Исследования Эриха Фромма
Принято считать, что потенциал – это в психологии способность человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению процесса развития личности посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.
Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода – это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.
Что подразумевают под потенциалом
В психологии
Психологические науки подарили нам понятие, называемое «потенциалом личности». Поскольку эту область нельзя отнести к точным, существует несколько трактовок данного термина.
Внутренний потенциал ― это способность человека проявлять и приумножать свои внутренние таланты. Фактически это ресурс организма, скрытые его резервы, которые проявляются со временем. При этом он постоянен и имеет конец, черпать его всю жизнь невозможно. Есть и ряд ограничений, вроде психических способностей.
В философии
Слово, происходящее от латинского слова potentia, в философии имеет свою трактовку. Используемый философами термин частично перекликается с определением, данным нам физиками.
В первую очередь это источники, запасы и резервы, как внешние, так и внутренние, которые человек может в любой момент задействовать, приложив усилия. При этом они нужны не просто так – личность использует свой потенциал для решения определенной задачи и выполнения конкретного вида работ.
Понятие используется не только для людей и их характеров, но и для наук или даже предметов.
В социологии
В этой науке есть термин «социальный потенциал». Понятие также используется довольно широко. Первый уровень ― личность. Последний ― регион, страна или даже этническая группа. При этом, чтобы перейти дальше, нужно дать полный выход резервам на предыдущей ступени.
Определение, которое дает нам социология, звучит следующим образом: «Это совокупность имеющихся и скрытых сил и моральных качеств отдельного человека.
Совет
Чтобы раскрыть их, необходимо расширить себя, например, увеличив какую-то силу или поработав над чертами характера».
О видах деятельности
Потенциал – это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.
Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.
Потенциал – это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.
Личностный потенциал
Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.
Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.
Характеристика ЛП
Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.
Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, – ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Система показателей, характеризующая потенциал человеческих ресурсов организации
Человеческие ресурсы – это определённая совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Человеческие ресурсы имеют способность к самообучению и самовоспроизводству.
Потенциал отдельного человека — это его возможности в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей.
В структуре кадрового потенциала можно выделить ряд составляющих:
· Физические – способности, ограниченные определенными пределами работника, которые используются в значительной степени.
· Интеллектуальные – способности, четких границ не имеющие, используются лишь частично.
· Социальные отношения и связи – порожденные коллективной деятельностью с учетом особенностей каждого сотрудника, могут и должны при определенных условиях порождать эффект, усиливающий потенциал кадров организации.
· Социальная общность работников — образующая команду, отличается целостностью, выражается в единых или согласованных целях, задачах, технологиях, потребностях и мотивах. Следовательно, социальный потенциал способствует развитию коммуникативных способностей персонала.
· Интегративный потенциал – механизм компенсации отсутствующих или недостаточно развитых способностей.
Значительным фактором формирования потенциала является профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности.
Естественно, что качество потенциала человека на каждом этапе карьеры существенно зависит от качества соответствующих компонентов этого потенциала.
Возрастную структуру персонала организации обычно представляют в такой таблице:
· до 25 лет;
· от 26 до 35 лет;
· от 36 до 45 лет;
· от 46 до 55 лет;
· 56 лет и старше.
Разделение сотрудников организации по уровню образования:
· высшее;
· незаконченное высшее (более половины срока обучения);
· среднее специальное;
· среднее общее;
· неполное среднее;
· начальное.
Методика определения обобщённого показателя уровня развития человеческого потенциала основывается на расчете следующих показателей:
· средневозрастной уровень персонала, характеризующийся отношением средневозрастного уровня работающих к пенсионному возрасту;
· состояние здоровья, характеризующееся двумя показателями: коэффициентом частоты заболеваний и коэффициентом текучести заболеваний;
· работоспособность, вычисляемая на основании коэффициента выполнения должностных обязанностей; коэффициент образовательного уровня; коэффициент квалифицированности персонала; коэффициент повышения квалификации кадров.
Москвитин говорил, что здесь надо говорить про текучку еще
Текучесть кадров — показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.
Формула:
Кт = Ку/Чср*100 Кт – коэффициент текучести; Ку – количество уволенных сотрудников; Чср – среднесписочная численность.
Высокий уровень текучести кадров является причиной экономических потерь организации. Так же он оказывает негативное влияние на моральное состояние оставшихся работников, трудовую мотивацию и преданность компании. Анализ текучести кадров может быть разделен на несколько частей: измерение, выявление её причин и разработка стратегий по удержанию сотрудников.
Число уволенных включает всех, кто по каким-либо причинам покинул компанию: как по собственному желанию, так и по инициативе работодателя.
18. Локальные нормативные акты, регламентирующие требования к кандидатам, должностям и рабочим местам
Локальный нормативный акт (ЛНА) – это внутренний документ организации, принимаемый работодателем.
Особенности ЛНА:
1. Разрабатывает и утверждает работодатель;
2. Нормы, содержащиеся в документе, не противоречат закону или трудовому договору;
3. Утверждается в виде инструкции или положения руководителем-работодателем (закрепляется в письменном виде);
4. С документом обязательно знакомят сотрудника, подтверждая данное действие его личной подписью;
5. Могут быть бессрочными или принятыми на определённый период;
За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.
ЛНА не обязательно распространяются на всю организацию или всех работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о персональных данных действуют в отношении всего персонала. А вот положение о структурном подразделении – только на работников этого подразделения.
К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п.
К обязательным относятся ЛНА, наличия которых требует трудовое законодательство (правила внутреннего трудового распорядка; документ, устанавливающий систему оплаты труда; документ, определяющий порядок аттестации; документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например, положение о персональных данных работников).
ЛНА регламентирующие требования к кандидатам и должностям должны содержать профстандарты, если это предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. (напр. Учитель, бухгалтер)
В тоже время ЛНА не должен содержать пунктов, ущемляющих права отдельных людей, например по расовому или религиозному признаку.
Требования к раб местам должны опираться на ТК РФ.
Творческий аспект
Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества – творческий (ТП).
В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.
Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.
На что похожа реализация потенциала
На самом деле это понятие только звучит непонятно и страшно. Большинство людей считают, что реализация напрямую связана с биоэнергетикой и какими-то полуоккультными практиками. На самом деле работа над собой больше зависит от психологии.
Человек должен постоянно изменять себя и свой характер. Просто сидеть на месте и размышлять о том, что в тебе что-то не так, не получится. Реализация собственных возможностей ― это огромный труд. Фактически это похоже на учебу в университете, только преподавателей над вами уже не будет.
Креативность
Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.
Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.
Так ли важно быть добросовестным
Люди, которых мы считаем добросовестными, всегда в точности выполняют взятые на себя обязательства. Они надёжны, никогда не подведут, это очень ответственные исполнители.
Кроме того, они, как правило, не слишком импульсивны и способны просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд.
Добросовестные люди способны добиться значительных успехов, если осознают необходимость двигаться к определённой цели.
Они без особых проблем получают образование, а на работе успешно могут успешно заниматься стратегическим планированием, что весьма важно для претендента на руководящую должность.
Однако и добросовестность хороша в определённых пределах, её избыток может означать, что человек обладает жестким характером и не умеет приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.
Рабочая сфера
Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.
Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.
Самосовершенствование
Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.
Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.
Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.
А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное — это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.
Амбиции
При оценке потенциала личности нужно и важно учитывать амбиции человека. Даже талантливый и способный, но неамбициозный человек может всю жизнь «протирать штаны», сидя на одном месте, и ничего не добьётся, что говорит, в свою очередь, о низком показателе его потенциала. Но человек, даже не имеющий особых талантов, но упорно стремящийся к самореализации и самовыражению, способен достичь колоссальных успехов. Это ли не высокий уровень потенциала? Однако любые амбиции не должны оставаться одними только мыслями или словами – они должны быть подкреплены действиями, иначе грош им цена.
Резюмируя всё вышеизложенное, следует сказать, что потенциал личности невозможно оценить лишь по какому-то одному критерию, но возможно, если проводить оценку комплексно, учитывая все возможные факторы.
А оценить свою личность, узнать сильные и слабые стороны, определить способности можно на курсе «Самопознание». Обязательно обратите на него внимание, если интересуетесь данной проблематикой.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как улучшить внимание ребенка
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Как готовить ребенка к школе: советы для родителей
- Роль искусства в развитии детей
- Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
- Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик?
- Оскар Бренифье. Серия книг «Давай обсудим»
- Социализация личности: коротко о главном
- Формирование самооценки у детей
Ключевые слова:1Самопознание