Что такое демонстративный тип личности
Это такой психотип, обладателю которого присущ артистизм, эмоциональная живость, подвижность. Такой человек постоянно стремится находиться в центре внимания. Ему очень важно, чтобы окружающие замечали его, восхищались им. Для привлечения внимания индивид нередко фантазирует и приукрашивает события своей жизни.
Люди с демонстративным типом личности склонны ко лжи. При этом они и сами могут верить в то, что говорят. Если человек осознает свою ложь, то серьезно к ней не относится и не считает ее чем-то плохим.
Демонстративные личности обожают находиться в центре внимания и очень обижаются, когда окружающие не замечают их. Чтобы показать свою значимость и исключительность, они часто совершают экстравагантные поступки. Отличительными чертами их характера являются эгоцентризм, экспрессия, повышенная эмоциональность, театральность поведения, поверхностность чувств.
Практически каждый человек в какой-то определенной ситуации ведет себя демонстративно, и это нормально. Однако если такое поведение становится отличительной особенностью и визитной карточкой человека, то речь идет об акцентуации характера.
Акцентуацией в психологии называют чрезмерное развитие определенной черты (или совокупности черт) характера. Акцентуация считается промежуточным звеном между нормой и патологией. Акцентуированные люди не считаются психически ненормальными, однако у них наблюдается дисгармоничное развитие личности.
Демонстративный характер
Краткий очерк описывает истерическую и демонстративную личность – её черты и поведение. Характерно, что первые признаки такого типа личности появляются ещё у детей и впоследствии сохраняются. Хорош ли этот тип личности или его нужно перестраивать в детстве – спорный вопрос, который каждый родитель должен решить самостоятельно.
Источник: Журнал «Твоё здоровье» (выпуск XII). – М.: Знание, 1991. – 32 с. – (Нар. ун-т. Факультет «Твоё здоровье»; №12). ISBN 5-07-002218-0.Автор текста: профессор Карл Леонгард (21.03.1904-23.04.1988), выдающийся немецкий психиатр.
Демонстративный характер.
Как правило, человек не станет сам себя расхваливать, даже если ему этого очень хочется, ему помешает страх перед осуждением окружающих, которые привыкли считать, что вопрос о том, заслуживает ли человек похвалы, должен решать не он сам.
Демонстративная личность способна вытеснять из сознания подобные преграды и свободно наслаждаться теми похвалами, которые она сама себе создаёт, или той гордой позицией, которую она занимает. Рядом со своими словами самовосхваления обычно возникают поступки, вызванные тщеславием, т.е. стремлением вызвать у окружающих внимание, проникнутое уважением.
Эти черты можно увидеть уже в детстве, наблюдая детей, которые любят читать вслух или декламировать стихи, соблюдая при этом точную интонацию, подсказанную исторической способностью вживаться в чужой образ.
Примерно то же самое видно и в детских спектаклях. Обычно человек стыдится заметно выделяться среди окружающих и превращаться в центр всеобщего внимания: даже если это происходит в результате заслуг, он стыдится.
Демонстративная личность вытесняет из своего сознания подобное сдерживающие соображения и обладает способностью безо всяких сомнений выдвигаться на первый план и наслаждаться своим положением. Даже если это внимание не носит целиком положительного характера, а окрашено отчасти пренебрежением, истерик может пренебречь этим с такой лёгкостью как никто другой.
Понятие «тщеславие», которое мы вводим для обозначения этой наклонности, вызывает у нас особенно сильные представления о желании быть в центре всеобщего внимания. Необходимо, разумеется, подтвердить, что это очень характерно для истериков…
То же самое можно сказать о самооплакивании демонстративных личностей… Врачам хорошо знакомо типичное поведение пациентов, оплакивающих самих себя. Им каждый день приходится наблюдать его у пациентов, которые постоянно говорят, что они испытывают непереносимые боли, что находились или находятся в данный момент в состоянии полной прострации, хотя при этом пациент может в полном здравии сидеть против врача, являя все признаки хорошего самочувствия. Тяжесть страдания подчеркивается не только словами, но также жестами и мимикой.
Обычно самооплакивание сочетается с самовосхвалением. Пациент утверждает, что, хотя изо всех сил, напрягая свою волю, пытался выстоять, ему все же пришлось сломиться под тяжестью своего мнимого заболевания. Большая приспособляемость к окружающим принадлежит к важным чертам демонстративных личностей. В профессиях, которые требуют способности вжиться в психику другого человека, люди с истерической чертой характера могут работать особенно успешно.
Работая, например, продавцами в магазине, они, как правило, прекрасно умеют по-разному подходить к покупателям, учитывая характеры последних. Эта способность, вероятно, основывается на том, что они очень хорошо умеют отрекаться от самих себя и от своего собственного характер. Они могут полностью отвлечься от того, приятен им тот человек, с которым они имеют дело, или неприятен, присущи ли ему взгляды, сходные с их собственными, стоит ли он на такой же жизненной позиции, как они, или представляет собой личность иного склада.
Обычно человек реагирует на окружающее в духе своего собственного характера, который далеко не всегда согласуется с характерами других людей. Демонстративные личности, напротив, могут полностью отречься от самих себя, могут легко войти в положение другого человека, проявляя по отношению к нему готовность сделать все, что только может быть ему приятно. Этим объясняется способность демонстративных личностей завоевывать расположение окружающих.
Дети, в характере которых присутствует истерическая черта, очень часто становятся «паиньками», которым прощают их редкие проступки. На самом деле эти проступки не так уж редки, просто они совершаются там и тогда, где и когда воспитатель не может их заметить. По отношению к нему такой ребенок проявляет лишь приветливость и послушание.
По отношению же к своим сверстникам и другим взрослым «паинька» очень часто оказывается маленьким эгоистом. Истерические дети враждуют со своими соперниками в школе, причем особенно часто нечестными способами. Воспитатель, со стороны которого такой ребенок пользуется любовью, а потому и доверием, охотно выслушивает его жалобы, если он сообщает что-нибудь плохое об остальных детях.
Тайные фискалы среди детей, как правило, люди демонстративного характера. Такое поведение продолжается и во взрослом состоянии. Хорошая приспособляемость к окружающим помогает им быстро обзаводиться друзьями, по отношению к которым они проявляют свое дружелюбие, скрывая другие черты своего характера. В трудных ситуациях и при столкновении с трудными людьми эта способность часто помогает сглаживанию конфликта. Так, например, брак может сложиться благоприятно именно потому, что одному из партнеров свойственна демонстративная способность к приспособлению.
Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что истерический характер оказывает благотворное влияние на способности в сфере искусства. Я имею, прежде всего, в виду профессию актера.
Патологические лжецы и аферисты являются актерами, только играют они свои роли не для того, чтобы доставить людям радость, а для того, чтобы их обмануть. Понятно, что человек, который так хорошо играет свою роль, что ему удается ввести окружающих в заблуждение, мог бы играть на сцене.
Правда, у истерических актеров, несмотря на их способности, часты случаи ухода со сцены, связанные с тем, что актер, если он хочет иметь успех, должен много трудиться…
Менее понятно, почему истерическая черта характера идет на пользу не только актёрам, но и людям других областей искусства. Но с одной стороны, для всех художников, к которым я в широком смысле этого слова отношу писателей, чрезвычайно полезна способность вжиться в то, что они изображают, если, например, поэт живет в том же образе, который он создает.
С другой стороны, демонстративный характер идет на пользу фантазии, которая возникает из свободного образа мыслей.
Более подробно об авторах этой статьи.
Оцените материал
Демонстративное поведение у детей
В процессе взросления у ребенка формируется тот или иной тип личности и поведения. Личностное развитие обуславливается воспитанием и примером, который показывают окружающие люди. Недостаток или избыток любви, заботы и внимания со стороны родителей оказывают существенное влияние на психическое развитие малыша. Завышенная или заниженная самооценка сказывается на его поведении.
Демонстративное поведение чаще всего наблюдается у избалованных, капризных детей, которые любой ценой стремятся добиться желаемого. Очень часто источником появления демонстративности в поведении ребенка являются:
- желание привлечь к себе внимание;
- потребность в самоутверждении;
- реакция на полученную психологическую травму;
- протест против чего-либо.
Демонстративный тип поведения характерен для детей, родители которых оказывают на них слишком большое давление и при этом не уделяют достаточно внимания, не проявляют должной заботы. Таким образом малыш стремится получить внимание, которого ему недостает в семье.
К пяти годам у детей существенно увеличивается потребность в уважении и признании. Малыши начинают активно сравнивать себя с другими детьми. Однако в силу возраста они не могут адекватно оценивать себя и окружающих, поэтому их мнение о самих себе часто не совпадает с мнением других детей. У них появляется желание любыми способами доказать свою значимость. И часто самым действенным способом становится именно демонстративное поведение.
Дети с демонстративным типом личности очень общительны, они легко заводят знакомства. При этом ребенка не особо интересует сам собеседник. Для него он выступает лишь в качестве объекта, которому он демонстрирует себя. Такой ребенок нуждается не в близком общении, а в восхищении. Если малыш не находит должного внимания со стороны окружающих, он начинает вести себя агрессивно.
Агрессия необязательно бывает физической, часто она имеет словесное выражение. Демонстративный ребенок замечает и запоминает промахи других людей и при случае напоминает о них, стараясь выставить себя в лучшем свете. Он часто сравнивает себя с другими людьми, пытаясь показать, что он лучше, умнее, красивее и т. д. Иногда дети перерастают такое поведение самостоятельно, а иногда им требуется психологическая коррекция.
Детская демонстративность
Помимо детской агрессии, обидчивости и застенчивости, еще одна проблема, которую многие и не считают никакой проблемой — это детская демонстративность, стремление быть лучше всех.*
Казалось бы — очень хорошая позитивная черта, и многие взрослые видят в этом залог конкурентноспособности, энергичности и карьерного роста во взрослой жизни.
Но что движет ребенком, в чем проявляется эта демонстративность? Проявляется она довольно открыто, ее легко увидеть. Когда вы приходите в детскую группу, то один или два-три ребенка подходят и говорят:
«А посмотрите, какие у меня ботинки! А посмотрите, что мне принесли! А вы знаете, какая у меня есть игрушка? А вы знаете, как я умею прыгать? А я тут лучше всех!».
Ребенок просто засыпает взрослого своими достоинствами и достижениями. И понятно, что эти достижения всегда в сравнении с кем-то, с чем-то.
И это привозношение себя связано с отрицанием с нивелированием окружающих людей. Потому что показать «какой я хороший» можно только показав, какие все ничтожные, что никто ничего не умеет, а я всемогущий.
Это может быть и позитивное какое-то самоутверждение, когда ребенок пытается показать свои преимущества, в том числе и морально-нравственные, когда он делится чем-то с другим ребенком, но при этом смотрит на взрослого, чтобы тот видел, «как я хорошо поступил». При этом ребенок может даже сказать о своем хорошем поступке другому ребенку или воспитательнице. Поступок моральный, но он совершенно демонстративный. Он сделан для того, чтобы его заметили и похвалили. Действие —позитивное, а мотивация — эгоистическая.
Если же это не действует, то могут вступить и негативные моменты. Чтобы его заметили, нужно как-то отличиться, выделиться. Ребенок может свистеть, приставать к другим, что-то рушить или ломать. Главное — продемонстрировать себя.
Демонстрация себя — главный мотив поведения этих детей. Здесь проявляется полное игнорирование другого. Ребенок не замечает своих сверстников, ему нет дела до них. В других для него важно только то, заметили ли они его, обратили ли на него внимание, восхитились ли им.
У детей это прояляется очень ярко. При этом не важно, что я демонстрирую, важно показать, что это моё. Это может быт «навороченная» игрушка, принесенная в детский сад — не потому, что они хотят играть, а потому чтобы показать, что «это у меня есть». Это может быть папина машина или компьютер — всё может служить средством демонстрации своего «Я», демонстрации своих достоинств.
Что в этом плохого?
А то, что это собственное «Я» и «мои достижения» становятся главным смыслом жизни, закрывают все остальные сферы человеческого сосуществования. Ребенок ничего не видит кроме того, как к нему относятся, заметили ли его.
Кроме того, ощущение своего превосходства не может быть вечным, обязательно кто-нибудь превзойдет этого ребенка, кто-нибудь будет лучше. И это переживание — «кто-то лучше меня» порождает очень острые негативные переживания — обиду, зависть, злость, агрессию и прочие «злокачественные» переживания.
* Это тематический фрагмент из цикла лекций доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой «Дети с трудностями в общении».
Часть 1. Развитие отношений со сверстниками в дошкольном возрасте
.
1. Отношения со сверстниками формируют фундамент личности. 2. Общение и межличностные отношения. 3. Внутреннее Я в межличностных отношениях людей. 4. Осознание чувства ‘Я’ у младенцев и детей раннего возраста. 5. Особенности отношений детей 2-4 лет. 6. Отношения со сверстниками у детей 4-6 лет.
Часть 2. Дети с трудностями в общении со сверстниками
.
1. Детская агрессивность. 2. Детская обидчивость. 3. Детская застенчивость. 4. Детская демонстративность.
Часть 3. Психологическая природа проблем в межличностных отношениях
.
1. Общие причины детской агрессивности, обидчивости, застенчивости и демонстративности.
Примечание. Разбивка на параграфы наша (doshkolniki.org).
- Tags:
- демонстративность
- демонстрация себя
- игнорирование другого
Демонстративное поведение у подростков
Подростковый возраст – сложный период в становлении личности. К этому времени у индивида уже сформированы основные черты характера, но зрелой личностью он пока еще не является. Подростки так же, как и дети, нуждаются во внимании со стороны окружающих. Причем для демонстративных личностей неважно, каким будет это внимание – позитивным или негативным. Они не терпят равнодушия, поэтому даже негативные эмоции со стороны других людей вызывают у них удовлетворение.
Причины демонстративности у подростков:
- воспитание в неблагополучной семье;
- нехватка внимания со стороны родителей;
- желание выделиться среди сверстников;
- потребность в уважении и принятии;
- желание выразить протест.
Подростки часто стремятся выделиться среди сверстников, чтобы заслужить их авторитет, уважение и восхищение. То, какими способами подросток делает это, во многом зависит от среды, в которой он находится. В благоприятном окружении индивид старается продемонстрировать свои лучшие качества – успеваемость в учебе или спорте, активное участие в школьной жизни. В неблагоприятной среде подросток может начать проявлять негативные стороны свое личности – грубить, хамить, унижать тех, кто слабее его, нарушать дисциплину, получая отрицательную характеристику со стороны учителей.
Некоторые личности стремятся привлечь к себе внимание, занимая позицию жертвы. Они постоянно рассказывают о несчастьях, которые с ними случаются, о своей тяжелой жизни. Этим они вызывают сочувствие и сострадание со стороны окружающих, тем самым удовлетворяя свою потребность во внимании.
Некоторым подросткам свойственно демонстративно-шантажное суицидальное поведение, при котором они угрожают самоубийством, чтобы добиться желаемого или просто получить внимание со стороны взрослых. Источником такого поведения является неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие эмоционального контакта с родителями. Профилактика суицидального поведения очень важна для здорового развития личности.
Демонстративность Демонстративный
Демонстративность как качество личности – склонность проявлять навязчивое желание привлечь к себе внимание утрированными, внешними проявлениями эмоциональности, поступками, выставленными на всеобщее обозрение, или вызвать на них резонанс общественного мнения.
Демонстративность – это гонка за тотальным вниманием. Демонстративность – это самореклама, стремление достичь желаемого через «показуху». Демонстрант каждое шевеление волоса подчиняет желанию привлечь к себе внимание. Как правило, демонстранты обожают только позитивное, заинтересованное внимание к своей особе. Демонстративность – это дешевое актерствование в угоду своего тщеславия. Мысль «быть на виду» становится для демонстранта доминантной. Чтобы быть в центре внимания он готов идти на самообман, ложь и выдумки.
Демонстративность, пока она находится в разумных границах, является эффективным способом решения множества проблем. Она присуща большинству женщин и харизматичным лидерам. В этом нет ничего зазорного – любая женщина, согласно своей природе, стремится привлечь к себе внимание. Поэтому женская демонстративность, дружная со здравым смыслом и благоразумием, может считаться нормой.
Демонстративность – это потребность в специфическом одобрении. Демонстрант Герострат — молодой житель Эфеса сжёг храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 года до н.э. для того чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Для таких людей жизнь действительно, как писал Шекспир, превращается в театр. Современная политика, шоу – бизнес превратились в огромное поле развертывания демонстративности. Звезды эстрады специально организовывают скандалы, идут на всё, лишь бы на них любовались, завидовали им. Посмотрите на красную дорожку любого кинофестиваля – сплошная демонстративность и разгул тщеславия.
Образчиком демонстративности, несомненно, являлся председатель Временного правительства России Керенский, сумевший в смутное время из простых адвокатов выскочить на гребень политической власти революционной России. Как отмечали его современники, загадка этого стремительного восхождения на политический Олимп во многом объясняется мастерством проявления демонстративности, когда она выглядела, как смелость, решительность и уверенность в себе.
Вспоминает Шульгин – депутат Государственной Думы, принимавший отречение последнего русского императора: «У Керенского были какие-то маленькие зацепки… Они не годились ни для чего крупного. Но они давали какую-то иллюзию власти. Это для актерской, легко воспламеняющейся, самой себе импонирующей натуры Керенского было достаточно… какие-то группы вооруженных людей пробивались к нему сквозь человеческое месиво, залившее Думу, искали его, спрашивали, что делать, как «защищать свободу», кого схватить… Керенский вдруг почувствовал себя «тем, кто приказывает»… Вся внешность его изменилась… Тон стал отрывист и повелителен… «Движения быстры»… Я не знаю, по его ли приказанию или по принципу «самозарождения», но по всей столице побежали добровольные жандармы «арестовывать»… Во главе какой-нибудь студент, вместо офицера, и группа «винтовщиков» – солдат или рабочих, чаще тех и других… Они врывались в квартиры, хватали «прислужников старого режима» и волокли их в Думу. Одним из первых был доставлен Щегловитов, председатель Государственного совета, бывший министр юстиции. Тут в первый раз Керенский «развернулся»… Группка, тащившая высокого седого Щегловитова, пробивалась сквозь месиво людей, и ей уступали дорогу, ибо поняли, что схватили кого-то важного… Керенский, извещенный об этом, резал толпу с другой стороны… Они сошлись… Керенский остановился против «бывшего сановника» с видом вдохновенным: – Иван Григорьевич Щегловитов – вы арестованы! Властные, грозные слова… «Лик его ужасен». – Иван Григорьевич Щегловитов… ваша жизнь в безопасности… Знайте: Государственная Дума не проливает крови. Какое великодушие!.. «Он прекрасен»… -В этом сказался весь Керенский: актер до мозга костей. Он танцевал на революционной трясине… … Вдруг я почувствовал, что из «кабинета Волконского» побежало особенное волнение, причину которого мне сейчас же шепнули: – Протопопов арестован!.. И в то же мгновение я увидел в зеркале, как бурно распахнулась дверь в «кабинете Волконского» и ворвался Керенский. Он был бледен, глаза горели, рука поднята… Этой протянутой рукой он как бы резал толпу… Все его узнали и расступились на обе стороны, просто испугавшись его вида… – Не сметь прикасаться к этому человеку!.. Это кричал Керенский, стремительно приближаясь, бледный, с невероятными глазами, одной поднятой рукой разрезал толпу, а другой, трагически опущенной, указывая на «этого человека»… – Не сметь прикасаться к этому человеку!.. Пораженная этим странным зрелищем – бледным Керенским, влекущим свою жертву, – толпа раздалась перед ними. – Не сметь прикасаться к этому человеку!.. Привели Cухомлинова. Тогда Керенский со всем актерством, на какое он был способен, вырос перед ними: – Вы переступите через мой труп!!! И они отступили… Когда комедия, требовавшая сильного напряжения кончилась, Керенский бессильно опустился в кресло».
Из воспоминаний Суханова: «Вдруг раздались выстрелы. Среди народа в Таврическом дворце смятение. Керенский бросился к окну и, высунув голову в форточку, прокричал осипшим прерывающимся голосом: «Все по местам! Защищайте Государственную Думу! Слышите? Это я вам говорю, Керенский! Керенский вам говорит! Защищайте вашу свободу, революцию! Все по местам!» — «Чего орешь то?» — донеслось со двора спокойно, отчетливо. — «Не видишь, что ли? Пулемет пробуем». Было смешно и немного неловко».
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Демонстративное поведение у взрослых
Взрослые, ведущие себя таким образом, стремятся показать свою значимость, внешнюю привлекательность или высокий социальный статус. Их демонстративное поведение может проявляться в показе своих знаний, навыков или же в покупке дорогих вещей (одежды, украшений, гаджетов, автомобилей).
Такие люди ведут себя неестественно, они играют, как актеры, стремясь всеми силами привлечь к себе внимание окружающих. Распознать человека с демонстративным типом личности можно по следующим признакам и особенностям поведения:
- склонности ко лжи и фантазированию, приукрашиванию своих достижений и событий своей жизни;
- умалчиванию негативных моментов жизни;
- стремлению постоянно находиться в центре внимания;
- желанию постоянно получать похвалу, восхищение от окружающих;
- эмоциональной лабильности, частым перепадам настроения;
- конфликтности, желанию отстаивать свою правоту любыми способами;
- самоуверенности, тщеславию, желанию во всем быть первым и лучшим;
- повышенной эмоциональности, принятию решений на основе эмоций, а не логического анализа;
- экстравагантному поведению на людях;
- умению приспосабливаться к любой ситуации;
- завышенной самооценке, отсутствию самокритичности;
- инфантильности;
- стремлению манипулировать другими людьми для получения личной выгоды;
- умению выгораживать себя в любых ситуациях;
- отсутствию чувства вины за свои поступки;
- поверхностности чувств, нежеланию заниматься самоанализом и самопознанием.
Как общаться с демонстративными личностями
С людьми такого психотипа нужно уметь правильно общаться. В этом помогут советы психологов.
- Выработайте нейтральное отношение к стремлению вашего оппонента показать, продемонстрировать себя. Не выказывайте эмоций по этому поводу, не акцентируйте внимание на его поведении, не ищите способы преодоления такого поведения у человека.
- Даже если вы знаете, что человек врет и приукрашивает свои достижения, не разоблачайте его публично. Этим вы только обидите собеседника, вставив его лгуном и фантазером.
- Поскольку демонстративные люди любят фантазировать и преувеличивать, доверять им не стоит. Не воспринимайте все сказанное ими всерьез, старайтесь проверять полученную информацию.
В умеренном виде эта акцентуация характера не причиняет вреда ни самому человеку, ни людям, окружающим его. Общаясь с демонстративной личностью, нужно просто учитывать особенности ее характера, чтобы не испытывать разочарований или негативных эмоций.