Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажением звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.

Общие сведения о дислалии

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия — самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Симптомы дислалии

Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.

Пациент может заменять фонемы на произвольные, в хаотическом порядке, независимо от структуры слова. Нет разделения на шипящие, твердые, мягкие и другие виды. Иногда ребенок может произносить одно и то же слово различным образом, в том числе и правильно. Это свидетельствует о незавершенном усвоении фонем. Ребенка, страдающего таким нарушением, можно определить по его речи и произношению. Он используют звуки, буквы, которых в слове нет. Такое характерно обычно для механического типа.

Если у ребенка есть функциональная дислалия, в его речи заменяются один или несколько звуков. Механическая дислалия характеризуется проблемами с произношением похожих фонем. Если есть патологии в развитии нижней челюсти, они будут проговариваться переднеязычной артикуляцией. Это происходит из-за невозможности задерживать язык на передних зубах. Это речевое нарушение может быть восстановлено по мере взросления.

Если родители заметят такое нарушение и обратятся за помощью к логопедам, есть высокий шанс на полное избавление от этого нарушения. Если он не получает должной коррекции, он также имеет вероятность на избавление от дислалии с возрастом. Такие дети имеют богатый словарный запас, может разбивать слова по слогам и со временем выработается правильная речь. Логопедами выделяется физиологическая дислалия, она проходит к пяти годам.

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Нарушение звуковосприятия

Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».

Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.

Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки. В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Классификация

Существуют разные виды дислалии, которые классифицируются по причинам появления, степени тяжести, видов звуков, с которыми ребенок имеет трудности. Учитывая причины нарушения произношения, выделяются механическую или органическую, функциональную разновидность. Логопедами разработана следующая классификация дислалии.

Механическая

Механическая дислалия обусловлена анатомическим строением артикуляционного аппарата. Причинами являются:

  • Нарушенная зубочелюстная система. Может наблюдаться прогнатия – выпирание верхней челюсти, что появляется из-за ее слишком активного роста, по сравнению с нижней. Может быть нарушен прикус зубов, наличие большого промежутка при смыкании челюстей или нарушении строения зубов. Данные недостатки корректируются стоматологами.
  • Неправильно сформированное нёбо. Оно может быть узким, высоким, плоским, что создает трудности с артикуляцией многих звуков.
  • Губы неправильной формы. Недостаточная подвижность губ, отвисание влияют на правильность произношения.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка);
  • Анатомическая особенность строения языка. Он может быть большим, коротким, маленьким.

Материал к теме Причины дисграфии и методы коррекции

Некоторые из этих причин легкоустранимы. На правильность написания, словарный запас данный вид не влияет.

Функциональный

Функциональная дислалия обуславливается социальными факторами или корректируемыми нейродинамическими патологиями в головном мозге (коре ГМ). Есть несколько разновидностей – моторная и сенсорная.

Моторный тип

Продиктован нейродинамическими изменениями в отделах мозга, ответственных за речевые анализаторы. Моторная дислалия характеризуется нарушенными движениями языка, губ, вследствие чего и происходит неправильное произношение. Подобное явление называется фонетическим дефектом.

Сенсорный тип

Образуется из-за изменений в речеслуховых отделах и влияет на слух. Пациентом не может быть произведена дифференциация звуков, имеющие похожий фонем (твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие –свистящие). В речи это приводит к смешиванию, замене, пропуску таких букв, а в дальнейшем эти буквы могут пропускаться и при написании.

Одновременное наличие обоих типов называется сенсомоторным типом. От несформированности тех или иных звуков, можно выделить три вида дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая

К этой группе относятся нарушения речи из-за избирательной несформированности анализа фонем по их акустическим параметрам. Главным нарушением в этом случае является недостаточное звуковосприятие, который предназначен для распознавания и дифференциации по видам. Звук, которые ребенок слышит, распознается им неверно, а следовательно, проговаривается им также неправильно.

Важно знать, что при таком типе, нет проблем со слухом. Дефект носит избирательный характер к некоторым фонемам. Не стоит путать акустико-фонематическую дислалию с тяжелыми нарушениями речи.

Артикуляторно-фонематическая

К этой группе относят дефекты, связанные с несформированностью операций для отбора фонем по их артикуляторным характеристикам. Существуют два варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база сформирована не полностью. Вместо нужно в данном случае звука, ребенок выбирает звук близкий к нему по своим артикуляционным признакам.

Второй вариант характеризуется полной сформированностью артикуляторной базы. Ребенок знает все фонемы, которые требуются для правильного произношения, но при проговаривании слов, некоторые буквы заменяются на другие по принципу замены. Эти замещения происходят по принципу артикуляционной близости фонем – «крыса» — «крыша».

Артикуляторно-фонематическая

Характеризуется дефектами звукового оформления речи из-за неправильным образом сложившимися артикуляторными позициями. Звуки могут произноситься в искаженной форме, но происходит это в непривычных вариантах. Такую речь легко понять.

Тяжесть

От количества звуков, которые произносятся неправильно, дислалия может быть простой и сложной. При простой нарушено 1-4, при сложном типе нарушено более четырех звуков.

Мономорфный тип

Затруднено произношение одной из групп, например только звонкие или только шипящие.

Полиморфная

Звуки, с которыми есть трудности относятся к разным группам. Фонетические дефекты обозначают терминами, которые образуются от греческого алфавита:

  • ротацизм – проблемы с буквой «Р» и Р мягкое;
  • ламбдацизм – «Л» и «Л мягкое»;
  • сигматизм – нарушено произношение шипящих звуков (ж, ш, щ, ч) и свистящих (с, з);
  • йотацизм – трудности с «Й»;
  • гаммацизм – «Г» и «Г мягкое»;
  • каппацизм – «К», «К мягкое»;
  • хиттизм – «Х»;
  • трудности с озвончением и оглушением – замена звонких согласных на глухие и наоборот;
  • дефекты смягчения и твердости — замены мягких твердыми или наоборот.

Могут быть сложные формы, носящие комбинированный характер – сложение нескольких дефектов друг с другом. Если имеется фонематический дефект, то есть замена звука, к названию дефекта прибавляется приставка «пара». Таким образом образуются, параламбдацизм, парасигматизм и другие.

Причины механической дислалии

Главной причиной развития дислалии этого типа является органический дефект. То есть у ребенка или взрослого человека был неправильно развит артикуляционный аппарат (губы, язык или челюсть).

Из наиболее часто встречающихся аномалий, провоцирующих такие проблемы с речью, можно выделить:

  • Короткую уздечку языка. Есть подъязычная связка укороченная, то в этом случае проблемы возникают с верхнеязычными звуками.
  • Макроглоссию и микроглоссию. Это нарушения при которых язык может быть слишком массивным или, наоборот, маленьким. Как правило, от таких проблем страдают дети с физической или умственной отсталостью.
  • Слишком толстые или малоподвижные губы. В этом случае человек не может корректно произносить губные или губно-зубные звуки.

Также проблемы могут возникнуть на фоне неправильного прикуса или при неправильном построении и росте зубов.

Формы дислалии

Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.

Такой тип появляется в детском возрасте, при усвоении правильности произношения звуков. Механическая может появиться в любом возрасте из-за нарушений в переферическом речевом аппарате.

К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;

  • задержки психологического развития (незначительные нарушения мозговой деятельности);
  • задержки в развитии речи;
  • нарушения, связанные с фонетическим восприятием;
  • социальное окружение (неправильная речь взрослых, недостаточное общение с другими детьми и взрослыми, недостаточное внимание к воспитанию ребенка).

Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях. Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода. А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух. В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени. Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.

Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.

Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.

Переподготовка на логопеда

  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;

Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Сложные дислалии

Дислалия в логопедии также может проявлять в более сложных формах. Это ситуации, когда происходит комбинирование сразу нескольких дефектов. Чаще всего встречается ротацизм и ламбдацизм и ротацизм и сигматизм.

Если у человека слишком короткая подъязычная уздечка, то в этом случае он произносит звук [р] очень приглушенно или заменяет его другими фонемами, которые относятся к категории нижних смягчающих шипящих.

Также пациент может страдать от дефекта противопоставления звуков по их параметрам твердости и мягкости или звонкости и глухости. Самым сложным видом отклонения является тотальная дислалия. В этом случае ребенок произносит неправильно практически все согласные звуки. При этом с гласными звуками никаких проблем чаще всего не наблюдается.

Также существует такое понятие, как готтентатизм. В этом случае из всех согласных ребенок произносит только [т].

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Материал к теме Как избавиться от шепелявости в любом возрасте

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Простые дислалии

Дислалия в логопедии – это дефект, который может быть более простым, когда происходит изменение только одной группы фонем.Такие ситуации встречаются во врачебной практике довольно часто.

Сигматизм

В данном случае человек не может корректно произносить шипящие [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящие фонемы [с], [с’], [з], [з’].

Ротацизм

Данное отклонение затрагивает только звуки [р] и [р’]. Это очень распространенный вид дислалии. Данные фонемы дети могут произносить правильно только после 2-х лет. В большинстве случаев все дело в артикуляционной подготовке. Ребенок не сразу понимает, как правильно нужно размещать язык, для произнесения этих звуков.

Существует несколько разновидностей ротацизма:

Тип ротацизмаОсобенности
БоковойПри произношении звуков боковые края языка не соприкасаются с верхними крайними зубами.
ГорловойКорень языка слабый.
ВелярныйКак только язык приближается к твердому и мягкому небу, начинается вибрация.
УвулярныйПроисходит вибрация маленького язычка.
РаскатистыйЯзык движется слишком интенсивно.
ФрикатичныйЗвук [р] произносится на английский монер.

Параротацизм

В этом случае вместо [р] человек произносит [л]. Чуть реже встречается замена на [д] или на [г]. Существует около 30 подтипов отклонения этого типа.

Ламбдацизм

Чаще всего происходит незначительная замена звука [л] на [л’].


В более редких случаях человек произносит вместо этой фонемы [й].

Парасигматизм

Бывает межзубным, боковым, чуть реже призубным. Человек меняет [ф] на [ш], [ш] на [с]. Есть и другие вариации. Данный дефект является симметричным. Это означает, что при проблемах с мягкими звуками, человек также искажает и мягкие.

Йотацизм

При подобном отклонении пациент не может корректно произносить [й]. Он заменяет этот звук или просто «проглатывает» его.

Гамацизм

Характеризуется недостатком произношения фонем [г] и [г’]. Пациент также может заменять их на схожие, когда язык находится в наиболее близком к правильному положении.

Каппацизм

Пациент не может правильно выговаривать [к] и [к’].

Хитизм

Возникают проблемы с фонемами [х] и [х’]. При произношении может наблюдаться слишком сильная вибрация языка.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости

Дислалия в логопедии – это очень обширная тема, которая включает в себя проблемы с произношением согласных с неправильной постановкой звонкости и глухости. Согласно онтогенезу речи, ребенок начинает довольно поздно различать такие фонемы из-за их акустической близости. Но позже данная особенность русского языка должна довольно легко усваиваться.

Тем не менее, дефекты этого типа встречаются в 4% случаев у детей, у которых диагностировано нарушение звукопроизношения. Причиной данного отклонения чаще всего становится неправильно развитое фонематическое восприятия или проблемы с координированностью работа голосового аппарата или артикуляционного. Нередко дефект появляется одновременно с развитием тугоухости или проблем с голосовыми связками.

Отклонение этого типа довольно легко определить:

  • человек начинает оглушать звонкие фонемы;
  • пациент, наоборот, произносит глухие согласные слишком звонко;
  • звонкие и глухие звуки смешиваются.

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности. Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.


Таблица для дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии.

Распространенность проблемы

Дислалия является частой проблемой. На этот счет существуют разные оценки, в среднем, количество детей, страдающих от этого речевого нарушения составляет около 25-30% в дошкольном возрасте. По мере взросления это количество сокращается. В младшем школьном возрасте этот процент снижается до 17-20%. В старшем возрасте таких детей всего 1-2%.

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%.

Чаще в практике логопедов встречаются комбинированные нарушения артикуляции, которые создают барьер для развития письмом. Дети, при этом имеют обширный словарный запас, структура построения речи не нарушена. Соблюдаются все грамматические законы – падежи, склонения, окончания.

Материал к теме Афазия: причины и симптомы речевого расстройства, способы диагностики и коррекции

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Связь дислалии с дислексией и дисграфией

Дисграфией и дислексией называют неспособность ребенка овладения навыками чтения и письма, при сохранении у них интеллектуальных возможностей. Часто эти диагнозы могут наблюдаться одновременно. Есть алексия – полная неспособность чтения, аграфия – письма. На практике, дети, страдающие дислалией, чаще имеют и эти нарушения. Устранения и коррекционная работа с дислалией приводит к улучшению дисграфией, дислексией.

Этап постановки звука.

Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами:

  • По подражанию;
  • С механической помощью.

Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели, зондозаменители.

Видео: постановка звука р

Важно помнить! Постановка звуков должна осуществляться логопедом исключительно в условиях индивидуальной работы с ребенком.

Методы коррекции дислалии

Логопедическая коррекция, в зависимости от тяжести дислалии, состоит из нескольких этапов. Длительность может занять он одного до шести месяцев. Этапы коррекции:

  • Подготовительная работа с воспроизведением фонем. Здесь отрабатывают различные техники дыхания, фонетический слух, работа с опорными звуками.
  • Постановка нарушенных звуков, формирование правильной артикуляции. Для этого могут использоваться специальные инструменты. Результатом работы становится произношение звуков без помощи взрослых.
  • Закрепление полученных результатов. Для начало в отдельных слогах, а затем в словах и предложениях.
  • Дифференциация. Пациент учится различать и правильно говорить звуки, которые он сам произносит.

Все методы направлены на установление звуков, умение их отличать, улучшать память, развить навыки коммуникации.

Подготовительный этап

Ребенок должен включиться в логопедический процесс. Логопед устанавливает с ребенком контакт и доверительные отношения, дать время адаптироваться ребенку в новых для него условиях. Также на этом этапе проходят:

  • развитие внимание;
  • памяти;
  • мыслительного процесса;

Постановка

Проводится постановка правильных звуков, формирование у ребенка артикуляции на специальных материалах, упражнениях. На этом этапе отрабатывается навыки дифференцирования звуков. Для этого используются три способа:

  • Первый способ. Ребенок сам предпринимает осознанные попытки установить правильную артикуляцию. Взрослый должен просто ему в этом помочь. Могут использоваться тактильные, зрительные, акустические упражнения.
  • Второй способ. Внешнее механическое воздействие на ребенка и его артикуляционный аппарат. Логопед должен попросить повторить звук несколько раз, а затем зондами поставить этот звук правильно. В дальнейшем довести проговаривание без использования инструмента.
  • Третий способ – это совмещение первых двух.

Каждый из этих этапов имеет различную степень сложности и выбирается логопедом.

Упражнения для устранения механической дислалии

При этом типе дислалии речь ребенка проходит сквозь зубы. Он не может двигать нижней челюстью, в частности широко открыть свой рот. Проблема заключается в неправильной форсированности артикуляционного аппарата – лицевых мышц, прикуса и других. Развить их можно специальными упражнениями. Их нужно делать вместе со взрослыми, сидя перед зеркалом и наблюдая за его действиями (ребенка), контролируя и корректируя его.

Следует начинать с открывания и закрывания рта, постепенно увеличивая зазор между челюстями. Набор упражнений подбирается непосредственно логопедом для конкретного случая. Есть базовые упражнения, которые используются в большинстве случаев:

  • Улыбка. Губы должны принять положение улыбки. Передние зубы должны быть видны и в таком положении зафиксироваться на 10 секунд.
  • Трубочка. Зубы сильно прижаты, губы вытягиваются вперед, принимая форму трубочки также на 10 секунд.
  • Чередование «улыбки» и «трубочки» не менее 10 раз.
  • Воронка. Зубы должны быть разомкнуты, губы вытягиваются вперед. На счет «два» втягиваются в рот, подворачиваясь за зубы. Повторить 10 раз.
  • Литавры. Губы заходят за зубы. Ими нужно похлопать, издавая соответствующий звук.
  • Лошадка. Губы необходимо расслабить и делать ими движения, имитирующие фырканье лошади.
  • Засов. Сжатые зубы, нижняя губа должна совершать движения вправо-влево.
  • Прятки. Спрятать нижнюю губу за верхние зубы. Должна быть видна только губа. В таком положении зафиксироваться на 5 секунд. Такое же упражнение проделать с нижней губой и чередовать их по 10 раз каждую.

Лечение


Этапы логопедического воздействия при дислалии

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Новые технологии в коррекции дислалии

Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.

В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.

Меры профилактики дислалии

Главными профилактическими мерами являются:

  • Для полноценного речевого развития, формирования артикуляционного аппарата, ребенок должен получать твердую пищу.
  • Нарушения с речью встречаются у детей, получающие только мягкую пищу, чаще чем у других.
  • Необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
  • Выявить имеющиеся речевые нарушения и приступить к их устранению.

Внимание к речевым проблемам ребенка, адекватная коррекция позволят избежать негативные последствия и вовремя устранить все проблемы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: