Как наши дети поведут себя, когда можно будет выйти из изоляции? Будут готовы бежать и ехать куда угодно – или выход из дома будет даваться им с трудом из-за тревоги, что может что-то случиться? Как правило, тревожные дети «считывают» поведение взрослых, но ближе к подростковому возрасту могут беспокоиться и сами по себе. Как научить их справляться с тревогой?
Тревога «встроена» по умолчанию в организм каждого человека. И когда юные пациентки рассказывают мне о своей тревоге так, словно это тяжелая врожденная патология, мне приходится сдерживать себя, чтобы не воскликнуть: «Ну конечно, иногда ты испытываешь тревогу! Именно она помогает тебе спокойно переходить дорогу и не попадать под машину». В этих случаях я обычно рассказываю пациентке о пользе тревоги.
Но бывает, что тревога из полезной защиты превращается в неприятное вмешательство в жизнь. В этих случаях я помогаю девочке вернуть ее беспокойство и страхи в границы разумного.
Чтобы научить девочек управлять своим волнением, мы обратимся к системам реагирования, которые выступают в качестве охранников при здоровом уровне тревоги и дают сбой, когда тревога выходит из-под контроля. Это физические реакции, эмоциональные реакции, паттерны мышления и поведенческие импульсы.
Несколько лет назад я помогла своей коллеге из школы «Лорел». Мы стояли в очереди в столовой, когда она неожиданно сказала:
— Знаешь, у меня возникла небольшая проблема в семье. Ты не могла бы помочь мне?
— Конечно, — согласилась я. — Что случилось?
— Моя одиннадцатилетняя дочь очень переживает из-за предстоящей ночевки у своей двоюродной сестры, — сказала коллега. — Она очень хочет пойти, потому что дружит с сестрой и ее подругами, но боится, что не сможет заснуть. От одной мысли о ночевке она начинает задыхаться.
— Хорошо, что ты спросила об этом, — ответила я. — Есть множество способов помочь твоей дочери.
Повышенная тревожность у ребёнка: признаки
Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.
Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.
Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.
Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:
Поведенческие:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
Соматические признаки
(о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).
Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.
- приливы жара или озноба;
- тремор или дрожь;
- учащённое сердцебиение;
- дискомфорт или боли в груди;
- ощущение комка в горле;
- затруднение дыхания;
- обморочность или головокружения;
- мышечное напряжение;
- онемение или покалывания;
- ощущение «пустоты в голове»;
- чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.
Виды тревожных расстройств
Тревожные расстройства (ТР) у детей и подростков включают:
- Беспокойство о разлучении с матерью и отцом (тревога разлуки).
- Беспокойство о социальных ситуациях (социальная тревога).
- Распространяющаяся тревога, которая характеризует повседневную жизнь (генерализованная тревога),
- Сильная тревога, которая нападает неожиданно (тревога паники).
- Тревога для предметов и ситуаций (фобии).
Эти ТР в принципе такие же, как у взрослых.
Психозы у детей и в подростковом возрасте.
Тест на уровень тревожности ребёнка
Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.
Опросник
Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.
Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:
1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство 4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий 5. Смущается чаще других 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях 7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны 9. Руки у него обычно холодные и влажные 10. Нередко страдает расстройством стула 11. Сильно потеет, когда волнуется 12. Не обладает хорошим аппетитом 13. Засыпает с трудом, спит беспокойно 14. Пуглив, многое вызывает у него страх 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 16. Часто не может сдержать слёзы 17. Плохо переносит ожидание 18. Не любит браться за новое дело 19. Не уверен в себе и своих силах 20. Боится сталкиваться с трудностями
За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:
Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая
Причины тревожности у детей
Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.
- Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
- Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность
- Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.
Как помочь подростку при повышенной тревожности
В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.
Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он. Как пример, не научился считать, писать или по-просту не знает алфавит. После пусть вообразит себя ребенком, для которого под силу решение этого задания. Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.
Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать. Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания. Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.
Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появится улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться. Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/trevozhnost-u-podrostkov-na-chto-obratit-vnimanie/.
Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)
Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
Коррекция тревожности у детей
Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:
- Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
- Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
- Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.
Важно «Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».
М. Лабковский
Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:
Приём № 1: Дайте страху имя
Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.
То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.
Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:
«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»
«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».
Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.
Приём № 2: Слушайте
Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.
Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.
Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет
Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!
Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.
Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.
Как справиться с тревогой на уровне тела: квадратное дыхание
Взяв подносы с обедом, мы удалились в тихий уголок столовой.
— Для начала ты должна объяснить своей дочери, что ее организм начинает давать сбои, когда она нервничает, — сказала я. — Вот почему она начинает задыхаться.
Моя коллега склонила голову, внимательно слушая.
— Объясни ей, что мозг заставляет сердце и дыхание ускориться, чтобы она смогла справиться с опасностью, — пояснила я. — Ее задача — дать мозгу понять, что все в порядке. И это вполне выполнимо.
— Но как это сделать? — спросила коллега.
— Ты ведь знаешь, что психологи советуют глубоко дышать, чтобы успокоиться? — поинтересовалась я.
— Да, — кивнула подруга.
— Это действительно эффективный метод, но я обнаружила, что он работает еще лучше, если девочка знает, почему он работает, — сообщила я.
Я рассказала коллеге, что в тревожной ситуации из мозга в легкие поступает сигнал о необходимости ускорить дыхание. В это же время легкие отправляют в центральную нервную систему обратный сигнал о том, чтобы мозг успокоился. Сигналы, идущие из дыхательной системы, особенно важны для мозга, потому что если человек задыхается, мозг должен заставить тело паниковать. Когда же мы осознанно замедляем дыхание, рецепторы в легких получают «сообщение» о том, что все хорошо, и моментально посылают обратный сигнал в мозг, чтобы тот успокоился.
— Расскажи своей дочери, что с помощью дыхания она может обмануть нервную систему и успокоиться, если ее начнут пугать мысли о ночевке, — предложила я. — В интернете много информации о различных дыхательных техниках. Моя любимая — техника «квадратного дыхания».
Я посоветовала коллеге обучить дочь этой технике. Для этого нужно сделать медленный вдох на три счета, задержать дыхание на три секунды, медленно выдохнуть на три счета и сделать паузу, опять же на три секунды. Цикл следует повторить несколько раз.
— Звучит просто, — призналась моя коллега.
— Так и есть, — согласилась я. — И эта практика наиболее эффективна, когда она уже отработана. Когда я рассказываю о ней девочкам, то всегда привожу в пример игроков в теннис, которые делают десятки бросков, чтобы найти подходящий ритм. Техника дыхания работает так же. Практика «квадратного дыхания» очень проста, но она сработает на «отлично», если войдет в привычку. Тогда твоя дочь сможет применить ее в любой момент, если почувствует страх.
Советы родителям
Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
1. Повышение самооценки:
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
- Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
- Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
- Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
- Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
- Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо
»
2. Обучение ребёнка методам совладания:
- Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
- Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
- Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
- Научите его дыхательным методикам и осознанности
3. Снятие мышечного напряжения:
- Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
- Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
- Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
- Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт
Что могут сделать родители тревожного ребенка?
- В первую очередь контроль над собой, своими словами и поступками;
- Самое главное, не нужно предъявлять к ребёнку завышенных требований;
- Создавать для него ситуации успеха;
- Сравнивать его только с самим собой вчерашним;
- Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка;
- Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал;
- Полезно снизить количество замечаний;
- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями;
- Больше проявляйте ласки в отношениях с ребёнком.
- Попробуйте использовать различные техники для снятия тревожности.