Импринтинг (запечатление) в психологии: примеры у человека

Приветствую Вас, друзья!

Импринтинг – это интересное психофизиологическое явление, которое наблюдается как у животных, так и у человека. Заключается оно в том, что в определенные моменты память живого существа срабатывает особым образом, навсегда запечатлевая определенные чувства или действия.

У большинства видов этот механизм используется для того, чтобы обеспечить выживание особи и воспроизведение потомства, но для человека он превратился в нечто большее. Сегодня мы подробно разберём, что такое импринтинг, каким он бывает и как работает с точки зрения психологии.

Определение

Импринтинг (от англ. Imprint – запечатление) – вид памяти для приобретения опыта или навыков. Занимает промежуточную ступень между врожденными инстинктами и обучением. Этот термин относится к механизму психофизиологии, с помощью которого мозг фиксирует впечатления, воспринимающиеся организмом на определенном возрастном этапе. Запечатление происходит в течение одного мгновения и его практически нельзя изменить.

обучение

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания — дети формируют общество будущего.

Импринтинг в психологии

В психологию термин импринтинг пришел из зоопсихологии. Австрийский ученый в области биологии К.Лоренц, на основе анализа поведения представителей фауны, изучил запечатление и дальнейшие повадки человека. Вначале предполагалось, что механизм импринтинга работает только в начальный период после рождения, т.к. адаптация к окружающей среде у детенышей животных происходит быстрее, чем у человека. У зверей в основе импринтинга находится инстинкт, который необходим для выживания.

Для людей он имеет более глубокое назначение. Он возникает без четких рамок по возрасту: в период взросления, становления личности, в результате психотравмирующих ситуаций и адаптации в социальной сфере. Все это является успехом выживания человека.

Возникновение импринтинга в молодом возрасте происходит чаще и интенсивнее, особенно в такие важные моменты, как:

  • поступление в учебное заведение;
  • начало или смена работы;
  • переезд на другое место жительства;
  • смена социального статуса.

Подобных ситуаций очень много, и чем сильнее стрессовый момент, тем быстрее происходит подкорковое запечатление. Иногда человек не помнит, при каких обстоятельствах произошел стресс, поэтому опыт проявляется в поведении автоматически.

Признаки запечатления

закрепление образа в памяти

В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:

  • задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
  • связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
  • прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
  • при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
  • привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
  • связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
  • импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;

Геномный импринтинг

Американский генетик Х.Кроуз на основании исследований о генетике дал понятие геномного импринтинга. Он проявляется как у людей, так и у животных.

Импринтинг гена – это эпигенетический механизм, при котором осуществляется передача потомству одной части генов от отца, второй – от матери.

Но существуют и другой геномный импринтинг. Примеры могут быть разными: у ребенка могут проявиться иные наследственные способности, которых нет у родителей, но ими обладали ранние поколения родственников. То же самое, и с внешними данными.

Такой импринтинг иногда влечет за собой отрицательную генетику. От предыдущих поколений ребенок может унаследовать риск возникновения патологий и нежелательных синдромов.

По данным статистики, люди с оптимистическим настроем имеют более крепкое здоровье и живут дольше пессимистов. Поэтому больного человека стараются приободрить и поднять настроение, т.к. от позитивных эмоций быстрее выздоравливают.

Импринтинг используется и в медицине. Исследование фрагментов генетического материала позволяет выявить наследственные заболевания. Диагностика проводится на любом возрастном этапе, в том числе в пренатальном.

Нейрогенетический контур «Мы отправляемся домой»

Высшая программа

, по Тимоти Лири, реализуется тогда, когда сознание ограничивается исключительно «пространством» нейрона, куда втягивается сознание. Центр синтеза памяти нейрона ведет диалог с кодом ДНК внутри ядер клеток, от чего, к примеру, возникает эффект переживания «прошлых жизней», то есть идет процесс чтения генетической информации.

Нейрогенетический контур анатомически локализован в нейроне, отвечая за взаимодействие между ядром клетки (ДНК) и структурами синтеза памяти в нервной клетке. Седьмой контур активизируется при осознании процесса «смерти», когда сознание отключает пространственные импринты, тело, саму нервную систему и концентрируется на приеме метавидовых сигналов от кода ДНК.

Когда телу грозит смерть, в нервной системе вспыхивают сигналы тревоги. Когда поступающая информация указывает на неизбежность наступления смерти, нервная система блокирует пространственные импринты, закрывает внешние сенсорные и соматические приемные центры и начинает полностью отключаться.

В этот момент нервная система оперирует на уровне шестого контура. Каждый человек в момент смерти переживает экстаз (экстаз буквально переводится как «выход наружу»).

Судя по стрелкам часов, нейрологический экстаз смерти длится не более пары минут. Но по субъективным ощущениям он длится миллионы лет. Импринты первых четырех уровней с их кондиционированной «зверино-ассоциативной» хронологией отключаются. Время тела останавливается. Нервная система обретает свободу и способна настроиться на собственный ритм, синхронизируясь с сотнями миллионов сигналов в секунду. Доктор Лири говорит: «Когда человек отбрасывает все ощущения и мыслит так, как мыслит его генетический код, он достигает третьей степени временного сознания. Он награждается дипломом седьмого контура. Он становится всей жизнью. Это подразумевает нейрологическую способность приостанавливать действие личиночных импринтов, добровольно и избирательно блокировать включение собственных капсул памяти, трансцендировать условные рефлексы, связанные с социальной ролью, и превращаться в агента эволюции, путешественника во времени, мыслящего и ощущающего, как сам код ДНК».

В чем смысл последующих импринтов (по Т. Лири).

Импринтирование и кондиционирование, по мнению Лири, фокусируют сознание на одном заурядном фрагменте из бесконечного диапазона потенциальных когнитивных возможностей, которыми обладает мозг, — биокомпьютер из двадцати миллиардов биоэлектрически взаимосвязанных клеток.

За умелое пользование правой рукой нервная система вынуждена проявлять жертвенность. У человека, свободно владеющего правой рукой, преимущественно развито левое полушарие головного мозга. Такой человек кондиционирован игнорировать деятельность правого полушария мозга. Большую часть времени он вообще его не использует.

Любопытно вот что: из-за правостороннего импринтирования и кондиционирования вторая половина нервной системы не попадает в сферу деятельности сознания. Когда кондиционированные синаптические контуры разрываются, сознание перестает быть фиксированным. Оно вырывается из плена повседневного давления социальной, ментальной и эмоциональной жизни. Сознание освобождается и способно познавать некондиционированные измерения «безмолвного» правого полушария.

Таким образом, Лири подчеркивает, что существование и поддержание импринтов (по крайней мере, 4-х первых типов) происходит при функциональном доминировании левого полушария над правым (у правшей). И выход за пределы импринтов означает правополушарную активацию.

Когда четыре первые типы импринта трансцендируются, знанию открывается доступ к зонам нервной системы, которые обычно заблокированы.

Подключение к «безмолвному полушарию» знаменует переход на новую эволюционную стадию развития. Причем этот переход сопровождается столь глобальной трансформацией, что заслуживает названия «метаморфоз». Нейрологический метаморфоз открывает возможность для активизации новых контуров, которые реализуют более сложные формы сознания и передачи информации.

Как считает Т. Лири, первые четыре импринта занимаются освоением пространства. Три последующих импринта вместе с кондиционированными сетями занимаются освоением времени.

Время, которое ощущает наша нервная система, измеряется по 1) интенсивности сигнала; 2) качеству сигналов (частоте и форме); 3) продолжительности сигналов (скорости изменения).

Следует особо подчеркнуть, что временное сознание не оперирует полярными и ценностными категориями пространственного сознания. Для временного сознания нет понятий левого и правого; нет ни принуждения, ни беспомощности; нет конкуренции, нет слов, стремлений, страхов, неудач, достижений, опасностей; нет бесконечных желаний, нет подавления. Есть лишь простая энергия различной интенсивности, продолжительности, формы и качества: сигналы продлеваются, изменяются, выбираются, а потом гармонизируются и используются для обогащения поляризованного опыта пространственного сознания.

Цель пространственного сознания — выживание в пространстве.

Цели временного сознания — существование во времени, гармонизация интенсивности, качества, продолжительности и формы полученной энергии для расшифровки временных сценариев, закодированных в нервной системе и ДНК.

Можно говорить об этике пространства и эстетике времени: освоении пространства и растяжении или сокращении времени. Четыре пространственных импринта подчиняются законам физики Ньютона. Три «временных импринта» подчиняются законам физики Эйнштейна, как доказывает в своих книгах «Семь языков Бога» и «Психология будущего» Тимоти Лири.

Импринтинг – примеры у человека

Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.

Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.

Оральный

Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.

детство

Территориально-эмоциональный

Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.

Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.

Вербальный

От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.

Социальный

Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.

Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.

Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.

Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга

Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга

Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца — феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных.

Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта. Лоренц установил, что, едва вылупившись из яйца, утята были заняты поиском «образа матери». Для определения своей матери они высматривали всего лишь одну конкретную субмодальность. Единственное, что должна была делать их мать, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем. Конрад Лоренц проводил такие опыты: первым, что видели новорожденные серые гусята, было его лицо, в результате чего в их память запечатлевала, что это — «мама». Взрослея, они использовали все мыслимые и немыслимые поводы, чтобы направиться вслед за ним, как за матерью-гусыней, например, когда Лоренц прогуливался или шел на пруд купаться, они за ним начинали бегать. Точно так же гусята следовали за Лоренцом в кабинет и собирались вокруг его письменного стола. Эти факты подтверждают известные фотографии экспериментов.

Для одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда шарик перемещали с места на место, то утенок повсюду следовал за ним. Когда этот утенок вырос, он не обращал абсолютно никакого внимания на своих соплеменниц, и все его ухаживания и стремление образовать пару были направлены на любой круглый предмет. Это говорит о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Лоренц также утверждал, что импринтинг в отличие от обычного научения происходит лишь на определенной стадии развития животного и является необратимым. Лоренц наблюдал за поведением гусят, а также провел дополнительные исследования на утятах кряквы, птенцах голубей, галок и многих других птиц. Он считал, что птицы, импринтированные на человека, будут часто направлять на него свое специфическое половое поведение.

Так, Лоренц отмечал, что египетская горлица, импринтированная на человека, направляла поведение ухаживания по отношению к его руке, и если руке придавали соответствующее положение, горлица пыталась спариваться с ней. Лоренц подчеркивал, что это поведение, демонстрирующее результат импринтирования, является врожденным, тогда как узнавание объекта импринтирования не имеет врожденной основы. Он считал, что молодое животное становится импринтированным на любой движущийся объект, который оно увидит в определенный период своего развития, и будет соответствующим образом направлять на него свое сыновнее, половое и социальное поведение.

Как утверждал Лоренц, птенцы выводковых птиц и детеныши млекопитающих, которые способны передвигаться вскоре после появления на свет, проявляют совершенно одинаковую привязанность к движущимся объектам. Только что вылупившиеся гусята и утята, отделенные от матерей, будут следовать за медленно идущим человеком, грубой моделью утки или даже картонной коробкой. Ягненок будет следовать за человеком, который выпаивал его из соски, даже если он не голоден. И тогда, когда ягненок перестанет питаться молоком и присоединится к стаду, он будет приближаться к своему первому хозяину и следовать за ним. Таким образом, поскольку ягненок следует за человеком как за своим родителем и поскольку, став взрослым, он сохраняет некоторую привязанность к этому человеку, можно говорить, что явление импринтинга характеризуется как долговременными, так и кратковременными аспектами.

Хотя «реакцию следования» вызывают очень многие сигналы, некоторые из них оказываются более эффективными, чем другие. Можно сказать, что до известной степени стимул будет тем эффективнее, чем больше он будет привлекать внимание животного. Однако если объект будет слишком бросаться в глаза, то он вызовет у животного реакцию бегства, а не приближения. Утята, например, приближаются к человеку, который качается из стороны в сторону, но убегают, когда человек двигается слишком энергично. У некоторых видов животных имеются особые предпочтения. Так, цыплята больше всего готовы следовать за голубыми или оранжевыми объектами: утята кряквы — за желто-зелеными, причем охотнее они следуют, если объект издает соответствующие звуки. Каролинская утка гнездится в дуплах деревьев, и обычно мать вызывает птенцов из гнезда, находясь на некотором расстоянии от него; эти утята будут приближаться к источнику ритмического звука даже в отсутствие каких-либо зрительных раздражителей.

Как правило, чем дольше животное следует за каким-либо объектом и чем больше знакомится с ним, тем меньше его привлекают другие объекты. «Реакцию следования» можно усилить путем пищевого подкрепления; кроме того, в природе подкрепляющими факторами оказывается контакт с матерью и исходящее от нее тепло.

Лоренц, путем проведения собственных исследований ,пришел к выводу, что именно инстинктивное поведение животных является внутренне мотивированным. В 1936 г. Лоренц вывел следующее правило: инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями.

Лоренц обозначил четыре особенности, отличающие импринтинг от классического ассоциативного обучения:

  • 1. Импринтинг приурочен к очень ограниченному периоду жизни животного — чувствительному, или критическому, периоду.
  • 2. Однажды совершившись, процесс запечатлевания далее необратим. Если у птенца произошел импринтинг по отношению к птице другого вида, то позднейший контакт с птицами своего вида уже не сможет устранить этот эффект раннего опыта.
  • 3. Объект, на который направлено запечатлевание, может быть определён задолго до первого осуществления самого поведения. Например, ранний импринтинг, происшедший задолго до наступления половой зрелости, влияет на выбор полового партнера.
  • 4. Запечатление направлено не на определенную особь, которую видел птенец, а на целый класс организмов, членом которого была особь, которая служила стимул-объектом. В дальнейшем было выяснено, что запечатлевание характерно не только для выводковых птиц (т.е. для тех, кто, вылупившись из яйца, сразу способен активно двигаться в составе выводка), но и для других животных, в особенности же для зрелорождающихся млекопитающих, способных сразу следовать за матерью (таковы, например, копытные).

Также Лоренц отметил, что запечатлевание не требует повторения, достаточно одного предъявления движущегося предмета, чтобы утята или ягнята сочли бы его своей матерью. В отличие от условных рефлексов, которые начнут угасать, если их не подкреплять долгое время, импринтинг не угасает. Более того отрицательное подкрепление приводит не к угасанию образовавшейся связи, а напротив, даже усиливает её. Так, если утятам, движущимся за человеком, наступать на ноги, причиняя им боль (но, конечно, не так, чтобы отдавить им ноги до потери способности передвигаться), они не убегут от человека, а начнут ещё сильнее жаться к нему и быстрее следовать за ним. В целом импринтинг рассматривается как процесс научения, который имеет место на конкретных стадиях развития и влияет на последующее поведение по отношению к родителям, собратьям или половым партнерам». Специально о.

На симпозиуме в Лейдене Лоренц встретился с голландцем Николасом Тинбергеном, с которым они начали работать совместно. Их плодотворное сотрудничество вылилось в выдвижение гипотезы, согласно которой источником инстинктивного поведения животных выступают внутренние мотивы, побуждающие к поиску обусловленных средой, или социальных, стимулов. Их гипотеза о так называемом ориентировочном поведении содержит также следующее определение: как только животное сталкивается с какими-нибудь «ключевыми стимуляторами», роль которых могут выполнять определенные сигнальные раздражители, оно автоматически выполняет стереотипный набор движений.

Позже он изучал процесс одомашнивания гуся, что предполагало утрату гусем навыков, приобретенных в борьбе за выживание в естественной среде, возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Склонный к обобщениям Лоренц пришел к тому выводу, что подобные проявления вполне могут иметь место и у человека.

импринтинг лоренц научение эксперимент

Источники информации:

  • 1. Резникова Ж.И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г.
  • 2. Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с.96.

Теория Т.Лири (семь контуров)

Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Биовыживательный

Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.

Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:

  • уверенность или беспокойство;
  • жажда к исследованиям;
  • независимость или полная подчиненность.

В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.

Эмоционально-двигательный

Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.

Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.

победитель

На этой стадии в человеке определяются следующие качества:

  • главенство или подчинение;
  • уверенность в себе или сомнения;
  • сильное или слабое эго;
  • уровень статуса.

Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.

Ментально-манипуляционный

Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.

Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:

  • качество речи;
  • ловкость движений;
  • быстрота соображения.

Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.

Сексуально-социальный

В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.

На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:

  • нравственность;
  • покорность;
  • добропорядочность;
  • родительство.

Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.

Контур наслаждения

Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакцию «кайфа», исцеление верой.

Контур экстаза

Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.

Нейрогенетический

Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.

Пример импринтинга из моей практики

Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.

Вместе с клиенткой мы начали анализировать отношения в ее родительской семье. Выяснилось, что она – единственный ребенок в семье, отец ушел из семьи, когда Ане было 3 месяца. Повторно замуж ее мама так и не вышла, отдавая много сил работе и домашним делам. О мужчинах мама Ани всегда отзывалась негативно: им нужен только секс, они бабники.

Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.

Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.

Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.

метод гипноза

С помощью психокоррекционных занятий исправить последствия двойного отрицательного запечатления практически невозможно. Поэтому мной был выбран метод гипноза. Для изменения усвоенного стереотипа в отношении мужчин понадобилось 12 сеансов.

Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов

Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.

Роберт Дилтс

Р. Дилтс пишет: «В работе, которую я проводил с Тимоти Лири, мы фактически работали с эволюционной моделью. Существуют определенные периоды времени, когда у людей развиваются такие убеждения».

Определенные типы импринтов связаны с определенными вопросами, которые можно проследить по определенной эволюционной последовательности. Данная последовательность есть нечто весьма близкое иерархии потребностей Маслоу, но имеющее при этом некоторые важные отличия.

Первая стадия

включает в себя импринты на уровне биологического интеллекта, который связан с выживанием (Могу ли я выжить?). Как ребенку вам необходимо прежде всего научиться управлять своими основополагающими «биологическими» функциями. Даже простейший организм должен научиться выживать.

Вторая стадия

включает в себя эмоциональные импринты (К кому я отношусь? С кем я связан? какова моя территория?).

Третья стадия

включает с себя развитие умственных импринтов: (Умен ли я? Умею ли я мыслить? Способный ли я?). Данная стадия в какой-то мере имеет дело со способностями. Она включает в себя развитие навыков понимания символов и эффективной их обработки.

Четвертая стадия

включает в себя социальные импринты (Какова моя роль по отношению к другим?).

Пятая стадия.

После этого вы достигаете стадии, на которой у вас развиваются эстетические импринты. Именно здесь вы начинаете осознавать истинную меру вещей и, наконец, приобретаете способность воспринимать красоту и форму (Что является прекрасным? Что доставляет удовольствие?).

Шестая стадия.

И наконец, наступает стадия, когда вы развиваете импринты на метауровне, которые можно назвать духовными импринтами или импринтами на уровне идентичности, когда вы возвращаетесь назад и начинаете обращать свое знание на все предшествующие стадии (Благодаря чему я таков, каков я есть? Каковы пути к самосовершенствованию?).

Киселев Роман Анатольевич, врач-психотерапевт, психотерапевт Клиники «Инсайт» (г. Новосибирск), сертифицированный НЛП-тренер НЛП-Факультета

Все статьи

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Верность Роду: Социально-карьерный импринт

Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут

а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,

б) занять руководящую должность,

в) позволить себе зарабатывать много денег

исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.

«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.

Это как в песне поётся:

«Сам себя считаю городским теперь я,

Здесь моя работа, здесь мои друзья.

Но всё так же ночью снится мне деревня.

Отпустить меня не хочет родина моя».

Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образова­нием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…

Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея ни­каких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет им­принт «Я не имею права быть лучше своих предков»…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: