История понятия
Апперцепцию впервые описал ученый Лейбниц. В своих работах он рассказал про рефлекторные акты и восприятие. Следом за Лейбницем апперцепцию изучал Кант, который этим термином обозначил самосознание.
Каждый ученый трактовал способ восприятия по-своему:
- Лейбниц утверждал, что апперцепция – это ощущения, которые человек осознает.
- Для Канта апперцепция представляла собой врожденную способность сознания, которая сопровождается естественным процессом познания окружающего мира и себя изнутри.
- По мнению Гербарта восприятие является слиянием новых идей с теми, что отложились в сознании из прошлого.
- Альфред Адлер создал такое понятие, как схема апперцепции. Речь идет о совокупности индивидуальных представлений личности, которые касаются окружающего мира и людей. По его словам поведение индивида в большинстве случаев определяется психологическим процессом.
- Ученый Вундт склонялся к тому, что апперцепция представляет собой психический процесс, используя который человек осознает свои мысли и восприятие.
В 19-20 веке разные ученые стали развивать понятие восприятия. С его помощью специалисты объясняли новые факты, используя прошлый опыт.
Сфера использования понятия
Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира. Так и формируется определенная модель поведения личности.
Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.
Виды апперцепции
Апперцепция в психологии – это состояние человека, которое зависит от восприятия и содержания психологической жизни индивида, особенностей отдельной личности, также имеющегося опыта. Люди запоминают наиболее важные моменты для себя, которые связаны с личными интересами или увлечениями.
Существуют следующие виды апперцепции:
Название | Описание |
Трансцендентальная апперцепция | Сложный термин, который предложил ученый Кант. Он уверен был, что апперцепция у человека присутствует с рождения, как субъект самосознания. Явление больше выступает основой для новых данных и количество опыта совершенно не имеет значения. Трансцендентальная апперцепция является частью человеческой личности, независимо от накопленных знаний за всю жизнь. |
Эмпирическая апперцепция | Субъективное единое сознание, которое формируется благодаря полученным знаниям и накопленному опыту у человека. |
Активизация апперцепции происходит в случае необходимости составления общего представления, используя личные впечатления. Воспринимая и осознавая новую информацию, человек меняется. Дополняется его существующий опыт, и пополняются знания.
Трансцендентальная апперцепция
16-17 параграфы трансаналитики.
За этим мыслится некая логическая задача.
Вся теория Канта строится на различении нескольких типов апперцепции:
-интеллектуальная апперцепция ( я мыслю) и чувственная апперцепция ( я есть)
(?) О Я существовании я не умозаключаю, я его мыслю и чувствую (?)
Интеллектуальная апперцепция 2 вида:
1)аналитическое единство самосознания.
Такое единство самосознания, которое необходимо для того, чтобы в процессе познания соблюдалась логическая непрерывность, для того, чтобы соблюдались законы логики. Контролирует исполнение логических процедур. Для того, чтобы познать, мы используем понятия. Понятие Р. –красное, тождественно себе, не должно быть тождественно отрицанию себя и т д. Законы логики, кот ввел Аристотель, ничего нового.
2)синтетическое единство самосознания.
Для того чтобы наше познание понятия Р. Которое красно, имело познавательную ценность, с этим понятием должен быть каким-то образом связан опыт данности. Если это понятие остается какое-то интеллектуальное, то какой в этом прок? Понятие должно быть дано. Как может быть дано понятие, даны вещи. В этом смысле К говорит что понятие Р предполагает наличие неких вещей А, В, С. Оно принадл. этим вещам мы всегда имеем дело с ситуацией, где вещь А, которую мы можем охарактеризовать через понятие Р или через какое-то множество других понятий, вещь никогда не бывает чисто красной, бывает большой, тяжелой и т д.
Красный конь, красный рассвет и т д.
У нас есть такая дезъюнкция:
В-Р или У (любой другой набор свойств)
С-Р или Х ( еще один набор свойств)
Мы мыслим все вещи в этом мире как мысленно различенное целое.
В данном случае понятие синтеза состоит не в том, что мы имеем дело с чем-то единым, а у К более глубокая идея: внутренне различенное целое. Речь идет о дизъюнктивном синтезе. Те вещи в чувственном познании *****(???) нами как « Р или что-то» — мы таким образом воспринимаем мир. Суть этой способности состоит в согласованности чувственного опыта и рефлексии. Этой согласованностью явсляется «я мыслю» в смысле синтетического единства самосознания.
Здесь у К возникает то, что он потом активно использует. Сам набор категорий К не объясняет. Чувственный опыт наш тоже достаточно случаен. К говорит что в принципе я бы мог чувствовать вещи иначе. Я говорю «снег бел» но я мог бы переживать мир таким образом, чтобы субъектом была белизна, и я говорил бы о том что в данном случае мне дана белизна, в данном случае снежная, в другом случае другая и т д…
Но я говорю «снег бел», я таким образом ощущаю этот мир. Такова моя чувственность, она фиксирует вещь: снег, молоко. Белизна для меня – это предикат. Но можно представить себе и другой чувственный опыт. С точки зрения логики это без разницы. Даже лучше мыслить логическими классами, взять белизну за основу. (Мы могли бы воспринимать мир, как его пишет Кандинский, композиция №17 – наверное как муравей видит этот мир). Наш чувственный опыт случаен, наша мыслительная способность случайна по своему набору категорий, но связь между ними необходима – таков кантовский путь, который существенно отличается от другой философии. В этом его специфика. Это не Декарт, не Спиноза, не Лейбниц, не Фихте, а это Кант. Многое в человеческом опыте случайно, но есть корреляционные частности, согласование чувственности и рассудка, и условием этого согласования является синтетическое единство самосознания, которое Кант называет первичным по отношению к аналитическому единству. Для нас первоначально важна способность к дизъюнктивному мышлению, а затем уже использование формальных правил.
Канта интересуют условия согласования. Потом американский мыслитель, очень оригинальный, но не такой универсальный как К , Чарльз Пирс, создатель семиотики, исходит из Канта. Он говорит что научное сообщество состоит из двух частей, 1 часть описывает чувственный опыт и использует протокольные суждения, другая часть занимается рефлексией, и должно быть согласовано 2 языка, язык, описывающий чувственный опыт , должен быть согласован с языком, который описывает рефлексивные реакции, рефлексивные понятия.
Можно сказать что у Канта речь идет о согласовании двух типов описания. Но это согласование, с одной стороны связано с наличием синтетического единства самосознания. Но при этом есть еще одна связь, на которую указывает Кант. ( в этом состоит различие между 1м и 2м изданием «Критики») Еще связь понятий и образов созерцания предполагает некое согласование. По факту рассудок и чувственность согласованы трансцендентальной апперцепцией. Трансцендентальная апперцепция – то, к чему мы редуцируем, на самом деле это не мышление, мы не знаем откуда она берется, почему так. Если нас интересует объективное согласование, то здесь у Канта возникают вопросы.
В 1м издании «Критики» Кант связывает рассудок и чувственность через трансцендентальную способность воображения. И эта способность воображения в чем-то оказывается верховной способностью.
В 1м издании К говорит о том, что есть 2 ствола, которые происходят из единого корня- 2 ствола, с которыми связано познание: чувственность и рассудок, из единого корня воображения.
Во 2м издании К от этого отказывается, там более оригинальный ход. Кто-то является сторонником, кто-то не разделяет эту точку зрения. 2 ствола не имеют единого корня. Есть 2 ствола и 2 корня: чувственность и рассудок, а воображение не представляет из себя какой-то 3-ей способностью, которая бы более фундаментальна, воображение- это способность, которая связана с корректированием, с синхронизацией чувственности и рассудка. Т-е воображение связано с тем, что если у нас есть некий класс понятий, то этим понятиям по опред. з-ну всегда приписывается образ. Способность корреляции чувственности и рассудка (рассудок использует понятие, чувственность создает образы) К. назвал трансцендентальным схематизмом. Трассхематизм – таинственное искусство, которое содержится в душе, но мы только функционально можем его описать и не него указать.
Пример: у нас есть число 5 и есть образ пяти – 5 точек. Схемой К. называл не 5 точек, а схемой называл сам алгоритм сопоставления с любым числом (5 или 1005) но по одному з-ну – сопоставление какого-то образа 5 (.), 1005 (.) и т.д.
«Критика чистого разума» Канта в св. основном содержании заканчивается учением о транс. апперцепции и учении о трас схематизме (есть еще диалектика, учение о методе).
В основе кантовской философии лежит специфичность кантовской мысли:
1. понятие опыта
мы чувствуем, переживаем (понятия переживание у К. нет, но потом это все стало относится к философии пере(?)вания) мир таким образом, как мы его смыслим. Само понятие опята, какое-то знание на основе опыта возможно только постольку, поскольку каким-то неявным образом чувственность и мышление уже согласованы между собой.
Мы не можем здесь представить себе что-то 3-го сточки зрения К. – это не врожденные идеи, не какая-то сила разума; мы не можем свести ни чувственность к мышлению, чтобы понять, как они согласованы, ни мышление к чувственности. Но мы должны уловить эту двойственную зависимость.
Когда К. говорит о трансцендентальной апперцепции, то он говорит о том, что мы чувствуем, как мыслим; транс. апперцепция делает понятие мышления данным.
С другой стороны, концепция трансценд. схематизма указывает нам на то, что на самом деле и мы мыслим так, как чувствуем, т.е. наше мышление ограничено способностью пр-дить трансцендентальные схемы, т.е. давать образы, понятия.
В этом сост. специфическая черта именно кантовского философского мышления. Можно сказать, что это его индивидуальная черта – но это будет не совсем правильно: дело не в особенностях психологии, а это особенности типа мышления, который начиная с Канта, является наиболее влиятельным. Возможен другой тип мышления, тогда будет что-то другое, но в европейской культуре, в западной философии, этот тип получил, по крайней мере на продолжительное время, явное преимущество. У Фихте, уже у Гегеля, ситуация меняется, нет этой двойственности. Мы могли бы говорить, что К – болезненный, слабенький человечек, и мышление у него такое нерешительное, с одной стороны вроде бы чувственность должна господствовать, с другой стороны – мышление.
Но на самом деле в это м проявляется именно некая последовательность и сила мысли. В философии сила проявляется в первую очередь не в каком-то грандиозном результате, не в функции какого-то пророчества, а в последовательности. Кантовская мысль сильна именно своей последовательностью. Здесь важна этическая философия, но с тех же самых позиций Кант дает и обширную практическую философию, т е формирует свою концепцию морали (этика Канта), и затем еще эстетическую философию.
Практическая философия КАНТА.
Несколько работ, но основные положения и центральные понятия кантовской практ. Философии, понятие категорического императива, формулир. Кантом в работе «Основы метафизики нравственности»
Кантовская этика. явл., во-1ых, априорной( априористская концепция этики) , она не утилитарна
. Кант не связывает этику с какой-то практической целесообразностью, выгодой.
Существует довольно много концепций утилитарной этики:
— этика имущества в плане эволюции
— трудовая этика — делает более эффективным совместную человеческую деятельность
— военная этика — воинская мораль целесообразна: там где выше моральный дух, там более эффективны военные действия (например англ. историки пишут, что русские солдаты продемонстрировали высочайший моральный дух в Бородинском сражении, поэтому русскую армию разбили значительно меньше )
Кантовская этика в этом смысле не утилитарна
С другой стороны, кантовская этика не исходит из какого-то метафизического понятия благ, она не онтологична
.
Этика Платона: есть некое благо всех, и размышляя над этим благом, мы можем сформулировать некие правила поведения человека.
В этом смысле кантовская этика ближе к Аристотелю, чем к Платону. У Аристотеля в основе добродетельного поступка лежит правильно решение, есть силлогизм — такое решение, в основе которого лежит способность генезиса.
В основе кантовской этики лежит понятие свободы — свободы воли. Такая этика называется еще дионтологическо
й.
Онтологическая этика исходит из понятия о каком-то безусловном бытии; а есть этика, которая исходит из понятия свободной воли и понятия долга. Кантовская этика является одним из фундаментальных примеров дионтологической
этики ,т.е. этики, в основе которой лежит понятие долга.
Классификация апперцепции в психологии
Существует определенная классификация апперцепции, учитывая современные психологические учения:
Название | Описание |
Временная апперцепция | Эмоциональное восприятие окружающего мира. Временная апперцепция формируется за счет эмоций, чувств, настроения и ощущений у человека, которые преобладают в определенной ситуации. Восприятие окружающего мира происходит ситуативно под влиянием эмоциональных установок. Изменение временной апперцепции наблюдается по мере смены настроения человека. |
Устойчивая апперцепция | Формирование восприятия происходит в каждом случае индивидуально. Устойчивая апперцепция строится за счет привычек, мировоззрения, образованности и взглядов человека. То же самое касается образования, личного мнения и интеллектуального развития. |
Социальная апперцепция | Отдельный вид апперцепции, который формируется в ходе восприятия окружающего мира. Это различного рода явления или предметы. При помощи социальной апперцепции анализируются большие группы людей. У каждого человека формируется более пристрастное и субъективное мнение по сравнению с восприятием предметов или явлений. |
Апперцепция является сложным психологическим процессом, который помогает человеку воспринимать окружающий мир, различные явления, предметы, людей. Он способен выдвигать определенные гипотезы в отношении всех этих объектов, руководствуясь старыми знаниями и навыками, получая новые.
Механизмы перцепции
Апперцепция в психологии – это восприятие у человека, которое формируется на протяжении всей его жизни. Происходит накопление опыта, появляется внутреннее состояние, определенные установки.
Чтобы понять механизм апперцепции, необходимо рассматривать ее применение в реальной жизни. Если не опытному человеку представить документы с намеренными ошибками, он их не заметит. Профессионал же в свою очередь сразу определит недочеты.
Перцепция в психологии формируется по определенному механизму, в котором принимают участие следующие способности человека:
- мышление с помощью некоторых стереотипов;
- идентификация окружающих людей, используя определенный тип личности;
- применение рефлексивных механизмов.
Для восприятия окружающих человек также использует эмпатию. Явление, которое характеризуется проектировочными способностями. Индивид, формируя свое восприятие, переносит чувства других на себя.
Философия доступным языком: философия Канта
ФИЛОСОФИЯ КАНТА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИФилософия Канта:
Иммануил Кант (годы жизни 1724- 1804) основоположник классической немецкой философии. Именно Кант совершил так называемый «коперникианский переворот» Всё творчество философа можно разделить на два периода; докритический и критический период.
Докритический период
— это как бы подготовительный этап предшествующий критическому периоду. В этот период Кант занимается естественными науками; физика, астрономия, математика. Со временем Кант сделает вывод и скажет что современная наука грешит узостью и однобокостью мышления.
Критический период
— Именно в этот период Кант раскрывается как философ. Кант задаётся такими философскими вопросами; Что я могу знать? Что может познать мой разум и каковы его источники? Что есть человек? Кант напишет три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
«Критика чистого разума»
именно эта работа лучше всего отражает философию Канта. Возможности границы и пределы в нашем познании — это ключевая задача работы «Критика чистого разума» Кант хочет показать на что больше может претендовать человек в познании. Чистый разум по Канту- это свободный разум, свободный от любого эмпирического опыта, автономный разум, не зависимый от материальных условий в которых живёт человек. Всё наше познание начинается с опыта. Если лишить человека любой связи с внешним миром то познание станет не возможным. Вне чувств и эмоций, существование человека не возможно. Кант спрашивает « Как возможно чистое внеопытное знание?»
Философия канта: «Теория суждения»
По Канту люди обладают двумя видами суждений;
Апостериорные суждения
– это суждения опытные, суждения которые возможны только в рамках конкретного наблюдаемого опыта.
Априорные суждения
– до опытные суждения — то есть суждения, которые являются залогом любой познавательной способности человека.
Пояснение: Всё содержание наших суждений полностью поступает только из нашего опыта и это не врождённые суждения как у Декарта. Каждый человек начинает познавать этот мир с помощью уже сложившихся форм познания, с уже сформировавшимися видами наших суждений выработанных с помощью опыта предшествующих поколений. Человеческий опыт беспредельный, он постоянно расширяется поэтому каждый из нас приступая к познанию этого мира, имеет огромную базу данных.
В свою очередь априорные знания, Кант тоже разделяет на: Априорные аналитические суждения
– это поясняющие суждения. У данных суждений свойства (качества) уже содержатся в субъекте.
Априорные синтетические суждения
— качество данного суждения не содержатся прямо в субъекте, но связаны с ним косвенно. Это суждения, которые способны расширить наши знания не прибегая к опыту. К примеру Кант считал все математические суждения априорно синтетическими потому что их не возможно наблюдать в окружающем нас мире, ( не возможно наблюдать цифру 5), но их можно представить.
Философия Канта: «Теория познания» гносеология:
Кант говорит что наш опыт не даёт нам точного знания об окружающем нас мире. Невозможно познать предмет таким как он есть на самом деле. Кант вводит термины такие как:
Ноумен (вещь в себе)
– предмет который навсегда останется недоступен нашему познанию таким как он есть.
Феномен (явление)
– способ каким этот предмет является нам каким мы можем его себе представить.
Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен вещь в себе.
Для того, что бы мы начали познавать предмет изначально он должен быть нам дан (явиться нам) чтобы познавать нам необходимо совершать хоть какую — то деятельность, движение. Познавая предмет он явится но каждому по-разному потому что мы видим этот мир совершенно по-разному, воспринимаем предметы тоже по-разному.
Философия Канта. Пространство и время:
Кант спрашивает; Есть ли что-то в нашем познании, что бы было совершенно единообразным для всех людей, вне зависимости от настроения, уровня знания, особенностей восприятия? Существуют ли неизменные константы в нашем познании?
На данный вопрос Кант ответит так; Если мы последовательно отбросим от эмпирического предмета, все те качества и свойства, которые человек наблюдает и видит, то есть; цвет, запах, вкус, то останется, пространство которое этот предмет занимает. Пространство является одной из чистых форм в нашем чувственном познании. Мы можем по разному видеть окружающий нас мир, по разному к нему относиться. Но мы всегда действуем в пространстве. Ещё одна чистая форма нашего чувственного познания по Канту – это время (здесь Кант, имеет введу, пространственно-временной континуум). Пространство и время – есть необходимые формы, чистые трансцендентальные условия, для формирования опыта.
Философия Канта: Трансцендентальная эстетика. Определения по Канту:
Понятие трансцендентное
– по Канту, это принципиально не познаваемое, то, что познать не возможно. Предметы и понятия, которые навсегда останутся за гранью нашего понимания (Идея бога, феномен бессмертия души), это скрытое знание от наших познавательных способностей.
Понятие трансцендентальное
– конструирование нашей познавательной способностью, условий опыта. Творческая активность и поиск человека, способность конструировать условия опыта, до появления самого опыта (к примеру; гипотезы, идеи, теории).
Философия Канта: Трансцендентальное единство апперцепции
Что значит, такое сложное понятие, как Трансцендентальное единство апперцепции.
перцепция
— неосознаваемое ощущение. (Человек постоянно ощущает одновременно множество раздражителей, но не осознает их).
Соответственно апперцепция
– это осознаваемые ощущения.
Единство апперцепции
– это совокупность, все осознаваемые ощущения, понимание того, что я есть я.
Трансцендентальное единство апперцепции
– это, когда я осознаю представления о чём то, одновременно осознавая себя самим собой. Осознание себя в этом мире. Другими словами это единство сознания, которое синтезирует многообразное содержание всех понятий.
Философия Канта: Этика
Человек – это самая непознаваемая загадка и тайна, которую Кант пытался разгадать. Этика Канта — это наука, которая рассматривает взаимоотношения между людьми, а самого человека, как высочайшую ценность. Кант задаётся вопросом, Что есть мораль, нравственность?
Мораль
— это внутреннее, необходимое свойство человека. Единственный, источник формирующий мораль человека – это нравственный закон, существующий внутри самого человека. Кант считает, что в человеке заложено природой стремление к счастью, и именно это стремление объединяет всех, ведь все хотят быть счастливыми. Но возможно ли, для человека, быть одновременно, счастливым и моральным? Здесь Кант приходит к заключению, что это невозможно. Счастье и мораль это взаимоисключающие понятия. Когда мы стремимся к счастью, мы забываем о морали. Порой, мы добиваемся поставленных целей на пути к счастью, аморальным путем. «Цель оправдывает средства», даже если они безнравственны.
(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)
Диагностика апперцепции
Исследование восприятия личности осуществляется при помощи специальных тестов:
Название | Описание |
Тест апперцепции символов | Человеку показывают специфические карточки с изображениями. Специалист уточняет, что все символы взяты из сказок и мифов. Человеку необходимо карточки классифицировать максимально удобным ему способом. Дальше дополнить символы и разделить их по категориям (любовь, игра, власть). Тест позволяет выявить у человека приоритеты, ценность и смысловую направленность личности. |
Исследование тематической апперцепции | В этой ситуации специалист показывает черно-белые фотографии, таблицы, изображения. Карточки подбираются с учетом особенностей испытуемого (возраст, пол). Человеку необходимо составить сюжеты, глядя на изображения. |
Диагностика апперцепции проводится, если необходимо дифференцировать состояние человека или он проходит проверку перед назначением на важный пост. Тестирование также необходимо, чтобы установить депрессию у пациента или возможные суицидальные наклонности.
Перцепция и апперцепция
Перцепция и апперцепция отличаются между собой механизмом восприятия окружающего мира. В первом случае человек просто видит, слышит и чувствует. Информация воспринимается, но осмысление ее не происходит.
При апперцепции наблюдается формирование сознания и восприимчивости вещей, явлений, объектов, людей. Полученная информация осмысливается при помощи органов чувств, эмоций, желаний, идей и мыслей.
Через апперцепцию индивид может также познать свой собственный внутренний мир, руководствуясь взглядами, желаниями и интересами. Многочисленные психические составляющие характеризуют личность человека.
Апперцепция в психологии
Познание мира и жизни происходит через призму своего собственного опыта. Это может быть страх, комплексы или неудачи. Сюда же относятся различные ситуации в жизни, которые человек больше не желает вспоминать, переживания, возникшие на фоне негативных или положительных обстоятельств. То же самое касается понятия добра и зла.
В большинстве случаев перцепция и апперцепция являются двумя составляющими, которые дополняют друг друга. Полноценная картинка складывается благодаря тому, что все пережитые моменты сохраняются в памяти, важные они или нет. И при необходимости, человек может снова вернуться к ним, чтобы провести полноценный анализ.
Трансцендентальное единство апперцепции: понятие, сущность и примеры
Мир относительно постоянен. А вот видение человека по отношению к нему может меняться. В зависимости от того, какое это видение, такими красками он нам и отвечает. Всегда можно найти доказательства этому. В мире есть все, что человек хочет видеть. Но одни делают акцент на хорошем, а другие – на плохом. Это и есть ответ, почему каждый человек смотрит на мир по-разному.
Единство и тождественность
От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда.
Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг.
Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.
Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления.
В мире может происходить все, что подвластно уму человека.
Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.
Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.
Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун.
Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям.
Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.
Разные люди – разное восприятие
В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».
Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.
Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания.
Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее.
Другой человек, флорист, зайдя в это же помещение, обратит внимание на присутствие цветов, какие они и как за ними ухаживают. Следовательно, одну и ту же комнату, два разных человека будут воспринимать и оценивать по-разному.
В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».
Формы и законы
Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.
Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер. Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений.
Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе. Связь с объективными категориальными синтезами Кант называет объективным единством самосознания.
Оно отлично от субъективного, которое основывается на случайных или личных ассоциациях.
Анализ рукописей
Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.
Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» – вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.
Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.
Сфера использования понятия
Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей.
Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися.
Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира.
Так и формируется определенная модель поведения личности.
Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.
Различия
Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом.
В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно.
Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология. Считается, что само по себе это понятие является только формой мышления, отличающейся от трансцендентального субъекта так, как мысль отлична от вещи.
Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия.
В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции.
При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.
С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.
Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей. В первую очередь человек смотрит на то, что соответствует его целям, мотивам и желаниям. Через призму своего пристрастия он изучает и описывает окружающий мир.
Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.
Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное.
Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение. Это социальная апперцепция.
К ней относится влияние людей друг на друга посредством идей, мнений и совместной деятельности.
Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни.
Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт. Понятно, что меняются знания – меняется сам человек.
Мысли личности влияют на ее характер, поведение, способность выдвигать гипотезы в отношении других людей, явлений и предметов.
Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии.
Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания.
Это ключевое свойство психики человека, выражающее предопределенность восприятия явлений и предметов внешнего мира в соответствии с особенностями психологического опыта, накопленными знаниями и состоянием личности в частности.
Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г. В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.
Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия.
Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В.
ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.
Развитие
Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.
Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.
Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.
В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.
Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.
То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта.
Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее. Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками.
Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом. Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер.
В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.
Источник: https://FB.ru/article/460730/transtsendentalnoe-edinstvo-appertseptsii-ponyatie-suschnost-i-primeryi
Примеры апперцепции восприятия
У каждого человека присутствует способность апперцепции. Все люди индивидуально воспринимают окружающий мир, используя свои собственные навыки и знания.
Примеры апперцепции восприятия:
- Когда человек смотрит определенную передачу, которая рассказывает о новинках кино, он запоминает картину, которая должна выйти в кинотеатрах на днях. При этом ведущий этой программы может также дополнительно рассказывать про главных героев или отдельных сценах. Однако для зрителя оказалась важной информацией время выхода кино.
- Мастер, который занимается изготовлением лыж, будет оценивать изделие для катания в горах, учитывая свои профессиональные навыки и знания. Это касается качества материала и его обработки. Лыжник, который собирается купить лыжи для отпуска, в первую очередь оценивает упругость, прочность изделия и другие аналогичные характеристики.
- В процессе движения на работу человек не обращает внимания на окружающие детали, вещи и людей. Ему важен номер маршрутки, на которой необходимо добраться до работы и все сопутствующие моменты, связанные с поездкой.
- Многие люди, чтобы отвечать на поставленные вопросы, используют знания и опыт, полученные в прошлом. Если, например, от женщины ушел мужчина, чтобы вернуть его, она будет искать всевозможные средства и полезную информацию в себе.
- Недоверчивый человек будет всегда видеть в своих собеседниках обман, подвох или тягу к манипуляциям.
- Во время прослушивания любой музыки индивид выделяет для себя знакомые и приятные звуки, которые он уже слышал раньше.
Многие люди часто выбирают место для отдыха, руководствуясь своими эмоциями и ощущениями, которые переживали на предыдущих выходных. В большинстве случаев, концентрация на ощущениях, убеждениях или эмоциях заставляет человека принимать ограниченные решения.
То же самое касается вывода, выбора. Человек будет больше отдавать предпочтение тем моментам, которые ассоциируются у него с положительными событиями, избегая негатива и отрицательных эмоций.
Апперцепция
Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция.
Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.
Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.
Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.
Апперцептивное искажение
Апперцепция в психологии – это сложный процесс, который требует тщательного изучения.
А чтобы тесты получились максимально результативными, специалисты используют следующие формы искажения:
Название | Описание |
Простая проекция | Состояние аффекта, которое возникает в определенных условиях и обстоятельствах, сильно влияет на формирование апперцепции, может даже менять ее. У человека возникают чувства по отношению к окружающим людям, качества и эмоции. Он может их перекладывать на собеседника. Простыми словами, чувствуя ненависть по отношению к одному человеку, думает, что его также не любят, как и он сам. |
Сентизация | Определенное направление в психологическом лечении индивида. Основная цель терапии заключается в том, чтобы изменить поведение подопечного. |
Экстернализация | Состояние, при котором анализируется внутренний мир личности с использованием его индивидуальных характеристик. |
Обратная проекция | Человек приписывает себе многочисленные качества, которыми не владеет, но очень хочет их получить. Контакт с окружающими людьми в этой ситуации плохой. Человек приписывает им негативные качества. |
Апперцептивные искажения могут привести к появлению галлюцинаций, отличимых между собой. Это объясняется тем, что человек прилагает волевые усилия. Он неосознанно их провоцирует, при этом получает большое удовольствие.
Апперцепция
(от лат. ad — к и perceptio — восприятие), одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «А.» ввёл Г. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие «синтетического единства А.», т. е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство обеспечивается
рассудком
, который есть «… способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 193). Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А. объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения.
В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа
, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. В этой связи различают устойчивую А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А. являются понятия гештальта,
установки
, выражающие различные аспекты активности личности.
Лит.:
Ивановский В., К вопросу об апперцепции, «Вопросы философии и психологии», 1897, № 1; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Metzger W., Psychologie, Darmstadt, 1954, S. 100, 128. См. также лит. при ст.
Восприятие
.
В. А. Костеловский.
Оглавление БСЭ
Апперцептивные галлюцинации
Апперцепция в психологии – это не всегда идеальное восприятие. Иногда происходит искажение познания окружающего мира, возникают сопутствующие проблемы, среди которых галлюцинации. В большинстве случаев основной причиной являются психологические отклонения личности.
Апперцептивные галлюцинации представляют собой расстройства восприятия, при котором перед глазами человека всплывают многочисленные образы без реальных объектов. Они различаются по органам чувств, могут быть зрительные, слуховые, тактильные или обонятельные.
Отличительной особенностью апперцептивных галлюцинаций является механизм их возникновения. Несуществующие образы или звуки появляются тогда, когда этого хочет сам человек. Он заставляет испытывать себя эти чувства, получая от сложившейся ситуации наслаждение.
Многие пациенты с диагнозом шизофрения находятся в такой ситуации. В первое время развития заболевания больной заставляет себя испытывать слуховые галлюцинации, которые через время становятся для него реальностью. Он слышит звуки в голове и вокруг себя.
Существуют следующие типы апперцептивных галлюцинаций:
Название | Описание |
Абстрактная фонторемия | У человека отнимают свои собственные мысли, на месте которых появляется чужое восприятие. |
Конкретная | Состояние, которое возникает в результате собственных воспоминаний человека, всплывающих ранее у него в период появления галлюцинаций. |
Существует также классификация апперцептивных галлюцинаций по степени сложности:
Название | Описание |
Элементарные | Простые проявления, среди которых стук, щелчок или вспышка света. |
Простые | Состояние сопровождается единичным нарушением восприятия. Например, человеку кажется, что он слышит запах цветов. |
Сложные | Галлюцинации проявляются комплексными расстройствами. Больной отчетливо видит несуществующего объекта, чувствует его прикосновения и слышит. |
Сценоподобные | Галлюцинации в этом состоянии меняют полностью всю окружающую обстановку. Часто сценоподобные расстройства сопровождаются помутнением сознания. |
Учитывая также особенные условия возникновения, апперцептивные галлюцинации классифицируют на гипнагогические, функциональные, психогенные и возникающие при сенсорной депривации.
Развитие перцептивных навыков
Большая часть психологов склоняются к тому мнению, что для взаимных отношений и дружеского общения одному человеку достаточно улыбнуться окружающим. Улыбка является одним из важных критериев для развития перцептивных навыков.
При помощи мимики можно получить огромное количество информации о чувствах человека. Если научиться правильно улыбаться и контролировать эмоции, можно значительно улучшить перцептивные навыки.
Методика Экмана помогает максимально точно отличить эмоциональные проявления и научиться развивать способности восприятия. У каждого человека есть определенные зоны, где проявляются основные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, злость). Речь идее про лоб, глаза, рот, подбородок и нос.
Тест для исследования детей
Апперцепция у детей тестируется при помощи специальных исследований, которые подходят для возраста 3-10 лет. Методика в психологии создана ученым Беллаком. В ходе тестирования ребенку показывают различные изображения, на которых нарисованы животные, занятые определенной деятельностью.
Ему необходимо рассказать историю, которая приходит в голову при просматривании этих карточек. Какие животные нарисованы на картинке, что они делают, чем заняты и с кем. После рассказа психолог задает уточняющие вопросы ребенку, чтобы сложилась полноценная картина. Важно во время тестирования изображения детям показывать в определенной последовательности.
Такая методика обследования позволяет выявить у ребенка способности восприятия окружающего мира, а именно:
- существующие потребности и мотивы;
- внутренние конфликты, если они присутствуют;
- страхи, фобии;
- фантазии;
- отношение к сверстникам, методы поведения;
- присутствие защитных механизмов;
- связь с близкими родственниками (брат, сестра, мать, отец, бабушка, дедушка).
Апперцепция помогает осознать, осмыслить, задуматься над происходящей реальностью, используя навыки и знания из прошлого. В случае с детьми эти восприятия необходимо корректировать, чтобы в будущем у них появились правильные понятия об окружающем мире.
Благодаря апперцепции человек наполняется опытом, который в будущей жизни ему пригодится. В психологии явление формируется в зависимости от оценки, которую индивид дает сложившийся ситуации. Итоговое мнение, конечно, будет отличаться от восприятия других людей. Именно поэтому окружающий мир настолько разнообразен для каждого индивида.