Память по Фрейду
Он считал ее важнейшей составляющей психики человека, определяющей личность. Выдвинул теорию о трех видах памяти:
- Сознательной. Характеризуется осознанием действительности. То есть, что происходит с человеком в данный момент времени. Это тактильное ощущение (книга в руках), зрительное восприятие (какого она цвета) или бульканье в животе и так далее. Сознание, в этом случае, определяется услышанным, увиденным и посредством чувствования.
- Предсознательной. Речь идет о воспоминаниях, которые индивид не осознает в данный момент, но которые при желании можно вспомнить и активизировать, это, к примеру, езда за рулем автомобиля, даты дней рождения и юбилеев.
- И бессознательной. Эта память наиболее значимая, включает опыт и воспоминания, не осознаваемые человеком, которые сидят глубоко в памяти, и доступ к ним ограничен. Фрейд полагал, что бессознательная чаша заполнена теми образами, картинками и чувствами, то есть, воспоминаниями о прошлом, которые человек хочет забыть.
Воспоминания и степень их осознанности определяют личность человека.
Что такое ложные воспоминания, почему они существуют
Исследования говорят, что воспоминанием не всегда можно доверять. Ведь процессы запоминания могут не отображать реальную действительность, а искривлять ее.
Влияние эмоций на память иногда настолько сильное, что может видоизменить или запомнившуюся информацию. Фантазии становятся частью реальности, воспринимается как абсолютная действительность.
К сожалению, не существует метода, помогающего в точности отличить правдивые воспоминания от ложных, а значит ложные занимают свое место на ряду со всеми воспоминаниями.
А что такое воспоминание?
Это воспроизведение (с английского) отрезанных во времени и пространстве картин прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Его нельзя отнести ко всему прошлому. Это всего лишь чувственная его часть: чувства и переживания. Опыт, мысли и оценки сюда не относятся.
Воспоминания бывают разными: радостными и печальными, светлыми и мрачными, добрыми и злыми. Конечно, хочется возвращаться к сладостным памятным событиям, ведь жить прошлым нельзя. Теперь мы имеем общее представление о прошлых воспоминаниях. Воспоминания о будущем станут дальнейшей темой разговора.
Психология хюгге: нужны ли нам старые вещи и воспоминания?
Недавно мне пришлось разбирать подвал, сверху донизу заставленный барахлом. Его оставили в таком виде предыдущие хозяева, а мне срочно нужно было освободить место для хранения велосипеда. Это дело заняло у меня полдня, шагомер показал, что я прошла около восьми километров, совершая однообразные марш-броски до мусорного контейнера и обратно. Вечером я написала короткую ироничную заметку о рассыпающихся коньках из шестидесятых годов и десятках баночек с неопознанными жидкостями. И это нехитрое наблюдение вдруг вызвало очень эмоциональный отклик у читателей.
«Как можно расставаться с вещами, если они – материальный эквивалент воспоминаний? Памяти нужна отправная точка, радостные события, что мы переживали в течение жизни, возникают сами собой, когда смотришь на бабушкину фарфоровую статуэтку или на свою сломанную удочку, которая пылится в темном углу уже двадцать лет…» Такой была реакция большинства читателей. Основная эмоция, которая считывалась в их комментариях, – возмущение и… страх расставания с предметами, которые они даже никогда в жизни не видели.
Так выяснилось, что многие ничего не могут выкинуть потому, что боятся вместе с не очень-то нужными вещами буквально потерять собственную память!
Попробуем разобраться, есть ли возможность сохранять радостные воспоминания, не захламляя пространство вокруг себя.
Как работает память
Человек обладает кратковременной и долговременной памятью. Первая нужна для того, чтобы запомнить код из СМС, ввести его в нужное поле и забыть навсегда. Информация из кратковременной памяти может бесследно исчезать, если мозг сочтет ее неважной. Ежедневно мы забываем десятки фамилий, лиц и фраз. А если необходимо, сведения кодируются определенным образом и переходят в долговременную память, чтобы быть извлеченными, когда возникнет потребность.
Суть памяти состоит в трех процессах: кодирование, хранение и извлечение. Многие жалуются на то, что в молодом возрасте, на фоне полного здоровья, вдруг возникают проблемы с памятью. Типичная история: человек направляется в определенную комнату, намереваясь что-то сделать, а дойдя до точки назначения, растерянно останавливается, пытаясь припомнить, что же он хотел. Или крутится на кончике языка важное название лекарства, и даже припоминается первая его буква, да только никак не вспомнить это слово целиком.
Люди нередко спешат с такой проблемой к неврологу. Чаще всего напрасно: в большинстве случаев причиной подобных нарушений памяти становится отнюдь не болезнь мозга, а нарушение естественного процесса кодирования воспоминаний или их извлечения. Когда человека отвлекают, кодирование информации нарушается. Воспоминание так и остается в кратковременной памяти, а затем быстро стирается, так и не перейдя в память долговременную. Мозг обращается к информации, которую нужно было сохранить как важную, – а воспоминания-то и нет.
Любые внешние факторы, которые рассеивают внимание, будь то болтливый попутчик в автобусе или внезапный визг тормозов автомобиля неподалеку от вас, навязчивая реклама в телевизоре, который никто не смотрит, или неожиданное «озарение», что вы забыли выключить чайник, – все это может нарушать кодирование воспоминаний. Последняя ситуация, с чайником, кстати, является примером столкновения процессов кодирования и извлечения. Когда мозг занят извлечением одного события, к тому же эмоционально окрашенного («Страшно, а вдруг вся вода выкипит и чайник сгорит прежде, чем я успею вернуться?»), он не может кодировать другую информацию (например, никак не запоминается название автобусной остановки, прочитанное в навигаторе полминуты назад).
Как это работает в жизни? Для наилучшего запоминания радостного события лучше отложить смартфон в сторону, не распылять свое внимание на тысячи деталей, не пытаться делать селфи со всеми присутствующими на мероприятии, одновременно чекинясь в соцсетях. Спокойное и внимательное присутствие – лучший способ сформировать яркие и приятные воспоминания.
Для ярких воспоминаний нужны эмоции
Кодирование памяти, то есть «упаковка» информации в долговременные хранилища мозга, происходит эффективнее, если информация сопровождается какими-то яркими эмоциями. Исследователи утверждают, что всему виной крошечная парная структура мозга, называемая миндалиной. Иными словами, если человек испытывает страх или восторг во время обучения, он запомнит сопутствующие этим переживаниям события более ярко и точно по сравнению с подобной ситуацией, не вызвавшей эмоций. Впрочем, за точность воспоминаний все же ручаться нельзя: при извлечении нередко происходит их искажение. Это свойство памяти отлично показано в сериале The Affair (США, 2014), когда одни и те же события рассказываются от лица женщины и мужчины, что являются тайными любовниками; зритель сразу понимает, как ненадежна память, как она зависима от эмоций и несвободна от интерпретаций рассказчика.
Все эмоционально окрашенные события хорошо запоминаются. Но не все так же легко воспроизводятся. Человек легче вспоминает события из той сферы, которой уделяет больше всего внимания и которой регулярно занимается. Память – это не шкаф с пыльными книгами и даже не компьютер с сотнями тысяч файлов. Память – это процесс. Электрические импульсы проходят по нервным волокнам, происходят химические взаимодействия между соединениями отростков нервных клеток – синапсами. Чем чаще сигналы «бегают» по одной и той же «дорожке», тем ярче воспоминания и тем легче «вытащить» из хранилища близкий по информационной наполненности файл.
Самое занятное, что целостное воспоминание не хранится в какой-то одной области мозга. Событие разбирается мозгом на составляющие, напоминающие детальки лего, разложенные по цветам в разные контейнеры. Например, волнительный и радостный день свадьбы будет извлекаться из памяти следующим образом: активными станут разные области мозга, которые ответственны за ориентировку во времени и месте, за эмоции и узнавание лиц, – и так, из разных «деталек лего», постепенно сложится целостное воспоминание, набор образов, который включает чувства радости и нетерпения, фото любимого тихого ресторанчика, лица близких людей, запах шампанского, ощущение гладкости обручального кольца…
Как это работает в жизни? Эмоции – это нормально. Нормально испытывать радость или гнев, растерянность или страх, воодушевление или восторг. Эмоции делают нас живыми людьми и… создают живые воспоминания.
Стресс и вспышки памяти
Исследования на крысах показали: если животное переживает стресс, в его мозге выделяется вещество, которое заставляет «испытуемого» в мельчайших подробностях запомнить этот негативный опыт и… вспомнить предыдущий, если таковой был. Опрос американцев в 2011 году показал, что 97 % взрослых респондентов подробнейшим образом помнят, где находились в момент терактов 11 сентября, а также при каких обстоятельствах узнали об этой страшной новости.
При сильном стрессе в мозге вырабатывается глутамат. Этот нейротрансмиттер заставляет мозг буквально «сфотографировать» травмирующее событие. Природа создала этот механизм для того, чтобы человек мог использовать предыдущий опыт выживания, если окажется в подобной психотравмирующей ситуации. Увы, вспышки памяти нередко становятся проявлением болезни, а не приспособительным механизмом. И они ничуть не помогают человеку улучшить свое взаимодействие с окружающим миром, наоборот, погружают его в депрессию и порой вызывают полную потерю социальных связей.
Как это работает в жизни? Ежедневного стресса, увы, не избежать. Однако можно сделать его последствия менее разрушительными, если постараться не вовлекаться в травмирующую ситуацию надолго, по возможности избегать конфликтов, в которых вы не имеете рычагов влияния.
Память может быть источником радости и вдохновения. Воспоминания о важных событиях жизни способны поддержать в трудную минуту. Для того чтобы сохранить как можно больше приятных встреч, сценок из жизни, позитивных эмоций и полезного опыта, совсем не обязательно держать в доме склад дорогих сердцу вещей.
Иногда достаточно одного взгляда на старую детскую игрушку своего ставшего взрослым ребенка, чтобы в памяти возник смешной и трогательный образ малыша, а также собственное ощущение молодости и полноты жизни. Но мозг также способен извлекать важные воспоминания в ответ на посещение какого-то памятного места, запах определенного блюда, любимую мелодию или даже эмоцию. Именно поэтому не стоит беречь дорогие сердцу воспоминания, собирая целый музейный архив из ненужных, ветхих и сломанных предметов. Память – тонкий и чувствительный инструмент, для работы которого не требуется подшивка выцветших журналов или эмалированное ведро с дыркой на дне.
Речь пойдет о дежавю
Таинственное и малоисследованное явление, при возникновении которого пересекаются настоящее, прошлое и будущее. У человека появляется ощущение того, что это уже было с ним когда-то. По каким-то причинам наше сознание путешествует в будущем, запоминает там что-то, вследствие чего перед наступлением события возникает уверенность, что мы знаем, что будет происходить, поскольку помним это из прошлого.
Каждый здоровый человек испытывает его хотя бы раз в жизни. Что это — игра нашего воображения, осколки воспоминаний, фрагменты сновидений, психическое расстройство или свидетельство того, что мы проживаем не первую жизнь? Или это неверное истолкование времени события? Вопросов много, но обоснованного ответа не существует. А вдруг нет времени, и будущее мы можем также вспоминать, как и прошлое?
Детские воспоминания
Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.
Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.
Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:
- Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
- Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.
Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.
Прошлое человека – когда оно важно, а когда неважно? Вспомните все те рассуждения друзей и подруг, когда вы обсуждаете тему, нужно ли расспрашивать человека об его прошлом. Одни говорят, что не нужно, другие аргументируют нужность расспроса человека о прошлом, мол, «ты по крайней мере будешь знать, на что он способен». Так, когда прошлое человека важно знать, а когда не важно?
Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.
Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас. К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас. А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком.
Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека. Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения.
перейти наверх
Продолжим говорить о мистике
Поговорим о воспоминаниях, о прошлых жизнях. Существует множество мифов, касаемых этой темы, но реинкарнация доказана учеными.
«Против идеи вечного возвращения наука не может привести абсолютно достоверных аргументов»
Цитата Альберта Эйнштейна также это подтверждает. Доктор медицины из США Ян Стивенсон не один десяток лет посвятил изучению прошлых жизней. Он работал с детьми из Азии, которые ему и рассказывали о воспоминаниях, о прошлом. Он проверял данные, которые подтверждали их повествование.
В восточной культуре нет запрета говорить о прошлых жизнях, там не пропагандируется идея, что жизнь одна. Поэтому об этом говорят спокойно. Другой ученый, Майкл Ньютон, доказал теорию о прошлых жизнях посредством гипноза.
Можно ли научиться видеть?
Определенно. Помогут в этом специальные методики и тренинги. Более того, ученые утверждают, что дети до пяти лет обладают этим свойством, воспоминания о прошлых жизнях для них не закрыты. Для чего нам знать о них, спросите вы. Все просто — в них кроется ключ к будущему, вернее, к пониманию того, что с вами происходит в настоящем. Благодаря этому легче и быстрее разобраться в себе, чем через воспоминания детства и анализ сопоставления ситуаций в рамках одной текущей жизни. Мы вспоминаем только накопившийся опыт, который получили в прошлых жизнях.
Ведь можно увидеть свои таланты и счастливые жизни. Узнать, что у вас хорошо получалось, что сделало успешными и знаменитыми, как добивались целей, с помощью каких средств, что за эмоции вы испытывали при этом. Именно это состояние внутреннего подъема жизненных сил обеспечивает достижение успеха. Все это реально «перепрожить» снова.
С помощью прошлых жизней можно получить ответы на все волнующие вас вопросы, понять, почему что-то не выходит, устранить препятствия на пути к достижению цели. Именно понимание и переосознание проблемы помогает избавиться от нее.
Воспоминания
ВОСПОМИНАНИЯ — повествование о явлениях жизни (личной или общественной), свидетелем которой был автор. И своим отношением к событиям действительной жизни, и своей связью с личностью автора, воспоминания приближаются к дневнику (см. это слово), хотя и отличаются от него своими хронологическими соотношениями с действительностью, так как касаются событий более или менее отдаленного прошлого.
Впрочем, формальное отличие это связано, как с основным заданием, так и с материалом изложения.
В то время, как дневник фиксирует все сколько-нибудь значительные впечатления бытия, воспоминания более прагматичны: результаты событий, смысл происходящего лежат для автора воспоминаний в прошлом (а не в будущем, как для автора дневника).
Эта особенность связана с основным заданием воспоминаний: при наличии множества дневников, написанных только «для себя», не предназначенных к печати, воспоминания, в большинстве, пишутся для других (если не для широкой читательской массы, то для друзей, потомков и пр.).
Вот почему воспоминания, помимо того, что уступают дневнику в протокольной точности, отличаются при этом нередко и тенденциозностью выражения.
Осуществляя, в большинстве, более отчетливый, чем дневник, основной замысел, воспоминания самой постройкой своей более, чем дневник, близки к художественному произведению. Вместе с тем, все художественные возможности, осуществляемые в дневнике, доступны и воспоминаниям (см. слово «Дневник»).
Воспоминания, предназначенные к печати, естественно, подвергаются обработке и могут рассматриваться, как произведение литературное. Таковы, к примеру, воспоминания А. Ф. Кони, собранные в книге «На жизненном пути». Когда они касаются таких лиц, как Л. Н. Толстой, В. О. Ключевский и т. п., они приобретают исторический или публицистический характер. Соединение публицистической тенденции с беллетристической формой — в «Повестях моей жизни» Николая Морозова. Но литературное задание здесь лишь привходящий элемент. В основе, все же, это, прежде всего, исторический документ, относящийся к событию или лицу.
В произведениях, подобных «Истории моего современника» В. Короленко, «Детству» и «В людях» М. Горького, этот документальный характер приобретает более широкий смысл, охватывая не отдельное лицо, не отдельное событие, не отдельное явление, а всю прошлую эпоху, все минувшее; этот смысл воспоминаний, данный от первого лица, подчеркнут даже в самом заглавии книги: «История моего современника». И в тексте он говорит, что присущий ему в прошлом романтический взгляд на действительность, характеризует все его поколение.
Но не только бытописатели в духе Горького или Короленко избирают форму воспоминаний. Русский символизм нашего времени дал нам прекрасные образцы воспоминаний в поэме Блока «Возмездие», в «Первом свидании» А. Белого, в его эпопее «Я». Ритм эпохи — их главное содержание. Особенно это чувствуется в «Возмездии»: «Все эти факты, казалось бы, столь различные, имеют для меня один музыкальный смысл», — говорит Блок в предисловии. Здесь эпоха становится поэтической темой. Мало того: эта основная тема теснейшим образом связана даже с формальными особенностями самого произведения: с ямбом Александра Блока (по его же словам, «простейшим выражением ритма того времени»), с разорванными ритмами прозаической речи Белого.
«Детство, отрочество и юность» Л. Толстого — новая разновидность воспоминаний. Здесь, при значительной автобиографичности, художник по своему компанует материал, не только изменяя имена действующих лиц, но смещая и взаимную связь событий.
«Записки из Мертвого Дома», представляющие в основе своей воспоминания самого Достоевского, вставлены им в рамку вымышленного сюжета и приписаны ссыльному поселенцу и домашнему учителю Александру Петровичу Горянчикову. Лицо автора записок, таким образом, скрывается под литературной маской.
Наконец, одна из распространенных литературных форм — воспоминания, имеющие фиктивную документальность. Такова, например, «Неточка Незванова» у Достоевского. Фиктивные воспоминания, подобно дневнику, дают автору возможность выполнить две параллельные художественные задачи: изобразить и содержимое воспоминаний, и то лицо, которому они принадлежат. Художественные возможности, вытекающие из этого приема, столь же значительны, сколь значительны они в литературной форме дневника (см. это слово).
Валентина Дынник.
Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me
Значения в других словарях
- воспоминания — см. >> книга Словарь синонимов Абрамова
- Воспоминания — Общее название повторно возникших знакомых по прежнему опыту представлений, мыслей, чувств. Медицинская энциклопедия
- воспоминания — воспоминания мн. 1. Записки или рассказы о своей или чьей-либо жизни. 2. То, что помнится, хранится в памяти. Толковый словарь Ефремовой
- Воспоминания — ВОСПОМИНАНИЯ — см. Мемуарная литература. Литературная энциклопедия
- Воспоминания — Вид автобиографической литературы; то же, что Мемуары. Большая советская энциклопедия
- Воспоминания — Воспроизведение в сознании сохранившихся в памяти представлений, мыслей, чувств. Син.: реминисценции (лат. reminiscentia – воспоминание). -… Толковый словарь психиатрических терминов
- воспоминания — сущ., кол-во синонимов: 7 вспоминание 5 записки 2 книга 160 мемуары 4 память 16 реминисценция 7 флэшбэк 1 Словарь синонимов русского языка
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
© 2005—2020 Gufo.me
А каковы причины воспоминаний о прошлом?
Человек довольно часто возвращается к произошедшим событиям, думает, погружаясь в них. Те, в свою очередь, поглощают. Зациклившись на них, индивид причиняет вред психологическому и физическому здоровью. Вот основные ситуации, которые это провоцируют:
- Смерть близкого или родного человека.
- Измена, расставание с любимой половинкой.
- Нереализованность в жизни, в частности, невостребованность в профессии.
- Смена жительства (другой район, город, страна).
- Бытовая однообразная жизнь.
Причин много, но какими бы они ни были, нельзя оглядываться в прошлое, иначе будете обречены на постоянные неудачи.
Есть несколько рекомендаций, как справиться с этим
От воспоминаний прошлых лет можно избавиться. Дадим советы:
- Проанализируйте прошлое. Необходимо простить, признать промах и отпустить ситуацию.
- Извлеките ошибки.
- Используйте медитации и положительные аффирмации.
Случается и такое, что человек понимает и пытается избавиться от воспоминаний прошлых лет, но ничего не выходит. Здесь индивид либо нечестен с собой, либо действительно есть глубоко засевшая причина в подсознании. Тогда, возможно, лучше обратиться к профессиональному психологу.
Теперь, приведем высказывания знаменитых людей
Итак, цитаты о воспоминаниях, о прошлом:
«Воспоминание — это единственный рай, из которого нас не могут изгнать» (Ж. Рихтер).
«Воспоминания так нелепы. Одни из них довольно смутные, другие абсолютно четкие, третьи слишком тягостны, и ты стараешься не думать о них, а некоторые настолько мучительны, что их не забыть никогда» (А. Мак-Партлин).
«Избавиться от воспоминаний — все равно, что обокрасть себя. Порою воспоминания — это все, что у нас есть, и на вкус они слаще любого плода» (М. Брентон).
«Пути разошлись, воспоминания остались» (С. Есенин).
«Воспоминания — вот из-за чего мы стареем. Секрет вечной юности — в умении забывать» (Эрих Мария Ремарк).
Столько высказываний известных людей, и в каждом определенно есть своя истина, ведь недаром эти фразы стали крылатыми. Воспоминания о прошлом, одним словом – ключ к будущему. Жить ими, конечно, нельзя, а вот использовать в качестве опыта можно и даже необходимо, чтобы избежать совершенных ошибок.
Как избавиться от терзаний?
Главное – понять, что прошлое нельзя отменить и исправить, каким бы оно не было. Используйте его в качестве ресурсов или опыта. К примеру, перед важными переговорами, чтобы справиться с волнением, вспомните моменты, когда вы добивались успеха.
Плохие воспоминания о прошлом используйте в качестве опыта. Извлекая из них урок, помните только о нем, чтобы не повторить прежних ошибок. Жить стоит настоящим. Именно в данный момент вы можете на что-то повлиять и изменить ход событий. Необходимо правильно использовать и ценить прошлое, потому что от него будет зависеть будущее.
Грехи нашей памяти
Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или о, – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.
Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием «Семь грехов памяти», описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
- Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
- Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
- В-третьих, мы забываем источники информации.
- В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
- В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.
Что делать, чтобы не жить прошлым?
Рассмотрим алгоритм действий, итак:
- В случае потери близкого или расставания человек переживает глубочайшую депрессию, боль. Конечно, все забыть быстро не удастся, но необходимо постараться сократить это время. Главное – перестать себя винить в этом, разбираться, давать оценки.
- Как бы это странно и глупо ни звучало, отведите время для переживания. Пусть это будет, к примеру, неделя, две или три, месяц. Выплескивайте свои эмоции как угодно, только без вреда окружающим, а после берите себя в руки и отпускайте ситуацию в прошлое.
- Можете ознаменовать это событие чаепитием или застольем. Главное, решить для себя, что боли больше нет. Вы начинаете новую жизнь.
- Не возвращайтесь к прошлому. Как только оно начинает снова затягивать, переключайтесь. Допустим, придумайте свой сказочный мирок, городок или деревню, где вам будет комфортно и спокойно, и возвращайтесь туда.
- Самосовершенствуйтесь. Занимайте себя хобби или любимым делом. Углубляйтесь в профессию, совершенствуйте навыки.
- Поднимайте себе настроение. Вспомните себя в юности, когда вы были полны сил и уверенности. Перенесите ту энергию в настоящее, начните новое общение, знакомьтесь, радуйтесь жизни.
Концентрируйтесь исключительно на хороших воспоминаниях, если пока не получается, фокусируйте внимание на ярких мечтах. Конечно, очень трудно научиться отпускать ситуацию, прощать обидчиков и себя, не цепляться за прошлое. Но необходимо стараться. Прошлое должно служить лишь бесценным опытом, а не становиться источником бед и плохого настроения.