Немного о терминологии
Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий «цивилизованный» и «культурный» человек? Нужно отметить, что версий существует несколько.
- Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
- Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Иммануил Кант. Так, согласно его мнению, культура – это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
- Весьма интересно мнение О.Шпенглера о культуре и цивилизации. Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
- Н.А.Бердяев утверждал, что культура – это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация – это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.
То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.
О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни»
Макашова Анастасия Викторовна,студентка 2го курса исторического факультетаАрмавирского государственного педагогического университета[email protected] Научный руководительВолошин Дмитрий Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета[email protected]
О некоторых актуальных аспектах «цивилизованного образа жизни»
Аннотация. В статье определены критерии цивилизации как определенного уровня социальной организации, совокупности высоких стандартов социальной связи и взаимодействия. «Цивилизованный» образ жизни раскрыт в парадигме «социабельности» как воплощениеценности человеческого общения.Цивилизация определена не только как модельобщественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и как совокупность ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения. В этой связи перечислены и основные трудности и угрозы, с которыми на сегодняшний день сталкивается такая универсальная детерминация, как «цивилизованный» образ жизни.
Ключевые слова:цивилизация, цивилизованный образ жизни, культура, цивилизационная самоидентификация.
Состояние «цивильности», равно как и критерии соответствующего образа жизни, все это темы, о которые было сломано немало копий в многовековых интеллектуальных баталиях… И в то же время, реалии современности не позволяют нам говорить о безоговорочной победе и повсеместном утверждении пресловутого «цивилизованного образа жизни». И государства догоняющего развития здесь ни при чем, речь идет о произошедшей девальвации данного образа в казалось бы развитыхстранах. Подчас складывается мнение, что населениеблагополучной Европыивовсе не дорожит достигнутым качеством жизни, с радостью и распростертыми объятиями принимая то, что способно их низвергнуть, так сказать, «по неразумению»если не сейчас, то в обозримом будущем это точно. Что стоит за этой самоубийственной беспечностью? Неужели блага цивилизации и десятилетия сытой жизни оказали столь анестезирующее действие на сознание людей, сначала потерявших чувство реальности, а вслед за этим и чувство страха? Как высоко человек может преуспеть в обустройстве комфортного образа жизни, прежде чем утратит инстинкт самосохранения? Все это вопросы риторические, вариантов ответов на них сотни, комбинаций взаимосвязей и взаимозависимостей не меньше.Тем не менее, смысл обращения к некоторым особо актуальным сегодня моментам, сохраняется. Общепринято считать: цивилизованный образ жизни это совокупность материальных, культурных, социальных благ, которые отличают любое индустриальное|постиндустриальноеобщество отдоиндустриального. Например, это различие между Европой (втом числе иРоссией) и«неразвитыми» африканскими странами. ВРоссии цивилизованный образ жизни стал достоянием всего общества всоветский период; а в период постсоветский, активно пронизанный процессами клерикализации, складывается весьма парадоксальная ситуация вотношении кцивилизованному образу жизни православных жестокая критика «потребительской цивилизации» немешает многим изних стремится кблагам этой цивилизации (!)[1]. Что же касается общеизвестных определений цивилизации, то, как правило, они сводятся к перечислению соответствующей совокупности признаков. И именно наличие/отсутствие данных признаков позволяет судить о степени «цивилизованности» жизни и повседневных практик того или иного общества. В числе признаков активно обсуждаемых, например, в археологической литературе, фиксирующей реальные (материальные) показатели изменений в обществе по отношению к обществу первобытному (а цивилизация при всех различиях ее понимания всегда противопоставляется обществу первобытному, если исключить применения термина к истории человечества в целом). В частности, на конкретном вещественном материале, известный американский ученый Г. Чайлд, связывая цивилизацию с городом и поэтому с городской революцией, выделил следующие признаки цивилизации: наличие города; определенный уровень развития (интенсивной) экономики, предполагающей не простой обмен, а торговлю; выделение ремесленников; налоги, наличие привилегированных классов; государство;письменность; определенные зачатки науки; появление искусства. Эти признаки активно обсуждаются на протяжении многих лет (они дискутировались, в частности на симпозиуме 1958 г. в Чикаго, в контексте проблем древнейшего города и его признаков на Международном семинаре в Лондоне в 1972 г.). В число обязательных показателей было введено появление религии как таковой при выделении институтов храма жреческого «сословия», демографические показатели и т.д. На многочисленных конференциях различного уровня, включая международные, в специальных работах, посвященных цивилизации, тема определения этого феномена всегда оставалась и остается дискуссионной. Различие ее определений может быть проиллюстрировано, например, такими примерами.Что отличает цивилизованное состояние от нецивилизованного?Очевидно, это черты, характеризующие именно современные общества Западной Европы:развитие коммерческих навыков;наличие «механических искусств»;наличие регулярного управления и судопроизводства;отношение к государству не как к общности людей, но как к территории, обустроенной и улучшенной ее владельцами;следование договорам и соблюдение формальных норм даже в состоянии войны. По определению А. Ничифоро«Цивилизация это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в: 1) материальной жизни;2) интеллектуальной жизни;3) моральной жизни;4) политической и социальной организации рассматриваемой группы». По У. Адамсу, «цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянная армия, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство» [2].Как видно из приведенных и многих других (число которых значительно) сходных определений цивилизации, в числе важных характеристик перечисляются те, которые перекликаются с вышеназванными признаками цивилизации, предлагаемыми Г. Чайлдом. В принципе можно обозначить десятки разных определений, в большей или меньшей степени подчеркивающих для цивилизации соответствующий уровень исторического развития общества, а именно как противостоящего уровню первобытного общества. И в этом плане основные показатели, фиксируемые этими определениями, четко увязываются с хорошо известными характеристиками цивилизации Моргана и Энгельса, давших определение цивилизации как исторически нового, по отношению к первобытному, состояния и уровня исторического развития общества.В целом, в большинстве случаев все основные показатели, выделяемые для цивилизации, практически связываются с новой природой Социума. В какойто степени это суммируется в следующем определении. «С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству, отмечается в Международной энциклопедии социальных наук». И это принципиально важный момент в характеристике цивилизациии цивилизованных повседневных практик. Так или иначе, но цивилизованный образ жизни тесно коррелируетс критериальными показателями, заложенными в ключевых определенияхцивилизации. Например:◦Цивилизация есть понятие, синонимичное социуму. Согласно французскому историку Л.Февру, это равнодействующая сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей. ◦Цивилизация определённый уровень развития обществаили общество, достигшее определённого этапа в своем развитии.Соответственно, цивилизованный образ жизни подразумевает высокий уровень культуры, создающий величайшие ценности не только духовной, но и материальной культуры.
◦Цивилизация это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности. Такая трактовка термина «цивилизация» сохраняется на протяжении двух столетий, хотя накоплены знания и разработаны концепции о многообразии культур и цивилизаций.◦Цивилизация это понятие, синонимичное прогрессу, как количественному ростудостиженийв сфере материальнотехнической, средств коммуникации. В подобном ракурсе «цивилизованный образ жизни» являет собой набор «продвинутых» информационных и экономическихформ деятельности.◦Цивилизация это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности. В этом ракурсе «цивилизованный образ жизни»напоминает полуутопический проект социального устройства, в котором максимально учтены интересы всех его страт и категорий.◦Цивилизация это материальная культура, противопоставляемая духовной. Это своего рода изнанка культуры, и «цивилизованный образ жизни»это набор материальных атрибутов «культурности» людей.◦Цивилизация социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов. ◦Цивилизация это основная типологическая (то есть различающая) единица развития. Л. И. Семенникова, предлагающая подобную трактовку, дает следующее определение: «Цивилизация это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социальнополитической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
◦Цивилизация это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, проявившее себя во всемирной истории или существующее и в настоящее время; присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценностии принципы жизнестроения самобытность. «Цивилизованный образ жизни» не обязательно должен содержать все названные признаки, однако отсутствие сразу нескольких из них позволяет говорить и об отсутствии этого самого образа жизни. Во всех остальных случаях«Цивилизованный образ жизни» тот образ жизни, что гарантирует человеку минимальную защищенность и обеспечивает его (человека) эффективное использованиена благо общества и себя самого.Основываясь на вышеназванных концептуальных определениях,можно выделить следующие признаки цивилизованного образа жизни:1) Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества.2) Наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.3) Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением временицивилизации приходят к письменной фиксации свода законов. Писаное право отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм рудимент клановых, родовых отношений.4) Определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у какихто людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законыне допускают варварских бесчеловечных действий. Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, буддизма, христианства, ислама, иудаизма.Какого же человека можно назвать живущим цивилизованно? Н. В. Мотрошилова[3]предлагает следующие варианты:1) Цивилизованный человек обязательно труженик и созидатель. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда,его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая, таким образом, опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственно научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение. Такой индивид не может позволить себе, пренебрегая первоосновой цивилизованности, производить никому не нужные или вредные товары; не может, органически не способен разбазаривать, пускать на ветер то, что создано не только его собственным трудом, но и усилиями других людей. Ибо он уважает, бережет чужой труд и чужую собственность не менее чем плоды своего труда и свое достояние.2) Цивилизованный человек особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности. Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им. Вместе с тем подлинная цивилизованность несовместима с некритическим отношением к их истории и современному бытию, с унижением других наций, народов, с националистической агрессивностью. Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам.3) Цивилизованный человек стремится и умеет обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобства, комфорт повседневной жизни нужны ему как воздух. Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны, но он стремится умерять их, делать разумно достаточными.Определенное сходство критериев цивилизованности мы находим у В. К. Бакшутова[4]:1) Цивилизованный человеки цивилизованное общество, производят больше, чемпотребляют. Эта «прибавка» является материальной и духовной основой восходящего, прогрессивного развития человека и человечества.2) Цивилизованный человеки цивилизованное общество всегда занимают оборонительную, охранительную внешнюю и внутреннюю политику. 3) Цивилизованный человеки цивилизованное общество относятся к вещам по принципу Теренция «я предпочитаю не иметь ничего лишнего», поскольку лишние вещи это орудиерастлениячеловека, которое ведет его к духовному вырождению, к «озверению», к психологии и практике дикаря и варвара. Современная цивилизациявыступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. В философии второй половины XX в. важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающиеся от культуральных характеристик жизни. Научнотехнический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация «формальной рациональности» в развитии духа, подчиняющая себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становится субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности.Характерно: с течением времени признаки цивилизованного образа жизнистали более многочисленными и многообразными, объединявшими очень широкий круг обществ (наличие городов, классовое расслоение, концентрация власти, лояльность к налогообложению, общественное разделение труда, внешняя торговля, письменность, развитость наук, изобразительное искусство, монументальная архитектура).С другой стороны произошла своего рода унификация требований к подобного рода образу жизни; он стал стандартизирован в силу обретения наднационального статуса.«Цивилизованно» живут те культурные общностилюдей,которыеосвоили и цивилизовалибольшое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство. Явления, приписываемые такому образу жизни (государствои государственность, города, торговля, глубокая стратификация на экономической основе, техникотехнологический потенциал) в своей совокупности, а также по реальному содержанию и значению, объективно обусловливают прорыви прогресс.Это своего рода скачок в историческом выполнении социальной эволюции, имеющий всеобщий смысл и нарушивший саму структуру процесса последней. Сформировалось новое состояние социальности в целом и поэтому все формы и уровни, все так называемые локальные цивилизации и культурноисторические типы осуществляются в структурно новом потоке движения Социума, в исторически новом пространстве, где тенденция движения определяется структурносущностными характеристиками цивилизации, объективно определяющими историческое состояние общества, выделяя новую его стадию.Как отмечает Е. В. Сайко, стадии в этом плане придается особый конкретный смысл как принципиально новому исторически определенному (а не просто новому уровню исторического развития) состоянию, связанному с исторически новыми характеристиками природы социальности[5].Главный признак цивилизации соответствующего ей образа жизни идентичность. Идентифицировать «цивилизованный образ жизни» можно наличием общих черт объективного порядка, такихкак язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации.При этом культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.Цивилизационная идентичность это наиболее широкая и обобщенная категория в ряду иных социокультурных идентичностей этнонациональной, конфессиональной, социальнополитической, региональной и т.п.[6].Место цивилизационной самоидентификации в исторической науке, общественной жизни и искусстве во многом определяется ролью исторического воображения, без которого она невозможна. Человеку свойственно отождествлять себя не только с собственным телом и сознанием, но и опосредованно с той или иной общностью (родом, религиозной конфессией, государством, цивилизацией). При этом ценность собственной жизни утверждается через иные ценности, представляющиеся более высокими[7].Вести цивилизованный образ жизни способен лишь носитель идеала цивилизации. И в этом кроется главная опасность ибо он приписывает своей культуре роль цели исторического развития. Образы всех других народов при этом упрощаются и подвергаются экзотизации. Идентификация себя с цивилизацией посредством соответствующего образа жизни и повседневных практикволейневолей чревата формированием излишне позитивного собственного образа. В результате образ внешней социальной реальности схематизируется, символически принижается, становится какимто несерьезным, а потому и не опасным. Р. Полен обозначил четыре мифа, которые лежат в основании европейской цивилизационной самоидентификации:1) Миф основополагающего значения науки (на деле «речь не идет больше о знании, ориентированном на понимание; речь идет главным образом о знании, ориентированном на деятельность и власть»);2) Миф о христианских ценностях как основе цивилизации (на деле это «могущество для могущества… ускорение технического прогресса становится причиной и основанием самого себя»); 3)«Миф прогресса» (на деле это стремление к росту потребления за счет духовного развития); 4) «Эгалитаристский миф» (порожденный борьбой с беспорядком, выступающий средством успокоения масс). Как показывает исторический опыт, «цивилизованный образ жизни» подчас пронизан нарциссистскими тенденциями, он рано или поздно от свободы ведет к вседозволенности, от традиций к моде, от цели к средствам. «Цивилизованный образ жизни» секуляризируетобраза мира,претворяя бесчисленные светские утопии в сферу социальных отношений. Идеал цивилизации как воплощение ценности человеческого общения (социабельности, которая считалась не свойственной «варварам») побуждает к возвышению цивилизованного человека и его окружения,кэстетизации городской среды его обитания, а вместе с ней и бытовой среды. Итак, цивилизация определяется как важнейшая характеристика общества, как его качество и представляет собой единую социоприродную целостность, которая характеризуется соответствующим способом производства, определенной степенью развития материальной и духовной культуры, определенной системой ценностных установок и ориентиров, а также специфическим характером взаимоотношений общества с окружающей средой. Цивилизация характеризуется не только моделью общественного устройства и развития с соответствующими условиями и уровнем жизни людей, но и совокупностью ценностей, традиций, норм, правил, предписаний, регламентирующих общественные отношения[8].
Цивилизованный образ жизни предполагает господство «культуры»над «натурой». «Зовприроды»при таком образе жизни преобразуется и ориентируется в том направлении, которое задается культурными формами общественного бытия и разумными способами существования.Насколько «цивилизованный образ жизни» сегодня приобрел черты универсальной детерминации, хорошо прослеживается в том, что «…содной стороны суверенные государства постепенно утрачивают часть своих экономических и политических полномочий, которыми они обладали. С другой очевиден процесс возрождения идентичности во многих регионах мира» [9]. Это противоречие между «потребностями универсальных глобальных ценностей и требованием сохранить свою самобытность и определяет направление социальных изменений в нашем глобализирующемся мире.И в этой парадигмеразвития планетарной цивилизацииследование «цивилизованному образу жизни» отнюдь не всегда подразумевает переформатирование прежней идентичности, не требует обязательной смены места жительства. «Люди сами добровольно переходят под знамена другой цивилизации»[10].И в этом отношении современнаяглобализация противоречива: она бросает исторический вызов локальным цивилизациям, а «цивилизационная идентичность превращается сегодня в один из главных ресурсов обеспечения свободы и безопасности страны, сохранения и развития ее самобытности в условиях нарастающих перемен» [11].
*
**Итак, «цивилизованный образ жизни» квинтэссенция исмысл существования любой цивилизации. «Цивилизованный образ жизни» это одновременно и процесс и результат. Является ли его достижение итогом сверхусилийнародацивилизатора, либо оно зиждитсяна порабощении колониальных территорий вопрос второстепенный и конкретноисторический. Вне зависимости от наличия тех или иных «скелетов в шкафу», несомненно одно: «жить цивилизованно» это и достояние и достижение. Хотя… цивилизованный образ жизничасто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.К тому же, «цивилизованный образ жизни»это величина скорее «переменная», нежели «постоянная».И заметить этот инверсивный переход от одного состояния к другомув современном мире, охваченном труднопрогнозируемой энтропией хаоса, не так уж легко. Скорее даже невозможно.Стадия «цивилизованного образа жизни» не имеет четких начального и конечного пунктов, она не обладает континуальностью, а протекает вформе сдвигов (вперед назад).Цивилизованный образ жизни невозможен без «культурной зоны», которую он упорядочивает. Такая «культурная зона» имеет свой центр, ядро, свои границы и окраины,периодически становящиеся объектом внешней, не всегда цивилизованной экспансии. Между тем, все большее количество ученых говорят о том, что самые значительные конфликты ближайшего будущего развернутся вдоль умозрительных линий разломамежду цивилизованным образом жизни одних и желанием воспользоваться его благами других. Эти «другие»не осознают себя в собственном историческом контексте; к сожалению, уних нет своего настоящего, которым бы следовало дорожить. Они логически и символически олицетворяютнецивилизованность, а их путь в цивилизацию может иметь для последней весьма фатальные последствия.
Ссылки на источники1. Волошин Д. А. Цивилизация. Варваризация. Исторический процесс. Армавир: РИО АГПА, 2020. 100 с. С. 24.2. Волошин Д. А. Указ. соч. С. 25.3.Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.: ИФ РАН, 2007. 268 с. С. 3234. 4. Бакшутов В. К. Борьба цивилизаций с варварством. Екатеринбург: Издво Урал. федерал. унта, 2012. 418 с. С. 1112.5. Сайко Э. В. Цивилизация в пространственновременном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003. С. 1626.6. Кондаков И. В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 282304. С. 282. 7. Ионов И. Н. Цивилизационная самоидентификация как форма исторического сознания //Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2007. С. 169187. С. 169.8. Трегуб С. В. Цивилизационная идентичность современной России: к постановке проблемы // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2008. № 2. Выпуск № 11. М.: Издво МГОУ. 166 с. С. 8591. С. 88. 9. Залесский Б. Л. Идентичность на стыке цивилизационных общностей в динамике межцивилизационногодиалога // Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации: международная молодежная научная конференция (10 марта 2011 г., Минск) / Национальная библиотека Беларуси. Минск, 2011. С. 148153. С. 148. 10. Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире // Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. М.: АРКТИ, 2006. С. 49. 11. Подр. см.: Трегуб C. B. Указ. ст. С. 8591.
О людях
Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать уровень культуры развитых стран и африканских диких племен.
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Норматив по теме
- Культура и цивилизация.
- Типы цивилизаций.
- Современные цивилизации.
- Перспективы постиндустриального общества.
Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация
Культура и цивилизация
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.
Сам термин происходит от латинского слова «гражданский».
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ
Культура — это качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.
Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.
Типы цивилизаций
В современной теории цивилизаций распространены как
линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций.
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Современные цивилизации
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Культура человека
Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит — придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие — возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.
Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.
Цивилизованность и культурность человека в представлениях людей «железного» столетия
В чем же выражалось, хотя бы, по мнению самих европейцев, их культурное (или цивилизационное) превосходство? Что отличало цивилизованного европейца XIX века от нецивилизованных или менее цивилизованных людей? Отвечая на этот вопрос, обычно выделяют целый ряд особенностей, черт, умений. При этом очевидно, что важнейшими оказываются особенности и черты имеющие отношение к разуму и прежде всего к знаниям. Цивилизованный европеец XIX века выделяется характером ума — трезвого, практичного, динамичного. Он должен был иметь специальные знания в сфере деятельности, которой занимался. Знания технические, технологические, но не только. Знание истории, географии безусловно предполагалось тоже, как и знание языков, владение иностранными языками. И уж конечно — своим родным языком. Важным было умение письменно и устно достаточно ясно, грамотно и красиво выражать свои мысли и чувства. Эпистолярный жанр — жанр XIX века. Постепенно, особенно к концу этого столетия, одним из элементов цивилизованности становится физическая развитость (благодаря упражнениям, спорту), уж не говоря об опрятности, гигиене, чему уделяется все больше внимания. Все это вместе взятое должно было сочетаться с предприимчивостью и умелостью в действиях, на основе и с помощью знаний. Этот тип цивилизованного человека воплощал в себе в частности инженер Смит в Романе Жюля Верна «Таинственный остров». Но вышеуказанными особенностями и чертами не исчерпывается идеальная характеристика европейца XIX века. Он должен был еще уметь себя вести в любом обществе, соответственно обстановке и условиям, в которые попадал. Этому содействовали знание различных норм поведения, владение телом, обеспечивавшее свободу движений, владение своими чувствами. Чувства цивилизованного европейца должны были быть достаточно, но не слишком тонкими, не чересчур откровенно выражаемыми. Цивилизованная эмоциональность не допускала излишней аффектации страстей, бурного гнева или сентиментальной слезливости. Конечно, вот это умение и «оформленность» чувств уже касаются не только цивилизованности, а и культуры. Джентльмен или «истинный интеллигент» — не просто цивилизованные люди, а представители культурной элиты своего времени. И тем не менее, и джентльменство и интеллигентность в XIX веке — это проявления упорядоченности поведения и отношений между людьми. Религиозная жизнь, религиозные чувства в этом веке тоже приводятся «в порядок», цивилизуются. В европейских обществах ценима разумная вера, без патологической экзальтации. Вера эта и у католиков и у протестантов, к тому же, вполне практична: Бог помогает христианам в их, даже вполне светских, делах. Такая вера, несколько формализованная, спокойно-разумная, удачно сочеталась с правовой и моральной цивилизованностью европейцев. Она безусловно предполагала наличие уважения к существующим законам, к собственности и жизни человека, к его кошельку и его жене. Очевидно соответствие перечисленных значимостей библейским запретам: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. д. В целом, вот эти вышеперечисленные цивилизационные черты и особенности, все вместе, воплощали стремление европейцев XIX века внести разумную гармонию в мир и в человека (раздираемых противоречиями и страстями), в общество (враждующее и воюющее). Это было стремление к облагораживанию, окультуриванию мира. Недаром и эстетические и художественные ценности XIX века, все так называемое «классическое» искусство, связаны с гармонией, не статичной, динамичной, но гармонией. Культурный европеец, кстати, должен был быть и ценителем художественных творений, иметь достаточно развитый эстетический и художественный вкус, позволявший чувствовать гармонию, переживать ее. Вообще цивилизованность и культурность человека в XIX веке тесно связаны между собой именно через устремленность к гармонизации жизни, ее направленности к разумной упорядоченности, правильной оформленности. То, что мы называем цивилизацией и то, что выделяем как собственно культуру, в XIX веке впервые оформляется (в Европе!) как синтез всех предшествующих эпох. Показательна в этом смысле немецкая классическая философия, особенно гегелевская система. Философия Гегеля, в плане мировоззрения, претендовала на роль кульминации всего развития философии и вообще человеческой мудрости. В 70-е годы, будучи профессором философского факультета ЛГУ, М. А. Киссель в лекциях по истории зарубежной философии отмечал, что логика Гегеля выступила синтезом до нее существовавших философских направлений. Не в том смысле, что все они содержались в этой логике, а в том, что по замыслу Гегеля, из прошлого было взято все лучшее. Категория «чистого бытия» моделировала учение Парменида. «Становление» — философию Гераклита, а философия понятия — систему Аристотеля. В связи с этим, гегелевская философия, вроде бы, выражала абсолютную истину. Потому что, по мысли ее творца, — аккумулировала результаты всей истории философской мысли. Философская система Гегеля выступала поэтому итогом самосознания человечества. Гегель, при этом, выражал общее мировоззрение интеллектуальной элиты начала XIX века. Он утверждал, что история общества есть прогресс, и не просто прогресс, а прогресс в сознании свободы. То есть, история рассматривалась как путь человечества к свободе, достигнутой XIX веком, к буржуазной свободе, к равенству и братству. Причем, это был путь духовного развития, выявившегося в реальной жизни. Ибо сначала человек был частью полиса, деспотии (целого), где свободен мог быть только один, а действительного понятия свободы вообще не было, почему и могло существовать рабовладение. На следующем этапе развития человечества (согласно Гегелю), в связи с появлением и утверждением Христианства, возникло представление о внутренней свободе человека, о самоценности человека как духовного существа, о духовном равенстве всех перед Богом. И наконец, начиная с Великой Французской революции, свобода оказалась утверждаемой в социальном отношении: и в сознании и в социальных учреждениях. Свобода восторжествовала. И таким образом восторжествовали цивилизация и культура. Симптоматично, что развитие культуры в XIX веке рассматривали (как и Гегель развитие сознания свободы) — по тройственной схеме: дикость — варварство — цивилизация, вершиной которой оказывался сам XIX век. Эта схема была выражена этнографом Л. Морганом в его книге «Древнее общество». Ее, вслед за ним, повторил Ф. Энгельс, рассуждая о происхождении семьи, частной собственности и государства. Безусловно, абсолютизация и философии Гегеля и состояния цивилизации (или культуры) в Европе XIX века — одинаково ошибочны. Абсолютизация и того и другого, видимо, связана с тем, что в мировоззрении Европы XIX века активно проявилось начало системного самосознания цивилизации и культуры, философского осмысления их значимости.
Вперед |
Примеры культурных людей
Если группе людей «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек – это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.
- Это люди вежливые, они уважительно относятся даже к незнакомцам.
- Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
- Постоянное обучение и познание чего-то нового – отличительная черта культурного человека.
- Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.
Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.
Оценка человека по базовым критериям
Что главное при оценке человека? Какие качества в нем наиболее фундаментальные? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью производится оценка. Опыт кадрового консультирования и анализ психологических теорий личности показывает, что в целях подбора персонала для организаций необходимо твердо знать четыре параметра человека как личности:
- темперамент;
- установку на род деятельности;
- систему внутренних ценностей;
- неформальную роль в группе.
В понятии «темперамент» обобщаются эмоционально-динамические качества человека. Всего методика соционического анализа различает следующие четыре темперамента по убыванию энергетики: напористый, гибкий, чувствительный и уравновешенный.
На темпераментах зиждется проблема лидерства. Вряд ли вы станете когда-либо лидером, если природа обделила вас энергичностью. Для полноценного лидерства необходимо быть экстравертом. Напористые типы лучше всего справляются с ролью формального лидера, а гибкие — неформального.