Каким бывает пищевое поведение? Мифы и варианты сопротивления


Виды локуса контроля:

Склонность человека считать, что на его жизнь, поступки и решения оказывают первостепенное влияние внешние факторы, которые также являются причинами достигнутых результатов (успехов или неудач) – это внешний локус контроля

или
экстернальность
.

Свойство оценивать причины последствий принятых решений и сложившейся жизненной ситуации, исходя из внутренних факторов (прилагаемые усилия, знания, навыки и имеющийся опыт, собственные качества и характеристики и так далее) – это внутренний локус контроля

или
интернальность
.

Эмоциогенное пищевое поведение

Самый важный и интересный тип. Встречается очень часто.

Если цифра гораздо выше, то это говорит о том, что нам сложно контролировать свой аппетит и есть желание поесть вкусной еды, когда мы находимся в буйстве своих страстей.

  1. Работайте с эмоциями. Сказать то просто, всего 2 слова «Работайте с эмоциями», а на практике, это крайне сложно сделать. Есть нации, которые очень бурно выражают свои чувства, итальянцы например. А мы, Россияне, не самые эмоционально-открытые люди. Но когда мы не понимаем, что мы чувствуем, тогда и не знаем, как безопасно выйти из этого состояния. Проще всего, тупо «заесть!» Мы не привыкли работать со своими чувствами, нас этому не учили с детства. Это состояние у нас часто на языке: «У меня от тебя голова болит. Уже тошнит от вас. Или, меня просто мутит от этой ситуации». Получается, что мы заводимся и снимаем стресс перееданием.
  2. Придумывайте себе вознаграждения. Например: поход в Спа-центр, почитать интересную книгу, встретится с близкими людьми, поехать на 1 день в путешествие. Какие у нас традиции? Что-то сделали, ну что, пойдем, отметим? Как мы отметим, с подружками пойдем в бассейн что ли?
  3. Избегайте вредной, высококалорийной еды. Все равно нам хочется чего-нибудь вкусного, правда? Кушайте больше фруктов!
  4. Уделяйте внимание сну и расслаблению. Без должного внимания к циклам: напрягся-расслабился, не удастся быть в психологическом балансе. Когда мы только идем в гору, все время в гору – это хронический стресс, который невероятно нас истощает. Если мы вовремя не расслабляемся и не умеем правильно выйти из такого состояния, ничего кроме как заедать и не остается.
  5. Занимайтесь спортом. Он хорошо помогает справляться со стрессом, улучшает чувствительность наших клеток к нужным гормонам.

Экстернальный и интернальный типы личностей:

Как правило, экстерналы

– это люди, склонные к внешнему локусу контроля, они более агрессивны, тревожны, не уверены в своих силах и боятся брать на себя ответственность, стремясь отложить выполнение задач. Постоянным их спутником является мысль, что от них совершенно ничего не зависит и они покорно плывут по течению.

Интерналы

– индивиды с внутренним локусом контроля характеризуются уравновешенностью, склонность к самоанализу, знанием своих положительных и отрицательных черт, настойчивым стремлением достичь поставленных целей. Они верят, что способны влиять на ситуацию и изменять ее в своих интересах.

Смоделируем ситуацию: Деловые переговоры прошли неудачно, сделка не была заключена.

  • Экстернальный тип личности не способен признать наличие своей вины и постарается объяснить неудачу влиянием внешних факторов: «Руководитель дал мало времени на подготовку, юридический отдел подготовил контракт с невыгодными для партнеров условиями»
    .
  • Интернальный тип личности не станет искать оправдания и обратится к поиску внутренних причин: «Мне не хватило твердости характера, чтобы настоять на своем, я был недостаточно убедителен, я не смог должным образом подготовиться к встрече»
    .

Интерналов или экстерналов в чистом виде практически не существует, в любом человеке сочетаются доля уверенности в себе и своих талантах, и доля психологической зависимости от внешних факторов, их соотношение примерно 50/50.

Ограничительное пищевое поведение

Оно показывает, как мы контролируем количество пищи. Думая постоянно о том, как бы не съесть лишнего или не то, что нужно, мы загоняем себя. Потому что в таком жестком режиме, очень тяжело долго находится. Правда? И выход всегда один: срыв, переедание, набор веса.

Если же наоборот, цифра крайне низкая, это говорит о том, что мы себя плохо контролируем.

Мы хотим уже завтра увидеть приятное на весах, ведь так? Здесь важно не торопиться, просчитать время до победы. Определить, сколько лишнего веса, составить план на несколько месяцев, до какой цифры мы идем за 1, 3, 6, 12 месяцев. Чтобы была адекватность ожидания.

Практическая польза:

Знание своего локуса контроля способно дать в руки очень эффективный инструмент для совершенствования, самоанализ, понимание своих сильных и слабых сторон, изменение отношения к происходящему с вами – мощный толчок к личностному росту и развитию.

Иногда достаточно поверхностного анализа, наверняка, пока вы читали данную статью, вам удалось заметить сходство с одним из типов личности.

Преобладание экстернальных черт говорит о необходимости научиться брать на себя ответственность за происходящее, быть проактивнее, видеть свой вклад помимо внешних влияний.

Склонные к интернальности люди должны стремится к пониманию, что невозможно держать под контролем абсолютно все, тем более не все в этом контроле нуждается, никто не способен все знать и уметь.

Достижение баланса этих черт – залог гармоничного развития личности.

Общение и социальное познание

10.1. Понятие об общении

Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».

До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Андреева, 1976. С. 76).

Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены «несколько основных параметров» процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин, 1971. С. 221).

В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход «нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения» (Парыгин, 1999. С. 342).

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д.

Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.

В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):

  1. Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
  2. Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
  3. Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
  4. Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
  5. Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
  6. Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.

Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.

Экстернальный тип поведения

Достаточно распространенный тип.

Мы больше склонны переедать, когда не одни, когда много вкусной еды, красиво накрыт стол, пахнет свежей выпечкой, все в приподнятом настроении и аппетитно едят. Как тут подготовиться?

  1. Выяснить для себя эти ситуации, чтобы понимать – где мое слабое место? «Когда меня приглашают в гости, где будет «пирушка», то тогда я не буду голодной, я плотно позавтракаю. Если ко мне приходят гости, я накрою стол, чтобы на нем было все необходимое, полезное и вкусное: много свежего салата, фруктов, если мясо или рыба, то без обжарки. Из алкоголя поставлю не только крепкие напитки, но и сухие вина».
  2. Не только сидеть за столом, но и провести активно время. Потанцевать, поиграть в игры, повеселиться, интересно рассказать последние новости.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: