Технология ведения тренинга. Как передается в «Университете Риторики»


Лектор

Лекция (от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. (БСЭ, другие словари дают похожее толкование). Берешь и читаешь. Наглядно показывая «скрытые, быстро или медленно протекающие процессы (физические, химические, биологические и др.) средствами кино, телевидения и др». Посидеть, покивать головой на лекции, даже словить ощущение «я столько нового узнал», а потом ничего не сделать – вполне стандартное поведение посетителей лекционных залов.

Роль лектора — открывать новые горизонты.

Сюда же часто попадают и вебинары. Пока это по большей части дистанционные лекции. Они хороши для расширения кругозора, для первых шагов в новом деле. Лекция дает некоторое погружение в предмет, знакомит с новым знанием, ориентирует в нём.

Ведущий семинара

В первую очередь обратим внимание на слово «ведущий». Человек, который направляет, определяет вектор, корректирует движение тех, кого ведет. Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа) – это способ «рассадить» знание, чтобы выросло. Для этого процесса нужны ростки (участники семинара должны подготовиться – сделать исследование, написать реферат, подготовить презентацию).

Роль ведущего – брать за руку и вести за собой.

Ведущий показывает, как разрыхлить почву, как посадить росток, как правильно поливать землю. В эту категорию попадают мастер-классы. На них, по сути, опытный специалист показывает, как что делать, и дает возможность участникам что-то попробовать сделать самостоятельно или совместно, под руководством ведущего.

Тренер

Здесь для меня наступает самое интересное. Как спортсменка и дочь тренера, могу с уверенностью сказать – тренер не ведёт за собой (как ведущий семинаров). Тренер подталкивает тебя вперёд. Пинками ли, лёгким подстёгиванием ли… Тренер – это тыл, который подстрахует тебя, если ты слетаешь с брусьев или подскажет тебе твой ритм на лыжне. И именно поэтому имя Тренера всегда рядом, но позади имени Чемпиона.

Никогда тренер не выходит на корт, поле, ковёр вместо спортсмена. Спортсмен сам отвечает за уровень своей подготовки, соблюдение режима, регулярность тренировок, свои результаты. В спорте большая часть работы тренера заключается в том, чтобы показать, что спортсмен может сделать/прыгнуть/достичь больше, чем ему самому кажется. Но прыгать и бегать спортсмен должен сам.

Роль тренера — помогать осваивать практические навыки.

Если участник тренинга не осознаёт этой разницы, он часто приходит «послушать» и напрягается, когда его заставляют что-то делать самому. Потеть, тянуть носок и повторять что-то снова и снова. Смотреть на секундомер, следить за дыханием и наращивать темп. Тренинг — это не про новое. Тренинг — про отработку навыков.

В большинстве тренингов всё построено на старых известных банальностях. Можно назвать Правилом баобабов обычное маркетинговое «в медиабизнесе вы работаете на удовлетворение информационных потребностей аудитории». Но суть и банальность от этого не меняется.

Можно красиво, как-нибудь по-западному или по-восточному, обозвать требования к новостному тексту в Сети: «Без воды, самое важное – наверх, заголовок = суть истории в 9 словах, абзац – 7 строк, подзаголовки, создающие прочтение истории без чтения текста, таблицы, списки, схемы, если нужно показать зависимости, динамику, ключевые моменты». Банальщина.

До тех пор, пока сам не берешься писать такие тексты. И переписывать. И переписывать снова. И после этого сокращать текст вдвое. И никто кроме тебя самого не будет придумывать сочные глаголы для заголовков. Научиться излагать суть ясно, понятно – задача твоя, а не тренера.

Лично я провожу и лекции, и семинары, и тренинги. Но те люди, которыми я горжусь, которые достигли в своём «медиаспорте» хороших результатов – это те, кто тренировался. Кто вкладывался в собственный рост самостоятельно.

Рациональные цели

Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которые хотите получить. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: