Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
- Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
- Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
- Ребенок как игрушка. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но, как правило, он остается третьим – лишним.
- Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье.
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
- ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.
- ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях нередки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг получил двойку).
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.
consulty.ru
Специфика семейного воспитания
Институт семьи на протяжении всей истории человечества играл и продолжает играть важную роль в развитии отдельного человека и общества в целом. Семья является той сферой, посредством функционирования которой происходит передача социального опыта, культурных и нравственных ценностей, основ социального поведения и взаимодействия между поколениями.
Семейное воспитание оказывает уникальное воздействие на развитие личности. Специфика этого воздействия обусловлена следующими причинами:
- Первичность семейного воздействия. Нахождение рядом с ребенком родителей с первых дней жизни ребенка формирует у него биологическую и психологическую привязанность к ним, определяет его зависимость от своей семьи;
- Сензитивность развития ребенка в дошкольном возрасте. В это время, организм ребенка оказывается наиболее восприимчивым к влиянию, оказываемому взрослым. Ребенок стремится построить систему взаимоотношений со взрослыми, а не со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается в дальнейшем;
- Постоянство пребывания. Ребенок находится в семье практически постоянно. Он активно взаимодействует с родителями во всех направлениях своей деятельности. у него формируется привязанность к родителям, складываются отношения доверия, понимания, родственные узы.
Исследованием вопросов домашнего воспитания и его особенностей занимается отдельная отрасль педагогической науки – семейная педагогика.
Воспитательные методы
Система семейного воспитания включает несколько основных способов воздействия на ребёнка:
- личный пример;
- убеждение – разговоры, внушение, рекомендации;
- поощрение, которое развивает чувство гордости, удовлетворения за проделанное;
- наказание – ограничение детских утех и удовольствий.
Некоторые родители прибегают к физическим способам воспитания, наказывая таким образом ребёнка за что-то. Если вы хотите вырастить психически здоровую и уверенную в себе личность, не используйте физические наказания.
Следите за своими действиями
Личный пример – великая сила, побуждающая ребёнка имитировать ваши действия, быть подобными вам. Поэтому меньше критикуйте ваше чадо, больше действуйте. Помните, что дети нас не слушают, они на нас смотрят.
В психологии существует понятие «интериоризациии» — когда ребята запоминают всё что видят и слышат. Они «впитывают» информацию, и присваивают её в качестве личного опыта.
Эта уникальная детская способность должна заставить вас следить за собственным лексиконом и поступками, особенно в период первых 7 лет жизни малыша.
Показывайте свою любовь
Основы семейного воспитания ребят дошкольного возраста заключаются в показе своих эмоций и чувств. Малыши особенно восприимчивы к атмосфере в семье, им ещё рано постигать новый опыт и получать знания.
Они хотят ощущать родительскую любовь и заботу. В этот период личности мамы и папы имеют основополагающее значение для крохи. Любовь к родителям безмерна, безусловна.
Главной проблемой семейной педагогики на этом этапе выступает наказание крохи без определения сути проблемного поведения.
Не зная, что предпринять, и как перевоспитать ребёнка, многие родители обращаются за помощью к психологам. А нужно всего лишь обнять малыша, и сказать ему о своих чувствах.
Наладьте контакт
Чаще проявляйте свои чувства в словесной и тактильной форме. Те дети, которые ощущают дефицит внимания родных людей, пытаются привлечь их внимание плохим поведением: капризами, истериками, непослушанием.
Вам необходимо наладить психологический контакт с малышом. Осознание контакта позволяет крохе почувствовать безграничную родительскую любовь.
Для налаживания и сохранения контакта нужно искренне интересоваться всем происходящим в жизни малыша, понимать его наивные проблемы и всегда отвечать на глупые вопросы. Это поможет вам отслеживать изменения, происходящие в сознании маленькой личности.
Налаживать контакт нужно даже с новорождённым – когда мама начинает применять первые воспитательные методы. Установите эмоциональную взаимосвязь с малышом: смотрите ему в глаза, улыбайтесь, прикасайтесь.
Высоко оценивайте детские достижения
Любое незначительное достижение крохи должно быть оценено, ведь дети всегда ждут похвалы. За родительским безразличием либо осуждением стоит усталость, раздражительность, гнев – эмоции, вызванные другими ситуациями.
Любящие родители принимают малыша. Это даёт им возможность проникнуть в мир детских переживаний.
Даже при недостойном поступке ребёнка нужно уметь правильно его критиковать. Нельзя говорить, что он плохой, невыносимый, отвратительный.
Скажите, что сегодня он вёл себя плохо, но вы всё равно любите малыша, и надеетесь, что завтра он изменит своё поведение.
Не подавляйте самостоятельность
Большинство родителей, опасаясь за безопасность чада, подавляют его самостоятельность. Ребёнок достигает самостоятельно при осознании своего «я».
Пускай малыш ошибается, и пробует снова, ведь таким образом он получает собственный опыт, без которого невозможно стать гармоничной личностью.
Психологи утверждают, что начинать приучение к самостоятельности нужно с первых месяцев жизни. Чем раньше вы станете учить младенца, тем быстрее умение станет безусловным – не требующим разъяснений.