Классификация ощущений в психологии
Самой древней классификацией ощущений является ее разделение на 5 пунктов (согласно количеству органов чувств):
- вкус,
- обоняние,
- осязание,
- слух,
- зрение.
Английский физиолог Ч. Шеррингтон систематически их классифицировал. Первый уровень содержит 3 основных типа:
- проприоцептивные,
- интероцептивные,
- экстероцептивные
Проприоцептивные отправляют сигналы о положении тела в пространстве общем и, в частности, опорно-двигательного аппарата. Интероцептивные отвечают за сигналы, передающиеся в мозг от внутренних органов, а экстероцептивные за получение внешних сигналов.
Как возникают ощущения?
Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.
В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.
Проприоцептивные ощущения
Отвечают за передачу сигналов о положении тела в пространстве и включают следующие ощущения:
- равновесия (статическое),
- двигательное (кинестетическое).
Рецепторы этой группы чувствительности располагаются в мышцах и суставах (связках, сухожилиях). Их называют тельцами Паччини.
Ощущения равновесия
Характеризуют положение, которое занимает тело в пространстве. Их дает нам орган, располагающийся во внутреннем ухе. Периферические рецепторы располагаются в полукружных каналах внутреннего уха (вестибулярного аппарата), похожего на раковину улитки и называемой лабиринтом. Органы равновесия тесно взаимосвязаны с другими внутренними органами. Сильное их перевозбуждение приводит к тошноте, рвоте (так называемой морской или воздушной болезни). Благодаря регулярным тренировкам устойчивость органов равновесия сильно возрастает. Вестибулярный аппарат передает сигналы о движениях и положениях головы. При повреждениях лабиринта человек не может ни сидеть, ни стоять, ни тем более ходить.
Двигательные (кинестетические)
Это ощущения положения и движения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений находятся в сухожилиях и мышцах, в пальцах рук, губах и языке, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестетических ощущений — одна из важнейших задач обучения. Уроки физкультуры, труда, рисования, чтения, черчения необходимо спланировать учитывая возможности и перспективы развития двигательного анализатора. Развитие движений и овладение — ключ к учебной и трудовой деятельности. При изучении иностранного языка требуется выработка речедвигательных движений, нехарактерных русскому языку.
Расстройства ощущений. Гиперестезия
Психологические нарушения многочисленны. И если говорить об ощущениях, то среди них можно выделить три вида расстройств: гиперестезию, гипестезию и парестезию. Сейчас мы более подробно их рассмотрим, чтобы понять, что означают эти сложные термины.
Что такое гиперестезия? Это состояние, когда человек воспринимает те или иные предметы и явления с повышенной чувствительностью. Данный термин используется, когда описываются некоторые виды ощущений в психологии. С примерами будет проще понять эти расстройства. Итак, в обычной ситуации, когда человек не болен, его вряд ли ослепит обычная горящая свеча. Но при нервозе даже маленький огонь кажется невозможно ярким. То есть здесь наблюдается нарушение дистантного ощущения (зрительного восприятия). Или же человека может вывести из себя печатание на клавиатуре. Оно покажется просто оглушающим. В подобной ситуации также наблюдается нарушение дистантного ощущения (слухового восприятия).
Интероцептивные ощущения
Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.
К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.
Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.
Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.
Психология на вкус. Как наше состояние влияет на вкусовые пристрастия
Поделиться:
Когда дверца холодильника открывается на 70% чаще, чем входная дверь, стоит разобраться, как связаны еда и психология. Всем известно, про «заедание стресса», зародившийся в детстве адаптационный механизм поощрения чем-то вкусным за достижения, перекусы от скуки, а ещё, что еда – самый простой способ доставить себе удовольствие!
Интереснее разобраться, почему мы хотим именно сейчас селедку с черным хлебом, а завтра готовы рискнуть здоровьем и выбраться в магазин за мороженым с соленой карамелью. Причин несколько: вирусная идея, увидели по телевизору и сразу захотели, паттерн из детства, когда все было хорошо и мама жарила картошку – сейчас сковорода с картошкой «как тогда» может дать нам не только калории, но и состояние «я в порядке» и, наконец, когда организму не хватает определенных микроэлементов он дает сигналы.
Есть и другие объяснения, менее романтизированные – микробиота кишечника и гены, сдав генетический тест можно выявить (в том числе) особенности вкусовых ощущений. Рассматривают три показателя: чувствительность к сладкому, жирному или горькому вкусам (может быть высокая, средняя и низкая). Если чувствительность к сладкому высока, значит вы не склонны употреблять много сахара, и наоборот при низкой чувствительности к горькому люди способны получить больше природных антиоксидантов из пищи, так как не чувствуют горечь брокколи или редиса, к примеру. Есть еще показатель, демонстрирующий повышен или понижен риск употребления жира и какие риски несет каждый из вариантов. Все это влияет в конечном итоге на вкус человека в еде, и это только физиологические факторы, поговорим о психологии.
У служб спасения есть метод, который они применяют в критических ситуациях: человека просят принять позу эмбриона и дают сгущенное молоко в бутылочке, тем самым формируя детское ощущение безопасности. То есть, когда нам страшно, грустно, плохо или мы в жесточайшем кризисе, то выбираем глюкозу (в России сладкий вкус доминирует, это связано с особенностями питания младенцев). Другая грань психологического или физического регресса – выбор кремовых текстур или молочных продуктов. Если в ресторане гость делает заказ, состоящий из крем – супа и картофельного пюре, то с большой вероятностью на десерт он выберет панна-котту, мусс или чизкейк. Значит включен режим энергосбережения, даже сил воспринимать твердые фактуры на вкус – нет. Молоко и молочные продукты, тоже продукты упадка, они словно эмоционально возвращают нас в детство и помогают обрести устойчивость. Еще один архитипичный продукт – хлеб, не даром он имеет библейское значение и символизирует достаток, запах свежеиспеченного батона переносит нас в плоскость «Ресурсов достаточно. Мы справимся». Если человек очень любит хлеб, ему в жизни не хватает стабильности и точки опоры. Больше узнать об этой части психологического знания можно у психолога- гедониста Оксаны Спиваковской
Завтраки, обеды и ужины сейчас – главные события дня, а их меню основная повестка, чтобы укрепить себя психологически выбирайте мандарины и апельсины (витамин С и природные антидепрессанты), корицу и ваниль (активация либидо), крупы и злаки (энергия, собранность) и темный шоколад. Без натуральных эндорфинов нам сейчас никак! Так поедим и победим!
Экстероцептивные ощущения
Отвечают за сигналы из внешнего мира. Они делятся на:
- дистантные (зрение, обоняние и слух)
- контактные (осязание и вкус),
Сначала разберем дистантные ощущения.
Зрительные ощущения
Этот тип охватывает ощущения цвета и света. Цвет имеет любой объект, который мы видим. Предметы может быть прозрачными и их человек не видит, такого рода предмет бесцветны. Различают ахроматические цвета (черный и белый), а также промежуточные между этими цветами оттенки серого) и хроматические (различные оттенки желтого, красного, синего, зеленого).
Световые лучи (электромагнитные волны) воздействуют на чувствительную часть глаза, в результате чего возникают зрительные ощущения. Сетчатка является светочувствительным органом глаза. В ней содержатся колбочки и палочки, которые названы так из-за их внешней формы. Их в сетчатке огромное количество — около 7 миллионов колбочек и 130 миллионов палочек.
Колбочки активны лишь при дневном свете (такой свет для палочек слишком ярок). Поэтому человек видит цвета, при этом возникает ощущение всех цветов спектра (хроматических цветов). В сумерках, при довольно слабом освещении колбочки, для которых света недостаточно, прекращают работу, а вместо них за работу берутся палочки, при этом человек различает в основном (все оттенки от белого до черного — ахроматические цвета).
Цвет по-разному воздействует на работоспособ¬ность и самочувствие человека, на эффективность учебы. Психология утверждает, что наиболее приемлемыми цветами для покраски стен в учебных заведениях являются желто-оранжевый и зеленый цвета. Первый цвет создает бодрое и приподнятое настроение, а второй создает ровное и спокойное настроение. Красные тона возбуждают, темно-синие угнетают, и те и другие утомляют глаза.
Нормальное цветоощущение может быть нарушено. Такое встречается у людей, страдающих из-за плохой наследственности, заболеваний и травмы глаз. Часто встречается дальтонизм (красно-зеленая слепота), названная в честь Д. Дальтона, английского ученого, впервые описавшего этот недуг. Люди, страдающие этим недугом, не различают зеленый и красный цвета и не понимают, отчего другие называют один цвет двумя словами. Дальтоники не могут быть летчиками, шоферами, модельерами, художниками-живописцами и модельерами т. п. Редко встречаются случаи, когда у здорового человека отсутствует чувствительность к хроматическим цветам. Человек видит хуже по мере уменьшения доли света.
Именно поэтому нежелательно читать в сумерках, при плохом освещении, дабы не глаза чрезмерно не напрягались. Это может нанести вред зрению, развиться близорукость, особенно у школьников и детей.
Обонятельные ощущения
Обонянием называют способность чувствовать запахи. Органы обоняния находятся в глубине носовой полости и представляют собой особые чувствительные клетки. Частички веществ попадают в нос при вдыхании воздуха — так возникают обонятельные ощущения. У здорового человека эти ощущения играют не самую значимую роль. Но люди, слепоглухие используют обоняние, как зрячие — зрение и слух: узнают при помощи запахов знакомые места, знакомых и родных людей.
Обоняние человека тесно взаимосвязано с вкусовой и помогает оценить качество еды. Обонятельные ощущения сигнализируют человеку о вредной и опасной для здоровья воздушной среде (запах гари, газа). Большим влиянием на эмоциональное настроение обладает благовоние. Потому и существует парфюмерная промышленность, ведь у людей есть эстетическая потребность в приятных запахах.
Слуховые ощущения
Появляются благодаря органу слуха. Слуховые ощущения подразделяют на 3 вида: музыкальные, речевые и шумы. В этих трех видах звуковым анализатором выделяется четыре параметра: сила звука (слабый-громкий), высота (низкий-высокий), длительность звучания, тембр (своеобразие инструмента или голоса). Также выделяют особенности темпа и ритма последовательно воспринимаемых звуков.
Фонематический слух отвечает синтез и анализ фонем, звуков частей речи. Это необходимая основа для понимания смысла услышанного. Формируется исходя из речевой среды, в которой растет ребенок. При овладении иностранным языком наблюдается выработка новой системы фонематического слуха. Последнее, к слову, сильно влияет на письменную речь, на ее грамотность, чаще всего в начальной школе. Подобно речевому слуху формируется и воспитывается музыкальный слух ребенка. В данном случае большую роль играет раннее приобщение ребенка к музыке.
Из-за воздействия шумов у человека может меняться эмоциональное состояние (шум идущего дождя, вой сильного ветра, шелест листьев). Могут служить сигналом надвигающейся опасности (громкий лай собаки, шипение змеи, грохот мчащего поезда) или сигналом радости, восхищения (гром салюта, аплодисменты, топот ног ребенка). В школе чаще всего шум отрицательно влияет: он вызывает утомление нервной системы человека.
Теперь рассмотрим контактные ощущения.
Осязательные ощущения
Является сочетанием двигательных и кожных ощущений при ощупывании предметов, при касаниях движущейся руки. Для маленького ребенка одним из важнейших способов получения информации об окружающих его предметах является осязание, ощупывание предметов.
Осязание для людей, лишенных зрения является одним из важнейших средств познания и ориентировки. При длительных упражнениях достигается большое совершенство. Эти могут шить, готовить пищу, вдевать нитку в иголку, конструировать что-то несложное, заниматься лепкой.
Вкусовые ощущения
Образуются с помощью рецепторов, расположенных на задней стенке глотки, миндалины, мягкого неба, надгортанника, но наибольшее их количество содержится на поверхности языка. Различают 4 вида основных вкуса: горькое, сладкое, соленое, кислое. Разнообразие вкусов образуется при сочетании: кисло-сладкого, горько-соленого и т. п. В пределах кислого, соленого, горького, сладкого возникает множество оттенков, придающих разнообразие.
Вкусовые ощущения человека зависят от того, не голоден ли человек, т. к. в состоянии голода даже невкусная пища становится вкусной. Они сильно зависят от обонятельных. Кончиком языка человек сильнее всего чувствует сладкое. К кислому чувствительны края языка, а к горькому его основание.
Гипестезия и парестезия
Противоположностью гиперестезии является гипестезия. Она характеризуется пониженной чувствительностью организма к раздражителям. Для примеров используем некоторые виды ощущений в психологии. Допустим, на улице сильные морозы. Человек с гипестезией не почувствует холод. Это может привести его к обморожению. То есть у него нарушены экстерорецептивные ощущения. Если человек не способен чувствовать боль, например, от укола, то тут уже нарушены интерорецептивные ощущения. Причин для гипестезии множество. Например, анестезия или кожные заболевания типа проказы.
Следующий вид расстройства ощущений называется парестезией. Он характеризуется неврологическими и сосудистыми поражениями. Такое нарушение возникает, например, во время сна, когда все тело сдавливает одну руку. Или в сидячем положении можно почувствовать онемение некоторых частей тела. В таких случаях люди говорят, что отлежали руку или пятую точку. Но этот вид расстройства может нести и более серьезный характер, что требует лечения.
Интермодальные ощущения
В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.
Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.
Основные закономерности ощущений: пороги чувствительности
Каждая из вышеназванных групп дает уникальную информацию. Есть и общие закономерности, характеризующие виды ощущений в психологии. Это пороги чувствительности, то есть способности определить величину, качество раздражителя. При этом наименьшую дозу возбудителя, вызывающую ощущение, принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности.
Благодаря способности определять величину и качество раздражителя человек может замечать как внешние, так и внутренние изменения (например, увеличение или уменьшение звука, яркости света, тяжести и так далее).
Стоит отметить, что этот порог чувствительности для каждого индивида свой. Это связано со многими факторами, но главный из них – степень тренированности. То есть величина порогов чувствительности зависит от того, как часто человек испытывает те или иные ощущения.
Тот порог, который замечается, называется дифференциальным. При нем ощущаются изменения силы и характера раздражителя. По-другому его называют порогом различения.
Существует и другая величина возбудителя. Это оперативный порог. Он достигается, когда точность и скорость различения доходят до максимальной точки.
Также выделяют временный порог. Это величина длительности раздражителя, которая необходима для получения ощущения.
Существует временной отрезок от подачи сигнала до возникновения ощущения. Этот порог называется латентным.