Разграничивающие концепции
Существует их не так уж и много, но все я рассматривать не буду. Остановлюсь только на основных.
- Есть идея, что различаются они научностью: психология — это наука, а эзотерика — нет.
- Есть идея, что между психологией и эзотерикой нет значительных отличий.
- Есть идея, что различаются они техниками и практиками.
- Есть некрасивая концепция, утверждающая, что эзотерика — продукт первобытного и детского мышления. Что она наполнена суевериями, иллюзиями, фантазиями, иррациональными верованиями…
- Есть красивая концепция того, что различаются они областью воздействия: психология имеет отношение исключительно с субъективным миром человека и им ограничивается, а эзотерика апеллирует к объективной реальности.
- Есть идея, что человек существует на разных уровнях (атманическое, астральное, ментальное и прочие тела), и психология с эзотерикой воздействуют на разные уровни.
Группа «Философия. Эзотерика. Психология»
Данная группа является самым большим по количеству вступивших участников сообществом на эту тематику. Там их более полтора миллиона, так что в нем точно можно найти единомышленников в эзотерических вопросах. Кстати, возможно, вам также будет интересно ознакомиться со статьей Мужская и женская философия ВКонтакте, в которой мы делаем обзор наиболее популярных сообществ на данную тематику. В группе регулярно публикуются новости и другая интересная информация. Также там можно послушать музыку и посмотреть увлекательные видео на самые разные темы, касающиеся развития личности. В обсуждениях каждый может высказать свое мнение и подискутировать с другими участниками группы. В ней нельзя предлагать новости или комментировать записи, что, несомненно, является недостатком группы. Однако в целом информации тут много и она очень познавательна. Вот ссылка на само сообщество в ВК: https://vk.com/chelovechestvo. Таким образом, мы видим, что эзотерика ВКонтакте является очень популярной и востребованной. Имеется масса сообществ, которые помогут найти все нужные ответы и о наиболее популярных из них мы рассказали вам сегодня.
Разберёмся в понятиях
Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений. Рене Декарт
Прежде чем отвергать или соглашаться с теми или иными идеями, разделяющими психологию и эзотерику, имеет смысл разобраться с тем, каким содержанием мы наполняем эти слова. В противном случае мы будем сравнивать непонятно что с непонятно чем — что и происходит в большинстве случаев.
Когда мы говорим о психологии, следует чётко понимать, что мы под ней подразумеваем.
И сразу следует выделить две большие области: академическую и практическую психологию.
Академическая психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
У практической психологии совсем другие цели. Для неё важно помочь конкретному человеку (самому себе или другому) или группе людей решить их конкретную проблему.
И в идеале, предполагается, что практическая психология черпает стратегию работы, инструменты и практики из психологии академической… но на практике происходит всё совсем по-другому. Дело в том, что академическая психология изучает возможно самое загадочное в мире явление – человеческую психику – которую нельзя ни пощупать, ни непосредственно наблюдать, ни полноценно измерить каким-нибудь прибором. И если бы практическая психология опиралась исключительно на научные данные, то оказалась в большинстве случаев бесполезной.
Таким образом, между практической и академической психологией существует огромная пропасть, преодолеть которую, возможно, не удастся никогда.
Но и этого разделения для нас будет недостаточно: следует так же разделить практическую психологию на так называемую «кухонную» (или профанную) и профессиональную практическую психологию.
«Кухонная психология» (иногда её называют «житейской психологией»), как правило, конкретна и объективна. Она опирается на известные закономерности, приметы, законы… которые могут быть почерпнуты из различных источников: популярной психологической литературы, мудрости значимых людей, собственных наблюдений за другими… При этом подобные знания могут быть вполне адекватными, а могут иметь к реальности очень слабое отношение.
Профессиональная практическая психология (дальше я буду называть просто «практическая психология») в существенной степени субъективна – нацелена на внутренний мир конкретного человека или межличностные процессы конкретной группы.
Ещё сложнее ситуация обстоит с эзотерикой. Следует различать два противоположных понятия эзотеризм и экзотеризм.
* Да простят меня читатели – термин «мистика» я тут использую некорректно и для меня это вынужденная мера, помогающая задать некую надсистему, которая включает в себя эзотерику-экзотерику. Возможно существует более подходящее слово для этого, но я его не знаю.
Эзотерика – это тайное знание, доступное лишь небольшой группе людей.
Экзотерика – знание общедоступное, не представляющее тайны.
Уже из этих простых определений можно понять – то, что мы привыкли называть «эзотерикой», в большинстве случаев, ей не является. Так, почти все перечисленные мной идеи, разграничивающие психологию и эзотерику, на самом деле под «эзотерикой» понимают тот или иной вид экзотерического знания. А с настоящей эзотерикой большинство из нас вовсе не знакомы.
Эзотерику, в силу её закрытости, достаточно тяжело описать. Тем не менее я дальше в тексте постараюсь аргументировано это сделать. Сейчас же лишь отмечу несколько характерных для неё моментов. Во-первых, эзотерика не является добровольным мероприятием:
- у Кастанеды можно встретить идею о том, что не сам человек встаёт на «путь воина», но его к этому принуждает Дух;
- или, например, известен феномен «шаманской болезни», когда человека начинают мучить духи и делают это до тех пор, пока он не утверждается в стремлении быть шаманом;
- и т.д.
Во-вторых, эзотерика требует значительной усердной работы над самим собой. Работы, которая во многом психологична и должна приводить в обретению высокой целостности психики для того, чтобы человек был способен встречаться с «запредельным», не разрушаясь при этом.
Экзотерика не требует такого глубокого погружения и предъявляет меньшие требования к человеку. Прежде всего, это определённые знания о мистических закономерностях, принципах, законах… которые можно понять, записать, передать, научить.
Но и экзотерику можно разделить на две области: «кухонную» (или профанную) и профессиональную экзотерику.
Профессиональная экзотерика (дальше я буду называть просто «экзотерика») предполагает обучение (передачу от учителя ученику, инициацию), изучение неких законов, развитие тонкой чувствительности себя и окружающей действительности, умение распознавать и интерпретировать знаки мира и т.д.
«Кухонная экзотерика» не требует от человека ничего, кроме почерпнутых из разных источников знаний: от примет и гороскопов до вольной интерпретации серьёзных духовных и эзотерических текстов.
Эзотерические методики в современной психологии
Человеческое сознание или, если хотите, душа, изучается не одну тысячу лет, и знаний в этой области накоплено немало, в том числе и эмпирически проверенных методов воздействия на психику людей. Многие из этих методов – результат своеобразных экспериментов жрецов и других служителей культа, и долгое время они хранились в тайне. Дело в том, что шаманы, жрецы и колдуны всех мастей совсем не заинтересованы в раскрытии своих секретов воздействия на сознание и рациональные методы выдают за мистические и сверхъестественные.
Гипноз (суггестия)
Это, пожалуй, один из первых методов манипулирования сознанием человека, освоенный представителями религиозных культов. Гипноз можно рассматривать как частный случай внушения, которое является распространенным психическим явлением и не имеет ничего мистического и иррационального.
Внушение – это воздействие на сознание человека с помощью формирования у него установок, взглядов, убеждений. Главные условия внушения: некритичное восприятие информации и авторитет того, кто внушает. Мы с вами с самого детства подвергаемся внушению, испытывая на себе воздействие родителей, учителей, друзей, СМИ и т. д.
Гипноз – это тоже внушение, но произведенное в особом состоянии, когда отключается рациональный контроль, поэтому внушить можно ложные воспоминания, видения сверхъестественных существ и т. д. Состояние гипноза похоже на сон, хоть сном и не является, и ввести индивида в это состояние может человек, владеющий техникой суггестии.
О гипнозе ходит много мифов, большинство из которых чистой воды выдумки. Дело в том, что у этой техники есть одно условие – согласие человека. Подвергнуть кого-то гипнозу против его воли невозможно. То есть люди, обманутые ложными воспоминаниями и фантастическими видениями, внушенными гипнотизером-оккультистом, были к этому готовы. Почти по А. С. Пушкину: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»
В настоящее время в практической психологии используется несколько видов гипнотического внушения для избавления человека от разного рода фобий, депрессии, посттравматического стресса, для лечения наркомании, алкоголизма, синдрома панических атак и т. д. Есть даже целое психотерапевтическое направление – гипнотерапия.
Исповедь в психотерапии
Что такое исповедь по сути? Это откровенный рассказ о своих проблемах, сомнениях, комплексах, страхах, о поступках, вина за которые тяжелым камнем лежит на душе. Такое проговаривание и само по себе облегчает психическое состояние, ведь страхи, проблемы и чувство вины выводится за пределы сознания. «Поплакаться в жилетку» можно даже не психологу или священнику, а любому человеку, кто готов выслушать. И в этом случае тоже станет легче.
Процедура, подобная исповеди, является одним из основных методов в психоанализе. Свободный рассказ, направляемый вопросами психоаналитика, помогает не только освободить сознание от тягостных переживаний, но и «вытянуть» страхи и комплексы с уровня подсознания.
Пороги вхождения и сущностное содержание
Чтобы лучше понять различия в описанных понятиях, опишу «порог вхождения» и сущностное содержание каждой из областей. Заранее оговорюсь, что тут я не могу быть абсолютно точным в описаниях (это слишком сложная задача) и таких целей перед собой не ставлю, однако постараюсь передать общие тенденции каждой из областей.
Порог вхождения | Сущностное содержание | |
Академическая психология | Высшее психологическое образование. Знание принципов научного исследования и умение их применять. |
|
Кухонная психология | Минимальные знания популярной психологии. Набор псевдопсихологических верований. |
|
Практическая психология | Профессиональное практическое обучение как минимум одному направлению в психологии. Некоторая личная терапия и супервизия. |
трансформационная: соучастие в разрешении внутриличностных проблем клиента.
|
Эзотерика | Принятие зова Духа. |
|
Кухонная экзотерика | Минимальные знания популярной мистики. Набор псевдомистических верований. |
|
Экзотерика | Профессиональное практическое обучение как минимум одному мистическому направлению. Некоторая мистическая терапия и супервизия. |
трансформационная: соучастие в разрешение объективных проблем – сглазы, порчи, привороты, заговоры…
|
* Приставка «псевдо» совсем не значит, что верования лживые и не соотносятся с реальностью (в некоторых случаях так и есть, но далеко не всегда). «Псевдо» означает что верования «завёрнуты в обёртку» мистического или психологического, но таковыми на самом деле не являются.
Как вы можете заметить, «кухонная психология» очень и очень похожа на «кухонную экзотерику». И зачастую обе эти области гармонично сочетаются в одних и тех же людях.
Профессиональные практикующие психологи и профессиональные экзотерики так же во многом схожи, но схожесть здесь в большей степени вытекает из того, что и те и другие являются профессионалами: серьёзно относятся к своей деятельности, продолжают обучаться и развиваться в своей области.
Академическая психология и эзотерика стоят особняком как друг от друга, так и от других перечисленных областей.
Разбор разграничивающий идей
Теперь вернёмся к разграничивающим идеям и попробуем взглянуть на них с учётом ясного понимания того, что вкладывается в понятия «психология» и «эзотерика».
Психология — это наука, а эзотерика — нет.
Академическая психология – это наука. Всё остальное – нет. Это вполне адекватное разделение, но чаще всего оно бессмысленно, так как под психологией подразумевают «практическую психологию», и именно её испытывают потребность отделить от эзотерики.
Между психологией и эзотерикой нет значительных отличий.
На «кухонном» (профаном) уровне – отличий почти нет. На профессиональном уровне – отличия существенны.
Но самое интересное, конечно, это сравнение профессиональной психологии и эзотерики. Здесь мы несомненно сможем обнаружить как сходства, так и существенные различия – одно ключевое и несколько второстепенных. Но об этом позже.
Психология и эзотерика различаются техниками и практиками.
И да и нет.
Это утверждение неправильно в том смысле, что в действительности многие психологи берут целиком, либо адаптируют под свои нужды уже существующие практики и идеи, используемые в той или иной духовной традиции.
Справедливо же утверждение в том смысле, что хоть и пользуются в эзотерике и психологии одними и теми же практиками, но в эзотерике они имеют часто более тотальный характер.
Так, например, в психологии практика медитации может использоваться от случая к случаю (каждый день по 10 минут или в ситуациях, где человек испытывает сильные переживания), а в эзотерике медитация может быть центральной (а иногда и единственной) практикой, которую следует выполнять везде и всегда.
Эзотерика — набор суеверий, иллюзий, фантазий, иррациональных верований…
Такое мнение об «эзотерике», в некоторых случаях вполне оправдано. К сожалению, именно «эзотерики» приложили к этому массу усилий. Ведь немало тех, кто прочитав пару книг или посетив несколько соответствующих курсов, начинают называть себя магами, колдунами, ведьмами, воинами света… и нести своё «знание» в мир. При этом, не обладая ни целостностью, ни зрелостью, ни устойчивостью, которые можно было бы получить в длительной практике и психологической работе над собой, такие люди становятся лицом «эзотерики» и тем самым создают соответствующее представление о ней.
Психиатры знают и ежедневно наблюдают людей с шизофренией, и подавляющее их число может рассказать о своих увлечениях Кастанедой, Блаватской, внетелесными путешествиями, астральными битвами, психотропными веществами… И это почти правило: чуть ли не все люди с шизофренией «эзотерики». Поэтому возникает соблазн сделать следующий мысленный шаг и предположить, что все эзотерики в той или иной степени больны на голову.
Но всё это имеет отношение только к активным и не очень устойчивым «кухонным экзотерикам». Профессиональные экзотерики, как правило, люди вполне устойчивые. Не говоря уже об эзотериках, которых не так-то и просто встретить.
С другой стороны такое отношение к эзотерике продуцируется и её ярыми противниками – людьми с жёсткими мировоззренческими установками материалистического типа. Здесь же и научный атеизм и медицинская психиатрия… некоторые когнитивно-поведенческие психологи. Но, справедливости ради, часто такое же отношение у этих людей и к профессиональной практической психологии.
Дело в том, что существование неизвестного и загадочного подвергает опасности жёсткую картину мира человека и его представление о себе. Негативизация тайного становится надёжной защитой своего мира.
Психология взаимодействует с субъективным миром, эзотерика — с объективной реальностью.
Это красивая концепция, которую я слышал из уст Юли Зотовой и даже начинал спорить с ней на эту тему. Но нашей дискуссии тогда не суждено было прийти к логическому завершению.
Красота этой концепции в том, что на контрасте она хорошо очерчивает «психологическое поле» в котором работают психологи – субъективный мир человека. И значительный выход за пределы этого поля означает то, что профессионал потерял профессиональную позицию.
И тут хочется сказать, что такое описание «эзотерики» справедливо для кухонной экзотерики и отчасти описывает экзотерику профессиональную (но в ряде случаев её сильно перевирает). И совершенно не справедливо именно для эзотерики, где предъявляются большие требования к зрелости и целостности человека, а потому требуется колоссальная внутренняя (субъективная) работа.
Кроме того, если уж быть честными, даже профессиональная практическая психология далеко не всегда так уж субъективна и ориентирована исключительно на внутренний мир человека. Здесь объективируются многие вещи: психотипы, шаблонные интерпретации (посланий телесных симптомов, значений образов сновидений и фантазий…), законы в отношениях и т.д.
Так что практическая психология далеко не субъективна. Да, если сравнивать практическую психологию и профессиональную экзотерику, то скорее всего мы обнаружим, что вторая более объективна. Однако, если сравнивать практическую психологию и эзотерику, то эзотерика окажется более субъективной, поскольку в ней не просто уделяется много внимания внутренним процесса человека, но и, например, наносится удар по объективности восприятия внешнего мира.
Психология и эзотерика взаимодействуют с разными уровнями бытия человека.
Таких разграничивающих концепций достаточно много. В основе их идея, что человека можно разделить на «части»:
- тело, дух, душа…;
- тело, чувства, мысли…;
- эфирное тело, астральное тело, ментальное тело, атманическое тело…;
- и т.д.
Либо человеку можно присвоить тот или иной уровень развития:
- с привязкой к чакрам;
- опираясь на спиральную динамику;
- и т.д.
И для разных частей человека, либо для людей на разных уровнях развития, в большей степени определённый тип воздействия: психологический, эзотерический, религиозный…
Каждая такая концепция весьма специфична: она существует внутри той или иной мистической традиции или психологической школы. И для того, чтобы её критически осмыслить, сначала нужно углубиться в это учение – что в моём коротком разборе весьма затруднительно.
Наверняка многие концепции в какой-то степени справедливы, но если говорить именно об эзотерике и профессиональной практической психологии, то следует заметить две вещи:
- Разные уровни взаимопроникают друг в друга и воздействуя на один из них мы в тоже самое время оказываем влияние и на другой. Как это, например, происходит с телом, чувствами и мыслями.
- Если смотреть на техники в психологии и эзотерике, то часто можно заметить их сходство. Из чего можно предположить и значительное сходство в том, на что направлено их воздействие.
Как отличить эзотерику от психологии?
Здравствуйте, у Вас очень обстоятельная статья. Я уже два года с переменным успехом пытаюсь вытащить из психокульта Павла Ракова своего близкого человека. Вам здесь возражали, что Раков — это не эзотерик. Это в корне не верно. В то время как вы, даже, дай Бог, не сталкиваясь с последователями Ракова и с теми, кто пострадал от его рук, по нескольким источникам очень грамотно его определили. Да, он практически не верит в свою доктрину. Но она у него работает. Вот некоторые аспекты: Учение, которое декларирует Раков, весьма изменчиво в зависимости от моды на определенные направления. При этом многие позиции достаточно стабильны. Например, польза «хождения по углям» заявляется уже давно. Чтобы выделиться Раков старается использовать наиболее яркие и радикальные приемы и методы, которые, по его мнению, не противоречат закону и не могут повлечь с его стороны какую-либо ответственность. Иногда одно и то же упражнение (или утверждение) применяется (заявляется) Раковым в течение многих лет, но декларируемая полезность (значимость) и способ применения (принятия) могут варьироваться. Таким образом, можно заключить, что доктрину Ракова люди принимают на веру без получения объективных доказательств. Создание этой веры, приносящей постоянный доход, являются главной цель Ракова. В роли «Бога» (высшего существа) в запутанном учении ТЦ выступает некий «альфа-самец», идеальный мужчина, один на тысячу, построить отношения с которым можно только став «женщиной плюс», пройдя все тренинги Учителя, то есть Ракова, как некоего первосвященника (и при этом тоже отчасти альфа-самца т.е. «бога»), а также его ведущих-консультантов (как апостолов или наставников), которые, по собственным рассказам со сцены все жили очень плохо, но после того как в их жизнь пришел «Тренинговый центр», все изменилось в лучшую сторону. Псевдоиндуистские энергетические практики выступают здесь как духовный обряд, а «Летний Лагерь» – собрание главных адептов учения. Из индийской мистики пришло и представление об отсутствии особых различий между добром и злом («минусом и плюсом»). Плата за услуги – это поддержка движения и его лидера, повышение своего духовного рейтинга и уровня эмпатии. Такого рода сравнение может показаться странным только на первый взгляд. За все время тренингов ни один «альфа-самец», которого бы так именовали, «Летний лагерь» не посетил, т.е. «бога» так никто и не увидел, его образ сакрализирован и по сути выдуман Раковым. Как во многих сектах основан такой образ на псевдонаучной схеме, в данном случае – распределения благ между мужчинами. Позднее (в 2020 г.) Раков заявлял своим студентам-коучам, что не только мужчины, но и все люди (прежде всего его клиенты – женщины) также проходят по этой пирамиде. Большинство людей – это рабы, а по колесу коучинга – паразиты, которым никогда не стать творцами. Женщины тоже делятся на три категории: «Женщина Плюс», «Жещнина Ноль» и «Женщина Минус». Во время совместно жизни с женщиной первого типа уровень жизни и энергетика мужчины улучшается, со второй – не меняется, с третьей – становится хуже, и мужчина может умереть (или, по крайней мере, переместиться в более низкую касту «пирамиды мужчин»). Женщина здесь выступает как манипулятор по отношению к лицам мужского пола. По сути большая часть «тренингов» Ракова сводится к обучению женщин комплексу приемов, которые в психиатрии называются «инграциацией», определяемой как «манипулирование другими людьми при помощи повышения своей привлекательности в широком смысле слова. Этот вид поведения моделирует восприятие собственной особы (активно манипулируя представлениями других лиц о собственном «я») с точки зрения удовлетворения своих потребностей или достижения личных целей). Различают три вида техник инграциации: 1) поднятие ценности партнера – передача информации о его положительной оценке (например, в форме комплементов, лести, похвал); 2) конформизм – декларация согласия с мнениями, оценками, нормами, установками и поведением партнера; 3) положительная самоидентификация – представление себя в выгодном свете (например, описывание своих возможностей, способностей, талантов как необыкновенных) ; отрицательная самоидентификация (самоуничижение) – создание представления о собственной слабости и беспомощности, обращенное к социальному принципу “помоги слабому”» . Таким образом, основные «достижения», которые по Ракову приобретают его ученицы, изложены в психиатрических работах по истерической болезни. Наряду с инграциацией Раков обучает и более жестким способам манипуляции, таким как возбуждение в партнере чувства опасности. То, что на тренингах Ракова состояние измененного сознания, в которое люди погружаются, является массовой истерией, косвенно подтверждает еще и тем, что люди могут выполнять «каталептический мостик», когда мышцы не двигаются. Это состояние, по мнению психиатров, свойственно только истерикам (людям с гистрионной паталогией личности). Раков утверждал, что может снимать «родовое проклятье» и находить «энергетические меридианы силы», которые позволяют правильно построить дом по эзотерическим канонам. Раков настоятельно рекомендовал женщинам дарить мужчинам «амулетики» и учил, как их «заряжать» энергией: «как заряжать амулеты, чтобы они работали Есть ритуалы на разные случаи жизни» . Проводить «энергетическое гадание» с кольцом или значком: «Наше тело – это как компас. Нитка с этим значочком или колечком – это стрелка компаса. Понятно, да? Желательно, чтобы ниточка была подлинше, буквально сантиметров 30. Вы можете задавать какие-то вопросы самой себе, а ваша стрелка будет отклоняться либо вправо (крутиться по часовой стрелке), если “да”, если “нет”, то в другую сторону – против часовой стрелке. Понятно, да? Сначала сбросили энергию, положили в левую руку кольцо. Положили в левую руку колечко, зажали, сбросили энергию, ту, которая есть в этом кольце. Дальше приподняли кольцо над рукой, можно даже закрыть глаза и задать вопрос. Допустим, полезно ли мне ходить в школу…» Раков учил своих «студенток» делать заговоры на галстуке мужчины: «Особенно еще когда можно увеличить влияние на своего мужчину? Когда вы взаимодействуете с его предметами. Рубашка там, носки, галстук и так далее и так далее и так далее. Я сегодня попросил вас взять что-то… значит… из предметов своего мужчины. Поэтому давайте что-нибудь хорошее сделаем для ваших мужчин, у которых… У тех девчонок, у кого есть мужчины, давайте что-нибудь хорошее сделаем для ваших мужчин. Ладно? Давайте? Ну, давайте. Берем в руку там галстук, или что… заколку, запонки, носки. Вот. Желательно, чтобы это было не стиранное. А что сделаешь? Чтобы был легкий запах взаимодействия. Только-только было с его телом. Особенно хорошо работают вещи, которые повязываются на шею, такие как галстук. Или берутся в руку. Поэтому скипетр, держава, меч. Либо одеваются на голову, либо это шапка, корона и так далее… Имели определенное влияние на мужчину. И потом держали его энергию достаточно долго. Поэтому, значит, что вы делаете? Вы берете его галстук сейчас. Держите в двух руках, можно в ладонях. И, делая выдох, посылаете мысленно ему любовь. Дорогой, пусть тебе везет. Пусть у тебя будет фортуна и так далее. Помните песню, военную еще. Мне в холодной землянке тепло от твоей… безусловной любви. Кажется, так. Да, действительно, мужчины чувствуют на расстоянии, когда вы думаете о них хорошие вещи. И многие говорили, что даже пули не брали, потому что женщины думают о мужчине, спасают. Какими-то мистическими возможностями обладает каждая девушка, которая любит мужчину. Вот так. Если у вас нет мужчины. Появится. Пришли вы в кафе, в ресторан или сидите в офисе. Перед вами ваш начальник. Что вам надо сделать, если вы решили его соблазнить…» «…вы представляете, в зависимости от того, что вы хотите получить от этого мужчины. Помните, если вы что-то получите с энергетической точки зрения вам придется что-то заплатить. . Прежде, чем влиять на него энергетически, подумайте, что вы можете ему дать вперед. Что вы можете мужчине дать? Дать конфетку, предложить чашку чая подарить ему носовой платок связали маленькую вот такую фигнюшечку Скажите “дорогой, это тебе, пока тебе нужен будет источник силы, пока этот амулетик с тобой, знай, мое тепло будет тебя согревать…” Так делали многие женщины, царицы многие делали. В машину можете связать ему, какую-нибудь штучку повесить. Или, значит, вырезать… Потому, что, когда вы делаете своими руками, вы вкладываете в данный предмет свою энергетику. вы смотрите на него внутренним взором с закрытыми глазами, или даже вообще отвернулись, но продолжаете как бы наблюдать боковым зрением смотрите в него, представляете, что из области промежности, там, где лобок ваш, да… вырастает цветок, вырастают лепестки цветка, прямо вот такие вот, растут, растут, и его полностью берете в кокон этими лепестками еще один лепесточек пошел, снизу, сбоку, сверху эти лепесточки. А потом вы его плавно поглощаете, в себя втягиваете. И вы таким образом с ним становитесь одним целым. Он очень будет вас хотеть. Если вы хотите дать ему силу, вы распускаете цветок из живота. Хотите верьте, хотите нет. Это работает. Коконом его к себе притягивать не нужно. Вы распускаете этот цветок и он мысленно как бы начинает расти как бы цветок лотоса у него в животе, то есть у него активизируется вот эта вот чакра, ответственная за дух, за волю, за характер, за влияние Часть вашей силы переходит к нему. Потому, когда он пришел домой, забирайте этот мысленно цветок обратно. Как забирается цветок? Или эта часть энергии проще говоря? Забирается на вдохе [Раков показывает вдох] Делаем забор энергии на вдохе. Отдается на выдохе»
Раков объясняет все проблемы людей соотношением чакр и тем, «на каких чакрах человек был зачат». В целом учение Ракова, базирующееся на представлении о необходимости поднятия некой дремлющей в человеке энергии (кундалини) на верхние энергетические центры и тантризме, соответствует религиозной доктрине организации «Аум Синрикё» , получившей известность во время террористических атак в токийском метро 1993 г.
Называл наркотический психостимулятор амфетамин «гормоном любви»: согласно Ракову, «амфетамин вырабатывается при ухаживании и его пик наступает при оргазме». «Дегидроэпиандростерон» (т.е. в реальности – стероидный гормон с мало исследованными функциями воздействия на андрогеновые рецепторы ) – Раков именует нейромедиатором, ответственным «за кайф». На сайте Тренингового Центра Павла Ракова также обсуждалась тема «Как вы относитесь к ЛСД? И – к энергетическим практикам под действием ЛСД?», а также «как поднять сексуальную энергию к Вишудхе? [чакре]», «Сколько нужно времени, чтоб научиться заглядывать в будущее?», «Почему возникает желание придушивать во время секса». Причем участники тренинга уверены, что с его помощью происходит «перепревращение из дерьма в человека – в Бога исполнения своих желаний!». Как заявила одна участница огнехождений, ветеринарный врач Елена (41 год): «Преодолением для меня была сама подготовка, когда мы группой кричали во весь голос. Чувствовала себя дурой, но быть дурой вместе со всеми проще!» .
Говоря об «оргазме и удовольствии», Раков упоминал сомнительного ученого Вильгельма Райха, которого назвал «Раймом» (Райх же утверждал, что имел контакты с НЛО и пытался изобрести «оргазмотрон»). Также в учение Ракова включилась т.н. концепция «оргазмических родов» (или «экстатических родов»), которая была представлена в 2012-2013 гг. организацией «Ламаз» Д. Паскали-Бонаро и приобрела относительную популярность у некоторых эзотерических и неоязыческих течений постсоветского пространства (где говорят о секретах знахарей древней Руси и шаманском экстазе тантры). Раков использует жаргон эзотерических мистиков, например «равновесные силы», «важность», «избыточный потенциал», «игрок и зритель» из «Трансерфинга реальности» Вадима Зеланда.
Почему эзотерика эзотерична?
Мы с вами обладаем уникальной возможностью, которой не было у наших предков: наблюдать интересное явление и его последствия. Дело в том, что относительно недавно, где-то в середине прошлого века, начался любопытный процесс – закрытые эзотерические сообщества начали открывать свои двери и делиться знаниями. Почему это произошло – мне не известно.
И вот прошло время, многое скрытое стало общедоступным… но если разобраться внимательно, то можно заметить, что тайные знания, получив широкое распространение, заметно трансформировались и потеряли важную часть своего содержания.
Было | Стало | |
Практика сталкинга | Искусство выслеживания себя и самотрансформации… Одна из фундаментальный техник достижения Абстрактного. | Метод скрытого влияния на окружающих. Способ победы в повседневных контактах, в делах и в работе, в конфликтах и спорах. |
Практика сновидения | Смертельно опасное предприятие. Способ выхода за пределы привычного мира. Одна из фундаментальный техник достижения Абстрактного. | Трансформировалась в «осознанные сны» (ОС): способ безопасного увлекательного времяпрепровождения, развлечения. |
Тайцзыцуань | Внутренний вид боевого искусства. Учение гармонии с собой и миром. | Лечебно-оздоровительная гимнастика для здоровья, гибкости и подвижности… |
Цигун | Искусство постижения энергии «ци». Практика укрепления духа и достижения просветления. | Техника оздоровления, увеличения сил, улучшения самочувствия… |
Айкидо | Внутренний вид боевого искусства. Путь гармонизации духа. | Боевое искусство. Способ победы в конфликтах. |
Йога | Практика достижения возвышенного духовного и психического состояния. | Техника оздоровления, развития гибкости, улучшения самочувствия… |
Тантра | Система практик для достижения высшей реализации. | Способ раскрепощения, увеличения сексуальной привлекательности, получения удовольствия в сексе… |
Феншуй | Способ внутренней гармонизации, через воздействие на окружающее пространство. | Способ обустройства пространства для привлечения богатства, любви, удачи… |
* Я весьма поверхностно передал изначальное сущностное содержание эзотерических техник и учений. Более подробно и развёрнуто в данном тексте это сделать не представляется возможным.
Список можно было бы продолжать очень долго… но общую тенденцию, думаю, передать удалось: изначально эзотерические техники и учения имеют трансперсональные цели, но получив широкое распространение, цели стали с одной стороны конкретными, с другой – очень утилитарными. Пропало стремление к возвышенному и запредельному, но остались общепонятные цели: стремление к силе, власти, богатству, здоровью, удовольствию…
Стоит отметить, что и сами техники стали конкретными – с жёсткими правилами выполнения и строгой последовательностью. Что не удивительно – ведь когда мы теряем глубинное содержание выполняемых действий (на что ориентируется эзотерик в своих практиках) нам остаётся лишь в большей степени ориентироваться на форму, ритуализируя практики и создавая догмы.
Наблюдая за тем, как повсеместно эзотерические практики трансформируются, получив широкое распространение, можно сделать важный вывод о том, что же составляет суть эзотерики. Эзотерика заключается вовсе не в тайных знаниях. Они имеют второстепенное значение и, с одной стороны, порождаются эзотерикой, а с другой – выполняют функцию сосуда, который без мистического содержания оказывается пустым.
Эзотерика же находится в каждом конкретном человеке. Она выражается в глубоком ощущении существования запредельного, которое мы называем по разному: дух, душа, дао, Бог, абстрактное, нагуаль, самость, сущность, Сердцевина… И в страстном стремлении человека достичь его. В готовности входить внутрь себя и выходить за свои пределы.
Но между теми, кто обладает подобным ощущением, кто принял зов и отправился в путешествие к себе и теми, кто пока ещё игнорирует воззвания своей души, оказывается огромная пропасть. Вот как её обозначает Аль Фарид, суфийский мистик и поэт:
«»Где? Кто? Не притчей, прямо говори!» — Твердят они. Скажу ль, что ты внутри,
Что ты живешь в родящей солнце тьме,- Они кричат: «Он не в своем уме!»»
Сущностное эзотерическое содержание знаний оказывается невидимым, когда попадает к тем, кто не готов его воспринять. И в завершении этой главы строки того же Аль Фарида, в которых он ярко описывает всё то, о чём я писал выше.
«Весь мир в тебе, и ты, как мир, един. Со всеми будь, но избегай общин.
Их основал когда-то дух, но вот Толпа рабов, отгородясь, бредёт
За буквой следом, накрепко забыв Про зов свободы и любви порыв.
Им не свобода — цепи им нужны. Они свободой порабощены.
И, на колени пав, стремятся в плен К тому, кто всех зовёт восстать с колен.
Знакомы им лишь внешние пути, А дух велит вовнутрь себя войти
И в глубине увидеть наконец В едином сердце тысячи сердец.
Вот твой предел, твоих стремлений край, Твоей души сияющий Синай.
Но здесь замри. Останови полёт, Иначе пламя грудь твою прожжет.
И, равновесье обретя, вернись К вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь».
Отличия психологии и эзотерики
С учётом того, что уже было сказано, сравним практическую психологию и эзотерику. Если мы будем ориентироваться на практики и техники или пытаться опереться на критерий «субъективности», то встанем на зыбкую почву. Ведь именно в этих моментах психология и эзотерика очень похожи друг на друга. Но есть и явные отличия.
Начнём со второстепенных отличительных признаков и завершим ключевым.
Практическая психология | Эзотерика | |
Отличия | Социальный институт | Скрыта от социума |
Часть жизни | Суть жизни | |
Свобода выбора | Нет выбора | |
Цель – решение персональных проблем | Цель – трансперсональная | |
Общее | Большое внимание субъективному миру человека | |
Сходство практик и техник |
Социальная представленность
Практическая психология – это социальный институт. Кроме того, что она стремится решить конкретные проблемы конкретного человека, она ещё и стремится удовлетворить общественный запрос. Так, например, мы можем исторически проследить как появлялись разные подходы и направления в ответ на потребности общества:
- Психоанализ с его идей сексуальности получил широкое распространение в обществе, в котором сексуальность маргинализировалась.
- Идеи гуманистических направлений получили широкое распространение после Второй Мировой войны, когда общество испытывало в них наибольшую потребность.
- И т.д.
В силу своей социальной представленности, практическая психология регламентируется гласными или негласными правилами, участвует в различных социальных отношениях.
Но ничего из этого не происходит с эзотерикой. В обществе она не представлена вообще! Социальных задач не решает, а только содержательно наполняет жизнь отдельных людей, которые ещё и не спешат этим делиться с другими.
Присутствие в жизни человека
Практическая психология стремится занять часть жизни человека, но не поглотить всё его время. В чём это выражается:
- Можно часто встретить рекомендации практикующим специалистам иметь дела, увлечения, хобби за пределами психологии и с ней не связанные. Это важно для профилактики профессионального выгорания.
- Процесс психологической консультации или групповой терапии изначально построен как существующий параллельно основной жизни (как бы в неё не включенный). Психологи говорят, что для своих клиентов создают безопасные и поддерживающие пространства, отличные от реальной жизни, где можно экспериментировать, пробовать новое, быть разным.
- Практики (домашние задания), которые психологи рекомендуют своим клиентам так же имеют чаще всего локальный характер – ограничены по времени (например, каждый день по 15 минут) и завершаемы (например, написать список из 10 положительных качеств или писать его, пока не надоест).
Другими словами, практическая психология как бы отделена от реальной жизни и занимает только её часть.
Эзотерика же претендует на всю жизнь человека и стремится занять каждое мгновение бодрствования и сна. Она не отделена от жизни – существует в самом её эпицентре. А практики тут часто тотальны.
Выбор
Практическая психология в большинстве случаев поддерживает и пропагандирует свободу выбора. Проявляется это и в пороге вхождения в профессию, где человек сам решает становиться ли ему специалистом, либо этого не делать. Это личный выбор человека. Проявляется это и в стремлении психологов расширить арсенал возможных выборов у своих клиентов.
Эзотерика же существует на том уровне, где у человека не остаётся выбора. Не сам человек решает, вступить ли ему на территорию эзотерики или нет. Например, у Кастанеды есть утверждение, что «на пути воина нет добровольцев». И у того же Кастанеды можно встретить описание отношения воина к свободе и выбору. Где единственный выбор, который делает человек на пути знания – это быть воином. А единственная свобода – действовать безупречно.
Надо заметить, что ни один из подходов не является ошибочным. Каждый из них смотрит на жизнь и человека из разных точек зрения.
Цели практической психологии и эзотерики
Практическая психология и эзотерика имеют разные цели. И это основное их отличие.
Практическая психология ставит перед собой весьма ясные и, можно сказать, очень человеческие цели. Чаще всего – это помощь человеку в решении его конкретных проблем: конфликты в семье или на работе, страх публичных выступлений или быть богатым, сложность сделать выбор или низкая самооценка, застревание в горе или чувстве вины… Реже целями становятся более глобальные вещи: например, развитие способности человека любить и работать.
Цели психологии проистекают из запросов людей. А запросы опираются на наши представления о себе и мире.
Эзотерика же смотрит на человека шире, и в её видении наши знания и представления о себе, равно как и наши желания – это далеко не всё, кем мы являемся. Всё это — небольшая часть нас настоящих, лишь вершина айсберга, бесконечно далёкая от полной целостности.
Цели эзотерики опираются на целостного человека и учитывают множество его неосознаваемых частей и проявлений. Таким образом, цели эзотерики находятся за пределами известного нам, не поддаются полноценному осознанию и не могут быть адекватно описаны словами. Несомненно, можно сказать, что цель эзотерики в практическом движении в духу, Богу, абстрактному, самости, Сердцевине, сущности… Но если такое определение покажется вам удовлетворительным, если вы ясно сможете объяснить, что такое «самость» или «сущность»… то знайте, вы уже исказили скрытую суть и обманули самого себя.
Бывает ли психология эзотеричной?
На этот вопрос можно ответить очень просто и лаконично – психология никогда не сможет стать эзотерикой.
Но в этом «нет» не всё так однозначно. Если смотреть на практическую психологию как на школы, подходы, книги, сообщества психологов, центры… то это, конечно, не эзотерика.
Но суть практической психологии вовсе не в знаниях и практиках, а в самом человеке… вернее в его глубинных процессах. Если бы человек не обладал внутренним миром или не имел возможность с ним соприкасаться, то все психологические техники враз потеряли бы смысл. Практическая психология только потому может помогать человеку, что он сам способен «внутрь себя войти».
И тут мы подходим к интересному моменту: суть практической психологии в возможности взаимодействия с внутренним миром человека, но и в эзотерике «дух велит вовнутрь себя войти». И как бы парадоксально это не звучало, но эзотерика ближе к практической психологии, чем к экзотерике.
Отличия между практической психологией и эзотерикой проистекают из разных целей и выражаются в разном обращении с внутренним миром. Практическая психология заходит в гости «внутрь себя» и возвращается оттуда с дарами – новым пониманием, разрешением конфликтов, изменениями. Эзотерика же предлагает не просто быть гостем и исследователем внутреннего мира, но поселиться в нём и стать его хозяином («умри для суеты и оживи внутри»). Или, другими словами, соединиться с ним, стать тождественным ему.
«Давно поняв, что цель и смысл пути — В самом себе безмерное найти.
Так откажись от внешнего, умри Для суеты и оживи внутри.
Уняв смятенье, сам в себе открой Незамутнённый внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты С самим собой соединишься ты».
* Умереть для суеты – совсем не значит отказаться от внешнего мира. Дело обстоит ровно противоположным образом – соединившись с собой мы получаем возможность глубокого погружения в окружающую нас действительность.
Другими словами практическая психология всегда будет обитать на пороге внутреннего мира, выступая проводником между проявленным и скрытым. И как только практикующий решится войти глубже, он потеряет ориентацию на социум, а то, чем он будет заниматься, перестанет называться психологией. А если психолог значительно отдалится от мира внутреннего, то он потеряет профессиональную позицию и будет заниматься профанацией.
Что такое эзотерика
Эзотерику нельзя рассматривать как отдельную науку и даже паранауку, несмотря на множество подобных высказываний в интернете. Это не единый комплекс знаний, а разрозненные, подчас совсем непохожие, а то и противоречащие друг другу учения и магические практики. Возникли эти учения в разное время, в разных культурах и у разных народов. В современном мире многие из них изменились, адаптируясь к новым реалиям, но, тем не менее, не утратили связи с древними корнями.
Так, к эзотерическим учениям относятся тайные доктрины масонов и гадание по древнеегипетской «Книге мертвых», теософия Елены Блаватской и мистическое учение розенкрейцеров, иудейская Каббала и исламский суфизм, герметическая философия европейского Средневековья и многое другое.
Единственное, что позволяет объединить эти учения и культы под общим понятием, это наличие в них тайных знаний, доступных только посвященным и несущих некий сакральный смысл. Сам термин «эзотерика» происходит от слова «тайный», «скрытый». Ввел его в научный обиход еще в начале XVII века английский философ Томас Стэнли. Эзотерические знания существуют в обществе наряду с экзотерическими, то есть открытыми, публичными. Есть и другой термин для этих учений – оккультизм, и переводится он с латыни тоже как «скрытый». Но понятие «оккультный» у пропагандистов разнообразных мистических практик менее популярно, так как вызывает ассоциацию с религиозными культами и дискредитировавшим себя еще в начале XX века спиритизмом.
С распространением интереса к психологии как науке о внутреннем мире человека все чаще проводятся параллели между психологическими знаниями и практиками и эзотерикой. Насколько это оправдано?
Что могут дать друг другу психология и эзотерика?
Практическая психология и эзотерика близки друг другу. Обе они нацелены на взаимодействие с внутренним миром. Но, как мы выяснили – делают это по-разному. Эти различия вовсе не делают практическую психологию и эзотерику антогонистами, но способны дополнить обеих.
Практическая психология, решая проблемы людей, научилась хорошо разрешать внутренние конфликты. А всё это приводит к важному следствию – обретению большей целостности себя, столь необходимой в эзотерике. Здесь практическая психология собрала обширные знания, опыт, стратегии работы… которые будут полезны любому мистику.
Эзотерика же, на протяжении тысячелетий, с трепетом, любовью и заботой, берегла знание о том, что «несуществующее есть». Знание, без которого жизнь становится сухой и безжизненной, а люди являются роботами, выполняющими социальные задачи. Или стремятся удовлетворять только свои ежеминутные потребности.
Знание о «запредельном» наполняет жизнь вкусом, воодушевляет на путь к себе. Всем этим эзотерика способна поделиться с практической психологией. Наделяя её смыслом, красками, азартом и делая предельно настоящей.
В идеале, практическая психология готовит надёжный фундамент и сопровождает в путь к самому себе. Эзотерика – задаёт направление движению и подпитывает энергией в пути.