Девиантное поведение, основанное на гиперспособностях и сверхценных увлечениях

Девиантное поведение что это

Девиантное поведение – это совокупность действий человека, которые составляют основу модели поведения и реагирования и идут в разрез с нормами поведения в социуме. Оно нарушает привычные условия социального взаимодействия. Действующим законодательством предусмотрены санкции за такие проявления.

В социологии под девиантным поступком понимается действительная угроза жизни и здоровью человека в той или иной обстановке.

Медики, трактуя явление девиантного поведения, делают акцент на нарушении человеком стандартов межличностного взаимодействия в результате отклонений в психическом развитии.

В педагогике и психологии девиантное поведение ассоциируется с нарушением социальных нравственных норм, пренебрежением культурными ценностями. Педагоги полагают, что нарушение норм и правил может быть единичным случаем, который не повторится после воспитательной беседы с подростком. Однако при отсутствии наказания за проступки такая модель поведения закрепляется и становится привычным стереотипом реагирования личности на внешние раздражители.

Психологи убеждены, что появление девиаций в поведении неслучайно, чаще всего свойственно подросткам – переходный возраст характеризуется гормональной бурей, неравномерными темпами развития личностных структур, возникновением внутриличностных конфликтов. Это время напряженных отношений с родителями. Желая показать свою взрослость, самостоятельность и независимость, подросток ведет себя вызывающе.

Дополнительная информация. Девиант – это, как правило, подросток. Пик девиантных проявлений приходится на возраст 13-16 лет. Статистические данные психологических исследований свидетельствуют о том, что после 18 лет склонность к девиантному поведению проходит.


Девиантный подросток

Классификации видов девиантного поведения

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное / отклоняющееся поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные подходы к выделению его отдельных форм. Среди других важных причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать широкую вариативность человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Норма, как некий абстрактный эталон, труднодостижима в реальной жизни, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Все перечисленные обстоятельства существенно затрудняют как выделение общих критериев, так и создание единой типологии различных видов отклоняющегося поведения.

В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить несколько основных подходов к проблеме классификации поведенческих отклонений: социологический, правовой, педагогический, клинический и психологический.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

  1. в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
  2. по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
  3. по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
  4. по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
  5. по длительности — единовременные и длительные;
  6. по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания (20). Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до двух лет; средней тяжести с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно-наказуемыми на территории России в настоящее время. В данном разделе УК преступления делятся на следующие группы:

  • преступления против личности (против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних);
  • преступления в сфере экономики (против собственности; в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях);
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка (против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления);
  • преступления против государственной власти (против основ конституционального строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления);
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира, безопасности человечества.

Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы содержат перечень различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. В педагогике понятие «отклоняющееся поведение» нередко отождествляется с понятием «дезадаптация», а его носитель — с термином «трудный ученик». В свете основных педагогических задач, воспитания и обучения учащихся, отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. К поведенческим девиациям, проявляющимся непосредственно в учебном процессе, могут относиться: гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздания, невыполнение школьных правил, прогулы уроков), агрессивное поведение, курение, хулиганство, ложь, воровство.

Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), нехимические аддикций (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикций), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

  • F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
  • F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);
  • F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
  • F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. Например, рубрика «Патологическое воровство (клептомания)» в международной классификации болезней содержит следующие диагностические признаки:

  • два или более случаев воровства без видимых мотивов или выгоды для индивидуума или другого лица;
  • индивидуум описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него.

Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста: F90 — гиперкинетические расстройства; F-91 — расстройства поведения (F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F-91.1 — несоциализированное расстройство поведения; F-91.2 — социализированное расстройство поведения; F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение; F-91.8 — другие; F-91.9 — расстройство поведения, неуточненное); F-92 — смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 — расстройство социального функционирования; F-95 — тикозные расстройства; F-98.0 — неорганический энурез; F-98.1 — неорганический энкопрез; F-98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте; F-98.3 — поедание несъедобного; F-98.4 — стереотипные двигательные расстройства; F-98.5 —заикание; F-98.6 — речь взахлеб. Данные поведенческие расстройства диагностируют при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее шести месяцев.

В дополнение к основной систематизации используются и более частные классификации. Расстройства поведения в детском возрасте подразделяют на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, не проявляют признаков эмоциональных расстройств, совершая антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими детьми и семьей; для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Девиантное поведение подростков широко освещается в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, исследователи указывают на ведущую роль его социально-психологических детерминант.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Рядом авторов выделены три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, злоупотребление наркотиками), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные девиации (например, попрошайничество).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (19) делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение авторы, в свою очередь, делят на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения выделяются: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства; конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентировано исключительно на внешние авторитеты; нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности; фанатическое выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам; аутическое проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

В психологической литературе можно встретить и другие классификации, например, основанные на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и характер негативных последствий отклоняющегося поведения. В соответствии с перечисленными признаками мы выделяем три группы девиантного поведения:

  1. антисоциальное (внешнедеструктивное);
  2. асоциальное (смещенно-деструктивное);
  3. диссоциальное (аутодеструктивное).

Антисоциальное (внешнедеструктивное) — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействие, запрещенные законодательством в форме антидисциплинарных, противоправных и антиобщественных деяний. В ряде случаев антисоциальное поведение ассоциируется с противоправным и делинквентным.

Асоциальное поведение (смещенно-деструктивное) — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Данное поведение регулируется социальными группами и морально-нравственными нормами (религиозные нормы, профессиональные требования, профессиональная этика, школьные правила и т. д.). Асоциальное поведение взрослых может проявляться в следующих формах: нарушение профессиональной этики, агрессивное поведение, сексуальные девиации, бродяжничество, иждивенчество, вымогательство, проституция и др.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. В выраженной форме асоциальное поведение совпадает с легкими формами антисоциального поведения и нередко также обозначается как делинквентное.

Диссоциальное (аутодеструктивное) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), нехимические аддикций (игровая, компьютерная, интернет-зависимость и пр.), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Таким образом, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение» с двумя противоположными направлениями — на себя или на других. По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — диссоциальное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Особое место в ряду девиантологических классификаций занимают так называемые многоосевые подходы. В. В. Ковалев на примере противоправного поведения выделяет три оси и соответствующие им формы девиаций:

  1. на социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное и противоправное поведение;
  2. на клинико-психопатологической оси — непатологические и патологические формы;
  3. на личностно-динамической — реакции, состояние и развитие.

В. Д. Менделевич дифференцирует типы и формы девиантного поведения. К типам относятся:

  1. делинквентный (асоциальный и антисоциальный);
  2. аддиктивный;
  3. патохарактерологический;
  4. психопатологический;
  5. связанный с гиперспособностями.

При этом отдельными формами девиантного поведения являются: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление психоактивными веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикций); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение. Каждая из форм может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

Определение девиаций

Девиация – это в психологии отклонение от стандарта. Это нарушение норм существования и деятельности человека. Это протест против установленных правил. Девиацией является отказ человека от следования стереотипам, таящий угрозу для окружающих и для самого человека. Противоположным понятием для девиации выступает конформность.

Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка

В условиях социума девиации проявляются невежеством, наркоманией, алкоголизмом, клептоманией, революционными актами. Причиной девиаций являются трудности социализации индивида.

Внимание! Девиации бывают не только отрицательными, но и положительными. Так, например, к положительным девиациям относят проявление творческих способностей, одаренность, инновации в той или иной сфере. Однако как негативные, так и положительные девиации вызывают настороженное, неодобрительное отношение со стороны окружающих.

Причины возникновения девиации у личности

Типы конфликтных личностей — что это такое и их характеристика

Среди основных причин девиантного поведения выделяются:

  • Гормональная буря и половое созревание. Эти процессы могут сопровождаться эмоциональными вспышками, патологиями полового влечения, неуверенностью в себе, адаптационными трудностями, импульсивностью, быстрой сменой настроения, ранним чувством взрослости.
  • Болезненное восприятие критики. Ситуация усугубляется скачкообразным характером физиологического развития подростка: из-за внешней непропорциональности, угловатости, прыщей подростки комплексуют и могут не контролировать свои реакции, если речь заходит об их внешности.
  • Жестокое обращение с подростком со стороны сверстников или родителей.
  • Акцентуации характера, негативные личностные черты.
  • Наличие задержки психического развития или психопатологий.
  • Подростковое упрямство, стремление ребенка доказать всем, чего он на самом деле стоит и на что способен. Подростки яростно отстаивают право на свободу и самостоятельность.
  • Стремление к расширению круга друзей.


Подростковая компания

  • Генетическая предрасположенность. Неблагополучная обстановка в семье, воспитание ребенка в неполной семье создают условия для деформации нравственных устоев подрастающего человека.
  • Бесконтрольность школьника, малое участие родителей в жизни подростка. Часто слабый контроль со стороны родителей приводит к тому, что подросток рано пробует алкоголь и начинает курить. Это чревато тем, что возрастает риск употребления подростком психотропных веществ. Подростки не могут отказаться от сигареты, стопки или наркотиков, так как сверстники для них много значат. Кроме того, подростки пробуют запрещенные продукты из любопытства, полагая, что смогут в дальнейшем полностью от них отказаться, если захотят.

Симптоматика и признаки девиантного поведения

Насилие над детьми — что это такое

Поступки, отклоняющиеся от нормы, характеризуются следующими признаками:

  • Трудности социальной адаптации;
  • Переход противоправных поступков в стойкую модель поведения;
  • Разрушающий или самоповреждающий характер действий человека;
  • Поведенческие реакции девианта вызывают негативную оценку и осуждение окружающих.

Внимание! Девиации нельзя приравнивать к попыткам самовыражения, называть эксцентричностью и объяснять индивидуальными особенностями. В отличие от других личностных и возрастных особенностей, они всегда приносят вред самому человеку и социуму.

TopPsychologia

Психопатологический критерий

используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные

и патологические

в значении «здоровье – болезнь». В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией. Лечение аллергии в санаториях краснодарского края san-lab.ru.

Следующий, социально-нормативный, критерий

имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. В соответствии этим критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем.

Последний, индивидуально-психологический, критерий

отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.

Определение понятия

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность. Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Страницы: 2

Типы коммуникаций. Вербальная коммуникация В вербальном общении обычны два варианта речи — устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает ра …

Методика изучения понимания ребенком предлога Подготовка исследования Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см. Проведение исследования . Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий: 1. Достать карандаш из коробки 2. Положить карандаш за коробку …

Базовые приемы группового консультирования в различных подходах Существуют несколько теоретических подходов, которые имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании. Подходы Приемы Психоаналитический подход …

Классификация девиаций по виду подхода к проблеме

В научной литературе принято классифицировать отклонения в зависимости от подхода к их изучению.

Социально-правовой подход

Согласно социально-правовому подходу, к девиантным формам поведения относятся все поступки, за которые предусмотрено наказание, так как они расцениваются как нарушение закона. Они в праве признаются общественно опасными и подразделяются на дисциплинарные проступки, преступления и деликты.

Мера наказания за противоправные действия выбирается в зависимости от степени тяжести совершенного деяния. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления:

  • Легкой степени тяжести;
  • Средней степени тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Социально-правовой подход также разделяет преступления в зависимости от характера действий. Выделяются:

  • Преступления против личности;


Преступление против личности

  • Преступления против органов государственной власти;
  • Преступления против безопасности;
  • Преступления против воинской службы;
  • Экономические преступления.

Медицинский подход

Медицинский подход за основу классификации девиантного поведения берет физиологические особенности подросткового возраста, акцентуации характера и измерение нервно-психических отклонений, извращенные формы психобиологических потребностей. Сторонники этого подхода убеждены, что девиации в поведении не исчезнут сами собой, нужно обращаться за помощью к специалистам.

Согласно медицинскому подходу, принято выделять такие формы отклоняющегося поведения, как:

  • Психическая неустойчивость, проявляющаяся в ярком эмоциональном реагировании;
  • Исступленный гнев;
  • Различные фобии;
  • Гиперактивность;
  • Воровство;
  • Склонность ко лжи;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Негативизм;
  • Бродяжничество.

Психологический подход

В основу классификации девиантного поведения в психологическом подходе положены социально-психологические характеристики его разновидностей. Психологи выделяют такие типы девиантного поведения, как:

  • Негативный тип (употребление наркотиков, спиртных напитков);
  • Позитивный тип (все виды творчества и позитивного самовыражения подростков);
  • Социально-нейтральный тип (попрошайничество).

Психологические классификации отклоняющегося поведения

Поведенческая норма и отклонения в поведении

3. Психологические классификации отклоняющегося поведения

Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Психологические классификации выстраиваются на основе критериев:

— вид нарушаемой нормы;

— психологические цели поведения и его мотивация;

— результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

— индивидуально — стилевые характеристики поведения.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. В психологической литературе можно встретить и другие классификации отклоняющегося поведения.

Классификация поведенческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение — поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию людей.

У подростков преобладают следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.

Асоциальное поведение- это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультуральные девиации.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение- это поведение, отклоняющиеся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и другое.

В детском возрасте имеет место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное — асоциальное — саморазрушительное – самоубивающее

В жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.

4. Характеристика отклоняющегося поведения

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

— подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

— видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

— уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

— внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

— ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Ребенка, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Заключение

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Правильная организация свободного времени способствует улучшению здоровья и физического развития ребенка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М., 1989.

1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

3. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

4. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

5. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.,1997.

7.Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).- М.,1998.

8. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М.,1996.

Поведенческая норма и отклонения в поведении

Информация о работе «Поведенческая норма и отклонения в поведении»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 14376 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих

158333

17

14

… склонных к конфликтам и отклонениям в поведении, было проведено комплексное психологическое тестирование военнослужащих по призыву. Объект исследования: отклонения в поведении военнослужащих. Предмет исследования: конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих. Цель исследования: экспериментально показать влияние конфликтов на совершение отклонений в поведении …

Девиантное поведение личности в организации

46466

4

1

… на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее. Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям. Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю – от Египта …

Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников

49060

3

0

… предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненной ситуации в школе). 1.3 Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия — …

Социальные нормы и отклонения

56078

2

0

… В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Можно выделить два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид …

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.


Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Timepsyhology

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К. К. Платонов). Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. При поведении, связанном с гиперспособностями — игнорирование реальности. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

• агрессия

• аутоагрессия (суицидальное поведение)

• злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.)

• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание)

• аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии)

•сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм религиозный, спортивный, музыкальный и пр.)

•сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний — клептомания, дромомания и др.)

•характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.)

•коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.)

• безнравственное и аморальное поведение

Страницы: 4

Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка Сиблинговая позиция – (от англ. sibling брат или сестра) стратегия поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования инд …

Управление конфликтами: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение. Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам: 1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать) 2. даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно …

Локализация высших психических функций в коре головного мозга 1. Мозг как субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. 2. Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. 3. Локализация …

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать. Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.


Коррекция отклонений

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: