Как это работаетВсё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета

Из мира знаменитых

Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.
Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.

Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.

Синестезия (от греч. synáisthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.

По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:

  • зрительная (фотизмы);
  • слуховая (фонизмы);
  • вкусовая;
  • осязательная и прочее

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии — в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.

Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой. Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.

Барон-Коэн согласен с тем, что на формирование этого явления влияют не только гены, но и обстановка, окружающая среда. Вот только он считает, что нужно еще научиться отличать истинную от ложной. Так, например, не стоит считать синестезией цветовые пациента, ослепшего за 5 дней, ведь они напоминают это явление лишь внешне.

Синестезия

Вера Винниченко «Квантик» №3, 2020

Русский художник Василий Кандинский обладал удивительной способностью видеть звуки. Услышав на концерте музыку австрийского композитора Арнольда Шёнберга, он вернулся домой и под впечатлением всего за два дня написал картину «Импрессия III». Позже в своём дневнике он так описывал рождение зрительных образов: «Скрипки, басы, духовые инструменты воплощали в моём восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».

Рис. 1. Василий Кандинский. Импрессия III. 1911 год («Квантик» №3, 2020)

Рис. 1.

Василий Кандинский. Импрессия III. 1911 год

Похожие причуды были обнаружены у многих знаменитых людей. Композитор Людвиг ван Бетховен называл тональность ре-мажор «оранжевой». Японская пианистка Хироми Уэхара никогда не говорила музыкальными терминами, она объясняла своим ученикам цветами: «Играй красный» — когда нужно сыграть ярко, «Играй синий» — когда надо было показать грусть. Физик Ричард Фейнман видел свои формулы в цвете. Патрисия Линн Даффи, написавшая книгу о синестезии, в детстве сказала отцу: «Я поняла — чтобы сделать „R“, мне нужно сначала написать „P“, а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку». Знаменитый парфюмер Фредерик Маль всегда ощущал цвет создаваемого аромата. Парфюмеры также часто описывают ароматы через звук («он пронзительно звучит»), геометрию («у него округлая форма»), вкус («сладкий аромат»), текстуру («мягкий аромат»).

Эти странности нужно было назвать каким-то научным словом, чтобы не стыдно было их изучать. Поэтому учёные предложили серьёзный термин — синестезия

(от древнегреческого
син
— ‘вместе’ и
эстезис
‘ощущение’): это феномен, при котором активация одной воспринимающей системы (например, слуховой) ведёт к отклику другой воспринимающей системы (например, зрительной). Учёные предположили, что мозг гениев работает как-то по-особенному, устанавливает связи между неожиданными событиями и явлениями. Стали активно изучать феномен синестезии. Оказалось, этот феномен встречается не только у гениев.

Согласно последним исследованиям британского психолога Джейми Уорда, около 4% взрослых людей являются синестетиками

. Самая распространённая синестезия — графемно-цветовая (когда у людей буквы вызывают цветовые ощущения, например, буква
А
— красная,
Б
— серая и т.д.). Также довольно часто встречаются синестезии, когда люди видят в цвете дни недели, цифры, времена года. Более редкие формы синестезии — когда буквы или слова вызывают вкусовые или тактильные ощущения. Например, один синестетик ощущает вкус хлеба, смоченного в томатном супе, когда слышит слово «это».

Как отличить синестетика от фантазёра? Самый распространённый метод — учёные просят испытуемых поставить в соответствие буквам (дням недели) цвета, а сами засекают, как много времени требуется человеку. Синестетикам требуется всего пара секунд. Люди без синестезии отказываются выполнять задание или делают это долго. Кроме того, учёные повторяют эксперимент через неделю, месяц, год. Взрослые синестетики выбирают те же самые цвета, взрослые без синестезии каждый раз выбирают разные цвета. Вычислить ребёнка-синестетика не так просто. В 2013 году учёные выяснили, что у шестилетних синестетиков постоянные цвета имеют только 35% букв. И только к 11 годам соответствие букв и цветов становится устойчивым.

Одна из гипотез состоит в том, что синестезия — это ассоциация (от лат. associare

— ‘соединять’). Натан Витхофт и его коллеги обнаружили, что синестетики, рождённые в 1970–1985 годах, чаще всего выбирают вполне определённые цвета букв. Эти цвета соответствовали набору детских магнитных буковок , впервые выпущенных в 1966 году. Иначе говоря, в детстве, когда ощущения были особенно яркие, испытуемые играли с цветными буквами-магнитиками. И когда они стали взрослыми, всякий раз, как только испытуемые видели букву, её цвет невольно воспроизводился в их памяти.

Рис. 2. Эксперимент Натана Витхофта («Квантик» №3, 2020)

Рис. 2.

Эксперимент Натана Витхофта.
Слева
— набор буковок «Фишер-Прайс»,
справа
— цветовые ассоциации 400 синестетиков, рождённых в 1970–1985 гг. Фото: PLOS One

Не в обиду доктору Витхофту, принцип ассоциации сформулировал ещё Аристотель, живший в 384–322 годах до н. э. Аристотель полагал, что если ощущения А

и
В
совпали по времени, то впоследствии одно будет непроизвольно вызывать в памяти другое. Так что вряд ли Аристотель удивился бы, встретив синестетика.

Для чего нужна синестезия? Некоторые исследователи полагают, что она может облегчать распознавание похожих символов. Например, стоит такая задача: как можно быстрее отыскать двойки среди пятёрок. Синестетик справляется с задачей быстрее.

Рис. 3. Тест на выявление синестезии («Квантик» №3, 2020)

Рис. 3.

Тест на выявление синестезии. Фото: Edhubbard (en.wikipedia.org)

Доктор Нейр и доктор Бранг предположили, что синестезия существует в скрытом виде у всех людей. В 2020 году они спровоцировали синестетические переживания у несинестетиков с помощью простой процедуры. Они заставили своих испытуемых сидеть в кромешной темноте и подавали звуки через разные промежутки времени. Если испытуемый при этом ощущал какой-то свет, он должен был нажимать на кнопку. У 24% испытуемых звуки в темноте вызывали ощущение вспышек света, появление серо-голубых вкраплений, исчезающего белого цвета и т.п.

Автор настоящей статьи долгое время считала, что все люди на Земле являются синестетиками. В детстве мы сильно поссорились с братом, потому что он утверждал, будто буква «А» синяя, хотя мне было очевидно, что она красная. У мамы буква «А» была тоже красная, а папа авторитетно заявил, что буква «А» цвета не имеет, но пахнет персиком.

Художник Екатерина Ладатко

Виды синестезии

При синдроме синестезии наблюдается слияние ощущений

различного типа. При раздражении одной сенсорной системы, раздражается и другая, которая в норме не должна отвечать на этот стимул. Например, синестет, слыша мелодию, может видеть перед собой геометрические фигуры различных цветов (звук воспринимается не только посредством слуха, но и зрения).

Ревность пахнет носками: как ощущают мир синестеты
Синестезия – это смешанное восприятие
, когда одновременно в сознании рождаются несколько разных ощущений.

У человека есть пять органов чувств

, посредством которых он воспринимает мир и соответствующие им
ощущения:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • вкусовые,
  • обонятельные,
  • осязательные.

У синестета смешаны обычно два

из пяти видов ощущений. По этому основанию принято выделять несколько
видов синестезии:

  1. Смешение зрительного восприятия букв, цифр, слов (графем) с восприятием цвета называют графемно-цветовой синестезией
    . Это один из самых распространенных типов синестезии, часто сочетающийся с феноменальностью памяти, ведь цветовые ассоциации, рождающиеся при восприятии графемы, позволяют синестету быстро и надолго ее запомнить.
  2. Хромостезия
    , которую еще называют “цветной слух” – это смешение цвета и звука, когда, слыша звук, человек одновременно видит и какой-либо цвет. У многих выдающихся композиторов и музыкантов была хромостезия.
  3. При кинестетико-слуховой
    синестезие люди слышат определенные звуки, когда наблюдают за движением какого-либо предмета. И это не те звуки, которые могут быть следствием движения, это ассоциативные звуки.
  4. Синестеты с вкусовой синестезией
    могут во время слухового и зрительного восприятия объекта, почувствовать также его вкус.
  5. Если звук вызывает определенные тактильные ощущения (прикосновения), синестезия акустико-тактильная
    .
  6. Локализацией последовательностей
    называется синестезия, при которой человек наблюдает числовую последовательность в виде точек в пространстве.
  7. Очень необычный и редкий вид синестезии – эмпатия прикосновений
    . Синестет физически ощущает то же самое, что чувствует другой человек, находящиеся рядом с ним.

Ревность пахнет носками: как ощущают мир синестеты
Науке известны также многие другие удивительные и поражающие воображение виды синестезии и с каждым днем их становится все больше.
Известны примеры, когда у человека смешивались не два, а сразу три, четыре и даже все пять типов ощущений.

Такой человек жил в Российской империи (позже СССР) и звали его Соломон Шерешевский (1886-1958). Этот удивительный мужчина обладал феноменальной памятью и именно этот дар познакомил его с выдающимся отечественным психологом Александром Лурией (1902-1977). Исследования Лурии показали, что феноменальная память Шерешевского была обусловлена ничем иным как синестезией, объединяющей сразу все пять органов чувств.

Признание синестезии и её разновидности

Сам термин появился относительно недавно. Но не стоит полагать, что и сам феномен начал проявляться только сейчас. О его существовании известно ещё с давних времён. Первобытные люди не разделяли цвета и звуки, исполняя свои особые ритуальные танцы. А в конце девятнадцатого века описываемый в этой статье синдром стал довольно популярным в культурной сфере.

Люди, являвшиеся одарёнными, способны были соединять звуки и цвета, а также совмещать зрительные и вкусовые ощущения. Таким образом, деятели искусства могли получать вдохновение в простых ситуациях, синтезируя полученные впечатления и ощущения в последующие творения.

Но синестезия пользовалась популярностью не только у деятелей искусства. Ею активно интересовались врачи, которые действительно видели важность исследования данного уникального синдрома. Современная медицина разделила синестетические импульсы на несколько разновидностей:

  1. Цветной слух. Такая разновидность синестезии может проявляться у композиторов либо у музыкантов. Их способность заключается в том, что им легко удаётся «окрашивать» звуки в определённые цвета;
  2. Слуховая синестезия. Люди, относящиеся к данной категории синестетов, имеют весьма интересную способность представлять звуки в момент созерцания какого-либо предмета;
  3. Синестезия вкусовая. Уникум, обладающий такой разновидностью синестезии, способен ощущать вкусовые качества объекта посредством зрения или слуха. В качестве примера можно привести ощущение вкуса при прослушивании какой-либо мелодии;
  4. Проецирующая синтезия, а также синестезия ассоциирующая. Проецирующая синестезия представляет собой интересный феномен, при котором его обладатель просто неспособен связать чувственные ощущения с возникающими предметами. То есть, к примеру, созерцание холодной воды может вызвать у них совершенно любые образы. Ассоциирующая синестезия противоположна той, которая была указана ранее. При виде определённого объекта у обладателя синестезии ассоциирующей будет возникать соответствующее впечатлений, которое отложило отпечаток в подсознание индивида. Например, та же холодная вода у этих уникумов будет ассоциироваться с синим цветом.

Как развивать синестезию С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…. «Мир исполнен соучастий

Природа — нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

«Мир исполнен соучастий. Природа — нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации:
«Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»
для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Синестезия как стилистическое средство в русском и английском художественном дискурсе

Известно, что за получение нами информации об окружающем мире, на основании которой мы строим представления о предметах и явлениях, отвечают пять органов чувств. Каждый из них представляет определённую сферу чувствительности – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. На протяжении долгого времени считалось, что все они работают независимо друг от друга. Однако благодаря некоторым механизмам восприятия информация, поступающая от различных органов чувств, может взаимодействовать и переплетаться. Одной из форм такого взаимодействия, при которой модальности ощущений «работают вместе», дополняя друг друга, называется синестезией

. Синестезия (от греч.
synaisthesis
– «смешанное ощущение») – это «такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, – например, при цветном слухе качества зрительной сферы – на слуховую» [6, с. 593].

Несмотря на то, что синестезия изначально является психофизиологическим феноменом, с 80-х гг. XIX века ей активно интересуется и языкознание. В настоящей статье будут рассмотрены механизмы функционирования синестезии в языке, а также рассмотрены примеры её использования. В контексте лингвистики под термином «синестезия» обозначается как сам процесс межчувственных ассоциаций, так и его результаты» [3], то есть лексические или фразеологические единицы, построенные на переносе обозначений ощущений от одного органа чувств на другой.

Многие ученые, в частности Е.В. Клюев, относят синестезию к тропам метафорического типа. Однако синестезия выделяется среди остальных тропов, построенных на ассоциациях по сходству (например, аллегории, оксюморона, метафоры и других), тем, что представляет собой языковое явление, задействующее «…сразу несколько областей чувств – скажем, зрение и слух или вкус, обоняние или осязание, плюс прочие самые разнообразные комбинации» [4, с. 189].

Чем же так интересна синестезия для лингвистов? Американский лингвист Бенджамин Уорф полагал, что «синестезия, или возможность восприятия с помощью органов какого-то одного чувства, явлений, относящихся к области другого, например, восприятие цвета или света через звуки, и наоборот, должна была бы сделаться более осознанной благодаря лингвистической метафорической системе, которая передает непространственное представление с помощью пространственных терминов» [10, с. 163]. Таким образом, мысли, чувства или звуки, за которые отвечает сфера непространственного восприятия, передаются с помощью лексем, обозначающих элементы пространственного, тем самым как бы приписывая нашим мыслям, чувствам, звуковым ощущениям свойства, изначально им не присущие – цвет, форму, контуры, структуру. Невозможно не согласиться с автором в том, что данное свойство синестетической метафоры сыграло огромную роль в искусстве.

С другой стороны, «синестезия – это своеобразный стилистический маркер, открывающий читателю специфику мировосприятия и мироощущения писателя и поэта, его видение окружающей действительности» [9, с. 102]. Использование синестетических метафор позволяет понять «внутренний мир поэта, особенности его мышления, его пристрастия, наклонности» [8]. Важность синестезии для литературы очевидна, ведь данный троп помогает создавать особенно яркие образы и передавать даже самые сложные чувства, а также даёт читателю представление о мироощущении автора. Синестетические метафоры часто содержат довольно «неожиданные» сочетания и таким образом «расширяют возможности текста, границы его восприятия» [7, с. 392].

Обратимся к примерам из художественной литературы. Русская поэзия Серебряного века богата синестетическими метафорами. Например, в стихотворении С. Есенина «Осень» можно встретить такое сочетание: «слышен синий лязг её подков

», у К. Бальмонта – «
флейты звук зорёвый, голубой
». У А. Блока – «
пролился звонко-синий час
». Известные строки В. Маяковского «
Я сошью себе чёрные штаны из бархатного голоса своего!
» также содержат в себе синестетическую метафору, так же, как и фрагмент из стихотворения А. Ахматовой «Слушая пение»: «
Женский голос, как ветер, несется / Черным кажется, влажным, ночным… / Заливает алмазным сиянием, / Где-то что-то на миг серебрит
». Такое изобилие синестетических метафор в произведениях поэтов Серебряного века можно объяснить прежде всего тем, что они являлись также представителями символизма, у которых «слияние чувств сводилось к поискам конкретных, нарочито детализированных соответствий» [11, с. 127]. «Синестезия и конкретно «цветной слух» представлялись символистами как знак высокой художественности, элитарности, эзотеричности, […] воплощая сущностные для символизма принципы единства искусства и панмузыкальности» [2]. К слову, активное использование синестезии для достижения художественных целей свойственно не только для русских символистов, но и для французов А. Рембо, чей сонет «Гласные», опубликованный в 1871 году, произвёл настоящий фурор и является классическим примером использования синестезии.

По мнению многих авторов, английский язык менее богат средствами передачи эмоциональных состояний; по мнению А. Вержбицкой, «русский язык уделяет эмоциям гораздо большее внимание, чем английский, и имеет значительно более богатый репертуар лексических и грамматических выражений для их разграничения» [1, с. 121]. Несмотря на это, примеры употребления синестезии также можно найти и у англоязычных авторов.

Примером употребления синестезии в английской литературе можно считать трагедию Уильяма Шекспира «Отелло»: Oh, beware, my lord, of jealousy! / It is the green-eyed monster that doth mock / The meat it feedson

. Сравнивая ревность с зеленоглазым монстром
,
автор выстраивает ассоциацию между чувством и цветом – продуктом зрительного восприятия. П.Б. Шелли также прибегнул к синестезии в произведении «Мимоза» (“The Sensitive Plant”):
And the hyacinth purple, and white, and blue, / Which flung from its bells a sweet peal anew / Of music so delicate, so soft, and intense, / It was felt like an odour within the sense.
Поэт создает образ цветка, используя межчувственный перенос, сравнивая его аромат с нежной музыкой. Наконец, синестетическую метафору использовал и Оскар Уайльд. Саломея, героиня одноимённой трагедии произносит следующие слова:
Speakagain,Jokanaan.Thyvoiceiswinetome
– автором используются лексемы, передающие вкусовые ощущения для описания звука голоса. А в пьесе «Идеальный муж» автор использует цвет для описания музыки:
IhavepromisedtolookinattheHartlocks’.I believe they have got a mauve Hungarian band that plays mauve Hungarian music”
. Автор использует лиловый цвет
(mauve)
, один из оттенков фиолетового, довольно блёклый, лишенный интенсивности и выразительности, и можно предположить, что именно с помощью этого синестетического сравнения ему удается передать отношение к самому оркестру и к музыке, которую музыканты исполняют.

С другой стороны, синестезию как стилисти­ческий приём можно встретить не только в литературе. Мы сами каждый день неосознанно использует синестетические сочетания, прочно укрепившиеся в нашем лексиконе, для описания окружающей действительности, например: кричащие цвета, низкий / высокий голос, тёплый / холодный цвет, резкий звук,

и т.д. Интересную мысль высказывают в своей статье «Синестезия и особенности её проявления» М.Н. Милеева и Т.Ю. Дудкова: они называют синестезию «психическим ископаемым», наследством, доставшимся от предков, которые воспринимали окружающий мир совершенно не так, как мы. Для доказательства данной гипотезы в статье высказывается предположение, что слова «воскресенье» и «понедельник» будут вызывать у людей разные цветовые ассоциации. Так, понедельник, по мнению авторов, будет ассоциироваться с тёмными цветами – чёрным, коричневым, тогда как воскресенье – исключительно со светлыми (белым, жёлтым, розовым). «Синестетическим атавизмом» считают авторы тот факт, что в английском языке в самих названиях дней недели часто заложены синестетические ассоциации: в слове
Sunday
компонент sun передаёт ассоциацию с чем-то ярким, тёплым и приятным, как солнце, тогда как в слове
Monday
заложена ассоциация с луной, сумерками, которые в свою очередь часто ассоциируются с печалью и тоской [5, с. 300].

Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что важность синестезии как языкового средства заключается главным образом в том, что она позволяет носителям языка закрепить в речи абстрактные понятия, являющиеся результатом взаимодействия ощущений и информации, полученной от различных органов чувств, продуктом ментальной и эмоциональной сферы, которые иначе недоступны непосредственному наблюдению.

Обнаружение синестезии:

Сам ребенок часто лишь во взрослом возрасте выказывает свою необычность. Ведь в детстве нам кажется, что все видят и воспринимают мир именно так, как и мы. И, конечно, буква «З» — всегда оранжевая, а цифра «7» — не может быть иной, кроме как фиолетовой (пример ощущения графемного синестетика), также окрашиваются целые слова, имена людей. На самом деле синестезией обладают столько, сколько себя помнят. Ощущения практически не изменяются со временем. Чаще открытие о своей особенности ребенок делает случайно. Например, в разговоре о каком-то имени он говорит, что оно не очень нравится ему, потому что «зеленое». После удивления окружающих выясняется, что только малыш считает его «зеленым», больше никто не видит его в цвете. Забавно, что у синестетиков одного вида очень мало совпадающих ассоциаций. Если у одного цифра 4 – синяя, то у другого она коричневая, у третьего красная. Все уверенны, что его цвет единственно верный и другого закрепленного именно за этой цифрой быть не может.

Синестезия в психологии: значение и применение термина

Мир полон неизведанных тайн. Одним из феноменов, которые до конца не изучены, является синестезия. Узнайте, что это такое — быть может, у вас тоже есть эта необычная способность.

Многие люди мыслят нестандартно и ощущают мир иначе. Это значит, что для них буквы могут пахнуть, музыка — иметь форму, а чье-нибудь имя — ассоциироваться со вкусом или цветом. Многие сравнивают это с экстрасенсорными способностями, но синестезия имеет совершенно иные механизмы действия.

Что такое синестезия

В упрощенном варианте синестезия — необычное нейрологическое изменение восприятия, при котором внешнее влияние на какую-то систему восприятия заставляет работать другую систему. Например, прослушивание музыки вызывает некие вкусовые или визуальные ощущения. Это не психическое расстройство, как выяснили ученые. Это простой феномен, механизм действия которого ясен, но причина появления неизвестна.

Видов синестезии очень много, как и людей, которые ею обладают. Таких людей называют синестетами. Многие ученые выявили интересную тенденцию — люди чаще «страдают» от этого феномена, если они являются творческими личностями. В каком направлении это работает, до конца не ясно. Возможно, феномен способствует развитию творческих способностей, а быть может, наоборот, у творческих людей с детства есть такая предрасположенность. В доказательство можно привести огромное количество талантливых и известных на весь мир художников, композиторов и писателей, которые признавались в способности ощущать мир в нескольких «измерениях» сразу.

Среди известных людей, которые обладали синестезией, можно выделить самых ярких личностей своих эпох: Николая Римского-Корсакова, Николу Тесла, Сальвадора Дали.

Применение синестезии

Эта «неразбериха» с восприятием помогает людям в развитии творческих навыков. Дело в том, что художникам и музыкантам очень полезно чувствовать привычные вещи на разных уровнях. Это помогает познавать мир в ином свете, делиться с людьми альтернативным взглядом на то, что они могут воспринимать и видеть только под одним углом.

Синестезию пытались изучать в 18 и 19 веках, но это не дало никаких результатов, да и интерес к этому феномену резко пропал. Общество синестетов возродило интерес. Даже обычным людям с нормальным восприятием снова стало любопытно, как устроены такие механизмы.

За последние несколько десятков лет изучения феномена ученые установили, что:

  • синестезия непроизвольна. Ее нельзя приостановить, вылечить, изменить, приглушить;
  • такие люди абсолютно не опасны. Они могут водить автомобиль, работать в любых сферах без каких-либо ограничений;
  • процесс сопровождается эмоциональными всплесками, изменениями в работе внутренних органов.

Согласно статистике, в мире около 0.005% людей, которые чувствуют что-то иначе, то есть обладают синестетическими началами. Многие ученые уверены в том, что этот процент гораздо выше — просто большое количество таких людей не понимают, что они имеют необычное восприятие. Были исследования, которые привели ученых к выводу, что феномен может появляться при аутизме, потому что многие аутисты являются синестетами.

Ученые также выяснили, что синестезия передается следующим поколениям точно так же, как цвет волос или глаз. Это самодостаточный феномен, который заложен в людях генетически. Некоторые специалисты склонны полагать, что человек может развить в себе способности к синестезии, но это все равно не поможет даже отдаленно узнать, что чувствуют обладатели врожденной способности.

Наука не может объяснить многие тайны человеческого мышления, в том числе дежавю. В любом случае все это завязано на работе мозга. Специалисты в области изучения подобных феноменов почти на сто процентов уверены в том, что синестеты обладают гораздо большим творческим и интеллектуальным потенциалом, нежели обычные люди. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно

09.11.2018 06:34

Тяжелое наследство

Поиск генетических детерминант синестезии — очень долгая детективная история, с интригами и множеством захватывающих поворотов. Еще в середине 90-х при анализе выборки синестетов (к слову, она была небольшой — всего 28 человек) оказалось, что соотношение мужчин и женщин в ней — 1:6. Размышляя над этой странной гендерной несправедливостью, авторы хорошенько покопались в родословной подопытных.

То, что они узнали, привело их к предположению, что синестезия может определяться одним-единственным доминантным геном, находящимся на половой X-хромосоме, а чудовищный гендерный дисбаланс — объясняться его потенциальной летальностью для мужчин. Не вдаваясь в возможные механизмы этого, стоит сказать, что случаи подобного слегка экзотического наследования известны, так что идея казалась вполне реалистичной.

Однако более поздняя работа позволила выдохнуть обеспокоенным своей судьбой мужчин-синестетов. Они не такое уж редкое и чудом выжившее исключение из правил: на большей выборке гендерное неравенство сократилось до умеренного 2:1 в пользу женщин, что отвергало предположения о высокой летальности гипотетического Х-сцепленного гена для мужчин. Вместо этого авторы предположили, что гордые (или застенчивые) обладатели кариотипа 46 XY реже откликались на объявления исследователей о поиске испытуемых, предпочитая держать свою синестезию при себе.

И вот наконец в совсем недавней статье исследователи заявили, что нашли целую связку генов-кандидатов на звание гена синестезии. Современные технологии секвенирования ДНК творят чудеса: при генетическом анализе 43 семей синестетов было прочитано больше сотни экзомов (совокупностей последовательностей генома, с которых считывается РНК). Их анализ позволил определить 37 генов, отдельные варианты которых коррелируют с цвето-звуковой синестезией. Самые большие надежды вызвали шесть из них — те, что связали с процессом аксоногенеза

в зрительной и слуховой зонах коры мозга.

Аксоногенез — это процесс, происходящий при формировании мозга, в ходе которого незрелые нейроны формируют отростки-аксоны. Привлекаемые различными сигнальными веществами, аксоны прорастают в другие зоны мозга, связывая их между собой. Скорее всего, редкие варианты упомянутых выше генов, характерных для синестетов, усиливают аксоногенез между зрительной и слуховой корой. В итоге сигналы из слуховой коры перекрестно активируют зрительную кору, рождая визуальные ощущения.

Можно сказать, что идея о единственном X-сцепленном аллеле синестезии провалилась, зато концепция перекрестной активации нашла отличное подтверждение со стороны молекулярной генетики. Впрочем, не нужно думать, что ситуация с механизмом синестезии прояснилась. Чтобы понять, насколько все мы далеко от понимания этого феномена, давайте посмотрим на альтернативные концепции, также не лишенные убедительных доказательств.

Изучение синестезии психологами

Медицина занималась и занимается изучением таким феноменом, как синестезия. Специалисты чётко определяют индивидов, которые способны связывать образы или предметы посредством сразу нескольких чувств. Выше было упомянуто то, что к синестетам относятся творческие личности. Но это необязательный момент. Художники и музыканты не всегда могут быть синестетами, но среди этих людей порой встречаются настоящие уникумы.

Синестезия порой наделяет некоторых своих обладателей феноменальной памятью. Доказательство такого интересного момента было получено специалистами после проведения ряда опытов, которые смогли продемонстрировать, что в некоторых случаях синестеты действительно обладают таким качеством.

Например, можно привести исследование, в котором испытуемой была женщина. Ей были показаны матрицы, каждая из которых содержала по 50 цифр. Она ознакомилась с предложенными данными, а затем переписала их на листок бумаги. Спустя двое суток этот же тест был продублирован. Результаты были аналогичными. По мнению психологов, женщина смогла продемонстрировать такие результаты, благодаря тому, что при созерцании цифр, у неё в голове появлялись и соответствующие ассоциации.

Известные синестеты

Многие ли из нас задумывались над тем, что некоторые люди фразу «мне фиолетово» воспринимают не как абстрактное выражение, устоявшееся в речи, а как реальное чувство?

Прочитав вступление можно ложно предположить, что все великие творцы – писатели, поэты, композиторы, художники – синестеты. Но это не соответствует действительности. В результате многих исследований был сделан вывод, что обычные люди и люди с синестезией имеют одинаковые склонности к творчеству. К тому же, палитра ощущений синестета индивидуальна: поэт Бальмонт звучание скрипки сравнивал с блеском алмаза, а художник Кандинский – с зеленым цветом.

В целом синестеты обладают такими же уровнем интеллекта и творческих способностей, как и остальные люди. Прохождение теста на IQ показало, что они хуже разбираются в математике и ориентируются в пространстве, чем другие. Это отчасти объясняется тем, что некоторые цифры, например 6 и 8, имеют одинаковую окраску, поэтому синестеты их путают. Но у них больше развита память. Они склонны запоминать расположение вещей, у некоторых даже развивается маниакальная приверженность к порядку.

Как мы уже убедились, некоторые известные люди были синестетами. Вот еще несколько примеров:

В. Моцарт

– австрийский композитор. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.

Ф. Лист

– венгерский композитор. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».

М. Монро

– актриса, певица, фотомодель. Ее биограф и племянница утверждают, что Мэрилин была способна «видеть вибрацию» от звука.

М. Ганье

– карикатурист, художник. Создатель синестетических вкусовых последовательностей в произведениях Disney и Pixar.

Р. Фейнман

– физик, Нобелевский лауреат. Графема-цветовая синестезия.

А. д’Абади

– географ, этнолог, лингвист. Редкая форма синестезии – видел числа, о которых думал, в окружающих вещах – деревьях, домах, предметах обихода.

Примерами синестетических произведений является роман «Дар» В. В. Набокова, стихи А. Рембо, симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина, картины современной американской художницы К. Стин.

Напоследок, стихотворение А. Рембо, в котором он описал «свои» представления о цветах букв:

  • А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.
  • О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
  • А – бархатный корсет на теле насекомых,
  • Которые жужжат над смрадом нечистот.
  • Е – белизна холстов, палаток и тумана.
  • Блеск горных родников и хрупких опахал!
  • И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
  • Иль алые уста средь гнева и похвал.
  • У – трепетная рябь зеленых волн широких,
  • Спокойные луга, покой морщин глубоких
  • На трудовом челе алхимиков седых.
  • О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
  • Полеты ангелов в тиши небес пространной –
  • О – дивных глаз ее лиловые лучи.

Как развить синестезию. Упражнения

Не трудно догадаться, что обладающие уникальным природным даром синестетики не просто по-иному понимают окружающий мир. Они могут чувствовать его сильнее, испытывая при этом такие необычные ощущения, что многим и не снилось. Плюсов от этого масса. Можно, например, полнее развивать свои творческие способности, решать задачи, которые другим людям (с «заданным мышлением») ни в коем случае не решить – им даже невдомек, что можно понимать стоящую пред ними проблему иначе, что можно подойти к ее решению с другой, более выгодной стороны. А вот синестетику все задачи по плечу. Синестезия для него не клеймо, а лучший помощник.

Вот несколько упражнений, как развить и приручить синестезию восприятия. Они довольно простые, но результат дают необыкновенный:

1. Постарайтесь, изучая некий предмет, зародить в себе такие ассоциации, которые ему совершенно несвойственны. Фантазируйте вволю! Можете, например, одарить самую обыкновенную музыку формой или залить ее цветом. Не старайтесь определить предмет, с которым работайте, как нечто, что относится к конкретной категории уже известных вещей. Весь трюк в том, чтобы удачно выскользнуть за рамки обычного восприятия. Одним словом – задействуйте такие чувства, которые в аналогичных условиях у вас «спят». Пусть цвета запоют, музыка из наушников или ретранслятора станет вкусной, а запахи можно будет пощупать. В результате такого упражнения, со временем вы научитесь не только «ощущать неощущаемое», но генерировать новые идеи, новые подходы, новые решения.

2. А вот при выполнение этой задачи вам придется серьезно поскрипеть мозгами. Придется учиться думать по-другому – совсем не так, как вы привыкли до этого. Здесь нужно будет дать волю безудержной фантазии. Представьте, что было бы, если бы многие известные вам люди внезапно изменили бы образ жизни или сферу деятельности. Представьте, что за музыку писали бы Битлз, если бы они родились в Чечне. Какой была бы предвыборная компания у Аллы Пугачевой, если бы она вздумала стать президентом России? Такое упражнение отлично развивает возможности нетипично мыслить за счет ярких ассоциативных связей.

3. Совмещенная дыхательная и зрительная практика. С целью наделения зрительных образов запахами предварительно тренируйтесь на предметах с резким запахом. При закрытых глазах начинайте подносить к носу сильно пахнущие предметы. Пусть ими будут розовые лепестки и грейпфрутовая кожура, флакончик духов и старые носки, нарезанные ломтики лука или ложка овощного супа. Старайтесь наделять все эти запахи различными тактильными и зрительными особенностями. Почувствуйте себя парфюмером из одноименного романа Патрика Зюскинда, истинного шедевра синестетического искусства.

4. Набор легко дифференцированных предметов можно использовать для развития ваших тактильных ощущений. Касаясь их, старайтесь вызывать самые разные ассоциации. Обычная поваренная книга с картинками позволит вам почувствовать «на языке» многие представленные в ней блюда – стоит лишь затратить минимум усилий или пропустить обед;)

5. Чтобы стать подлинным синестетиком, в любой ситуации старайтесь смотреть глубже, чем вам позволяют собственные чувства. Обычно человек воспринимает звук как данность – вполуха, не особо вслушиваясь и не обращая внимания на его многочисленные оттенки и полутона. А ведь в действительности даже тишина пустой комнаты не так проста, как может показаться с первого взгляда

Она может быть черной, или сладкой, как сахарная вата… Звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных оттенков

Старайтесь их различать, выделять среди прочих.

Тренируйтесь развивать ваши синестетические способности везде, когда у вас будет свободное время: дома, на работе, во время перерыва на обед, в автобусе или метро. Мир вокруг вас можно исследовать и познавать по-новому при помощи все тех же пяти чувств. Вас ждет масса удивительных открытий и откровений, для чего вам совсем не нужно будет покупать дорогой билет на другой конец света.

View the discussion thread.

blog comments powered by DISQUS

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Альтернативный взгляд

Бог органичен. Да. А человек?

А человек, должно быть, ограничен.

© И. А. Бродский

Установлено, что человеческий мозг способен воспринимать информацию об окружающем мире при помощи шести основных органов чувств. Мы видим, слышим, пробуем на вкус, чувствуем запахи, ощущаем кожей и можем держать равновесие, “регулируя” положение тела в пространстве. Наши уши не видят, кожа не чувствует запахов. Однако это вовсе не означает, что органы чувств полностью независимы друг от друга.

Частичная замена

Несмотря на кажущуюся “автономность”, восприятие каждого органа чувств тесно взаимосвязано с остальными. Это позволяет нам получать более полную картину окружающего мира, словно пазл, в котором все детали, по отдельности представляющие собой загадку с непонятным результатом, находятся на своих местах.

Тем интереснее работа органов чувств в ситуации, когда один из них по какой-то причине не в состоянии обеспечить полноценный анализ окружающей обстановки, и передачу этой информации в мозг. В такие моменты включается “режим мушкетера”, когда один за всех, и все — за одного. Функции забарахлившего органа перераспределяются на остальные, но это не значит, что слепой начнет видеть ушами, а глухой — слышать носом. Хорошо известно, что у первых лучше развиты тактильные ощущения и слух, а вторые прекрасно читают по губам и жестикулируют, развив моторику в несколько раз лучше, чем у обычного человека. Однако в каждом правиле есть исключения — например, синестезия.
Рекламное видео:
Альтернативное чувство

Традиционная выдержка из словаря:

Синестезия (др.-греч. “вместе”, “ощущение”) — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт — синестет.

Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Синестезия не является психическим расстройством.

Не относится она и к каким-либо патологиям, совсем наоборот — изрядно помогает человеку, волею судеб утратившему один из органов чувств. Это невероятно интересный феномен, но его изучение заброшено — слишком мало тех, у кого синестезия проявилась, и кого удалось завлечь в исследовательские лабиринты. Считается, что она присутствует у каждого человека и сильнее всего выражена у младенцев. У взрослых — тоже, но примерно в полугодовалом возрасте уже происходит полное “разделение” органов чувств, и уловить эти ощущения становится проблематично. Некоторые исследователи окрестили этот процесс отмиранием нейронов, отвечающих за сохранность синестетических связей. У обладателей синестезии эти нейроны остались.

Они возникают ассоциативно. Простой пример — восприятие цвета. Во многих странах “официальный” траурный цвет — черный, а потому невольно ощущается среднестатистическим европейцем, как нечто мрачное и гнетущее. А на Востоке точно так же воспринимается белый цвет — именно он связан там с траурной обстановкой.

Если синестезия выражена не очень ярко, то это способствует лучшему запоминанию информации: ассоциациативное впечатление “дублируется” сразу на несколько органов восприятия. Здесь будет уместно привести анекдотичную ситуацию с мужчиной, который решил запомнить номер своего вагона необычным способом: “1492, год открытия Америки… Точно не забуду!”, а потом бегал по вокзалу и спрашивал у прохожих, не знают ли они, когда была открыта Америка.

Другое дело — врожденная синестезия. Сначала возникает ассоциация, первичный синестетический образ, и лишь потом — общее впечатление, полученное через основные органы чувств. Этой способностью обладал Соломон Шерешевский, профессиональный мнемонист.

Он обладал феноменальной способностью запоминать ряды слов, таблицы цифр, длинные бессмысленные формулы, фразы незнакомого языка. В большинстве случаев мог безошибочно вспомнить те же самые ряды слов, формулы, фразы через несколько лет. Пределы его памяти по объему и длительности не прослеживались. Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях. Слова для него были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений.

Синестезия Шерешевского была настолько сильна, что ассоциации порой вытесняли основное чувство. Сам он вспоминал об этом так:

Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у нее есть. “Всего полно!” — отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из ее рта. Голоса людей — это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чем со мной говорят.

Память “рядовых” синестетов, несмотря на кажущуюся феноменальность, легко поддается влиянию хаоса. Если поменять привычные предметы местами, то это внесет сумятицу в их разум, поэтому в большинстве своем это щепетильные в отношении порядка люди.

Сочетание несочетаемого

реди множества разновидностей синестезии особо выделяется хроместезия, она же акустико-цветовая синестезия, или попросту — цветной слух. Синестеты с этой способностью, слыша звук, в качестве “бонуса” воспринимают его не только как обычное звуковое ощущение — к нему добавляется еще ощущение цвета. Современные музыканты, обладатели цветного слуха, говорят, что это плохо контролируемое и довольно неприятное явление — слишком много шума нас окружает.

Многие пытались провести аналогию “спектр — октава”. История светомузыки тянется примерно с 1650 года, когда появились первые теории по этому поводу. Они были очень популярны в XVII-XIX веках, и условно делились на два варианта:

  • цветомузыка — звукоряд сопровождается определенной цветовой последовательностью;
  • музыка цвета — полное отсутствие музыки, замена звуков соответствующим октаве спектром.

Поначалу считалось, что каждой ноте соответствует определенный цвет, но у синестетов это не так — все сугубо индивидуально. Но разве это достаточно веская причина, чтобы не делать попыток совместить несовместимое? Пример тому — “световая симфония” в “Прометее” А. Н. Скрябина. В его партитуре есть строка “Luce” (“Свет”), записанная привычными нотами для необычного инструмента — светового клавира, но конкретное указание соответствия нот и цветов отсутствует. Это не помешало ставить “Прометея” со световым сопровождением, начиная с 1915 года.

Одна из главных проблем ранней светомузыки — опережение технического прогресса идеей. Композиция есть — исполнять не на чем. Конечно, пробы были, и немало, но все же процесс постановки светомузыкального произведения зачастую оказывался не по силам рядовым музыкантам. Поэтому следующий виток в этом направлении произошел в 70-х годах прошлого века: его можно охарактеризовать двумя словами, “Оборудование — в массы!”. Этому способствовало развитие и удешевление электроники, ее всеобщее распространение, и применение на концертах качественного светового оборудования. В это же время появляются довольно примитивные, но все же выполняющие свою прямую функцию “домашние” светомузыкальные установки, проводятся исследования воздействия цветомузыки на космонавтов. Еще через десятилетие по всей Европе появляется множество школ цветомузыки.

Установлено, что любое музыкальное воздействие можно усилить при помощи цвета. Этот принцип применяется на дискотеках, и даже в кинотеатрах — фильм современного формата зачастую усилен не только цветом, но и другими воздействиями — вестибулярным, тактильным и обонятельным.

Сверхчувство

Цветной слух — самое распространенное проявление синестезии, но это не значит, что не встречаются другие. Так, пациентом доктора Ричарда Сайтовича был мальчик 12-ти лет, который принимал различные позы в зависимости от того, какое слово ему сказали. Ребенок был убежден: в каждом слове заключено конкретное движение, и он просто показывает, какое именно. Это явление назвали аудиомоторной синестезией. Доктор повторил опыт: через несколько лет он отыскал уже повзрослевшего пациента и без предупреждения сказал ему несколько слов. Молодой мужчина повторил те же движения, что и в детстве — синестетическое восприятие осталось прежним.

Многие синестеты “видят” цвета букв и цифр. Еще большее количество различает “цвет” звука. Зрение и слух чаще прочих органов восприятия фигурируют в “деле синестетов”, но встречается и тактильно-вкусовое сочетание, и образное — смотреть на предмет и чувствовать, каков он на ощупь.

Невозможно точно подсчитать, сколько типов включает в себя синестезия. Да, в ее основе лежат обычные органы восприятия, но реакций гораздо больше — синестет редко обладает только одной.

Синестезия и окружающий мир

В жизни так много зависит от вопроса “Видите ли вы то, что я вижу?” Этот вопрос связывает людей социально… Но когда ты видишь то, чего не видит никто вокруг, чувствуешь то, чего никто не чувствует, ты обречен на одиночество. Мир вокруг словно бушующий океан, а твои внутренние ощущения — крохотный необитаемый островок бледно желтых “Р”, бирюзовых вторников и нот “ля”, окрашенных в винный цвет, — Патрисия Даффи, синестет.

Попытки объяснить синестетическое восприятие мира с точки зрения привычного рационализма и логики только укрепляют стену между обладателем необычных способностей и окружающим миром. Само существование синестезии — прямое доказательство того, что реальность не может быть для всех одинаковой. Но, к сожалению, то, что большинство не способно осознать, — отвергается, как не имеющее права на жизнь. Общество слишком одержимо рационализмом, и полагается только на шесть основных органов чувств. Так ли уж они нужны синестету? Может, для него это просто символ получения информации об окружающем мире, а не его инструмент?

Почему это происходит

Мало что известно о том, как развивается синестезия. Предполагается, что она развивается в детстве, когда дети впервые интенсивно изучают и занимаются абстрактными понятиями. Эта гипотеза, называемая гипотезой семантического вакуума, она объясняет, почему наиболее распространенными формами синестезии являются графемно-цветовая, пространственная последовательность и числовая форма. Более того, одно исследование 2006 года задокументировало случай синестезии, в котором синестетические ассоциации можно проследить до цветных магнитов на холодильнике. Несмотря на существование этого отдельного случая, большинство синестетических ассоциаций, кажется, не движимы обучением такого рода.

Теории

Было предложено несколько теорий, чтобы попытаться объяснить механизмы, стоящие за этими уникальными ощущениями. Двумя наиболее известными теориями являются теория перекрестной активации и теория обратной связи. Обе эти теорий имеют разные доказательства, подтверждающие их состоятельность.

Теория перекрестной активации

Ревность пахнет носками: как ощущают мир синестеты

Теория обратной связи

Ревность пахнет носками: как ощущают мир синестеты

Обычно входные данные из нескольких областей мозга отправляются в некую область мультисенсорной обработки, которая связывает информацию вместе. Согласно этой теории, нейронный сигнал, попавший в область обработки может активировать другие изначально не активированные области через обратную связь.

Например, при просмотре графемного стимула «А» сигналы передаются в область мультисенсорной обработки, что вызывает активацию обратной связи, которая посылает сигнал в цветовую область, отвечающую за восприятие красного цвета. Теория обратной связи предполагает, что у людей, не являющихся синестетами, эта обратная связь также присутствует, но обычно ингибируется.

Это интересно: Галлюцинации — побочный эффект чрезмерной интерпретации информации мозгом

В доказательство этой теории исследователи указывают на способность наркотиков и лекарств вызывать синестетические переживания у людей, не являющихся синестетами.

Как вы уже поняли, нет единого мнения по поводу механизмов лежащих в основе данного феномена. Более того, в последнее время благодаря появлению новых технологий исследователи также смогли обнаружить гены, которые, как считается, способствуют возникновению синестезии.

Генетика

Исследователи уже признали наследственную склонность к синестезии. Это наблюдение было впервые отмечено Фрэнсисом Гальтоном в 1883 году, и несколько исследований впоследствии это подтвердили. Генетический фактор может объяснить, почему человек с одной формой синестезии может также иметь другую форму, так как гены экспрессируются по всему мозгу и влияют на множество модальностей.

Синестезия на час

Употребление некоторых препаратов, преимущественно триптаминов-галлюциногенов вроде ЛСД, похожих по своей структуре на нейромедиатор серотонин

, вызывает синестезо-подобные ощущения. Учитывая, что упомянутые вещества в основном известны как галлюциногены, стоило ожидать, что их эффекты будут касаться зрительных образов. Но выясняется, что даже у слепых от рождения людей, не имеющих представления о визуальных образах, ЛСД вызывает синестетические переживания.

Любопытный случай описан в совсем-совсем свежей публикации. Рожденный недоношенным, пациент вскоре после рождения стал жертвой ретинопатии недоношенных, печально распространенной в 40-е годы из-за избыточной концентрации кислорода в инкубаторах. Полная слепота не помешала ему в занятиях музыкой, и вскоре он зажил жизнью отвязного рок-музыканта со всеми вытекающими последствиями. По свидетельству слепой рок-звезды, опыт приема ЛСД особенно выделялся из его экспериментов, давая бурные синестетические переживания. Третий бранденбургский концерт Баха на фоне ЛСД создавал у слепого музыканта тактильное ощущения погружения «в самый чудесный на свете водопад».

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена

Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями

Как самостоятельно развить феномен

Как известно, синестетикам удается лучше проникать в тайны окружающего их пространства, глубже чувствовать, ощущать в той степени, которой не способны добиться обычные люди. Подобное явление дает возможность решать задачи творческого плана, развивать свой талант и совершенствовать его.

Если человек с детства способен улавливать дополнительные качества у окружающих объектов, не связанных с ассоциациями на уровне подсознания, значит, существует высокая вероятность того, что он обладает данным феноменом.

Как известно, синестезия в психологии достаточно подробно изучается. Многочисленные исследования позволили прийти к удивительному открытию. Оказывается, согласно мнению экспертов, подобное качество можно не только унаследовать, но и развить самостоятельно. Для этого даже разработаны специальные тренинги, благодаря которым человек может научиться получать информацию от дополнительных чувствительных органов, вызывающих оговоренный феномен. Провести подобные занятия самостоятельно не представляет никакой сложности.

Что это такое

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.
Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: