Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Заикание (запинки в речи) — довольно распространенное нарушение, при котором из-за судорожных движений мышц речевого аппарата нарушается ритм и плавность речи. Как правило, ребенку трудно начать говорить, реже наблюдаются запинки в середине слова, фразы или предложения.

Заикание при квалифицированной помощи хорошо поддается логопедической и психологической коррекции!

Обычно заикание возникает у малышей 2-6 лет, а с возрастом часто уменьшается или исчезает. Тем не менее, некоторая часть взрослых продолжает заикаться в течение всей жизни, постоянно или во время стрессовых ситуаций.

Наличие запинок в речи негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, его учебе и социальной адаптации. Ребёнок начинает испытывать страх при произнесении определенных слов или букв и старается их избегать в процессе речи.

Со временем формируется привычка к избеганию речевых ситуаций, что влечет за собой сужение круга общения и ощущение собственной неполноценности. Ребенок становится стеснительным, пугливым и замкнутым, тревожным; снижается школьная успеваемость. Вовремя оказанная комплексная помощь специалистов позволит предотвратить формирование патологического речевого стереотипа.

Кто заикается?

Заикание часто начинается в детстве и может отличаться по степени тяжести в различных ситуациях (таких, как, разговор по телефону) в зависимости от уровня тревоги, связанного с этой ситуацией. Исследования показывают, что один из пяти детей проходит через этап заикания, из которых трое из четырех вырастают без симптомов. Другие исследования показывают, что 1% населения мира страдает от заикания (приблизительно 66 миллионов человек). Заикание было у многих известных людей, включая Мэрилин Монро, Брюса Уиллиса и Гарета Гейтса.

Как именно лечится?

Как отучить ребенка заикаться, что нужно сделать, чтобы говорить не заикаясь и не запинаясь, как быстро избавиться от заикания и запинания в речи подростку и вылечиться взрослому человеку?

Выбор методики лечения речевого дефекта основывается на индивидуальных характеристиках человека, его возрасте, а также степени и форме болезни. Ниже будет представлено описание методик лечения заболевания.

Логопедические занятия с ребенком и этапы коррекции


Как справиться с заиканием, преодолеть проблему, отучиться заикаться? Существует огромное множество авторских методик для борьбы с данным речевым дефектом.

Самая знаменитая из них — методика врача Смирновой. Суть лечения такова: логопед проводит с заикающимся ребенком по 20 минут занятий в день (желательно в утреннее время) в игровой форме.

Занятия должны начинаться с проведения разминки для кистей рук. Затем происходит расслабление мышечного тонуса, развивается двигательная и речевая координация, а в последнюю очередь развивается чувство ритма и темпа.

Стоит отметить, что данная методика коррекции, устранения и преодоления заикания практикуется только на детях дошкольного возраста.

Психологический и психотерапевтический подход

Как бороться с заиканием у взрослых, излечить у подростка? Одним из способов избавления от заболевания является гипноз. С давних времен ему уделяют отдельное место в борьбе с недугом.

Во время проведения процедуры человеку гипнозом снимают спазм речи. Гипноз не помогает избавиться от заикания полностью, а лишь не утратить полученный результат.

Медикаментозные средства

Специалисты утверждают, что для того чтобы лечение было наиболее эффективным, необходимо принимать лекарственные препараты: Фенибут, Афобазол, Нейробион, Эглонил, Цитолопрам.

Точные названия таблеток и дозы должен назначить врач. Не занимайтесь самолечением!

Борьба с применением различных сигналов и токов


Как еще побороть и устранить заикание? Лечение пациента с применением различных сигналов и токов затормаживает процесс заикания. Одним из таких методов лечения является метод ритмизации.

Так, пациент надевает наушники, которые позволяют ему слышать свою речь более громкой, поэтому человеку приходится говорить тише, что благоприятно сказывается на лечении заикания.

Биологически обратная связь (БОС)

Как еще перестать заикаться взрослому, избавить ребенка от заикания? Биологически обратная связь (далее — БОС) позволяет человеку видеть как работает его организм. С помощью БОС происходит правильная коррекция речи и ее недостатков, а также ее совершенствование.

Данный метод включает в себя умение правильно дышать при речи, членораздельно говорить, формирование навыков слитной плавной речи.

Физиотерапевтические

Как исправить заикание у взрослых, что поможет убрать недуг у детей? Физиотерапевтические методы улучшают и стабилизируют работу нервной системы, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.


При заикании у ребенка и взрослого врачом могут быть назначены такие процедуры, как:

  • лечебный электрофорез;
  • электросонтерапия;
  • ванны с азотом, йодом и бромом;
  • иглорефлексотерапия;
  • аэротерапия;
  • лечебный массаж.
  • аэротерапия;
  • дарсонвализация шейного отдела.

Остеопатия

Ученые доказывают, что причины заикания кроются:

  • в нарушении координации движения мускулов, отвечающих за речь;
  • в нарушении обратной связи со стороны слуха;
  • в недостаточном контроле центральной нервной системой речевой функции.

Эти проблемы с успехом решают остеопаты. Как происходит лечение заикания у ребенка и взрослого остеопатом? Врачи:

  • снимают возбуждение нервной системы;
  • убирают судороги речевых центров;
  • выявляют и решают проблемы речевых мускулов;
  • снимают нервные тики.

После устранения с помощью остеопатии причин возникновения заикания, обычно болезнь проходит.

Лечение заикания

Хотя в настоящее время не существует как такового лечения заикания, есть много методов, которые могут улучшить ситуацию в какой-то степени. Важно получить диагноз эксперта в первую очередь и ваш врач должен направить вас к логопеду, который может дать совет по этому вопросу.

Гипнотерапия (психотерапия с использованием гипноза) стремится ‘забыть’ заученное поведение, такое, как заикание. Заикание имеет психологическую основу, и если человек может свободно говорить в некоторых ситуациях, то он часто может научиться говорить и в других ситуациях. Гипнотерапия стремится получить доступ к тому состоянию ума, когда пациент говорит свободно, чтобы помочь улучшить его речь в других сложных ситуациях.


Гипнотерапия (психотерапия с использованием гипноза) стремится ‘забыть’ заученное поведение, такое, как заикание. Заикание имеет психологическую основу, и если человек может свободно говорить в некоторых ситуациях, то он часто может научиться говорить и в других ситуациях.

Кузнецов Денис Владимировичпсихолог высшей категории, гипнотерапевт, медицинский психолог — HypnoLIFE

Сеанс гипнотерапии

от 1 до 2 часов

100% результат гипноза

от 1 до 5 сеансов

Стоимость сеанса

10 000 ₽

Гарантия эффективности

Результат с 1-го сеанса
Специальное предложение! Скидка 10% на первый прием до конца месяца. Записаться на прием

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Отзывы

Отзыв Елены

Не так давно я пыталась покончить жизнь самоубийством с помо…

Отзыв Светланы

Решиться на прием гипнолога часто по тем или иным причинам б…

Отзыв Екатерины

Я с детства всегда понимала, что развод моих родителей, когд…

Отзыв Натальи

Большую часть моего детства я испытывала издевательства со с…

Отзыв Александра

Меня уговаривали пройти гипнотерапию люди, окружающие меня,…

Прогноз

Чем младше больной, тем лучше будет прогноз полного излечения. В 98% случаев людям удается избавиться от болезни. Остальным 2% везет меньше — они либо так же продолжаю заикаться, либо небольшие улучшения в их речи присутствуют.

Что может вызвать рецидив у человека?

Рецидив данного заболевания вполне возможен, но встречается не так часто. Главной и основной причиной рецидива заикания является сбой в работе нервной системы, который, опять же, необходимо лечить. Сбой может быть вызван сильными переживаниями или стрессом.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»); повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Методы работы с заиканием и страхом речи, проверенные на себе

За свою жизнь я испробовала множество способов, рекомендованных логопедами, чтобы справиться со своим дефектом: распевание слогов, произнесение слов на выдохе, телесные техники и др. Один раз меня даже отправили к бабке-ведунье, которая что-то долго шептала около моего рта. Стоит ли говорить, что результаты были хоть и утешительными, но временными? Поэтому после множества неудачных опытов мне пришлось взять все в свои руки и отыскать работающие способы.

Вот несколько пунктов, которые я обозначила в качестве проблематики:

  • неравномерное, поверхностное дыхание;
  • высокая тональность голоса;
  • высокая эмоциональность/нервозность;
  • высокий темп речи, ее «зигзагообразность»;
  • хаотичная мыслительная деятельность, сталкивание противоположных мыслей друг с другом;
  • «замораживание», застывание тела в момент речи;
  • различные страхи, связанные с общением с людьми: страх перед авторитетной фигурой, страх показаться хуже других, страх быть понятой неверно, страх небытия, страх боли, страх быть изгоем и др.

А затем сформулировался ряд работающих методов.

1. Уравновешивание ума и эмоций

Медитация — это спасение для человека с речевыми проблемами. В первое время практики можно четко почувствовать и увидеть, как мысли напрыгивают одна на другую и что происходит с умом, когда он пытается сконцентрироваться на одной точке. Вся несбалансированность процессов мышления и речи вылезает наружу, но чем чаще и дольше происходит медитативная практика, тем быстрее наступает состояние внутренней тишины.

Я помню, как было сложно поначалу видеть внутри себя хаос, ощущать агрессию, когда не можешь хотя бы минуту удержать внимание на кончике носа или на дыхании. Эмоции и мысли вели дикие диалоги друг с другом, и я училась наблюдать за ними со стороны, не осуждая. А потом случилось открытие, что можно говорить через умение молчать, наблюдая, как мысли выстраиваются в четкую систему, ячейка за ячейкой. Как эмоции свободно проявляются вовне, без спешки и ожиданий, мерным потоком.

Не обязательно говорить громко и много, чтобы тебя услышали, — тихий, спокойный голос, произносящий речь с равномерными паузами между фразами, может вызывать в людях гораздо больше внимания и интереса. Это стало открытием.

2. Работа с дыханием и снижение тональности голоса

Если бы кто-то меня спросил, чему необходимо научить ребенка с раннего детства, то я бы ответила: правильно дышать. А уже потом — как правильно держать ложку, как ездить на велосипеде и т.д. Дыхание — это жизнь и позволение себе быть частью окружающего мира, брать от него и отдавать ему обратно, подобно тому как происходит процесс вдоха-выдоха.

Из-за того, что у меня изначально был довольно тихий, высокий голос, а объем легких крайне небольшим, глубокое дыхание давалось сложно, причиняя значительный физический дискомфорт. На уровне ощущений казалось, будто мне нужно насильно вышибить какую-то большую пробку, находящуюся в области солнечного сплетения. Здесь помогали регулярная практика пранаямы, упражнения из йоги, связанные с брюшным дыханием, занятия вокалом, цигун. Глубокое дыхание, как следствие, понижало и тональность голоса — он становился более «грудным».

Кроме того, у заикающихся людей нередко можно отметить замирание дыхания в присутствии других. Причем не важно, идет ли от окружающих явная или неявная угроза. Долгие (бессознательные) задержки дыхания человеку отслеживать сложно, но здесь могут помочь близкие, которые, заметив, что ваша грудная клетка движется неравномерно, будут на это указывать. Таким образом, вы будете постепенно все больше фокусироваться на необходимости циклично, глубоко дышать.

3. Убирание телесных зажимов

Любая проблема, имеющая психологические/неврологические корни, связана с соматикой, то есть с телом. Это как две взаимодополняющие системы, которые могут поддерживать друг друга, находясь в скоординированном сотрудничестве. Если ментал страдает, то нужно обратиться за помощью к телу. Что я и сделала, направившись на танцы, в йога-клубы, на холотропное дыхание, на массажи и к телесным терапевтам всех мастей (например, хорошо работала одна из сильных техник — танатотерапия). Вы можете выбрать то направление для работы с телом, которое вам симпатичнее. Кому-то ближе фитнес, кому-то — остеопаты и массажисты. Главное — убрать любой намек на сдавливание грудной клетки, спазмы лица и мышечный «панцирь».

Кроме того, и заикающимся, и тем, кто испытывает страх публичных выступлений, я часто рекомендую в стрессовой ситуации во время произнесения речи максимально «вернуться в тело», то есть ощупывать себя внутренним зрением, часто прислушиваться к своему дыханию, чувствовать, насколько плотно ноги стоят на земле, есть ли зажимы в плечах, насколько прямая спина и т.д. При необходимости, если слова «застревают» в горле, можно глубоко выдохнуть и снова продолжить фразу. Заикание — это в том числе один из способов тела сказать человеку о своем желании быть свободным и естественным.

4. Свержение внутреннего «короля»

Почти в каждом человеке с дефектом речи сидит фигура авторитетного «короля». Именно он критикует, осуждает за неправильно произнесенные слова, прокручивает, как на киноленте, моменты неидеального выступления и заставляет уползать в нору каждый раз, когда случилась запинка. Такая фигура может легко рождать в окружающем мире вполне реальных людей, которые становятся ее живым воплощением.

«Король умер — да здравствует король», — однажды сказала я себе и устроила большую «революцию». Чтобы теперь не заикание и страхи руководили моей жизнью, а я сама решала все за саму себя.

Идти этим путем — значит научиться говорить то и так, что и как хочется сказать, не боясь входить в конфликты. Акцент должен идти на внутреннем импульсе, адекватном давлении на звуки и слоги, на четком желании/решении сказать вне зависимости от того, как это может быть понято другими. Заикание — это «зависание» между желанием говорить и молчанием (например, из страха выделяться). И оно начинает исчезать, когда такой выбор перед тобой больше не стоит. Когда понимаешь, что терять больше нечего, некому что-то доказывать, некого бояться, не от чего убегать. Вот тогда приходят принятие и покой.

Я долго работала над убиранием страхов, связанных со взаимодействием с людьми и с миром в целом, над разрешением себе говорить то, что думаю, и так, как хочу. Это был самый сложный и вместе с тем самый важный пункт. Потому что корень моей проблемы лежал в плоскости тотальной отделенности от окружающих людей и при этом в сильном желании быть принятой, одобренной обществом. Здесь шла каждодневная работа по отслеживанию:

  • комфортно ли мне с теми людьми, с которыми я нахожусь;
  • сказала ли я то, что хотела сказать;
  • следую ли я старым речевым установкам или нахожусь в процессе наслаждения тем, как говорю, даже если это расходится с общепринятыми нормами.

Здесь приходилось — и приходится до сих пор — балансировать между собственными желаниями и потребностями окружающих людей. Это пункт про развитие внутри себя чувства свободы и признания своего права быть такой, какая я есть, находясь рядом с людьми. И эта работа не прекращается ни на секунду даже сейчас, когда я как бы внутренне ощупываю себя и задаюсь вопросом: «А хорошо ли мне в своем собственном теле и в том пространстве, в котором я нахожусь?..»

5. Быть в себе, а не в другом

Это пригодится и тем, кто боится публичных выступлений.

И это логичное продолжение предыдущего пункта. Человек, имеющий сложности с речью, желает быть внимательно выслушанным, без спешки, без лишних комментариев, в атмосфере эмоциональной теплоты и принятия. Что, к сожалению, бывает редко. Многие из тех, кого я наблюдала, признавались, что особенно сильно невроз давал о себе знать, когда их плохо слушали или когда они находились в ситуации угрозы осуждения и критики сказанного.

Поэтому их внимание во время речи было на партнере, на анализе того, как другой (!) их воспримет и как сделать так, чтобы он понял правильно (это как будто ты мысленно заползаешь в другого и пытаешься сделать так, чтобы его все устроило). Но в это время нахождения всем вниманием в другом их не было в самих себе.

Логопеды рекомендуют во время беседы смотреть собеседнику в глаза, чтобы мозг сосредоточился на удержании взгляда, а не на том, как прозвучит речь. Я согласна со второй половиной этого тезиса, но не совсем согласна с первой. Выбрать во время речи объект для фиксации взглядом — это может быть полезно, но если объектом становится человек, который является для тебя авторитетом или иной фигурой, с которой не выстроен заранее дружественный контакт, то результат может быть обратным.

То же касается публичных выступлений. Если у вас есть очень большое волнение и начинает подступать «белый экран», попробуйте найти взглядом максимально приятное лицо и обращаться мысленно к нему. Лишь затем, когда уверенности в речи будет становиться все больше, можно начать «гулять» взглядом по остальной части публики. Справедливости ради замечу, что выбор способа зависит от характера человека: одному спокойнее, когда его речь обращена к знакомому, приятному лицу, а другому, наоборот, может подойти способ обращаться к нейтральной точке, то есть ни к кому конкретно, чтобы лишняя эмоциональная сцепка не отвлекала от сути монолога.

В любом случае, даже если перед выступлением присутствует тревога, это нормально. Так как, взаимодействуя с кем-то, у нас прибавляется энергия, и она колеблется, перераспределяется, и может потребоваться некоторое время, чтобы все уравновесилось. Дайте себе и другим это время.

6. Работа с позитивным образом «я»

У людей с речевыми дефектами нередко искажено восприятие себя. Это связано с постоянным сравнением себя с другими, с подсознательным поиском подтверждения своего несовершенства. Поэтому так важно научиться смотреть на себя с нежностью, ловить внутри негатив и тут же мягко переключаться на позитив. Очень сильно в этом могут помочь фотосессии в разных образах, сеансы с коучем или психологом для проработки уверенности и здорового эгоизма, техники вроде «образ себя глазами любящего человека» или «100 качеств, за которые ты можешь нравиться».

Важно понять, что мир не хочет нас уничтожить — он хочет научить нас использовать свою силу.

Что делать нежелательно:

— пытаться жестко контролировать скорость и плавность речи: это разрушает естественный процесс звукоизвлечения;

— изолировать себя из ситуаций, которые воспринимаются как опасные: это препятствует развитию навыков коммуникации и естественному проживанию конфликтов;

— насильно заставлять себя общаться с большим кругом людей: это истощает эмоционально и по неопытности вредит здоровью речи;

— перед произнесением фразы подробно проговаривать ее про себя: это повышает тревожность и фиксирует внимание на ожидании негативных последствий;

— пытаться следовать советам, которые внутренне «не откликаются»: это мешает слышать себя и искать свои собственные, естественные способы освобождения голоса.

И, наконец, отдельно я хочу обратиться к знакомым, близким, родным и коллегам людей с особенностями речи.

1. Пожалуйста, давайте человеку возможность высказать то, что он хочет, до конца. Не прерывайте, не торопите, но и не относитесь к нему как к инвалиду или дураку. Лучшим выходом будет просто уважительное отношение к мнению и словам другого человека, как бы и что бы он ни говорил. Мы все равны.

2. Больше теплоты, нежности, демократичности и открытости. Всем нам хочется быть выраженными и услышанными, понятыми и принятыми. Никто не ошибается на уровне чувств, и, возможно, заикающиеся люди являются символом крика о помощи всех тех, кто, даже не имея дефектов речи, боится рассказывать о своих переживаниях прямо и открыто. Давайте будем добрее друг к другу.

Профилактика появления недуга в детском и взрослом возрасте


Для того, чтобы снизить риск возникновения речевого дефекта у ребенка, необходимо соблюдать гармонию и спокойствие в семье. Родители не должны кричать, поднимать руку на своего малыша.

Как мы знаем, ребенок берет пример со своих родителей, поэтому важно, чтобы их речь была грамотной, четкой и плавной.

Для взрослых хорошим предупреждением заикания станет чтение стихов вслух. Важно при этом соблюдать интонацию, звуки препинания и правильное дыхание.

Теперь вы знаете, что делать и к кому обращаться, если ребенок, подросток или взрослый начал заикаться, как научиться контролировать проблему и разговаривать, не заикаясь, как перестать запинаться и заикаться при разговоре.

В случае, если вы у себя или вашего ребенка заметили склонность к заиканию, то временить с посещением врача не следует.

Специалист порекомендует вам действенные подходящие методики лечения данного заболевания. Приложив немного усилий, ваша речь станет намного чище и четче.

Симптомы

Развитие каждого ребенка индивидуально. У кого-то могут быть симптомы заикания, которые являются частью нормального развития речи и языка ребенка. Если симптомы длятся от 3 до 6 месяцев, ребенок в дальнейшем может иметь проблемы, связанные с развитием заикания.

Симптомы заикания могут различаться в течение дня и в разных ситуациях.

Они могут включать в себя:

  • Повторение звуков, слогов или слов, например, повторение звука, как в В-В-В-Ваня.
  • Пролонгирующие звуки, например, МММама.
  • Использование междометий, такие как «ну» или «тьфу», например: я хочу, ну …
  • Слишком медленную речь или с большим количеством пауз.
  • Остановленную или заблокированную речь. Рот открывается, чтобы сказать, но ничего не говорится.
  • Вероятность задыхаться или нервничать во время разговора.
  • Быстрое моргание глаз или дрожь в теле или дрожание губ при разговоре.
  • Усиление заикания при усталости, возбуждении или стрессе.
  • Боязнь говорить.
  • Симптомы заикания могут быть похожи и на другие состояния здоровья. Чтобы убедиться в диагнозе, следует показаться врачу.

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

Как помочь своему ребенку?

  • Постарайтесь обеспечить спокойную обстановку в доме.
  • Выделяйте время для разговоров с ребенком.
  • Поощряйте вашего ребенка говорить с вами на простые и веселые темы.
  • Старайтесь не реагировать негативно. Вместо этого хвалите своего ребенка за правильную речь.
  • Не перебивайте своего ребенка, пока он говорит.
  • Поговорите не спеша (медленно) с вашим ребенком. Это может помочь ему говорить медленно.
  • Обращайте внимание на своего ребенка, когда он начинает что-то говорить.
  • Подождите, пока ваш ребенок сам произнесет слова или предложения. Старайтесь не говорить их за него.
  • Открыто поговорите о заикании, если ребенок сам поднимает эту тему.
  • Предупредите учителей вашего ребенка и помогите им обеспечить школьную обстановку, защищающую ребенка и предупреждающую издевательства.
  • Поделитесь своей семейной историей речевых и языковых расстройств (если она вам известна) с вашим лечащим врачом.
  • Вашему ребенку могут потребоваться повторные занятия с логопедом, чтобы предотвратить возвращение заикания. Можно также получить пользу от он-лайн консультаций, форумов или групп взаимопомощи.


Когда обращаться к врачу?

  • если заикание длится более 6 месяцев;
  • если ребенок боится говорить;
  • когда ребенок не разговаривает вообще;
  • развиваются проблемы в школе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: