления и установках, хотя и основанных на личном житейском опыте, но все же недостаточно реалистичных из-за его ограниченности. Недостающая информация замещается собственными домыслами и предположениями, не подтвержденными какими-либо аргументами, а выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется», и не более того. Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.

5. К самообману может привести и категоризация — отнесение познаваемого объекта к определенной социальной группе — производственной, учебной, военной, конфессиональной и т. д. без учета его индивидуальных качеств.

Причиной таких ошибок является следующее свойство мозга: при возникновении мысли о каком-либо объекте включать общие знания, имеющиеся у человека относительно той категории людей, к которой относится объект нашего внимания. Отношение единичного предмета даже к классу таких же предметов всегда индивидуально. Например, вы познакомились с депутатом Госдумы. Пользуясь выработанным понятием, что «все депутаты — нечестные люди», вы первоначально охарактеризуете своего знакомого как нечестного.

Индивидуальность качеств может значительно отличаться от тех, которые входят в вашу категорию «депутат». И только дальнейшее знакомство в процессе общения позволит нам понять, насколько индивидуальные черты могут отличаться от общих, содержащихся в прототипах категории. Еще одной причиной самообмана могут быть ожидания человека, поскольку они влияют на то, как он воспринимает действительность и как он на нее реагирует.

6. Ожидания — это не только то, что человек предполагает увидеть зрительно, но и то, что он предвкушает, ожидает, предполагает увидеть в будущем, что какой-то предполагаемый результат будет достигнут, что какое-то событие будет иметь место. Человек готов к восприятию того, что ожидает. Ожидания приводят к двум видам эмоций: если человек ожидает событий, оцениваемых им положительно,то возникает надежда; если отрицательно, то разочарование, возмущение, безнадежность, отчаяние.

Обман ожиданием возникает при необоснованном завышении вероятности того, что конкретная личность выполнит то, чего мы от нее ждем: я ожидал(а), что мой друг навестит меня в больнице, но он не пришел; я ожидал(а), что меня пригласят на другую работу, но этого не случилось; я ожидал(а), что меня поздравят с днем рождения все мои знакомые, но этого не произошло. Реально ли было ожидать всего этого от других? Не было ли препятствий для них осуществить мои ожидания? Знали ли они о том, чего я от них ожидаю? На реальных ли обстоятельств строились эти ожидания с моей стороны или только на желании такого отношения к себе?

Если только на желаниях и эмоциях, то вполне естественно, что эти желания не осуществились. Но человек, тем не менее, разочарован, испытывает моральное негодование и возмущен тем, что ожидаемая от людей порядочность обманула его. Неосуществление ожидаемого, даже когда оно построено из песка, всегда воспринимается как обман. Часто самообман ожиданием возникает при обещании другого выполнить для субъекта определенную работу, дать взаймы, оказать помощь и т. д. И если эти люди хотят вам помочь, хотят сделать для вас что-то хорошее, но не делают это по той простой причине, что не могут, то это не обман с их стороны, а самообман с вашей.

Вам не хватило времени, желания, чтобы узнать человека, который вам обещает и который, возможно, хорошо к вам относится. У человека, может быть, слабая воля, и ему не хватает смелости отказать вам. А возможно, он хочет отделаться от вас, как от назойливого просителя. Ожидание всегда построено на определенных знаниях. Если таких знаний нет, то говорят о беспочвенных ожиданиях.

Крайними случаями таких ожиданий является надежда на «авось». «Авось» означает «возможно», «может быть», надежду на очень малый шанс, выражение, трактующее непредсказуемое будущее, в результате чего нет смысла строить какие-либо планы и их осуществлять. «Авось» требует полностью положиться не на себя, а на удачу. Для авось-человека жизнь непредсказуема и неуправляема. Если произошло что-то хорошее, благоприятное для человека, то это лишь потому, что повезло, а не благодаря собственным усилиям.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.elitarium.ru/

https://5ballov.qip.ru/referats/preview/109500/6/?stereotipyi-myishl…

Примеры

Обширные выводы о человеке на основании минимальной информации не выдерживают никакой критики. Примерами стереотипного мышления могут быть заключения об интеллектуальном уровне – это часто касается блондинок (даже огромное количество анекдотов) и спортсменов (часто объясняя неумением что-то делать). Такие выводы закреплены в народном мировоззрении и в итоге даже после многочисленных научных опровержений продолжают руководить людьми.

Туристы получают стереотипные знания в странах, видя их только из окна автобуса, посещая знаменитые места и слушая исторические сводки. Реальная страна остаётся неизученной, потому что местных в туристических местах практически нет, кухня адаптирована под европейца, а быт скрыт историческими фасадами – вот и складывается ощущение картинки. Это касается не только стран, но и целых народов – японцы считаются умными, русские безалаберными, а цыгане ворами. Это всё примеры стереотипного мышления, касающиеся нации, но не имеющие отношения к конкретному человеку.

Женщина, свободно разбирающая автомобиль на трассе вызывает или удивление или возмущение, некоторые могут пошутить о том, что она его доломает и всё только потому, что крепко закреплён стереотип неумения девушек водить. Те, кто не может самостоятельно заработать достаточную сумму денег, считают богатых ворами и только потому, что было рассекречено несколько взяточников или преступников. Человеку проще объяснить чужой успех неблаговидным поведением, а себя хоть как-то обелить, чем принять ответственность и шире взглянуть, что другой сделал такого, чего не смог он сам. Сюда же относится убеждение, что красивая девушка не может быть умной, а если и имеет кандидатскую, то это купленная работа, а должность у неё по протекции любовника. Это яркий пример того, как рациональный ум начинает служить стереотипному, всё продолжая выискивать оправдания и поддержание своей концепции, ведь иначе рухнет что-то внутри (оправдания, образ себя, привычное ничегонеделания) и взвалится новое (ответственность, задача думать, допускать невозможное, учиться у других).

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

История 3 – Москвичи не умеют ждать

Вернувшись из Индии в Москву, я воспринял свой родной город и его жителей совершенно по-новому. То, что я раньше воспринимал как данность, теперь стало для меня безусловным плюсом моего города. Например, это безупречная чистота на улицах, отсутствие толп людей (если в этом вы не согласны, то значит вы не видели толп), хорошая организация транспорта и дорог, наличие качественных развлечений, хороший сервис и быстрый, дешевый интернет. Но также я увидел минусы. И они были в москвичах. Я заметил, что москвичи совершенно не умеют терпеть и ждать.

Недавно я ходил в государственную больницу, где мне пришлось сидеть в очереди. Людям вокруг меня терпения хватало не более чем на 10-15 минут. А после этого времени у них начинались причитания: «Почему так долго? Где этот доктор? Что это за страна?»

У нас в больницах, я вам скажу, работают быстро. В Индии (где царит ужасная бюрократия) даже в платных госпиталях посетители сидят по 2 – 3 часа в очереди. Притом сидят совершенно спокойно. Они даже книжек не читают, а просто терпеливо смотрят в стену. Конечно, индийцы всегда воспользуются шансом влезть без очереди. Но если такого шанса не подворачивается, ведут они себя совершенно терпеливо и с большим удивлением смотрят на Европейцев, которые вечно нервничают, торопятся и стремятся качать права. Куда торопиться? И главное зачем? От нервного копошения очередь быстрее не пройдет. Это известно каждому индийцу. Но не москвичу.

Мы привыкли, что очередь – это время томительного, нервного ожидания. (Этот стереотип похож на отношение к дороге.)

Но если посмотреть с другой стороны, то очередь – это прекрасная возможность принудительно отдохнуть. Почему принудительно? Потому что занятые, деловые люди не позволяют себе много отдыхать. Даже в свободное время они решают какие-то дела. А в очереди появляется шанс побыть немного наедине с собой. Подумать о своей жизни, принять важное решение.

Учитесь по-новому смотреть на жизненные ситуации, в отношении которых вы уже успели выработать стойкие шаблоны восприятия. Взглянете по-другому на то время, когда требуется ждать, скучать и заниматься чем-то монотонным. Не спешите «убить» это время, чтобы оно прошло как можно быстрее. Ведь эти минуты или часы представляет собой бесценные моменты вашей жизни, которые потом не вернешь!

Перестаньте нервно наворачивать круги, ерзать на стуле, выбегать курить, пока чего-то ждете.

Используйте этот шанс, чтобы поразмышлять, помечтать, решить какую-то внутреннюю проблему…

Если вы научитесь этому, то возможно в следующий раз, когда вы ждете свой заказ в ресторане, к вам придет решение, которое навсегда изменит вашу жизнь!

Что такое стереотип?

Как на вас влияют стереотипы в обществе?

Стереотип – это устоявшаяся модель поведения или мнения в обществе, которого придерживается большинство.

Стереотипы создаются людьми и обществом в целом на основе многолетнего опыта. Это длительный процесс и поэтому разрушить стереотип за один день невозможно.

Нельзя сказать, что стереотипы оказывают только негативное воздействие на человека. Это опыт поколений, который оберегает и остерегает от ошибок. Но, в то же время, стереотипы вселяют страх в человека, который мешает ему развиваться и двигаться вперед.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Знания

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: