Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Фотографическая память – Стивен Уилтшир


0
Источник:

Если вы не видели работ этого художника, то вам определенно стоит это сделать. Стивен – художник-аутист, который может по памяти воспроизвести максимально детальный ландшафт любого города, который ему доведется увидеть с высоты. Нужен лишь краткий полет на вертолете над городом – и с помощью своей фотографической памяти Стивен создаст его панорамное изображение с потрясающей точностью.

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Индивидуальность

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Сверхъестественная память – Дэниел Таммет


0
Источник:

Люди с феноменальными математическими способностями и мощной памятью встречаются нередко. Они умеют решать сложные математические уравнения быстрее чем компьютер или воспроизводить в памяти какое-то событие десятилетней давности с точностью до секунды. Однако Дэниел Таммет – первый, кто описал, как при этом работает его мозг. Для Дэниела каждое число от 0 до 10000 имеет свой образ и отличительные характеристики, такие как текстура, форма, цвет и ощущение. Например, число 289 выглядит весьма уродливо, число 333 – гораздо привлекательнее, а число Пи – почти совершенство. У Дэниела синдром Аспергера, и его метод позволяет ему запоминать числа и события с невероятной точностью. Например, он может воспроизвести число Пи до 22514-го знака после запятой, что он и проделал в качестве демонстрации в 2004 году. Это заняло 5 часов и 9 минут.

Виды способностей

Талант

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Человек дождя

Ким Пик

Самый известный, в современном мире, савант Kim Peek родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребёнка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она ещё была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внутри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга: мозолистое тело и комиссуры, соединяющие левое и правое полушария.

А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но всё пошло не так, как предполагали врачи. Уже в полтора года Ким назубок запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую — левым.

Meeting The Real Rain Man — Real Stories

Мозг Кима содержал все известные человечеству сведения, касающиеся 15-ти интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей, детально помнил карты всех городов Америки.

Но что закономерно, Ким был совершенно безнадёжен в плане самостоятельного существования. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну — кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки. Благодаря Киму и появился на свет фильм «Человек дождя», а Дастин Хоффман, какое-то время общался (если так можно сказать) с Кимом, чтобы вжиться в свою будущую, оскароносную роль.

Дэниел Таммет

Daniel Tammet – запросто умножает в уме трехзначные числа, знает как минимум 10 иностранных языков (а также создал один собственный), легко извлекает кубический корень в уме и «чувствует» простые и составные числа. В то же самое время Дэниел – аутист, а это означает, что одновременно с его высокоразвитыми способностями ему недоступны многие совершенно простые вещи.

Однажды он за неделю выучил исландский язык, сделав это в рамках реалити-шоу, практически на глазах потрясенных зрителей. Мир Дэниела Таммета – это цифры. Он видит их всюду и во всем, при этом за каждым числом у него стоит собственный образ. Так, одни числа для него уродливы, другие – красивы, а когда он делает в уме сложнейшие подсчеты, он просто как бы «видит» их.

Autistic savant Daniel Tammet on ‘the language of numbers’ — BBC Newsnight

Мы уже знаем, что это называется синестезия. Она нередко встречается у одаренных людей.

Стальные челюсти – Радхакришнан Велю


0
Источник:

Невозможно представить, какой силой должен обладать человек, способный собственными зубами перетащить состав из нескольких вагонов, как это делает Радхакришнан Велю, уроженец Малайзии. За такие крепкие зубы его называют «Зубным королем». И все равно непонятно – как можно протащить поезд весом 260,8 тонн на расстояние 4,2 метра, извините, зубами? Зубной король утверждает, что когда ему было 14, некий индийский гуру научил его с помощью зубов управлять всеми частями тела.

Стальной желудок – Мишель Лотито


0
Источник:

Француз Мишель Лотито (1950 – 2007) обладал неуемным аппетитом по отношению к совершенно несъедобным предметам. Понятно, что с такими способностями прямая дорога в эстрадные артисты. На своих представлениях «Месьё Съешьвсё» поглощал предметы из металла, стекла, резины и пластмассы, и даже несварение желудка его потом не мучало. А еще он известен тем, что разобрал и постепенно съел (в течение двух лет) целый самолет. Стенки желудка Лотито были вдвое толще, чем должны быть, а его желудочный сок тоже работал необычно сильно и позволял ему переваривать все подряд.

Одаренные дети

Одаренные дети встречаются во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают и развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества развиты у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание и влияние общества.

А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Художественный талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а писательский С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: