- 6 Сентября, 2018
- Болезни нервной системы
- Валерия Маруткова
Замечаете за собой, что во внезапно сложившихся ситуациях вам трудно переступить свои принципы и сменить позиции, вам сложно внести изменения в привычный алгоритм вашего дня, совершить несвойственный вам поступок – нонсенс, вы не умеете переключаться и менять свой взгляд, вам трудно приспособится и привыкнуть к смене обстановки? Это первые признаки ригидности.
Стоит подробнее разобраться в том, что такое ригидность в психологии, ее виды, степени, и как от нее избавиться. Начнем с самого основного, и разберемся что же это такое вообще.
Что такое ригидность?
С латинского языка слово «ригидность» переводится как «негибкость, твердость». С другой стороны определение ригидности в психологии – это особенность мышления личности, которая не позволяет ей приспосабливаться к новому окружению, к смене обстановки, смене алгоритма дня, изменению в программе поведения.
Ригидный человек в своей обыденной жизни имеет целый набор определенных стратегий и алгоритмов на разные банальные ситуации или ситуации, с которыми он встречается чаще всего. Стратегии в его арсенале зачастую устаревшие, не соответствующие нынешним «стандартам» современного мира. Но личность, использующая их, отказывается принимать новые, следуя своим отработанным правилам, принятым нормам и не позволяет себе выходить за рамки, поставленные им. Рамки, поставленные для себя ригидным человеком, воспринимаются как истинно верные, единственно правильные и должные.
В качестве примера поведения ригидного человека можно рассмотреть обыденную ситуацию: представьте себе дорогу, которую вам срочно нужно перейти. До светофора и пешеходного перехода далеко, вы оглядываетесь по сторонам. Хорошее освещение дороги, отличный обзор, нет приближающихся машин – человеку, не страдающему ригидностью, ничего не помешает перебежать дорогу. Однако, личность с ригидностью мышления в тот момент, пока обычный человек перебегает дорогу, будет чувствовать в себе внутреннее препятствие, не позволяющее ему нарушить правило, пусть даже если это безопасно и ненаказуемо, ригидный человек пойдет к светофору, возможно, тратя силы на то, чтобы добраться туда, и время. Ничто не заставит выйти его за установленные рамки, даже если он торопится, упускает возможность, пропускает последний самолет – главное, следовать установленным правилам.
История
Понятие когнитивный стиль впервые использовал А. Адлер для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей.
Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). В дальнейшем данной проблемой занимались К. Стаднер, Г. Уиткин и др.
В бывшем СССР изучением когнитивных стилей занимались В. А. Колга (Эстония), школа Теплова-Небылицына (Москва), М. А. Холодная (Киев, с 1990-х — Москва), А. Либин, и др.
Близким по смыслу понятием являются метапрограммы в НЛП. Некоторые из перечисленных ниже когнитивных стилей, по меньшей мере, коррелируют с описанными в литературе метапрограммами[1].
Положительные моменты в ригидности
Как вы уже поняли, ригидность – это (с точки зрения психологии) состояние человека, в котором он испытывает затруднение или вообще не способен изменить привычную программу действий. Какие либо изменения в жизни человека из-за ригидности воспринимаются непросто, что сильно сказывается на личности и ее жизни.
Рассматривая пример с дорогой, хочется воскликнуть: «Но что плохого в том, что человек не нарушает правила? Живя по правилам, личность пытается обезопасить себя!». Возможно. Кстати говоря, ригидность – это не всегда плохо, так, например, человек с ригидным мышлением обладает повышенной коммуникабельностью, ему проще сходится с людьми, а на работе и учебе человек имеет явные успехи, обладает организаторскими способностями. И в то же время такая высокая активность не мешает ему заниматься рутиной или выполнять монотонную работу, так как ригидность повышает усидчивость.
Когда ригидность мышления у индивидуума выражена в небольшой степени, можно заметить, что этот человек аккуратен, пунктуален, имеет точную цель, его действия всегда логичны, а также он стрессоустойчивый.
Когнитивный стиль
Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.
Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня — последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним — «стиль обучения»).
Понятие когнитивный стиль впервые использовал А. Адлер для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей.
Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). В дальнейшем данной проблемой занимались К. Стаднер, Г. Уиткин и др.
В бывшем СССР изучением когнитивных стилей занимались В. А. Колга (Эстония), школа Теплова-Небылицына (Москва), М. А. Холодная (Киев, с 1990-х — Москва), А. Либин, и др.
Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей (при этом отмечается, что многие из них очевидно коррелируют друг с другом, и различие в терминологии обусловлено подходами различных авторов:
- поленезависимость — полезависимость;
- конкретность — абстрактность;
- узкий — широкий диапазон эквивалентности;
- узость — широта категории;
- ригидный — гибкий познавательный контроль;
- низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту;
- фокусирующий — сканирующий контроль;
- сглаживание — заострение;
- импульсивность — рефлективность;
- когнитивная простота — сложность;
- другие (шкалы опросников Майерс-Бриггс, NEO PI-R, др.
Ссылки
- Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя
- Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, Москва, 2000
- Семинар по когнитивным стилям
- https://tip.psychology.org/styles.html
- https://www.personality-project.org/perproj/others/heineman/cog.htm
Литература
- Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
- Климов Е. Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань: КГУ, 1969.
- Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара (под. ред. В. Колга), Таллин, 1986.
- Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.
- Ливер Б. Л. Обучение всего класса. Новосибирск, 1994.
- Психологические проблемы индивидуальности, выпуск 1. М.; Л., 1983.
- Способности и склонности (под ред. Э. А. Голубевой). М.: Педагогика. 1989.
- Стиль человека; психологический анализ (под ред. А. В. Либина) М.: Смысл, 1998.
- Толочек В. Л. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. М. 2004.
- Шкуратова И. М. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, пед, ун-та, 1994.
- Allinson, C.W., and Hayes, J. «The cognitive style index: a measure of intuition-analysis for organisational research», Journal of Management Studies (33:1), January 1996, pp 119—135.
- Atherton, J.S. «Learning and Teaching: Pask and Laurillard», 2003. Retrieved 28 June 2003, from https://www.dmu.ac.uk/~jamesa/learning/pask.htm#serialists.
- Beiri, J. «Complexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behaviour» Dorsey Press, Homewood, IL, 1961.
- Bobic, M., Davis, E., and Cunningham, R. «The Kirton adaption-innovation inventory», Review of Public Personnel Administration (19:2), Spring 1999, pp 18-31.
- Carey, J.M. «The issue of cognitive style in MIS/DSS research», 1991.
- Kirton, M. «Adaptors and innovators: a description and measure», Journal of Applied Psychology (61:5) 1976, pp 622—629.
- Kirton, M.J. «Field Dependence and Adaption Innovation Theories», Perceptual and Motor Skills, 1978, 47, pp 1239 1245.
- Kirton, M. J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routledge, London, 2003, P. 392
- Mullany, M.J. «Using cognitive style measurements to forecast user resistance», 14th Annual conference of the National Advisory Committee on Computing Qualifications, Napier, New Zealand, 2001, pp. 95-100.
- Peterson, E. R., & Deary, I. J. (2006). Examining wholistic-analytic style using preferences in early information processing. Personality and Individual Differences, 41, 3-14.
- Pask, G. «Styles and Strategies of Learning», British Journal of Educational Psychology (46:II) 1976, pp 128—148.
- Riding, R.J., and Cheema, I. «Cognitive styles — An overview and integration.», Educational Psychology (11:3/4) 1991, pp 193—215.
- Riding, R.J., and Sadler-Smith, E. «Type of instructional material, cognitive style and learning performance.», Educational Studies (18:3) 1992, pp 323—340.
- Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R., and Cox, P.W. «Field dependent and field independent cognitive styles and their educational implications», Review of Educational Research (47:1), Winter 1977, pp 1-64.
Недостатки ригидности
Но минусов у ригидности куда больше. При выраженной ригидности личность становится самовлюбленной и очень конфликтной, а увлеченность каким-либо занятием, хобби выставляется на первый план занятий, затмевая все остальное. Чаще всего эти признаки проявляются у пациентов с психическими заболеваниями.
В ситуации, когда ригидность выражается в крайней степени, за человеком наоборот наблюдается неаккуратность, безответственность. Излишняя активность отталкивает окружающих, а большинство не понимает ярого стремления добиться цели.
Повышенную ригидность чаще всего сопровождает эмоциональная нестабильность и паранойя. Личности подвержены навязчивым идеям, порой чересчур агрессивны и неспособны наладить контакт с окружающим миром.
В жизни ригидность психики мешает человеку быть попросту счастливым, так как он зачастую не позволяет себе маленькие удовольствия, считая кратковременные желания пустой тратой времени и сил.
Степень ригидности, симптомы
Не стоит переживать зазря, ригидность свойственна всем людям. Ее определенная степень присуща каждому и объясняется тем, что психика человека склонна создавать и привыкать к определенному шаблону действий, чтобы экономить силы и энергию, а установленные шаблоны подкрепляются путями нейронных связей, что позволяет человеку заниматься монотонной работой (вязать, например), и думать о другом (смотреть телевизор и вязать).
Степень выраженности ригидности у каждого индивидуальна и зависит от особенностей личности. Так некоторые люди предрасположены к ригидности в силу своего характера, а у некоторых, несмотря на множество факторов, ее проявления остаются минимальными.
Определить степень ригидности можно, наблюдая за несколькими ситуациями, так как реакция в силу особенностей личности может быть разной и ригидность проявляться будет в разной степени. Есть небольшой перечень ситуаций, рассматривая поведение в которых можно оценить степень проблемы:
- сложность задачи, поставленной к достижению;
- уровень опасности;
- наличие или отсутствие мотивации для достижения поставленной цели;
- вариации экстремальных ситуаций.
Большая ошибка принимать за ригидность принципиальность. В случае второго, личность может переступить через принципы и легко приспосабливается к новой ситуации, легко адаптируется в новом обществе и окружающей среде.
Определение
Когнитивную гибкость можно увидеть с разных точек зрения. Синтезированное в исследовании определение когнитивной гибкости — это изменение мышления, независимо от того, основано ли оно конкретно на изменении правил или в целом на необходимости переключать свои прежние убеждения или мысли на новые ситуации. Более того, это относится к одновременному рассмотрению нескольких аспектов мышления, будь то два аспекта конкретного объекта или множество аспектов сложной ситуации.
Важно! Другие термины и компоненты когнитивной гибкости включают умственную гибкость, смещение ментального набора, смещение когнитивных функций, переключение задач и переключение внимания.
Гибкость познавательных способностей варьируется в течение жизни человека. Исследователи более конкретно описали когнитивную гибкость как способность переключать свое мышление и внимание между различными задачами, обычно в ответ на изменение правил или требований. Например, при сортировке карточек на основе определенных правил дети считаются когнитивно гибкими, если они могут успешно переключаться с сортировки карточек по цвету объекта на сортировку по типу объекта на карточке.
Когнитивная гибкость более широко описывается как способность приспосабливать свое мышление от старых ситуаций к новым ситуациям, а также способность преодолевать привычные реакции и адаптироваться к новым ситуациям. Таким образом, если кто-то способен преодолеть ранее существовавшие убеждения или привычки (когда это требуется для новых ситуаций), то они будут считаться когнитивно гибкими. Наконец, способность одновременно рассматривать два аспекта объекта, идеи или ситуации в один момент времени относится к когнитивной гибкости. Согласно этому определению, при сортировке карточек на основе определенных правил дети считаются гибко познавательными, если они могут сортировать карточки по цвету предметов и типу предметов на карточке одновременно. Аналогично, когнитивная гибкость определяется как наличие понимания всех возможных вариантов и альтернатив одновременно в любой конкретной ситуации.
Способствующие факторы
Независимо от специфики определения, исследователи в целом согласились с тем, что когнитивная гибкость является компонентом исполнительного функционирования, познания высшего порядка, включающего способность контролировать свое мышление. Исполнительное функционирование включает в себя другие аспекты познания, включая память, эмоциональную стабильность, планирование и организацию. Когнитивная гибкость тесно связана с рядом этих способностей, включая торможение, планирование и рабочую память. Таким образом, когда человек лучше способен подавлять аспекты стимула, чтобы сосредоточиться на более важных аспектах, они также становятся более гибкими в познавательном отношении. В этом смысле они лучше планируют, организуют и используют конкретные стратегии памяти.
Исследователи утверждают, что когнитивная гибкость также является компонентом множественной классификации, как первоначально описал психолог Жан Пиаже. В нескольких задачах участники (прежде всего дети, которые уже развили или находятся в процессе развития этого навыка) должны классифицировать объекты несколькими различными способами одновременно — гибко думая о них. Точно так же, чтобы быть когнитивно гибкими, они должны преодолеть концентрацию, которая является тенденцией для маленьких детей сосредоточиться исключительно на одном аспекте объекта или ситуации. Например, когда дети маленькие, они могут сосредоточиться только на одном аспекте объекта (то есть цвете объекта) и не могут сосредоточиться на обоих аспектах (т.е. на цвете и типе объекта).
Важно! Исследования показывают, что если человек сосредоточен на своем мышлении, то он будет более когнитивно негибким.
Когнитивная гибкость связана с другими познавательными способностями, такие как интеллект, беглость чтения и понимания прочитанного. Текучий интеллект, описываемый как способность решать проблемы в новых ситуациях, обеспечивает способность к логическому рассуждению. Когда человек способен рассуждать плавно, он, в свою очередь, более склонен к когнитивной гибкости. Кроме того, было показано, что те, кто способен к когнитивной гибкости, способны переключаться между звуками и значениями и / или одновременно думать о них, что повышает беглость чтения и понимание. Когнитивная гибкость, как было также показано, связана со способностью человека справляться с конкретными ситуациями. Например, когда люди могут лучше переключать свое мышление от ситуации к ситуации, они будут меньше фокусироваться на стрессорах в этих ситуациях.
В целом, исследователи в этой области фокусируются на развитии когнитивной гибкости в возрасте от трех до пяти лет. Тем не менее, когнитивная гибкость, как было показано, является широкой концепцией, которую можно изучать в любом возрасте и в разных ситуациях. Таким образом, с задачами, варьирующимися от простых до более сложных, исследования показывают, что существует континуум развития, который простирается от младенчества до взрослой жизни.
Типы ригидного мышления
Можно выделить три основных типа ригидности мышления:
- Когнитивный. Самый распространенный тип ригидности. Этот тип опирается на чувственное познание и способность воспринимать новую информацию. Когнитивная ригидность выражается в невозможности создать новую концепцию, усвоить новую информацию. В голове личности происходит диссонанс между устоявшимися, закоренелыми взглядами и новыми сведеньями, из-за чего личность начинает отстраняться от коллектива, близких людей, пытаясь закрыться от нового мира.
- Мотивационный. Личность отказывается принимать новые мотивации для действий и не может выполнить последующие задачи. Чаще всего такую ригидность можно увидеть в ситуациях, когда человек не воспринимает новых поводов для удовлетворения каких-либо потребностей, или отказывается избавиться от чего-то, потому что это вошло в его привычку. На фоне могут развиваться сверхценные идеи.
- Аффективный. Ригидность проявляется в сопоставлении ситуаций и эмоциональном отклике на нее. Индивидуум слишком увлекается выбранным объектом или некими условиями.
Когнитивная простота и когнитивная сложность
С точки зрения теории, основой когнитивной простоты и когнитивной сложности можно назвать теорию личностных конструктов Д. Келли. Преобладание кого-либо стиля можно определить посредством измерения простоты или сложности комплекса личностных конструкций в процессе толкования, прогнозирования и анализа окружающей реальности, основывающихся на организованном конкретным образом субъективном опыте.
Под конструктами здесь следует понимать двухполюсную субъективно-измерительную шкалу, которая играет роль способа установления сходств или различий в процессе восприятия. Диагностируются данные стили при помощи разработанного Д. Келли метода репертуарных решёток.
Помимо рассмотренных выше когнитивных стилей, которые можно считать основными, можно выделить также и некоторые другие, например, образно-действенный стиль интерпретации информации, обусловленный ведущей ролью правого полушария головного мозга; вербально-логический стиль интерпретации информации, в котором ведущая роль отводится левому полушарию, и некоторые другие. Для диагностирования каждого из стилей специалистами применяются всевозможные тестовые методики.
ВАШ КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ: Несмотря на то, что, как и было сказано, для установления ведущего когнитивного стиля человека используется масса различных методик, есть особые тестовые материалы, позволяющие с максимальной точностью определить, к какому когнитивному стилю относится тот или иной человек. Сегодня вы и сами можете проверить, как работают такие материалы, и заодно установить свой собственный когнитивный стиль. Именно этим мы и предлагаем вам заняться – приглашаем вас пройти наш курс по самопознанию (найти его вы сможете здесь), и узнать много нового не только о нюансах своего восприятия, но и о других особенностях вашей личности.
Желаем вам удачи и успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Стили лидерства по теории жизненного цикла
- Модель эффективного руководства Фреда Фидлера
- Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго
- Стили мышления Бончек и Стил
- Двухфакторная теория мотивации Герцберга
- Тест Роджера Шепарда
- Стили обучения
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
- Комбинаторное мышление
Ключевые слова:1Когнитивистика
Особенности ригидного человека
Вы можете определить самостоятельно человека ригидного, или склонного к этому. Есть несколько свойств, присущих всем трем типам. Например:
- упрямый характер;
- неспособность отказаться от привычки;
- впечатлительность;
- неспособность менять свое поведение самостоятельно.
В то же время, у человека с ригидностью мышления могут проявляться противоречащие свойства:
- чересчур общительный, пытается выделиться, или быть в центре внимания;
- ворчливый, обесценивает окружающий мир, недоволен и переполнен негативом;
- скептик;
- отстраняется от общества;
- злой шутник, высмеивает людей.
Если вам хочется определить, ригидный ли вы человек и какая у вас степень ригидности, проанализируйте свое поведение или попросите об этом близких людей.
Узость и широта
Здесь подразумевается узость и широта диапазона эквивалентности. Такие когнитивные стили характеризуют индивидуальные особенности в масштабе, используемом человеком при оценивании различий и сходств объектов.
Одни люди при произвольной классификации могут разделять объекты на множество групп с небольшим объёмом объектов (это узкий диапазон), а другие – на меньшее количество групп с большим объёмом объектов (это широкий диапазон).
Основой этих различий является, главным образом, уровень «чувствительности» к установленным различиям и ориентированность на установление различий разных типов. Человек с узким диапазоном эквивалентности опирается на физические свойства объектов, а человек с широким диапазоном – на скрытые дополнительные свойства. Некоторые отечественные специалисты характеризуют первый стиль как аналитический, а второй – как синтетический. Также установлена связь аналитического и синтетического когнитивных стилей с особенностями личности.
Как бороться с ригидностью мышления?
Как же справиться с ригидностью? Первый, кто заговорил о неспособности вносить изменения в установки и свою деятельность при смене ситуации, — Якоб Морено, верно дополнив, что ригидность — это бич ХХ века.
Почему же? Проблема в том, что в индустриальном обществе и с расцветом отлаженных механизмов, в бюрократических государствах особенно необходимым стал именно ригидный человек – это человек, способный все выполнять неукоснительно по инструкции, что сильно в дальнейшем повлияло на цивилизацию.
Морено пришел к выводу, что народ «измельчал». Осталось мало тех, кто посмеет сомневаться в инструкциях, поэтому в борьбе против ригидности мышления Морено прописывал две таблетки: спонтанность и креативность.
Сноски и источники
- Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. — М.: Прайм Еврознак, 2007. — 352 с — ISBN 5-93878-198-1
- ↑ 12Шкуратова И.П.
Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ,1994.156 с. - ↑ 12Witkin H., Goodenough D.
Cognitive style: essence and origins. N.Y. 1982. 135 p. - [irshkuratova.ru/files/pl017.pdf Шкуратова И.П.]
[irshkuratova.ru/files/pl017.pdf Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности]
«Лестница Витгенштейна»
Звучит просто, но на деле избавиться от ригидности мышления очень сложно и стоит обратиться к специалисту, который составит для вас индивидуальную программу лечения.
Проблема ригидности в том, что как бы ни хотел пациент избавиться от желания следовать правилам, его внутреннее «Я» протестует. Подсознание убеждает его, что переступив через свои правила, человек превратиться в беспринципную личность, способную на любой низкий поступок.
Пациенты, справившиеся со своей ригидностью, говорят о том, что на деле оказывается, не было никакой ригидности, только честь, принципиальность, убеждения и вера в традиции в завышенных масштабах.
Чтобы убедить себя избавиться от веры в правильность ваших действий, повторяйте себе, что истина – относительное понятие, вы могли ее не так понять, услышав или прочитав. Уверены ли вы в том, что ваши действия, поступки и их мотивы – есть истина. А в нашем непостоянном мире можно ли быть уверенным что истина остается и понимается так же, как и час, день, месяц назад?
Убедите себя в том, что истина непознаваема.
Примите для себя и смиритесь с «лестницей Витгенштейна», которая звучит так:
Исходный порядок – это как лестница, которую используют, чтобы куда-нибудь подняться. Однако после этого лестницу необходимо отбрасывать. Потому как обнаруживается, что хоть она пригодилась, в ней самой не было никакого смысла.
Ссылки
- [psylab.info/Категория:Диагностика_когнитивных_стилей Методы диагностики когнитивных стилей] (недоступная ссылка с 13-05-2013 (2705 дней))
- [www.voppsy.ru/issues/1989/896/896140.htm Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя]
- [www.socioniko.net/ru/articles/DISS.pdf Ливер Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, 2000]
- [www.voppsy.ru/issues/1986/865/865187.htm Семинар по когнитивным стилям]
- tip.psychology.org/styles.html
- www.personality-project.org/perproj/others/heineman/cog.htm