Кризис трех лет у ребенка: как «лечить» малыша, педагогические советы родителям

Диагноз: «кризис взросления»

Но истерики не проходят ни через день, ни через неделю. Тогда мамы и папы злятся и ищут причины неповиновения в дурном характере карапуза, проводят ревизию методов воспитания.

Настоящая паника начинается, когда о с ребенком уже не срабатывает ни метод кнута, ни метод пряника. К этому моменту родители морально на пределе. Их разрывают смешанные чувства, когда гнев, слезы и раздражение граничат с нарастающей тревогой за здоровье и будущее малыша.

Здесь многие взрослые обращаются за помощью к детским неврологам. И это правильно, поскольку поведенческие отклонения могут быть признаком заболеваний нервной системы и не только. Но более вероятно, что доктор осмотрит дитя и успокоит родителей, поставив «кризисный диагноз».

Врачи говорят, что кризис трех лет у ребенка — это необходимая для его полноценного развития стадия взросления. И беспокоиться нужно скорее, когда малыш в этом возрасте флегматичен, покорен и безынициативен.

Красивая девочка на берегу

Верные способы укрощения маленького строптивца

Спокойствие и терпение — два ключа к прохождению кризисного возраста.

  • При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Но если истерика уже в самом разгаре, заводить разговор бесполезно, вам остается лишь спокойно переждать слезы и крики.
  • Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
  • Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
  • Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать. В будущем это поможет крохе лучше понимать свои чувства и контролировать поступки.
  • Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
  • Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
  • При этом никогда не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом. Например, похвалите его за то, что он сегодня сам убрал игрушки, и вам не пришлось об этом напоминать.

Детский негативизм можно использовать в своих целях. Достаточно предложить строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку. Иногда нужно проявляться гибкость, искать компромиссные варианты, которые угомонят упрямца и заставят его принять ваше предложение.

Можно попробовать оставить кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Малышу трудно развлекаться в одиночку, потому он быстро заскучает и придет к вам в поисках развлечений. После этого можно повторить свои предложения, одно из которых наверняка придется шалопаю по вкусу.

Важно предоставлять малютке больше свободы для познания окружающего мира. Давайте ему право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду. Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость. Избегайте резко негативных оценок, ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных — пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я — сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

КРИЗИС 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ статья (младшая группа) по теме

КРИЗИС 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ

Под кризисом 3 лет у детей понимается — резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ

-Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

-Ребёнок начинает отделяться от взрослых.

-Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.

-Ребенок начинает отстаивать свое «Я».

-В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».

-Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.

-Малыш становится упрямым.

-Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.

-Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.

-Может называть родителей бранными словами.

-В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.

-Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.

-Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келлер. Ею выделены симптомы кризиса: 1. НЕГАТИВИЗМ. Ребенок отказывается вообще подчиняться требования старших. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые, он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», — и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно — белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова. 2. УПРЯМСТВО. Реакция на свое собственное решение; Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. 3. СТРОПТИВОСТЬ. Близка к 1 и 2. Носит более генерализованный и более безличный характер; Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название — возраст строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или ино-му действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. 4. СВОЕВОЛИЕ. Стремление к эмансипации от взрослого; Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам. 5. симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог. 6. ПРОТЕСТ-БУНТ. Проявляется в частых ссорах с родителями; Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. 7. ДЕСПОТИЗМ. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

Все эти симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, и к собственной личности. Кризис связан с перестройкой социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей Из кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого — ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как и они. КАКОВЫ ЖЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА? Во-первых, к 3 годам организм ребенка обычно достигает достаточного развития для того, чтобы малыш мог быть самостоятельным. Его познавательная интересы также совершенствуются, отчего он становится «исследователем» окружающего мира, в том числе и своих собственных возможностей. Естественным следствием такого «созревания» становится желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности. Во-вторых, считается, что именно в возрасте трех лет «рождается» личность ребенка. Конечно, его личность формировалась и в раннем детстве, но примерно в этот период ребенок психологически «отделяется» от родителей, осознает себя отдельным существом. И вот уже фраза «Я сам» надолго закрепляется в словаре ребенка. Чтобы усилить свое «Я», малыш нуждается в независимости, но основной конфликт этого возраста в том, что одновременно с этим он продолжает быть зависимым и отчаянно нуждается в поддержке и любви взрослых. Фактически, маленькому упрямцу больше всего надо, чтобы родители признали его самостоятельность и при этом, продолжили любить и заботиться о нем. В-третьих, взрослым важно помнить, что часто яркие проявления нормального возрастного кризиса трех лет связаны с тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним. Наиболее драматично происходят изменения в отношениях взрослых и ребенка в семьях, где «центром» всего происходящего является ребенок. Как правило, в этом случае проявляются многочисленные симптомы кризиса. В тех же семьях, где ребенок не является центром всего, а просто членом семьи, у которого есть свои обязанности и свое «поле деятельности», кризис трех лет проходит мягко, почти незаметно. В таких семьях родители излишней заботой и запретами от боязни «как бы чего не случилось» не отнимают у ребенка возможности свободного развития, и ему нет необходимости «воевать» с ними. ЧТО ДЕЛАТЬ? — с негативизмом? Прежде всего понять что это нормально: чтобы появилось что-то свое, нужно отказаться от «чужого» (даже если оно родительское) — с упрямством? Главное, не пытаться переломить ребенка, потому что в такой ситуации не будет выигравших. Попробуйте увидеть в этой ситуации взросление ребенка, становление его личности. Возможно даже начать уважать стремление ребенка действовать по собственному усмотрению, пытаться иметь собственное мнение и «держать свое слово», пусть пока в столь нелепых проявлениях. Побольше гибкости и ни в коем случае не ущемляйте гордости ребенка словами типа «Я же говорил, что ты придешь!» — со строптивостью? Некоторые психологи советуют сравнить такое противопоставление себя родителям с тем что происходит в подростковом возрасте, но ведь отделение и обособление ребенка — процесс очень длительный, так что психологи советуют считать строптивость в 3 года его началом Вечное недовольство ребенка — часть важного процесса его становления. Пусть это вас успокоит. Тогда вы можете оставить свои попытки увлечь и развлечь его. Пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придет к вам. Вот тогда вы предложите ему все то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, чтобы не спровоцировать отказ ребенка снова. — со своеволием? Здесь необходимо искать золотую середину, ведь неограниченная свобода для ребенка вредна не менее, чем строгие ограничения. Предоставьте ребенку делать самостоятельно все, что он сам реально в силах сделать, а то что, что малыш еще не может сделать, но чему его можно научить, помогайте ему, но не делайте все за него. Пусть с каждым днем прибавляется дел, с которыми он может справиться, растет его уверенность в собственных силах. — во время ссор? Безусловно, здесь нужны ограничения. Когда ребенок обзывает мать или отца, он должен понимать, что делает что-то нехорошее, и что взрослые сердятся. Однако нельзя опускаться до уровня трех лет и начинать конфликтовать с ребенком. Лучше покажите мимикой и интонациями или действиями, что вам это неприятно и обидно. Однако, не забывайте, что нужно периодически давать ребенку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию: понарошку подраться, покидаться подушками, и т.п., исходя из ситуации и места. — с деспотизмом? Некоторые родители, пытаясь избежать лишних конфликтов в семье, пытаются во всем уступать ребенку и подчинять его желаниям всю свою жизнь. Но вопрос в том, как долго это может продлиться, ведь по доброй воле люди (в том числе дети) редко отказываются от власти? Поэтому лучше сразу разумно ограничивать ребенка, давая ему достаточно свободы, чтобы распоряжаться своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи. Важно научиться отделять истинные потребности ребенка от тех, которые, скорее, являются проявлениями его желания контролировать других. Во втором случае следует мягко, но строго уметь говорить ребенку «нет», подчеркивая, что действия других в данном случае никак ему не вредят, а значит, родители (или другие взрослые) имеют право сделать так, как им хочется.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ КРИЗИС 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие «Кризис трёх лет» весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 — 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСЛЕ КРИЗИСА 3 ЛЕТ У ДЕТЕЙ

-Становление нового уровня самосознания.

-Стремление к самостоятельности.

-Развитие волевых качеств, активности.

-Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

МОЖЕТ ЛИ КРИЗИС 3 ЛЕТ У РЕБЕНКА ПРОЙТИ НЕЗАМЕТНО, БЕЗ СИМПТОМОВ?

Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ 3 ЛЕТ

Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.

Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.

Проявляйте чуткость и терпение.

При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.

Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.

Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.

Поменьше вмешивайтесь и торопите его.

За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.

Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).

Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.

Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.

Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.

Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.

Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.

Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.

Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.

Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.

Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его.

Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.

В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.

Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.

Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: «Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!» вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: «Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец».

Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: «растяпа», «плохорукий» и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: «Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно».

Кризис 3 лет у детей — это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.

Интернет ресурсы используемые для написания статьи:

https://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=284

https://health-doctor.narod.ru/deti/Komarovskiy/rebenok.html

https://dlyavass.ru/soveti-roditeliam/vospitanie-detey/554-isteriki-u-rebenka-2-3-let.html

https://www.dar-rogdeniya.ru/2012/11/07/zdorovie-semi/nedetskie-otkroveniya-doktora-komarovskogo

Когда начнется и как долго продлится кризис 3 лет

Кризис трехлетия не обязательно проявляется четко в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, потенциала дитя. Некоторые мамы замечали кризисные предпосылки уже в два года. Так рано это происходит, если у ребенка быстро пошла речь. Но чаще кризис случается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Точные даты начала и окончания кризиса не зафиксируешь, поскольку ситуация развивается по нарастающей. И только в середине пути случается резкое обострение кризисной симптоматики.

Сколько длится кризис трехлетия? И здесь не будет конкретного ответа. Наблюдения показывают, что капризуля может исправиться уже через пять-шесть недель, а может «играть» на нервах целый год.

Проблема так актуальна, что в дошкольных учебных заведениях психологи и воспитатели даже проводят тематические консультации для родителей. Есть также специальные сайты психологической помощи, где в режиме виртуального общения можно посоветоваться со специалистами по поводу поведения малыша.

Видео по теме 7 основных признаков детского кризиса 3 лет

Причины кризиса и его основные симптомы

Существует несколько причин кризиса трех лет.

  1. Малыш достигает перехода от раннего возраста к дошкольному, и его главным приоритетом становится исследование мира и своих возможностей. Если родители ограничивают независимость крохи, назревает бунт.
  2. Именно в три года формируется личность. Малышу хочется все делать самому, принимать решения, но он по-прежнему нуждается в любви и заботе родителей.

Критический этап наступает в возрасте от 2,5 до 4 лет. Его продолжительность зависит от отношений в семье, реакции родителей на детские истерики и характера малыша. Будьте готовы к тому, что кризис продлится не меньше 4-6 недель. Это минимальное время, требующееся для серьезной психологической перестройки и освоения новых поведенческих навыков. Родителям остается лишь запастись терпением и освоить непривычные методики общения со своим чадом.

Психологи выделяют семь основных симптомов кризиса трех лет:

  • негативизм,
  • упрямство,
  • строптивость,
  • своеволие,
  • протест,
  • обесценивание,
  • деспотизм.

Зная подоплеку каждого из проявлений, можно правильно интерпретировать поведение малютки и подбирать соответствующие методы общения с ним. Эти симптомы не всегда проявляются одновременно и с одинаковой силой. Обычно два-три признака заметны в детском поведении наиболее ярко, а другие лишь дополняют картину.

Негативизм проявляется в резком отрицании любого предложения, поступившего от взрослого. Отрицательная реакция направлена не на само предложение, а на человека, который его выдвигает. Кроха стремится делать все наоборот, по-своему, хотя часто страдает из-за собственного негативизма.

Детки часто проявляют упрямство, когда хотят добиться чего-то «из принципа», а не из-за сильного желания. Малыши становятся жертвами своего упрямства, которое не позволяет согласиться со взрослыми, даже если желание спорить уже пропало. Строптивость проявляется в бесконечном недовольстве всем вокруг. Ребенок пытается поломать привычный уклад жизни и отказаться от норм воспитания, которые родители использовали до трех лет.

Растущее желание независимости пробуждает детское своеволие. Малыши желают делать все сами, не осознавая, что некоторые занятия им пока не по силам. Результатом своевольного поведения становится разочарование в собственных возможностях, когда кроха не может справиться с трудной задачей.

Если ваше чадо использует протест-бунт, вы наверняка чувствуете себя так, словно ваш дом превратился в поле боевых действий. Малыш будто получает удовольствие от того, что раздувает конфликт на пустом месте, доводя не только себя, но и окружающих до истерики.

На этом этапе теряют свою ценность многие предметы и понятия. Так проявляется обесценивание. Малыш отказывается от любимых игрушек, меняет привычки, в его речи появляются бранные слова. Родители теряют свой авторитет в глазах ребенка, он может без зазрения совести обзывать и дразнить маму и папу.

Если малыш является центром семьи, у него могут проявляться признаки деспотизма. Кроха пытается управлять действиями окружающих, не отпускает от себя маму, командует бабушками. По отношению к братьям и сестрам деспотизм выражается в форме ревности к соперникам, с которыми приходится делить власть.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Единая стратегия поведения для всей семьи

Главной жертвой кризисного периода становится самый близкий для крохи человек, обычно — это мама. Однако и другие взрослые попадают под влияние критического этапа детского развития. Папы реагируют на резкие негативные изменения в поведении малыша достаточно строго. Задача отца — дать ребенку четкое понятие того, какое поведение является приемлемым в семье и обществе, а какое приведет к наказанию.

Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку.

Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.

В критический период важно не оставлять малыша надолго с нянями или бабушками, если они не следуют вашей стратегии воспитания. Если няня игнорирует нежелательное поведение, кризис может затянуться на долгие месяцы. Бабушки также часто балуют внуков, а иногда — становятся добровольными жертвами маленьких тиранов.

Чтобы кризис трех лет не растянулся на годы и не нанес непоправимый ущерб формированию личности вашего сына или дочки, сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. В противном случае, непослушание и деспотизм могут лечь в основу характера вашего отпрыска.

Когда закончатся капризы ребенка 3 лет?

Если родители помогают, а не мешают ребенку 3 лет преодолеть капризы, кризисный период длится не более двух месяцев.

Но если же мама с папой ничего не предпринимают или же постоянно ругают малыша за его плохое поведение, ежедневные капризы могут продолжаться более полугода, а то и год.

В такой нелегкий для ребенка и для вас период следует помнить, что чем доброжелательнее и внимательнее вы относитесь к своему чаду, тем быстрее пройдут его постоянные капризы, и вы снова увидите своего малыша милым, послушным и веселым.

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Как вести себя родителям?

Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.

Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:

  1. Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
  2. Находить компромиссы. Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
  3. Уступать в мелочах. Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
  4. Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
  5. Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
  6. Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
  7. Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.

фото 1263

При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:

  • запрещать проявление негативных эмоций;
  • сравнивать ребенка с другими детьми;
  • применять физические методы наказания.

Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.

Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.

Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать. Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью. В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: