Использование методов арт-терапии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ


Что такое изотерапия

Во время рисования человек не думает ни о чем, он выражает свои мысли и чувства с помощью красок. Данное направление появилось в психологии в середине XX века и вскоре перешло в арсенал педагогов. С помощью изотерапии для детей можно влиять на негативные эмоции.

Занятия особенно актуальны для детей. В силу возраста они не могут выразить эмоции, не рассказывают о переживаниях. Во время рисования гаснут эмоции, которые не нашли выход у ребенка. Появляются добрые светлые чувства.

Занятия изотерапией с детьми

Достаточно сложным этапом для любого ребенка является школа. Первые дни и годы в школе становятся самыми стрессовыми, поскольку значительно меняется распорядок дня, обязанности детей и их потребности. Изотерапия, которая применяется на данном этапе, помогает в адаптации к возникшим условиям.

Занятия лучше проводить двумя психологами. Количество детей в одной группе до 6 человек. Длительность занятий – 60 минут по одному разу в неделю.

  1. На первом этапе занятий изотерапией с детьми происходит знакомство и выделение лидеров.
  2. На втором этапе происходит проявление эмоций, которые могут быть негативными у детей.
  3. На третьем этапе дети начинают осознавать собственные эмоции и разнообразно их выражать.
  4. На четвертом этапе напряженность и тревожность усиливаются.
  5. На пятом этапе происходит снятие напряженности и тревожности.

Кому требуется изотерапия

Изотерапия позволяет ребенку самовыражаться. В этот момент им никто не руководит. Рисунки, по мере решения проблемы, изменяются. Для педагога важно сохранить все работы малыша, чтобы в дальнейшем видеть прогресс.

Основные цели изотерапии:

  • проработка мыслей, которые ребенок подавляет;
  • человек выражает мысли, которые не может высказать из-за страха или обиды;
  • по окончанию рисования психолог должен определить сферу, в которой у ребенка происходят неприятности;
  • во время курса человек начинает управлять ситуацией, скидывает груз проблем и недосказанности;
  • отношения между людьми приходят в норму, во время занятия снимается напряжение, ребенок понимает и принимает себя.

Данный метод имеет важное значение для детей и взрослых:

  1. Детям-инвалидам, которые оторваны от большого мира. Метод позволяет увидеть позитивные моменты.
  2. Детям с синдромом дефицита внимания. Они находят выход агрессивным эмоциям.
  3. Ребятам, которым тяжело налаживать контакт со сверстниками.
  4. Детям и взрослым в переходные этапы жизни. Поступление в школу, переходный возраст, потеря близкого — причины, при которых нужна изотерапия.

Методы изотерапии

Рассматриваемое направление терапии выполняет множество функций. Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.

Изотерапия вбирает в себя основы теорий Фрейда, Юнга и психологов гуманистов. Здесь используются такие понятия, как спонтанность, свобода, творчество и самовыражение. Никто не управляет ребенком в процессе терапии. Он изображает то, что хочется лично ему, при этом отсутствует какое-либо наказание (чем чаще всего и пугают родители своих детей, что и приводит к комплексам, страхам и проблемам).

Изотерапия может проходить в двух форматах:

  1. Пассивный – когда ребенок перерисовывает готовое изображение.
  2. Активный – когда дается полная свобода в рисовании того, что хочется ребенку. Сюжет и мотив рисунка может быть таким, каким его видит ребенок.

Хоть изотерапия является одной из направлений арт-терапии, все больше она становится самостоятельной. В ней есть свои концепции, методы и направления. Применяемыми материалами являются:

  • Пластилин.
  • Краски.
  • Цветная бумага.
  • Карандаши.
  • Фломастеры и пр.

Изотерапия выполняет большой кусок работы при общении с детьми. Малыш может рассказать о своей проблеме, выразить свои чувства, мечты, эмоции, переживания, надежды. Также через рисунок он начинает понимать самого себя (ведь проблема возникла именно в нем, а значит, определяет его как личность). Через рисунок можно увидеть пути решения проблемы. Поскольку ребенку сложно анализировать и мыслить сложными дефинициями, то ему лучше видеть происходящее в обычных картинах. Когда малыш видит свою проблему, то лучше ее понимает, может найти решение.

Процесс изотерапии длится ровно столько и так глубоко, насколько это удобно ребенку. Здесь нет принуждения. Малыш рассказывает ровно столько, сколько он того хочет или может. Таким образом, изотерапия помогает снять нервное напряжение, стресс, устранить неврозы, страхи. Посредством собственного рисунка малыш может безболезненно соприкоснуться с той ситуацией, которая ему неприятна. В таком случае он меньше переживает и больше может понять.

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемами в самоощущении или поведении ребенка дошкольного возраста. Уже в данном возрасте ребенок сталкивается с первой невозможностью справиться с возникающими проблемами. Все больше у него появляется обязанностей и трудностей в общении с родителями, которые повышают планку своих требований и снижают восприимчивость к детским переживаниям.

Если дошкольник остается сам на сам со своими проблемами, с которыми зачастую не может справиться, поскольку еще не умеет думать логически и последовательно, анализировать, понимать поступки окружающих и т. д., тогда он меняется. Родители начинают замечать, что он страдает от ночных кошмаров, у него снижается самооценка, он становится неуравновешенным, его поведение становится агрессивным, он ревнует, является зажатым или превращается в одиночку (изгоя).

Изотерапия применяется и при работе с тяжелыми психическими отклонениями:

  1. Умственная отсталость.
  2. Нарушение речи и слуха.
  3. Аутизм.
  4. Патологии нервной системы.

Через рисунок психолог или педагог может установить контакт с ребенком.

Процесс изотерапии можно разделить на несколько этапов:

  1. Определение тематики рисунка или произвольное рисование.
  2. Наблюдение за эмоциями ребенка, пока тот рисует.
  3. Описание ребенком того, что он нарисовал. Уделяется внимание тому, какие эмоции он проявляет и как интерпретирует ситуацию.
  4. Выражение психологом своего мнения на счет того, что изображено на рисунке.
  5. Совместная работа по нахождению решения нарисованной ситуации.

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений. В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы.

Подводя итоги, можно выделить такие цели изотерапии:

  • Проработка переживаний и мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Выражение эмоций и чувств, которые человек не мог выразить в обыденной жизни.
  • Диагностика состояния человека.
  • Облегчение лечения.
  • Восстановление контроля над ситуацией.
  • Налаживание контакта между клиентом и психотерапевтом.
  • Повышение своей самооценки, снятие напряжения.
  • Понимание своей проблемы и самого себя в ней.

Решаемые детские проблемы

Изотерапия как метод психологической коррекции позволяет разрешить внутренний конфликт ребенка. Вынести наружу мысли и чувства, решить психологические проблемы:

  • ребенок учится высказывать свои мысли, говорить о том, что его волнует;
  • через рисунок дети определяют мечты и желания, которые часто не озвучивают взрослым;
  • познание внутреннего мира, определение проблемы;
  • принятие себя, поиск путей решения трудностей;
  • снятие стресса, психологического напряжения;
  • коррекция развития детей с индивидуальной программой обучения.

Формы изотерапии

При проведении занятий педагог определяет форму обучения в зависимости от методов изотерапии. Используют 2 основные формы методики:

  1. Пассивная форма. Ребенку дается картинка в зависимости от ситуации. Необходимо нарисовать эту же картинку, но по-своему.
  2. Активная форма. Педагог не ставит никаких задач. Рисунок абсолютно произвольный, по желанию малыша. На основе воображаемых объектов определяется дальнейшее взаимодействие взрослого и ребенка.

Чаще всего педагог дает задание на конкретную тему. Это может быть лето, семья, Новый год. Задания на образное мышление требуют от ребенка полета фантазии. Такими темами могут быть: «Добро», «Мир».

Другими методами вовлечения детей в процесс могут быть нестандартные — цветные пятна, рисование пальчиками, подручными материалами.

Основные этапы изотерапии

Арт-терапевт строит общение таким образом, чтобы ребенок поделился ощущениями, которые возникают при рисовании. Изотерапия позволяет посмотреть на конфликт со стороны. Малыш во время рисования самовыражается. Технология изотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Ребенок совместно с педагогом или самостоятельно определяет тему, на которую будет рисовать. Задача взрослого – следить за всем процессом создания картины на листке.
  2. На следующем этапе ребенок рассказывает, что изображено на рисунке. Наставник обращает внимание на параллели, которые проводит ребенок, на настроение, с которым идет рассказ. Внимание уделяется деталям. Если что-то на рисунке вызывает негатив, то выяснить, что это значит для малыша.
  3. Психолог описывает свое видение рисунка.
  4. Взрослый и ребенок совместно обсуждают картину.

Изотерапия упражнения

Для примера можно предложить опробовать изотерапия упражнение, которое называется путешествием на поляну. Для него понадобится определенный ранее заготовленный материал: аудиозаписи со звуками леса, песочница или же ящик песка, фигурки персонажей и другие игрушки, листы бумаги, краски, карандаши и фломастеры, вода.

Обычно упражнение начинается с расслабления и релаксации. Для этого детей приветствуют и заводят с ними беседу, чтобы создать ощущение группы, коллектива, а также выстроить доверие между ними и взрослыми. Детей рассаживают в круг и зачитывают им текс, рассказ, параллельно с которым они выполняют упражнения, направленные на разминку и расслабление. Следующий этап – создание «волшебной поляны». Детям предлагают поиграть в песочнице с влажным песком, где они смогут сами создать что угодно и расположить там персонажей. При этом психолог объясняет им, что нельзя разрушать то, что сделано рядом другим «волшебником». Уже после игры происходит окончательная изотерапия – дети усаживаются вместе за большим столом и по просьбе взрослого рисуют картины, которые они ощутили под впечатлением от игры.

Педагогическая изотерапия

Изотерапия как метод психологической коррекции используется в педагогической деятельности. В первую очередь метод направлен на развитие, воспитание и социализацию личности. Требуется забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье.

В результате работы происходит познание самого себя. Улучшаются отношения со сверстниками. Ребенок учится анализировать поступки, быть терпимее. Во время рисования он переживает сильные эмоции, преодолевает трудности.

Дети находятся в стрессовых ситуациях чаще, чем взрослые. Их психика не готова к постоянному напряжению. Усугубляют ситуацию неправильное воспитание, авторитарный стиль родителей, непонимание сверстников.

Художественная терапия позволяет оторваться от реальности, почувствовать себя волшебником. Ребенок учится переживать негативные эмоции через рисование. Влияние изобразительного искусства на психологическое состояние подтверждается исследованиями психологов, педагогов, философов, психотерапевтов.

Рисование позволяет защититься от того, что мешает полноценно развиваться. Изотерапия — метод символов. Предметы изображаются на подсознательном уровне, символизируют образы, страхи, неудачи.

Изотерапия как метод коррекции используется при работе с детьми, имеющими различные отклонения. Красота рисунка не имеют значение. Каждый может почувствовать себя художником. Учитель помогает ребенку найти выход из ситуации с помощью рисунка или лепки.

III. Изотерапия как метод арт-терапии

Изотерапия является одним из направлений популярной сегодня арт-терапии. Под этим термином понимают всевозможные занятия с детьми, в основу которых положены различные методы изобразительного искусства.

Впервые изотерапия была применена как метод психологической коррекции в работе с детьми, вывезенными из Европы в США во время Второй мировой войны. Именно лечение изобразительным искусством помогло ребятам справиться с тяжелейшими психологическими травмами и вернуться к нормальной жизни.

Сегодня использование различных методов изотерапии в работе с детьми необычайно популярно среди современных психологов и педагогов. В основном, упражнения изотерапии применяются в качестве психологического воздействия на детей. Так, через рисунок психолог сможет понять внутренний мир малыша и разобраться в том, что его беспокоит. Между тем, существует ряд проблем, связанных с состоянием детского здоровья, в лечении и коррекции которых успешно применяются различные техники изотерапии, например:

· различные психические травмы;

· неврозы;

· депрессии;

· тревожность;

· аутизм;

· задержка психического и речевого развития.

Методы изотерапии помогают детям справиться с различными проблемами и стрессами, успокоить нервную систему. После занятий у детей часто нормализуется сон, исчезает агрессия.

При занятиях с детьми используются любые материалы, которые имеют отношение к изобразительному искусству – краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д. Все это применяется в активной форме лечения искусством, то есть при создании собственных художественных произведений.

Кроме того, некоторые упражнения изотерапии имеют пассивную форму, при которой в работе используются уже готовые рисунки и другие произведения искусства.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют педагогу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что один из основных методов арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапии помогают детям справиться с различными проблемами и стрессами, успокоить нервную систему.

IV. Особенности и эффективность метода изотерапии

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из таких здоровых увлечений в арт-терапии является изобразительное искусство. Не имеет значения итог, куда важнее — сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками — это будет красиво!

Знакомая ситуация, ребенок сидит, пыхтит, старается и четко выводит контуры. Вот получилось солнце, небо, дом, собака, люди, поле или мальчишка из соседнего двора. Казалось бы, дети рисуют понятные вещи, но через них выражают свой внутренний мир, душевное состояние, эмоции. Дайте детям краски с карандашами, листок бумаги и полную свободу! Вас ждут настоящие открытия.

Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости.

Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому не всегда к прочтению образов нужно подходить буквально. Например, черные и серые тона — не обязательно тоска и негатив. Возможно, ребенок просто экспериментирует и ищет применение этому цвету. Или персонажи сказок, герои популярных мультфильмов, сложно поддающиеся узнаванию — это повод радоваться режиссерскому прочтению ребенка. Вот так он прочувствовал замысел. Нельзя творчество детей в любом возрасте ставить в рамки и пытаться понять буквально. Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инструментом расслабления.

Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много.

Изо терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Изо терапия может способствовать достижению следующих целей:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.

3. Проработать мысли и чувства, которые воспитанник привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

4. Наладить отношения между педагогом и воспитанником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

1. Воспитательная

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

2. Коррекционная

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности

3. Лечебная

“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

4. Развивающая

Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

5. Диагностическая

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Таким образом, метод изотерапии выступает эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность, а также помогает получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка.

V. Практическая часть

Цель работы по изотерапии младших школьников:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:

• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Преимущества применения элементов изо-терапии на занятиях:

— работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;

— помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

— используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

— помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;

— царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

Формы арт-терапии при работе с детьми и подростками различны. Два основных варианта – индивидуальная и групповая.

Используемые материалы:

Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.

Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.

Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психическойсаморегуляции.

Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений

• Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.

Песок позволяет развивать «ручной интеллект», способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.

Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.

Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Методы арт-терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся

Индивидуальное рисование.

Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом.

Необходимое время для занятий – 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки

Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.

Для разнообразия можно пользоваться не только карандашами, но и мелом, красками, глиной. В любом случае для участников главное – доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию и отразить в образах своё внутреннее состояние.

Парное рисование

Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов.

Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки.

Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.

Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.

Групповое рисование.

Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.

Каждый ребёнок берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец, учащиеся обсуждают свои впечатления.

Занятие с использованием изотерапии проводят в 4 этапа:

Введение и «разогрев».

Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе.

Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

Этап изобразительной работы

Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка.Как ты будешь двигаться).

Этап обсуждения

Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

Завершение

Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:

• «Подари улыбку»

• «Я хочу подарить тебе…»

• «Подари тепло своего сердца»

• «Свиток пожеланий» и т. д

Заключение

В настоящее время техники арт-терапии приобретают всё большую популярность. Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с детьми, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них данная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных детей в арт-терапевтическом процессе. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

Ø дети с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своим произведениям. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно.

Ø дети преодолели коммуникативные барьеры;

Ø интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.

Ø хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у школьников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.

Ø Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.

Выводы: с помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

Список литературы

1. Арт-терапия: Хрестоматия / Под.ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

4. Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 2003.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — Когнито-центр, 2007.

7. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль – М.: Высшая школа, 2001

8. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002г.

9. Арт-терапия – новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. – М.: Когнито-Центр, 2006. – 336с.

Интернет ресурсы:

https://womanadvice.ru/izoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii

Приложение 1

Программа изотерапии для дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться со сверстниками, воспринимать окружающий мир создавать рисунки на бумаге. Программа изотерапии для дошкольников является важным этапом развития ребенка и становлением характера.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка проводятся занятия по коррекции его поведения. Для гиперактивного малыша можно провести занятие разноцветные листочки. Ребенку выдаются листы бумаги и краски. Необходимо каждый лист сделать однотонным.

Для снятия напряжения отлично подойдет рисование глиной. На чистом листе бумаги пальчиками, обмакнутыми в глину, ребенок рисует любую картинку.

Для улучшения коммуникативного навыка можно попросить ребенка нарисовать круг, а внутри нарисовать все то, что хочет мама, папа и другие близкие родственники.

Агрессивному ребенку подойдет игра «Мелки наперегонки». Цель – быстро нарисовать черточки, кто больше нарисовал, тот и победил. Такая игра позволяет выплеснуть агрессию и успокоит разбушевавшегося малыша.

Изотерапия для школьников

В 7 лет происходят значительные изменения в жизни ребенка. Он идет в школу. Новый учитель, одноклассники и обязанности, с которыми необходимо справляться. Задача изотерапии поддержать школьника, помочь справиться со стрессовой ситуацией. Для этого возраста подойдут следующие занятия:

  • рисование различных каракуль в течение несколько минут позволит снять напряжение, переключиться;
  • рисование на влажной бумаге друзей способствует налаживанию контактов в новом обществе, такое рисование подходит ребятам, которые чувствуют себя неуютно с одноклассниками;
  • если ребенок боится новых обстоятельств, предложите ему вылепить страх, со временем страх начнет преображаться в менее страшного монстра.

Изотерапия для подростков

Изотерапия как метод психологической коррекции подростков применяется реже, чем у младших школьников. В этом возрасте некоторые дети умеют выражать эмоции и проговаривать страхи. Подростковый период наполнен физиологическими и психологическими изменениями. В кризисный период требуется вмешательство специалиста. Изотерапия поможет в профилактике и терапии сложных состоянии.

Для борьбы с нервозностью подросток может рисовать на всем чем хочет. Таким образом проще успокоиться, понять свои чувства. При заниженной самооценке можно предложить подростку готовую картину, которую следует дополнить своими элементами. Таким образом ребенок выплеснет эмоции, разберется в мыслях, которые накопились. Для нормального развития требуется психологическое здоровье человека.

Если подросток агрессивно настроен к окружающим, не справляется с эмоциями, то предлагают поработать с пластичным материалом. Пластилин или глина помогут ему взглянуть на себя с разных стороны, принять таким, какой он есть.

Художественный талант не имеет никакого значения в изотерапии. Важен творческий посыл, достоверность вторична.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения

Изотерапия для взрослых

В кризисных ситуациях взрослому человеку нужна помощь. Для вывода агрессии без ущерба для окружающих можно воспользоваться изотерапией. Творчество позволяет расслабляться и отдыхать.

При сильном стрессе можно использовать лепку из теста. Творчество пойдет на пользу. Создание сувениров для друзей снимет напряжение и подарит улыбки близких.

Создание коллажей или рисунков позволяет отдыхать от накопившихся проблем. Увеличение отлично подойдет для тех, кто предпочитает выполнять задания на компьютере.

Рисование мазками позволяет определить настроение человека в данный момент. Крупные мазки говорят об уверенности, стабильности человека. Темные тона и мелкие штрихи указывают на депрессивное состояние.

Людям пожилого возраста психологи рекомендуют заниматься сказкотерапией. Выбор персонажа остается за человеком. Важно, чтобы в сказках был позитивный конец.

Упражнения для детей

Для профилактики психологических проблем используют упражнения изотерапии, направленные на общее развитие детей без отклонений:

  1. Нарисуй себя — игра, позволяющая определить, как видит себя ребенок в обществе.
  2. Нарисуй свои страхи — позволяет предотвратить стрессовые ситуации, выяснить страхи, тревоги ребенка. Такая игра научит ребенка вести себя в будущем в критичных ситуациях.
  3. Нарисуй человека, которого любишь. Чаще всего дети изображают маму, но бывают исключения. В любом случае по рисунку видно отношение ребенка к этому человеку. При наличии несовместимых нюансов следует обратить внимание на взаимоотношения. Аналогично просят нарисовать семью, в которой обращают внимание на взаимоотношения между ее членами.
  4. Создание коллажа на тему «Мои планы». Учит ребенка структурировать желания и продумать, как этого добиться.

Итог

Изотерапия активно применяется психологами, поскольку данное направление оказывает мощнейшее воздействие на детей. Малыши не устают и не сопротивляются, спокойно идут на контакт, что позволяет достичь положительных итогов. Если психолог устанавливает контакт с ребенком, тогда ему легче сотрудничать с ним и корректировать.

Ребенок посредством рисунка больше познает себя и ситуацию, в которой он находится. Если родители отмечают однотипность всех рисунков ребенка, это о чем-то говорит. Если нет возможности самостоятельно разобраться в рисунках малыша, тогда можно обратиться за помощью психотерапевта. Он не только диагностирует ситуацию, которую постоянно изображает ребенок, но и поможет в устранении ее из жизни малыша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: