Благодаря аэрокинезу дети с ДЦП, которые не могли ходить без посторонней помощи, осваивают велосипед

ЗПР — это отставание общего темпа психического развития от принятых норм у детей определенного возраста. Детей определяют в отдельную категорию исходя из состояния эмоционально-волевой сферы, способности к учебно-познавательной деятельности. Синдром задержки психического развития ребенка ощущается во многих сферах жизни — общении, трудовой деятельности, творчестве. ЗПР бывает временным или постоянным. Зависит от социума, в котором ребенок находился до прихода в детское учебное заведение. В отличие от умственной отсталости ЗПР поддается коррекции, педагогическому воздействию, вплоть до полного исчезновения синдрома.

Особенности детей с задержкой психического развития

Развитие ребенка с задержкой психического развития. К основным особенностям малышей с ЗПР относится:

  • отставание в психическом и эмоциональном восприятии окружающего мира;
  • замедление процесса мышления в отличие от сверстников;
  • более позднее освоение навыков самообслуживания в сравнении со здоровыми детьми;
  • проблемы с социализацией и отношениями внутри коллектива;
  • ослабленная память и внимание, что затрудняет усвоение нового материала.

О причинах возникновения задержки психического развития у детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ

В связи с этими особенностями детей с задержкой психического развития вносят в классификацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также нашу статью: «Дети с ОВЗ в детском саду»

Важно! Все изменения нервной системы и психические отклонения у детей с ЗПР носят изменчивый, временный характер и обладают свойством обратимости, в отличие от малышей с умственной отсталостью.

Возможности детей с ОВЗ

Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:

1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.

2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.

3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.

4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу. При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.

5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).

Характеристика детей с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР в дошкольном возрасте характеризуются:

  • развитием восприятия в недостаточной степени;
  • повышенной импульсивностью;
  • неспособностью сконцентрироваться на конкретных признаках объектов;
  • нарушением социального общения;
  • низкой результативностью деятельности;
  • проблемами с памятью и логическим мышлением;
  • отмечаются дефекты речевого развития.

Такие малыши могут выполнять задания интеллектуального вида при помощи взрослых, но в более медленном темпе, а также не способны после выполнить подобные задания самостоятельно.

Что является нормой и отклонением в развитии ребенка: видео

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.

  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

Личностные особенности детей с задержкой психического развития

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Часто бывает сложно отличить нарушения от нормы, так как каждый ребенок индивидуален и имеет определенные особенности характера. Симптомы ЗПР могут проявляться по-разному, в зависимости от природного темперамента малыша и его жизненных обстоятельств и обстановки вокруг.

Кроме психических отклонений, у ребенка с ЗПР обычно наблюдается задержка эмоционального развития, которое проявляется в быстрой и часто беспричинной смене настроения крохи, от доброжелательности и радости до печали и агрессии. При этом гнев малыша направлен не на определенные действия, вызвавшие негодование, а на конкретную личность.

Задержка эмоционального развития ребенка с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Задержка эмоционального развития проявляется также в неспособности малышей к пониманию эмоций, как чужих, так и своих собственных. Например, такие дети не могут описать по картинке эмоции изображенных героев. При этом они четко отслеживают причину изменения настроения данных персонажей.

Взаимодействие со сверстниками

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Личностные особенности у детей с ЗПР проявляются, в первую очередь, при игровой деятельности и могут быть двух противоположных видов:

  1. Малыши стремятся к отделению от сверстников, быстро становятся пассивными, вялыми и безынициативными, часто отвлекаются и безучастно смотрят в окно.
  2. Дети проявляют чрезмерный интерес к игре, сопровождая свои действия излишними эмоциональными реакциями в форме вспыльчивости и обидчивости. Они могут беспричинно грубить другим детям, проявляют жестокость к окружающим.

Наличие нарушений в поведении и их постоянство приводит к складыванию отрицательных черт характера малышей.

Трудности в обучении, когда у ребенка не получается справиться с заданием, вызывают у него резко негативные эмоциональные реакции. Беспокойство малыша также может вызвать страх ошибки и неудачи перед сложной задачей, что со временем приводит к понижению самооценки крохи.

Тревожность

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Частым проявлением ЗПР выступает повышенная тревожность и беспокойство даже по малым, незначительным поводам.

Это связано с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы у малышей с психическими нарушениями, а также социальными факторами, которые складываются на фоне низкой успеваемости в обучении.

Поведение

Обычно дети с задержкой психического развития не нуждаются в общении со сверстниками, предпочитая играть в одиночку.

У них не отмечается эмоциональная привязанность и предпочтения к отдельным личностям, такие малыши часто не имеют друзей в детском саду и школе. Они проще находят общий язык с взрослыми или детьми, которые старше их по возрасту, но и в этом общении они малоактивные и безынициативны.

Читайте нашу статью: «Развивающие методики для детей»

Статья:

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.
ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.

Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.

Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.

Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.

Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.

Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

-Тяжело протекающие беременность и роды.

-Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.

-Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

-Социальными причинами являются:

-Педагогическая запущенность.

-Стрессовая ситуация.

-Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.

Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.

Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.

Учеба дается с большим трудом.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.

Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.

Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.

Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Психическое развитие детей с ЗПР

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР стараются избегать заданий, в которых нужно прилагать интеллектуальные усилия и преодолевать трудности. Ребенок может частично выполнить задачу, выполнив только простую ее часть. У таких малышей отсутствует мотивация и нацеленность на результат. Они стараются выполнить задание как можно быстрее, а не качественнее, не разобравшись с правилами и инструкциями.

При обучении малыш действует интуитивно. Часто ответ дети с ЗПР дают верный, но объяснить ход решения и собственных мыслей они не способны.

Также малыши не умеют действовать по образцу, кроха не может проанализировать образец, выделить основные части и повторить данную структуру в самостоятельной деятельности.

Интеллектуальные способности с детей с задержкой психического развития не соответствуют возрасту по причине нарушений в формировании памяти, мышления, речи и внимания.

Внимание

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Нарушения внимания у детей с ЗПР имеют индивидуальные особенности проявления. У одних малышей наиболее высокая работоспособность и концентрация внимания отмечается в начале деятельности и выполнения заданий, для других более продуктивный период наступает после середины занятия и им нужно больше времени для включения в деятельность.

А бывает и так, что у ребенка на всем протяжении занятия происходят периодические колебания уровня работоспособности и внимания.

В наибольшей степени у детей с ЗПР нарушено произвольное внимание.

Память

Память детей с задержкой психического развития имеет важную особенность. Такие малыши обладают отличной наглядной памятью, но плохо запоминают словесную информацию. Поэтому для таких детей особенно важна форма преподнесения новых знаний.

У детей с ЗПР отмечаются проблемы, как с кратковременной памятью, так и с долговременной, при произвольном и непроизвольном запоминании. Логическая память также страдает из-за проблем со смысловой переработкой полученной информации.

Нарушен объем памяти и скорость запоминания.

При коррекции процессов памяти важен соответствующий рацион ребенка. Для развития памяти диетологи советуют включать в меню разнообразные продукты: рыбу, мясо, орехи: грецкие, кедровые и др. Подробную информацию о пользе орехов для детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ и в статье «Польза и вред грецких орехов»

Мышление

На развитие мышления влияют следующие психические процессы:

  • уровень восприятия и знаний об окружающем мире, чем он выше и богаче, тем более сложные выводы способен сделать малыш;
  • уровень развития внимания;
  • степень речевого развития, в особенности словарного запаса.

Особенностью детей с ЗПР является отставание в формировании различных форм мышления. Образное мышление в большинстве случаев отсутствует полностью.

В отличие от детей с умственной отсталостью, у крох с ЗПР сохранена способность принимать помощь взрослых, обобщать, переносить полученные навыки в другие ситуации.

Важно! Для развития умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности у малышей с задержкой психического развития необходима специальная педагогическая помощь и регулярная работа.

Моторика

В дошкольном периоде у малышей с ЗПР наблюдаются трудности с общей, а в особенности, с мелкой моторикой.

Проблема выражается в следующих проявлениях:

  • страдает техника движений;
  • сформированы в слабой степени навыки самообслуживания;
  • проявляются недостатки психомоторики;
  • отсутствуют навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации;
  • нарушены двигательные характеристики в виде ловкости, быстроты, точности, координации, быстроты и силы.

Многие дети с ЗПР по причине нарушений моторики не умеют пользоваться ножницами, неправильно держат ручку и карандаш, кисточку, а также не способны контролировать степень нажима на бумагу.

Грубых двигательных патологий у крох с ЗПР нет, но степень развития моторных и физических навыков находится на более низком уровне в сравнении со сверстниками.

Речь

У детей с ЗПР часто наблюдается задержка речевого развития, которая проявляется в следующих нарушениях:

  • более позднее появление в речи слогов, слов и предложений;
  • проблемы с овладением грамматическим строем;
  • нарушения связной речи;
  • отсутствие умения планировать собственную деятельность с помощью речи;
  • дефекты произношения отдельных звуков и слов;
  • переставление слогов в словах;
  • нарушения внутренней речи, влияющей на логическое мышление;
  • наличие скудного словарного запаса.

Также малыши с ЗПР могут и вовсе не уметь разговаривать.

Для одних детей с ЗПР речевые нарушения проявляется в легкой степени, для других — в более тяжелой, что говорит о сочетании задержки психического и речевого развития.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Группы детей с задержкой психического развития в ДОУ

Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР посещают дошкольные учреждения комбинированного вида, компенсирующего или специальные группы временного пребывания крох, имеющих патологии развития.

Для помощи малышам открывают следующие виды групп в соответствии с возрастом:

НаименованиеВозраст детей в группе
младшая2,5-3,5 года
средняя3,5-5 лет
старшая5-6 лет

Основными направлениями деятельности с детьми с ЗПР являются:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие мелкой моторики;
  • сенсорное и познавательное воспитание;
  • игровая и предметная деятельность;
  • подготовительный этап к школьному обучению;
  • физическое, музыкальное и творческое развитие;
  • формирование зрительно-пространственной координации.

В ходе воспитания детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении решаются не только воспитательные и образовательные, но и диагностические, коррекционные, оздоровительные и развивающие задачи.

После окончания малышом дошкольного образовательного учреждения его зачисляют в общеобразовательную школу, в класс для детей с ЗПР (если в школе сформированы такие классы) или в обычный класс общеобразовательной школы, в зависимости от диагностических показаний.

Что такое ОВЗ?

Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.

Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:

— тревожность;

— низкую самооценку;

— неумение испытывать уверенность в себе.

Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.

В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:

1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;

2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;

3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;

4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.

Комбинированные группы ОВЗ

В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:

— при необходимости дополнительно консультируют родителей;

— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;

— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;

— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.

Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.

Категории детей с ОВЗ

Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:

— задержку психического развития;

— нарушения опорно-двигательного аппарата;

— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);

— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;

— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;

— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;

— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.

Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.

Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.

Обучение детей с задержкой психического развития

Освоение малышами с ЗПР обучающей программы возможно, но данная программа должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать индивидуальные особенности крохи;
  • задействовать родителей и близких крохи в процесс обучения;
  • включать постоянный контроль динамики развития;
  • придерживаться многозадачности обучения.

Коррекционное обучение при ЗПР имеет несколько направлений:

  • развивающее;
  • диагностическое;
  • лечебно-профилактическое;
  • консультативное;
  • социально-трудовое.

Сопровождение детей с ОВЗ

Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:

— диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;

— подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;

— собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.

Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.

Какие специалисты работают с детьми с ЗПР

В образовательном процессе участвуют не только воспитатели, прошедшие специальное обучение по работе с детьми с нарушениями психического развития, но и дефектологи, логопеды, психологи и физкультурные работники.

В связи с поведенческими особенностями детей с ЗПР они способны выполнять только те задания, которые связаны с их личностными интересами.

Для детей раннего возраста преобладающей деятельностью является игра, поэтому именно играя происходит обучение малышей с ЗПР.

Для этого разработано множество различных игр и упражнений, направленных на развитие мышления, представлений об окружающем мире, памяти, внимания и социальной адаптации крох.

Школы для детей с ОВЗ

Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.

Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.

Игры для детей с задержкой психического развития

Игре ребенка с ЗПР свойственны следующие черты:

  • бедность воображения;
  • однообразие и отсутствие сюжета;
  • непонимание правил игры;
  • отсутствие разделения ролей;
  • пониженная активность;
  • отсутствие эмоциональности.

Помните! Именно во время игры можно заметить отклонения психического развития у малышей.

Это объясняется тем, что дети с задержкой развития не имеют достаточного представления о действиях взрослых и реальной действительности. Отсутствие эмоциональности проявляется и в отношении игрушек.

Важно! Такие проблемы могут отмечаться и у малышей с нормальным развитием в младшем дошкольном возрасте. Но дети с ЗПР никогда не начинают играть в сюжетно-ролевые игры самостоятельно.

Опорой в игровой деятельности малышей с ЗПР должны статья взрослые, а не предметы. Малышам сложно самостоятельно построить ассоциации, что с посудой можно поиграть в повара, с расческой – в парикмахера и т.д.

Главным инструментом для обучения игре для детей с ЗПР будет сюжетно-ролевые развлечения и театрализованная деятельность.

Дети ОВЗ в детском саду

Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:

— в обычном классе;

— в специальном коррекционном садике (или группе);

— в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.

Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.

Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:

— физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;

— познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);

— социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.

Картотека развивающих игр для детей с ЗПР

Полезны для малышей с нарушениями психического развития следующие игры:

  1. «Повторяй за мной». Заключается в повторении за взрослых определенных движений и действий. Игра улучшает моторику, произвольное внимание
  2. «Угадай, чей звук». Взрослый знакомит детей с различными предметами (ножницы, свисток, колокольчик, погремушка, бумага), показывает, какой они могут издавать звук. Затем за ширмой воспроизводит звучание одним из предметов, а дети угадывают, что это. Игра развивает восприятие и слуховое внимание.
  3. «Повтори фигуру». Задание заключается в том, что детям раздают карточки с изображением фигуры из счетных палочек. Малыши должны воспроизвести фигуры на столе или, при неудачной попытке, выложить узор на карточке с помощью способа «наложения». Такая игра развивает моторику, внимание, зрительное восприятие и учит действию по образцу.
  4. «Летает или нет». Взрослый называет предметы и живые существа, а дети должны показать, летает данный предмет или нет. Если летает – дети машут ручками, если нет – держат руки опущенными. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Задание помогает выделить признаки различных предметов, помогает учиться переключать внимание. Игру можно изменить на «Прыгает или нет», «Плавает или нет» и т.д.
  5. Быстроту реакции и зрительно-моторную координацию можно развить с помощью игры «Съедобное — несъедобное».
  6. «Варим борщ». Взрослый готовит два обруча, раскладывает различные предметы и делит детей на 2 команды. Малыши на время добегают до обруча и выбирают овощи для приготовления борща. Команды оцениваются по быстроте и по правильности выбора предметов. Аналогично можно поиграть в «Больницу», «Парикмахерскую», задействовав другие предметы. Игра направлена на быстроту реакции.

Полезно проводить эстафеты, где нужно, например, донести предмет, преодолев препятствия в виде бревнышек, кеглей и т.д. Хороводные игры со стихотворным сопровождением позволяют объединить детей, подружить их.

Также о подвижных играх для детей дошкольного возраста вы можете подробнее прочитать в нашей статье ЗДЕСЬ

Упражнения для детей с задержкой психического развития

Для развития малышей с ЗПР также используют различные упражнения в игровой форме.

Вот некоторые из них:

  1. «Найди свое яблоко». Взрослый предлагает ребенку из трех-четырех яблок выбрать одно, изучить его в течение пары минут. Затем малыш закрывает глаза, яблоки перемешиваются, а ребенок должен найти свое яблочко по выделенным отличительным признакам. Упражнение тренирует память и внимание.
  2. «Хлопай в ладоши». Взрослый говорит, что дети должны хлопать в ладоши, если он назовет, например, животное. Данным упражнением малыши тренируют переключение внимания.
  3. «Колокольчик и бубен». Взрослый бьет в бубен либо звонит в колокольчик. При этом дети должны в первом случае ходить по группе спокойным шагом, во втором – бежать друг за другом. Упражнение учит выполнять действия по инструкции.
  4. «Найди отличия». Малышу предлагают две похожие картинки, а ребенок должен назвать отличия. Это помогает развить концентрацию внимания.
  5. «Запомни, где». Взрослый раскладывает три-пять карточек на столе с изображением разных предметов. Малыш запоминает их, затем карточки переворачиваются, а кроха должен показать, какой предмет и где находится. Можно видоизменить упражнение. При этом карточки можно не переворачивать, а убирать со стола одну карточки, пока малыш не видит, а затем спрашивать, чего не хватает. Данные упражнения улучшают и тренируют память.
  6. «Дорисуй». Малышу предлагают дорисовать на карточках вторую часть различных простых предметов – мяча, солнышка, бабочки и т.д. Упражнение способствует развитию целостности восприятия.
  7. «Что лишнее». На карточках изображены четыре предмета, один из которых лишний. Малыш должен назвать лишний предмет и ответить, по какому признаку он отличаются. Можно использовать группы овощи, фрукты, растения, грибы, мебель и т.д. Также аналогично можно поиграть в «Найди лишнее слово».

Для развития речевых навыков применяют упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождаемые тематическими стихотворениями, в которых заключена инструкция по выполнению движений.

Также полезна дыхательная гимнастика. Для осуществления гимнастики можно применять упражнение «Отгадай запах». Для его выполнения можно использовать овощи и фрукты. Дети знакомятся с их запахом, а затем с завязанными глазами пытаются угадать, что за фрукт или овощ дал им взрослый.

Трудности обучения особенных детей

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Задержку психического развития родители могут заметить еще до школьного возраста. Обычно такие дети начинают позже ходить, позже произносят первые слова, не очень активны в познавательном процессе и плохо налаживают контакт со сверстниками. Большинство взрослых списывают эти особенности на индивидуальные темпы развития ребенка и черты характера. Все дети действительно развиваются по-разному, так что небольшие отклонения от возрастных норм не должны вызывать опасений. Обучение таких детей в рамках общего образовательного процесса в полной мере проявит существующие психические проблемы.

Вам будет интересно:Казахский язык — сложный? Особенности языка, история и распространение

К 6-7 годам дети уже проявляют внимательность и целенаправленность, умеют управлять мыслительными операциями и опираться на прежний опыт в процессе обучения, использовать абстрактно-логическое мышление. Для школьников с незрелой психикой общеобразовательная система окажется слишком сложной. Обычно наибольшие трудности ребенок с ЗПР испытывает с освоением родного и иностранного языка, математики. Овладеть письмом невозможно без достаточной развитости устной речи, а для понимания математики ребенок должен знать такие понятия, как сравнение, форма, количество, величина.

Воспитание ребенка с задержкой психического развития

Многие родители болезненно воспринимают диагноз ЗПР у своего чада. Но следует помнить, что это не психическое заболевание, а лишь временное отставание в развитии в сравнении с одногодками, которое можно наверстать.

Помните! При правильном развитии и сопровождении, а также соблюдении всех рекомендаций врачей и специалистов уже к 10 годам можно полностью избавиться от симптомов ЗПР у ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Планируемые успехи реализации программ

Планируемые достижения в речевом развитии следующие:

  • понимание смысла отдельных предложений и связной речи;
  • понимание различных форм слова;
  • усвоение новых слов;
  • понимание словосочетаний, конструкций с предлогами, уменьшительно-ласкательных суффиксов, дифференцирование множественного и единственного числа;
  • правильное образование существительных с уменьшительными суффиксами;
  • верное произношение звуков;
  • употребление основных типов речи, ритма и темпа, нормальных пауз.

В рамках социально-коммуникативного развития предполагаются следующие результаты следования коррекционной программе для детей с ЗПР:

  • проявление самостоятельности в игре и общении;
  • выбор занятия, участников по групповой деятельности, устойчивое взаимодействие с детьми;
  • участие в коллективном занятии;
  • способность точно передать информацию собеседнику;
  • умение сотрудничать в процессе игры, регулировать собственное поведение;
  • использование полученных в ходе образовательной деятельности знаний;
  • стремление к самостоятельности и проявление определенной независимости от взрослого.

Ожидаемые результаты познавательного развития:

  • способность обобщать предметы и понятия в группы;
  • наличие представлений о величине, количестве, форме, умение выражать их в речи;
  • умение называть по картинкам предметы и их части;
  • умение показать на картинках названные действия;
  • использование словесного сопровождения, планирования деятельности или отчета в процессе деятельности;
  • владение счетом в пределах десяти;
  • умение конструировать из разного материала (с помощью взрослого);
  • умение определять времена года и части суток;
  • умение определять геометрические фигуры и тела, расположение предметов относительно себя;
  • создание предметных и сюжетных композиций из материала по образцу, условиям, схеме.

В художественно-эстетическом сегменте коррекционной программы для детей с ЗПР предполагается достижение следующих успехов:

  • наличие элементарных представлений о разных видах искусства;
  • эмоциональное восприятие музыки, литературы, фольклора;
  • владение навыками вырезания;
  • знание основных цветов и оттенков, умение их смешивать;
  • проявление интереса к искусству;
  • произношение всех слов во время пения;
  • сочинение мелодий различного характера;
  • умение передавать характер музыки через движения.

В рамках успешного физического развития достигаются следующие результаты:

  • выполнение основных упражнений и движений по инструкции взрослых;
  • выполнение различных видов бега;
  • знание правил подвижных игр, игр с элементами спорта;
  • владение основными правилами в формировании полезных привычек, двигательной активности, питании;
  • сохранение заданного темпа при ходьбе и так далее.

Ожидаемые результаты представлены для учащихся пяти-семи лет. Коррекционная развивающая программа для детей с ЗПР (24 января 2017 года появилась новость о том, что малыши с таким диагнозом больше не будут направляться в специальные учреждения) младшего возраста ставит иные задачи, реализуется не в общеобразовательных школах, а в коррекционных группах ДОУ или на дому.

Рекомендации по составлению программы

Вариант 7.1 программы коррекционной работы для детей с ЗПР предусматривает, что работа будет вестись с детьми, которые по уровню психофизического развития близки к возрастной норме, но в образовательном процессе сталкиваются с трудностями произвольной саморегуляции. Такие дети требуют особого подхода, они медленнее усваивают материал и дольше достигают результатов, но к переходу в среднее звено обычно выравниваются в развитии со своими сверстниками.

Высокую эффективность реализации коррекционной программы дефектолога для детей с ЗПР обеспечивает постепенное усложнение заданий и проведение занятий с материалом, который близок к основной образовательной программе. Нужно учитывать, что обучение детей с ЗПР требует использования игровых методов, приемов работы, включающих элемент соревнования. Хорошим приемом является введение системы поощрений и штрафов. Это способствует воспитанию организованности.

Следует чередовать малоподвижные и подвижные методы работы, чаще проводить физкультминутки, чередовать устные и письменные работы. Это даст детям возможность распределить энергию, а также способствует снятию усталости, повышению концентрации и работоспособности. Важно использовать простые упражнения на проверку внимания (вопросы типа: «Кто услышал задание — покажите большой палец»).

Вам будет интересно:Нормы оценок в начальной школе по ФГОС: положение, приемы, контроль и система оценивания

Схема урока предполагает введение, основное содержание занятия и заключительный этап. На этапе введения обязательно приветствие, которое настраивает детей на успешное взаимодействие с учителем, обсуждение новостей (дети могут обсудить трудности, которые возникли при выполнении домашнего задания, полученные результаты, оценить свое настроение словесно или в баллах, вспомнить содержание предыдущего урока и так далее), коммуникативная игра (проводится для повышения энергетического ресурса и формирования положительного настроя).

Основной этап нацелен на формирование и развитие основного перечня функций, которые необходимы при освоении учебного материала. Обычно сначала предлагаются задания, направленные на развитие пространственных представлений, затем идет развитие речи и мышления, дается домашнее задание. На заключительном этапе проводится релаксационное упражнение и коммуникативная игра, что способствует расслаблению детей и формирует положительное отношение к уроку в целом. Особенности коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР состоят именно в последовательном переходе и выделении дополнительного времени на коррекцию психических навыков и запоминание материала.

Система коррекционной работы

Любая коррекционная программа для детей с ЗПР состоит из четырех основных блоков: развитие и совершенствование навыков общения, развитие мыслительной и речевой деятельности, развитие психической деятельности, развитие пространственных представлений. Только комплексный подход к обучению особенных детей приведет к успехам и выравниванию темпов развития.

В ходе развития и совершенствования коммуникативных навыков необходимо научить ребенка владеть средствами общения, сформировать установки на доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, успешное взаимодействие, добиться позитивных отношений с окружающими (ребенок должен уметь корректно выражать свое мнение и отношение к собеседнику, выслушивать товарищей, не перебивать старших), сформировать позитивный образ собственного «я». Развитие речевой и мыслительной деятельности предполагает расширение словарного запаса, приобретение знаний об окружающем мире, которые могут способствовать улучшению социальных навыков, формирование развитой монологической и диалогической речи (умение выражать свои мысли, соблюдая правила общения), становление основных мыслительных операций (сравнения, анализа, обобщения).

Ребенок должен научиться работать по образцу и инструкции, регулировать свое поведение в учебных и жизненных ситуациях. Прививаются навыки контроля за своей деятельностью, предусматривается овладение действиями контроля и оценки и так далее. Развитие пространственных представлений предполагает овладение пространственной ориентацией (в помещении и в тетради), усвоение основных учебных понятий, формирование умения различать геометрические фигуры, манипулировать образами, производя мыслительные преобразования: расчленение на части, вращение, соединение деталей в единое целое и так далее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: