Адаптационные возможности человека и задача социально-экологической реабилитации


Адаптация человека к условиям окружающей среды

В истории нашей планеты (со дня ее формирования и до настоящего времени) непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли. С появлением могущественного фактора — человеческого разума — начался качественно новый этап в эволюции органического мира. Благодаря глобальному характеру взаимодействия человека с окружающей средой он становится крупнейшей геологической силой.

Производственная деятельность человека оказывает влияние не только на направление эволюции биосферы, но определяет и собственную биологическую эволюцию.

Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных факторов. На заре человеческой истории природные факторы играли решающую роль в эволюции человека. На современного человека воздействие природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов.

Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечна.

В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

При утомлении здорового человека может происходить перераспределение возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появятся силы. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительного продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро.

Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека. Первый из них — спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Обратный тип — стайер.

Интересно, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа “стайер”, что явилось, по-видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к местным условиям.

Поскольку в наше время, как никогда велико воздействие стрессирующих факторов на организм человека, важнейшее практическое значение имеет изучение адаптивных возможностей и разработка соответствующих рекомендаций.

Заключение

В данной работе было описано влияние на организм человека условий окружающей среды: естественных – климат, погода, ландшафт, питание, воздействие микроорганизмов; и искусственно созданных самим человеком – синтетические химические агенты, неблагоприятные условия городского существования, – а также способность людей адаптироваться к сложившимся условиям. Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть влияние основных факторов внешней среды на здоровье человека.

Поскольку человек всегда был, остается и в ближайшее время вряд ли перестанет быть частью единой экосистемы Земли, то и проблемы, поднятые в этой работе, не утратят свою актуальность.

Любое изменение среды обитания непременно приводит к изменению в составе или структуре популяции живых организмов, ее населяющих – это эволюционный закон. Но не хотим же мы, чтобы через некоторое время Землю населяли ДРУГИЕ люди или не люди вовсе? Большинство из нас, правда, до сих пор не понимают необходимости защиты окружающей среды. Да и, к сожалению, даже осознание сложившихся проблем, не намного приблизило бы нас к их решению, поскольку уже сегодня речь идет уже не о защите природы, а о ее восстановлении.

Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒

Сама по себе проблема «адаптации» по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается «одной из кардинальных и важнейших задач биологии» [4; 115; 164], но никак не психологии. И в данном положении, на мой взгляд, очень четко просматривается достаточно большое упущение со стороны психологической науки, так как на самом деле названная выше проблема заслуживает самого пристального внимания именно со стороны психологов.

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Приоритетного внимания заслуживает изучение этого феномена в связи с профессиональной деятельностью руководителя любого ранга (с учетом специфических условий, разумеется).

Поскольку люди по-разному реагируют на изменения в своей деятельности и различные стрессоры (то есть отличаются по своей приспособляемости), то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения этого качества (или способности) с целью оказания эффективного воздействия на него; кроме того, включения этого параметра как одного из основных в разработку профессиограммы специалиста любого уровня (и в первую очередь — руководителя).

Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация — это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

Несмотря на то обстоятельство, что биологи считают адаптацию одним из наиболее общих, если не самым широко распространенным, в своей среде понятий, они сами признают, что до сих пор не только не существует общей теории адаптации, но и не сформулированы даже общие принципы анализа адаптивных явлений, не установлены их основные закономерности, нет достаточно четких и однозначных определений (а некоторые из определений тавтологичны по своей сути) [62, с. 14].

До настоящего времени остаются справедливыми слова одного из крупнейших специалистов в области теории автоматического регулирования Роберта Калабы, отметившего в 1962 г.: «В настоящее время мы можем сказать, что адаптивное регулирование есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанную внутри загадки» [163, с. 4].

В период всей жизни человека – с момента рождения (то есть выделения из утробы матери как автономного, самостоятельного организма) и до самой смерти — его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Итак, адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психофизиологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Вся система нейрогуморальной регуляции обеспечивает функционирование организма как целого за счет диалектического единства расходования и восстановления энергетических, структурных и регуляторных резервов. Механизмы саморегуляции (наследственные и приобретенные), действующие при тех или иных изменениях в организме человека и направленные на сохранение его жизнедеятельности, имеют ведущее значение.

В этой связи И. П. Павлов, подчеркивая значение рассматриваемых физиологических механизмов, писал: «…человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина) <….> единственная по высочайшему саморегулированию <….> сама себя поддерживающая, направляющая и даже восстанавливающая» [230, с. 187–188].

Отличительной чертой любой системы является наличие у нее входа и выхода. Вход иначе обозначается такими терминами, как стимул, воздействие, возмущение и т. д., а выход — эффект, ответ, реакция и т. д. Все эти названия указывают на то, что изменение входного воздействия определяется законом поведения системы.

Согласно первому закону термодинамики, любую открытую систему можно вывести из состояния равновесия, затратив на это энергию, то есть проделав работу. При прекращении поступления энергии система через некоторое время вновь придет в состояние равновесия, поскольку энергия будет диссипировать вовне. Живые организмы – открытые системы, постоянно потребляющие энергию, следовательно они длительное время (устойчиво) находятся в неравновесном состоянии.

Очевидно, что устойчиво неравновесная система обладает запасом потенциальной энергии, поэтому она чувствительна к внешним воздействиям и способна отвечать на слабые раздражения реакцией большей силы. Неравновесная система при этом или совершает работу, направленную против внешнего воздействия, или приходит в состояние равновесия. Живые организмы выполняют первое требование, поскольку второе означает для них смерть.

Поскольку адаптация — это процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким образом, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимума, то главным критерием их классификации служит характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый адаптационный процесс. Адаптационные способности организмов, находящихся на разных уровнях филогенеза, различаются из-за продвинутости их регуляторных систем.

Очевидно, что как во взрослом, так и в развивающемся организме, наряду со способностью к сенсибилизационным адаптациям, должна существовать возможность стабилизационных адаптации. Под ними мы понимаем процесс реализации способностей всего организма или отдельных его реагентов удерживать свои параметры в пределах функционального оптимума при изменяющихся факторах внешней среды. В филогенезе возможность стабилизационных адаптации развивается параллельно с сенсибилизационными адаптациями.

В понятие целостности организма неотъемлемой частью входит взаимодействие человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым все более возрастает роль физического совершенствования человека.

Физическое совершенство – понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное. Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью и устойчивостью в служебной и повседневной (бытовой) деятельности. Его организм отличается наилучшим развитием и состоянием взаимосвязи его функций, органов и систем друг с другом и окружающей средой. Это наилучшее состояние определяется в связи с возрастом человека и имеет оптимальную характеристику для каждого периода его жизни. Физическое совершенство может быть достигнуто в том случае, если человек сохраняет здоровье в течение своей жизни.

Здоровье — это такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам.

Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек–среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек–среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как: 1) ощущение неопределенной угрозы, 2) чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, 3) неопределенное беспокойство, – представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминавшегося ощущения угрозы, которое представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли, тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает, скорее, индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Ф. Б. Березин [29] определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

страх – тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

тревожно-боязливое возбуждение – вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Проведенные исследования убедительно продемонстрировали, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

аллопсихический механизм действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее;

интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

фиксация тревоги на определенных стимулах;

снижение уровня побуждения, то есть обесценивание исходных потребностей; концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок , представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в которой осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

Каждый человек, вступающий в новую для себя организацию, неизбежно проходит более или менее длительный процесс адаптации.

В полной мере это относится и ко вновь назначенному руководителю (с одной существенной разницей — здесь происходит как бы двойная адаптация: с одной стороны – это обычная адаптация человека, попавшего в непривычные, новые для него условия существования, а с другой – она обусловлена специфичностью руководящей деятельности и взаимоотношений, присущих диаде «начальник–подчиненный» и всему тому, что с ней связано).

Процесс адаптации руководителя коллектива заслуживает отдельного внимания, поскольку ему нужно одновременно приспосабливаться к новым условиям своей профессиональной деятельности, новому коллективу, новой технике, действию необычных факторов обитаемости на фоне высокой ответственности за порученное дело. Такая адаптация носит многоплановый, полифункциональный характер. От успешности адаптации руководителя во многом зависит не только эффективность его личной работы, но и авторитет руководителя в целом, а также эффективность деятельности руководимого им коллектива.

Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Сопоставим основные ожидания индивида и группы, членом которой он становится. Перечислим ожидания индивида:

принятие смысла и значимости своей работы;

интерес и творчество в своей работе;

степень независимости и самостоятельности в своей работе;

включенность своей работы в более широкий контекст жизни учреждения (по части безопасности и комфорта);

принятие себя и признание как полноправного члена коллектива;

поощрения и оплата труда сообразно вкладу в общий результат социальной защищенности и гарантий;

условия для роста и самореализации.

Естественно, для каждого человека комбинации этих ожиданий будут выстраиваться в свою иерархию в зависимости от соотношения в основных группах потребностей и общей направленности его личности.

Основные ожидания организации можно свести к следующему перечню:

в организацию приходит специалист, обладающий соответствующей квалификацией, и с ним можно вести профессиональный разговор. Как специалист он будет способствовать успешному функционированию и развитию организации;

социальную общность людей пополнит еще одна личность, обладающая определенными качествами;

в организацию приходит человек, который готов разделить и принять ее ценности и нормативы жизни;

организация приобретает еще одного сторонника ее интересов. Как работник-исполнитель определенной функции, он будет трудиться с полной отдачей на высоком качественном уровне. Занимая определенное место в системе формальных и неформальных отношений, человек возьмет на себя определенные обязательства и ответственность.

Разумеется, что ожидания группы будут во многом определяться уровнем ее развития и единения. Однако очевидно, что переплетение взаимных ожиданий будет влиять на адаптивные процессы вхождения нового человека в организацию. От того, как будут сбалансированы эти ожидания, зависит вереница последующих выборов и решений в жизни.

Задача управления и механизмов саморегуляции состоит в том, чтобы органично состыковать спектр взаимных ожиданий и помочь человеку занять достойное место в коллективе.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

В заключение ко всему вышеизложенному предлагается тест (№ 23), который позволяет выяснить не только уровень личной «адаптивности», но и включает в себя такие несомненно важные шкалы, как «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность». Вопросы касаются непосредственно вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с кем-либо — отвечайте, исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлению о самом себе. Итак, вам предлагается ответить «да» (+) или «нет» (–).

⇐ Предыдущая8Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации

По мнению Е. А. Климова, основная задача психологии труда состоит в том, чтобы исследовать принципы организации оптимальной по мотивации и содержанию профессиональной деятельности и помогать человеку строить ее . Н. С. Пряжников общим методом дисциплины считает исследование и развитие субъекта труда . Комплексное изучение психологических механизмов многоуровневой и многолетней (на протяжении всей профессиональной карьеры) адаптации человека к профессиональной деятельности в организации на конкретном рабочем месте отвечает вышеназванным ключевым задачам дисциплины.

Разные аспекты адаптации человека как субъекта к условиям его , профессиональной деятельности традиционно рассматриваются в разных психологических дисциплинах (психологии труда, психологии личности, социальной, психологии развития и акмеологии, дифференциальной психологии, дифференциальной психофизиологии, социологии и др.), что приводит к неизбежной потере для научного изучения некоторых из системных свойств целостного феномена.

Индивидуальность человека во многом предопределяет своеобразие оптимальных для него способов адаптации, адекватность типовых режимов работы, обучения и пр. Однако эти вопросы пока еще игнорируются новой интегральной дисциплиной — организационной психологией, изучающей совокупность процессов «организационного

204 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

поведения» человека. Недооцениваются они и в других психологических дисциплинах. Является аксиомой признание одновременного существования в организации разных ее подструктур (формальной, неформальной, внеформальной), взаимодействия компонентов которых далеко не всегда синергичны. Также признается существование ряда социально-психологических феноменов (групповых норм, корпоративной культуры и др.), препятствующих эффективной деятельности отдельных субъектов, полноценной самореализации человека как личности и индивидуальности. Очевидно, что всегда есть пути, средства, формы более оптимальной интеграции основных составляющих жизнедеятельности организации и активности человека, чем стихийно складывающиеся.

Системное изучение разных уровней адаптации человека («субъект-объект», «субъект-субъект», «субъект-группа», «субъект-организация», «субъект-социум») предполагает выделение соответствующих «единиц анализа». Они должны быть адекватны разным «масштабам» адаптации — разным психологическим механизмам согласования индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Процесс адаптации человека к среде не может быть одноактным в силу множества обстоятельств (изменения с возрастом биологии человека, его личностного и профессионального развития, изменения стечением времени требований рабочего места, технологии работы, состава социальных групп, стадий развития организации и др.). Таким образом, актуальными являются и вопросы фазовости — периодов более и менее адекватного согласования индивидуальности человека и условий среды его жизнедеятельности.

Существуют веские основания предполагать, что адаптация человека к организации (к трудовой деятельности на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе) имеет многоуровневую структуру, в соответствии с которой каждый новый уровень смещает «центр» регуляторных механизмов от отдельного субъекта в пространство его межличностных взаимодействий, актуализируя множество новых феноменов. Следовательно, все большую роль в эффективности адаптации человека к деятельности в специфических условиях приобретают ресурсы, потенциал других людей, характер их взаимодействия, особенности пространства деятельности, порождаемые самим процессом взаимодействий субъектов.

Достижение высших профессиональных результатов путем объединения субъектами своих целей определяется разными психологическими механизмами и широким спектром факторов — от особен-

8.1. Психологические механизмы адаптации… 205

ностей согласования психофизиологии партнеров до согласования их социальных стереотипов. Успешность адаптации человека как субъекта труда к деятельности в конкретной организационной структуре на разных ее уровнях сопряжена с адекватностью его рефлексии разных «логик», закономерностей, факторов взаимодействия разных систем («субъект-объект», «субъект-субъект» и др.) и соответствующей им активности человека как индивида, как субъекта, как личности, как индивидуальности.

Адаптацию можно рассматривать как динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов. В масштабе жизнедеятельности отдельного человека имеют место как процесс приобретения (профессионализм, мастерство, мудрость, самоактуализация, самоэффективность), так и параллельный процесс потери его ресурсов (профессиональная деформация личности, физические и психические заболевания). В масштабе подразделения и организации — это большая или меньшая эффективность реализации ими внешних, социально заданных функций по созиданию общественно значимых результатов. Эффективное использование активности отдельных субъектов в масштабе организации предполагает выявление всей системы адаптационных и регуляторных механизмов, рассматриваемых как динамический процессе постоянного порождения и разрушения ресурсов взаимодействующих субъектов.

Отдельный важный аспект проблемы — «единицы» анализа. Он актуален для многих, смежных с психологией дисциплин. Например, в биологии одни исследователи элементарным носителем, первым субстратом живого считают протоплазму. Другие ученые единицей основных качеств жизни называют клетку. Третьи — самостоятельную роль жизни приписывают нуклеиновым кислотам. Понятно, что в качестве основной «единицы» выступает организм как целостная система. Многие ученые, начиная с Ч. Дарвина, основной единицей эволюции, динамики живого признают вид. С одной стороны, в отношениях разных выделяемых «единиц» жизни очевидно просматривается ступенчатая структура, иерархия; с другой — отношения разных «единиц» нередко сложны и противоречивы . Не менее актуальна проблема «единиц» анализа и в другой смежной дисциплине — социологии.

На этапе становления отечественной психологии проблема «единиц» имела решающее методологическое значение . В на-

206 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

стоящее время проблема выбора масштаба, адекватного измерения психологических феноменов рассматривается ведущими учеными и в плане методическом . Другими словами, признается, что выбор адекватных «единиц анализа» во многом определяется целями и предметом исследования. Вероятно, могут быть связаны между собой «единицы» и особенности объективного и субъективного структурирования субъектом пространства деятельности .

В целом состояние вопроса системных механизмов адаптации можно свести к следующим положениям.

1. Адаптация есть постоянный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

2. Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющаяся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической «цене», затраченной на достижение результата. Они должны быть согласованы с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющимися как оптимальная профессиональная карьера. В целом карьера должна отражать качество согласования «внешних» и «внутренних» условий жизни субъекта, успешность его полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

3. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах большего или меньшего социального благополучия, в общей динамике жизненных кризисов и возможностей максимальной самореализации — в стадиях подъема («акме»), достижения и сохранения стабильности («плато») и инерции (спада).

8.1. Психологические механизмы адаптации… 207

Следовательно, можно выделить, как минимум, пять качественно отличающихся друг от друга уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе «человек — организация») и более или менее адекватных им «единиц» анализа.

1. «Человек-профессия» (рабочее место, трудовой пост, подразделение) — «профессионально важные качества» (ПВК), «трудовые функции», «индивидуальный стиль деятельности».

2. «Человек-человек» (как субъекты совместной деятельности) — «профессионально важные качества», «трудовые функции», «социальные роли», «стили профессиональной деятельности».

3. «Человек — социальная группа» (профессиональные и межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе) — «ПВК», «трудовые функции», «социальные роли», «стили профессиональной деятельности».

4. «Человек-организация» (все вышеупомянутые процессы в дополнительном контексте корпоративной культуры) — «трудовые функции», «социальные роли», «стили профессиональной деятельности».

5. «Человек-социум» (как совокупность политических, социально-экономических условий исторической эпохи) — «социальные роли», «стили жизни».

Едва ли не все стороны отношений людей в системе «человек-организация», входящие в компетенцию психологии труда и других дисциплин, являются различными по своему происхождению, содержанию и психологическим механизмам управления поведением и деятельностью людей. Они выстраиваются в определенную иерархию, могут компенсироваться и замещаться другими. Например, недостатки ПВК отдельного субъекта легко компенсируются перераспределением трудовых функций в группе. В группе — субъективное восприятие ПВК партнеров может быть более значимым их объективной выраженности. Феномен «индивидуальный стиль деятельности» и его первоначальные детерминанты в совместном труде «снимаются» закономерностями «стилей профессиональной деятельности». В феномене стиля (деятельности, руководства, общения) особенно ярко проявляется возможная вариативность взаимодействия людей в зависимости от их индивидуальности даже в нормативно заданном диапазоне содержания их труда, от структурированности производственных задач и социальных норм .

208 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

Факторы развития

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Адаптации человека

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со средой выступает адаптивность– способность к активному приспособлению к окружающей среде и её изменениям. Понятие механизмы адаптации – отражает представление о способах приспособления человека и общества к изменениям, происходящим в окружающей среде. Всё множество таких механизмов условно может быть подразделено на две большие группы: биологических и внебиологических механизмов. К биологическим относят механизмы морфологической, физиологической, генетической, поведенческой, иммунологической адаптации, ко второй группе – социальное поведение и механизмы культурной адаптации. На современном этапе наиболее изучены биологические механизмы адаптации. Механизмы внебиологической адаптации изучены недостаточно, хотя большинство исследователей полагает, что ведущая роль в адаптации человека к окружающей среде принадлежит им.

Основными биологическими механизмами приспособления являются механизмы саморегуляции. Внутренняя среда организма относительно постоянна (гомеостаз). При воздействии какого-либо внешнего фактора происходит изменение в пределах физиологических колебаний функций органов, систем и организма в целом, но сохраняется при этом относительное постоянство внутренней среды, что обеспечивает нормальный ход обмена веществ. Все функциональные системы организма взаимосвязаны. Процесс клеточной саморегуляции не является автономным, он подчиняется регулирующему влиянию нервной, эндокринной и иммунной систем. Включение различных уровней адаптации во многом зависит от интенсивности возмущающего действия и степени отклонения физиологических параметров. На рис.8 приведена схема, отражающая взаимосвязь интенсивности воздействия и включения адаптивных механизмов.

Например, регулируемая величина – уровень сахара в крови. На снижение сахара в крови срабатывает гомеостатический механизм печени, который самоуправляется до известных пределов уровнем сахара в крови. Если снижение значительное, то включается следующий этап регуляции на уровне аппарата поджелудочной железы. Здесь управление идёт за счёт гормонов инсулина и глюкагона. Последний обеспечивает ткани глюкозой, а инсулин способствует быстрейшей утилизации. Резкое падение сахара в крови при воздействии экстремального фактора включает высшие центры регуляции: гипофиз – промежуточный мозг. Повышение функции нервной системы, выброс в определенном сочетании и количестве целого ряда гормонов способствуют мобилизации энергетических ресурсов и перераспределению их в органы и ткани, участвующие в механизмах приспособления. Это нейроэндокринная стресс-реакция. Одновременно присоединяются также и другие органы и системы, способные компенсировать временно или постоянно утраченную функцию повреждённого органа. Это снижает функциональную нагрузку на больной орган и создаёт условия для формирования долговременной адаптации.

Гомеостаз
Обычные изменения среды

Местная авторегуляция

Воздействия, превышающие норму

Корригирующее влияние

высшего уровня

Чрезвычайные раздражители, экстремальные воздействия

Нейроэндокринная стресс-реакция,

мобилизация всех систем

Рис. 8. Взаимосвязь интенсивности воздействия и включения адаптивных механизмов

Адаптация организма человека осуществляется также за счёт большого “запаса прочности”. Организм устроен по двум принципам: ограниченного лимита и строжайшей экономии. Примеров этому множество. Сердце может увеличить число сокращений в 2 раза без нарушения процесса жизнедеятельности, возможно повышение давления на 30–40 %, артериальная кровь содержит кислорода в 3,5 раза больше, чем необходимо для нормального уровня обмена веществ; организм переносит удаление ¾ печени, полное удаление селезёнки, 1/10 надпочечников достаточно для сохранения жизни. Способность организмов к приспособлению заложена изначально и не связана со средой обитания.

Какие существуют типы адаптаций? Различают генотипическую, фенотипическую, климатическую, социальную и другие адаптации.

Адаптация генотипическая – это генетически детерминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития (глубокие сдвиги в морфологии и физиологии, передающиеся по наследству) . Процесс генотипической адаптации контролируется естественным отбором, а не протекает под давлением непосредственно физиологических механизмов. Наиболее древние видовые (генотипические) адаптации Homo sapiens связаны с приспособлением к географически контрастным природным условиям и образованием рас – европеоидной, монголоидной, негроидной, близкой к ней австралоидной и малых рас (надэтносов) внутри этих больших рас. В населении мира европеоиды составляют 42,3 %, монголоиды – 36 %, негроиды – 7,4 %, австралоиды – 0,3 %.

Расовые различия касаются небольшого числа второстепенных признаков – цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ, разреза глаз, роста и пропорций тела, а также особенностей группы крови и активности некоторых ферментов. Для каждого из этих признаков может быть прослежена определённая связь с факторами географического распространения, климата и особенностей питания. Так, пропорции тела – коренастость или вытянутость, длина рук и ног, средняя толщина подкожного жира зависит от средней годовой температуры обитания .

Европеоиды светлокожи, для них характерны прямые или волнистые русые волосы, серые, серо-зелёные или каре-зелёные широко открытые глаза, узкий и сильно выступающий нос, нетолстые губы, умеренно развитый подбородок, широкий таз. Выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и лёгкие. Негроиды темнокожи, для них характерны курчавые тёмные волосы, длинная голова, толстые губы, широкий и плоский нос, карие или чёрные глаза, узкий таз, большие ступни. Широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче, их курчавые волосы предохраняют голову от перегрева. Длинные конечности обеспечивают индивидов дополнительной площадью тела, способствующей более быстрой потере тепла, это имеет преимущество в жарком климате. Монголоиды смуглокожи, обладают жёлтой или жёлто-коричневой кожей, плоским скуластым лицом, прямыми жёсткими иссиня-чёрными волосами, узкими и слегка раскосыми карими глазами со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза, плоский и довольно широкий нос. Австралоиды почти также темнокожи как негроиды (их кожа имеет шоколадный цвет), но для них характерны крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, тёмными волнистыми волосами. Австралоиды являются аборигенами Австралии.

Расовые особенности не связаны с периодизацией, уровнями физического и умственного развития и плодовитостью. Для современного человека характерен процесс заметной метисации – смешения рас.

Климатическая адаптация (акклиматизация) – процесс приспособления человека к климатическим условиям. Акклиматизация – это начальный срочный этап при изменении климата географических условий (Крайний Север или экваториальная зона). Обмен веществ и энергии у человека очень пластичен. Человек может приспособиться к широкому диапазону факторов среды – температуры, атмосферного давления концентрации кислорода, состава пищи и т. д. Физиологическая адаптация людей к холодному климату сопровождается повышением обмена веществ, изменением температурной чувствительности открытых частей тела, глубины дыхания, сдвигом пищевого предпочтения в сторону повышенной калорийности пищи. Благодаря увеличению слоя подкожного жира улучшается теплоизоляция организма.

Приспособление к жаркому климату достигается изменением кровообращения, водно-солевого обмена, изменением кровяного давления, улучшением работы почек и потовых желёз. Все эти сдвиги находятся под контролем нервной и эндокринной систем. При быстром изменении климатических условий может ухудшаться состояние организма. При смене условий прежними организм возвращается к прежнему состоянию. Подобные изменения и называют акклиматизацией. Способность к индивидуальной пищевой или климатической адаптации зависит от расовой принадлежности, пола, возраста и общего физического здоровья.

Однако в большинстве случаев приспособление к тому или иному климату, характеру питания и деятельности происходит не за счёт функциональной адаптации, а за счёт психологической мотивации, приспособительного поведения.

Среда обитания человека не ограничивается лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. В процессе эволюционного развития он приспосабливается прежде всего к спокойным ритмам сельской жизни. Человек адаптируется и к жизни в городе, но при этом испытывает стресс: отрицательные эмоции, дискомфортные ощущения физиологического и психического характера при столкновении с устойчивыми раздражителями. К этой сфере адаптации относится и переезд в другую страну. Одни быстро адаптируются, другие – с большим трудом, третьи – внешне адаптировавшись, испытывают чувство ностальгии.

Особо следует выделить социальную адаптацию – приспособление личности или социальной группы к социальной среде. Человек может приспособиться к группе, усвоив и приняв её нормы, правила поведения и ценности и т. п. В качестве механизмов адаптации выступают, с одной стороны, внушаемость, комфортность как формы подчинительного поведения, а с другой – умение найти своё место, проявить решительность. Большое значение имеет согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реалиями социальной среды.

Итак, сделаем несколько выводов о возможности физиологического приспособления человека к быстро изменяющимся в результате техногенной деятельности условиям окружающей среды:

1. Эволюция человека в биологическом плане почти завершена, она протекает очень медленно и на неё требуются поколения.

2. Человек для приспособления использует не только свои генетические возможности, но и прибегает к помощи культуры.

3. Адаптация – тоже медленный процесс, иногда невозможный. Чаще всего человек адаптируется за счёт психологической мотивации.

Понятие уровней адаптации

Чаще всего социальная адаптация рассматривается как сумма самостоятельных, локальных и независимых адаптивных процессов, а не как единый, неделимый, социальный процесс. Поэтому нет общепризнанного определения и понимания ее природы, уровневой классификации адаптации, определения социальных уровней.
Структурный подход позволяет выделить макроуровень – макроинституты, регулирующие политику, экономику, культуру. Внутри каждого из них выделяют относительно самостоятельные институты первого, второго и последующих микроуровней.

Замечание 1

Все уровни возможно разделить только условно, поэтому существует целый ряд звеньев, обеспечивающих связь микро- и макроуровней социальной реальности: личности и взаимодействия между ними, социальные группы, организации, институты; типы обществ и т.д.

Взаимопроникновение, сращивание, взаимодействие всех уровней обеспечивает образование специфического институционального поля, наполнение информационного пространства, формирование общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Уровни социальной адаптации 440 руб.
  • Реферат Уровни социальной адаптации 280 руб.
  • Контрольная работа Уровни социальной адаптации 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Взаимосвязь здоровья и адаптации

Одно не вызывает возражения ни у кого — у здорового человека, при всех прочих равных условиях, шансов выжить больше, чем у больного.

Если допустить, что главная задача живого — выживание, то всё, что повышает вероятность выживания — положительно а, значит, имеет отношение к здоровью, а то, что снижает вероятность выживания, относится к болезни. Ближе всего такому пониманию болезни соответствует понятие «Адаптация» (лат. «adaptatio» — приспособление к реальным условиям). Чем выше уровень адаптации, тем надёжнее система, тем выше степень её выживаемости и эффективности. Управление уровнем адаптации даёт нам большие возможности для повышения вероятности выживания организма. Адаптация является фундаментальным свойством живого. Пока организм жив, он имеет какой-то резерв адаптации. Даже больной организм не лишён полностью адаптации, но его адаптация в той или иной мере снижена. Взаимоотношения адаптации и дезадаптации в организме связаны, как жидкость в сообщающемся сосуде. И, если здоровье — это адаптация, а болезнь — дезадаптация, то их следует рассматривать не как два взаимоисключающих состояния, а как единый динамический процесс, характеризующий, в первую очередь, состояние механизмов саморегуляции живой системы, направленный на оптимальное приспособление организма к требованиям внешней среды с минимальными энергозатратами. По Н.М.Амосову, болезнь — «это нарушение в организме обратных связей» или «состояние неустойчивого режима или дефектов собственных программ» — обязательно приводит к снижению адаптации.

Таким образом, чем выше уровень адаптации, тем больше процессы, происходящие в организме, соответствуют нашему представлению о здоровье.

Напрашивается вывод, что болезни можно лечить как минимум двумя путями:

  • Детально обследовать пациента, установить диагнозы и начать лечить каждое из заболеваний по существующей схеме, пытаясь воздействовать на возможно большее количество звеньев патологических цепочек болезненного процесса. Такой принцип направлен на замену чрезвычайно сложного внутреннего самоуправления внешним управлением;
  • Второй путь направлен на повышение уровня адаптации. Он в первую очередь обеспечивает нормализацию работы регуляторных систем организма, направленных на самовыздоровление.

Замена понятий «здоровье — болезнь» на понятие «адаптации — дезадаптации» даёт ещё одну возможность — диагностировать и лечить до её клинических проявлений, на стадии нарушения процессов управления, так называемых функциональных нарушений или снижения адаптации.

Снижение адаптации всегда сопровождается наличием неспецифических симптомов, т.е. признаков, не присущих исключительно какому-нибудь заболеванию, но появляющихся при любом заболевании, а иногда и задолго до него.

Основные общие симптомы:

  • Нарушения сна (затруднённое засыпание, прерывистый, чуткий сон, тревожные сновидения, затруднённое просыпание).
  • Нарушения, связанные с положением в пространстве (головокружения, укачивания в транспорте, дискомфорт в движущемся транспорте).
  • Головная боль.
  • Метеозависимость.
  • Артериальное давление (повышенное или пониженное);сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, снижение концентрации внимания, затруднённая переключаемость во второй половине дня.
  • Психомоторная активность.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: