Материальная самостоятельность
Материальная независимость начинается с полного обеспечения потребностей с использованием только своих собственных финансов. Можно стать самостоятельным только лишь тогда, когда у вас имеется достаточное количество денег. Поэтому для начала необходимо найти работу, чтобы не зависеть материально от своих родителей или других родственников.
Когда же вы трудоустроены и понимаете, что вашей заработной платы хватает на все необходимое и даже больше, нужно обзавестись своим домом. Если на отдельную квартиру денег у вас недостаточно, то вам подойдет аренда жилья. Это может быть дом, квартира или комната. В данном случае решать это нужно с учетом вашего дохода. Стоит помнить, что путь к самостоятельной и независимой жизни очень сложен и не каждый может его пройти. Ведь не все могут сразу найти высокооплачиваемую работу, которая будет удовлетворять и нравиться. Возможно, сначала вам придется устроиться на временную должность для того, чтобы иметь хотя бы какой-то заработок. Нужно быть готовым к тому, что денег будет первое время не хватать на все необходимое. Поэтому придется экономить. Часто родители, беспокоясь о своем ребенке, предлагают помощь. Не нужно от нее отказываться, особенно в первое время она вам понадобится.
Однако не стоит злоупотреблять материальной помощью родителей. Вы можете брать лишь небольшую сумму, если видите, что ваших денег недостаточно на самое необходимое.
Самостоятельность – что это?
– Как мне развить самостоятельность в ребенке? – Что вы имеете в виду под самостоятельностью? – Самостоятельность… ммм… Ну это когда он сам выполняет свои обязанности.
Вы прослушали стандартный диалог родителя и психолога. То есть самостоятельность – это послушное выполнение требований (тут задумчивый эмодзи, потирающий подбородок). Никто не говорит: «самостоятельность – это когда он сам выбирает то, что сегодня наденет». Или: «когда он может добраться сам до секции». Или: «когда она решает, как ей снять селфи».
Мне как человеку-буквоеду нравится начинать с признанных определений. Например, из «Большой психологической энциклопедии».
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.
Выписываем важные понятия: инициативность, критичность, адекватная самооценка, чувство личной ответственности, своя деятельность, свое поведение, мысли (замыслы), чувства, воля. Я бы еще добавила сюда мотивацию.
Как планировать финансы?
Чтобы научиться преодолевать финансовые трудности, необходимо правильно распределять свой доход. При получении денег откладывайте сразу нужную сумму на аренду жилья и оплату коммунальных услуг. Если вам необходимо купить что-то из одежды или обуви, то отложите дополнительно деньги. Затем оставшиеся денежные средства распределите на продукты до следующей заработной платы. Нужно научиться приобретать только необходимые вещи, экономить и уметь распределять свой доход. Как стать самостоятельным, знает лишь тот, кто через это прошел, и практически любой может сказать, что это не так просто и требует времени.
Примеры самостоятельности:
- Мальчик пяти лет решил нарисовать пиратский корабль (замысел, инициативность). Он нарисовал его (воля). Смотрит и говорит: «Что-то у меня не все получилось, парус можно было бы лучше нарисовать (адекватная самооценка, критичность), но мне нравится (позитивные чувства для поддержки будущей мотивации)». Итого: человек был в своей деятельности, осуществил свой замысел, как-то к нему отнесся, получил опыт. С точки зрения психологии – это акт самостоятельности.
- Школьник, 13 лет, решает, что на контурные карты по истории он не будет тратить слишком много времени (замысел, инициативность), и он согласен на «3» за них, но будет стараться в устных ответах (адекватная самооценка и оценка ситуации, критичность, чувство личной ответственности, стратегия поведения). Время и силы он готов потратить на тщательное выполнение домашнего задания по физике, желая получить «5» (мотивация, ответственность, воля, инициативность). Итого: поведение можно маркировать как самостоятельное, так как у него есть все признаки такового. Но что могут сказать родители? «Лентяй, с его-то мозгами мог бы на все пятерки учиться».
Как стать самодостаточным
Быть самодостаточным — означает не только иметь финансовую независимость, но и не зависеть от общества в целом. Как стать самостоятельным, понятно многим, а вот чтобы стать самодостаточным, необходимо также приложить некоторые усилия. Для начала необходимо исключить любую материальную зависимость, а затем и эмоциональную. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас не было ни перед кем долгов, рассчитайтесь с ними, если такие имеются. Научитесь решать денежные проблемы, не занимая ни у кого даже небольшие суммы. Ведь долг сам по себе означает, что вы зависимы от кого-то и перед этим человеком у вас возникает обязанность. Также необходимо всегда доверять только собственному мнению, не принимать во внимание то, что говорят о вас другие.
Когда человек независим от чужого мнения, то проще решить, что ему действительно нужно и чего он хочет. Не стоит бояться одиночества, так как самодостаточность не предполагает, что вы должны стать изгоем в обществе и ни с кем не общаться. Необходимо находиться в гармонии наедине с самим собой, тогда вам будет проще решать важные вопросы, так как у вас будет время их обдумать. Также нужно учесть, что если вы решили стать более самостоятельным человеком, то теперь в любых жизненных ситуациях вы должны будете довериться своему собственному ощущению.
Как стать самостоятельной
Жизнь всегда требует от нас действий и принятия решений. Но что делать, если по каким-то причинам вы боитесь самостоятельности, не умеете принимать решения, всегда сомневаетесь? Passion.ru поможет вам советами, как стать самостоятельной.
Причины отсутствия самостоятельности зачастую родом из детства: вас слишком опекали или вы не получили достаточно любви, и сейчас боитесь что-то сделать самостоятельно из-за страха неудачи. Все это не имеет большого значения сейчас, главное – это все-таки научиться вести свою жизнь без помощи других, чувствовать себя уверенно и без страха решать все возникающие задачи и преодолевать трудности.
Лучше всего самостоятельность развивает жизнь в одиночку на заработанные самостоятельно деньги. В таком случае даже самая «зефирная» девушка не только научится готовить, делать бытовые покупки и наводить порядок дома, но и со временем при необходимости – будет готова выжить даже в самых полевых условиях, где из всех вещей будет только земля, пара спичек и голубое небо над головой.
В других случаях вам нужно будет собрать в кулак всю силу воли, которая у вас есть, и с каждым днем все больше отказываться от помощи и услуг других людей.
7 советов, как стать самостоятельной
(берите по одному на каждый день недели и выполняйте!):
1. Составьте список занятий, которые вы можете делать самостоятельно, а раньше их кто-то делал за вас либо никто не делал
Повесьте этот список на видном месте и регулярно выполняйте пункты оттуда. Не смущайтесь, если в нем будут изначально очень простые задачи, наоборот, с них и начинайте! Например, заправить постель с утра, сделать завтрак, помыть окна, разморозить холодильник, заплатить за свет, забрать посылку.
Вспомните, что вы давно откладывали сделать, потому что не знали, как, или боялись? Что вы давно хотели, но никто не делал это с вами или за вас? Хотели заказать косметику в Интернет-магазине? Хотели съездить на экскурсию? Самое время вспомнить об этих занятиях и сделать все самостоятельно.
2. Запишитесь на курсы или начните самостоятельно осваивать какие-то занятия
Совершенно не важно, что вы будете изучать: бухгалтерский учет или PhotoShop, кулинарию или запишитесь на современные танцы. Главное, что вы будете делать это самостоятельно, скорее всего, вам придется самостоятельно платить за занятия, искать материалы (костюмы, программу, продукты и т.д.), покупать, скачивать видео-уроки. А все это – очень ценный жизненный опыт.
Как самодостаточность влияет на жизнь
Самостоятельность совершенно не обязывает быть одиноким и отрешенным от общества. Так же как и у большинства, у вас должны быть родственники, друзья и семья. Нужно понять, что самостоятельность предполагает лишь то, что теперь вы не будете нуждаться в чьей-то материальной помощи, в советах других, сможете принимать решения в важных вопросах сами. Не показывайте свою независимость в кругу своих друзей. Этим не нужно хвастаться. Ведь ваша самостоятельность — это не достижение, которым нужно гордиться. Вы меняете образ жизни для себя, а не для того, чтобы было, чем похвастаться перед другими. Даже если вы теперь можете сами обеспечивать себя материально, не стоит забывать, что ваши родители также имеют к этому непосредственное отношение. Не развивайте в себе эгоизм, помните о своих родственниках и помогайте им.
Ищем самостоятельность
Сейчас давайте предположим, что вас беспокоит именно то, что ребенок (вроде бы) несамостоятельный, а не то, что он чего-то нужного не делает. Суп отдельно, мухи отдельно.
Я предлагаю вам искать самостоятельность не там, где ее обычно ищут, а в совершенно другом месте.
- Обратите внимание на деятельность, которую ребенок делает по своей инициативе, которая ему нравится. Скажем, он построил космический корабль из лего – это акт самостоятельности. Или он навел в комнате «свой» порядок, пусть и не лучший, по вашему мнению. Но – свой.
- Обратите внимание на сферы жизни, где он успешно обходится без вас. Например, раньше вы водили его в бассейн, а сейчас он добирается и полностью справляется сам. Или раньше приходилось поднимать с утра, а сейчас она выбирает одежду, причесывается, делает себе бутерброд и отправляется в школу красивая.
- Обратите внимание на сферу обязанностей. Возможно, ребенок оптимизирует процесс, чтобы он отнимал меньше сил и времени. Скажем, у него появляется своя система мытья посуды. Или сбора портфеля. Или он настаивает на порядке выполнения предметов (возможно, он что-то знает про себя).
- Пытается ли он влиять на жизнь семьи? Вносит какие-то предложения?
- Ребенок отстаивает то, что относится непосредственно к его «границам»: интересы, режим, одежда, друзья.
Если вы нашли примеры, можно не беспокоиться – у вашего ребенка развивается самостоятельность.
Не ограждайтесь от других!
Многие, достигая каких-либо успехов, забывают о своих друзьях либо перестают с ними общаться. Но это неправильно.
Вместо того чтобы оградить себя от общества людей, у которых пока не получилось достигнуть каких-то результатов, дайте им совет из личного опыта, как стать самостоятельным. У многих мужчин и женщин, которые стали достаточно независимыми, возникают проблемы с личными отношениями. Ведь они начинают искать себе в пару таких же, как они.
К сожалению, встречаются эти люди не так часто. Жить вместе и иметь отношения двум самостоятельным и самодостаточным личностям будет очень сложно. Так как в семье кто-то должен заботиться о другом. А при принятии какого-либо решения кому-то придется уступать, что несвойственно самостоятельному человеку.
Большинство людей стремятся к независимости, но не знают, как стать самостоятельным, не имея высокооплачиваемой должности. Однако все заключается не только в материальной поддержке, а также зависит от характера человека. Некоторые воспитаны в такой обстановке, что у них даже не возникает мысли о самостоятельности. Они готовы все время жить за счет других. Сначала они зависят от родителей, затем от мужа или жены, а после перекладывают все на детей. Иногда чрезмерная забота приводит к тому, что человек не способен самостоятельно состояться в жизни и постоянно ждет помощи от других.
Не секрет, что если с малых лет окружать ребёнка чрезмерной опекой и контролировать каждый его шаг, то во взрослой жизни он может так никогда и не научиться действовать своими силами. Разбираемся, на чём нужно сосредоточить внимание, чтобы воспитать самостоятельную личность.
Галина Бурменская, психолог, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
От 1 до 3 лет — очень важный период для ребёнка, когда он тянется ко всем предметам и подражает взрослым. Нередко родители пытаются ограничить спонтанную активность, которая доставляет малышу такую радость, но обилие запретов может быть опасно. Поэтому очень важно правильно обрисовать границы, того, что малышу безусловно можно, того, что можно только с разрешении и, наконец, чего нельзя. Такое структурированное жизненное пространство дает возможность для активной деятельности и постепенного встраивания ребёнка в жизнь семьи, а затем и в более широкий социум.
В дошкольном возрасте (3−7 лет) необходимо поддерживать инициативу ребёнка и его стремление действовать. На деле, правда, часто получается так, что родители, сами того не замечая, подавляют зачатки самостоятельности. Это происходит тогда, когда взрослые предпочитают сами выполнять те действия, которые ребёнок, естественно, делает не так ловко и быстро, как они.
Маме и папе, например, проще самим помыть чашку или убрать игрушки. Неудивительно, что потом родители спрашивают: как направить ребёнка, чтобы он сам захотел это сделать. Так вот, сначала поддерживаем его активность, потом одобряем инициативу, а если она плохо «вписывается» в реальные условия, деликатно её направляем. Важно не подавлять его благие порывы, исподволь ведущие к самостоятельности.
Вместе с возможностью участвовать в жизни семьи ребёнок должен почувствовать и удовлетворение от результата, от своего вклада в общее дело и ответственность за свои действия и поступки. Уже в этом возрасте создайте такие ситуации, где ему самому будет позволено сделать выбор.
В младшем школьном возрасте (7−11 лет) мир ребёнка вращается вокруг школы. Здесь важно не только помочь ему организовать новую жизнь, включая выполнение домашних заданий, но и оказать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Это станет хорошей основой для взаимопонимания и постепенного формирования самостоятельности. Ощущая поддержку, он перестанет бояться ошибок, сохранит активность и готовность к самостоятельным действиям. Ведь если ребёнок боится ошибиться и готов отказаться от пробы — это очень тревожный знак, говорящий о том, что страх неудачи сильнее желания прилагать усилия и достигать целей.
К концу младшего школьного возраста будет хорошо, если ребёнок научится не только сам выполнять уроки, но и проверять их. Таким образом, постепенно, он освоит то, чему родители и учителя его учат и к чему побуждают. Не через упреки и требования, а внушение уверенности: «А теперь попробуй сам». Так родители будут контролировать уже результат, итог его действий.
7 советов для родителей
Разрешите ребёнку выбирать, с кем дружить
В вопросе выбора, с кем дружить, недопустимо прямое, директивное управление и запреты. Они лишь вызовут протест и обиду, поскольку это ущемляет права личности на то, чтобы испытывать симпатии и антипатии к тому или иному человеку и делать на основе этих чувств выбор. Поэтому можно только косвенно и деликатно направлять.
Как это делать? Во-первых, сводить к минимуму ситуации, где ребёнок может столкнуться с теми детьми, с которыми, как полагают родители, лучше не дружить. Во-вторых, нужно вместе анализировать неприятные ситуации, но при этом не навязывать свою точку зрения, а побуждать его самого подумать, почему друг поступил так или иначе. Побуждать ребёнка к собственным суждениям и выводам — значит поддерживать формирование его самостоятельности в отношениях с другими людьми.
Договоритесь заранее обо всём, что связано со школой
В вопросе учёбы полезно опираться на два правила. Первое: составить расписание, определить время, которое он будет отводить на уроки, научить следовать определённому распорядку. Второе: заключить договорённости. В основе хороших взаимоотношений родителя и ребёнка должны лежать совместно выработанные и принятые договорённости и посильные для него требования.
Если ребёнок выполняет пункты «соглашения», то в конце недели, например, получает поощрение. Если не выполняет, то должны применяться санкции. Разумеется, не грубые словесные или физические наказания, а лишение каких-либо приятных вещей.
Дайте возможность делать выбор самостоятельно
Что касается досуга, то, конечно, ребёнку надо давать выбор и подчеркивать это. «Что ты хочешь, гулять или смотреть телевизор? Играть в это или в это?» Фактически мы выстраиваем ситуации, в которых ребёнок чувствует, что он сам делает выбор, а не просто во всём подчиняется взрослому. Конечно, по мере развития он хорошо начнёт представлять поле своих возможностей, которое будет расширяться.
Родители сделают правильно, если будут подчеркивать: «Я — взрослый, я за тебя отвечаю. Поэтому есть вещи, которые ты должен делать обязательно. Но также есть ситуации, где ты выбираешь сам».
Таким образом ребёнок будет расти с ощущением, что у него существует выбор действий.
Признайте право на собственное мнение
Очень важный аспект самостоятельности: иметь право на собственное мнение и взгляды и чувствовать уважение со стороны родителей. Они должны с вниманием относиться к мнению ребёнка и не навязывать свою точку зрения. Именно в рамках доверительного общения, взаимообмена, обсуждения, уважения друг к другу вырабатывается и созревает личностная автономия детей.
Не запрещайте испытывать чувства
Иногда родители посягают на автономию чувств ребёнка: «Ты должен этим гордиться, этого стыдиться». Они, конечно, могут высказывать своё представление, но нельзя делать это авторитарно. Если ребёнку отказывают в праве на те или иные чувства, а он их ощущает, это очень серьёзная ошибка, которая уродует личность, делает её в конечном итоге зависимой, неуверенной: возникает качество, противоположное самостоятельности и личностной автономии.
Стратегия должна быть другой — родители признают право на те или иные чувства, которые рождаются в душе ребёнка. Принимая его чувства, иногда, быть может, чуждые и ошибочные, взрослые получают пространство для обсуждения, а значит, и влияния.
Позвольте принимать маленькие решения
Ребёнок начинает принимать решения, как бы странно это не звучало, очень рано. Всё начинается с повседневных, бытовых дел или распорядка дня: за какие дела сначала приниматься, какие уроки и когда выполнять, и уже потом речь идет о серьёзных вещах. Родители, обсуждая с ребёнком в рамках совместной деятельности, как лучше действовать и почему, и интересуясь его мнением, готовят его сознание к тому, что ребёнок сам подхватит эту эстафету и будет решать проблемы. Давать участвовать в семейных делах — это значит, готовить к самостоятельным действиям в будущем.
Не забывайте об обязанностях
В дошкольном возрасте принято начинать приучать детей к обязанностям, обычно несложным. Домашние дела важны не сами по себе, а именно как форма воспитания ответственности. Хорошо, когда ребёнок видит, какие обязанности есть у мамы, папы или старшего брата. Семья является замечательным фундаментом в прививании самостоятельности. Но здесь есть свои тонкости.
Многие родители сейчас выбирают такую тактику: «Ты должен это сделать для себя (помыть посуду, убрать, приготовить)». Но это часто слабая, недостаточная мотивация. Ребёнок может легко сказать: «А я могу и так, а мне не надо». И тут трудно как-то возразить. Другое дело, когда за основу берётся совместное действие: ребёнок видит, что-то, что он делает, нужно не только ему, но и другим членам семьи, что его труд и усилия приятны и полезны другим.
Тогда обязанности в глазах ребёнка приобретают глубокий смысл. К тому же это будет отлично дисциплинировать: когда ему не захочется что-либо делать, его подсознание будет говорить: «Но это надо делать, мама придёт с работы голодная, надо приготовить, прибраться…»
Если вы хотите быть самодостаточным…
Некоторые люди говорят: «Мы поможем стать самостоятельным каждому». Но хотелось бы сказать, что таким сможет стать любой человек, главное – иметь желание. А что нужно для самостоятельности и самодостаточности?
- Найдите работу, чтобы иметь материальную независимость.
- Выберите подходящий вариант отдельного проживания (приобретение собственного жилья, аренда квартиры или комнаты).
- Избавьтесь от зависимости от окружающих, имейте свое мнение.
- Научитесь решать свои проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи других.
- Полагайтесь полностью только на собственные силы.
Признаки того, что родители чрезмерно влияют на твою самостоятельность:
Не позволяют тебе взрослеть
Если в любой ситуации тебе требуется согласие родителей, и если они чутко следят за каждым твоим шагом, это уже повод забить тревогу. Время, когда они должны были проверять, выполнил ли ты домашнее задание, уже давно позади, и настало время, когда ты начинаешь полагаться на себя и становишься самостоятельным.
Не учитывают твоего личного пространства
Личное пространство – это одна из наибольших свобод, которые у нас есть. Чем старше мы становимся, тем важнее для нас пределы нашего личного пространства и тем лучше мы его защищаем. Если родители знают о каждом твоём шаге и выражают несогласие с тем, как ты распоряжаешься своим временем, они вторгаются в твоё личное пространство. Особую тревогу вызывает ситуация, когда родители планируют или участвуют в планировании твоего графика.
Ты совершаешь что-либо лишь потому, что так хотят родители
К сожалению, многим родители выбирают специальность, и таким образом ставят их в зависимость от себя. Когда родители так или иначе делают выбор или принимают окончательное решение, что ты можешь делать, а что тебе запрещено, то тем самым они отбирают у тебя свободу и самостоятельность. Все те поступки, которые мы совершаем в жизни под влиянием других, как правило, – те, относительно которых у нас нет мотивации. Ответь для себя на вопрос, что ты совершаешь в жизни, попросту не имея на это достаточной мотивации, и уточни, ради кого ты фактически делаешь это.
Концепция самостоятельности
Известный психолог Рубинштейн полагал, что самыми важными характеристиками независимого человека являются свобода выбора и способность нести ответственность за сделанный выбор. Таким образом, именно у самостоятельного человека появляется реальная возможность реализовать себя в жизни, получить удовольствие от своей работы и отдыха. Немудрено, что подобная концепция остаётся актуальной на протяжении века.
Самостоятельный человек, не слушая никого, самостоятельно выбирает себе профессию, как дело всей жизни. Он может пойти на риск и открыть своё собственной дело, тем самым став богаче в несколько десятков раз. Как говориться, лучше жалеть, что сделал, чем жалеть, что не сделал. Если риск будет обоснован, то человек получит все, к чему стремился – деньги, успех, любимую работу. Если же произойдет неудача, то человек все равно останется в плюсе, так как он приобретет наиценнейший опыт. Самое главное не бояться.