Игротерапия: как игра помогает адаптироваться в социуме и решать жизненные проблемы

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Как она действует

Игра – это основной вид деятельности ребенка, начиная с рождения и заканчивая юношеским периодом. С ее помощью он получает информацию об окружающем мире, о способах взаимодействия между людьми, предметами, а также в игре формируется мышление, фантазия, волевые и другие качества.

Многочисленные исследования доказывают, что обучение играя является одним из самых эффективных методов взаимодействия с детьми, причем разного возраста, нормотипичных и с особенностями развития.

Вовлекая ребенка в игру, специалист получает возможность «заглянуть» во внутренний мир ребенка, который неосознанно переносит свои чувства, пережитый опыт или страхи на персонажей игры или «проигрывает» волнующие его ситуации. Такой прием хорошо известен большинству современных родителей, которые с помощью этого нехитрого метода определяют комфортно ли ребенку в детском саду, школе, среди новых друзей и так далее. Для этого достаточно позвать его поиграть «в садик» или «школу» и внимательно понаблюдать за его поведением, репликами и эмоциями.

Цель игровой терапии – помочь ребенку справиться с какими-то психотравмирующими событиями, даже если он их не осознает или не воспринимает. Специалист может оценить эмоциональное и психическое состояние ребенка и помочь ему справиться с негативными эмоциями, страхами, тревожностью, непонятными, но тревожащими ситуациями, другими чувствами или научить его приемлемым способам выражать свои эмоции, взаимодействовать с окружающими и совершать определенные бытовые навыки.

Основное правило игровой терапии – ее комфортность для ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно и свободно, только так можно узнать о его внутреннем состоянии и помочь ему справиться с проблемами.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

На практике

Для дошкольников

Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.

Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:

Игры и упражнения для игротерапии для детей 3-4 лет

Если в 3-4 года основной задачей игротерапии является обучение и развитие (тех же когнитивных способностей), то в 6-7 лет она приобретает уже более диагностический и коррекционный характер, позволяя исправлять психологические проблемы.

Для детей 6-7 лет:

Игры и упражнения для игротерапии для детей 6-7 лет

Для проблемных детей

Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.

Для детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.

Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).

С тревожными детьми

Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.

Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.

Для дошкольников с агрессией

Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.

На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Принципы, методики, приёмы

Основные принципы игротерапии:

  • игровая деятельность — не развлекательное мероприятие, а средство диагностики, коррекции, обучения и вспомогательного лечения;
  • тема игры значима для игротерапевта и интересна для клиента;
  • активизация самостоятельной инициативы участников;
  • директивные и недирективные игровые компоненты взаимодополняют друг друга;
  • соотношение спонтанности и конкретной направленности определяется не возрастом участников, а особенностями их психики;
  • игровой процесс может направляться, но не комментироваться взрослым;
  • психологическое и психотерапевтическое воздействие осуществляется через характеры персонажей.

Основные методы:

  • внушение наяву;
  • аутотренинг;
  • имаготерапия;
  • самостоятельные и ролевые игры;
  • импровизации.

Основные направления:

  • песочная игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • шахматная;
  • музыкальная;
  • двигательная;
  • ролевая;
  • драматическая.

В зависимости от направлений определяются используемые приёмы:

  • рисование на песке;
  • сочинение и проигрывание сказок;
  • скульптура и конструирование с привлечением глины, алебастра, воска, мыла, дерева, проволоки, металла, бумаги, коробок и даже мусора;
  • игры с куклами;
  • шахматы помогают осознать и выполнить жизненные задачи (согласно гештальт-терапии, каждая шахматная фигура, создание собственной тактики и каждый ход демонстрирует какой-то новый аспект личности);
  • игры, в которые привлекаются музыка и танцы, — новый приём адаптивного воспитания дошкольников с ЗПР;
  • сценические постановки, когда в характере героя проявляется сам актёр, его страхи, переживания, комплексы.

В зависимости от имеющейся проблемы игротерапевт может выбрать для работы с человеком какую-то одну технику. Например, для деток с ЗПР наиболее эффективным вариантом станут музыкально-танцевальные игры. Но чаще всего специалисты комбинируют методики, направлениями и приёмы, чтобы добиться более всеохватывающего результата.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

  • танцы;
  • лепка;
  • подвижные игры;
  • рисование;
  • игры с куклами;
  • игры с песком;
  • конструирование;
  • ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Также рекомендуем почитать: Изотерапия — исцеление через творчество

Настольные игры

Занятия с детьми могут быть не только подвижными. Возможно также использование настольных игр. Как арт-терапия они способствуют развитию способностей ребенка и его личностных качеств. Помимо этого, в них игра сочетается с обучением. Именно поэтому проведение подобных занятий способно стать замечательным образовательным средством для дошкольников.

Терапия настольной игрой развивает у ребенка внимание и зрительную память, логику и сообразительность, образное мышление и воображение. Как правило, принимать участие в таких занятиях должны сразу несколько человек. В этом случае игры арт-терапии способствуют взаимодействию детей между собой. Подчиняясь предложенным правилам, дошкольники учатся правильному общению друг с другом, терпению, дожидаясь очереди сделать ход, сопереживанию своим соперникам, а также принятию с достоинством не только побед, но и поражений. Таким образом, настольные игры в арт-терапии позволяют правильно сформировать личностные качества ребенка.

Среди основных преимуществ таких занятий является отсутствие необходимости в игровых площадках и сложном инвентаре. Для них понадобится только стол и все необходимые предметы (кубики, фишки, карточки и т. д.). Такие игры имеют следующие плюсы:

  • обучают дошкольников распознавать, а после и запоминать самые различные явления и предметы, развивают внимание ребенка и расширяют словарный запас, делая это в интересной и красочной форме;
  • готовят малыша к жизни, предлагая ему те или иные проблемы, решая которые малыш развивает свои умения и навыки, приобретая жизненный опыт;
  • способствуют улучшению скорости реакции, ловкости, координации движения и глазомера.

Например, настольная игра «Шоппинг-терапия». Предназначена она для девочек. Ее целью является совершение как можно большего количества покупок при трате как можно меньших денег. В процессе игры участницам предстоит по очереди делать ходы. Это позволит им попасть в бутики торгового центра. В нем два этажа. На первом из них предлагается купить различные наряды, а также подобрать к ним аксессуары. Второй этаж является зоной развлечений. Попасть сюда можно при ходе на поле «лифт». Участница, которая оказалась на втором этаже, должна пропустить один круг. Здесь же ей при попадании на поля ресторанов и баров придется выложить определенную сумму. Тот, кому повезет, оказывается на поле удачи. Здесь можно будет выиграть определенную сумму призовых денег. Побеждает та участница, которой удалось купить больше всего товаров, потратив на них меньше денег.

Таким образом, «Шопинг-терапия» — игра, которая представляет собой интересное и захватывающее развлечение. Здесь каждая из участниц ощутит себя так, словно она попала в настоящий торговый центр, где за деньги ей предлагается купить все что хочется.

В комплектацию игры входит само игровое поле, а также 60 красных и 24 желтых жетона. К ним прилагается 4 паспорта, 60 банкнот, кубик для ходов, 72 карты, а также 20 карт «Экскурсия». Присутствуют в комплекте и правила игры

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Задачи

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
  • дезактуализация фобических проявлений;
  • демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций;
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения;
  • облегчение психологических страданий;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игротерапия как диагностический инструмент:

  • уточняет особенности личности;
  • выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности;
  • вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне;
  • демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов:

  • совершенствует навыки речи;
  • развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);
  • демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;
  • улучшает мыслительные процессы;
  • расширяет кругозор об окружающем мире;
  • обучает навыкам социальной адаптации;
  • формирует адекватное психическое реагирование на события;
  • вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Игротерапия как метод психологической коррекции:

  • корректирует систему общественных взаимоотношений;
  • помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»;
  • способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
  • обеспечивает возможность личностного развития;
  • организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях;
  • корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов;
  • исправляет негативные черты характера и девиантное поведение;
  • устраняет психологические и поведенческие барьеры.

Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:

  • избавляет от вредных привычек;
  • помогает преодолеть переживания и страхи;
  • снимает внутреннюю напряжённость;
  • решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы;
  • эффективна при лечении аутизма;
  • повышает фрустрационную толерантность;
  • постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.

Песочная игротерапия

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: