Внутренний диалог: общайтесь с самим собой конструктивно

В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.
С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог
Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Что такое внутренний диалог

У каждого из нас в голове крутится фильм по мотивам собственной жизни. Кадры воспоминаний сменяются иллюстрациями будущего. Обрывки песен смешиваются с фрагментами бесед и рекламными слоганами. Психологи называют это внутренним диалогом или разговором с самим собой.
Средняя скорость The Rate of Inner Speech внутреннего диалога — 4 000 слов в минуту. Он примерно в 20 раз быстрее устной речи.

Представьте включённый для фона телевизор. За повседневными делами легко не заметить, что фильм кончился и с экрана льются новости о катастрофах, эпидемиях и терактах. С внутренним диалогом та же история. Если оставить его без присмотра, очень скоро можно поймать себя на болезненных воспоминаниях или опасениях.

Что такое внутренний диалог

Такие мысли со временем деформируют эмоции, действия и привычки.

Анастасия

специалист препресса
В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист
То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Как сделать внутренний диалог позитивным

Сократите количество поступающей в мозг информации

Когда вы читаете и смотрите больше, чем в состоянии усвоить, в уме заваривается токсичный компот из разрозненных фактов. Отпишитесь от лишних новостных рассылок, перестаньте листать ленты социальных сетей. Вместо интернет-сёрфинга займитесь любой активной деятельностью. Спортом, уборкой, готовкой, копанием траншеи — на свой вкус. Это поможет сконцентрироваться на настоящем моменте. А значит, перестать думать о том, чего нет.

Используйте технику DES

Иногда вы не отдаёте себе отчёта в существовании внутреннего диалога. Отсюда и невозможность им управлять. DES (Descriptive Experience Sampling) — это метод The Descriptive Experience Sampling method , призванный обратить ваше внимание на собственные мысли. И стать на шаг ближе к их контролю.

Установите на телефоне по 3–4 случайных будильника в день или попросите об этом друга. Пусть сигналы повторяются в разное время дня в течение недели. Важно, чтобы вы их не ожидали: это может исказить ваши мысли и весь эксперимент. Как только услышите сигнал, запишите то, о чём думали в этот момент.

Пишите по утрам

Каждое утро первым делом заполняйте от руки три листа А4. Пишите что угодно, без цензуры и запятых. Если не знаете, что написать, так и пишите, пока не появятся мысли.

Такие «утренние страницы» сыграют роль канализации для мозга. Мысленный мусор, вылитый на бумагу, не будет столь навязчив в течение дня.

Спустя три недели, не раньше, перечитайте написанное. Вы увидите, что мысли трамваями катаются по одним и тем же рельсам. Порой этого осознания хватает для серьёзного скачка в развитии ментальной культуры.

Меняйте негативные формулировки на вызовы

Когда вы заметите негативную мысль, даже секундную, остановите себя. Осмельтесь перефразировать её как вызов. Не переживайте о том, что опоздаете, а подумайте о том, как успеть. Вместо того чтобы ворчать: «Меня бесит работа в команде с этим идиотом», спросите себя: «Как я могу работать с этим человеком более эффективно?» Захотелось отругать или обозвать себя за ошибку? Лучше подумайте, какие действия сделают вас компетентнее. Вы наверняка контролируете то, что говорите другим. Так отслеживайте и реплики, обращённые к самому себе.

Первые результаты появятся уже в течение недели. А через месяц ждите мощного сдвига восприятия в лучшую сторону.

Выработайте рефлекс

Наденьте на руку денежную резинку или резиновый браслет. Каждый раз, когда застанете себя за неприятными размышлениями или жалостью к себе, оттягивайте резинку и резко отпускайте. Шлёп! Если выполнять это упражнение честно, к вечеру первого дня запястье будет побаливать. Зато через две-три недели вам будет намного уютней наедине со своими мыслями.

Действуйте без фанатизма

Отчаянное стремление к вечному позитиву доставляет боль. Если хочется немного пострадать — на здоровье! Главное — не корите себя за то, что зациклились на печальных мыслях. Разрешите себе не переживать из-за того, что вам невесело. Негативный внутренний диалог начнёт растворяться сам собой.

Мысли формируют состояние и намерение действовать. Помогают или мешают двигаться к целям. Управляйте своим внутренним диалогом! Иначе им будут управлять СМИ и продавцы пылесосов.

Нелегко запрограммировать себя на новые умственные привычки, но эффект того стоит. Выберите для себя две-три техники и практикуйте их 20 дней. Вы будете удивлены, как радикально очистится ваше мысленное пространство и улучшится самочувствие.

Ирина

переводчик
Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

«Говорительными» я называю те глаголы, которые с успехом заменяют замечательное слово «сказал». Например, братья Стругацкие не заморачивались особо подбором синонима:

«Потом я спросил:

— А друзей у него, значит, было немного?

— Друзей у него не было совсем, — сказал Сергей Павлович. — Я не виделся с ним с самого выпуска, но другие ребята из его группы говорили мне, что он с ними тоже не встречается. Им неловко об этом рассказывать, но, как я понял, он просто уклонялся от встречи.

И вдруг его прорвало.

— Ну почему вас интересует именно Лев? Я выпустил в свет сто семьдесят два человека. Почему вам из них понадобился именно Лев? Поймите, я не считаю его своим учеником! Не могу считать! Это моя неудача! Единственная моя неудача! С самого первого дня и десять лет подряд я пытался установить с ним контакт, хоть тоненькую ниточку протянуть между нами. Я думал о нем в десять раз больше, чем о любом другом своем ученике. Я выворачивался наизнанку, но все, буквально все, что я предпринимал, оборачивалось во зло…

— Сергей Павлович! — сказал я. — Что вы говорите? Абалкин — великолепный специалист, ученый высокого класса, я лично встречался с ним…

— И как вы его нашли?

— Замечательный мальчишка, энтузиаст… Это как раз была первая экспедиция к голованам. Его все там ценили, сам Комов возлагал на него такие надежды… И они оправдались, эти надежды, заметьте!

— У меня прекрасная малина, — сказал он. — Самая ранняя малина в регионе. Попробуйте, прошу вас…» (Жук в муравейнике)

Конечно, написать диалог без глагола «сказал» или синонима — реально, а иногда и необходимо. Можно использовать глаголы, обрисовывающие место действия, детали, жесты, мимику героев, поступки. Вот только «говорительные» глаголы отлично передают реакцию, эмоцию героев в диалоге, и часто без них не обойтись.

Я собирал такие глаголы, но заметил, что все реже заглядываю в свою коллекцию. Не потому что глаголы кончились, а потому что придумываю уже на автомате. Хочу поделиться с вами, потому что она реально здорово помогает при написании диалогов.

Это будет двадцать подборок на определенную тему, соответственно — четыре части статьи.

А в конце расскажу о некоторых правилах использования глаголов и о распространенных ошибках.

Первая пятерка:

Вторая пятерка:

Третья пятёрка:

Четвёртая пятёрка:

Конечно, список глаголов «двадцаткой» не ограничивается. Их много. И список можно пополнять и пополнять. Писательское чутье к слову позволит выбрать именно тот «говорительный» глагол, который нужен.

На что стоит обратить внимание (правила с антипримерами):

► Описание сопутствующего реплике жеста, мимики вполне может заменить «говорительный» глагол. С другой стороны, избыточность подобных действий делает персонажей «нервными», если это не соответствует замыслу, то лучше убрать ненужные «телодвижения».

— Ты с ума сошла?! — закатил глаза Петя.

— Это ты сошел с ума! — топнула ногой Аня.

Причастные и деепричастные обороты в авторской речи снижают динамику диалога:

— Мы оба сошли с ума, — сказал Петя, обнимая Аню.

— Наверное, — ответила возмущенная происходящим Аня, высвобождаясь из рук мужа.

Хорошо, когда «говорительные» глаголы соответствуют речи персонажей, так сказать, в их стиле. Плохо, когда наоборот.

— Ты меня не любишь, — подвела итог Аня.

— Нам нужно поговорить, — резюмировал Петя.

Не стоит использовать глаголы «спросил», «воскликнул», если в реплике уже есть знаки.

— А ты меня любишь? — спросил Петя.

— Конечно! — воскликнула Аня.

Не стоит использовать глаголы «перебил», «не договорил», поскольку, как правило, их смысл уже есть в диалоге.

— Что же нам… — не договорила Аня.

Следует обратить внимание на наречия в случае атрибуции глаголов. Иногда возникает дублирование смысла. Наречие лучше убрать.

— Давай мириться? — тихо прошептала Аня.

— Давай! — громко крикнул обрадованный Петя.

В этом же случае можно атрибутировать диалог действием.

— И больше не будем ссориться. — Аня отвернулась к столу и принялась нарезать огурцы для салата.

Не красят диалог однотипные атрибутивные глаголы, если только они не нужны по смыслу.

Слишком яркие говорящие глаголы затмевают слова героев. Эмоция все же должна быть в самой сцене, а не в глаголе.

— Аня, ты покрасила волосы? — Петя обиженно надул губы.

— Не нравится? — Аня презрительно подняла брови, собираясь возражать.

Правила просты, а иногда и вовсе лучше обойтись нейтральным глаголом «сказал». И все же мне список «говорительных» глаголов помогает при написании диалога. Надеюсь, пригодится и вам)

Кира

редактор прозы
Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: