Речь как высшая психическая функция и функциональная система


Понятие о высших психических функциях

Определение 1
Высшие психические функции — это сложные психические процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и обладают произвольным характером осуществления.

Одним из первых исследователей введшим понятие высших психических функций в отечественную психологическую науку, был Лев Семенович Выготский. Он создал классификацию высших психических функций, которая включает в себя следующие элементы:

  • логическая память;
  • целенаправленное мышление;
  • творческое воображение;
  • произвольные действия;
  • речь, письмо, счет;
  • движения и перцептивные процессы.

Одной из важнейших характеристик высших психических функция является их опосредованность различными «психологическими орудиями» — определенными знаковыми системами, которые являются продуктами развития человеческого общества на протяжении многих веков. Ведущую роль среди так называемых «психологических орудий» имеет речь, процесс развития которой напрямую влияет на формирование высших психических функций человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Высшие психические функции 420 руб.
  • Реферат Высшие психические функции 220 руб.
  • Контрольная работа Высшие психические функции 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сущность высших функций психики

Считается, что высшие психические функции (ВПФ) своим появлением обязаны натуральным психическим функциям. Каждый психический процесс происходит на двух уровнях — «натуральном» и «высшем»: неосознанное – осознанное, неопосредованное знаками –опосредованное знаками, непроизвольное – произвольное, биологическое – культурное и т.д. Различие между высшими и низшими психическими функциями имеет методологическое значение, поскольку определяет неоднородность (гетерогенность) психики, а сам психический процесс характеризует с точки зрения качественных изменений.
Понятие высших психических функций характеризует специфические процессы, происходящие с человеческой психикой. К ним относятся речь, мышление, память, восприятие. Впервые понятие ВПФ было определено в середине XIX века Вильгельмом Максимилианом Вундтом, немецким врачом, специалистом по человеческой физиологии и экспериментальной психологии.

В России основателем теории о высших психических функциях считается психолог Лев Семенович Выгодский, его последователями в этом направлении стали исследователи: нейропсихолог Лурия А.Р., психологи Леонтьев А.Н, Запорожец А.В, Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я., именуемые «кругом Выгодского». Эти исследователи дали более широкое объяснение понятию ВПФ.

Строение высших психических функций.

Согласно учению Л. С. Выготского слово является тем самым знаком, «психологическим орудием», благодаря которому происходит процесс построения сознания человека.

Слово (знак) играет важнейшую роль в структуре высших психических функций. Оно является основным средством опосредования между актами деятельности, совершаемыми человеком.

Высшие психические функции представляют собой иерархично выстроенную систему со строгим подчинением составных частей. Следует отметить, что система высших психических функций не статична, она меняется и развивается на протяжении всей жизни человека. Это как внутренние изменения частей, из которых она состоит, так и изменения отношений между ними.

Роль среды в развитии ребенка

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Отличительные свойства высших психических функций

Можно выделить следующие свойства ВПФ:

  • произвольность, для данного свойства характерно самостоятельное управление человеком своими психическими функциями, постановка целей и задач, с последующим их решением. Высшие психические функции являются произвольными по способу осуществления. Именно благодаря этому свойству у человека есть способность осознания своих функций и осуществления деятельности в соответствии с поставленными целями и в определенном направлении с предвосхищением возможного результата. Помимо своеобразного планирования деятельности человек также способен к анализу собственного опыта и коррекции поведения и деятельности на основе мониторинга. Благодаря свойству произвольности человек способен к целенаправленной деятельности с преодолением возможных препятствий и с приложением необходимых усилий.
  • осознанность высших психических функций, это свойство тесно связано с произвольностью и является его дополнением;
  • опосредованность высших психических функций, основными компонентами которой выступают способность к символической деятельности и действиям с символами и знаками. Все возможные опознавательные признаки явлений (слово, образ, число и т.п.) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом ключе процесс мышления представляет собой яркий пример процесса оперирования символами, а творческое воображение – оперирования образами. В процессе функционирования высших психических функций формируются основные познавательные и эмоционально-волевые части осознания: значения и смыслы образов и символов;
  • социальность высших психических функций, которая определяется их происхождением. Свое развитие это свойство получает в ходе взаимодействия людей друг с другом. Источником их возникновения выступает процесс интериориризации или переноса принятых социальных форм поведения во внутренний план;
  • системность высших психических функций.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Выделение понятия впф

В 1920 – 30-х годах культурно-историческая теория Выготского сформировалась под влиянием положения марксистской философии об определяющей роли орудийного труда в процессе антропогенеза. Выготский продолжил развитие идеи о связи орудийной и знаковой (речевой) деятельности.

Отличительной особенностью человека является его способность к преобразованию среды средствами, накопленными и выработанными в рамках культурной традиции. Культурный опыт сохраняется и передаётся от поколения к поколению не только в виде изготовленных орудий, но, главным образом, посредством знаковой речи, фиксирующей накопленный опыт.

Если внешняя среда преобразовывалась с помощью материальных орудий, собственная психика также осваивалась человеком с помощью орудий, только психических – знаков. Знак не только подменяет собою конкретный предмет или действие, но выполняет также и функцию обобщения, формируя понятия. Мир, таким образом, как бы раздваивается на вещественный и «обозначенный» в сознании, что открывает дорогу мышлению как «внепрактическому» познанию.

Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

Особенности возникновения и развития высших психических функций

Высшие функции имеют ключевое отличие от врожденных, неопосредованных низших психических функций. Они формируются только в условиях социальных, опосредованных, произвольно управляемых и объединенных в систему.

Окружающая среда и общество вокруг выступают для высших психических функций в качестве основного источника развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции берут свое начало в детском возрасте, в качестве формы коллективного поведения ребенка и взаимодействия с окружающими людьми (родителями, воспитателями, ближайшим окружением) и в процессе развития личности ребенка становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Примером может служить речь, которая является основным средством общения людей друг с другом. Первоначально речь ребенка выполняет свою прямо функцию передача информации другому человеку и лишь с течением времени она переходит во внутренний план и выполняет интеллектуальную функцию.

Речь как основное психическое понятие его свойства и функции

Татьяна Бирулина

Речь как основное психическое понятие его свойства и функции

Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции

Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи языковых конструкций, в создание которых заложены определенные правила.

Следует отметить, что данное понятие изучается в русле нескольких дисциплин, поэтому нет чётко сформулированной и окончательной его трактовке.Лингвисты толкуют это слово более узко: речь – это знание и умение человека пользоваться естественным языком. В общей психологии речь – это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств.К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.

Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Благодаря речи человек познаёт окружающий мир, делиться своим опытом и знаниями с другими людьми, как своего, так и последующих поколений. Именно речь обуславливает механизм развития мышления.

По мнению И. П. Павлова, речь – это отличительная особенность человеческого мышления, поскольку предоставляет возможность отвлечься от действительности и обобщения.

Речь (как устная, так и письменная)

обладает рядом характерных признаков,среди которых:

1) содержательность, заключающаяся в количестве выраженных в речи мыслей, образов и чувств, их значительности и соответствия действительности;

2) понятность, достигаемая синтаксически верным построением предложений, применением по необходимости пауз и логического ударения для выделения слов;

3) выразительность – эмоциональная насыщенность, яркость, энергичность речи, разнообразие и богатство языковых средств;

4) действенность – влияние речи на поведение и убеждения других людей, их мысли, чувства и волю.

Формы речи – «это типовые способы структурно-семантической организации речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств построения речевых сообщений».

В общей структуре речевой деятельности существуют три формы: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.

Следует отметить, что в общей психологии и специальной педагогике формы речи классифицируются по-разному, в зависимости от рассматриваемых критериев.

На основании характера используемых средств выражения мысли выделяются устная речь (реализуется звуковыми средствами, кинетическая речь (включает выразительные жесты и позы, употребляется чаще всего совместно с другими формами речи) и письменная речь.

По уровню проявления различается речь внешняя (слышимая, артикулируемая, скрытая речь («про себя»

, внутренняя
речь (свёрнутая и преимущественно предикативная)
.

По степени активности индивида в планировании и производстве речевой деятельности речь делится на активную (планируемую полностью самостоятельно, реактивную (собеседник-партнер частично и опосредованно принимает участие в планировании) и автоматизированную (с полным отсутствием планирования)

.

Исследователями выделяется несколько основных функций, выполняемых речью.

1. Коммуникативная – основная функция речи, проявляющаяся в передаче информации от одного человека к другому или группе лиц. Происходит обмен словами, которые воспринимаются как отдельные понятия, содержащие в себе определенные знания.

Данная функция подразумевает, что люди применяют речь в различных видах совместной деятельности как организующее средство.

Коммуникативная функция речи подразделяется на две подфункции: сообщения, когда человек высказывает своё мнение по какой-либо проблеме или характеризует своё отношение к какому-либо предмету, и побуждения к действию, результативность которого зависит от эмоциональной выраженности речи.

2. Регулирующая функция речи (была выделена Л. С. Выготским и изучалась А. Р. Лурией и другими психологами) реализуется в сознательных формах психической деятельности человека – так называемых высших психических функциях, носящих произвольный характер. Проявляется данная функция в том, что люди используют речь для регуляции поведения других людей, а также для овладения собственным поведением, применяя к нему те же стимулы-знаки. Именно благодаря внутренней речи человек способен овладеть своими произвольными действиями.

3. Программирующая функция речи заключается в «построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий».

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека, это язык в действии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: