В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.
Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.
С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.
Роман
социолог, маркетолог
Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.
В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.
Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.
Что такое внутренний диалог
У каждого из нас в голове крутится фильм по мотивам собственной жизни. Кадры воспоминаний сменяются иллюстрациями будущего. Обрывки песен смешиваются с фрагментами бесед и рекламными слоганами. Психологи называют это внутренним диалогом или разговором с самим собой.
Средняя скорость The Rate of Inner Speech внутреннего диалога — 4 000 слов в минуту. Он примерно в 20 раз быстрее устной речи.
Представьте включённый для фона телевизор. За повседневными делами легко не заметить, что фильм кончился и с экрана льются новости о катастрофах, эпидемиях и терактах. С внутренним диалогом та же история. Если оставить его без присмотра, очень скоро можно поймать себя на болезненных воспоминаниях или опасениях.
Такие мысли со временем деформируют эмоции, действия и привычки.
Анастасия
специалист препресса
В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.
Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.
Иван
киносценарист
То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.
Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.
Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.
Как сделать внутренний диалог позитивным
Сократите количество поступающей в мозг информации
Когда вы читаете и смотрите больше, чем в состоянии усвоить, в уме заваривается токсичный компот из разрозненных фактов. Отпишитесь от лишних новостных рассылок, перестаньте листать ленты социальных сетей. Вместо интернет-сёрфинга займитесь любой активной деятельностью. Спортом, уборкой, готовкой, копанием траншеи — на свой вкус. Это поможет сконцентрироваться на настоящем моменте. А значит, перестать думать о том, чего нет.
Используйте технику DES
Иногда вы не отдаёте себе отчёта в существовании внутреннего диалога. Отсюда и невозможность им управлять. DES (Descriptive Experience Sampling) — это метод The Descriptive Experience Sampling method , призванный обратить ваше внимание на собственные мысли. И стать на шаг ближе к их контролю.
Установите на телефоне по 3–4 случайных будильника в день или попросите об этом друга. Пусть сигналы повторяются в разное время дня в течение недели. Важно, чтобы вы их не ожидали: это может исказить ваши мысли и весь эксперимент. Как только услышите сигнал, запишите то, о чём думали в этот момент.
Пишите по утрам
Каждое утро первым делом заполняйте от руки три листа А4. Пишите что угодно, без цензуры и запятых. Если не знаете, что написать, так и пишите, пока не появятся мысли.
Такие «утренние страницы» сыграют роль канализации для мозга. Мысленный мусор, вылитый на бумагу, не будет столь навязчив в течение дня.
Спустя три недели, не раньше, перечитайте написанное. Вы увидите, что мысли трамваями катаются по одним и тем же рельсам. Порой этого осознания хватает для серьёзного скачка в развитии ментальной культуры.
Меняйте негативные формулировки на вызовы
Когда вы заметите негативную мысль, даже секундную, остановите себя. Осмельтесь перефразировать её как вызов. Не переживайте о том, что опоздаете, а подумайте о том, как успеть. Вместо того чтобы ворчать: «Меня бесит работа в команде с этим идиотом», спросите себя: «Как я могу работать с этим человеком более эффективно?» Захотелось отругать или обозвать себя за ошибку? Лучше подумайте, какие действия сделают вас компетентнее. Вы наверняка контролируете то, что говорите другим. Так отслеживайте и реплики, обращённые к самому себе.
Первые результаты появятся уже в течение недели. А через месяц ждите мощного сдвига восприятия в лучшую сторону.
Выработайте рефлекс
Наденьте на руку денежную резинку или резиновый браслет. Каждый раз, когда застанете себя за неприятными размышлениями или жалостью к себе, оттягивайте резинку и резко отпускайте. Шлёп! Если выполнять это упражнение честно, к вечеру первого дня запястье будет побаливать. Зато через две-три недели вам будет намного уютней наедине со своими мыслями.
Действуйте без фанатизма
Отчаянное стремление к вечному позитиву доставляет боль. Если хочется немного пострадать — на здоровье! Главное — не корите себя за то, что зациклились на печальных мыслях. Разрешите себе не переживать из-за того, что вам невесело. Негативный внутренний диалог начнёт растворяться сам собой.
Мысли формируют состояние и намерение действовать. Помогают или мешают двигаться к целям. Управляйте своим внутренним диалогом! Иначе им будут управлять СМИ и продавцы пылесосов.
Нелегко запрограммировать себя на новые умственные привычки, но эффект того стоит. Выберите для себя две-три техники и практикуйте их 20 дней. Вы будете удивлены, как радикально очистится ваше мысленное пространство и улучшится самочувствие.
Ирина
переводчик
Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.
Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.
«Говорительными» я называю те глаголы, которые с успехом заменяют замечательное слово «сказал». Например, братья Стругацкие не заморачивались особо подбором синонима:
«Потом я спросил:
— А друзей у него, значит, было немного?
— Друзей у него не было совсем, — сказал Сергей Павлович. — Я не виделся с ним с самого выпуска, но другие ребята из его группы говорили мне, что он с ними тоже не встречается. Им неловко об этом рассказывать, но, как я понял, он просто уклонялся от встречи.
И вдруг его прорвало.
— Ну почему вас интересует именно Лев? Я выпустил в свет сто семьдесят два человека. Почему вам из них понадобился именно Лев? Поймите, я не считаю его своим учеником! Не могу считать! Это моя неудача! Единственная моя неудача! С самого первого дня и десять лет подряд я пытался установить с ним контакт, хоть тоненькую ниточку протянуть между нами. Я думал о нем в десять раз больше, чем о любом другом своем ученике. Я выворачивался наизнанку, но все, буквально все, что я предпринимал, оборачивалось во зло…
— Сергей Павлович! — сказал я. — Что вы говорите? Абалкин — великолепный специалист, ученый высокого класса, я лично встречался с ним…
— И как вы его нашли?
— Замечательный мальчишка, энтузиаст… Это как раз была первая экспедиция к голованам. Его все там ценили, сам Комов возлагал на него такие надежды… И они оправдались, эти надежды, заметьте!
— У меня прекрасная малина, — сказал он. — Самая ранняя малина в регионе. Попробуйте, прошу вас…» (Жук в муравейнике)
Конечно, написать диалог без глагола «сказал» или синонима — реально, а иногда и необходимо. Можно использовать глаголы, обрисовывающие место действия, детали, жесты, мимику героев, поступки. Вот только «говорительные» глаголы отлично передают реакцию, эмоцию героев в диалоге, и часто без них не обойтись.
Я собирал такие глаголы, но заметил, что все реже заглядываю в свою коллекцию. Не потому что глаголы кончились, а потому что придумываю уже на автомате. Хочу поделиться с вами, потому что она реально здорово помогает при написании диалогов.
Это будет двадцать подборок на определенную тему, соответственно — четыре части статьи.
А в конце расскажу о некоторых правилах использования глаголов и о распространенных ошибках.
Первая пятерка:
Вторая пятерка:
Третья пятёрка:
Четвёртая пятёрка:
Конечно, список глаголов «двадцаткой» не ограничивается. Их много. И список можно пополнять и пополнять. Писательское чутье к слову позволит выбрать именно тот «говорительный» глагол, который нужен.
На что стоит обратить внимание (правила с антипримерами):
► Описание сопутствующего реплике жеста, мимики вполне может заменить «говорительный» глагол. С другой стороны, избыточность подобных действий делает персонажей «нервными», если это не соответствует замыслу, то лучше убрать ненужные «телодвижения».
— Ты с ума сошла?! — закатил глаза Петя.
— Это ты сошел с ума! — топнула ногой Аня.
► Причастные и деепричастные обороты в авторской речи снижают динамику диалога:
— Мы оба сошли с ума, — сказал Петя, обнимая Аню.
— Наверное, — ответила возмущенная происходящим Аня, высвобождаясь из рук мужа.
► Хорошо, когда «говорительные» глаголы соответствуют речи персонажей, так сказать, в их стиле. Плохо, когда наоборот.
— Ты меня не любишь, — подвела итог Аня.
— Нам нужно поговорить, — резюмировал Петя.
► Не стоит использовать глаголы «спросил», «воскликнул», если в реплике уже есть знаки.
— А ты меня любишь? — спросил Петя.
— Конечно! — воскликнула Аня.
► Не стоит использовать глаголы «перебил», «не договорил», поскольку, как правило, их смысл уже есть в диалоге.
— Что же нам… — не договорила Аня.
► Следует обратить внимание на наречия в случае атрибуции глаголов. Иногда возникает дублирование смысла. Наречие лучше убрать.
— Давай мириться? — тихо прошептала Аня.
— Давай! — громко крикнул обрадованный Петя.
► В этом же случае можно атрибутировать диалог действием.
— И больше не будем ссориться. — Аня отвернулась к столу и принялась нарезать огурцы для салата.
► Не красят диалог однотипные атрибутивные глаголы, если только они не нужны по смыслу.
► Слишком яркие говорящие глаголы затмевают слова героев. Эмоция все же должна быть в самой сцене, а не в глаголе.
— Аня, ты покрасила волосы? — Петя обиженно надул губы.
— Не нравится? — Аня презрительно подняла брови, собираясь возражать.
Правила просты, а иногда и вовсе лучше обойтись нейтральным глаголом «сказал». И все же мне список «говорительных» глаголов помогает при написании диалога. Надеюсь, пригодится и вам)
Кира
редактор прозы
Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.
Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.